Эрин Моргенштерн «Ночной цирк»
- Жанры/поджанры: Магический реализм (Современный ) | Любовный роман
- Общие характеристики: С ярко выраженной любовной линией
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ) | Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Новое время (17-19 века) | 20 век
- Сюжетные ходы: Сверхъестественные способности, супергерои | Становление/взросление героя | Бессмертие
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Цирк приезжает без предупреждения. Без афиш или какой-либо другой рекламы. Он просто появился из ниоткуда. Под шатром в чёрно-белую полоску скрывается совершенно уникальный опыт, полный захватывающих дух и поражающих воображение вещей. Этот цирк называется «Цирк Сновидений» и открывается только в ночное время.
Но за кулисами начинается жесткая конкуренция — соревнование между двумя молодыми магами, Селией и Марко, которые были обучены с детства специально для этой цели, своими инструкторами. Юные маги и не догадываются, что это игра, из которой только один может выйти победителем, так что цирк становится сценой для замечательного боя воображения и сильной воли. Несмотря на их разногласия, Селия и Марко окунаются с головой в любовь, в глубокую, волшебную любовь, которая делает огни ярче и комнаты теплее, всякий раз, когда они прикасаться друг к другу даже кончиками пальцев.
Истинная любовь или нет, но игра должна продолжаться, от этого зависят судьбы всех — от обычных артистов этого необычного цирка до смелых воздушных акробатов.
Награды и премии:
лауреат |
Локус / Locus Award, 2012 // Дебютный роман | |
лауреат |
Список рекомендованного чтения от Американской библиотечной ассоциации / Reference & User Services Association - The Reading List, 2012 // Фэнтези | |
лауреат |
Премия "Алекс" / Alex Awards, 2012 |
Номинации на премии:
номинант |
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2011 // Фэнтези (8 519 голосов) | |
номинант |
Мифопоэтическая премия / Mythopoeic Awards, 2012 // Мифопоэтическая премия за произведение для взрослых | |
номинант |
Премия им. Уильяма Кроуфорда / Crawford Award, 2012 | |
номинант |
Китчис / The Kitschies, 2011 // Золотое щупальце (дебютный роман) |
- /языки:
- русский (4), украинский (1)
- /тип:
- книги (5)
- /перевод:
- Е. Даскал (1), Я. Рапина (4)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
HelenJuly, 14 апреля 2022 г.
Брала эту книгу для НГ настроения, но его я не получила. А под конец книги меня уже раздражали все герои этой тягомотины.
О чём книга? — О цирке.
О каком цирке? — О цирке сновидений и волшебства.
Собственно и всё, на этом можно закончить писать отзыв о произведении.
Сюжет черезмерно поверхностный: чуть-чуть о Селлии и Марко; чуть-чуть о цирке; чуть-чуть о магии (не поняла какое же там волшебство и магия); чуть-чуть о картах таро; чуть-чуть о судьбах людей, которые принадлежат цирку; чуть-чуть истории; чуть-чуть о любви — и так всего по чуть-чуть и с краю. Главное, создать шум из магического цирка, в котором должен победить только один, а остальные погибнут, так как проиграют.
Первая и вторая части прочитанные самостоятельно – даже заинтриговали меня. Далее я слушала аудио формат книги в озвучивание И.Князевым. Обожаю его голос, обожаю его работу — он мастер! Книга в себя включает музыкальные вставки из Цирка дю Солей, но всё это «богатство» не улучшило впечатление о происходящем, а лишь наоборот, больше меня отталкивало от этих героев. Нагнетание и магнетизм нарастали, но на пустом месте.
Честно говоря, любовная линия главных персонажей поверхностная и слабенькая. Сюжетный ход, как жанр магического реализма, поверхностный. Цирк переезжал из одного города в другой и можно было это обыграть в сюжете или в описании мест, но по факту – о городах, об атмосфере страны, о публике, о представлениях — полнейшее «боке».
Эта книга для меня стала большим разочарованием!
majj-s, 10 марта 2021 г.
НеОбыкновенное чудо
На прощание прорицательница напоминает тебе, что будущее нигде не записано. Оно в твоих руках.
У книги, несмотря на ее кажущуюся несовместимость с жизнью, есть утилитарный способ применения. Даже два. Вы можете использовать ее в качестве теста на способность к синестезии, и как тренажер по прокачке этого психологического феномена. Напомню, синестетики — это люди, которые видят звук, обоняют и/или осязают цвет, слышат цифры или буквы как музыкальные аккорды. Сверхспособность на грани экстрасенсорики, с той разницей, что напрочь лишена внешней броскости — кино для одного зрителя.
