Многие жалуются, что в фильме действуют умственно неполноценные персонажи. Не согласен.
Перед нами команда, собранная по объявлению в соцсети, причем среди официантов и парикмахеров, две недели дрессированная в тренажерах (без лишней нагрузки), и отправленная "в пространство".
Люди только начали притираться друг к другу. Имеют самое общее представление о штатном расписании, почти нулевую фундаментальную подготовку. В результате понятия "долг", "миссия", "задача" — либо не распакованы, не обросли подробностями и требованиями, либо вообще прошли мимо сознания.
Потому люди в команде стараются совершать поступки, которые увеличат их роль/авторитет/влияние в этой малой социальной группе. Или пытаются перестроить эту группу под себя. Не "как надо по инструкции", а "как будет круче и понтовее..."
Это, конечно, не самым лучшим образом говорит об их уровне умственного развития (умники не отрывались бы от компьютеров, пытались понять, что их вообще ждёт, и какие кнопки точно не надо нажимать) но и дегенератами я их назвать не могу. Это обычные горожане, которые совершают типичные ошибки дилетантов, не будучи даже психологически подготовленными к большому делу. Они не профессионалы, они ими становятся... те, кто выживает...
Во-вторых, про общий технический уровень.
Если у вас на Земле победила компьютерная революция (и клепают таких вот роботов), то живой человеческий экипаж не так уж и необходим. Засуньте в корабль трех "уолтеров", пусть играют друг другу на флейтах, лишь бы людей довезли. Но ни Уолтер, ни корабельный компьютер не обладают той волей к исполнению задания, которая должна хоть у кого-то быть на корабле. Если это серьезная экспедиция.
Значит — не серьезная.
Значит — перед нами вариация лазарчуковской "экспедиции на Марс в рамках реалити-шоу" ("Параграф 78"), конечно, тут не реалити-шок в чистом виде, но вещь заведомо не важная, второплановая, сделанная в рамках гранта какому-то собесу-жэку... — Хотите подражать предкам и стать колонистами? Как американские первопоселенцы? — Хотим!!! — Нет препятствий патриотам! Ваша подпись вот здесь, пожалуйста...
То есть цивилизация либо разрушается (на что намекает Эйфелева башня среди песков в четвертом фильме), либо занята принципиально другими вещами, чем колонизация, либо эта колонизация уже не важна. ИИ заселяют фотосферы звезд, на планеты им плевать. Пусть людишки развлекаются...
Был в кинотеатре. Зрелище стоит своих денег. Пафос и действие, действие и пафос.
Чтобы придать величия Лондиниуму — туда стащили все постройки Римской империи. Цирки, бани, колоннады, акведуки... Это вызывает устойчивое ощущение посткатастрофы: была война, и бани уже не строят... В локации добавили обрывов и водопадов.
Количество металла на воинах и покрой платьев на знатных дамах — позднее Средневековье (кто попытается судить фильм путем сравнения с реальной историей Англии, будет слишком наивен :) ).
Чары и перемена локаций — в очередной раз напоминают об экранизации "Амбера": быстро, масштабно, эффектно. Собственно графика местами заставляет смотреть только на неё.
Фирменные режиссерские конспекты ситуаций, игра флешбэками — удались.
Но когда доходит дело до Артура...
"Все дети как дети живут без забот, а Боб на диете — не ест и не пьет. В копилку кладет..."
Спринт от сутенёра до короля Англии — он пробежал безо всяких изменений в характере. Как был "сын анархии", так и остался. Причем лучше не задавать образу лишних вопросов ("Как у человека в его положении нет целого выводка бастардов?", "Сохранит ли он свою бережливость на новом месте?"). Идея показать Артура, который решает проблемы чисто бандитскими приёмами — заявлена, но не реализована (Робин из Локсли посмотрит на такого человека... пренебрежительно).
Антагонист — изображен на порядок реалистичнее. Перед нами то молодой интриган, то властолюбец, то полный отчаяния человек, который вынужден делать ещё один шаг на пути в пропасть.
Персонажи второго плана — показаны либо крупными мазками, либо акварельными портретами, где краски разведены слезами и мылом.
Где кончается заимствование из Шекспира, и начинается заимствование из комиксов — каждый сам сможет решить по образу трёх ведьм в бассейне.
Штампы из фэнтезийных сюжетов — тоже дают о себе знать в полный рост. Хотя линия мистического противостояния упрощена до фактически поединка "добро-зло". От сложных и неоднозначных раскладов толкования легенды — не остается и следа. Человека "назначили", сам бы он не потянул, очень сильно помогли. Так и хочется сказать "на новом месте не жилец — траванут этого рубаку бледной поганкой..."
