Прошедший 2011 год, был очень удачным в плане выхода новых книг. Тут и продолжения циклов Ротфусса и Мартина, и новые книги Аберкромби, Абрахама, Батчера и многих других. И, что немаловажно, очень много разнообразных дебютов. И на общем фоне особо выделяется издательство Night Shade. Брэдли Белью, Кортни Шейфер, Стина Лайт, Мазаркис Уильямс – громко прозвучавшие в прошлом году имена. Среди великолепных дебютантов (тут хочется уточнить, что это относится к крупной форме) прошлого года, есть еще один представитель Night Shade – Кэмерон Херли со своим романом “God’s War”.
Роман Кэмерон должен был выйти еще в 2010 году, но тогдашний его издатель, не рискнул публиковать книгу. И сложно сказать, так ли уж не прав был тот издатель. “God’s War” – роман отличный, получивший немало положительных критических отзывов и неплохую рекламу на различных форумах, но он, очевидно, не предназначен, для особого коммерческого успеха. Впрочем, как книгу продать – это проблема издателей, им ее и оставим. Пора поговорить о сути.
И сначала, стоит разобраться с жанром. Не такая простая задача, как это обычно бывает. Сам автор считает, что ее книга – жукопанк. Я понимаю, я сам устал от всевозможных склонений "–панк" жанров, но стоит отдать автору должное, такой вариант очень точно характеризует саму книгу (и привлекает внимание, чего уж). Если попытаться объяснить жанровую принадлежность книги в более понятных терминах, тогда, наверное, придется причислить книгу к нуару. Феминистскому. Мусульманскому. C жуками.
При такой дикой смеси, было бы очень удивительно, если бы миростроение не было бы превосходным. К счастью, оно действительно выполнено на классном уровне, и является, пожалуй, главным достоинством романа. Вообще, к жанровой принадлежности, стоило бы приписать еще и НФ. Потому что, несмотря на то, что действие происходит исключительно на планете, сами ее обитатели прилетели из космоса n-ное количество лет назад, и основной сюжет текста замешан на инопланетянах. На планете (именуемой Умайма) находятся несколько государств, но нас в основном интересуют два, в которых и будет происходить. Две страны находящиеся в состоянии войны: Нашиин и Ченджа. И если вторая – типичная стереотипная мусульманская страна, с главенством мужчин, то Нашиин – гораздо более любопытное государство. Все мужчины страны находятся на фронте, и за годы войны, в стране прочно укрепился матриархат. К счастью, несмотря на отчетливый феминистский посыл, никаких идей о превосходстве одного пола над другим, не наблюдается.
Важнейшей частью мира являются разнообразные жуки. На них основана местная магия, лечебная и атакующая. Их используют в качестве топлива, их даже используют в качестве валюты (хотя в ходу имеются и более традиционные деньги). Жукопанк воистину. Продолжая парад странностей, местные маги, помимо содержания школ, в которых обучают, как обращаться с жуками, также имеют собственные боксерские ринги, на которых постоянно проводятся турниры (на этом даже завязаны важные сюжетные моменты). Что еще сильно радует, так это то, что на нас не сваливают всю информацию сразу, и не устраивают периодические свалки. Все откровения о географии и истории встроены в сюжет, и поэтому от них не веет унылостью.
Как я уже упоминал, один из жанров, к которым можно эту книгу причислить – нуар. Тем, кто знаком с жанром, это должно было сказать, чего ожидать от персонажей. Верно, по настоящему сильно проработан лишь главный персонаж – Никснисса – убийца на службе королевы Нашиин (там не все так просто, но не буду раскрывать интригу). Она действительно комплексный, и реалистичный герой. Или, вернее сказать, антигерой. Она абсолютно точно не хороший человек, вам не хотелось бы ее встретить, вам не захочется с ней работать, а если вы – ее контракт… Вам лучше бежать далеко и быстро. Очень радует, что автор не принимает попыток облагородить поступки своей героини, до самого конца не ясно, кто же она – сломанный человек с надеждой на искупление, или же холодная, бездушная машина для убийств. И хотя, несколько положительных моментов и вбрасываются (ибо писать книгу про абсолютного морального урода – рискованно), ее нельзя назвать хорошей, и она уж точно не капитан Дариан Фрай.
