Джо Уолтон «Среди других»
- Жанры/поджанры: Магический реализм (Современный )
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Обучение в школе/академии/ВУЗе | Фантастические существа (Эльфы )
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Волшебство рядом. Стоит лишь приглядеться. Магия реальна. И Морвенна Фелпс знает об этом не понаслышке. Она победила в неравной битве свою безумную мать-колдунью, но потеряла родную сестру-близнеца. Сбежав к отцу, которого прежде Морвенна никогда не видела, она отправляется в школу-интернат, где от одиночества искушает судьбу и с помощью волшебства решает завести настоящих друзей. Своими действиями она привлекает внимание фейри, странных и чудесных созданий, но Морвенна еще не знает, что семья просто так ее не оставит, а волшебный мир может быть очень страшен.
В произведение входит:
|
Входит в:
— антологию «Nebula Awards Showcase 2013», 2013 г.
Награды и премии:
лауреат |
Небьюла / Nebula Award, 2011 // Роман | |
лауреат |
Хьюго / Hugo Award, 2012 // Роман | |
лауреат |
Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 2012 // Роман — Премия им. Роберта Холдстока (лучший фэнтези роман) | |
лауреат |
Премия "Медный цилиндр" / Copper Cylinder Award, 2012 // Для взрослых | |
лауреат |
Премия Курда Лассвица / Kurd-Laßwitz-Preis, 2014 // Лучший зарубежный роман | |
лауреат |
Премия "Наша книга" / Le Prix Libr'à Nous, 2015 // Литература воображения |
Номинации на премии:
Издания на иностранных языках:
Рецензии
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Helena1996, 30 июня 2024 г.
Уютная, трогательная и по-настоящему мифическая история
«Уютной, трогательной и по-настоящему мифической историей» называет эту книгу обожаемый мной Патрик Ротфусс, обожаемый за его главную рассказанную историю, хотя дождаться продолжения я, как и многие другие, уже отчаялась, но с его характеристикой этого романа я более чем согласна.
И с этой историей Джо Уолтон я не смогла дождаться момента, когда она прочитается, и чего давно уже со мной не случалось, руки зачесались начать писать рецензию задолго до окончания чтения. Шепну на ушко, именно такая реакция у меня характеризует и говорит много больше о книге, когда слова рвутся лечь на бумагу (и не только), выплеснув хотя бы часть впечатлений еще в процессе чтения. И безусловно, мифическое проходит через книгу тонкой красной линией, заметной, но при этом как обыденное. А вот уютное и трогательное как раз — это то, из чего состоит каждый час жизни этой непростой, но в то же время очень понятной девочки-подростка.
Если честно, я вспомнила себя в те же пятнадцать, или даже раньше, но тогда я начала открывать в основном фантастику, и больше отечественную. Чуть позже толпами стало приходить и фэнтези, когда открылись книжные кордоны, и только успевай поворачиваться, ведь надо еще суметь отличить и зерна от плевел. А в юности, как мне кажется, у многих бывает непростое время, и именно книги становятся лучшими друзьями, независимо от того, так ли все плохо, как у Мори, героини этой истории, или лишь требуется более понимающие друзья, чем есть на самом деле, а книги очень успешно заменяют их и еще более успешно уводят в другие миры. Когда вроде и нет таких причин, как странные либо совершенно отстранившиеся родители или катастрофический случай, разделивший твою жизнь на «до» и «после».
В отношении книг, что чередой выплывают в совершенно диком количестве, учитывая ту жизнь, что приходится вести Мори, то это какой-то безумный карнавал. Но это никак не камень в огород автора, просто хочется забрать себе все. Ну кроме прочитанного разве. Кстати, если про автора вы ничего не знаете, полагаю, не будет лишней информация о том, что она ведет колонку в одном из периодических изданий, посвященных книгам в жанрах Sci-Fi и фэнтези, где и пишет свои обзоры таких книг, вышедших в разные годы. Поэтому не удивительно, что местами книга становится похожей если не на обзор научной фантастики и фэнтези, то что-то близкое к нему, но почему-то мне кажется, если именно любителей такой литературы это только порадует. В дополнение к тому сюжету и героине, которых мы имеем.