Всякий читатель в той или иной степени наделен ею. Как иначе из маленьких черных букашек на бумажном листе, могли бы создавать города и страны, населять их живыми людьми, переживать с героями приключения, пылать их страстями? Читательские зачатки синестезии изначально окультурены, тщательно культивированы и введены в удобное, социально одобренное русло.
Большей частью мы об этой своей способности не думаем, позволяя затухать понемногу, потому и детская яркость книжных впечатлений с годами блекнет, меркнет. Помните, каким счастьем в детстве был бег? А после тридцати заставь кого из нас пробежаться: неловкость, одышка, и «чо я, дура?» Так со всем: незадействованные душевные и ментальные мышцы атрофируются, и уже занятие, прежде бывшее естественным как дыхание, требует значительных усилий.
Пока не сталкиваемся с такой невыносимо красивой книгой. Узнала о ней на днях. Маленькая птичка принесла на хвосте, что в марте АСТ побалует читателей «Беззвездным морем» от Эрин Моргенштерн, первый роман которой покорил читательские сердца, и прочее бла-бла-бла в духе аннотаций. Я ничего о ней не слышала, потому пошла гуглить. Ух ты, дебютный роман писательницы, «Ночной цирк», взял Локус!
Ого, есть аудиокнига, прочитанная любимым исполнителем! Берем. И я не прогадала. Несмотря на намеренную переусложненность повествовательной хронологии: действие охватывает тридцатилетний промежуток, с 1873 по 1903 годы, то и дело совершая прыжки во времени, которых и флешбеками не назовешь: на год вперед, на семь-десять лет вперед, на двенадцать лет назад — в чрезвычайно некомфортном для восприятия режиме.
Впрочем, может быть выход из зоны комфорта — то, что подготавливает тебя к чудесам и диковинам этого романа, вобравшего жестокость и «чудесатость» цирковых книг, какие приходилось читать. То же можно сказать и о многофигурности: персонажей много и разобраться в роли, какую каждый из них должен играть в сложной архитектонике романа, весьма непросто.
Хотела бы сказать «до самого финала», но нет, конец не дает ответов на все вопросы и не раздает сестрам по серьгам. Напротив, оставляет в недоумении, отчего циничные манипуляторы, на протяжении хреновой тучи лет губившие людей, порой с чудовищной жестокостью (вспомним бедную мисс Тару, салют, Анна Каренина), отчего они не только не понесли наказания, но продолжают занимать менторскую позицию по отношению к героям?
В чем смысл состязания, вокруг которого строится сюжет? О сюжете: два могущественных мага ведут с незапамятных времен поединок посредством аватаров-учеников. Один из них практик, отчаянно нуждающийся во внешнем выражении успеха, другой скорее отшельник и серый кардинал. Соответственно, первый избрал карьеру циркового иллюзиониста, маскируя подлинную магию цирковым трюкачеством, второй «господин никто», проходит сквозь людей, как нож сквозь масло, после никто не может вспомнить и, тем более, описать его.
Оба давно перешли от лобового столкновения к игре креатурами, выставляя каждый своего ученика, состязание может длиться годами, цена победы жизнь, проигравший погибает. На сей раз практик Просперо выставляет от себя дочь Селию, теоретик Александр — приютского мальчика Марко. Каждый из них проходит жестокую школу в манере, наиболее естественной для наставника: девочку папаша режет и ломает ей руку, чтобы научить магией сращивать ткани и кости; Марко недели проводит в изоляции от мира, наедине только с книгами.
Достигнув определенного возраста, юноша и девушка оказываются непосредственно связаны с жизнью самого волшебного шоу на свете — Ночного цирка, чьи представления проходят лишь по ночам, а прибывает и исчезает он внезапно. Странный режим работы, имея в виду, что цирк традиционно относится к тому сорту развлечений, какие взрослые посещают, сопровождая детей, а дети ночами спят.
Странная монохромная эстетика: шатры цирка, костюмы артистов, антураж и декорации выполнены исключительно в черно-белой гамме — стильно, не спорю, но несколько претенциозно и не по-цирковому, не находите? Впрочем, это не мешает зрелищу обзавестись фанатами, которые следуют за ним по свету, сообразно своим финансовым возможностям, облаченные в черно-белые одежды с алыми шарфами. Адепты именно цирка в целом, не отдельных его звезд.
