Роман Стивена Чбоски "Воображаемый друг" начинается с того как мать-одиночка Кейт Риз приезжает вместе со своим семилетним сыном Кристофером в провинциальный городок Милл-Гроув, где стремится найти долгожданный приют после череды неудачных знакомств с мужчинами.
Семья потихоньку обустраивается на новом месте и всё идет довольно гладко пока Кристофер не забредает в расположенный неподалеку Лес Миссии, где пропадает несколько дней подряд.
Чудом выбравшись из чащи, мальчик не может вспомнить ничего из того что с ним происходило в последнее время и в том числе как выглядел человек, показавший ему выход из леса. На первый взгляд, этот загадочный мужчина — ни что иное как плод разыгравшейся фантазии испуганного ребенка. Но открывшаяся впоследствии правда о нем оказывается хуже. Гораздо хуже...
В предисловии к роману Чбоски благодарит за вдохновение Стивена Кинга. И действительно, если присмотреться к тексту, то в нем без особого труда можно разглядеть множество мотивов, которые встречаются в произведениях Мастера. Например, молодая женщина, бегущая от бытового насилия и пытающаяся начать жизнь с чистого листа ("Роза Марена"); маленький уютный городок, попавший в сети большого зла и братство детей, которые хотят уничтожить его ("Оно"); а среди них — один особенный мальчик с паранормальными способностями ("Сияние"). Также в наличии богобоязненная молодая девушка со строгими родителями ("Кэрри") и эпидемия необычного гриппа ("Противостояние").
Помимо этого "Воображаемый друг" содержит аллюзии (намеренные или нет, сложно сказать) на сериал "Очень странные дела" (Stranger Things, 2016-), который в свою очередь создавался с оглядкой на творчество Кинга (в частности, в книге присутствует аналог Изнанки, а побочные эффекты от проявления сверхсилы у Кристофера почти такие же как у Оди).
Однако все эти знакомые идеи лишь поначалу подогревают интерес к истории, которая уже к середине заметно сдувается подобно проколотому воздушному шарику под тяжестью нелепых самоповторов и утомительных описаний подробностей ради подробностей. И ты очень быстро осознаешь, что автор вместо того, чтобы побаловать тебя изысканным блюдом, подсунул под нос дешевый полуфабрикат, который щедро нашпиговал знакомыми отсылками в качестве усилителей вкуса.
И ладно бы роман был короткий. Тогда бы и долго мучиться не пришлось, чтобы узнать что там будет в конце. Так нет же, Чбоски выкатил настоящий эпик на семьсот с лишним страниц, видимо желая ни в чем не уступать своему тёзке и по совместительству Королю ужасов. Но если в работах Мастера события, как правило, органично развиваются по нарастающей и тем самым не дают скучать, то чтение "Воображаемого друга" больше похоже на барахтанье в мутной болотной воде. Серьезно, давненько я не встречал книгу, в которой происходит так много всего, но при этом основной сюжет движется к развязке со скоростью полудохлой черепахи.
Усугубляет ситуацию еще и то, что писатель щедро сдобрил свое произведение невнятными размышлениями о Боге, которые благодаря своей навязчивости ничего кроме раздражения не вызывают. В том же "Противостоянии" Кинга (к слову, любимом романе Чбоски, о чем он заявил в ходе одного из своих выступлений перед читателями) тоже присутствовал религиозный подтекст, однако он так откровенно не выпячивался на первый план и не забивал подобно "белому шуму" основное повествование. Это, конечно, замечательно, что Стивен — истовый католик. Правда, мне не очень понятно, почему остальных это должно волновать.
Еще один минус "Воображаемого друга" — это его неприлично "мягкие" ужасы. Несмотря на то, что из-за разгула "супер-гриппа" Милл-Гроув стремительно погружается в пучину хаоса, ты совершенно не ощущаешь никакого накала страстей, никакого, даже слабого, напряжения. Отчасти это связано с тем, что практически никто из жителей городка не умирает, ограничиваясь лишь порезами и ушибами (прошу прощение за спойлер). И хотя Чбоски не забывает объяснить этот сюжетный ход, выглядит он всё равно весьма сомнительно. Как я могу поверить в заявленный автором апокалипсис, если он вместо него рисует мне совсем другую картину?
