Джефф Нун «Брошенные машины»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Постапокалиптика ) | Психоделика
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
В литературе неоднократно переворачивали мир, но Нун в этом произведении поступил оригинальнее большинства. Раньше люди употребляли вещества чтобы уйти от реальности, но теперь вынуждены принимать лекарство дабы подольше в ней задержатся. Четыре печальные судьбы сошлись на просторах Англии и, не смотря на один автомобиль, стали преследовать каждый собственную цель...
Номинации на премии:
номинант |
Большая премия Воображения / Grand Prix de l’Imaginaire, 2013 // Роман, переведённый на французский |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Nexus, 24 января 2020 г.
Роман Джеффа Нуна «Брошенные машины» попал в поле моего зрения сразу после выхода в желтой серии «Альтернатива» издательства «АСТ». Меня привлек сюжет произведения на тему необычного постапокалипсиса, но начитавшись не самых лестных отзывов я не стал знакомиться с ним. Однако не забыл о существовании книги и спустя двенадцать с хвостиком лет подумал: а почему бы и нет?
Роман представляет собой дневник молодой женщины по имени Марлин Мур, путешествующей вместе с группой людей по просторам Великобритании, охваченной (как и остальной мир) странной болезнью, носящей название «шум», которая возникла в результате доведенного до точки кипения информационного взрыва (подробнее о нем можно узнать в Википедии).
Суть загадочной хвори в том, что человек, пораженный ею, не способен адекватно воспринимать реальность и проводит большую часть времени в плену навязчивых фантазий до тех пор пока у него окончательно не отключаются все органы чувств, что приводит к скорой смерти. При этом, заражать «шум» может не только людей, но и окружающие их предметы (собственно таким образом он и передается от одного индивида к другому). И крайне опасными в этом плане становятся зеркала как самый легкий путь к человеческой душе.
Единственным средством против «шума» служит лекарственный препарат «Просвет», который далеко не каждый нуждающийся может позволить себе из-за его высокой цены. У Марлин полно чудодейственных таблеток, но не смотря на это, ее болезнь с каждым днем прогрессирует, ставя под угрозу порученную ей миссию. Она должна отыскать некие предметы, разбросанные по стране, дабы соединив их вместе, явить последнее волшебство — «волшебство воплотившейся грёзы». И либо спасти, либо уничтожить весь мир.
Поскольку «Брошенные машины» представляют собой путевые заметки не совсем адекватной женщины, то не трудно догадаться, что текст книги будет не так-то прост для восприятия. Значительно внимание в нем уделяется психоделическим видениям Марлин, которые лично мне не всегда удавалось понять и осмыслить. Но при этом, хотелось бы отдать должное воображению Джеффа Нуна, создавшего множество мозговыносящих и запоминающихся сцен и отдельно похвалить за безумный эпизод в театре «Прокол», словно взятый из одного из фильмов Дэвида Линча (кстати, тема Зазеркалья также была близка режиссеру и во многом проявилась в его культовом сериале «Твин Пикс»).
Пожурить же автора тоже есть за что. Например, за скупо прописанную природу «шума» (приличное число потенциально «вкусных» деталей так и осталось «за кадром»), бледные характеры главных героев (конечно, образ Марлин получился более-менее полным, однако ее попутчики смотрелись слишком уж картонно) и не до конца ясную цель их квеста, которую, такое ощущение, не понимал и сам Джефф.
Тем не менее, я бы рекомендовал «Брошенные машины» всем поклонникам нестандартной литературы, оригинальных постапокалиптических вселенных, а также фанатам шикарного писателя-фантаста Филипа К. Дика. Если вы относитесь к таким людям, то я уверен, что в романе Нуна вы отыщете для себя что-нибудь интересное.
Alhimik, 18 января 2024 г.
Меланхоличный и затянутый постмодерн роуд-муви на тему Волшебника из Страны Оз — Элли, Страшила, Железный Дровосек и Трусливый Лев все вместе отправляются в Изумрудный город к волшебнику Гудвину, Великому и Ужасному, чтобы попросить его исполнить их заветные желания...
Ps. для тех, кому понравился мир книги: Мир компьютерной игры «Pacific Drive» очень похож на мир «Брошенных машин».
