Александр Щёголев «Песочница»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Одно происшествие порождает другое и в результате на детской площадке образуется место с зыбучим песком, спасение из которого заставляет главного героя многое переоценить...
Входит в:
— журнал «Полдень, ХХI век'06», 2010 г.
— антологию «Новые мифы мегаполиса», 2011 г.
— сборник «Черная сторона зеркала», 2016 г.
Награды и премии:
лауреат |
Полдень, 2011 // Проза |
Номинации на премии:
номинант |
Дни Фантастики в Киеве, 2010 // Повесть | |
номинант |
Портал, 2011 // Средняя форма | |
номинант |
Бронзовая Улитка, 2011 // Средняя форма | |
номинант |
Интерпресскон, 2011 // Средняя форма (повесть) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 20 апреля 2023 г.
После шумной молодежной вечеринки с наркотиками одна из участвовавших в ней девушек пытается покончить жизнь самоубийством, выбросившись из окна на голый асфальт. А парней постигает куда более жуткая участь: они проваливаются в зыбучие пески ... прямо на детской площадке. Одному из них перед смертью мерещится девочка-малолетка, рассуждающая как вполне взрослый человек. Разговор с ней в корне меняет мировоззрение молодого повесы...
Довольно актуальное и полезное произведение о расплате за совершенные грехи. Его герои — обычные российские студенты, живущие одним днем и не думающие о дне завтрашнем — как в нем отзовутся их безумные мысли и поступки. Они не способны отделить зло от добра и не понимают истинного значения слова «дружба». Даже их личные взаимоотношения в группе полны корысти и предательства: парни подмешивают в закуску девушкам сильный наркотик, чтобы всего лишь добиться с их стороны благосклонности. Их не волнует, что у одной из девушек есть свой парень, а у второй на первом месте стоит учеба и предстоящая защита диплома. Главное — удовлетворить свои плотские инстинкты. Но обстоятельства складываются так, что пьяная вечеринка запускает целую цепь взаимосвязанных событий, которые коснутся всех, кто в ней участвовал. Кажется, что в дело вмешались сами Небеса, раздавая уникальную кару для каждой твари (недаром фамилии персонажей созвучны названиям животных): Лисицын осужден на смерть, Белкина — на инвалидность, Лосева лишилась своего парня. А Барсуков призван искупить как свои, так и чужие грехи: для него припасен весьма необычный крест, который он будет нести до конца дней своих. Почему так? Наверное потому, что он единственный, кто вообще мог это сделать — не столько физически, сколько морально. Провисев несколько часов над бездной, он понял, что жил неправильно и недостойно. А разговор с призраком (или Богом?) помог ему нащупать правильный путь, точнее, — путь искупления своих и чужих грехов. Так что назначенный ему Провидением крест вовсе не тяготит его душу, а, скорее, вдохновляет на праведные дела. Не думаю, что до случая в песочнице он стал бы обращать внимание на нищих и торговаться с ментами за их свободу. Но меня мучит всего один вопрос: неужели его жизнь стоила четырех порушенных судеб? Складывается впечатление, что брошенная всеми Мотылькова в будущем станет великим человеком, раз ее судьбе оказывается такое усиленное внимание! И всё же червь сомнения не дает мне полностью обрести веру в счастливый финал, несмотря на заверения автора. Да, людям свойственно меняться как в лучшую, так и в худшую сторону. Парень Лосевой, тихий и скромный паренек, запускает в ход страшное проклятие, которое губит двух человек, включая и его самого. Но как теперь поведет себя сама Лосева, в одночасье лишившаяся всех своих добродетелей? Не станет ли она мстить Барсукову и всей его семье? Женщины по своей натуре очень себялюбивы, а потому и мстительны. Из всей истории Барсукова вынесла только один лишь негатив: все люди — предатели и потому не заслуживают доверия и уважения. Другими словами, ее душа явно свалилась «на темную сторону». То же, наверное, можно сказать и об опозоренной Белкиной. Что же выходит в итоге? Два трупа, две «черные» и две «светлые» души. Кто осмелится заявить, что это — положительный баланс?!
