Если кто-то скажет, что в старой польской «Секс-миссии» не было политики — он будет в корне неправ.
Здесь тоже политики много, она откровенная и я бы даже сказал навязчивая.
Итак — страна, где мужчины ходят в хиджабах, а женщины в военной форме. Мужчин время от времени вешают за подрывную деятельность, а барышни разъезжают на танках. Быт скромен, а временами просто убог. Питание поступает по единому для всей страны кашепроводу — повернешь кран, и каша оттуда прет. Пропаганда не устает напоминать что каша эта вкусна, питательна и полезна.
Называется вся эта красота — Республика Бубуния.
Страной правит генералисса, её дочь полканесса готовится принять бразды правления. Их портреты висят везде. Полканессе пора замуж. Соответственно готовится бал, на котором будет осуществлен выбор...
Дальше разворачивается сюжет Золушки, только с половой инверсией и разными политическими осложнениями, напоминающими цветные революции.
Словом, идет вполне прозрачное высмеивание некоторых государств, в которых массово используется хиджаб, и везде висят портреты правящих отца и сына (или хотя бы двух основных политических деятелей диктаторского типа), а, заодно, причин некоторых массовых выступлений.
Что же можно сказать по художественной стороне вопроса?
В комедийных фильмах с переодеванием в одежду другого пола — «В джазе только девушки», «Здравствуйте, я ваша тётя», «Секс-миссия» — есть два ультимативных требования, без соблюдения которых фильм становится шлаком:
— чувство юмора. Должно быть элементарно смешно;
— хороший вкус. Иначе все падает в дикую пошлятину. /вкус требуется и для серьезных опытов на тему — скажем, фильм «Орландо»/
Увы, авторы фильма не смогли.
Чувство юмора подводит их достаточно регулярно. Главным образам потому, что они пытаются втиснуть в картину абсолютно все образы политической колоды — тут и диссидент-казанова, и мечта о хорошей еде и проч. Весь этот набор шариков плохо держится в руках жонглера, и можно указать буквально на несколько действительно смешных и впечатляющих эпизодов (бал в этом смысле решительно удался — бал был бел ) Кроме того, окружающая Джеки действительность показана в максимально потертом и неприглядном виде — как-то не тянет смеяться при виде такой убогости.
Вкус — тоже провал. Буквальная визуализация метафор не всегда работает — и если фильм начинается с героя, который в хиджабе стоит перед портретами генералоиссы и полканессы и самоудовлетворяется, то это слишком вульгарно. Финал это какая-то катастрофа. Нет, подводка к финалу сделана неплохо, и авторы как бы настаивают на том, что фильм надо пересмотреть еще раз, оценивая историю золушка немного в другом ракурсе. Срывание покровов произведено во всех смыслах. Но (тут ряд нелицеприятных выражений, вычеркнутых самоцензурой) сколько же можно педалировать тему
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Итого. Политическая комедия с обильными элементами фантастики, и крайне неравномерным уровнем подачи материала. Ряд отдельных очень удачных шуток и громадное количество минусов. Фильм хоть как-то вытягивает только режиссура, умение подать материал (иногда с провалами в темпе) и игра актеров (образ полканессы). Ближайший творческий конкурент — «Ржевский против Наполеона», но там был куда лучший комедийный фон и проработка визуальных деталей.
6 из 10
П.С. Любопытно, что создатели фильма однозначно указали на страну, где все снималось — среди прочего, показывается карта Бубунии, идеально совпадающая с очертаниями Грузинской ССР 1990-го года.