Login, 7 октября 2022 г.
Книга сразу втянула меланхоличной атмосферой, хотя деталей мира нам дали не много. Картина происходящего отлично рисуется в голове, оператор был в восторге от описаний, почти все сцены в слоумо. Сюжет же чисто символический, основная ставка на отдельные сцены и эти сцены, надо сказать, хороши. Трактовать условный сюжет можно по-разному, автор раскидал намёков на трактовки по всему тексту.
Особое мерси за отдельные кислотные эффекты в описании сцен (а они вдохновлены опытом приёма психотропов, не сомневайтесь). Также пришлось прочитать пересказ «Алисы в зазеркалье «.чтобы понять отсылки на неё. От себя скажу, что мне больше, как оказалось, нравятся книги с сюжетом, но это вкусовщина само собой.
Neradence, 29 июня 2022 г.
С Нуном я познакомилась с его культового цикла «Вирт», и ещё из него было понятно, что автор склонен к психоделической фантасмагории на грани безумия. Роман «Брошенные машины», написанный позднее, возвёл её в абсолют, сделав из авторской фишки самоцелью.
Честно сказать, даже не могу решить до конца, понравилось оно мне или нет.
В каком-то смысле все эти психоделические картины, показанные через максимально ненадёжную рассказчицу, которая то ли сходит с ума, то ли уже сошла, то ли спит, то ли вообще умерла ещё в начале эпидемии, затягивают. Зазеркалье и пыльца (на счёт пыльцы у Нуна явно какой-то фетиш), информационный шум и сияющие билборды, исчезающие книги, театральная сцена, на которой показывают реальность — ярких сюрреалистических образов тут не просто много, текст буквально целиком состоит из них. Аллюзии к Кэрроллу и По, вороны и алисы, зеркала и глаза, и всё это льётся на читателя бесконечным потоком.
Феерия кислотных галлюцинаций, пересыпанных порошком «Просвета» и смешанных с ночными кошмарами.
В наличии вдобавок описания увечий, обсценная лексика, сексуальный подтекст с обнажёнкой и мёртвые тела.
Завораживает? Пожалуй, особенно размахом фантазии автора.
Но вот с сюжетом что-то беда. То есть даже в рамках психоделической катастрофы, где машины могут заразиться шумом, а отражения в зеркалах хотят уйти на глубину воды, которая их породила в мифе про Нарцисса, всё равно беда. В space-роке, замешанном на ЛСД, есть поэзия, так что и в альтернативе, контркультуре и психоделическом постапе должен быть сюжет.
А его нет.
Движение есть, потому что герои куда-то едут все сто глав — продвижения нет.
«Брошенные машины» — это один сплошной роман-путешествие, вестерн по умирающей Англии, которая распадается на части, расползается по швам вместе со здравым смыслом, и, читая, всё надеешься, что у этого путешествия появится глобальная цель.
Но зря.
Марлин Мур собирает осколки, но это ни к чему не приводит. Марлин Мур пишет свою тетрадь, но это ничего не меняет. Марлин Мур вспоминает свою дочь и убегает от чьей-то чужой дочери, но и это тоже остаётся ничем и ни для чего.
У романа есть начало, но нет конца, а ещё в нём нет истории. Она, как и всё повествование, зыбкая и бесформенная, лишённая основы, которую можно осмыслить. Лучший образ, который можно взять из самой книги — светящиеся бусины, нанизанные на нитку и рассыпавшиеся по мостовой. Если их собрать, то можно получить целое ожерелье, но собрать их невозможно, поэтому в наличии множество метафор и отсылок, содержащиеся в тексте ради себя самих.
Финальная грёза не наступает, мир как разваливался, так и разваливается, а компания, внезапно собравшаяся и куда-то поехавшая из Лондона к побережью, так же внезапно разбегается в разные стороны. Раскрывающиеся темы повисают в воздухе и исчезают в тумане, и додумывать их надо самому. А может, и не надо.