Бродячий монстр находит по всему миру поклонников, питаясь энергией двух магов-симбионтов, совместная циркуляция душевных сил которых, становится почти общей системой кровообращения. Неминуемо приводя их к осознанию, что каждый из двоих платонова половинка другого. Несмотря на то, что и он и она, в общем, имеют духовно близких людей. Которые легко устраняются, когда приходит время.
Знаю, что у книги много поклонников, она невероятно красива в части описания чудес, воплощаемых героями-влюбленными. Я тоже задыхалась порой от восторга. Но даже наслаждаясь дивным чтением Игоря Князева, не могла избавиться от подспудного чувства, что в моей жизни уже была история с волшебником, который свел для развлечения девушку с юношей, заставил их полюбить друг друга, чтобы после одного уничтожить.
И там все было настоящим: министр администратор: «Вы привлекательны, я — чертовски привлекателен. Нынче в полночь у амбара»; старшая фрейлина: «На кой мне черт моя голова, когда она три дня не мыта!»; король: «Почетный святой, почетный великомученик, почетный папа римский нашего королевства». И все-все-все. Любовь тоже была настоящей. Вот как-то так.
prouste, 8 сентября 2021 г.
Неплохой развлекательный роман для среднего и старшего школьного возраста. Целомудренная вещь плюс магия. Цирк, понятно, не театр, а его пластика и антураж, в общем, предполагают канон и отсутствие психологизма. Наблюдать за движением марионеточных персонажей вполне интересно, большой эмоциональности нет. Роман строением вполне можно сравнить с шедевром Кларк, но у той избыточно много завихрений, завитушек, фольклора. Сдается, что и Моргенштерн мог бы изукрасить сюжетный каркас, но не стал этого делать, причем сознательно. Вещица вышла добротной и компактной, хоть, понятно, не шедевр
euthanazia, 4 января 2019 г.
Начало было любопытным. Это страниц, наверное, 40, максимум 50. Потом стиль автора начал утомлять — повествование идёт в настоящем времени от третьего лица, как у закадровых рассказчиков в фильмах, например: Стэнли выходит из дома и обнаруживает, что идёт дождь. Стэнли незамедлительно вынимает из сумки складной зонтик и, раскрыв его, направляется на работу. По дороге он замечает дивное пение маленьких птичек, рассевшихся на ветках цветущих вишен. Стэнли улыбается и насвистывает весёлую песенку. И всё в таком духе. Читается, конечно, легко, но до чего же примитивен этот язык повествования. Затем сюжет внезапно погружается в какую-то вату из любовной линии, жевания жвачки, пространных описаний окружающей среды, и его становится невозможно обнаружить вообще. Кое-как долистала до конца, чтобы узнать, что припасено на финал. А там всё та же ванилька, какая окутывает всю книгу. Цирк жил, цирк жив, цирк будет жить. Эта книга даже не столько о людях, сколько о цирке, о его магии и дарующим радость волшебстве и очаровании. Видать автор испытывает или испытывала в детстве очень трепетные чувства по отношению к цирку и хотела разделить с читателями свою страсть, вот только аудитория получается весьма узкого круга.
geralt9999, 2 марта 2012 г.
Все хорошее должно продолжаться, а, следовательно, мое исследование новинок 2011 года также идет своим чередом.
Признаться честно, за дебютный роман Эрин Моргенштерн я брался с опаской – его слишком часто хвалили, что напомнило ситуацию с “Among Others” Джо Уолтон. Я боялся, что в итоге, книга не дотянет до уровня своего пиара. К счастью, книга оказалась отличной, как и гласили многочисленные рецензии.
Что на самом деле странно. Потому что, прочитав и проанализировав книгу, я понимаю – она мне была обязана не понравиться. Практически по всем статьям.
Но обо всем по порядку. Сюжет – одна из главных причин, почему, книга должна была меня разочаровать. Он в принципе есть, но развязывается очень неспешно (что не есть плохо само по себе), и зачастую забивается описаниями и забывается автором. Аннотация романа также оказывает медвежью услугу, заставляя ожидать, что-то вроде “Престижа” Кристофера Приста. Два мага-иллюзиониста (тут упор на первое слово, в отличие от “Престижа”), соперничество, остаться может только один – это все дает ложные ориентиры. Хотя на протяжении первых 40-ка страниц, и, кажется, будто автор пойдет этим путем, она меняет свое направление довольно резко.
