... дикой-предикой Британии, эго автора Аберкромби, уже угрожает всему острову.
Оказывается, продажи "Первого Закона" по всему миру уже превысили 1 миллион экзмпляров. Очень серьезное достижение, достаточно вспомнить, что продажи того же "Малазана" Стивена Эриксона достигли миллиона экземпляров, только после выхода десятой книги.
Появилась британская обложка к новому роману Эсслмонта, "Blood and Bone". Книгу обещают выпустить в ноябре сего года, и если не будет никаких задержек, то это будет уже третья малазанская книга, вышедшая в этом году, после "Orb, Sceptre, Throne" Эсслмонта и "Forge of Darkness" Эриксона.
Всем известен “синдром второй книги” и вытекающие из него неприятности, когда автору не удается удержать вторую книгу трилогии на том же уровне, что и первую, когда он замораживает действие, превращая книгу в полигон для подготовки большого финала. Марк Лоуренс дебютировал год назад со своим романом “Prince of Thorns” — очень темным и мрачным фэнтези, в котором, несмотря на некоторые недостатки, был отчетливо виден потенциал автора. Сумел ли он избежать падения во второй книге своей трилогии? Продолжил ли он развивать свой потенциал?
Продолжение еще ярче отображает необходимость протагониста быть именно таким, каким он был в первой книге. У многих людей возникали проблемы из-за исключительной молодости Йорга, ведь он отображался десятилетним убийцей. Тому, конечно, были причины, но все равно не покидали сомнения, по поводу этого сюжетного хода. Тем более что особого изменения характера Йорга в “Prince of Thorns” не видать, несмотря на ощутимый временной период, покрываемый романом (четыре года). Он все равно интересен, но статичен. И вот это Лоуренс меняет полностью.
Действие “King of Thorns” тоже происходит в двух временных периодах. Первый — воспоминания Йорга четырехгодичной давности, когда ему было 14 лет, и он только стал королем. Второй — день свадьбы восемнадцатилетнего Йорга, по совместительству день решающей схватки с Принцем Стрел. И хотя, тут возникают проблемы, о которых упомянем позже, в этот раз Лоуренс использует две параллельные линии на полную катушку, и подвергает характер Йорга серьезным испытаниям. Став королем, ему приходится тщательнее взвешивать свои действия, ведь по его поведению будут судить и о его королевстве, и о его подданных. Лоуренс не сдал позиций в плане жестокости, Йорг все еще ублюдок, но он больше не жесток без необходимости. Вместе с тем, трагические события прошлого все еще мучают Йорга, и то, насколько сильно и необратимо они его изменили, становится еще более очевидно. Еще добавить кучу проблем с неразрешенным влечением Йорга к Катерине, и необходимостью сохранять авторитет в глазах Братьев, и мы получаем идеального клиента для психиатра. К счастью, несмотря на кучу испытаний сваливающихся на голову Йорга, Марк не превращает его в нытика. Он остается сильным и жестким лидером, который прекрасно знает, чего он хочет.
К сожалению, хоть главный герой все так же хорош, постоянство сохранилось и во всем, что касается второстепенных персонажей. Нельзя сказать, что они абсолютно неинтересны, но они по большей части однотонные и незапоминающиеся. Любой из этих героев забудется вскоре после окончания книги, может быть, кроме сэра Мэйкина. Его внутренний конфликт вызван преданностью к Йоргу и действиями Йорга, которые, мягко говоря, не всегда соответствует взгляду Мэйкина на жизнь. Он, пожалуй, единственный из всех второстепенных персонажей, не являющийся одномерным болванчиком (хоть и забавным). В остальном — на этом фронте без перемен, автор фиксируется на Йорге.
В любопытном постапокалиптическом сеттинге, который создал автор, все цитируют древнегреческих философов и принимают технику, которая осталась со времен опустошительной войны, за магию древних. Хотя есть там и вроде бы натуральные колдуны и некроманты. Как это работает — автор снова не объяснил, но в целом, мир уже начал прорисовываться яснее, глядишь, в третьей книге все уже будет понятно. Пока, главное то, что он доволен, не стандартен, и продолжает интриговать.
Может показаться, что все в книге хорошо и прекрасно, но это, к сожалению, не так.
Как ни странно, но одним из главных достоинств первой книги был ее размер. В ней не было даже трехсот страниц, и действие разворачивалось стремительно, сюжет летел вперед, не спотыкаясь, и читалось все на одном дыхании. Да, потом можно было понять, что ничего особенного в сюжете и не было, он довольно обычен. Но книга не давала об этом задуматься ни на секунду, и за это многое прощалось. Тут не так.