Ну и отдельного упоминания заслуживает финал "книги, которую ждали 20 лет", старательно размазанный на добрые три сотни страниц. Если кратко, то это полный кошмар! Мало того, что затянутая кульминация — это сплошной экшен без пауз, во время которых можно было бы перевести дух и обдумать прочитанное, так он еще и получился до зубовного скрежета серым и однообразным. Я долго ждал, когда же писатель "родит" хоть одну адреналиновую погоню, хоть одну изобретательную схватку, хоть один действительно неожиданный поворот, переворачивающий всё с ног на голову. Но так и не дождался ничего, кроме раздражающей возни персонажей, повторяющейся снова, снова и снова...
Ума не приложу, что заставило Чбоски публиковать роман в таком сыром виде и куда смотрел его редактор. "Воображаемый друг" — это поражающая своей бездарностью поделка, которая годится только для того, чтобы топить ею печку холодными зимними вечерами. И не более того.
Роман Джеффа Нуна "Брошенные машины" попал в поле моего зрения сразу после выхода в желтой серии "Альтернатива" издательства "АСТ". Меня привлек сюжет произведения на тему необычного постапокалипсиса, но начитавшись не самых лестных отзывов я не стал знакомиться с ним. Однако не забыл о существовании книги и спустя двенадцать с хвостиком лет подумал: а почему бы и нет?
Роман представляет собой дневник молодой женщины по имени Марлин Мур, путешествующей вместе с группой людей по просторам Великобритании, охваченной (как и остальной мир) странной болезнью, носящей название "шум", которая возникла в результате доведенного до точки кипения информационного взрыва (подробнее о нем можно узнать в Википедии).
Суть загадочной хвори в том, что человек, пораженный ею, не способен адекватно воспринимать реальность и проводит большую часть времени в плену навязчивых фантазий до тех пор пока у него окончательно не отключаются все органы чувств, что приводит к скорой смерти. При этом, заражать "шум" может не только людей, но и окружающие их предметы (собственно таким образом он и передается от одного индивида к другому). И крайне опасными в этом плане становятся зеркала как самый легкий путь к человеческой душе.
Единственным средством против "шума" служит лекарственный препарат "Просвет", который далеко не каждый нуждающийся может позволить себе из-за его высокой цены. У Марлин полно чудодейственных таблеток, но не смотря на это, ее болезнь с каждым днем прогрессирует, ставя под угрозу порученную ей миссию. Она должна отыскать некие предметы, разбросанные по стране, дабы соединив их вместе, явить последнее волшебство — "волшебство воплотившейся грёзы". И либо спасти, либо уничтожить весь мир.
Поскольку "Брошенные машины" представляют собой путевые заметки не совсем адекватной женщины, то не трудно догадаться, что текст книги будет не так-то прост для восприятия. Значительно внимание в нем уделяется психоделическим видениям Марлин, которые лично мне не всегда удавалось понять и осмыслить. Но при этом, хотелось бы отдать должное воображению Джеффа Нуна, создавшего множество мозговыносящих и запоминающихся сцен и отдельно похвалить за безумный эпизод в театре "Прокол", словно взятый из одного из фильмов Дэвида Линча (кстати, тема Зазеркалья также была близка режиссеру и во многом проявилась в его культовом сериале "Твин Пикс").
Пожурить же автора тоже есть за что. Например, за скупо прописанную природу "шума" (приличное число потенциально "вкусных" деталей так и осталось "за кадром"), бледные характеры главных героев (конечно, образ Марлин получился более-менее полным, однако ее попутчики смотрелись слишком уж картонно) и не до конца ясную цель их квеста, которую, такое ощущение, не понимал и сам Джефф.
Тем не менее, я бы рекомендовал "Брошенные машины" всем поклонникам нестандартной литературы, оригинальных постапокалиптических вселенных, а также фанатам шикарного писателя-фантаста Филипа К. Дика. Если вы относитесь к таким людям, то я уверен, что в романе Нуна вы отыщете для себя что-нибудь интересное.