Кто-то сказал, что это история о книжной девочке, но мы с вами немало читали таких историй, кстати, подумалось мне, даже многим навязшие в зубах «Сумерки» Майер — это тоже о книжной девочке. А в этой истории мы имеем то, что после катастрофического происшествия она осталась одна, без сестры-близнеца, и сама поломанная в физическом плане, хоть и несколько подлатанная. Боль при хождении, неудачном вставании, сидении, перемещение только с тростью, и необходимость терпеть не только эту боль, но и боль от разлуки с сестрой, разлуки навсегда. Притом есть моменты, связанные с ее способностями видеть фейри и общаться с ними, когда она может сделать выбор. Хотя да, выбор такой себе... Говоря, что она осталась одна, это не значит, что она — круглая сирота. У нее есть мать, от которой она бежала в одну не лучшую ночь, считая ее злой ведьмой со всеми вытекающими. После побега ее определили в сиротское учреждение на время розысков ее отца. Который, узнав о ситуации, сообща со своими сестрами, на минуточку, держащих кошелек, принял решение взять ее к себе. На самом деле Мори с сестрой с младенчества воспитывали дедушка с бабушкой, но после смерти бабушки, а потом и паралича дедушки, последовавшего после смерти одной из внучек, ей ничего другого не оставалось, как остаться с матерью, но это долго не продлилось, она бежала. Тетушки в основном и определили ее в элитную школу-интернат, где за счёт невозможности участвовать в большом количестве спортивных мероприятий у нее появилась возможность много читать, хотя, чувствуется, что и до того она читала более чем достаточно.
Кстати, что сразу обращает внимание, практически в самом начале повествования, это количество тетушек, числом три, незамужних и при этом живущих одним домом. Ничего не навеивает? Вот и мне также навеяло Элис Хоффман с ее «Практической магией», но пройдет пред глазами большая половина книги, прежде чем придется решать, такой ли верной была эта мысль. Знакомство же с отцом, Даниэлем, первое за пятнадцать лет, потом знакомство с его отцом, Сэмом, открывают новую главу в ее жизни, причем оба они такие книжные души, и надеюсь, не возникнет ощущения, что все здесь читают исключительно НФ. Проскакивают и Платон, и Воннегут, и например, «Полианна» с Диккенсом, поэты, но конечно, много фантастики, причем становится понятно, что до фантастики и фэнтези Мори прочитано море и классической литературы и не только классической, без которой, как без костяка, как мне кажется, даже очень качественная ФФ-литература будет болтаться где-то в воздухе, не имея под собой основы.
А ее манипуляции с волшебством в поисках своего круга друзей выглядят не то, чтобы сомнительно, она сама говорит, что так всегда с волшебством, никогда не знаешь, то ли действительно это его действие, то ли время пришло, и что должно было случиться, то и случилось. Совпадение ли, нет ли, что именно тогда ей выпадает шанс познакомиться с книжным клубом, и именно в нем она приобретает не только друзей, но и более того, она обретает свой голос и еще удивляется, что никогда ей не приходилось так много говорить. Но разве это много — когда ты говоришь с друзьями, единомышленниками, с которыми есть, что обсудить и которые понимают тебя, как себя!?
слОГ, 20 февраля 2023 г.
Лучшая характеристика для этого романа — название классической пластинки «По волне моей памяти». Ну, давайте просто представим, что мы читали, когда нам было по 15 лет. Научную фантастику, магический реализм, фэнтези, саенс фэнтези? Ни фига. Мы просто читали Фантастику. С большой буквы «Ф». Очень расстраивались, когда прочитанное не соответствовало уровню ожиданий, совсем как героиня этого романа прочитав «Дорогу доблести» Хайнлайна (я тоже, прочитав этот роман и обсудив с другом, понял что фэнтези не для Хайнлайна), дико радовались, когда выходила очередная часть любимого сериала (в романе таким поводом была третья часть «Хроник Амбера», а у нас тогда и сначала первые две части, потом я прочитал с шестой по девятую, потом с третьей по пятую, а потом, под названием «Хроники Янтаря» в переводе таинственного Ян Юа последнюю десятую часть...) И, главное, нам надо было с ем-то поделиться прочитанным. Обсудить? Ну... Главное поделиться. Главное, чтобы друзьям понравилось то же, что и тебе. Это же фантастика, когда нравятся те же книги. Вот такая Магия Фантастики.
Да, когда, тебе что-то советует почитать отец, или даёт книгу, или деньги на то, чтобы ты купил то, что понравится, а потом обсуждает прочитанное — это же та самая семья, которая и нужна в 15 лет — есть с кем поговорить...
Пока я читал этот роман Джо Уолтон, я заказал пару книг, которые в свое время по разным причинам не купил/прочитал (как же удобен в этом отношении наш сайт!), пожалел о том, что часть непереведенных книг в ближайшее время вряд ли переведут (например, Тритон Дилэни), еще раз всплакнул о Старджоне, многотомник которого вышел тиражом аж в 20 экземпляров, подумал, в очередной раз, что Хайнлайн идеальная литература для подростков, а потом... потом — как повезет, и точно не поздний Хайнлайн (для меня четкое граница — Луна жестко стелет).