Да, вторая книга обязана была быть длиннее, но в итоге Лоуренс переборщил и затянул сюжет. И на фоне действия, которое плелось примерно 70% книги, сразу стали очевидны недостатки Лоуренса в сюжетном плане. У него еще не получается создать действительно интересный сюжет, который мог бы держать в напряжении, невзирая на длину книги. Первая сюжетная линия, сводится к бродилке, аналогичной той, что была в первой книге, но и близко не такой захватывающей (хотя, ближе к концу, он очень прилично разошелся, и следить за этой линией стало интересней). Вторая — отводится на непомерно длинную битву, которую следовало сделать много короче. Марк в итоге вбрасывает пару сюжетных поворотов, но как-то вяло, как будто и сам не верил, что они многих удивят.
Несмотря на этот довольно ощутимый минус, как стилист Лоуренс продолжает расти. Он отлично владеет языком, и многие кусочки текста доставляют удовольствие в первую очередь из-за стиля. Ему еще стоит поработать над своим подходом к сюжетам, и тогда можно будет сказать, что он начал реализовывать весь свой потенциал.
Резюме — это, в целом, довольно ровная книга, где достоинства уравновешиваются недостатками. Все решает самый субъективный фактор — атмосфера. Если автору удалось затянуть в мир, удалось заинтересовать необычным героем — то на минусы, просто не удастся серьезно злиться. И vice versa, конечно же.
Чего-то совсем давно не выкладывал интересных обложек. Надо исправлять.
Первым делом, обложки к британскому переизданию книг Джеймса Барклая. Я его не читал, и в ближайшем будущем не собираюсь, но! Поскольку рисовал обложки Рэймнод Суонлэнд, то считаю необходимым продемонстрировать красоту:
Обложка к финальной книге в "Assassini Trilogy" Джона Кортнея Гримвуда. Выход — апрель 2013 года.
Ну и к двум предыдущим книгам заодно:
Уже довольно давно появившаяся обложка к "River of Stars" Гая Кея. Но она отличная, поэтому все равно запощу. Выход — апрель 2013 года.
Обложка к американскому переизданию "Путешествий Тафа" Джорджа нашего Мартина.
Разворот обложки нового романа Джеймса Энджа, "A Guile of Dragons". Выход — 24 августа сего года.
Ну и Cold Days, четырнадцатая книга про Гарри Дрездена. Как обычно со скоростным Батчером, выход не за горами — 27 ноября сего года.
Грант Моррисон очень любит комиксы. Он один из самых больших гиков, работающих сейчас в индустрии. Его любовь к комиксам накладывает отпечаток практически на все его работы. И это, конечно, не делает понимание его работ легким занятием, особенно для тех, кто не слишком хорошо знаком с историей комиксов. Это так же мешает оценить его творчество объективно.
В этом и заключается главная и единственная проблема “Flex Mentallo”, одного из самых известных творений Моррисона. Это отличный комикс, это гениальный комикс, это лучшая мини-серия на свете (и пофиг на “Хранителей”). Но человеку постороннему нельзя порекомендовать этот комикс. Он ничего не поймет, бросит после первой пары страниц, и у него появится предубеждение против комиксов. С другой стороны, ведь не обязаны же все комиксы быть легкими и простыми, и подходить для знакомства с жанром. Должно же быть что-то и для гиков, так ведь?
Именно тут, ярче всего проявляется тренд в творчестве Гранта, который обрел свою логическую кульминацию в недавних “Supergods”. Это любовное письмо комиксам, история жизни целого медиума, которая поместилась в крошечную мини-серию.
Наш главный герой, Флекс Менталло, Man of Muscle Mystery – единственный супергерой в мире, который трещит по швам. Когда-то их было много, но отчего-то все исчезли. Флекс может делать практически все, что пожелает, ему надо лишь напрячь мышцу. Он может обезвреживать бомбы и останавливать преступников, он даже может поменять форму Пентагона, что он сделал в своем камео в “Doom Patrol”. Именно в “Doom Patrol”, во время рана Моррисона впервые появился этот ходячий стеб над Чарльзом Атласом. Впрочем, эта мини-серия никак не связана с “Doom Patrol”, поэтому можно про него забыть.
Но только после упоминания о необычном происхождении Флекса. Он – персонаж из комикса, созданный маленьким мальчиком, Уолли Сейджем. Но Уолли настолько поверил во Флекса, что тот материализовался и в настоящем мире. Моррисон тут седлает одного из своих любимых коньков – он довольно часто делает упор на силу воображения.
Уолли Сейдж присутствует и здесь, в роли умирающего в подворотне поп-певца, которому надоело все на свете и он обожрался наркотиков, чтобы умереть. Уолли разговаривает с кем-то по телефону, и рассказывает о своем детстве и комиксах. Эта линия сюжета сначала кажется очень непонятной, и до самого конца, не ясно, что там происходит на самом деле. Но что очевидно сразу – это автобиографичность истории Уолли, эмоциональность человека, который просто хотел поговорить о чем-то приятном и хорошем, прежде чем он умрет – о комиксах. Тут же Моррисон говорит, что не понимает, почему люди стесняются, если читают комиксы о супергероях. Ведь супергерои должны олицетворять добро и справедливость, они должны быть идеалом, чего тут стыдиться?
