Иан К. Эсслемонт «Ночь Ножей»
Он дал имя Империи, но сейчас крошечный остров и город Малаз – тихая заводь, сонный, заброшенный порт. Но эта ночь изменит положение вещей. Этой ночью горожан охватило беспокойство, они запирают двери на засов и закрывают окна ставнями. Потому что взошла Теневая Луна, которая появляется раз в поколение, и угрожает добрым жителям Малаза демоническими псами и другими, более страшными, созданиями… Кроме того, было пророчество, что этой ночью вернётся император Келланвед, отсутствовавший несколько лет. Когда стороны сходятся борьбе за императорский престол, Теневая Луна вызывает к жизни нечто совершенно чуждое и враждебное, для полного захвата острова. Катастрофические события этой ночи определят судьбу Малаза и всего остального мира.
Действие романа происходит сразу после пролога романа Стивена Эриксона «Сады Луны», но перед основной частью романа, то есть описываются события, последовавшие сразу за смертью императора Келланведа.
Входит в:
— цикл «Малазанская империя» > цикл «Романы о Малазанской империи»
- /языки:
- русский (1), английский (8)
- /тип:
- книги (8), самиздат (1)
- /перевод:
- Malazan Army (1)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Doraner22, 7 июля 2023 г.
Ночь Ножей.
Иан К. Эсслемонт
«Ночь Ножей» — захватывающий роман, написанный Ианом Эсслемонтом, который является соавтором серии «Малазанская книга павших» вместе с Стивеном Эриксоном. Этот роман представляет собой великолепное дополнение к обширной вселенной Малазан и подарит читателям множество незабываемых моментов.
В «Ночи Ножей» мы возвращаемся во вселенную, полную политических интриг, битв и магии, которую так полюбили читатели. Роман раскрывает новые грани этого мира и предлагает уникальную перспективу на события, которые происходят параллельно с основной серией «Малазанская книга павших». Действие романа происходит в те 24 часа, когда был убит император Малазанской империи. Хронологически это происходит после пролога к «Лунным садам» Эриксона, но до основной части романа. Несколько персонажей и мест, которые появляются в «Ночи ножей», также появляются в «Охотниках за костями» Эриксона.
Для Эсслемонта «Ночь ножей» является дебютом, однако автор искусно создает напряженную атмосферу и запутанный сюжет, который будет увлекать вас с первых страниц. Ввиду этого считаю дебют успешным. Роман является первым из шести романов Эсслемонта, каждый из которых имеет общий подзаголовок «Романы Малазанской империи».
Автор хорошо описывает сцены битв с такой живостью, что вы будете чувствовать себя прямо в самом центре действия. Кроме того, автор умело вплетает элементы магии и фантастических существ, добавляя еще больше загадок и интриги. Это главное отличие Эсслемонта от Эриксона: Иан добавляет больше экшена в произведение. Это плюс для Эсслемонта и, ни в коем случае, не минус для Эриксона.
Сюжет крутится вокруг приближающегося события Теневой луны, ночи, когда лучше всем сидеть дома, ибо в эту ночь на улице могут быть призраки и всякие иные существа из царства Тени. Также было предсказано, что эта ночь станет свидетелем возвращения императора Келланведа и есть те, кто готов сделать все, чтобы предотвратить это. Действие романа происходит локально, на одном острове и всего за один день, однако эпичности ему не занимать. За одну ночь тут встретятся 2 или 3 фракции: разного вида маги, солдаты и императоры. И у всех из них разные цели.
Главных Героев всего два. Это Норов, солдат-ветеран, у которого за плечами есть тайны аж от правителей империи и Киска, расположенная к магии девушка. Оба героя, так или иначе, лезут в гущу событий на улице во время Теневой луны. Мотивация Киски понятна — она хочет вырваться из обыденной жизни на острове, обладая незаурядными талантами, а вот мотивация Норова не вполне очевидна: он изначально хотел забухать у себя в комнате, потом решил идти и разбираться что происходит в городе. Так же в романе появляются и уже знакомые персонажи по основному Циклу.
Увы, сравнения с Эриксоном не избежать. Должен сказать, что Эсслемонт испытание выдержал и становится интересно, что же он написал дальше в рамках вселенной. Еще вызывает печаль то, что на просторах СНГ книги Эсслемонта не издавались и фанатам приходится искать любительские переводы. У меня, лично, добротный перевод с редактурой от сообщества Malazan Army.
Мне кажется, «Ночь ножей» зайдет не только фанатам МКП и Эриксона, в частности, но и новым читателям, но начинать читать книги по Малазану с нее не советую — лучше сначала прочесть первые три романа Эриксона.
Если оценивать, то 4 из 5 или 7 из 10.