Впервые о писателе Харлане Кобене, входящем в десятку лучших детективщиков Америки по версии "Нью-Йорк Таймс", я узнал благодаря роману Стивена Кинга "Чужак" (именно на его выступление ездил учитель английского языка Терри Мейтленд в день, когда он якобы убил одиннадцатилетнего Фрэнка Питерсона). И мне стало интересно, какие истории придумывает Харлан, если уж сам Король Ужасов питает к нему немалое уважение (по слухам, Кинг специально звонил Кобену, чтобы попросить разрешение на появление того в тексте "Чужака").
Однако познакомиться с творчеством автора я решил не через его книги, а через британский мини-сериал "Безопасность" (Safe, 2018), за разработку которого отвечал Харлан.
В центре сюжета находится хирург Том Дилейни, чья жена скоропостижно умирает от рака, в результате чего на его плечи ложится вся ответственность за воспитание двоих дочерей. Однажды утром Том обнаруживает, что старшая девочка не вернулась домой после вечеринки. Ее мобильник молчит, как, в прочем, и трубка ее парня, который также исчез в неизвестном направлении. Понимая, что Дженни пропала, а полиция будет действовать слишком медленно, встревоженный отец сам бросается на поиски девушки, даже не подозревая какой жуткий секрет откроется ему в финале его пути.
Но он будет далеко не один, ибо в процессе расследования откроется множество тайн, которые долгие годы хранили соседи Дилейни, после чего Том окончательно поймет, что безопасность их закрытого жилого поселка была лишь сладким самообманом...
И первое, за что хочется похвалить Харлана Кобена — это то как мастерски он закрутил свой детектив, щедро разбросав по истории побочные сюжетные ответвления, которые совсем не раздражают, а наоборот вызывают неподдельный интерес и помогают держать зрителя в постоянном напряжении на протяжении всех восьми эпизодов.
Серьезно, оглядываясь назад, я не могу вспомнить ни одной серии, которую можно было бы назвать проходной или во время просмотра которой мне было бы скучно. Правда, за это стоит поблагодарить не только годный сценарий, но и грамотно подобранный актерский состав (выделять кого-то отдельно не буду, поскольку, на мой взгляд, все лицедеи были на своем месте и прекрасно справились с вверенными им ролями).
Также хотелось бы отметить, что повествование в сериале вышло на удивление целостным и в самом конце были внятно озвучены ответы на все поставленные вопросы. Иными словами, все кусочки пазла заняли положенные им места и при этом нам показали как это произошло, что для хорошего детектива несомненно является большим плюсом.
Пожалуй, поругать "Безопасность" следует только за слегка предсказуемую развязку, хотя последовавший за ней твист меня все-таки удивил. Но, полагаю, что наверняка найдутся те, кто сможет догадаться о нем заранее. У меня вот не получилось и поэтому я завершил знакомство с сериалом на приятной ноте.
Теперь вот подумываю взяться за какой-нибудь из романов Кобена, благо на русский язык их перевели приличное количество. Надеюсь, что Кинг не кривил душой, когда писал, что у Харлана "интересные сюжеты и хорошее чувство юмора".
"Калейдоскоп ужасов" — это проект двух маститых творцов хоррора — Джорджа Ромеро и Стивена Кинга — и их дань уважения страшным комиксам 1950-х годов, наиболее известными из которых являются "Байки из склепа" (в основном, благодаря одноименному сериалу).
Собственно, в 1980-е было выпущено два полнометражных фильма, представлявших собой сборники коротких пугающих историй, не отличавшихся сложными сюжетами и делающих ставку на реалистичные спецэффекты за авторством Тома Савини.
Также, в 2006-м году, увидела свет третья часть "Калейдоскопа", отправившаяся прямиком на видео, о существовании которой лучше лишний раз не вспоминать в виду ее крайне низкого качества.
И вот спустя тринадцать лет киноделы решили влить во франшизу свежую кровь и сняли шесть новых эпизодов культовой антологии (в принципе, грамотный ход на фоне неразберихи с авторскими правами на "Байки из склепа").
Поскольку каждая серия шоу была разделена пополам, то по-факту зрители получили сразу двенадцать полноценных историй, среди которых можно встретить экранизации произведений таких писателей как Стивен Кинг, Джош Малерман, Джо Р. Лансдэйл и Джо Хилл.