Не уверена, что в чтении был смысл. В то же время не уверена, что его не было. Где-то между микро-главами и размышлениями персонажей, которые убивают сами себя и воскресают, видят сами себя в телекамере и сбегают сами от себя на красном лимузине, наверное, есть глобальная идея, и её можно нащупать, как Марлин Мур, которая что-то там то и дело порывалась отыскать то в зеркале, то в цветке. Но находила то тьму, то печаль.
Печали больше.
И да, печаль — самая осязаемая эмоция от книги. Печаль, одиночество и чувство брошенности, которое испытывает машина, оставленная на дороге, когда её хозяева тщетно бежали в надежде спастись от апокалипсиса.
Повторять опыт, пожалуй, не буду, это какая-то такая альтернативная альтернатива, что она альтернативна даже к самой себе. Возможно, следует читать в состоянии изменённого сознания, чтобы оказаться на одной волне с рассказчицей, и тогда всё заиграет новыми красками.
В тоже время — опыт, пожалуй, интересный, этого не отнять.
Rheo-TU, 28 октября 2018 г.
Что это было?
Кислотный бред? Отрывочные попытки угасающего разума зацепиться за ткань реальности? Просто шум?
Зачем все это? Вот трое взрослых и ребенок колесят по дорогам Англии, пересекая мир победившего апокалипсиса. Зачем — они и сами толком не знают. Волшебные зеркала, осколки; задание, которое они выполняют — макгаффин, смысл которого по ходу повествования размывается, теряясь для героев в окружающем их абсурде.
Эта книга — о безумии нынешней информационной эры. Апокалипсис в «Брошенных машинах» лишен живописных картин вселенской гибели человечества — внешне он совсем обыденен и от того до отвращения реалистичен. Люди потеряли способность адекватно воспринимать реальность, чувства отказываются им подчиняться, транслируя хаос. В мире воцарился шум. Знакомо. Считывается вполне очевидная аналогия из совсем не книжной реальности: речь идет об информационном шуме. Интернет, СМИ, реклама — каждый день с космическими скоростями нас бомбардируют потоками информации. И что же случится, когда рецепторы перестанут поспевать за тем, чтобы ее получать, а мозг — обрабатывать?
Лучше не знать. Закинуться порошком — и вперед.
Эта книга — о наших снах. Каждая страница — короткая глава, каждая глава — как обрывающийся на полуслове фрагмент сновидения. Причем не важно, речь идет об условной реальности, существующей для героев, пока действует волшебное лекарство с характерным названием «Просвет», или их галлюцинациях — и то, и другое по-своему отмечено печатью абсурда. В связи с этим читать путаные заметки главной героини, Марлин, пожалуй, в равной степени и захватывает и раздражает. Что это? Зачем это? Ни одного ответа, только намеки — и те полны неоднозначности. Тем не менее где-то к середине романа разум твой устает сопротивляться и сдается на милость кислотного трипа. Тогда ты продолжаешь уже просто наблюдать — и нечеткая картинка вдруг наконец начинает складываться. Как у дадаистов на залитых радугой холстах, как у Марлин, шагающей по пляжу и вылавливающей знаки в творящемся кругом хаосе. Что будет, когда Алиса шагнет сквозь зеркало? Она встретится… с самой собой?
Это тяжелая история. Во всех смыслах. Ты будто сидишь у постели умирающего и выслушиваешь долгую-долгую исповедь. Жаль всех героев — просто по факту существования. Особенно жаль Тапело — поначалу девчонка дико раздражает своей упертой рациональностью, но… но… Тем не менее, в какой-то момент понимаешь, что только ее присутствие и уравновешивает собой дикий хаос живущих дозами взрослых — и становится страшно. Грязь, запустение, заблеванные гостиничные номера… безумцы, влюбленные в собственные отражения. Брошенные машины — это ведь о них. Брошенные машины, брошенные люди. Они обречены. Мы обречены.
Это ведь наша жизнь. Хвала «Просвету», мы видели все.
vfvfhm, 12 октября 2019 г.
Благодаря этой книге я наконец понял, почему критически отношусь к жанру «городской фэнтези». В мире, описываемом этим жанром может произойти что угодно. Разрушены причинно-следственные связи, сплошное «после, не значит потому что». Не обязательные персонажи, не обязательные ситуации и локации. Эту историю можно было бы рассказать проще и страшнее.
