— все больше упрощается оригинальный сюжет — боковые линии вообще не раскрываются, а центральные противоречия подводятся в развязке — потому мы видим множество схваток и встреч, которые не состоялись в книге. Например, Джон Сноу все-таки появился в Суровом Доме, Тирион Ланнистер уже поговорил с Матерю драконов и т.п. (не удивлюсь, если следующий сезон станет для сериала последним);
— слюной плюнули на логику и разрешили все неувязки (Сноу эвакуировал с побережья Сурового дома какое-то кличество людей, посадив их на корабли. Где они должны были высадить пассажиров? Южнее стены. Но вот мы видим пафосную сцену — когда масса одичалых и какое-то количество дозорных подходят к стене с севера и верные старым традициям братья думают — открывать ворота этой толпе или нет?)
— начали давать массу зрелищных схваток и безо всякой жалости рубить персонажей (+25 к сорости развития сюжета)...
Итого: по зрелищности и динамичности сериал явно спасается. Но такое дисицплинированное сотрудничество при создании произведений такого уровня, которое показала Дж. Роулинг — когда книги и сериал шли "в затылок" — пока остается редкостью.
Если кто-то скажет, что в старой польской "Секс-миссии" не было политики — он будет в корне неправ.
Здесь тоже политики много, она откровенная и я бы даже сказал навязчивая.
Итак — страна, где мужчины ходят в хиджабах, а женщины в военной форме. Мужчин время от времени вешают за подрывную деятельность, а барышни разъезжают на танках. Быт скромен, а временами просто убог. Питание поступает по единому для всей страны кашепроводу — повернешь кран, и каша оттуда прет. Пропаганда не устает напоминать что каша эта вкусна, питательна и полезна.
Называется вся эта красота — Республика Бубуния.
Страной правит генералисса, её дочь полканесса готовится принять бразды правления. Их портреты висят везде. Полканессе пора замуж. Соответственно готовится бал, на котором будет осуществлен выбор...
Дальше разворачивается сюжет Золушки, только с половой инверсией и разными политическими осложнениями, напоминающими цветные революции.
Словом, идет вполне прозрачное высмеивание некоторых государств, в которых массово используется хиджаб, и везде висят портреты правящих отца и сына (или хотя бы двух основных политических деятелей диктаторского типа), а, заодно, причин некоторых массовых выступлений.
Что же можно сказать по художественной стороне вопроса?
В комедийных фильмах с переодеванием в одежду другого пола — "В джазе только девушки", "Здравствуйте, я ваша тётя", "Секс-миссия" — есть два ультимативных требования, без соблюдения которых фильм становится шлаком:
— чувство юмора. Должно быть элементарно смешно;
— хороший вкус. Иначе все падает в дикую пошлятину. /вкус требуется и для серьезных опытов на тему — скажем, фильм "Орландо"/
Увы, авторы фильма не смогли.
Чувство юмора подводит их достаточно регулярно. Главным образам потому, что они пытаются втиснуть в картину абсолютно все образы политической колоды — тут и диссидент-казанова, и мечта о хорошей еде и проч. Весь этот набор шариков плохо держится в руках жонглера, и можно указать буквально на несколько действительно смешных и впечатляющих эпизодов (бал в этом смысле решительно удался — бал был бел ) Кроме того, окружающая Джеки действительность показана в максимально потертом и неприглядном виде — как-то не тянет смеяться при виде такой убогости.
Вкус — тоже провал. Буквальная визуализация метафор не всегда работает — и если фильм начинается с героя, который в хиджабе стоит перед портретами генералоиссы и полканессы и самоудовлетворяется, то это слишком вульгарно. Финал это какая-то катастрофа. Нет, подводка к финалу сделана неплохо, и авторы как бы настаивают на том, что фильм надо пересмотреть еще раз, оценивая историю золушка немного в другом ракурсе. Срывание покровов произведено во всех смыслах. Но (тут ряд нелицеприятных выражений, вычеркнутых самоцензурой) сколько же можно педалировать тему
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
гомосексуализма
.
