Первая из них — перенос выхода последней книги "Колеса Времени", "A Memory of Light" на 8 января 2013-го года, несмотря на недавние заявления Сандерсона, что книга может выйти не в ноябре, а уже в августе текущего года. Подобная задержка вызвана величиной романа — 360 000 слов, одна из длиннейших книг в серии, превышающая предполагаемую длину на 40 000 слов. Соответственно, требуется больше времени на редактирование текста.
Вторая новость — проявление такой амбициозности, которая даже Стивена Эриксона заставит курить в сторонке. Брендон планирует фэнтези серию, состоящую, внимание — из 36 книг! Новость на самом деле старая, но вот отрыли ее недавно. Впрочем, пугаться не стоит. Если вы читали все книги Сандерсона (за исключением Колеса Времени, конечно), то вы уже прочли шесть книг из этой серии.
То есть, пока серия состоит из этих ("Alloy of Law", хоть и принадлежит к общей вселенной, в серию из 36 книг не входит) книг:
Elantris (2005)
Mistborn: The Final Empire (2006)
Mistborn: The Well of Ascension (2007)
Mistborn: The Hero of Ages (2008)
Warbreaker (2009)
The Stormlight Archive: The Way of Kings (2010)
Mistborn: The Alloy of Law (2011)
В планах у Сандерсона такие проекты:
The Stormlight Archive books 2-10
Several further Mistborn side-novels featuring Wax and Wayne
The Mistborn II trilogy
The Mistborn III trilogy
Warbreaker II: Nightblood
Elantris II
The Dragonsteel series (seven volumes, first one is The Liar of Partinel)
White Sand and at least one sequel
The Silence Divine
Aether of Night
Невероятно безумный план, который вызывает желание поближе познакомиться с творчеством этого писателя — ибо, что же у него в голове творится, чтобы задумать такое!
Как я уже говорил в обзоре “God’s War”, прошедший год был богат на отличные дебюты писателей-фантастов. Казалось бы, не стоит ожидать такого в нынешнем году. Но, пока что дела идут неплохо – и дебютный роман Саладина Ахмеда “Throne of the Crescent Moon”, тому показатель.
Саладин стал известен еще до выхода своего дебютного романа, его рассказы номинировались на Небьюлу и премию Джона Кэмпбелла, и печатались в антологиях. Еще один яркий пример, что, несмотря на упадок короткой формы, она все еще имеет значение.
Что следует отметить сразу же – это довольно традиционное героическое фэнтези. Несмотря на то, что взгляды некоторых героев на мир весьма циничны, книгу никак не причислить к популярному ныне gritty-фэнтези. Все герои хорошие и милые люди, а мир, несмотря на постоянные высказывания на тему “как плохо жить”, довольно светлый, и практически всегда, честный. Это книга, в которой есть однозначное зло – и его придется победить. Наши герои – однозначное добро, хотя и оказываются, ввязаны в противостояние между правящей властью и справедливостью.
Еще один роман за последнее время, уходящий от традиционного европейского средневековья к арабским мотивам. Но, если Мазаркис Уильямс в своем “The Emperor’s Knife” фокусировал внимание на дворцовых интригах, и Зло, несмотря не его наличие, долгое время было на периферии внимания, то здесь все наоборот. В городе Дамсаваат назревает гражданская война между новым халифом (как и положено – мерзкий ублюдок, потому что людям не помогает) и Соколиным Принцем, мастером-вором (традиционный Робин Гуд с видами на трон). И хотя тема возможной войны, проходит через всю книгу, на ней все же не так акцентируется внимание, как на грядущем Зле. Тут не стоит ждать сюрпризов, всем известно, как заканчиваются подобные сюжетные линии. Чувствуется, что автор еще не отточил умение преподносить сюрпризы – практически все ходы предсказуемы, пусть даже некоторые из них и приятны.
Герои романа неплохи и довольно интересны, но не покидает ощущение, что автор с ними не закончил.
Главными героями являются доктор Адулла Махслуд, его помощник Расид бас-Расид, и юная представительница кочевного племени Замия Бану Лайт Бадави.
Основной персонаж, который ознакамливает нас с миром и его обычаями – это доктор Адулла. Он совсем не обычный доктор, и к нему не стоит приходить, если у вас болит голова или вы сломали руку. Нет, он решает лишь проблемы связанные с гулями – сверхъестественными существами, которых создают маги (не для самых добрых дел, конечно же). Ему уже шестьдесят лет, он растолстел, устал от постоянной беготни, и хочет отдохнуть. Конечно же, судьба не слишком к нему благосклонна. Он так и останется самым интересным персонажем.
Его помощник Расид – семнадцатилетний юноша-дервиш, владеющий мечом так, что даже Геральту из Ривии пришлось бы туго, если бы они сражались. Он — благородный воин, истово верующий в Бога, и совершающий лишь правильные поступки. Думаю, все уже догадались, какая проблема возникнет у него. Ему придется выдержать столкновение реальной жизни с его убеждениями. В целом, несмотря на некоторые интересные моменты, персонаж довольно скучен. Может быть, потому, что меня утомили мятущиеся паладины.
Замия – типичная дикарка, которую все не раз видели, удивляющаяся красотам города, когда в него попадает, и в то же время, презирающая мягкотелых горожан и их обычаи. Автор пытается дать ей глубину, но то как подобный персонаж, начинает вдруг уважать и принимать традиции другой культуры, хотя до того ее ненавидел – все это демонстрировалось уже много раз.
Редко мне приходится это говорить, но, пожалуй, лучшее в книге – ее стиль. Действительно сказочный, отчетливо арабский, местами циничный – язык автора исключительно хорош. Он из тех мастеров, которые оживляют сцену буквально несколькими словами, и заставляют полностью погрузиться в книгу.