С одной стороны Уолтон перечисляет много книг, с другой совсем незнакомой фантастики для меня вроде не было. Ну, да, у Зенны Хендерсон я читал, наверное, не больше двух-трёх рассказов, роман Уорда Мура до сих пор вызывает вопрос — надо ли его читать, если есть Гравилёт «Цесаревич», но в общем — я был в теме. Я бы поспорил с героиней по поводу Драконов Маккефри и Мира Кольца Нивена, Дик для меня был куда круче, согласился бы, что Павана превосходный роман, и посоветовал бы найти и прочитать единственный сборник рассказов Коуни... Ну да действие романа конец 79-го, начало 80-го, а мне 15 было в 91-м, а отзыв я пишу в 2023м...
Я к чему — сюжет романа и не должен быть столь важен. Роман о том, как в 15 лет найти единомышленников, что по большому счету в какой-то момент взросления ты понимаешь, важно не с кем ты хорошо танцуешь на дискотеке, а с кем ты можешь в разговоре ввернуть цитату из Хайнлайна. С кем у тебя одинаковый культурный код.
Да, а, если, когда вы были подростком вы ни разу не ощущали чего-то магического вокруг себя... В Уэльсе фейри, но у нас и свои домовые есть.
Маленькая ложка дегтя — на русском языке не хватает редактуры. Есть и криво построенные предложения, есть и неправильно переведенные названия произведений или имена писателей, но мало, глаз автоматически отмечает, но в общем не критично.
В итоге, эта книга не могла не получить премий — она мастерски играет на чувстве ностальгии у всех любителей фантастики, и в том числе у завсегдатаев всевозможных конов. Да и, в принципе, это просто признание автора в любви к фантастике.
Еркфтвгшд, 6 января 2018 г.
Я искренне хочу дожить до такой технологии, когда можно будет сквозь книгу пожать руку, если не автору, то герою повествования и выразить ему согласие, поддержку или благодарность.
За совпадение вкусов. За узнавание себя. За то, что автор помогла вспомнить мне себя примерно в том же возрасте. За две радости в жизни — вкусную еду и интересные книги — и на еде можно поджать, выбирая книги. Много книг. За этот прекрасно поданный тезис, как книга может определить мышление «а, ну, я же еще книгу не прочла, нужно жить». Кому и в каком порыве расскажешь, что в подростковом возрасте тебя часто посещал порыв суицида, а мозг отвечал: «Нет, я еще Золотую ветвь не читала, а тебе её не дают читать родители, значит стОящая вещь!» или «Ты Властелина Колец смотрела? Нет? Значит ждём. А туда всегда успеешь». За то, как у тебя было 250 рублей карманных денег на неделю (на всё и ни в чем ни отказывай себе, золушка!) и я выкапывала в букинистическом магазине фентази с полки «всё по 3 рубля», рада-радёшенька Энн Маккефри и Урсуле Ле Гуин. За эти поиски в большом городе (или в том, что можно считать большим гордом) не магазина с косметикой и шмотьём, а библиотек, вещевых развалов и книжных магазинов. За библиотропизм, когда спиной мозг поворачивается к книжным полкам быстрей, чем головной это осознаёт.
Чего я могла ожидать от «Среди других»? Историю о том, как подросток прячется в какой-нибудь школе-пансионате, а это оказывается школа волшебства, и вот, заручившись поддержкой учительского совета (все до одного — фейри, вбунтовавшихся против матери-колдуньи), девочка раскладывает пентаграммы прямо в библиотеке, не отходя от волшебных книг с заклинаниями. Мура, правда ж ведь?
Джо Уолтон оставляет на ваш выбор основу истории Морвенны Феплс.
Завирали или самообман подростка с нестабильной психикой, подростка, пережившего психическую и психологическую травму от действий собственной психически больной матери? — Может быть.
Магический реализм в рамках романа о взрослении и обретении себя? — Может быть. А можно поискать некое сочетание и попытаться объяснить всё вместе, и каждый окажется и прав, и не прав.
Эдакий эффект «Планеты Ка-Пэкс».
Вы сами определите пределы возможного. Воспринятое вами и принятое себе — это ваша субъективная и уникальная реальность, а значит, истина будет существовать сама по себе. И это прекрасно.
Что о взрослении: Морвена с вами честна. Она пишет спокойно и про физиологические моменты, и про этические, и про идеологические. 1979 -1980 годы, знаете в Великобритании тоже была Холодная Война. Этакие моменты проскальзывают то тут, то там, но политкорректно. Это вам говорит подросток. Если у вас на нежных местах вскочит нечто псевдопатриотическое внимательно перечитайте строки о советских библиотеках. Вас отпустит. Этот подросток с вами мало того старается быть воспитанным. Еще она (валлийка) бурчит про англичан (погода так себе, еда опилки, зато хоть с расспросами не лезут). Но без этого, как без смазки, не подмажешь, не поедешь.