Ее команда, к сожалению, выглядит слабее. Автор пытается сделать комплексным персонажем волшебника Риса, играя на противоречии его чувств и веры в Бога, но его абсолютная goody-two-shoesность сводит эти попытки на ноль. Про остальных персонажей читать интересно, но ни глубины, ни сюрпризов ожидать не стоит (окей, один сюрприз есть — но он читается). Не Вудинг.
Сюжет вертится вокруг всем известного и привычного клише – попытка вернуть утерянную из-за какого-то проступка честь и должность. Сюрпризы будут, но большинство из них опытный читатель увидит на раз. В то же время и плохого ничего не сказать о сюжете. Он увлекателен, даже если и прост, помогает получить представление о мире, и заканчивается. Последнее – очень большой плюс, множество книг оканчивается откровенно неприличным “Продолжение следует”. Тут же не так – несмотря на то, что продолжение следует (и собственно вышло, в октябре прошлого года), книга имеет четкую концовку, оставляющую свободу для продолжения, но не требующею его во весь голос.
Стиль автора не выделяется особыми красивостями, но мне всегда казалось, что красивости использовать нужно с умом, они могут сильно навредить тексту. Нет – да и Бог с ними. Книга читается исключительно быстро, главное преодолеть своеобразный пролог в виде четырех глав – в них дается множество непонятных терминов, и хотя автор и смягчает это, стараясь не особо наседать на описания мира – это может отпугнуть. Но по прошествии буквально пятидесяти страниц, жизнь налаживается, правила игры заданные автором принимаются, и книга становится натуральным page-turnerом, от которого невозможно оторваться. Еще в плюс автору можно занести создание отличной атмосферы – по настроениям там такой дарк, на фоне которого даже Аберкромби бледнеет. Экшн-сцены также выполнены отлично, хотя логика порой и не срабатывает.
Сильный дебют. Книга с необычным миром, необычной смесью жанров. Книга поднимающая серьезные вопросы религии и любви, необходимости жертвовать и прощать (в том числе и самих себя). Рекомендую любителям нуара (только он здесь немного необычен) и “странной” фантастики.
Уоррен Эллис. Лучший творец комиксов на сегодняшний день.
Алан Мур? Я был впечатлен “V for Vendetta”, но “Watchmen” меня очень сильно разочаровали. И в его адрес несется слишком много похвал – заслуженных, я не спорю. Но хвалить Мура – общее место.
Нил Гейман? Я очень сильно люблю “Sandman”, и считаю, что именно этот комикс стал для индустрии настоящим прорывом, именно он показал, как можно превратить комикс в искусство используя при этом стандартную, ежемесячную схему выпуска номеров, в отличии от лимиток Мура или Миллера. Но… Все что он сделал в комиксах после “Sandman” – работы довольно среднего качества.
Фрэнк Миллер? Как по мне – слишком переоценен. Sin City – отличная вещь, с отличной атмосферой, но и проблем у нее немало. А “Dark Knight Returns” – это какая-то бессвязная, попсоватенькая бессмыслица.
Марк Миллар? GTFO.
По сему, у нас не остается выбора, кроме как признать Уоррена Эллиса лучшим комиксмейкером на данный момент. И конечно, его лучшая работа – “Transmetropolitan”, не так ли?
Нет, не так. Его лучшая работа – эпичный (во всех смыслах этого слова) комикс “Planetary”. И именно с него стоит начинать знакомство с Эллисом. В отличии от “Трансмета”, здесь Эллис не переполняет комикс своими политическими и социальными взглядами, и чрезмерным цинизмом. То есть, цинизм здесь конечно есть, но он уравновешивается верой в лучшее, демонстрацией красоты мира, и общим, довольно оптимистическим настроем.
Чем же хорош этот комикс? Попытаемся разобраться.
Во-первых – сюжет. Комплексный и сначала – совершенно непонятный. Окей, есть организация именуемая “Планетарий”. Они – археологи. Черт, никогда еще не видел комиксов про археологов. Но, конечно же, они необычные археологи. Они ищут лишь настоящие чудеса, которым нет объяснения и стараются сохранить мир, каким он есть, во всей его красе. И они супергерои. Поначалу, все выпуски фиксируются вокруг одного, отдельно взятого дела. Элементы метасюжета, встречаются практически с первых страниц (например, мультивселенная, которая выглядит как снежинка, видимая в 196 833-х измерениях), но понять, что же все-таки происходит, удастся только примерно семнадцатью выпусками позже. И до самого конца, Эллису удается смешивать откровения с тайнами, поэтому интерес никогда не пропадает.
