Фреска в стимпанковском храме, где чудо еще не закон...
.
Прежде всего о форме.
"Аркейн" — это вполне себе прорыв для анимации такого вот стиля, когда от небольших роликов, от короткометражек или вообще перебивок на десять секунд — перешли к полноценному сериалу.
Это — один из лучших визуальных продуктов 2021-го.
Художники смогли использовать целую охапку живописных стилей. От практически реализма до супрематизма, от слегка расцвеченных чертежей до детских каракулей, от работы маской и поверхностью предмета до полупрозрачных текстур, которые ожидаешь увидеть в масляной живописи, и живых лиц.
И все это богатство существует не в пустоте, не в культурном вакууме условного "никогде".
Куча узнаваемых исторических отсылок (афиши начала 20-го века, архитектура модерна, заимствование из моды), куча отсылок вполне кинематографических и комиксных (бар, образ Джокера, образы полиции). Но больше того — громадное количество стимпанковских механизмов, изобретений, вполне рабочей инфраструктуры и множества мелких придумок. Большие шатуны, на фоне которых умирающий персонаж думает, бросаться ли ему в реку, футляр, где хранились магические сферы, боевые перчатки с магической зарядкой и наспех сделанные бомбы, тоже с "начинкой". Эстетика стимпанка выдержана великолепно: каждый раз нам показывают самоочевидную механику, где работа рычагов и шестеренок в изобретениях предельно понятна, а толика магии позволяет функционировать всем этим агрегатам. Талант изобретателя еще не стал шестеренкой в машине концерна, и каждое изобретение — небольшое чудо.
.
У города есть история. Создатели намекают на Новый свет — потому история эта не так уж длинна. Но и не отказываются совершенно от древности — просто самоощущение прошлого у каждого из персонажей упирается в очередной конфликт. У эффектной барышни из городского совета — войну, которую она помнит совсем юной. У похожего на пинчера низкорослого ученого/мага — воспоминание о куда более ранней бойне.
При этом типизация дает возможности совместить условный мегаполис с картами самых разных городов.
Мосты из центра на рабоче-криминальные окраины — они ведь и в Санкт-Перебурге вполне имелись, и их тоже пытались сделать непроходимыми в моменты социальных кризисов.
А кризис надвигается сразу в нескольких системах координат.
Есть фактически боги. Есть магия со своими приливами и отливами.
Есть технократическая цивилизация, для которой все волшебство — это просто батарейка, а любой обряд — лишь способ подключить эту батарейку к нужному объекту. Но за столом городского совета сидит робот, который жалуется, что в прошлом магия чуть не погубила его расу.
Есть сколько-то городских легенд и вполне себе мифологических образов прошлого: безумный ученый и его зелье — бешеный стимулятор, от которгго люди становятся ходячими деревяшками.
Есть социальное напряжение, грядущий конфликт. Есть зародыши этносов и государств. Есть дряхление политических структур и стремление "всё вернуть".
Ярко, пусть и немного наивно, показаны попытки дна и элиты выиграть друг у друга будущее — как в переговорах, так и через критическое упрощение оппонента. Понятно, что в комиксной традиции из всех видов борьбы побеждает анархизм — она самая яркая, она больше всего завязана на личность и особенности персонажа. Но анархизм в стимпанкосвкое время — это еще не три лохматых курильщика конопли, которые сидят на кухне и пересказывают друг другу недочитанные тексты. Это серьезные порывы, которые позволяют паре десятков человек поставить на уши город типа Екатеринослава.
Естественно, довольно много взято из современности, равно как из современных мечтаний. Летающие скейтборды ("Назад в будущее") или порталы для торговых грузов (жаль, что их нет прямо сейчас), большое количество сильных и самостоятельных женщин на должностях силовиков.
.
И на сложном, динамичном фоне — действуют хорошо прописанные персонажи, с уравновешенными достоинствами и пороками.
Возраст. Действие занимает несколько лет, есть флэшбеки, но в каждый момент времени можно понять, в каком периоде своей жизни пребывает персонаж. Промахов нет. Вот детство со стремлением подражать и успевать за старшими, вот юность со сдвинутой набок крышей, вот молодость с умением сделать что-то серьезное и стремлением подвинуть старших. И вот зрелость, которая еще не перешла в дряхлость — это антагонист, равно как и отец героинь — когда человек понимает пределы своих сил, видит неизбежность финала и очень хочет успеть завершить своё большое дело.
И есть даже вечность — долгоживущий маленький маг отлично видит кризис городского совета и сам уходит из сверкающих чертогов. Он ищет что-то живое, какую-то организацию, которая завтра — или через десять лет — сможет обрести могущество. Но что для него десять лет, кода он разменял четвёртое столетие?
/ Отдельный плюс — очень толково распределены флэшбеки и современность персонажей. Прошлое показывают именно тогда, когда надо/
Эволюция характеров и кризисы. Тут все сделали по учебникам кинодельного ремесла — и эти учебники не совсем лажа.
Арки сестер, которые будут выяснять отношения в следующем сезоне — хорошо.
Арки их отца и его друга/врага, главного городского бандита — хорошо.
Арки персонажей из банды подростков (не все выжили), развитие характеров членов городского совета.
Линии противостояния между персонажами — совсем не удивлюсь, если построили математический граф, и добивались, чтобы точка равновесия пришлась именно на середину сезона :)
Да, видны не только возрастные черты персонажей — отлично визуализированы характеры. Это не фотографии и не косплей, не сухие наброски. Это именно живописные портреты.
.
Гм.
После всех этих добрых слов — надо сказать, что у сериала есть хорошо видимые пределы. Он создан как жанровое произведение. Как хороший английский детектив не играет на революционной доске, не заходит слишком далеко на территорию эротики, не становится боевиком или серьезной научной фантастикой. Так и "Аркейн" — это технофэнтези, стимпанк, традиция комиксов. Сюжетно ту нет ничего новаторского. Новеллизация будет читаться как совершенно рядовая книга, на порядок уступающая стимпанковской дилогии Гилмана о "Полумире".
.
Вывод: однозначно рекомендую к просмотру. Визуальное воплощение характеров на фоне эпохи — можно будет смело пересматривать и через пять, и через десять лет.