Итак, два мага решают посоперничать друг с другом (не в первый раз), но не собираются бороться друг против друга (их спор, не о том кто сильнее, а о том, чьи методы обучения вернее). Соответственно, они находят учеников и начинают их тренировать. Прервемся и посмотрим на наших основных героев.
Они – еще одна причина, по которой книга обязана была мне не понравиться. Они по большей части скучны, и картонны (это изменится), по-настоящему интересны лишь второстепенные персонажи.
Начнем с “отцов” (они, кстати, и поинтереснее “детей”).
Заклинатель Просперо (настоящее имя Гектор Боуэн) – один из самых отвратительных персонажей книги. Чтобы натренировать свою дочку, он ломает ее любимых кукол, а затем заставляет их чинить. Срезает отпечатки пальцев и ломает кости в руках, чтобы она себя лечила. Спокойно ставит ее жизнь на кон в игре. Он, наверное, ходил по детским утренникам, и рассказывал детям, что Санта-Клаус – выдумка.
Его старый соперник Александр – тоже далеко не святой. Несмотря на то, что к своему ученику он привязывается (хотя и не является его отцом), и его уроки не несут в себе жестокости присущей Просперо, довольно рано становится, очевидно – он пойдет на все, чтобы соревнование не сорвалось. Если это значит, убийство людей узнавших слишком много – так тому и быть.
Снова прервемся, и поговорим о лучшем, что есть в книге – заглавном цирке.
Le Cirque des Reves – “Цирк Снов”. И все что с ним связано, делает книгу особенной и волшебной. Цирк был создан, как арена для соревнования двух волшебников (о чем знают очень немногие), и во многом, обязан своим благополучием именно магии. Наши герои не воюют, друг с другом открыто, они всего лишь постоянно усовершенствуют цирк, и поддерживают его существование.
Многочисленный описания разнообразных развлечений, упор на тайну (никогда не знаешь, что тебя ждет в следующем тенте), абсолют стиля (цирк, в котором есть только два цвета – черный и белый), викторианская атмосфера. Предчувствие опасности, ощущение далекой угрозы, и в тот же момент – радость ребенка попавшего в цирк. Автор прекрасно поработала над цирком, без него – эта книга не имела бы смысла. Несмотря на сюжет и персонажей, именно место действия и его атмосфера – альфа и омега данного романа.
Но, все-таки вернемся к нашим героям.
Селия Боуэн – в цирке она иллюзионистка. Как говорит сама автор в интервью – эта история Селии, и без нее не было бы ничего. Мне кажется, немного лукавит, учитывая очевидную первичность цирка, но в голову автору не залезешь. Селия – очень приятный и добрый человек, что особенно удивительно, вспоминая ее отца.
Марко Оллсдейр – ученик Александра. В цирке работает помощником хозяина, Чандреша Кристофа Левефра. Учитывая, что хозяин не ездит по миру вместе с цирком, то у Марко обычно не очень много времени, чтобы сделать свой ход в игре.
Бейли Кларк – один из посетителей цирка, молодой парень. Хотя он появляется далеко не сразу в истории, и поначалу его линия выглядит немного ненужной хоть и милой. Но, он сыграет очень важную роль в судьбе цирка.
Между двумя главными героями возникает любовное напряжение и надо сказать, отношения прописаны очень хорошо. И это при том, что большинство любовных линий, меня если не раздражают, то просто оставляют равнодушными. Здесь все совсем по-другому. Любовь Марко и Селии странная, абсурдная, (ведь им положено быть врагами), нежная, абсолютно не пошлая.
И чтобы добить, еще один плюс – стиль у автора абсолютно прекрасен. Тот случай, когда множество описаний званых обедов и цирковых развлечений не надоедает – потому, что написано все великолепным богатым языком. Книга разбита на несколько (два, по сути) временных периодов подающихся нам вперемешку. Один из периодов ведет нас от 1873 года (Селии шесть лет, Марко – девять) вперед, повествуя о становлении цирка. Второй период – 1902 год, и он концентрируется на Бейли. Автору удалось не заблудиться в этом хаотичном построении, все происходящее выглядит логично и увязано с событиями уже происшедшими.