Пара интересных фактов:
1) Одна из целей Иана К. Эсслемонта в романе заключалась в том, чтобы противостоять критике, доказывающей, что фентезийные романы — это плутовские приключения без формы, реального разрешения или изменения. Он ограничил историю событиями одной ночи, чтобы соответствовать современным литературным стандартам и доказать, что критика бесполезна.
2) Из воспоминаний Эсслемонта: Хотя «Ночь ножей» и ее продолжение «Возвращение багровой стражи» были впервые опубликованы спустя годы после «Лунных садов», возможно, они были написаны до первой книги из серии «Малазанская книга павших». Однако, по воспоминаниям Эриксона, «Возвращение багровой стражи» в той или иной форме существовало ко времени публикации «Лунных садов», но «Ночь ножей» была написана позже.
tapok, 8 июля 2021 г.
Этой ночью лучше остаться дома
***
«Ночь ножей» — самый короткий роман цикла «Малазанская Империя». Многие ошибочно считают, что «Ночь ножей» вышла раньше «Возвращения Багровой Гвардии». Именно «ВБГ» — литературный дебют Эсслемонта на полях малазанских сражений.
…ветеран Норов переживает былые провалы. Он потерял всех друзей, потерял всех командиров. Тянуть лямку стражника он считает за высшее благо. Всё меняется, когда былое цепляется за Норова, утягиваю в пучину конфликта имперского масштаба. А местная девушка Киска жаждет попасть на имперскую службу. Ей уже отказали, но она не собирается мириться. И недавно прибывший малазанский корабль – отличный способ заявить о себе, ведь на нём явно приплыл какой-то значимый имперский агент…
Если читать «Малазанскую Империю» по хронологии событий (то есть сперва «Трилогия Харканаса», затем «Путь Возвышения»), то именно в «Ночи ножей» читатель впервые встретит отголоски темного фэнтези. Это ещё не образцовый солдатский мрачняк «Садов Луны», не драматический мрачняк «Памяти льда». Но уже кое-какие нотки чернухи закрадываются на страницы. При этом «Ночь ножей» очень сильно отличается от любой другой книги Малазана. Дело даже не в малом объеме. Здесь все локально и камерно – два главных героя (Киска и Норов), одна ночь, две с половиной локации (город Малаз, Паяцев замок и Путь Тени). Все важные герои для общего сюжета (Престол Тени, Танцор, Стерва, Тайшренн) на сугубо второстепенных ролях.
Но при этом «Ночь ножей» крепко вплетена в канву Малазана. Во-первых, это Киска, которая будет важным героем во всех романах Эсслемонта (кроме цикла «ПВ»), поскольку она – неизменная спутница Тайшренна. Во-вторых, Норов ещё появится на страницах Малаза, хотя и весьма мимолётно. В-третьих, мы становимся свидетелями важного события в истории Малазанской Империи. Ещё одна из причин – сам Малаз. Его не так уж и часто показывают Эриксон и Эсслемонт. Наконец, здорово просто вернуться в знакомые локации и к знакомым героям. Луббен, который мелькнул в «ПВ», Паяцев замок, Идущий по Граням (частый гость во всех книгах Эсслемонта, кроме «ПВ»). Даже Фаро и Тренеч уже были, пусть и в виде камео. Опять же, Агайла и Обо.
С другой стороны, роману не хватает глубины, которую даёт наличие множества ПОВов. По сути мы видим один конфликт (Стерва против императора) глазами наивной фанатки (пока ещё таковой) и представителя Старой Гвардии. Вся ситуация подается без должных объяснений. Это частое явление в Малазане, да. При повторном чтении все эти нюансы уже не выглядят минусами как таковыми.
Странным выглядят некоторые решения по названиям. Особенно слово «блург», поскольку тут явно речь о «Блуре» на Квон-Тали. То ли это недочет со стороны редактора, то ли это сознательное применение метода ненадёжного свидетеля. Но, судя по всему, первое весьма вероятнее второго.
Заключение: «Ночь ножей» — хороший роман, он легко читается. Эсслемонт избавился от шарма безумного Келланведа, от дерзких планов, через локальные судьбы он показал важных имперский конфликт, ввел двух важных героев, вернул читателя на Малаз. Да, между «Размахом Келланведа» и «Ночью ножей» зияет огромная дыра. Возможно, отчасти её прикроет новый роман из цикла «Путь Возвышения».
9 ночей ножей из 10.
PS: если хотите получить файл с переводом НН от Malazan Army, то велком в ЛС.
geralt9999, 24 февраля 2012 г.
Сейчас уже все интересующиеся знают, что мир Малазана Стивен Эриксон создавал вместе со своим другом, Ианом Эсслмонтом. Что мир возник благодаря ролевой игре, в которой уже были некоторые персонажи книг и некоторые места (Даруджистан, например). Все знают, что в игре Эриксон был Амманасом, а Эсслмонт – Котиллионом. Это все известно на данный момент.