Итого. Политическая комедия с обильными элементами фантастики, и крайне неравномерным уровнем подачи материала. Ряд отдельных очень удачных шуток и громадное количество минусов. Фильм хоть как-то вытягивает только режиссура, умение подать материал (иногда с провалами в темпе) и игра актеров (образ полканессы). Ближайший творческий конкурент — "Ржевский против Наполеона", но там был куда лучший комедийный фон и проработка визуальных деталей.
6 из 10
П.С. Любопытно, что создатели фильма однозначно указали на страну, где все снималось — среди прочего, показывается карта Бубунии, идеально совпадающая с очертаниями Грузинской ССР 1990-го года.
Когда люди пересказывают историю снова и снова — пытая сделать ярче и последовательнее — в ней начинается такая редактура, что только держись.
И если человек сам себе её пересказывает — всё может пойти еще круче.
В этом смысле "Безумный Макс" это история, которая нуждалась в тысячах деталюшек, и она их получила. Жуткие противоречия никуда не делись, и попытку их устранения можно сравнить — отчасти — с редактурой и дополнением христианства: эти книги попорчены еретиками, выкидываем, а вот эти мысли очень правильны, их оставляем и творчески дополняем, при том разные места рождения Христа и прочие несообразности в тексте не влияют на сюжетность, и всего-лишь нуждаются в истолковании.
"Безумный Макс" это пересечение нескольких традиций и тенденций, которое дает ядерный винегрет.
С одной стороны — любой конц света это архизрелищное действо. Мир превращается в топливо. И требование картинки висит над каждой секундой фильма. Однако, если мир большей частью сгорел — то должна прийти скупость и бережливость. Ресурсы расходуются осторожно просто потому, что ресурсов больше нет. И люди — самый важный ресурс.
С другой — фишка "постапокалиптики" в явном изменении героев. Это уже не просто офисный планктон и байкеры, это новые типажи. Они совершенно иначе относятся к смерти, и если что, охотно жертвуют собой.
С одной стороны — деградация техносферы позволяет "воскресить" кучу старых типов оружия. Шесты с взрывчаткой на конце — явно заимствованы у камикадзе ("особая атака" в противотанковом варианте), а еще гарпуны, всяческие бензопилы, дисковые пилы. Схватка выходит на ближнюю дистанцию, зрелищность возрастает.
С другой стороны есть понятие парадигмы техники: если вы продолжаете производить патроны и у вас есть крепкие трубы хотя бы небольших диаметров, то в дело пойдут вариации противотанковых ружей — и вся порнография с дисковыми пилами, расчленяющими кабины "боевых фур", просто не реализуется.
Чтобы сложился специфический боевой порядок с шестами, противовесами, огнеметами — требуются систематические столкновения с противником, не обладающим огнестрельным оружием. Но ружья были даже у обнищавших старушек (и патроны у них имелись). Нужно какое-то специфическое дополнение, условие, не позволяющее расстреливать эти кавалькады тарантасов с пятисот метров. Его не озвучили, и не показали — но именно деталировка боевых порядков, слаженность атаки, конструкция машин и экипировка бойцов заставляет поверить в то, что это условие есть.
Аналогично с радио — показаны ветряки на вершине утеса, стало быть, есть электричество. Есть и прожектора. Тогда зачем гелиограф? Можно предположить, что ветряки вращают насосы, используя чисто механическую передачу, но это будет натягиванием совы на глобус.
Понятно, что какие-то технологии деградируют медленнее, какие-то быстрее, что-то можно отыскать в развалинах, каким-то вещам сравнительно просто научить (переливание крови — только где взять реактивы для определения группы крови?)
Наконец, фильм не существует в культурной пустоте. Кроме первой "инкарнации" безумного Макса, где машины еще ездили по шоссе, отчего-то не заметенных песком — есть еще десятки посткатастрофических картин. И в США они имеют двойственное значение — кроме как ужастиков, кошмарчиков и погонь — они показывают архаику в исполнении белого человека. Ту древность, которой англосаксы в Штатах никогда не имели. В антиутопической деградации люди получают картинки обычаев, которые по "древности" могут перещеголять любого "короля Артура".