Что действительно трогает за душу — это влияние на Морвенну творчества Джона Толкина. Буквально с первых строк метафоры. Буквально в каждой важной сюжетной ветке — упоминание. Морвенна сравнивает с Толкином всех остальных писателей фентези. И это так греет. Собственно, опять же — узнавание себя. Автор сумела найти к читателю (во всяком случае — ко мне) подход. Морвенна перечисляет авторов и названия, а я либо киваю головой в знак «да, читала», «да, согласна» или беру на заметку новые имена.
Я не могу пожать руку Джо Уолтон или Морвенне Фелпс.
Но могу соприкоснуться с ней руками, с изображением Морвенны Фелпс, протягивающей лютики и сказать в благодарность:
«Эр`перрихис»
geralt9999, 27 февраля 2012 г.
Глядя на все романы номинированные на Небьюлу в этом году, понимаю, что особого выбора для прочтения у меня и нет – либо романы части серий, которые меня не очень интересуют (или на которые нет времени), либо же они выглядит совсем неидеальным местом для начала знакомства с писателями (“Embassytown” Мьевилля, как раз из этой категории).
Но как минимум роман Джо Уолтон, “Among Others”, я мог смело читать. И ни к какому циклу не относится, и рецензии сплошь положительные.
Надо отметить, что книга относится к фантастике очень опосредованно. Максимум, к чему ее можно причислить – магический реализм, и то, это если не ставить под сомнение честность рассказчика. Впрочем, неважно для хорошей книги относится она к жанру или нет (я уверен, что некоторые даже поставят это в плюс). Но так ли хороша книга, как она выглядит в зарубежных рецензиях.
На мой дилетантский взгляд – все-таки нет. И здесь, следует сделать оговорку – я практически не читал фантастов 60-80-ых годов. Это огромное упущение, и я надеюсь его когда-нибудь исправить. Мне кажется, если бы я был более начитан в этом плане, книга мне понравилась бы намного больше.
Потому что, ее главный герой (аватар самой Джо, по сути. Книга действительно выглядит автобиографично.) – Морвенна Фелпс, пятнадцатилетняя валлийская девочка, которая обожает читать научную фантастику и фэнтези. Роман построен в форме дневника, в котором она описывает свое обучение в школе и чтение книг и впечатления от них. Здесь заключаются одновременно и сила, и недостаток романа. Даже мне, не читавшему большинство этих книг, было интересно читать ее выводы и рассуждения о них. Но, что вполне предсказуемо, к концу книги от данного приема начинает уставать не только читатель, но и сам автор, порой начиная повторять буквально свои же слава, сказанные несколькими страницами ранее. Что обидно, что роман, по сути, ни к чему не ведет – общего сюжета нет в принципе, развязка – ничем не обусловленная и занимает шесть страниц от силы.
Сама Морвенна – интересный персонаж, уж не знаю, сколько в ней действительно от Джо Уолтон, искренне надеюсь, что не очень немного. Она недавно потеряла сестру из-за чар своей матери-ведьмы. (Не спойлер, все говорится в начале книги). Она способна видеть фейри. (Которые, кстати, очень интересно выполнены. Лучшая идея во всей книге, за исключением, может быть, идеи про книги. Фейри здесь не толкиновские эльфы, они ближе к старым-добрым пикси, вот только и к ним их не причислишь. Они не способны внятно разговаривать, они преследуют какие-то свои цели, о которым ничего не известно, даже людям знающим об их существовании. Они вообще больше напоминают инопланетян своим поведением.) Она сбегает от своей матери, и попадает к отцу, живущему с тремя сестрами. Ее отдают в элитную школу (довольно типичную), и отношения между учениками, в принципе хорошо переданы. Тут мы видим, что Морвенна – не очень приятный человек. Она считает всех, кто хоть чуточку глупее нее – идиотами, не стоящими ее времени. Она ненавидит, когда ее обзывают из-за ее ноги (которую она повредила в том же происшествии, что забрало жизнь ее сестры), но сама всячески поддерживает оскорбления других людей, если она с ними не общается. Интересно, такое изображение героини вышло неумышленно, или же автор решила посмеяться над ошибками молодости?