У молодой женщины от некоего врожденного порока внутренних органов умирает девятилетняя дочь. Мать, как и многие современные фемины, занималась собственной карьерой, мало уделяя внимание дочери. И теперь ее просто пожирает чувство вины. Не справившись с этой чудовищной болью, она бросает мужа, сбегает из дому, оставив семью и успешную карьеру. Подсаживается, чтобы забыться и найти хотя бы временное облегчение, на тяжелые наркотики, галлюциногены. ЛСД, грибы, большие дозы МДМА и все такое прочее. Постепенно ее сознание от сильного стресса и мощной химии утрачивает цельность, начинается распад личности. Чтобы продолжить этот самоубийственный трип, женщина связывается с бандой торговцев дурью. И по заданию одного из криминальных боссов начинает мутить стремные мутки, все больше и больше погружаясь в безумие и личный ад неизбывного страдания. В какой-то момент судьба дарует ей шанс на исправление этой тяжелейшей ситуации в лице сбежавшей из дома девочки, которой требуется срочная помощь и поддержка в этом суровом и бездушном мире. Но болезнь Марлин Мур — главной героини — зашла уже слишком далеко. Она уже не может воспользоваться подвернувшейся возможностью спастись. Она вновь сбегает в свое усугубляющееся сумасшествие и все, что ее ожидает это окончательный распад и гибель.
Все это более менее и рассказано в романе. Но заправлен он под завязку необязательной фэнтезятиной, которая только отвлекает внимание читателя от драматического конфликта распадающейся личности. Кроме девочки Тапело, прочие персонажи и второ- и десятистепенные могут быть заменены кем угодно безо всякой потери основной сути. Эпизоды можно менять местами, описать другие пейзажи, заведения и города. Ничто не изменится, так как является просто психоделическим антуражем, не работающим на главную идею — человек иногда не может справиться с постигшим его несчастьем и погибает. Это трагедия, и сказочно антуражные финтифлюшки, как мне кажется, только размывают ее. Да антураж интересен, глюки прописаны на отлично, микроэпизоды доставляют мрачную радость. Но все это распадается на несвязанные куски, смыслы расслаиваются. Форма, конечно, соответствует содержанию, но хотелось бы ,чтобы картина была цельной, а не ошметки иллюстрировали ошметки.
В несомненный плюс хочу отнести стиль автора. Очень образный, сочный язык. Настроение нарастающей безнадежности удалось передать просто на отлично. Кто говорит, что диалоги персонажей бледные, просто никогда не вел беседы в сильно измененном состоянии сознания. Или вел, но был так пьян, что ничего из этой болтовни не запомнил. Диалоги крайне адекватные для неадекватных людей с напрочь отбитой оперативной памятью. И эти пресловутые маты, так ранящие нежные ушки гимназисток от изящной словесности! Ну, Лидия Чарская им в помощь! В этом романе матерятся только бандиты и подонки общества, а также сбежавший из дома подросток, пытающийся выдать себя за прожженную жизнью оторву. Они преступают одни нормы общества, почему не должны преступать другие?
И конечно тема информационного перенасыщения ноосферы очень хорошо прописана, но опять же отваливается самостоятельным куском, который бережливый на хорошие идеи читатель сам вынужден собирать по крупицам и составлять в цельный манифест предупреждения о надвигающейся на всех нас беде.
П.С. Еще одна забавная синхронистичность. Эта книга простояла у меня на темной полке долгих двенадцать лет. А прочитал я ее тогда, когда стал сотрудником магазина для автолюбителей, и моей задачей стало повышение уровня эксплуатации и улучшение состояния личного и рабочего автотранспорта наших граждан))
Тим Волков, 28 ноября 2017 г.
Весьма необычная книга. Захватывающая. Безумная. Мрачная. Психоделия во всей своей красе. Странная болезнь рвущаяся из зеркал, шум, который поглощает все вокруг и превращает в хаос, история женщины, потерявшей дочь из-за этой болезни. В некоторые моменты чтения книга и вовсе выворачивает мозг (как, например, сцена в театре или рассказ Павлина о том, кем он был в прошлом). Однозначно стоит читать. Книга рождает множество вопросов, а в конце оставляет тебя наедине с собой.