-------------
РЕЗЮМЕ: история о том, как легко упасть, совершив какой-нибудь грех, но трудно подняться, чтобы искупить его. Думаю, из повести мог бы выйти весьма неплохой фильм наподобие «Судьбы человека» Бондарчука. Только возьмется ли кто-нибудь снять эту тонкую картину в продажном мире современного кинематографа?..
mputnik, 29 декабря 2023 г.
Тема: «Психоделическое повествование о молодёжной вечеринке, на которой кавалеры сговорились втихомолку скормить дамам наркотики, дабы те снизили уровень социальной ответственности, а также — о трагических последствиях сего необдуманного поступка». Идея: как сие ни парадоксально, однако идею — применительно, конечно же, к реалиям начала прошлого века — высказал ещё дедушка Ленин. Однако идеи — понятия настолько виртуальные и долгоживущие, что наполнение конструкта конкретной идеи текущей терминологией — это всего лишь вопрос техники. Итак:
***…всякое умаление социалистической идеологии, всякое отстранение от неё означает тем самым усиление идеологии буржуазной («Что делать?», (осень 1901 г.— февраль 1902 г.).— ПСС, 5-е изд., т. 6, сс. 39—40);
***…отчаяние свойственно тем, кто не понимает причин зла, не видит выхода, не способен бороться («Полное собрание сочинений. Том 20. Ноябрь 1910 ~ ноябрь 1911);
***…нельзя научиться решать свои задачи новыми приёмами сегодня, если нам вчерашний опыт не открыл глаза на неправильность старых приёмов («Доклад о новой экономической политике 29 октября 1921 г. на VII Московской губпартконференции».— ПСС, 5-е изд., т. 44, с. 205.).
На почве сегодняшних проблем молодёжной (и не только) аудитории оные перлы вождя мировой революции звучат следующим образом: «Ежели демонстрировать всей своей жизнью приверженность потребительству и отсутствие ответственности, Тьма поселится в твоей душе. А значит расплата — неизбежна, ибо Тьма — ничего не даёт, только — забирает. Преодоление же порочного круга зла — это всегда утраты и жертвы, но пройти этим путём — можно. Было бы желание». В общем и целом — прямо-таки фантазийный — пример «духовной связи поколений». Причем поколений — настолько далеко разбежавшихся по шкале времени, что впереди бегущее и не помнит уже о тех, кто остался за спиной. ФантДопущение: «Человеческая психика в моменты высшего напряжения способна инициировать глобальные природные силы, необъяснимые на данном этапе развития науки. Поскольку наша ментальность уже имеет определенную культовую структуру, внешние проявления оных сил — принимают привычные нашему сознанию и подсознанию формы, так или иначе связанные с понятиями греха, искупления или покаяния.
Субъективный фактор (нравится / не нравится): желания перечитать нет, текст — не вызвал позитивного отклика, скорее — наоборот. Элементов откровенной чернухи — достаточно для формирования устойчивого негативизма. Хотя имеются и робкие проблески не только здравого смысла, но и попыток трезвого осмысления реальных духовных проблем и реальных сложностей на путях их решения. Художественной ценности — не усматриваю, то бишь — не могу назвать ярких, заметных авторских находок в языке, стиле, настроении.
Убедительность – отсутствует: чисто условная психоделическая ситуация, прямо вытекающая из бытовой, в общем-то, тематики. Оная ситуация ничем кроме нагнетаемого «темного эмоционального фона» не обоснована, она противоречит общеизвестным фактам, является откровенно сказочной, даже местами — метафоричной, условной. При этом автор и не пытается убедить читателя в подлинности как фактурного, так и эмоционального фона. Человековедческая ценность – имеет место быть: человек поставлен в необычные обстоятельства, последствия его поступков рассматривается под необычным углом зрения, благодаря чему в человеке раскрывается нечто новое (но скорее — хорошо забытое старое). Проблематика «осознания совершенного Зла» — традиционно — показана в декорациях неминуемого неприемлемого ущерба «себе, любимому», однако есть определённые нотки, которые отличают данную ситуацию от банальности лживого посула «потом сделаю всё, что угодно, только сейчас — помоги и спаси». Новизна отсутствует. В нынешнем потоке околожанрового чтива подобных историй — пруд пруди, «мистические мотивы» — весьма популярны.