Еще, если судить по всему происходящему, есть вероятность, что Морвенна – ненадежный рассказчик. Присутствие фейри и наличие магии в этом мире, достаточно спорны. Принципы работы магии расплывчаты, то есть никаких файерболов, даже теоретически. Что магия может делать (если верить Мори) – это изменять вещи так, чтобы определенные события могли произойти. Как она сама говорит, не получится наколдовать розу из чистого воздуха, максимум – магия может заставить человека на самолете выбросить ее за борт, вам в руку. Конечно, подобные правила волшебства, оставляют много места для сомнений в психическом здоровье нашей героини.
Что меня удивило, так это, несмотря на то, что героиня – валлийка, выпадов в сторону англичан маловато. Она постоянно называет их еду ужасной, а погоду – мерзкой, но дальше этого дело не идет, то ли я ожидал лишнего, то ли автор предпочла быть политкорректной.
Резюме – несмотря на недостатки, книга мне все-таки понравилась. Рекомендовал бы любителям классиков НФ и фэнтези, ибо на отсылках к их произведениям построена большая часть книги. И, возможно любителям Нила Геймана – есть у них что-то общее в стиле, разве что, Джо не пытается эпатировать читателей.
Шербетун, 26 ноября 2019 г.
Идея книги неплохая – показать жизнь подростка, которому довелось нелегко, в параллели с прочитанными им книгами и фантазией о маленьких невидимых друзьях, помогавших подростку прятаться от жестокого мира в себе. А вот сюжет слабенький и не до конца доработан, финал скомкан, и в рассуждениях героини много повторов. Порой читать было скучно и я развлекалась тем, что возвращалась страниц на –дцать назад и находила логический повтор, сравнивая, сколько одних и тех же слов использовала автор. Печально, но произведение не тянет на все те премии, которые заполучило.
Чем только хороша книга, так это тем, что в ней приведен внушительный список книг американских и английских фантастов, есть, что взять на заметочку.
З.Ы. Подросткам книгу лучше не давать, поскольку моменты, когда, например, героиня мечтает об инцесте с папочкой и т.д., вряд пойдут на пользу неокрепшим умам.
majj-s, 25 мая 2020 г.
АL -ЭТО ДРУГИЕ
...Если вы любите книги, книги отвечают вам любовью...
Джо Уолтон не для всех. Загляните на ее страничку английской Вики и задайте себе вопрос, хотели бы вы иметь в друзьях такую фриковатую, антигламурную тетку. Я-то да. Потому что она лучшая, самая умная, невероятно эрудированная, и пишет книги, в которых чувствую себя дома. Но не берите «Среди других», если ждете зрелищного волшебства с полетами на драконах, метлах, коврах-самолетах; превращений; порталов между мирами; фантастических тварей; волшебных помощников и магических предметов; страшной мести, верной дружбы и вечной любви. Что, этого всего не будет? Будет. Но по-настоящему.
В смысле? Объясняю. В жизни не работает «Авада Кедавра!», даже если вы сотрете до основания язык, тренируясь произносить его с разными интонациями. И артефактов, подобных волшебным палочкам не существует в природе, как ни грустно. Мир пронизан магией и сплошь заплетен тончайшими нитями, соединяющими все со всем: людей, предметы, места и события. Прозревать их в полноте человеку не дано, но некоторые могут видеть быстрый промельк, отблеск, отражение. Интуитивно чувствуют, куда нажать, чтобы в другом месте соединилось или разомкнулось. Ощущают магию предметов и их связь с владельцами. Могут общаться с фейри и разглядеть сумасшедшую ведьму в собственной матери.
Близнецам из глубинки Южного Уэллса, в семьдесят девятом было по четырнадцать. Отца не знали, ничего о нем, кроме того, что сбежал, как только они родились. От их матери кто угодно сбежал бы. Просто так не повезло. Зато у них были замечательные дедушка и бабушка. А главное – они были друг у друга. И еще фейри. Не то, чтобы Морвена и Моргана как-то особенно ценили возможность видеть, а иногда играть и общаться со странными существами. В этом, некогда промышленном, угледобывающем и рудоплавильном регионе (Горноуральская заводская цивилизация, Павел Бажов с Хозяйкой Медной Горы и Алексей Иванов с Золотой Бабой, кто понимает), ресурсы теперь иссякли, производство потихоньку загибается («все развалили» — у нас сказали бы).
Но этих созданий много, для умеющих видеть: малая часть отдаленно похожа на эльфов, какими их описал Толкиен, большая — на страшненьких диковинных звериков, пауконогих или покрытых древесной корой. Почему иной раз не перемолвиться с ними, не выполнить поручения? Знают они многое, а делать сами не могут. И они не говорят, как эльфы во «Властелине колец», однако когда им чего от тебя надо, сумеешь понять. Что, например? Уничтожить химзавод, для чего близняшки должны тайно бросить в заводской пруд два лютика, данных им фейри. Шутите? Нисколько, назавтра газеты выйдут с известием о том, что природоохрана добилась закрытия предприятия и тысяча человек лишилась работы. Волшебство действует непрямыми, неочевидными путями. А в благодарность они помогут избавиться от материного хахаля, который тянет к девочкам свои поганые грабки. Кинь в болото его гребешок и Фред исчезнет, сначала в Лондон, а там и вовсе, но нам до этого нет дела, правда?