Siroga, 10 июня 2013 г.
Когда-то давно я пытался объяснить приятелю своё состояние. Пространство тогда расширилось, линии стали более четкими, цвета яркими, звуки рельефными и в то же время предеметы дрожали, кристально ясные контуры наслаивались друг на друга и мир в целом расплывался, шумел... Я-то был уверен, что все люди испытывают нечто подобное, оказалось — нет. С тех пор прошло много лет, организм прекратил расти и перестраиваться, гормональные бури утихли и я уже совсем забыл об этом состоянии, пока не начал читать «Брошенные машины». Ребята, ну это ж один в один!
Эта книга — сумасшедшая психоделика, бредский бред, галюциногенный ЛСД, круто замешанные на «Алисе в Зазеркалье» и описанные матерной нецензурщиной, но как это сделано! Опеделенно — весьма талантливо. Можно пересказать сюжет, можно просто выложить о чем книга, но читать от этого не станет менее интересно, это вам не детектив, тут главное не ЧТО или даже КТО, а КАК.
Собственно, сюжет прост:
А зеркала каким-то образом провоцируют приступы болезни, а, может, и способствуют её распространению. Причем болезнь кроется не только в головах, она может спрятаться в книге, механизме, изображении, но особенно — в зеркале. Правда, осколки, что ищут герои книги — особенные. Они сияют волшебным светом и хранят в себе множество лиц, голоса, чувства. Заказчик верит, что собрав их вместе и починив зеркало можно чего-то добиться, что-то познать, исправить...
Впрочем, сам автор раскрывает суть романа буквально в самом начале:
«Брошенные машины.
Тогда мне казалось, что это очень романтичный образ, символ умирающей цивилизации. По моему, почти все подростки хотят, чтобы наступил конец света: просто чтобы увидеть, как это будет. Но теперь, когда этот возвышенный образ становится самым обычным явлением, он утратил своё поэтичное очарование. Все очень просто: водители бросили свои машины, потому что они уже не доверяют себе.»
Вот и всё. Символ цивилизации, умирающей от переизбытка информации. Не зря Нуна назвали Олдосом Хаксли от панка. Вообще, есть ощущение, что символов в книге много, но я не смог их распознать. Вероятно, у меня и автора мало перескающиеся культурные контексты. А может, и нет никаких симоволов, один только бредский бред... Не знаю.
Тех, кому вдруг срочно приспичит прочитать «Брошенные машины», предупреждаю сразу: действия там практически нет, есть только сплошная рефлексия и барахтание в видениях. Я до последней страницы опасался, что всё окажется сном, бредом сумасшедшего или ещё какой фантазией, но нет, автор удержался от соблазна скомкать концовку, всё вполне на уровне. Периодически прерывал чтение и размышлял, вспоминал, представлял... Думал о пути современной цивилизации, о человеческом сознании, памяти, о реальности мира, данного нам в ощущениях, о материнской любви, смысле жизни, смысле смысла, много о чем. Писать обо всём надо в критической статье, развернутой рецензии, но не простом отзыве. Очень сильная книга. Не ставлю высший балл исключительно за неровность повествования и за мат — без него можно было обойтись и книга только выиграла бы (ятакщетаю).
Ну и в конце концов: «Если ты можешь прочесть эту фразу, эту хрупкую фразу, значит, ты ещё жив».
А как же остальные?
shickarev, 7 сентября 2009 г.
У писателей странные отношения с зеркалами. Джефф Нун — культовый британский писатель, автор трилогии «Вирт» не является исключением.
Согласно его книге «Брошенные машины», что-то подгнило и распалось в современном мире. Странная болезнь охватила Англию и реальность, данная нам в ощущениях, сыграла с человечеством злую шутку.
Вся информация превратилась в шум, неразличимый и запутанный. Надписи и слова потеряли смысл, а еда — свой вкус. Аудиальные, визуальные и даже кинестические ощущения смешались, обманывая разум и чувства и превращая окружающий мир в сложносочиненную иллюзию. Шум может и убивать, когда сигналы внешнего мира: звуки, прикосновения – достигают своих пиковых значений. Лишь прием специального лекарства «Просвет» позволяет вычленить, с различной степенью достоверности, из информационного шума упорядоченные сигналы. И как гласят рекламные щиты компании, производящей «Просвет» из крови немногих не восприимчивых к болезни людей: «Если вы смогли это прочесть, значит, вы еще живы».
