Вот чего решительно недоставало «Бразильи» Йена Макдональда — так это постепенного перехода от самой идеи параллельных миров, от единичного прецедента — к «географии» и эпическим проблемам мультиверсума.
Здесь — проблема решена «на отлично».
Первая треть книги — это медленное вползание на территорию квантовых эффектов, такое же медленное пробуждение героя от алкогольного дурмана и смертной тоски.
Исходник — вполне классический эксперимент с прохождением элементарных частиц сквозь две параллельные щели.
Есть наблюдение над единичным фотоном — один результат.
Нет наблюдения, поток фотонов — другой результат.
Возникает «принцип дополнительности», бодания Эйнштейна с Бором по поводу влияния наблюдателя — и много чего еще.
Но автор не забирается в самые дебри квантовой механики.
Малыми добавками субъективного идеализма от открывает путь к новым поворотам сюжета.
А если земноводные будут наблюдать за корпускулярно-волновым дуализмом — что-то изменится? Ничего. Вот у человека меняется результат на пластинке — от волны к частице — а у земноводного, у собаки, у кошки, у бонобо — не меняется. И, да, меняется не у всех людей... Эти описания экспериментов напоминают «Танатанавтов» Вербера, попахивает «Институтом чудаком» и много чем ещё.
И выход на проблему параллельных миров — получается тоже весьма изящно. Пусть читали убедятся сами :)
Увы, хорошо подведя ситуацию к теории всемирного заговора, поддерживая нужный уровень градуса — дальше автор ведёт сюжет куда хуже.
Исчезает то восхищение ловкостью рук, с какой смотришь за подводкой, начинает исчезать доверие и сопереживание главному герою.
Вот тут ящеры-демоны. Вот у героя прорезаются боевые скиллы. А вот есть друзья-враги, что погибнут на пути к цели. А вот изменническое лицо, которое нам показали на предыдущих этапах — совсем в другом качестве.
Стандарт. Схема. Отчасти штамп.
Такое впечатление, что читаешь ладно сбитый, сколоченный детектив, где есть стандартные маски «инспектора», «сыщика» и «убийцы». Вроде пальцем не укажешь заранее на убийцу, но уж больно идёт всё по накатанной колее.
Спасение мира прилагается.
По трансформации героя — это скорее повесть. Алкоголь и отцовский пистолет. Отчаяние и одиночество. Но когда туман отступает, не видно полета мысли настоящего ученого (который так хорошо удалось показать Нилу Стивенсону в «Барочной трилогии»). Слишком узколобый получается герой. А еще квантовой механикой занимается...
По научным рассуждениям — очень хороший рассказ, на полтора авторских.
По сюжету — мини-сериал, от четырех до шести эпизодов. Несколько батальных сцен, без больших взрывов, один пожар, одна перестрелка на заброшенном заводе. Подозреваю, что в голове автора изначально был рассказ, который он «раскачал» до размеров книги элементарными заимствованиями.
Язык легкий. Автор не стесняется давать иллюстрации. Терминов — немного.
Итого: если вы начинающий читатель — смело берите книгу, это пример добротной ремесленной работы в НФ-направлении. Если опытный — будьте готовы к разочарованию от второй половины текста. Скука не наступает, но оригинальность рассеивается.
За рассказ я бы поставил «9». Много воды — потому «7».
П.С. Да, у меня приступ доброты. Денег за книгу я бы не дал.