Очень красивая полнометражная анимация, которая воспринимается скорее сквозь призму эволюции жанра, чем собственного сюжета...
Итак, начать тут следует с формы.
Прорисовка заднего плана — отличная. Рассветы и закаты, облака, фактура камня и песка, сочетание камыша и песка, снега и льда, шерсти и шелка.
Отличное построение кадра и цветосветовые решения, причем авторы старались конструировать сцены, смешивая «лучшие фото за год» и традиционные мотивы. В тот момент, когда небесный зверь (вариация оленя), раненый, все-таки отрывается от утеса и несет героев по небу — отличное сочетание «кругов на воде», следов в воздухе от копыт зверя, и леса снизу, освещенного закатными лучами.
Еще продумывали архитектуру небесного дворца — это и скала, и постройка, и святилище, и дворец. Получилась некая обжитая гора в небе, с эффектными утесами, с бесконечной лестницей
Обязательная вставка в самом начале — предыстория — выполнена в другом стиле, ближе к двумерности, но тоже с гармонией и эффектностью.
Персонажи тоже хороши. Простым глазом видно влияние Голливуда и аниме — сильный, но глуповатый напарник главного героя, питомец главного героя, демоны, девочка с лисьими ушками — всё с одной стороны высчитывается, с другой — авторы много сил тратят на придание оригинальности. Задача вылепить как бы коммерческих, но при том автохтонных, не шаблонных героев и злодеев. В самом Цзян Цзыя это получилось. Характер человека, который разочаровывается в той силе, которой он служил всю свою жизнь, отлично спроецирован на внешность. Так же получилась девятихвостая лиса. Она тут утратила практически все признаки человечности, сохранив гибкость и подвижность. Это самый натуральный демон, чрезвычайно сильный в рукопашной схватке. Вместо лица — маска. И все это позволяет создать характер антагонистки.
Если брать графику, эстетику происходящего на экране — это отличная вещь!
/разе что прическа главного героя в своем седом воплощении — слишком уж тяжеловесна/
Есть так же у меня подозрении о перекличке сюжетов.
Вот картинка из финала. Этот здоровенный предмет на заднем плане прилетел с неба, им лису убивали.
А вот рисунок Алексея Андреева «Небесный якорь»
Сюжет, который мало ожидаешь от китайской анимации, от дуньхуа. Прямо ставится вопрос — имеет ли право небо, учитель, высшая духовная власть жертвовать невиновным человеком? И дается прямой ответ — нет, не имеет. Тут можно проводить параллели с христианством, равно как со светской моралью, но они выйдут за объемы рецензии :)
Собственно, вокруг интриги небесного учителя, судьбы девочки, которую он фактически принес в жертву, судьбы лисы, которую он обманул, и решения его ученика, самого Цзян Цзыя — и строится интрига. Эффектная и продуманная комбинация, после которой ученик говорит «а пошли вы все куда подальше», и разрушает небесный дворец.
Недостатки — перебор с мелодраматичностью и фиксация на теме смерти.
Жалось к девочке с лисьими ушками и большими глазами — выжимают всеми возможными способами, от первого кадра до последнего. Потому финальная попытка героя спасти её — смотрится просто слезодавилкой.
Общая смерть персонажей в финале, и перерождение некоторых из них, конечно, дает ощущение большой трагедии, но проблема в каком-то неправильном — с моей субъективной точки зрения — заигрывании со смертью. Если герои действительно воспринимают перерождение как реально существующее действие, то трагедийность смерти должна снижаться. Люди горюют об утраченных воспоминаниях, но не о смерти личности. Тогда пафос героя, который делает все, чтобы защитить смертных, становится несколько наигранным. Он должен жалеть не людей, как таковых, а данные конкретные домашние очаги, данные конкретные семьи, эти воплощения, которые слишком много уносят с собой в могилу. Тут выход на тему соперничества людей с небесным дворцом, и своеобразное богоборчество. Если же смерть — это смерть, темнота без возврата, то слишком много элементов самоубийства выходит на первый план.
Собственно, обычных, живых людей, ради которых и сражается протагонист — на экране практически нет. Волшебный хронотоп будто отторгает крестьян и ремесленников.
Однако проблемы эти не должны заслонять достоинств сюжета.
Герой переживает внутренний кризис и принимает решение. Условия этого кризиса и подсказки решения — подаются в строгом порядке. Практически все персонажи раскрываются, показывают вторичность их первого образа и обоснованность самой сути своего характера. Антагонистка — тоже получает мотивацию своих действий, отличную от примитивного злодейства.
Итого. Это уровень лучших диснеевских лент или же первоклассного аниме. Китайская анимация (студия расположена в Пекине) показала класс. Да, очень много художественных приемов заимствовано. Но взята очень высокая планка. И разгорается, разгорается соперничество аниме-дуньхуа! Много хорошего родится из этого противостояния :)