1982 год, Антарктида. Группа норвежских учёных находит огромное НЛО, потерпевшее крушение много тысячелетий назад. Более того, обнаружен пилот летающей тарелки. Норвежцы вызывают подкрепление в лице американского палеонтолога Кейт Ллойд (Мэри Элизабет Уинстэд), ведь инопланетянина необходимо бережно извлечь изо льда, изучить... Но у твари свои планы: оттаяв, ожив и вырвавшись на свободу, космический гость погружает учёных в пучину кошмара.
Кинематограф полон парадоксов. В 1982 году на экраны выходит мрачный, пессимистический фильм ужасов Джона Карпентера «Нечто» — картина, стоившая Робу Боттину, мастеру по гриму и спецэффектам, душевного здоровья, а режиссёру — работы (его уволили со студии Universal). Но со временем «Нечто» обрел культовый статус и до сих пор остаётся одним из самых страшных хорроров. Комиксы, фигурки, компьютерная игра-сиквел, и, наконец, то, чего так долго ждали и боялись поклонники — приквел.
Почему боялись? Да кто сможет переплюнуть шедевр Карпентера? Разве можно достичь той же шокирующей достоверности при помощи компьютерной графики? Да и вообще, какие ещё американцы на норвежской станции? Более того, место Курто Расселла заняла Мэри Элизабет Уинстэд, тогда как в фильме 1982 года весь актерский состав — мужчины...
Но не так страшен черт, как его рисуют. Точнее, наоборот — в новом «Нечто» львиная доля экранного времени принадлежит пришельцу, и его метаморфозы поражают: к примеру, зрители узнают, как появился ужасный труп со сросшимися головами, фигурирующий в картине Карпентера. Скептики будут ворчать, что куклы, грим и роботы из первого фильма намного убедительней компьютерных тварей, но следует отдать должное цифровым кудесникам — порой их фантазия бьёт через край!
Режиссёр махнул рукой на психологизм оригинала и использует кошмарную тварь на полную катушку — некоторые моменты смотрятся неприятно, жутко и даже пугающе. Это одновременно и красит, и портит сиквел, ведь у Карпентера переживаешь за каждого героя, они живые и очень человечные, а здесь это всего лишь статисты, ужин для пришельца.
Не обошлось и без банальной голливудщины: балом правят американцы, способные пешком преодолеть десятки километров снежной пустыни, а норвежцы... они просто есть. Также улыбку могут вызвать приключения на борту летающей тарелки — привет «Томминокерам» Стивена Кинга!
Но, в общем и целом, картина оставляет довольно приятное впечатление: создатели искренне пытались создать достоверную предысторию, и недочётов не так много, как ожидалось. Смеяться тут не с чего; фильм держит в постоянном напряжении. И если вы ходили в кино с любимой девушкой, то это отличный повод показать ей нетленное продолжение 1982 года, за который она никогда бы одна не села.
Итог: Поклонники оригинала останутся довольны, а «чайники» просто посмотрят один из самых жутких ужастиков последних лет.
Это интересно
«Нечто» Джона Карпентера собрало слабую кассу из-за того, что было фильм был выпущен одновременно с «Инопланетянином» Стивена Спилберга. Враждебной твари Карпентера зрители предпочли белого и пушистого пришельца Спилберга.
Хотя в титрах первоисточником указан рассказ «Кто идет?», главным источником вдохновении для создателей приквела послужил фильм 1982 года.
В «Нечто» 2011 года есть несколько прямых цитат из фильма Карпентера: разговор у костра, разведённого из горящего инопланетянина, тест на выявление инопланетянина, и в одном из диалогов обыгрывается известный слоган: «Человек — самое теплое место для того, чтобы спрятаться».
Цитата фильма — учёные демонстрируют эрудицию:
цитата
— Зачем оно покинуло корабль?
— Искало местечко потеплее.
— ...и, очевидно, не нашло.
Впервые опубликовано в журнале "Мир фантастики" (ноябрь, 2011).
PS: почитать о комикс-сиквеле можно здесь, а обзор почти всех воплощений Нечто — здесь.
PPS: Ваш Покорный Слуга перевел на русский рассказ Питера Уоттса "The Things", и речь в нем идет о событиях фильма Карпентера глазами пришельца. Преинтересное видение у товарища, должен сказать! В самом ближайшем будущем буду знать, примет ли рассказ какой-то из русскоязычных фантастических журналов и сообщу об этом в своей колонке. А пока держите за меня пальцы крестиком, ОК? Если вам интересно прочесть рассказ, конечно же
Рассказ оценил я довольно низко, но когда читал, то думал над тем, что можно к нему нарисовать. Придумал, и картинка сидела в голове почти полгода. Решил дать ей проветриться. И самому выпустить пар
Дилан Дог (Брэндон Рут) — частный сыщик, специалист по паранормальным делам. Он играет на кларнете, носит черный пиджак, синие джинсы, красную рубашку и пользуется успехом у слабого пола. Но когда к нему обращается обворожительная Элизабет Райан (Анита Брием), он и сам не может сказать «нет». Новое дело — это что-то особенное: расследование смерти отца Элизабет, уготовило Дилану ждет встречу с вампирами, оборотнями, зомби и хранителем врат самой Преисподни.