Так мы подходим в к вопросу — сколько же лет прошло после аллес капута?
С одной стороны главный герой называет себя полицейским — а ему сорок. Фуриоза рассказывает, что её украли шесть тысяч дней назад (меньше двадцати лет).
С другой стороны — устройству этого жаркого, посткатастрофического мира явно больше двадцати лет. Создана, распространена и поддерживается своеобразная религия — и в неё верят. Понятно, что в критической ситуации человек может поверить хоть в черта лысого, но тут видная многослойная архаизация культуры. Шрамирование, пудра и т.п. — это явно обычаи, которые пережили как минимум поколение. Ношение орденов "Бессмертным Джо" — одно, но ведь при одновременном ношении юбки! Если ордена это намек на военное прошлое Джо — то где же форма? Фуриоза, когда её украли, УЖЕ относилась к каком-то клану.
Я понятия не имею, что думают создатели фильма по этому поводу, но я бы "заложился" минимум на 60 лет от начала климатической катастрофы, причем высыхание мира продолжается. Может, сама древняя из старух что-то видела или помнит время, когда людям казалось, что мир еще не окончательно сошел с ума. Сам "Бессмертный Джо" еще мог дорожить медалями, которые молодому военному, родившемуся и выросшему в изолированном поселении, щедро давали постаревшие командиры — но когда он стал главным, то медали давать перестал. Социальное значение "жетончики" утратили.
И, главное, актёрам удались люди, которые верят в произносимую ими лютую ахинею — наша жизнь стала легендой. если бы прошло только двадцать лет — то молодежи не надо рассказывать про спутник и кино — такие элементарные вещи они уже слышали. Чтобы про "шоу" было интересно — должно пройти больше времени.
Продолжается сжатие "относительно культурных" земель — потому у главного оазиса продолжают толпиться сотни людей, которым и есть вообще то нечего, и работать особо негде. Не то, чтобы они пришли туда в последние месяцы — но за двадцать лет такой поселок либо оброс бы домишками, заборчиками, воротцами, и стал бы смотреться со стороны именно как "фавелла", либо эти калеки с доходягами перемерли бы раньше.
Потому Макс вполне может называть себя полицейским — но был ли он обычным правоохранителем, или значение слова уже изменилось, как поменялись значения множества других слов? Скорее он был силовиком в небольшом клане, может быть, в крошечном изолированном поселении, и полицейским мог именоваться в силу традиции, а не дав присягу государству.
В итоге, не смотря на ряд несообразностей — отличная неоархаическая история, с легко читаемым продолжением. Кто успел залезть на платформу — те новая аристократия. Разобравшие завал войны прибудут к цитадели, кого-то постреляют (как раз калекам и не повезет), с ними придется договариваться, а иначе их младшие браться ночью спустят платформу...
Так что всё вернется на круги своя.
Но эта погоня стоит того, чтобы на неё посмотреть.
П.С. Посмотрел фильм как в русской озвучке, так и в украинской. Ожидал от украинской какой-то мелкой политической гадости — и не ошибся. Группировка "дикообразы" в украинской варианте стала "паскудниками", а единственная фраза, которую они произносили — звучит по-русски.
Прочие различие скорее смешны. "Бензоград" и "Патроновск" в украинском — а вот "Свинцовая ферма" в русском варианте.
"Запомните меня" — говорят смертники в русском варианте, и "смотрите на меня" — в украинском.
Нитроглицерин отчего-то обозвали "олией". А в русском варианте бензин стал "бензаком".
Явных заусениц хватает.
П.П.С. Подгадать с обстоятельствами премьеры — половина дела для фильма :)))
Вон, сериал "Чужестранка" — попаданка в 1743-й, в Шотландию — был выпущен аккурат к референдуму о независимости Шотландии.