В Июне выпуск Если получился составленным из произведений так сказать нетвёрдой фантастики. Местами гуманитарной, местами социальной, местами фэнтезийной или даже абсурдистской. У кого-то из авторов это получилось лучше, у кого-то хуже. Начнём с последних.
Рассказ написан неплохо, но категорически не в моём вкусе. В моих глазах абсурд и сюр — это если не приговор, то серьёзное испытание. И этот рассказ его не выдерживает, поскольку воспринять его серьёзно лично у меня не получилось.
Интересно и оригинально написанный рассказ. Небанальная концепция космических перелётов напомнила гильдию космических навигаторов из "Дюны" Фрэнка Херберта. Единственным раздражающим минусом явились совершенно лишние и неудачные элементы космо-бандитского детектива.
Очень хороший, сильный своей "местоискательской" темой рассказ. Главным его минусом является оборванность на полуслове. Ну не знал автор, что дальше с рассказом делать. А надо знать.
Уникальная, волшебная своей атмосферой, своей фэнтезийной загадкой первая часть повести вылилась в банальную беготню, глупые стрелялки и нелепую чепуху про мутантов. Немного скрасила, но не сумела полностью исправить впечатление финальная тематическая сцена. Как бы то ни было повесть запомнилась.
Отличный рассказ, главная тема которого — ответственность за свои творения. Бессмертная фраза Сент-Эксовского Лиса с десятилетиями не теряет своей актуальности, а лишь получает всё новые интерпретации, доказывая, что настоящие истины не стареют. Лично меня рассказ задел за душу, а концовка не показалась чужеродной, добавив тексту что-то неуловимо поэтичное и притчеобразное. Глубокое и яркое произведение, явно выходящее за рамки «рассказа про боевых роботов».
Отличный рассказ. В нём есть то, за что я больше всего ценю фантастику. Есть «взгляд с другой стороны». Вот мы всё рассуждаем о возможных благах и опасностях, которые получим от AI. Рассматриваем сценарии захвата власти враждебным искусственным интеллектом и следующей за этим борьбы. А пробовали ли мы взглянуть на ситуацию со стороны этого самого AI, впервые явившегося в мир? Не по своей воле между прочим.
Не знаю, как Вам, а мне такой свежий взгляд ещё не попадался. Лучшее произведение номера.
Как видно из обзора июньский выпуск "Если" получился весьма удачным (две Восьмёрки), а двум произведениям, вошедшим в него, удалось обновить мой Рейтинг малой формы за 2010 год.
В процессе чтения «Террора», последнего из переведенных на русский язык романов Дэна Симмонса, я неосознанно примерял на него возможность экранизации. И, по крайней мере в голове, картинка получалась весьма яркая. Этакое «Нечто» викторианской эпохи, «Челюсти под полярным сиянием». А особенностью и главным ощущением будет не только неизбежная, непознаваемая угроза, но и ощущение полнейшей безысходности, чувство, что всё очень плохо, будет только хуже и выхода нет.
А потом я остановился и призадумался. Ведь голливудская экранизация неизбежно возьмёт в фокус снежного монстра и его охоту на людей. В особенности прыжки ледового лоцмана по грот-мачтам. Но разве роман об этом? Действительно, Симмонс проделал большую работу по созданию мифического ореола вокруг своего чудища. Это и обстоятельства его появлений, отсылки к «Левиафану» и «Моби Дику» и налёт знобящей эскимосской мистики. Но на самом деле задумайтесь: кого этот монстр загубил, кто бы без него сам не умер?
Голод, холод, цинга и любимые товарищи – гораздо более опасные и что хуже всего неотвратимые враги. Потому что и без ледяного чудовища это был бы вполне себе нормальный роман про выживание людей в нечеловеческих условиях. И итог, что характерно, был бы тот же. Если рассматривать «Террор» в данном ключе, то что нас привлекает в подобных книгах на выживание? Правильно. Продираясь сквозь ужасные препятствия и переживая нечеловеческие лишения, хотя бы 5 человек, хотя бы один человек из 150 должен из последних сил выжить, победить и рассказать. Но здесь надо мной висело фатальное ощущение, что все усилия – зря.
К дальнейшему чтению побуждала лишь тайная надежда, что кто-то всё же выживет и все усилия не были напрасны. Я ждал и был готов читать, как они пойдут по реке вверх, съедят ботинки и друг друга, но выживут и будут скрываться в колониях. Хотелось крикнуть: «Да не сидите же вы на месте! Идите потихоньку на юг. Южнее-теплее». Но нет. Они предпочитали медленно умирать во льдах. Хотелось знать, что же мне останется по окончании чтения? Вселенская тоска, а также многочисленные, хотя и разрозненные познания о паковых льдах и различиях между тендером и полубаркасом?
Если бы всё так и закончилось, я бы проклял эту кирпичную книжку, написал отрицательный отзыв и зарёкся читать Симмонса. И я уже морально готовился к этому. Но автор меня снова удивил, потому что концовка, кардинально изменила моё отношение к книге. Она неким образом преобразовала всё предшествующее действо в некий ритуал очищения Крозье. В котором он сбрасывает с себя всю шелуху, становится частью ледяного безмолвия, а не мужественным его покорителем.
Счастливый ли это конец? Возможно. Смотря с какой стороны Вы будете глядеть.
Итог: Роман представляет собой тяжёлое испытание сил как своих героев, так и читателя. Но потраченного на него времени Вам будет не жаль. И «Террор» запомнится не только своим ледяным чудовищем, но и как один из лучших романов об Арктике, о выживании, борьбе и преодолении, а также о поиске человеком своего места в мире и истинных ценностях.
Майский выпуск "Если" оказался составлен из произведений исключительно зарубежных писателей. Причём писателей малоизвестных. Наиболее на слуху из них (по-крайней мере у меня) была Нэнси Кресс, а единственным автором, у которого я хоть что-то читал — Дэвид Моулз. Тем интереснее было ознакомиться с данным "освежающим" выпуском, тем более, что некоторые вещи оказались весьма любопытными.
Здесь имеет место тот случай, когда аннотация интереснее самого рассказа. Действительно, прочитав про собор человечества, который люди строят на горизонте событий Стрельца-А (гигантской чёрной дыры в ядре Галактики Млечный Путь), чтобы спастись от тепловой смерти Вселенной, я был крайне заинтригован. На деле получилось что-то невразумительное и неудобочитаемое. Перенаворочено, гротескно и нереалистично.
Очередная фантазия на тему бездушности общества потребления и затерянных в нём необычных людях. Ничего нового (что бы я уже сто раз не слышал) мне этот рассказ не сказал. Да и герой-параноик и хичкоковская концовка — такие же расхожие стереотипы.
Неоправданно переусложнённый рассказ с претензией на крутой киберпанк с забавными отсылками к субкультуре ролевиков. Местами забавно, но в целом довольно уныло и бесцельно.
Один из тех рассказов, по прочтении которых хочется сказать "И что?", какой из этого вывод. То ли концовка у рассказа плохая, то ли тема отсутствует, но впечатления он не производит. Несмотря на хорошую идею, и интересный поначалу сюжет.
Крайне интересный вариант апокалипсиса. Идея потенциально очень перспективна и небанально реализована. Единственный недостаток — тема рассказа просит и большего объёма и большей детализации, но автор, к сожалению, поскромничал.
Отличный образец твёрдой НФ, какой ей надлежит быть, удостоенный премии журнала Analog. Потрясающий "взгляд с другой стороны" и очень свежий вариант контакта. Очень достойный рассказ.
Заглавная повесть номера поднимает вопросы, крайне популярные в современной НФ, но всё также оставшиеся без ответа. Это вопросы человеческой сущности и возможностей по её преобразованию в ту или иную сторону. А также этических, религиозных, социальных, психологических аспектах этой проблемы. Эти вопросы автор задаёт не прямо, а на основе глубокой человеческой драмы, разыгрывающейся на страницах повести. Лично меня "Действие первое" затронуло до глубины души.
История, написана в формате притчи. В данном случае под этим понимается не совсем внятный поток сознания, в котором нет ни идеи ни сюжета, а читателю предлагается додумать "философический" смысл. Не впечатлило ни как НФ-рассказ ни как притча.
Рассказ — анекдот. Не более того. При том, что понравились мне в нём только вкусно прописанные диалоги между пьяной командой, а идея и концовка (на которые делалась ставка) совершенно не впечатлили.
От окончания повести, начатой в апрельском выпуске, я ожидал объяснения всем начатым линиям и вложенным смыслам. Но увы. Повесть это серый лохматый клубок из малосвязанных между собой идей и размышлений. Номинально центральная идея (энергетического прорыва) совершенно не главное в этом сумбурном и тоскливом произведении. Такое ощущение, что автор собрал в кучку все ненужные, не использованные отрывки, наработки, записки и опубликовал, как "вроде повесть". Другого объяснения я не вижу.
Рассказ довольно простенький сюжетно и стилистически. Можно даже назвать его ученическим. Меня в "Активаторе" более всего впечатлила небанальная идея, благодаря чему рассказ и получил довольно высокую оценку.
Ситуация в общем-то схожая с предыдущим рассказом. С литературных позиций (сюжет, стиль) "Ботанический сад" — тривиален. Но идея, лежащая в основе, потрясающая. Видимо, автор сам хотел бы жить в таком мире, но честность не позволяет идеализировать даже такую утопию.
Лучший рассказ номера и один из лучших рассказов года. Масштабная и яркая фантазия об умирающем мире на далёкой планете, скатившейся в средневековье. На самом деле я не слишком люблю различные стилизации, но здесь всё на месте и, что самое главное, стиль не преобладает над смыслом, как это часто бывает. Первое, что я прочёл у Юлии Зонис, и впечатление осталось очень приятным.
Перед Вами сквозной пост в моей авторской колонке, отражающий одну мою старую привычку.
С каждого нового года я создаю текстовый файл, куда вношу новые прочитанные русскоязычные рассказы и повести по порядку оценки. Да-да. Я ставил оценки ещё до появления Фантлаба.
Этот список в течения года рос, расширялся и приобретал законченный вид к новому году.
Привожу этот список 2010 года, как он выглядит на данный момент:
Формат авторской колонки Фантлаба не позволяет мне разместить этот меняющийся на ходу рейтинг где-то на видном месте, но я могу его постоянно менять и регулярно давать на него ссылку в своих обзорах малой формы. Может быть кому-нибудь будет интересно.
Буду благодарен за наводки на другие заметные рассказы и повести, опубликованные в этом году, которые не были мною охвачены. Из антологий, других журналов и даже сетевые публикации.