Теперь журналистка Марлин Мур, мужчина с темным прошлым по прозвищу Павлин, Бев Хендерсон и примкнувшая к ним девочка Тапелло выполняют задания странного человека по имени Кингсли, собирают разбросанные по всей Англии осколки зеркала, обладающие странными, волшебными свойствами, в надежде вернуть миру прежнюю упорядоченность.
Для главной героини Марлин задания сопряжены с поиском средства, способного вернуть к жизни ее дочь Анджелу, умершую от болезни. По мере продвижения к цели (если можно говорить о таковой в мире, утратившем смысл) путешествие этой странной компании начинает носить все более и более иллюзорный характер, делая невозможным отделить реальность от вымысла.
Не стоит искать в «Брошенных машинах» внутреннюю логику. Все в книге подчинено образам и метафорам, собранным в бессмысленный, но увлекательный и эмоциональный аттракцион, при котором сам автор состоит в качестве проводника.
Пожалуй, на фантастической полке Джеффа Нуна можно было бы поставить рядом с книгами «новых странных», не будь он для них слишком… странным. Да и следует он другим традициям, называя среди своих любимых авторов Хорхе Луиса Борхеса (вот откуда такие чувства к зеркалам!) и Льюиса Кэролла.
Действительно мир, созданный Нуном, вполне сгодился бы для резиденции изрядно повзрослевшей Алисе. С поправками на раскрепощенность описаний и добавками веществ, изменяющих состояние сознания.
TOD, 28 июля 2009 г.
«Брошенные машины». Мне сразу вспомнился постер «Явления» Шьямалана. Лента дороги уходящая в даль, туда, где покоится безмолвный город, а на обочинах — брошенные хозяевами автомобили, словно игрушки, забытые испугавшимся грозы ребенком. Это Апокалипсис. Брошенные машины — как символ крушения цивилизации.
Апокалипсис Джеффа Нуна, возможно один из самых оригинальных апокалипсисов, описание которых мне приходилось встречать в литературе или кино. Только вот именно в общепринятом смысле, это трудно отнести к постапокалипсису. По сюжету книги, появилась некая болезнь — шум, заглушающий сигналы, воспринимаемые человеком. Искажается восприятие. В зеркалах, которые вроде бы и стали источником болезни, больше нельзя увидеть себя — чужие лица или чудовища. На «заразившихся» фото либо не видно ничего, либо видно совсем другое, не то, что должно там быть. Больные не могут читать, не видят никакого смысла в написанном. И, если не принимать препарат «Просвет», реальность тоже начнет искажаться. Возможная стадия болезни — безумие.
До конца так и не ясно, передается ли болезнь через зеркала и т.п., не понятно, дело в предметах, которые «портятся» или же болезнь поражает органы чувств человека. Особо сильные приступы напоминают галлюцинации, наверное, как от приема ЛСД. «Просвет» помогает исправить порченный сигнал, справится с реальностью. Похоже на теории некоторых сторонников ЛСД, которые считают, что на самом деле мир не такой, каким мы его видим. И только сознание, «разблокированное» наркотиком, может воспринять реальность. У Нуна же все наоборот, то, чего добивались тысячи «кислотников» стало реальностью, и теперь препараты нужны для того, чтобы выйти из этого состояния.
Фантазия у автора так и прет, это просто здорово. Сцены в театре, убийство Павлином самого себя, сцена в доме Коула, приступы Марлин — все это отличная психоделика, сюр. Многое замешанно на кэрролловской «Алисе» — волшебные зеркала, мир за ними и все такое. Нуна сильно шибанула эта книга, впрочем как и многих. До этого он уже написал «Автоматическую Алису», а в «Брошенных машинах» есть даже вымышленная 13 глава «Алисы», дописанная кем-то в конце книги. Ничего особенного, но приятно. Историю Алисы и ее продолжение обожаю не знаю с какого возраста. Эти безумные и безумно красивые моменты мне и понравились, но всей книги они не вытягивают.