Год назад свихнувшаяся ведьма Лиз что-то сделала. Что-то очень нехорошее, о чем фейри предупреждали, да сестры не до конца поняли, не сумели правильно защититься. И Морвена теперь на всю жизнь калека, обреченная ходить с палкой, никогда ей не танцевать, не прыгать и не бегать. Морганы больше нет. А дедушка пережил инсульт, парализован, в богадельне. Формально девочка должна остаться под опекой матери, но жить с ней невозможно, это не капризы мелкой избалованной сучки, как вам понравится мать, которая шлет своей дочери семейные фото, из которых фигурка девочки выжжена? То-то же, всякое бывает. И всякие. Материнский статус сам по себе не трансформирует гиену в ангела, чего бы ни утверждали социальные стереотипы.
Сбежала. Поймали. Поместили в приют. Опека разыскала отца и пятнадцатилетняя нескладная девочка с тростью оказалась в одном доме с чужим мужчиной и тремя женщинами, о существовании которых в природе не подозревала. В Англии. Там, где она выросла, «сакс» — худшее оскорбление и повод для драки. Все пятеро с радостью не знали бы друг друга и дальше, но деваться некуда. Тетки богаты, в отличие от отца, он от другого брака и в полной зависимости от сестер. Мори сплавят в элитный интернат для девочек. Мелкая хромая чужачка со странным акцентом из семьи со скромным достатком. сирота при живых родителях, в девичьем мире, где марка автомобиля твоего отца — род визитной карточки. Нет, Арлингхерст ни разу не Хогвартс.
Она читает. Много, по книге в день. Преимущественно фантастики и фэнтези. Не нужно объяснять, почему? Всякое различие разъединяет, а подобие стремится к подобию. Потому что умеющий находить в книгах прибежище пересидит в них почти любой ад. почерпнет сил идти дальше. И, уверяю вас, я, со своим недурным багажом знаний в области англоязычной фантастики, не прочла десятой части книг, мнением о которых Мори будет делиться по ходу романа.
Галина Юзефович (а книга рекомендована ею), говорит о трех слоях, в которых развивается действие: видимая реальность, невидимая реальность, книги. Можно классифицировать иначе, по социальным взаимодействиям: родственники, школа, книжный клуб. Или так: прошлое: Уэллс, здоровье и сестра; настоящее — одиночество, книги и боль; будущее — каррас (группа единомышленников, близкие люди. отношения с которыми строишь сам). Видите, какое упоительно непростое плетение. А я теперь читаю другой роман Джо Уолтон, Jo Walton — My Real Children , совсем об ином, но тоже прекрасный.
MalCurie, 2 апреля 2019 г.
Очень неровная книга.
Приступала с заниженными ожиданиями, но даже это не спасло от страшного желания бросить чтение на первых 150-200 страницах (из 720 в электр.версии). Раздражало все: форма повествования (дневниковые записи), и сам язык, который иногда походил просто в какой-то бессвязный поток мысли; бесконечные перечисления других авторов и книг; слишком частые акценты на деталях, не несущих никакого смысла; набивание объема за счет описания биографий всех родственников главной героини, и, наконец, сама ГГ — Мори.
В начале она представляется пафосной и высокомерной донельзя. Своих одноклассников, не являющихся отличниками она зовет «тупицами», стариков-инвалидов в хосписе, она в своих мыслях называет «просто отбросы, останки людей». Все ее боятся, потому что она такая холодная и необычная, вся из себя талантливая и способная (и левой рукой пишет, и в зеркальном отражении, и в перевернутом виде, и везде отличница, кроме математики). Ну как-то ведь сложно испытывать симпатию к такому персонажу, не?
.....НО.....
Продолжив читать, я в какой-то момент поймала себя на мысли о том, что мне интересно, что я уже не продираюсь сквозь текст, а даже с удовольствием слежу за происходящим. Было такое впечатление, будто на каком-то этапе автор перестал городить пафосные речи, дал свободу действий своей истории, и она ожила.
И вот уже перед нами история практически обычной девочки, переживающей потерю сестры и прочие изменения в своей жизни. С нормальными рассуждениями, нормальными проблемами и отношениями с окружающими. Магия вплетается в эту жизнь органично и правильно, сложно сказать действительно ли она там есть или же это просто способ Мори пережить происходящее с ней, доукрасить реальность, чтобы было легче переварить ее.