В сухом остатке: ваши глаза истосковались по зрелищу? Они насытятся. Вам нужна актерская игра? Джуд Лоу покажет. Но логикой в сюжете почти не пахнет. Интрига рваная, сражения прямолинейные — цельного орнамента, как в "Картах, деньгах, двух стволах" — не вышло. А легенда затерялась под пластами постмодернистских изысков. Так что еще вы сможете насладиться головоломкой — откуда взят этот конкретный элемент :)
Вот чего решительно недоставало "Бразильи" Йена Макдональда — так это постепенного перехода от самой идеи параллельных миров, от единичного прецедента — к "географии" и эпическим проблемам мультиверсума.
Здесь — проблема решена "на отлично".
Первая треть книги — это медленное вползание на территорию квантовых эффектов, такое же медленное пробуждение героя от алкогольного дурмана и смертной тоски.
Исходник — вполне классический эксперимент с прохождением элементарных частиц сквозь две параллельные щели.
Есть наблюдение над единичным фотоном — один результат.
Нет наблюдения, поток фотонов — другой результат.
Возникает "принцип дополнительности", бодания Эйнштейна с Бором по поводу влияния наблюдателя — и много чего еще.
Но автор не забирается в самые дебри квантовой механики.
Малыми добавками субъективного идеализма от открывает путь к новым поворотам сюжета.
А если земноводные будут наблюдать за корпускулярно-волновым дуализмом — что-то изменится? Ничего. Вот у человека меняется результат на пластинке — от волны к частице — а у земноводного, у собаки, у кошки, у бонобо — не меняется. И, да, меняется не у всех людей... Эти описания экспериментов напоминают "Танатанавтов" Вербера, попахивает "Институтом чудаком" и много чем ещё.
И выход на проблему параллельных миров — получается тоже весьма изящно. Пусть читали убедятся сами :)
Увы, хорошо подведя ситуацию к теории всемирного заговора, поддерживая нужный уровень градуса — дальше автор ведёт сюжет куда хуже.
Исчезает то восхищение ловкостью рук, с какой смотришь за подводкой, начинает исчезать доверие и сопереживание главному герою.
Вот тут ящеры-демоны. Вот у героя прорезаются боевые скиллы. А вот есть друзья-враги, что погибнут на пути к цели. А вот изменническое лицо, которое нам показали на предыдущих этапах — совсем в другом качестве.
Стандарт. Схема. Отчасти штамп.
Такое впечатление, что читаешь ладно сбитый, сколоченный детектив, где есть стандартные маски "инспектора", "сыщика" и "убийцы". Вроде пальцем не укажешь заранее на убийцу, но уж больно идёт всё по накатанной колее.
Спасение мира прилагается.
По трансформации героя — это скорее повесть. Алкоголь и отцовский пистолет. Отчаяние и одиночество. Но когда туман отступает, не видно полета мысли настоящего ученого (который так хорошо удалось показать Нилу Стивенсону в "Барочной трилогии"). Слишком узколобый получается герой. А еще квантовой механикой занимается...
По научным рассуждениям — очень хороший рассказ, на полтора авторских.
По сюжету — мини-сериал, от четырех до шести эпизодов. Несколько батальных сцен, без больших взрывов, один пожар, одна перестрелка на заброшенном заводе. Подозреваю, что в голове автора изначально был рассказ, который он "раскачал" до размеров книги элементарными заимствованиями.
Язык легкий. Автор не стесняется давать иллюстрации. Терминов — немного.
Итого: если вы начинающий читатель — смело берите книгу, это пример добротной ремесленной работы в НФ-направлении. Если опытный — будьте готовы к разочарованию от второй половины текста. Скука не наступает, но оригинальность рассеивается.
За рассказ я бы поставил "9". Много воды — потому "7".
П.С. Да, у меня приступ доброты. Денег за книгу я бы не дал.
Берем фильм "Китайский квартал", посыпаем мелко нарубленным вестерном и натягиваем на него латексный киберпанковский костюм.
Получаем тот самый "углерод". Видоизмененный....
Основная — острейшая — проблема текста, это противоречивый, совершенно идиотский мир.
Земля 27-го столетия, где искины давно стали нормой. Где человеческая психика записывается на машинные носители. И перезаписывается на новые мозги. Люди живут по пять сотен лет и меняют тела, как штаны.
А действуют там вполне нуарные персонажи.
Заказчик. Человек, которому несколько сотен лет, который за свою жизнь не терял власти и денег, не смотря на несколько страшных экономических кризисов. У которого суточная запись психики всегда хранится на жестком диске, и потому бесполезно сносить ему голову. Десятки детей, и каждого он может обеспечит клонированным телом...
Что должно быть у такого человека?
Двор.