Но судя по всему, в 2004 году, информация была не настолько широко распространена. В предисловии к первому роману написанному Ианом в мире Малазана, “Night of Knives”, Стивен Эриксон даже отметил, что эта книга – не фанфик, а полноценный малазанский роман. И что вся серия – это диалог между двумя авторами, который нам удалось подслушать.
Но, несмотря на все заверения Стивена, о том, что Эсслмонт – писатель не хуже его уровня, книга довольно слаба. Попробуем разобраться, почему.
Итак, роман повествует о очень важной теме для всех фанатов Малазана – о последнем дне (вернее, ночи) правления Императора Келланведа. Все кто прочитал вторую книгу цикла (которая, к счастью переведена на русский), знают, что с ним и его партнером – Танцором, будет дальше. И вот тут случается первый прокол, который неизбежен, если в деле участвуют две творческие личности. Танцор и Келланвед Эсслмонта, немало отличаются от самих себя в книгах Эриксона. Можно, конечно, сказать, что так на них повлияла их судьба – но факт остается фактом.
Не особо лучше дела обстоят и с главными персонажами романа: ветераном Темпером, и юной девушкой Киской. В отличие от Эриксона, который знает, сколько требуется сказать, даже при своих многочисленных недоговорках, Эсслмонт не особо старается обрисовать персонажей – в итоге большую часть книги они не вызывают никаких чувств.
Темпер – обычный солдат-ветеран. Конечно же, со страшной тайной, которую он носит внутри, и которая его бесконечно мучит. Большую часть времени, мотивации в его поступках не наблюдается, кроме разве что, скрытого желания помереть, которое свойственно немалому количеству книжных героев.
Киска – девушка с магическими способностями, правда, нетренированными. Собственно, ее мотивация проста – добиться себе места в Когтях (организация правительственных ассассинов). Еще у нее есть владение гипнозом. Правда, автор об этом не говорит, но оно есть. Ей постоянно кто-то приказывает сидеть на месте/не следовать за ним/идти домой. На что она просто говорит “Нет, я пойду туда/c вами”. Талант. Ах да, и скрытое желание помереть. Потому, что она, как и Темпер не сидит дома в ночь, в которую на свободе бродят демоны и призраки. Не он одни впрочем.
По острову (а действие у нас происходит на острове Малаз, давшем название империи, но давно уже превратившемся в захолустье) бродят толпы Когтей, тайных культистов Тени, какие-то бюрократы с телохранителями – и при этом Эсслмонт, имеет наглость заявлять, что улицы, мол, безлюдны. Впрочем, и должное отдать ему тоже стоит – остров продемонстрирован замечательно, атмосферу долгой, безнадежной ночи он нагнетает хорошо.
Похвалили и хватит. Потому что, несмотря на то, что персонажи довольно банальны, сеттинг и сюжет (довольно приличный, и тесно связан с Келланведом, что очень хорошо) работают в плюс, но на уровень романов Эриксона вытащить ее не могут.
Всему виной бедный язык автора. И нет, я не начал судить за отсутствие красивостей. Тут скорее стоит судить за их присутствие. Уж насколько Эриксон порой приближается к “лиловости”, Эсслмонт его далеко обходит. Через нагромождение слов, порой приходится пробиваться, забывая об атмосфере и картинах в воображении. Воистину, худший графоман – тот, который знает много слов.
И если бы только описания были плохи. Нет, такого счастья нам не дано. Чего стоит одна из битв, в которой поучаствовал Темпер ближе к концу книги, где он три раза подряд за один абзац – падал, глотал пыль, и перекатывался в сторону. И это не обобщение, это так написано. Воистину печально.
Резюме — когда автор не увлекается описаниями, книга все же читается быстро и выглядит довольно любопытно. Это не уровень Эриксона, но все же мне интересно, насколько автор улучшил свое мастерство в последующих книгах. Эта, к счастью, немного расстроила, но не отвратила от желания читать его дальше.
Jadis, 1 сентября 2010 г.
Эсслемонта так и хочется назвать «Эриксон для начинающих». Мир тот же, сюжетных линий зато намного меньше, мало представителей всех этих нечеловеческих рас, в которых поначалу тяжело разобраться, даже более или менее объяснено, что такое Warren of Shadow. Воспринимается проще, чем «Сады Луны». Но при этом — читать было скучно. Иногда действие перетекает в какой-то банальный ужастик с гончими тени, разрывающими всех окружающих на части. Рассчитывала узнать в предыстории побольше о Келланведе, Дассеме, Ласене, а в итоге они очень мало появляются в книге. Дассем разве что присутствует во флешбеках, но все равно как персонаж выглядит невнятно. Тема морских всадников, показавшаяся довольно интересной, не раскрыта. В общем, надеюсь, что у Эсслемонта, как и у Эриксона, последующие книги удачнее первой.