Дочитывая книгу, уже не испытывала того ощущения «фальшивости происходящего» и финальные впечатления оказались очень позитивными. Но, могу сказать, что перечитывать не стану. С этой историей, в конечном итоге, было приятно познакомиться, но возвращаться не хочется.
slavserg, 5 ноября 2019 г.
Согласен с предыдущими рецензиями. Написано хорошо, но сюжету не хватает динамики. Фантастических допущений мало, интерес для любителей фантастики представляют, в основном, ссылки на известные произведения в данном жанре. Перевод хороший, но не хватает комментариев. Далеко не все упомянутые в тексте персонажи и книги широко известны российскому читателю фантастики.
A.Catsman, 24 января 2018 г.
Замечательная книга. По-настоящему волшебная. Удивительная тем, что сложно даже вспомнить, что можно с ней
сопоставить. Пронизанная любовью к фантастике, той настоящей англо-американской НФ, которую и я люблю с первых
детских впечатлений. И тот, кто любит эту настоящую фантастику, как я (первый прочитанный в десять лет Шекли, Каттнер, Саймак...),
должен обязательно прочесть этот небольшой, легко читаемый, очаровательный роман, и отряхнуть с ног своих
прах того убогого, реваншистского и прочего говна, выдаваемого последние два десятилетия за отечественную
фантастику. И не так что уж важно, видела ли по-настоящему Морвенна фейри (конечно, видела!), важно совсем иное...
Crabar, 1 июня 2018 г.
Возможно, не я один сталкивался с ситуацией, когда ты уже прочел сотни НФ и фентези книг, прошерстил списки лауретов премий и все-равно не нашел, что же следующее почитать. Так вот, в этой книге просто десятки отсылок и упоминаний других книг/авторов с их оценкой и обсуждением. Только ради этого ее стоить прочитать :).
Если говорить за само произведение, то оно милое и приятное. Тут нет головокружительных приключений, боевой магии, драк и погонь. Тут есть дневник 15-летней девочки. Девочки, которая видит фейри (фей/эльфов/пикси) и которая умеет делать магию. Возможно. По крайней мере, она сама в это верит.
Героиня описывает дни своей жизни: свои мысли, свои переживания, свои решения. На удивление, в книге крайне мало подростковых соплей, а сама Мор немного напоминает Гарри Поттера из «ГП и Методы Рационального Мышления». В конце концов, она начитана, эрудирована и умна.
P.S. Где-то видел замечения, что это книга легка в прочтении на английском, мол, простой язык. Наглая ложь. Я прочитал ее в оригинале, и это было вызовом для моих языковых способностей.
Shab13, 21 мая 2018 г.
Ее зовут Морвенна Маркова (или Фелпс). Ей 15 лет. Она любит Дилэни и Хайнлайна, обожает Толкина, Типтри и Ле Гуин. Она всем говорит, что ее мать ведьма, а сама Морвенна видит фейри. Мори сбегает от матери к отцу, которого никогда не знала, и который отправляет ее учиться в Арлингхерст – закрытую школу для девочек.
Вот так незамысловато начинается хороший, но слегка поверхностный, роман о взрослении и осознании себя.
Мори ведет дневник, и описывает период с сентября 1975 по февраль 1976. Казалось бы, всего пара месяцев, но за это время Мори научиться воспринимать себя как целое, а не половинку, найдет друзей и прочитает десятки книг – из-за сломанного бедра она пропускает физкультуру, да и просто любит читать. Роман просто под завязку набит отсылками, прямыми и не очень, на классику НФ (с которой я почти не знаком, стыдно).
На страницах дневника Мори пытается разобраться в себе и в окружающем мире, подробно или не очень описывает свои переживания, учебу, других девочек и магию. Фейри, которых видит девочка, всевозможных форм и размеров. Они могут быть похожими как на толкиновских эльфов, так и на пенек или собаку.
Вот так я начал писать отзыв и застрял. А о чем книга то?
Сложно определить. Вроде она про взросление: тут и стандартный набор подростковых проблем, социальная структура школы-интерната, шуточки и обидные клички от одноклассниц, поиск себя, взаимоотношения с родными. Да, но не совсем.
Вроде она про магию: Мори видит и взаимодействует с фейри, колдует, защищается от матери, которую считает ведьмой. Но их борьба, как и сами фейри, играет маленькую, хотя и важную роль, и проходит вскользь.