Теснейшая команда приближенных лиц, самого разного возраста, которые пришлись ему по душе и нашли свои роли в ансамбле.
Причем речь не идет только о деловых связях. Такой человек прикрыт отовсюду. Ему нет нужды бегать по дешевым проституткам, чтобы "выпустить пар" брутальными и грязными способами, к которым он не желает принуждать свою жену. Это делает его уязвимым. Ему бы давно подобрали в штат виллы специально обученную прачку (мг, "Проклятые короли" М. Дрюона) или собачку, или кого-там еще.
Вместо этого автор выписывает портрет состоятельного человека, который ещё себе двор не создал, а только подобрал штат прислуги и нескольких доверенных лиц. Кинопродюсера Джека Вольца из "Крестного отца" — того, которому подкинули в кровать отрубленную лошадиную голову.
Будь там реальный двор — мы бы увидели не шашни главного героя с женой заказчика (стандартный визит в отель к частному детективу) — а длительные разборки с родственниками второй-третьей-четвертой линии. За героем ходила бы внучка заказчика, мать которой вышла замуж за перспективного адвоката из команды своего отца, но тот напортачил полтораста лет назад, давно списан в утиль — а вот внучка осталась и теперь старается подняться в семейном рейтинге. Уолдер Фрей и его выводок — вот и узнавайте там, кто пытался грохнуть дедулю. Любимого дедулю, черт бы его побрал...
Поэтому тридцатилетняя полицейская, которая вдруг получает возможности отказывать в расследовании дела такому могущественному человеку — это нонсен. У него куча знакомых в полиции — которым стольник уже стукнул.
Автор пытается защититься, и настаивает, что с Земли улетели миллионы и миллионы энергичных людей. К другим планетам. Оскудела Земля талантами.
Мг.
И тут второй вопрос — отчего такие проблемы, если есть возможность копировать сознание?
"Вот вы улетите к звездам, все такие креативные, и не заплатите за наше лучшее в галактике высшее образование".
Копии талантов оставались бы на Земле. Может быть, немного подредактированные.
И уж полным бредом выглядят виртуальные пытки, которым подвергали сознание героя, чтобы выдавить из него информацию.
Имея такой уровень медицины — нет нужды в давлению на сознание. Можно спокойно подключаться к памяти, и брать из черепного архива любую инфу (причем похожие технологии описываются в тексте).
Наконец, автор пытается показать мир (Землю!), где практически остановилось развитие культуры. Вы представляете себе Видока (французского сыщика 19-го века), которого вытащили, скажем, в 1970-е, в Сан-Франциско, и попросили распутать преступление?
— Парле ву франсе, гнида?
— А ты чё за мазафака такая?
Подонки общества, конечно, душою будут заодно, почти близнецы, то есть братва. Но представление о местных понятиях иметь надо, причем в мельчайших деталях. И описанная автором подготовка "специальных посланников" тут не поможет. Махай руками, не махай, стреляй, не стреляй — пока в эпохе слишком много белых пятен, расследование невозможно.
Почти все элементы будущего работают на то, чтобы обслуживать картинку из прошлого. Единственное, что автор пытается создать: это новые детективно-моральные ситуации с "обменами" тел.
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Герой сидит в теле полицейского, личность которого недавно положили на хранение — слишком был жестким. И напарница этого полицейского, любовница и во многом ученица — принимает деятельное участие в сюжете. Соответственно, автор пытается разыгрывать тему противопоставления тела и духа, когда гражданка видит привычные черты лица, но разум там от совсем другого человека.
Только вот фокус в том, что подобные сюжеты уже отыгрывались — с близнецами, двойниками и даже богами, которые принимали человеческий облик.
Поэтому с точки зрения фантастики-футурологии — книга посредственная.
А вот детективно-батальная линия — выписана куда как лучше.
Персонаж придёт из тюрьмы и уйдет в закат. Он практически не знает промаха, чертовски удачлив, очень умен. Памятлив и злопамятен.
Он много раз настаивает на том, что жалость ему выжгли во время спецподготовки — но за плачущие глаза диковинной собачки вынесет мозги кому угодно.
Его обманывают и подставляют, он платит тем же.
Его убивают — но он убивает быстрее.
Вокруг очень мало хороших людей, и жалость в книге вполне нуарная, горькая — приправлена отвращением, цинизмом и разочарованием.
Автор хорошо взвинчивает напряжение, выкладывает новые карты на стол. Подсказки заботливо рассыпаны, но не складываются в голове раньше времени. Кульминация и развязка — сработаны по всем правилам триллера.
Сведения об экранизации романа выглядят вполне обоснованными: текст кинематографичен, множество сцен написаны будто специально под грядущую постановку.
Итого: если вам требуется фантастический боевик — вот он. Стрельба с интригой.