Давай-те же наконец разберемся насколько удачным оказался современный "Калейдоскоп ужасов" и стоило ли реанимировать данный цикл в телевизионном формате.
Итак...
ГЛАВА 1. "СЕРАЯ ДРЯНЬ"
Как не трудно догадаться, в основу этой короткометражки лег известный рассказ Мастера из сборника "Ночная смена". Вышла довольно-таки эффектная и атмосферная зарисовка на тему хронического нежелания мужчин обращаться к врачам при ухудшении их здоровья. Если подумать, то ее даже можно назвать одной большой отсылкой к первому "Калейдоскопу" из-за повторного исследования темы заражения человека мерзким паразитом и из-за участия актрисы Эдриенн Барбо. Единственное, что немного испортило благоприятное впечатление — это слишком стремительный и скомканный финал, обрывающий повествование на полуслове.
ГЛАВА 2. "ДОМ С ГОЛОВОЙ"
На мой взгляд, один из самых оригинальных сюжетов антологии, рассказывающий про одержимый кукольный домик и его хозяйку — маленькую девочку, которая всеми силами пытается помочь игрушечной семье не стать жертвами жуткой пластмассовой головы. Однако и здесь концовка получилась слабой и какой-то слишком детской. Жалко, что Джош Малерман не придумал более мрачный исход.
ГЛАВА 3. "ГИБЕЛЬ ЗЛОГО ВОЛКА"
Ну а вот и первый проходняк нового "Калейдоскопа". Скучная и до зубовного скрежета банальная история о битве оборотней и фашистов в декорациях Второй мировой войны, выполненная в духе недавнего фильма "Оверлорд" (Overlord, 2018). Если любите подобное зрелище, то и "Гибель" вам точно зайдет. Я же остался к ней равнодушен.
ГЛАВА 4. "ПАЛЕЦ"
Сегмент о том как молодой неудачник, любящий прогулки на свежем воздухе, находит загадочный палец, который со временем начинает активно расти и превращается в странное существо, напоминающее ксеноморфа из культовой картины "Чужой" (Alien, 1979). Не могу сказать, что сюжет мне понравился, ибо он все же грешит определенной предсказуемостью, но и какого-то негатива после себя не оставил.
ГЛАВА 5. "КАНУН ДНЯ ВСЕХ СВЯТЫХ"
Еще более предсказуемый, чем предыдущий, и весьма унылый рассказ о группе необычных подростков, нагоняющих страх на жителей маленького городка в Хэллоуин. Мало того что ни сама история, ни ее герои не вызывают никакого интереса, так еще и ужасов сюда не завезли, заменив их пресной мистикой. Короче, пустая трата времени.
ГЛАВА 6. "ЧЕЛОВЕК В ЧЕМОДАНЕ"
По прилету домой главный герой обнаруживает в своем чемодане скрюченного человека, который просит о помощи. Пытаясь вызволить узника из плена, парень приходит к выводу, что для него будет выгоднее оставить беднягу на месте. Вот только ничем хорошим это для него не кончится...
Перед нами наглядная иллюстрация высказывания о том, что "за всё в этом мире нужно платить". В меру забавная, жестокая и поучительная. Однако и особых восторгов не вызывающая.
ГЛАВА 7. "КОМПАНЬОН"
Старший брат решил поколотить младшего за какую-то провинность, а тот возьми и спрячься на заброшенной ферме. Вокруг ни души и лишь ветер гуляет в чистом поле. Но окружающая местность только на первый взгляд кажется пустой. На самом деле она скрывает от посторонних глаз богомерзкое создание, по сравнению с которым злой старший брат — это лишь мелкая помеха на пути к спокойной жизни.
Джо Р. Лансдэйл создал достаточно занятный сюжет о том как одни люди глубоко переживают потерю близкого человека, а другие, наоборот, готовы пойти на всё ради избавления от надоевшего родственника. Ну а в процессе этого придумал запоминающегося монстра, чем-то смахивающего на его же Бога Лезвий.
