Ольга Артамонова «Гадкий Барби»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Антиутопия | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Семейно-бытовое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Обучение в школе/академии/ВУЗе | Спорт, культура и досуг | Конфликт отцов и детей
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Современное общество живёт простыми радостями жизни. Уже никто не читает книг и не хочет чего-либо возвышенного. Но находятся отдельные отщепенцы, которые что-то пытаются понять и создать, узнать что такое «деградация» и пытаться с ней бороться, чтобы в конце-концов стать «Гадким Барби»...
Входит в:
— журнал «Полдень, ХХI век'04», 2010 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
mputnik, 12 ноября 2023 г.
Аллегорическая иносказательная театрализованная притча о вечном и неизбывном: о причинах и последствиях недостатка внимания к вопросам культуры, цивилизованности, образования, воспитания и т.д. и т.п.
О мерзостях проявления этнической, культурной, национальной и т.д. и т.п. нетерпимости, отсутствия толерантности, бла-бла-бла, тра-та-та, фа-фа-ля-ля. Как заезженная надоевшая зациклившаяся пластинка: монотонно, по кругу, в массе вариантов — об одном и том же, на одной и той же ноте.
При этом, ко всему прочему, тематическая форма — более чем страннА: фразеология, типология и прочая *-логия некой кукольной реальности, в которой идентификация персонажей постоянно сбивается с некой театрализованной мистификации на балаганную кукольную буффонаду.
Теряюсь в догадках — на какую аудиторию рассчитано. Искренне — даже не могу себе представить.
И объём — это просто ужас какой-то. Если бы сократить текст раз в 5-7, убрав из него абсолютно нелогичные психоделические выверты — было бы, в принципе, читабельно. В таковом же варианте — увы
Darth_Veter, 15 апреля 2023 г.
Будущее, только непонятно какое — близкое или далекое. Скорее всего, далекое, ибо герой рассказа упоминает про космические корабли, на которых человек разъезжал по Вселенной. Но это в прошлом, ибо внезапно случилась деградация — и человек превратился в ... барбикена. Один из таких «кукольных» персонажей ведет личный дневник, описывая в нем процесс своего взросления и становления... Сложно описать подобное в небольшом рассказе, но автор в целом справилась со своей задумкой неплохо. Особенно мне понравилась идея организации самого дневника: вначале герой пишет абсолютно безграмотно, с дикими синтаксическими ошибками, но по мере его взросления текст приобретает литературный слог, а ошибок становится меньше (спасибо великой Энциклопедии!). Социальное общество деградировавших людей тоже в основном описано неплохо — даже имеется объяснение, почему всех людей назвали барбикенами. Сегодня, правда, немногие смогут вспомнить, откуда пошел такой термин. Для несведущих поясню: от самых популярных на Западе детских кукол — Барби (девушки) и Кена (парня). Не удивляйтесь, что жизнь барбикенов так напоминает гламурные картинки с рекламой этих кукол — автор решила не выдумывать новой сказки, а взяла на вооружение старую. Получилось и смешно, и печально одновременно. Печально потому, что современное подрастающее поколение напоминает этих самых барбикенов больше, чем нормальных людей. И с каждым годом такая тенденция только усугубляется. Если ничего не предпринять, то авторский прогноз почти во всем совпадет с реальностью. По крайней мере, свои сочинения дети именно так и пишут: в слове «еще» по три ошибки делают! Тут уж и до следующей стадии (назвать себя подобием «барбикен») совсем недалеко...
-------------
РЕЗЮМЕ: рассказ-предупреждение о том будущем, которое наступит у нас, если в образовании не наметится положительных сдвигов. Педагогам не помешало бы прочитать эту историю перед своим классом.
drogozin, 10 апреля 2010 г.
Казалось бы перед нами очередная стереотипная интерпретация избитой темы, раскрытой ещё «451 градусом по Фаренгейту». Да и избранные художественные средства весьма и весьма спорны и вначале вызвали некое чувство отторжения своим примитивизмом. Однако есть в этом одиночестве главного героя в мире Барби что-то глубоко личное автору рассказа. Видны чувства писателя, ощущающей себя таким же инородным телом в «мире Диснея», как и её главный герой. И эта небезразличность, эта трагедия оказались как-то очень близки мне, вошли в резонанс с моими собственными мыслями на этот счёт, выделив рассказ из череды стандартных антиутопий.