Вроде она про роль литературы в жизни. Мори читает много, много размышляет о прочитанном на страницах дневника. Мори воспринимает окружающий мир через призму фантастики, накладывает разные идеи Хайнлайна, к примеру, на свою жизнь. Литература и вовсе выступает общим знаменателем между Мори и ее отцом, друзьями, книжным клубом. И, опять-таки, книга про это, но не совсем.
Она также и про то, как сложно пережить утрату, или попытаться это сделать.
Итог. Неплохой образчик магического реализма и\или романа про взросление, после прочтения которого остается только один вопрос: «А были ли фейри?». Это уже пусть каждый решает для себя.
heresyhub, 5 марта 2019 г.
Очень необычная книга, отхватившая разом Хьюго и Небьюлу, за подход, а не за что-либо еще. Здесь есть фэйри и намек на магию, однако их видно только периферийным зрением, сама же история — просто дневник 15-летней девочки, которая очень любит библиотеки и фантастику. На шесть глав ее заметок о чтении и дурацких подружках в новой школе всплывает намек на волшебство, которое то ли есть, то ли нет, но именно в этом туманном ощущении и кроется обаяние книги. Это как очень-очень облегченные и размазанные истории об эльфах из книги «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл», от которых осталась только пара смутных обрывков, затесавшихся в жизнь молодой свободомыслящей школьницы. Магию видно только, когда скосишь глаза. Но как длинный список прочитанного героиней книга работает неплохо
Lilian, 17 марта 2018 г.
Чистый магический реализм. Книгу при желании можно читать как с полностью реалистической точки зрения (у главной героини богатая фантазия и душевная травма, это благодатная почва), так и с волшебной точки зрения. Автор оставляет выбор на откуп читателю. Чисто по моему впечатлению к финалу все же перевесила волшебная составляющая. Но это только мое мнение ))
Книга написана в виде дневника, что смотрится весьма оригинально и добавляет истории личных ноток. Фейри и волшебство здесь тоже не самые обычные. Непонятные, придерживающиеся крайне запутанных правил и практически не соприкасающиеся с реальным миром. Хоть и способные при определенных обстоятельствах влиять на него. В-общем, как признает героиня книги, люди со скептическим складом ума всегда смогут доказать, что никакого волшебства нет. Что не мешает ей верить и даже колдовать на свой лад.
Впрочем, если взглянуть с другой точки зрения, перед нами история о непростом этапе жизни одной девушки-подростка. Резкая смена места проживания, новые родственники, новая школа, боль от потери сестры, проблемы со здоровьем и чувство одиночества, с которым героиня справляется, погрузившись с головой в чтение фантастики и фэнтези. Перед нами настоящее признание в любви жанру, авторам и книгам. Героиня постоянно комментирует прочитанное, делится впечатлениями. Да и друзей в итоге находит как раз благодаря увлечению чтением. Кроме того в описании школьной жизни, родственников героини и тех мест, где она бывает, чувствуется что-то исконно британское. Трудно судить по переводу, но рискну предположить, что по стилю должны быть отсылки к классической английской литературе.
Из недостатков выделю то, что манера изложения событий в виде дневника все же порой утомляет, скорость чтения героини кажется уж слишком фантастической, а еще порой слишком много говорится и думается о сексе. Наверное, автор таким образом хотела показать внутренний мир девушки-подростка.
В-общем, необычная книга, которая мне запомнится выверенной атмосферой магического реализма и признанием в любви к фантастическим книгам.
troodogolik, 22 июля 2016 г.
Книга отлично подходит для чтения в оригинале, для людей со средним уровнем английского, к этому располагает повествование от лица 15 летнего подростка, без вычурных фраз, еще и оформленное в виде дневника.
Что касается впечатлений — книга читается легко, сюжетные события, предшествующие повествованию, открываются постепенно, каждый раз наполняя происходящие события новым смыслом и дополнительной точкой зрения. Переживания ребенка вступающего в взрослую жизнь, сомнения, обиды — всё это описывается так, что верится в происходящее. Соглашусь, с комментариями, написанными ранее — фэнтезийная составляющая в данной книге вторична.
Книга не 10/10, хотел поставить 7 за отношения к коммунистам, Советскому Союзу, и т.д., но затем обдумал — сюжетно все правильно, т.к. дело происходит на рубеже 70-80 гг. XX века, в западной стране, при этом ребенок просто не мог иметь другую точку зрения из за окружения, TV, газет и т.д.
Итог: В свои 30 с удовольствием вернулся в подростковый взгляд на мир во время чтения.
chupasov, 22 ноября 2016 г.
Роман — образчик «фантастической литературы», как ее определял Ц. Тодоров (фабулы в ней балансируют между возможностью реалистического и волшебного истолкования). Получился занимательный, временами занудный, но в целом любопытный литературный эксперимент вокруг «ненадежного рассказчика».