Во-вторых – атмосфера. Эллис удачно смешивает жесткие, выворачивающие душу фрагменты, с моментами из какой-нибудь передачи канала “Discovery” или “National Geographic”. В одном выпуске, может показаться, что люди – безнадежные уроды, и не заслуживают спасения. В следующем, Уоррен продемонстрирует, что, несмотря на огромное количество зла, наш мир все же полон чудес и красоты, и он должен быть сохранен.
В-третьих – персонажи. В “Трансмете” был проработан только один персонаж, и хотя Спайдер крут, временами он все-таки раздражал. Здесь три великолепно выполненных главных персонажа, среди которых выделяется один, но все же не настолько сильно, как Спайдер.
Элайджа Сноу – наш главный герой, новичок в команде. Он командует холодом (фамилия намекает), но предпочитает не швыряться снежками, а работать более тонко – замораживать внутренности. Он в немалой мере циничен, но в то же время влюблен в Землю. Он на самом деле очень серьезно напоминает Спайдера, который не так сильно сошел с ума. Он умен, решителен, харизматичен – в общем, очередной аватар Уоррена Эллиса. Ровно до конца второго тома. Что там произойдет – спойлерить не буду (хотя, для меня это оказалось очевидно), но он приобретает немало новых черт в характере, и не все из них хорошие.
Джакита Вагнер (черт, продолжаю забывать ее имя) и Барабанщик – два оставшихся члена команды. Первая – невероятно сильная супергероиня. Аналог Супермена в команде. Но тот факт, что ее способности применимы только в драке, заставляет ее задаваться вопросом – есть ли в ней, что-то кроме желания драться?
Барабанщик – парень способный контролировать компьютеры и считывать информацию со всего, что попадется под руку. Даже, к примеру, с магической пентаграммы. Изначально выглядит каким-то засранцем, с унылым чувством юмора, не делающим ничего полезного, и постоянно подкалывающим Элайджу. Но это – лишь маска, необходимая для этой части большего плана.
В-четвертых – отсылки. Они везде. Главные герои – абсолютное переосмысление Фантастической Четверки. То есть отличается, от оригиналов абсолютно все. Главные злодеи – по сути, Фантастическая Четверка, только абсолютно злая. В истории появляются Эдисон, Шерлок Холмс, Тарзан, Дракула. Показаны ориджины Супермена, Зеленого Фонаря и Чудо-Женщины (очень жестко). Песочный Человек и его сестра, Смерть в наличии. Джон Константин, превращающийся (и я не шучу) в Спайдера Иерусалима? Здесь. Один из друзей Элайджи, агент службы Ш.Т.О.Р.М., называющий себя “Стоун. Джон Стоун”. И это только лежащие на поверхности отсылки.
В-пятых – эпичность и безумность некоторых сцен. Конечно, это Эллис, и от него всегда следует этого ожидать, но не перестает удивлять и ошеломлять. Изображение Бога в виде кучи жестких дисков? Уже упоминавшаяся Мультивселенная-снежинка? Корабль из другого измерения, генетически изменяющий людей, чтобы они помогли ему вернуться домой? Черт, это даже звучит шикарно, а уж выглядит…
Эллису всегда везет с художниками. Повезло и на этот раз – Джон Кассадэй шикарен. Рисунок невероятно проработан, работа над персонажами проделана великолепная, раскадровка просто сносит башку. Есть ли у него минусы? Да. Из-за этого человека, 27 выпусков Планетария растянулись на десять лет! Между 26-м и 27-м выпусками прошло ТРИ года! Впрочем, нам уже незачем волноваться, все доступно сразу и без ожиданий.
Резюме: наверное, все-таки не лучший комикс времен и народов (фанбой я Геймана или не фанбой?), но подошел очень близко. Прекрасные персонажи и идеи, замечательный сюжет, в котором всегда присутствует таинственность, мастерское использование флэшбеков – Эллис как он есть.
Наверное, самая амбициозная книга по “Звездным Войнам” за последнее время. Все-таки для того, чтобы рассказывать о молодости всеми любимого Императора Палпатина (он же Дарт Сидиус) нужно иметь немалую смелость и мастерство. Признаюсь, когда впервые узнал про скорый выход этой книги, был не слишком вдохновлен. Да, Лучено неплохой автор, но над такой темой, лучше было бы поработать Стоверу, как лучшему из писателей Расширенной Вселенной. Лучено же воспринимался мной как середняк. До того момента как я прочел эту книгу.
Лучено очень сильно вырос как автор. Политика, экономика, интриги – в принципе всегда были его коньком, бездумного экшна в его произведениях не наблюдалось, но тут он превзошел себя. Во-первых, сюжет очень грамотно переплетен с событиями “Тайной угрозы” и происходящем в книге “Под покровом лжи” и книгах цикла “Darth Maul”. Учитывая количество материала по очень небольшому отрезку времени, очень нелегко было избежать сваливания всего в кучу, а также постоянных расхождений в сюжетах. Но нет, все подогнано идеально. Во-вторых, кроме увязки романа с прочими произведениями, в тексте огромная куча отсылок к различнейшим материалам по ЗВ, практически все персонажи встречающиеся здесь, не были придуманы автором, а были вытащены из разной степени пыльности углов. Вукипедия – друг читателя, потому что без нее, даже самые прожжённые фаны, могут пропустить немало таких мелких и приятных моментов. В-третьих, свои самые сильные стороны, Лучено отшлифовал, и они стали еще сильнее. По-моему на таком уровне политические и экономические интриги в Расширенной Вселенной еще не выполнялись.
Больше всего, я (предполагаю, что далеко не я один) боялся извращения образа Палпатина. Он всегда был либо отстраненным интриганом (приквелы), либо еще более отстраненным, могущественным Императором. Рассказ о его молодости, легко мог превратиться в очередную банальную историю одаренного юноши-нытика.
К счастью, избежать этого удалось. Книга разбита на три временных периода: 67-65 лет до битвы при Явине; 54-52 года до битвы при Явине; 34-32 года до битве при Явине. И на протяжении первого из них, главным героем, безоговорочно является Дарт Плэгас.
Дарт Плэгас – без сомнения был одной из самых загадочных фигур во всей вселенной “Звездных Войн”. С момента сакральных слов Палпатина в третьем эпизоде, фанаты строили многочисленные догадки по поводу личности Плэгаса и правдивости слов Палпатина. И Лучено не разочаровал.
Если кто еще не знает, Плэгас – муун. Мууны – раса банкиров и экономистов, их родная планета Муунилинст – дом международного галактического банка (вспоминаем Сэна Хилла). Плэгас (в миру Хего Дамаск) – один из крупнейших бизнесменов галактики. События первой части, происходят еще до его тотального увлечения экспериментами над Силой, но он уже задумывается, и предпринимает шаги, направленные на обеспечение его бессмертия. Палпатина он встречает благодаря заинтересованности в Набу, а точнее в Плазме, которой на планете с избытком. Будущий Дарт Сидиус, несмотря на свою молодость, далеко не истеричный юнец, а уверенный в себе молодой человек, который считает всех окружающих глупцами по сравнению с собой (чем не очень отличается от большинства молодых людей. Вот только у него, есть основания так думать.), который ни в грош не ставит родителей, и рад возможности завести дружбу с Плэгасом.
Вторая часть представляет нам Палпатина, как уже полноценного ситха, а Плэгаса – как все дальше устремляющегося в эксперименты с силой, не мастера, но партнера. Ибо Правило Двух, рассматривается Плэгасом, как ненужный анахронизм. Уже в этой части, видны задатки, того, столь знакомого Сидиуса.
Но где содержится самый смак книги – это в третьей части, которая частично происходит во время “Призрачной Угрозы”. Плэгас уже стар и устал, хотя несколько из его важнейших экспериментов и увенчались успехом, но он все еще дееспособен, и своими методами трудится ради Плана. (Вы же не думали, что Палпатин сам по себе стал консулом?) Сидиус окончательно превращается в коварного махинатора, именно здесь мы видим зачатки великой игры, в которую он будет играть ближайшие пятнадцать лет, до приказа 66. Именно тут начинает усиленно подниматься тема учителей и учеников. Совершенно разные отношения Плэгаса и Сидиуса (каждый не доверяет другому в равной степени, однако все равно работают вместе, ради плана) и Сидиуса с Молом (абсолютная преданность второго, против зачатков того, что погубит всю империю, в Сидиусе).
Резюме – обязательно к прочтению всем фанатам “Звездных Войн”. Вопреки всем опасениям, Палпатин не превращается в банальность, а становится еще более зловещ и пугающ. К сожалению, как и предполагалось, Плэгас – не главный герой, но глубина проработки от этого не меняется (как и факт, что с учеником он одновременно угадал, и прогадал). И вообще, книга о двух гениальных интриганах, которые поимели Галактику – исполнение мечты.
Быть гиком в современном мире все еще сложно. Конечно, все не так плохо, как было, например, лет двадцать назад. Гиков все больше в мире, на них все реже смотрят, как на умственно отсталых родственников, и вообще как сказал Нил Стивенсон: “Everyone’s a geek now”. Но стереотипы невозможно уничтожить быстро (если возможно вообще).
И конечно, хуже всего приходится детям. C возрастом приходит терпение, толерантность, умение уважать выбор других (не ко всем, к сожалению, но все-таки). Дети этого не умеют, в большинстве случаев они жестоки, получают удовольствие от издевательств над другими. Вспомните свой класс, наверняка там был человек, издеваться и насмехаться над которым, считалось хорошим тоном, признаком крутости.
Героиня комикса “I Kill Giants”, Барбара Торсон учащаяся в пятом классе, именно такой человек. Она не слишком сильно переживает по этому поводу, считая практически всех окружающих, идиотами. Учеба ее не интересует, всю работу кроме своей, считает бесполезной тратой времени. Какая же у нее может быть работа, ведь она всего лишь в пятом классе? Очень простая, и в то же время важная: она убивает гигантов.
Погодите, не стоит судить так поспешно. Вовсе она не сумасшедшая, просто девочка с богатой фантазией, которая серьезно относится к выбранной ей профессии. Она внимательно и каждодневно изучает Dungeon’s Master Guide, особенно, все что там есть связанного с гигантами. У нее есть огромной молот Ковельски (ведь любое хорошее оружие должно иметь имя), который она носит в сумочке. Чего у нее нет, так это друзей. Кто станет дружить с таким фриком!
Джо Келли – довольно известный автор, он работал над такими популярными франшизами как: X-Men, Superman, Justice League of America, Spider-Man. Но, учитывая давление при работе над такими тайтлами, каждому писателю, рано или поздно захочется сделать, что-то независимое, что-то над чем можно работать, не опасаясь гнева многочисленных фанатов.
Я не читал его работы на мейнстримовом поприще, но судя по “I Kill Giants”, он очень хорош, как писатель. Основная тема комикса – взросление, и все проблемы с этим связанные (что-то в последнее время, мне только такие комиксы и попадаются). Непонимание со стороны окружающих людей, прекрасно показано на примере одноклассников Барбары, и ее психолога миссис Молл. Последняя изо всех сил старается понять Барбару, и помочь ей решить ее проблемы.
А основные ее проблемы – это окружающий мир, и в особенности, семья. Брат, постоянно пытающийся достать и подколоть Барбару. Сестра, которая днями и ночами пропадает на работе, и готовит плохо (да, главная героиня – эгоистка, как и большинство людей). Отец, который не живет с ними, и упоминается лишь пару раз, не в самых лестных выражениях. Родственники, которые то и дело, пытаются называть ее Барби. Мать… О ней пожалуй ни слова, слишком много на ней завязано. Скажу лишь, что именно из-за нее, Барбара стала бороться с гигантами.
Гиганты здесь – всего лишь аллегория, олицетворение проблем, с которыми сталкивается большинство подростков. Если убрать мишуру, то работа Келли, как и любая другая хорошая фантастика – не о гигантах, которых она убивает, не о пикси, которые ее боятся, не о зловещих видениях – нет. Она о людях, и о человеческих проблемах.
Дж. М. Кен Ниимура был дебютантом, во время работы над “I Kill Giants”. И надо сказать, выдал очень хорошую работу, как для новичка. В его арте чувствуется вдохновение мангой (в конце концов, японец он или где?), но к счастью, без характерных для этого стиля здоровенных глазищ (да, я признаюсь, именно из-за этого мимо меня проходит практически все, что делают японцы). Его работу, не назовешь безупречной, и рисунок довольно простоват, но он прекрасно подходит к истории, и просто великолепен, когда дело доходит до отображения видений и разных монстров.
Резюме – сильная, динамичная, неординарная история взросления. Безусловно, не достигает вершин “Blankets”, но достойна прочтения, если хотите увидеть добрую сказку, поднимающую вечные вопросы. Оценка — 8