Повествование идет о группе людей, которые ищут осколки зеркала. Непростого зеркала, как же иначе. Возможно оно поможет победить шум, но в целом его назначение очень туманно. Главные герои: Марлин — бывший репортер, дочь которой умерла от болезни, Марлин записывает все происходящее; Хендерсон — стерва, стремится всеми командовать; Павлин — бывший вояка, человек с темным прошлым и Тапело — девочка, невосприимчивая к болезни. И все — больше о них и нечего добавить! Более-менее раскрывается только образ Марлин.
Трудно сказать, понравилась ли мне книга. Отдельные моменты, я уже называл их, — понравились, книга же в целом... Не знаю. Есть слабые моменты, есть непонятные моменты. Смысл не раскрыт, я его не уловил точно, незаконченность и недосказанность. Все это легко можно списать на жанр, мол психоделика, чем страннее и непонятнее тем круче, так и надо. Уверен, Нун тоже знал возможность такого оправдания этой своей бессмысленной, на мой взгляд, истории.
Чтение на любителя. Любите все странное и сюрреалистичное, шизофренические видения и образы имеют для вас безграничную красоту, даже если все это встает в ущерб сюжету, тогда стоит почитать.
Dead_Anarchy, 25 мая 2012 г.
Неоднозначная книга, от чего ещё более интересная. Захватывает мозг и не отпускает. Атмосфера просто потрясающая, ощущение, что ты и сам входишь в книгу, что с каждой прочитанной строкой стирается твоя я-реальность и переходит в книжную, в которой стираются книги, растворяясь в коллективном сознании через сознание прочитавшего.
Местами мозг просто выворачивает от сумасшествия происходящего. Автор очень бережно и размеренно ведёт читателя от одной психоделической сценки к другой, но это не спасает от непонимания происходящего. некоторые моменты весьма неожиданны.
Хорошие персонажи, простые и понятные, сложные и продуманные. Сюжет... Чёрт, да ведь даже сложно понять, о чём речь. Всего-то о поисках осколков, в которые нельзя заглянуть... Завораживает.
Единственное, что не понравилось, это заключительная часть. Как-то всё смазывает, как будто под конец произведения автор вошёл в раж, размахивает пером, круша всё вокруг, а какие мазки получились, тех уже не вычеркнуть, потому что оно намертво вклинилось в реальность. Стоит прочтения.
FixedGrin, 1 декабря 2011 г.
Книжка неожиданно сильная. На уровне Дика времен «Убика» и «Лабиринта смерти». Физически ощутимые картины распада и разрыва причинно-следственных связей личной реальности. Механизм возникновения Болезни толком не объясняется, а жаль.
Vitality, 17 мая 2008 г.
В свое время «воспел» трилогию Вирт, выскзавав свое мнение в отношении каждого из романов и цикла в целом. Невзирая на многочисленные различия в канве повествований, основной лейтмотив «Брошенных машин» — тот же, что и в «Пыльце» — а именно, материнская любовь (снова к дочери), красной нитью проходит сквозь мрачные постапокалиптические картины романа. Впервые встречаю подобное в творчестве представителя «сильного пола», причем, выраженное настолько прочувствованно (словно Джефф сам реально был матерью), что, даже будучи слабо знаком с, позволения сказать, женской беллетристикой, сомневаюсь, что среди по крайней мере современных представительниц таковой найдется хотя бы десяток, прописавших подобное чувство столь же глубоко и, в то же время, ненавязчиво. Что-то кроется за этим: то ли какой-то душевный надлом, то ли «эхо» прошлой жизни Джеффа, когда он был женщиной... В отношении же романа в целом, атмосфера захватывающая, но, в сравнении с той же «Пыльцой», весьма прозрачная, в том смысле, что нет глубинных «подводных течений», которые проявили бы себя лишь при повторных прочтениях. Замысел очень хорош, но поскольку нет даже крошечного намека, а с чего, собственно, все началось (в отличие от «Пикника на обочине» АБС, например) — все эти отклонения, болезни, передающиеся через зеркала итд, мир получается замкнутый в себе, отгороженный от прошлого и будущего: то ли эпизод из жизни, протекающей в параллельном измерении нашего пространства, то ли вообще вне Земли. Сюжет строго линейный, что, в ракурсе чтения как такового, выводит «Брошенные машины» на уровень на порядок доступнее любой из частей трилогии. Однако, учитывая вышеназыванные способности автора внедрять в свои произведения подлинно человеческие ценности, потаенный смысл которых, к тому же, осознается по прочтении далеко не каждым из числа даже опытных «дайверов» в неведомые миры, в общем, мысленно снимаю шляпу перед Мастером. Тьфу на тех, в том числе на канале Культура (смотрели «Что делать»?), кто считает фантастику «легким жанром, для тех, кто стремится укрыться от жестокости итп реального мира», при этом называя классиков, МНОГИЕ из которых писали фантастику в том или ином виде и которые, в отличие от этих снобов, явно порой хоть на мгновение, но сомневались в реальности этого самого «реального мира». Им бы пробежать глазами списки авторов в данном ресурсе, а еще лучше вдобавок прочесть отклики к работам тех, кто всеми (и ими же) считаются классиками, тогда бы наверняка появилось сомнение в таких «измыслизмах», если уж не чувство стыда за них.
tapok, 23 января 2011 г.
Жирные мазки текста. Бред сумасшедшего. Огни ночи...
Это похоже на хаос. Однако, это не так. Есть линия связи. Именно в таком стиле написан роман «Брошенные машины» — предложения, которые вырваны из полотна текста, психоделические образы и жуткий психологизм. Читать тяжело. Я неправ — читать легко. Или тяжело? Вот так и проходит весь роман — читателя кидает из одного состояния в другое. Только начинаешь собираться с мыслями о зеркале, как тут уже идёт речь о дороге.
Думаю, автору удался такой жанр, как психоделика. У меня часто возникало ощущение, что я нахожусь под действием каких-то психотропных веществ.
Минусы. Наличие матов. Думаю, в этом нет необходимости. Часто их используют для разрядки обстановки (идеал — сериал «Декстер»), но здесь атмосфера тягуча, она сама делает всю работу. Ещё один недостаток — это диалоги. Если описательная часть шикарна (хотя я не люблю отрывочное, так сказать, легендарное или мифическое повествование), то разговоры героев — весьма слабы, что несколько портит общее впечатление.
Так от чего человек умирает в мире Нуна? Осмелюсь предположить, что виной всему
И всё же семь... Причина? Есть свои минусы. Да ещё и недосказанность. Всё понятно — это дневник, но читатель голоден до полной информации. Или теперь её надо бояться?
Итог: очень противоречивый роман. Подойдет для любого головного мозга, который возжелает спрятаться под кровать. Однако, я бы не стал зачитываться подобными вещами: они годятся (в моём случае) для создания некоторого буфера между любимыми жанрами (надоело [временно] фэнтези — милости просим, читайте «Брошенные машины»).
Iskatell, 25 февраля 2008 г.
Мне кажется эту книгу нельзя читать урывками, короткими фрагментами как например в транспорте. За неё надо засесть чтобы почувствовать всю атмосферу происходящего. Как минимум на пол-произведения! Это книга настроений, атмосферы. Читая небольшими порциями впечатление совсем другое. Я бы не назвал ее уж сильно депрессивной.
Аналогия с фильмами Дэвида Линча очень удачна. Похоже по ощущениям как после просмотра некоторых его фильмов. Например «Малхолланд Драйв».
Книга стоит прочтения особенно в контрасте с произведениями других жанров. Я взялся за неё после нескольких произведений твёрдой фантастики и нашёл что это как раз то что надо. Как ни парадоксально звучит в применении к данной вещи — освежает восприятие. Рад что открыл для себя этого писателя именно с «Брошенных машин», рекомендую для любителей разножанровой и оригинальной литературы настроений.
Из небольшого минуса — произведение как то уж слишком быстро кончилось. Краткость конечно сестра таланта но мне захотелось... большего обьема! Не успел проникнуться как уже пора переворачивать последнюю страницу.:weep: