Когда люди пересказывают историю снова и снова — пытая сделать ярче и последовательнее — в ней начинается такая редактура, что только держись.
И если человек сам себе её пересказывает — всё может пойти еще круче.
В этом смысле «Безумный Макс» это история, которая нуждалась в тысячах деталюшек, и она их получила. Жуткие противоречия никуда не делись, и попытку их устранения можно сравнить — отчасти — с редактурой и дополнением христианства: эти книги попорчены еретиками, выкидываем, а вот эти мысли очень правильны, их оставляем и творчески дополняем, при том разные места рождения Христа и прочие несообразности в тексте не влияют на сюжетность, и всего-лишь нуждаются в истолковании.
«Безумный Макс» это пересечение нескольких традиций и тенденций, которое дает ядерный винегрет.
С одной стороны — любой конц света это архизрелищное действо. Мир превращается в топливо. И требование картинки висит над каждой секундой фильма. Однако, если мир большей частью сгорел — то должна прийти скупость и бережливость. Ресурсы расходуются осторожно просто потому, что ресурсов больше нет. И люди — самый важный ресурс.
С другой — фишка «постапокалиптики» в явном изменении героев. Это уже не просто офисный планктон и байкеры, это новые типажи. Они совершенно иначе относятся к смерти, и если что, охотно жертвуют собой.
С одной стороны — деградация техносферы позволяет «воскресить» кучу старых типов оружия. Шесты с взрывчаткой на конце — явно заимствованы у камикадзе («особая атака» в противотанковом варианте), а еще гарпуны, всяческие бензопилы, дисковые пилы. Схватка выходит на ближнюю дистанцию, зрелищность возрастает.
С другой стороны есть понятие парадигмы техники: если вы продолжаете производить патроны и у вас есть крепкие трубы хотя бы небольших диаметров, то в дело пойдут вариации противотанковых ружей — и вся порнография с дисковыми пилами, расчленяющими кабины «боевых фур», просто не реализуется.
Чтобы сложился специфический боевой порядок с шестами, противовесами, огнеметами — требуются систематические столкновения с противником, не обладающим огнестрельным оружием. Но ружья были даже у обнищавших старушек (и патроны у них имелись). Нужно какое-то специфическое дополнение, условие, не позволяющее расстреливать эти кавалькады тарантасов с пятисот метров. Его не озвучили, и не показали — но именно деталировка боевых порядков, слаженность атаки, конструкция машин и экипировка бойцов заставляет поверить в то, что это условие есть.
Аналогично с радио — показаны ветряки на вершине утеса, стало быть, есть электричество. Есть и прожектора. Тогда зачем гелиограф? Можно предположить, что ветряки вращают насосы, используя чисто механическую передачу, но это будет натягиванием совы на глобус.
Понятно, что какие-то технологии деградируют медленнее, какие-то быстрее, что-то можно отыскать в развалинах, каким-то вещам сравнительно просто научить (переливание крови — только где взять реактивы для определения группы крови?)
Наконец, фильм не существует в культурной пустоте. Кроме первой «инкарнации» безумного Макса, где машины еще ездили по шоссе, отчего-то не заметенных песком — есть еще десятки посткатастрофических картин. И в США они имеют двойственное значение — кроме как ужастиков, кошмарчиков и погонь — они показывают архаику в исполнении белого человека. Ту древность, которой англосаксы в Штатах никогда не имели. В антиутопической деградации люди получают картинки обычаев, которые по «древности» могут перещеголять любого «короля Артура».
Так мы подходим в к вопросу — сколько же лет прошло после аллес капута?
С одной стороны главный герой называет себя полицейским — а ему сорок. Фуриоза рассказывает, что её украли шесть тысяч дней назад (меньше двадцати лет).
С другой стороны — устройству этого жаркого, посткатастрофического мира явно больше двадцати лет. Создана, распространена и поддерживается своеобразная религия — и в неё верят. Понятно, что в критической ситуации человек может поверить хоть в черта лысого, но тут видная многослойная архаизация культуры. Шрамирование, пудра и т.п. — это явно обычаи, которые пережили как минимум поколение. Ношение орденов «Бессмертным Джо» — одно, но ведь при одновременном ношении юбки! Если ордена это намек на военное прошлое Джо — то где же форма? Фуриоза, когда её украли, УЖЕ относилась к каком-то клану.
Я понятия не имею, что думают создатели фильма по этому поводу, но я бы «заложился» минимум на 60 лет от начала климатической катастрофы, причем высыхание мира продолжается. Может, сама древняя из старух что-то видела или помнит время, когда людям казалось, что мир еще не окончательно сошел с ума. Сам «Бессмертный Джо» еще мог дорожить медалями, которые молодому военному, родившемуся и выросшему в изолированном поселении, щедро давали постаревшие командиры — но когда он стал главным, то медали давать перестал. Социальное значение «жетончики» утратили.
И, главное, актёрам удались люди, которые верят в произносимую ими лютую ахинею — наша жизнь стала легендой. если бы прошло только двадцать лет — то молодежи не надо рассказывать про спутник и кино — такие элементарные вещи они уже слышали. Чтобы про «шоу» было интересно — должно пройти больше времени.
Продолжается сжатие «относительно культурных» земель — потому у главного оазиса продолжают толпиться сотни людей, которым и есть вообще то нечего, и работать особо негде. Не то, чтобы они пришли туда в последние месяцы — но за двадцать лет такой поселок либо оброс бы домишками, заборчиками, воротцами, и стал бы смотреться со стороны именно как «фавелла», либо эти калеки с доходягами перемерли бы раньше.
Потому Макс вполне может называть себя полицейским — но был ли он обычным правоохранителем, или значение слова уже изменилось, как поменялись значения множества других слов? Скорее он был силовиком в небольшом клане, может быть, в крошечном изолированном поселении, и полицейским мог именоваться в силу традиции, а не дав присягу государству.
В итоге, не смотря на ряд несообразностей — отличная неоархаическая история, с легко читаемым продолжением. Кто успел залезть на платформу — те новая аристократия. Разобравшие завал войны прибудут к цитадели, кого-то постреляют (как раз калекам и не повезет), с ними придется договариваться, а иначе их младшие браться ночью спустят платформу...
Так что всё вернется на круги своя.
Но эта погоня стоит того, чтобы на неё посмотреть.
П.С. Посмотрел фильм как в русской озвучке, так и в украинской. Ожидал от украинской какой-то мелкой политической гадости — и не ошибся. Группировка «дикообразы» в украинской варианте стала «паскудниками», а единственная фраза, которую они произносили — звучит по-русски.
Прочие различие скорее смешны. «Бензоград» и «Патроновск» в украинском — а вот «Свинцовая ферма» в русском варианте.
«Запомните меня» — говорят смертники в русском варианте, и «смотрите на меня» — в украинском.
Нитроглицерин отчего-то обозвали «олией». А в русском варианте бензин стал «бензаком».
Явных заусениц хватает.
П.П.С. Подгадать с обстоятельствами премьеры — половина дела для фильма :)))
Вон, сериал «Чужестранка» — попаданка в 1743-й, в Шотландию — был выпущен аккурат к референдуму о независимости Шотландии.
Что до «Безумного Макса» — сейчас в США одна из самых страшных засух за последние десятилетия... http://www.vseneprostotak.ru/2015/05/zasuha-v-kalif...