И в этом простом тезисе и заключается основной посыл истории Флекса. Как сам Моррисон подтвердил в “Supergods”, четыре выпуска серии – это четыре эпохи комиксов.
Первый выпуск – это Золотой Век. Эпоха рождения комиксов, когда многих ныне устоявшихся канонов не было и в помине. Флекс начинает свои попытки спасти мир и ищет старого друга, который может ему помочь. Я, честно говоря, не читал комиксы Золотого Века, поэтому не уверен, насколько они похожи на эту работу Моррисона.
Второй выпуск – это Серебряный Век. Помимо памятника всей индустрии в целом, “Flex Mentallo” – это рассуждение о Серебряном Веке. Поскольку Моррисон – романтик в душе, он очень не любит Темный Век, когда идеалы супергеройских комиксов были разрушены. Серебряный Век – это детство, самая счастливая пора, когда все кажется новым и интересным. Да, комиксы того периода порой глупы, да, порой они очень странные – это не отменяет их прелести. Но, Моррисон не слеп к проблемам Серебряного Века. Как он сам пишет, в те времена комиксы писали обдолбаные фрики, и это, конечно, не могло не проявиться. Слишком безумные сюжеты, слишком откровенные намеки (все помнят картинку с Бэтменом и Робином в постели), а ведь в то время, комиксы о супергероях читали только дети. Но в них была идеалистичность, была надежда, была вера в добро. Я не против “темных” героев, тот же Морфей из “Sandman” – великолепен. Я не против “темных” супергероев, да и Моррисон не против, судя по “Batman R.I.P”, но во всем должна быть мера.
Темный Век – это тема третьего выпуска. Тон комикса меняется, появляются монологи, характерные для этого периода истории комиксов, появляется жесткость, даже погода и та портится. А уж сцена супергеройской оргии (не спрашивайте) в полной мере демонстрирует все проблемы Темного Века. Темный Век – это эпоха, когда все авторы решили одновременно выпустить на волю подростков внутри себя. Кровь, секс, атмосфера, от которой хочется повеситься – все это стало преобладать в супергеройских комиксах. И опять же, в этом нет ничего плохого, если бы это было в нескольких сериях. Но нет, тренд охватил весь медиум. И делалось это “овзросление” в большинстве случаев безвкусно. Как правильно заметил один из героев комикса: “Только озлобленный подросток может перепутать реализм с пессимизмом”. Конечно, лавину начал Алан Мур, деконструировав супергероику со своими “Хранителями”. Конечно, нужды в этой деконструкции не было, и работа Мура знатно переоценена, но она хорошо написана. Она мрачная, но ее явно писал не “озлобленный подросток”. Основная вина лежит на Фрэнке Миллере с его “Dark Knight Returns”. Не будем вдаваться в детали, ибо статья все-таки не о нем, но именно эта работа – олицетворение всего плохого, что было в Темном Веке. Может быть, как-нибудь еще поговорим об этом.
Но все подходит к завершению, и четвертый выпуск представляет завершение Темного Века и начало Современного Века. Моррисон отчетливо показывает возрождение надежды и добра. Грустно видеть, как все-таки заблуждался Моррисон, ведь сейчас намного больше комиксов а-ля-Миллер, чем тех, о каких говорит Грант. Но, тем не менее, надежда не умирает, и Моррисон прекрасно показывает ее рождение. Если ближе к концу выпуска вы не будете на грани плача, то: а) Вы не любите комиксы; б) У вас нет души. Когда становится ясен весь подтекст, когда становится ясной роль Уолли Сейджа в комиксе, когда становится ясной роль Флекса Менталло в его жизни – надежда расцветает ярким цветом.
Фрэнк Куайтли – один из лучших художников в наше время. Я не знаю, что на меня нашло, когда я читал “All-Star Superman”, но почему-то он мне тогда резко не понравился. Потом я прочел “New X-Men” и “Batman and Robin” и понял, что как-то странно я читал Супа. Куайтли не настолько разнообразен, как тот же Джей Эйч Уильямс III, и не настолько фотографичен, как Алекс Росс, и традиции Кирби тоже ему чужды, в отличие от Марка Бакингэма. Но так передавать динамику истории, так поймать самую суть комикса, как это удается Куайтли, не удается никому из вышеперечисленных мастеров. Тут Фрэнк еще неопытен, и это видно. Он не достиг технического совершенства, которое будет присутствовать в “New X-Men”, и Моррисон еще не начал писать крутые сцены исключительно, чтобы Фрэнк мог порезвиться, как это будет в “Batman and Robin”. Но и тут порой проскакивают проблески будущей гениальности, а уж за последнюю страницу – хочется пожать Фрэнку руку.
Резюме – трогательное любовное письмо комиксу, как медиуму. C Моррисоном можно не соглашаться в его чувствах по поводу Серебряного и Темного Веков, но он говорит правильные вещи. Комиксы должны быть в первую очередь о добре и справедливости, комиксы не должны писаться “озлобленными подростками” с суицидальными наклонностями.