ГЛАВА 8. "ЛУЧШАЯ ПОЛОВИНА ЛИДИИ ЛЭЙН"
Лидия Лэйн — успешная бизнесвумен, которая всегда привыкла добиваться поставленных целей. Никто на всем белом свете не способен ее остановить. Даже свалившийся "как снег на голову" труп для нее не проблема. Во всяком случае, она так думала поначалу. Пока не застряла с ним в лифте во время землетрясения...
"Лучшая половина" — незамысловатая история о выживании в большом городе, изрядно приправленная мистикой и щепоткой идиотизма. Если вдруг ее пропустите, то ничего не потеряете.
ГЛАВА 9. "НОЧЬ ЛАПЫ"
Можно сказать, классический сюжет про кисть представителя отряда приматов, способную исполнять желания своего хозяина. Правда, не всегда так как он того ожидал.
Помню, в мультсериале "Байки хранителя склепа" (Tales from the Cryptkeeper, 1993-1999) был отличный эпизод про лапу гориллы и подростков, которые своими необдуманными действиями едва не поставили мир на грань уничтожения. В "Калейдоскопе" замес вышел поскромнее, но тоже весьма эффектный. Добавить бы к нему еще более вменяемый финал и было бы совсем хорошо.
ГЛАВА 10. "ТРУДНЫЕ ВРЕМЕНА В МАСКИ ХОЛЛЕР"
Очередной проходняк антологии, повествующий о свержении тирании в постапокалиптическом поселении под названием "Маски Холлер". Нет, сам механизм свержения получился, конечно, любопытный, вот только весь сегмент выглядит как фрагмент вырванный из какого-то большого фильма. Поскольку многое осталось за кадром, то смотреть на разборки "хороших" персонажей с "плохими" было не очень увлекательно.
ГЛАВА 11. "ПОД САМОЙ КОЖЕЙ"
А вот еще одна моя любимая история, рассказывающая про нетрадиционный метод избавления от лишнего веса. Слава Богу, что главный герой оказался не настолько внушаемым и до последнего сопротивлялся соблазнительной рекламе. Чтобы в итоге стать тем, кто спасет планету от короля всех червей. И сделает это весьма забавным образом.
"Под самой кожей" — шикарная короткометражка, которая в равной степени вызывает отвращение, смешит и заставляет задуматься об опасности слепого следования модным трендам.
ГЛАВА 12. "У СЕРЕБРИСТЫХ ВОД ОЗЕРА ШАМПЛЕЙН"
Экранизация одноименного рассказа Джо Хилла о поиске чудовища, живущего в водах озера близ провинциального городка. Стандартные для автора герои (среди которых пьющий отчим и своенравная девочка-подросток) разыгрывают не самую оригинальную драму с приторным сентиментальным финалом. Одним словом, скукотища.
Символично, что антологию завершает именно этот сегмент, потому как Джо Хилл отметился и в первом "Калейдоскопе". Там он сыграл мальчика по имени Билли, который с помощью куклы вуду истязает своего строгого отца, запретившего ему читать страшные комиксы.
РЕЗЮМИРУЯ ВЫШЕИЗЛОЖЕННОЕ...
Хочется сказать, что новый "Калейдоскоп ужасов" получился весьма неровным. Есть в нем и оригинальные и по-настоящему цепляющие истории, но также хватает и шаблонных и скучных эпизодов, которые ничего кроме зевоты не вызывают. Возможно, создателям сборника стоило воспользоваться схемой "одна серия — одна история", дабы полнее раскрыть каждый из сюжетов. Но, что имеем, то имеем.
При этом посмотреть свежий "Калейдоскоп ужасов" все же стоит, ибо не часто на современном телевидении встречаются проекты со столько ламповой атмосферой старых хорроров и практическими спецэффектами. Правда, жалко, что местного Хранителя Склепа сделали неразговорчивым и я так и не дождался черного юмора в его исполнении. В противном случае был бы чистый олдскул.
Оценка: 6/10.
P.S. До наступления Нового Года остается совсем мало времени, поэтому, пользуясь случаем, хочу пожелать каждому сотруднику Лаборатории Фантастики...
Счастья, здоровья и успешной реализации всех намеченных планов!
И чтобы мрачные и пугающие события происходили только на книжных страницах!