Резюме – однозначно читать тем, кто любит цирк – он здесь великолепен. Однако, стоит держать в уме, что книга – торжество формы над содержанием, сюжет выглядит немного вторичным, по сравнению с образом таинственного цирка.
aiva79, 12 февраля 2016 г.
Давно заметила, что от того в каком возрасте находишься и в каком настроении, зависит впечатление от книги. И вот видимо я «нынешняя» как раз и не попадаю в клуб любителей этой истории. А ведь столько восторженных возгласов о ней, что мне даже неудобно писать что-то плохое, но тем не менее выходит, что ничего положительно сказать о данном романе не могу.
Вот скажите, мы же все с вами по своему творцы? Моральное удовлетворение от содеянного мы когда получаем?
В моем понимании, любое творение это часть человека, часть его эмоций и жизненных сил, а значит создавая что-либо, будь то рассказ, рисунок, костюм или бухгалтерский баланс, мы вкладываемся и то, что мы получаем в результате это единственное и неповторимое, в этом и есть наверно смысл самовыражения. Так вот мне не понятно, какое удовлетворение от сотворенного получает человек, который к примеру украл чужую идею или прочтя много-много книг, взял и собрал все понравившееся воедино и написал «сногсшибательный» роман.
«Ночной цирк» — это как раз такая окрошка и есть. Мне кажется, что если автор пошла путем сбора всего лучшего из литературы о цирке, то всеж должна была привнести что-то и свое. Та волшебность про которую все говорят в своих отзывах, это не находка автора! Волшебство, воздушность, насыщенность экстравагантными персонажами — это вообще отличительная черта всех цирковых историй.
Кроме того в книге действительно нет действия, полный застой с начала до конца. Какая либо интрига отсутствует вообще, все понятно в ней с первых десяти страниц. Про любовную же линию вообще промолчу.
Хотела что-нибудь хорошее написать, но не пишется. Оценку роману ставить не буду, т.к. может все-таки к нему вернусь, когда во всем мире будет мир, а я буду в розовых очках, с бантом на макушке и с плюшевым медведем подмышкой.
jansson, 12 июля 2015 г.
Сумасбродное, головокружительное путешествие в глубины цирка и темной магии? Скорее ванильная лавстори с множеством деталек, призванных погрузить в атмосферу возвышенной и оторванной от реальности борьбы на арене магического цирка. Я надеялась разгрызть камешек боли и гнева, но единственное проявление жестокости в книге – это когда
А вот магия «Ночного цирка», характеризующаяся отсутствием границ – едва ли не самая интересная составляющая книги. Меня в последнее время здорово угнетают рамки, в которые пытаются зажать природный дар (моей маны хватает только на одну молнию и два файербола), так что любой намек на вседозволенность я воспринимаю более чем благосклонно :-P
В итоге книга оказалась непомерно тяжеловесной. По пути к центральной истории любви она успела обрасти малоинтересными побочными линиями и ворохом шляпных коробок с детальками, от обилия которых кружится голова. Да и сама лавстори наводит на мысль, что она тут вовсе не главная. Но если не принимать ее в расчет – то останется просто красивая обертка.
Green_Bear, 21 ноября 2013 г.
Цирк загадок, цирк иллюзий. «Цирк сновидений», в котором явь плавно перетекает в грезы, обретают плоть затаенные мечты, а повседневные заботы отступают на второй план, вот каков этот роман. История соревнования двух юных волшебников, Селии и Марко, практически лишена остроты экшена. История течет неторопливо, легко отвлекаясь на завитки казалось бы случайных сцен или зарисовок.
Автор долгое время избегает острых эмоций, словно поддерживая четкую бело-черную гамму цирка. И вот соревнование с неясными правилами превращается в игру, которая во многом сродни жизни. Вот соперники вдохновенно создают все более чудесные и невероятные вещи, придумывают номера и шатры, поражая воображение зрителей. Так, мало-помалу, сам цирк становится ареной, и даже больше, чем ареной. Он становится неотъемлемой частью жизни любого из героев. Но помимо волшебников в происходящее оказываются вовлечены обычные люди. Акробаты, иллюзионисты, дрессировщики и предсказатели. Их судьбы также становятся деталями в игре. Игре, которая должна прийти к завершению.
Только что делать, если из взаимного уважения и восхищения проросли хрупкие лепестки любви? Что делать, если игроков связывают узы, расторгнуть которые не в силах даже смерть? На что пойдут два бессметных мага, положившие начало соревнованию и не желающие останавливать своих подопечных. История получилась спокойной и размеренной. Иногда жестокой, иногда сказочной. Как и сама жизнь. Но из-за медленного темпа, порой интерес поддерживается лишь психологическими этюдами.
Итог: представление, полное контрастов и чудес, повествующее о силе любви.
nostradamvs, 11 июля 2014 г.
Вроде как и тема интересная, и борьба магов на фоне вечного цирка красивая, но как-то всё это крайне вторично, натянуто и откровенно чрезмерно. Искусственная совершенно книга, тянущаяся к Чайне Мьёвилю и Рэю Брэдбери, но далеко отстающая от обоих — на целую бесконечность. Ну да, есть мальчик и девочка, должные сразиться друг с другом на поле магии, и вот они строят этот цирк, и строят его, и цирк такой волшебный, и вот они любят друг друга (это было понятно с первой страницы, хотя Эрин подаёт это как удивительный поворот сюжета), ну и всё, слава богу, финита ля комедия, всем хорошо, цирк бессмертен. Сухо, скучно, картонно.
Календула, 18 июля 2014 г.
Цирк всегда появляется неожиданно...
Очень необычный роман — необычный, в первую очередь, своей композицией. Он словно состоит из лоскутков, как пестрое покрывало. Они повторяются, соединяются, перетекают один в другой. Необычен он и стилистически — написан в весьма своеобразной авторской манере. Детали и подробные описания воссоздают в воображении читателя образ удивительного цирка и его необычных обитателей. Подробности переплетаются с недосказанностью, дают волю фантазии, заставляя домысливать вслед за автором. Все повествование словно бы пронизано магией — магией слов.
Атмосфера чуда витает в воздухе цирка, ожидание диковинок и поражающих воображение иллюзий. Все в цирке удивительно: наичиная от черно-белой цветовой гаммы до чудес, представленных в шатрах. И обычные посетители даже не подозревают о том, что на их глазах разворачивается борьба двух магов, состязание, задуманное их отцами как... Как что? В чем смысл этого состязания? Оно кажется бессмысленным, просто желанием двух пожилых мужчин потешить свое эго. Но их ли это заслуга, что Селия и Марко стали столь искусны в магии? Что они дали своим детям, кроме заведомо сломанных судеб, обркая одного из них на неизбежную гибель в поединке, растянувшемся на годы? И что есть цирк — только ли арена для поединка, фон, побочный продукт? Поначалу да, но затем он становится живым, он дышит, он растет и меняется, он становится домом для сотен артистов, а для кого-то даже целой вселенной, отдавая часть своей магии.
Роман, увы, не без недостатков. Если образы и декорации прописаны хорошо и ярко, то характеры оставляют желать лучшего. мотивировка действий героев туманна, суть их личностей расплывчата, отношения и чувства слабы и поверхностны. В целом же герои плоские и безликие, черно-белые, нет, даже откровенно серые. В них не веришь, они не вызывают сочувствия или отторжения. Возможно, суть книги не в изображении героев и перепетий их судеб, возможно, автор ставил перед собой задачу показать читателю волшебный цирк, средоточие удивительных чудес, воплощение детской мечты о необычном и удивительном, возможно, на первый план вышли декорации, потому что так задумал автор, но думается мне, что это все же не так. Цирк без людей безлик и пуст, как хлопающие на ветру шатры. Люди придают ему облик и смысл, оживляют и одушевляют его. Но вот парадокс: здесь цирк выглядит куда живее и ярче своих жителей.
Это не роман о судьбах, это альбом акварельных набросков, зарисовок, пестрых картинок: вот перед нами цирк во всей своей красе, вот появляется новый шатер с чудесами, вот полночная трапеза и звон бокалов, вот маленькая квартирка, полная книг, вот дождливый полдень в Лондоне, а вот камин, пышущий жаром, и мастерская часовщика... Запоминаются не герои, а образы, составляющие фон произведения. Запоминается атмосфера, запоминается ожидание чуда. Любовь? Нет, лишь слабый намек на нее. Все отношения и чувства тонут в потоке деталей и образов, словно автор не поспевает щза собственным пером. Хотя здесь и не должно быть банальной любовной истории и мук расставания, ведь Селию и Марко с детства воспитывали как магов, жизнь которых предопределена поединком. В этом их цель и смысл всего. Так что зародившеся между ними хрупкое чувство, хоть и неизбежно по сюжету, но вовсе не обязательно закончится вечной радугой в окружении розовых пони.
Итог. В этом романе все не так однозначно, как может показаться. Это переплетение судеб, образов, метафор и смыслов, приправленное толикой магии и тайны. Бороться с искушением прикоснуться к этой тайне трудно. Хочется докопаться до сути, понять истинную природу цирка, суть поединка, предназначение героев. И исходя из этого ожидания, финал несколько разочаровывает, потому что не дает прямых ответов, не связывает разрозненных лоскутки воедино — мозаика не складывается, есть неподходящие детали. Но, может, в этом и суть? Ведь это магия...
Anahitta, 3 июля 2014 г.
Есть книги, после которых хочется рассуждать об их персонажах, сюжете, идеях, но этот роман − тот нечастый случай, когда самое сильное впечатление оставляет атмосфера.
Странная, очень красивая, даже изысканная вещь. Чтение этого романа напоминает неторопливое и подробное рассматривание необычного рисунка, очень красивого, многоцветного, наполненного множеством деталей и не вполне четкого, как будто написанного размытой акварелью.
Стиль повествования очень необычен − все описывается в настоящем времени, эпизоды сменяются как обрывки снов, перескакивая вперед через годы и возвращаясь обратно. Это усиливает ощущение зыбкости, воздушности и загадочности. Предметы, наполненные загадочным смыслом, мелькают, как шарики в руках жонглера − карты Таро, книги с непонятными письменами, белая перчатка, часы, голуби, факел с белым пламенем, алые шарфы, кинжалы и разбитые чашки… Вспышки света и порывы ветра; черно-белая гамма цирка и взрывы многоцветья.
Сюжет можно изложить в трех словах. Поединок двух магов. Вернее, тех, кто за ними стоит − их жестоких и безжалостных учителей, которые веками соревнуются друг с другом, используя своих учеников в качестве орудий. Ареной для борьбы выбран цирк. Не совсем обычный, единственный в своем роде Цирк Сновидений. Часто мастерство иллюзионистов кажется чудом, но здесь обратная ситуация: истинное волшебство маскируется под искусно сделанные фокусы. Но соперники влюблены друг в друга, и они творят чудеса не ради того, чтобы показать свое превосходство, а чтобы порадовать и удивить другого.
Персонажи кажутся бесплотными, но эмоционально они очень выразительны − и сами волшебники, и те люди, которые вольно или невольно вовлечены в происходящее. Из поединка может выйти только один победитель, и завершение дуэли принесет гибель проигравшему и разрушение самого Цирка. Сами волшебники и все люди, связанные с цирком, обречены. Сможет ли любовь найти выход из этой ситуации?
Сюжет интересен, читается легко, но этот роман не из тех, которые держат читателя в напряжении, а из тех, которые завораживают.
Hell-lie, 3 января 2014 г.
Если кратко: ни о чем, но здорово.
Не скажу, что в НЦ много глубины, что затронуты общемировые проблемы и что высказаны гениальные мысли, — но читается до жути с удовольствием! Просто красивая история в красивых декорациях, красиво рассказанная, с красивыми персонажами – иногда этого достаточно.
Атмосферно. Волшебно, сказочно даже. И с эффектом присутствия, в чем не последнюю роль сыграло и повествование в настоящем времени. Язык повествования вообще очень неплох, легкий такой. И, хоть и задумываешься по ходу чтения на тему «сколько ж тут мишуры!..», читать приятно и эту самую мишуру в том числе.
Порадовало, что книга не скатилась в рассказ о любви и только. Отношения двух главных героев – это лишь одна из историй цирка, не затмившая его, идущая параллельно, ненавязчивая. Но тут есть свое «но»: мне показалась очень невнятной психология, мотивация героев. Чуть ли не в первую встречу они признаются друг другу в любви до гроба, и так оно и оказывается на самом деле. Слишком резким оказался переход от плохих знакомых к влюбленной по уши паре. Впрочем, что-то я слишком много сказала про_любовь. В гораздо большей мере привлекает сам цирк: его павильоны, его актеры и устроители, его зрители – всё сплавляется в одну большую глыбу, которую сложно (да и, прежде всего, не хочется) делить на отдельные части.
В общем, одна из тех книг, где на первое место поставлена форма, а не содержание: Как, а не Что. Если вам такое не претит, то, думаю, НЦ вам понравится. Лично я осталась довольна прочитанным.
perftoran, 1 июля 2013 г.
«Цирк сновидений» — самое прекрасное место, где вам доведется побывать. В каждом шатре вас ждут чудеса. Можно сказать, что в каждом из них заключен целый мир, который удивляет, восхищает и не оставляет равнодушным. Атмосфера книги просто волшебна. Именно эта волшебная атмосфера, прежде всего остается с читателем, после того как перевернута последняя страница. Эрин Моргенштерн удалось создать место, в котором хотелось бы оказаться самому. Так и хочется стать «сновидцем» и нацепить красный шарф.
В «Ночном цирке» несколько сюжетных линий, которые могут поначалу показаться разобщенными, но к финалу они замечательно связываются воедино.
Линия противостояния и в последующем любви, учеников двух известных чародеев. Она качественно сработанна, но все же показалась мне несколько предсказуемой.
Другая, понравившаяся мне даже гораздо больше, история взросления простого паренька по имени Бейли. Да поначалу она кажется просто интересным дополнением к основной истории, возможностью взглянуть на цирк глазами обычного подростка из небольшого городка, однако истинная значимость ее проявится ближе к концу романа.
Несколько слов по поводу персонажей они получились очень интересными. В особенности это касается, на мой взгляд, второстепенные персонажи: герр Тиссен, который сделает для цирка волшебные (чисто технически!) часы и ставший первым сновидцем, истинным поклонником Le Cirque des Reves ; Итан Баррис, помогавший в развитии цирка с самого его зарождения, даже вредная сестра Бейли Каролина.
Главные герои то же достаточно «живые»(Селия, Бейли, Поппет и Виджет), однако не могу того же сказать о Марко, возможно, потому что в цирке он почти не появляется и воздействует на него «извне».
Ну и да, это все уже отмечали, но язык, которым написана книга прекрасно. Полагаю, качество перевода тоже крайне высокое.
P.S: Все, пошел искать красный шарф.:)
London Dreamer, 5 января 2014 г.
«Цирк полон сияния: от пламени факела, фонарей, звёзд. Выражение «игра света» в отношении красот Цирка Сновидений я слышал так часто, что порой мне кажется, будто цирк и есть не что иное, как иллюзия, созданная светом»
Знакомство с этим удивительным цирком проходило неспешно, чтобы ничего не пропустить, чтобы ни одна деталь не ускользнула от моего внимания.
Le Cirque des Reves великолепен. Столько хочется о нём сказать, но так трудно облечь свои чувства, эмоции и впечатления в нужные слова… Да и разве можно что-то добавить к словам Фридриха Тиссена? Могу лишь сказать, что я хочу быть частью этого цирка. И не просто сновидцем, а как Поппет и Виджет, чтоб это был мой дом…
Для меня Le Cirque des Reves — это отдельная вселенная, у которой нет конца и края. Невозможно обойти его весь, в нём постоянно появляются новые шатры, а какие-то уголки и вовсе тщательно сокрыты от глаз посторонних…
Я считаю, что нельзя полагаться на чужое мнение касательно «Ночного цирка», причём ни на положительное, ни на отрицательное. Мне кажется, что «Ночной цирк» это мир, в котором надо побывать, чтобы понять твой он или нет…
Эта книга из числа тех, которые надо не разбирать на части и анализировать, а которые нужно ощущать всеми чувствами... После прочтения остается светлая грусть и неимоверная радость, лёгкость на сердце, словно вот-вот воспаришь в воздухе…
Моё отношение к книге заключено в этой цитате: «Один безупречный бриллиант стоит куда дороже целой горсти сомнительных камушков».
Мне кажется, мечтатели по достоинству оценят великолепие этой книги…
animys, 29 мая 2013 г.
Замечательный роман с чуть смазанным, как мне показалось, концом. Читается очень легко, захватывающе, хотя некоторые моменты довольно неспешны, но это совершенно не напрягает. У Эрин Моргенштерн замечательный яркий и образный язык, благодаря которому по-настоящему наслаждаешься чтением.
Сюжетные линии, вначале отдаленные по времени, к концу романа связываеютсяв один клубок. Сразу оговорюсь, почему финал немного не понравился
Но в итоге мы все равно получаем завораживающее произведение о противостоянии, взрослении, любви и, конечно же, цирке.