Резюме – несмотря на всю мою критику, не могу назвать роман плохим – прекрасный мир (с заделом на большее), великолепный язык автора, доктор Адулла. Даже сюжет, несмотря на его предсказуемость, держится молодцом, и нет никаких проблем с его скоростью. На мой взгляд – читать стоит. Но не стоит ожидать шедевра – это крепкий середнячок, традиционное приключение, не претендующее на большее. Тот случай, когда “как?” важнее, чем “о чем?”
Стивен Эриксон, вообще довольно смелый писатель. Он создал мир невероятного масштаба, с огромным количеством героев, мест и сюжетных линий. C временными прыжками на много тысяч лет назад (правда, только в прологах, но все-таки).
Но эта книга – это просто верх наглости, даже для него. Два раза за первые четыре книги, он забрасывал нас в абсолютно незнакомые места, и не трудился объяснять правила игры. Но в первый раз, в “Садах Луны”, это хотя бы компенсировалось отличным действием и скоростью повествования, вкупе с убойными сценами. Во второй раз, во “Вратах Смерти”, было несколько героев из предыдущей книги, что тоже облегчило акклиматизацию. В этот раз, у нас есть только Тралл Сенгар – и этого как-то маловато, если учитывать общее количество героев. Плюс, если в Семи Городах, законы мира были схожи с теми, что были на Дженабакисе, то здесь, на Лезере, все совсем по-другому. В частности отсутствие привычных богов (кроме Сломанного, конечно). И система магии другая (по сути – та же, но с измененными понятиями). Эриксон очень сильно рискует, создавая книгу, не связанную с тем, что происходило в цикле до того.
И сперва, кажется, что он допустил ошибку. Даже GotM не начиналась так плохо. У первого романа, было хотя бы оправдание – он был первым. Но тут, посреди цикла, создавать еще одну, огромную сюжетную линию – ясно, что это очень спорное решение. И в отличие от первой книги – здесь никакого динамизма нет и в помине. По мере чтения первой трети романа, так и хочется отложить его подальше. Потому что, помимо отсутствия объяснений (традиция Эриксона), здесь автор, очевидно, любуется своим стилем. И, положа руку на сердце – он не самый лучший стилист, и его желание сделать красиво, часто стоит на грани Purple prose. Плюс, как обычно с персонажами в Малазане, чтобы начать им симпатизировать – требуется немало времени.
К счастью, оставшиеся две трети романа полностью искупают унылое начало. И заслуга персонажей в этом – немалая.
Единственный знакомый нам герой – Тралл Сенгар, он же и рассказывает эту историю. Но бояться не стоит, отхода от привычной системы ПОВов не будет. Тралл еще в прошлой книге предстал довольно интересным персонажем. И здесь он ничуть не хуже. Нетипичный Эдур, который драки не боится – но и не ищет, в отличие от большинства своих собратьев, который видит Зло, захватывающее его народ изнутри, и не боится высказаться против него. Вокруг него выстраивается драма семьи Сенгаров. Эта книга вообще богата на семейные драмы – особенно между братьями.
Удинаас – раб Сенгаров, лезериец, который представляет собой традиционный голос разума. Можно назвать его самым мятущимся после Тралла героем. Он, как и Тралл, понимает, что его люди – по большей части мерзавцы (очень интересно построены эти моменты, кстати. Только Тралл рассуждал о глубинах падения Эдуров, как тут же Удинаас, размышляет о поклонении лезерийцев единственному Богу, в которого они действительно верят – деньгам).
Братья Беддикты – еще один пример семейной драмы. Старший, Халл, разочаровался в Лезерийском королевстве, и теперь желает принять сторону Эдур в неизбежном конфликте. Средний, Техол – гений, который прекрасно понимает принципы работы общества, и великолепен, когда дело доходит до финансовых афер – и у него самый крутой в мире слуга. Нет, серьезно. Бог, все-таки. Кто еще может таким похвастать. Их диалоги затмевают для меня и остроты Круппа, и издевательства Искарала Паста. Младший брат, Брайс – телохранитель короля, лучший фехтовальщик королевства. Вот только наличие таких братьев, абсолютно не помогает его позиции во дворце.
Сюжет, строится вокруг конфликта королевства Лезер и королевства Тисте Эдур. Невооруженным взглядом видны отсылки к противостоянию коренных индейцев и пришлых колонизаторов. Плюс, высказывания Эриксона по поводу жажды наживы и поклонения деньгам – безусловный укол нынешнему капиталистическому миру.
В целом, несмотря на высказывания некоторых людей на западных форумах, что книгу-де, можно было урезать и вставить в какой-нибудь следующий роман в виде предыстории, мне кажется, что, несмотря на очень медленное начало – книга очень хороша, и важна для серии. В частности, она подготавливает еще одну арену для будущих действий, и проясняет некоторые мотивы Сломанного Бога. Плюс драма двух семей – Сенгаров и Беддиктов, выполнена на высочайшем уровне, и заставляет вспомнить Джорджа Мартина с его прекрасно проработанными персонажами.
Резюме – не могу назвать эту книгу лучшей в серии, как это делают некоторые фанаты. Начало откровенно слито, и даже абсолютно убойный конец, не может этого изменить. Могу дать лишь один совет – не бросайте читать. Оно того стоит.
Собрались писатели и поиграли в D&D. В игре поучаствовали: Джо Аберкромби, Патрик Ротфусс, Скотт Линч, Элизабет Бир, Джей Лейк, Питер Бретт, Брент Уикс и Джим Хайнс. ДМли аторы-дебютанты Саладин Ахмед и Майк Коул. Три часа видео все еще обрабатываются, но превью уже можно глянуть.