Италия. Комиксы. Мега-кумир локального масштаба — Дилан Дог, чьи похождения разошлись тиражом в 50 миллионов экземпляров. «Огромный потенциал для нового блокбастера,» — так, должно быть, думали голливудские киноворотилы, покупая права.
Первой экранизацией «Дилана Дога» был арт-хаусный «Делламорте Делламоре» Микеле Соави — сегодня этот фильм является культовой классикой. Но в отличии от итальянского коллеги, Кевин Манро взял прицел на как можно более широкую аудиторию — разве Дилан не достоин славы черепашек-ниндзя?
Хотя вместо зеленого квартета у нас всего лишь дуэт, он уже успел примелькаться зрителям благодаря «Возвращению Супермена»: в новом фильме Брендан Рут и Сэм Хантингтон играют практически тех же персонажей — это супергерой и его незадачливый помощник, который постоянно путается под ногами и устраивает клоунаду.
Создатели фильма и не пытаются быть серьезными — когда герои отправляются на поиски приключений по ночным улицам Нового Орлеана, бравый Дилан косит нечисть подобно Шварценеггеру в «Коммандо»: световые пули разят толпы упырей, серебряные кастеты расшвыривают оборотней, и зомби укладываются ровными штабелями... Порой возникает ощущение, что смотришь одну из серий «Баффи — истребительницы вампиров», и чувство только усиливается, когда блондинка Элизабет тоже берется за оружие. Грим вампиров не отличается оригинальностью — уж больно сильно он напоминает упырей из «От заката до рассвета» и «Пропащих ребят», а главное чудище кажется двоюродным братом финального босса из «Diablo». Где-то мы это все уже видели...
Но при всей вторичности и простоте, «Хроники вампиров» вовсе не плохи! Конечно, это не фильм из разряда «must-see», однако у него получается передать зрителю то благодушное веселье под соусом из черного юмора, которым славились телесериалы 90-х. В самом начале фильма Дилан тоскует по былым временам, и его можно прекрасно понять.
«Хроники вампиров» сойдут к просмотру даже детишкам, ведь создатели фильма умудряются задать довольно неглупый вопрос: кто же настоящий монстр — ночные твари или человек, без разбора сносящий им головы?
Интересные факты
Единственное появление комиксов «Дилан Дог" в России состоялось в 2007 году, когда на прилавках появился «Рассвет живых мертвецов" от Green Cat Publishing House.
Известное американское издательство Dark Horse Comics выпустило семь томов «Дилана Дога». Обложки для них нарисовал именитый Майк Миньола («Хэллбой») В 2009 году, перед предполагаемым выходом экранизации, шесть первых томов издали одной книгой.
Одного из вампиров в фильме зовут Склави. Тициано Склави — имя писателя, который придумал «Дилан Дога» и написал всю серию комиксов.
Опубликовано в журнале "Мир фантастики", декабрь 2011
Год издания на языке оригинала: 1906, 1914, 1930, 1968, 1936, 1911
Переводчики: Е. Пучкова, И. Чусовитина, В. Герасименко, Д. Макух, Лариса Михайлова, А. Ермилова
Издательство: "Энигма", 2011
Серия: Гримуар
Серия "Гримуар" издательства "Энигма" всегда пользовалась особым интересом среди любителей необычной, странной и мистической литературы. Некоторые могут назвать ее архаической, устаревшей, но те, кто смотрят глубже и пытаются понять, находят в произведениях Артура Мейчена, Густава Майринка и Уильяма Хоупа Ходжсона не только удивительную красоту, но и проблески знаний, бесценных для адептов Тайного Искусства — они ищут необычное в будничном и по-настоящему видят его.
"Кентавр" — долгожданный второй том произведений Элджернона Блэквуда (первый вышел шесть лет назад). В ЖЖ издательства даже проходило голосование — кого издать первым, нового Блэквуда или Лавкрафта? И вот заветный томик наконец-то в руках читателей!
До того, как за него вплотную взялась "Энигма", Элджернон Блэквуд был знаком русскому читателю только благодаря нескольким рассказам в антологиях ужасов, которыми полнилось буйное начало 90-х. Другое дело — его родина: на Западе за ним прочно укрепилась слава мастера мистических рассказов ужасов, среди которых доминируют истории с привидениями. Еще при жизни автора вышло несколько радиопостановок его рассказов (большинство он адаптировал и читал сам), а главным героем первой телепердачи в Великобритании стал... да-да, сам Блэквуд! Ведь помимо мастерства рассказчика природа наградила этого высокого мужчину сильнейшей харизмой и довольно яркой внешностью. Блэквуд стоит в одном ряду с такими классиками, как М. Р. Джеймс, К. Э. Смит, Э. А. По и А. Мейчен, и у нас появилась прекрасная возможность в этом убедиться.