Тем более что хоррора в грядущем году будет далеко не мало. Например:
— "Институт" Стивена Кинга;
— "Полный газ" Джо Хилла;
— "Сущность" Бентли Литтла;
— "Мёртвое море" Тима Каррэна;
— "Вдовий мыс" Ричарда Чизмара и Билли Чизмара;
— сразу три романа Адама Нэвилла: "Никто не уйдет живым", "Под неусыпным надзором" и "The Reddening" (Багровение);
— "Раны" и "Озёрные чудовища Северной Америки" Натана Баллингруда;
— "Холодная рука в моей руке" Роберта Эйкмана;
— "Церемонии" Т. Э. Д. Клайна;
— "The Bottoms" (На дне) Джо Р. Лансдэйла;
— "Сердце ангела" и "Преисподняя ангела" Уильяма Хьёртсберга;
— переиздания "Книг крови", "Восставшего из ада" и "Племени тьмы" Клайва Баркера, а также "Истории с привидениями" Питера Страуба.
— первые три повести из цикла "Fear Street Relaunch" (Возвращение на Улицу Страха) Р. Л. Стайна;
— плюс пять книг Роберта Маккаммона (среди них ранее не выходившие на русском языке "Граница" и "Слушатель").
Довольно часто, читая статьи, посвященные экстремальному хоррору, я натыкался на упоминания произведений Эдварда Ли. И не смотря на то, что их краткие аннотации вызывали у меня интерес, я не спешил приобщаться к творчеству данного писателя, поскольку не очень люблю ужасы, обильно приправленные разного рода "жестью".
Но не так давно, благодаря стараниям издательства "Полтергейст Пресс", на русском языке вышел роман Ли "Глушь", который поклонники автора причислили к его "сдержанным" работам.
Узнав об этом, я решил все-таки ознакомиться с книгой, чтобы иметь хотя бы примерное представление о том в каком ключе творит Эдвард.
Итак, роман рассказывает о преуспевающем юристе Патриции Уайт, которая спустя долгое время возвращается в город своего детства Аган-Пойнт, дабы морально поддержать сестру, чей муж погиб при загадочных обстоятельствах.
Дуйэн был далеко не самым приятным человеком, поэтому Патриция понятия не имеет каким образом будет утешать Джуди. Дополнительный сумбур в чувства женщины вносят еще и воспоминания о том как в подростковым возрасте она подверглась сексуальному насилию на берегу местного пруда.
Однако все это меркнет на фоне новых смертей, которые так или иначе связаны с Джуди. Не собираясь бросать сестру в беде, Патриция решает докопаться до правды и понять какое же зло пришло в доселе тихий и мирный Аган-Пойнт.
"Глушь" действительно можно назвать "сдержанной" работой по меркам сплаттерпанка. Кровавых и нелицеприятных сцен в книге не так уж и много, а те, что есть, поданы без особых подробностей и без смакования отдельных деталей. Зато в отношении, скажем так, эротических фантазий, посещающих главную героиню, вышел не слабый перебор. Думаю, если убрать из романа все ужасы, то он с легкостью мог бы конкурировать с бесчисленными представителями романтической прозы, рассчитанной преимущественно на женскую аудиторию. Я, конечно, понимаю, что автор любит описывать секс и предварительные ласки в своих произведениях, но считаю, что во всем должна быть мера. Лично мне было скучно по сто раз пережевывать одни и те же пикантные эпизоды.
При этом сам сюжет, пусть и простенький и местами напоминающий одну из книг Ричарда Бахмана, мне понравился и не отпускал до самого финала. Персонажи также произвели приятное впечатление. И хотя Ли явно не заморачивался с раскрытием их характеров, я все равно с интересом наблюдал за действиями героев и реально переживал за судьбу некоторых из них.
В общем и целом, считаю, что мое знакомство с творчеством Эдварда получилось удачным. Я убедился в наличии таланта у писателя в части умения рассказывать пугающие истории и увлекательно провел в его компании несколько вечеров.
Было бы здорово, если бы "Полтергейст Пресс" обратило внимание и на экстремальные романы автора. Уверен, что там тоже есть чем поживиться.