Но ожидания не оправдались. Если в первой книге были такие великолепные рассказы ужасов, как "Ивы", "Вендиго" и цикл увлекательных мистических историй о докторе Сайленсе, то вторая, увы, не может похвастаться такими "хитами". Ни один сюжет не задерживается в голове, они являются образцами самых обычных, классических историй с привидениями, и все это мы уже читали, видели, слышали. И пускай частично потому, что Блэквуд был одним из главных генераторов подобных историй и стоял у истоков, сравнение с тем же М. Р. Джеймсом будет явно не в его пользу. Запоминаются разве что лирический "Храм минувшего", красивая фантазия о прошлом, и "Кукла", которую можно назвать плагиатом романа "Гори, ведьма, гори" Абрахама Меррита.
Две повести, "Человек, которого любили деревья" и "Проклятые", выгодно отличаются от посредственных рассказов яркими образами и любопытными задумками, которые обязательно напомнят вам, что Блэквуд состоял в Герметическом Ордене Золотой Зари. Эти произведения насыщены видениями и фантомами, мистическим ощущением Вселенной и таким чувством, будто мы вместе с героями приближаемся к открытию некой чудесной тайны, которая перевернет все наше мировосприятие. Возможно, для некоторых читателей и правда откроется некая высшая истина, кто знает... Но хотя Блэквуд и способен поразить смыслом и подкинуть пищу для ума, даже здесь далеко не все хорошо: сюжеты банальны, действие топчется на месте, а персонажи настолько небрежно выписаны, что следить за ними просто неинтересно.
Рассказы и повести остались позади, и вот перед нами самое крупное, заглавное произведение — "Кентавр". Возможно, читатель удивится, но это не ужасы и не фэнтези, а что-то, что с трудом можно назвать философской мистикой. Роман повествует о встрече с человеком, аура которого настолько сильна, что главный герой, Теренс О'Мелли, не может не думать о нем, как о гиганте, хотя физические размеры незнакомца вполне заурядны. Теренс — ярый противник цивилизации: Природа, вот что истинно! И в этом гиганте он ощущает не просто собрата по убеждениям, но человека, способного показать ему что-то за рамками обычного восприятия, ведь таинственный спутник оказывается посланником Земли, выражением ее истинной сущности, полубожеством — Кентавром.
Как и в случае с повестями, "Кентавр" просто безбожно затянут. Повествование не бежит, не льется, а тянется, словно патока — мысли увязают в нем, а потом начинают разбредаться, отвлекаясь на посторонние дела. Практически весь роман проходит в ожидании чудесного открытия, когда герой и его друг прибудут наконец в место, где Земля примет их с распростертыми объятиями. А попутно Блэквуд пересказывает теории многих философов, уделяя особое внимание Г. Т. Фехнеру, подпитывая идею о том, что Земля, подобно лемовскому Солярису — это мыслящая планета, а вся ее биосфера — не просто ее дети, а неотъемная ее часть (глаза каждого — ее глаза, уши каждого — ее уши и т. д.). В данном случае нельзя не ухмыльнуться, припомнив тот факт, что в "Нью-Йорк таймс" Блэквуд вел колонку, посвященную лекциям "теолога-эволюциониста" Лаймона Эббота. Создается впечатление, будто сам автор, подобно О'Мелли, узрел истину и спешит ею поделиться с миром: "Отбросьте косную шелуху и беготню цивилизации, внемлите зову Природы, услышьте флейту Пана!" Но, к сожалению, Блэквуд перестарался, забыв о читателе, которому придется глотать страницы философствований без какого-либо развития сюжета. Подобно кентавру, роман кажется намного большим, чем он есть на самом деле, он разрастается в воображении читателя и триста страниц превращаются в целых шестьсот, а то и больше! И если сравнить его с поэтическим "Холмом грез" Артура Мейчена, изданного четырьмя годами раньше, то, как и в случае с "Куклой", счет будет явно не в пользу Блэквуда.
Итог: Любители ужастиков и динамичного повествования заскучают, но метафизики попируют на славу. И если у вас все же возникнет желание познакомиться с творчеством Алджернона Блэквуда, вы можете смело проигнорировать этот том, и двинуться на поиски первого, выпущенного в 2005 году, насыщенного по-настоящему великолепными произведениями. Не смотря ни на что, знание литературы мистических ужасов без этого автора будет неполным, ведь не зря С. Т. Джоши называет его произведения "самыми значительными среди прочей странной литературы, если не брать в расчет Дансейни".