Особых претензий к грамотности, корректности и адекватности — нет. Особых. Ибо всё повествование — по сути — мерзость, но мерзость — почти что общепринятая и, так сказать, общеупотребимая. Как мы все до этого докатились — сейчас сказать уже сложно, однако сие — реальность, со всеми вытекающими. К ритмичности и целостности — претензии есть, и они — почти стандартны: чуток затянуто. Создается устойчивое впечатление, что автор «раздумывал» над конкретикой поворотов сюжетной линии
milanas2, 30 ноября 2015 г.
До конца истории хотелось знать, чем же там все-так закончится. Правда, «не выстреллевших ружей на стене» там понавешен целый арсенал. Но очень реалистично, хотя кажется, что не соответствует по масштабам причина следствию и ответы мироздания очень уж ассиметричны. Но на то она и мистика. А рассказ следовало бы запретить за подробное описание приготовления салата с «веселыми картинками«!
ivan2543, 11 декабря 2011 г.
После уныло-непонятной «Овсянки» Карины Шаинян рассказ Александра Щеголева совершенно неожиданно порадовал – а ведь об этом авторе я ранее даже не слышал.
Больше всего «Песочница» напомнила творчество Стивена Кинга. Минимум фантастики, реалистичная драматичная ситуация, глубокая проработка характеров героев, их психологии, побуждений, мотивации и т. д. То же, что у Кинга, внимание к темным и грязным сторонам жизни. Наконец, такой же многослойный и допускающий различные трактовки сюжет.
Рассказ можно назвать мистическим в полном смысле слова. Автору удалось максимума таинственности – жуткие события во дворе видели только двое, но один из них был «под кайфом», а другая – не вполне нормальная фанатка «паранормальщины». Есть ролик – но в наше время снять и смонтировать можно все что угодно. И никакой девочки не было ночью во дворе…
В глаза бросается только один момент – некоторая небрежность композиции «Песочницы». Остается ощущение, что автор дописывал рассказ «по ходу». В самом деле, в момент спасения главного героя сюжет достигает логичной развязки. Но автора словно бы что-то смущает – то ли дело в нарочитой назидательности такой концовки (раскаяние = спасение), то ли просто жалко расставаться с героями, то ли просто беспокоит что-то и хочется узнать истину о том, что сам же и придумал.
Не спорю, дописанная концовка весьма удачна и эффектна, но эта бросающаяся в глаза неоднородность произведения создает какой-то композиционный надлом, явную неровность, словно два рассказа объединены в один.
Достоинства прозведения:
достоверный проработанный психологизм
интересный сюжет,
мистическая атмосфера, неоднозначность трактовки.
Недостатки:
определенная композиционная неровность, сюжетная избыточность.
Итог: достаточно сильный, хотя и несколько затянутый мистический триллер в духе Стивена Кинга.
jamuxa, 17 декабря 2010 г.
О фантастической питерской прозе вообще отдельный разговор — это «византийскую», рассевшуюся на семи холмах Москву ( как кустодиевскую купчиху, взопревшая от семи стаканов самоварного чая) — может посещать сам Сатана, со своею свитой, а Питер это другое — это до того туманный морок реальной мистики, в которой полностью растворяется зыбкая граница (эффект «песочницы») между этой реальностью и той, новой. Это арена жестоких чудес. Неслучайно одна из глав — «Поиск предназначения»: поиск смысла и смыслов.
И мучительный поиск спасительных, но уже почти безнадёжных, ответов, — на вопрос, сражающее наповал, в упор: «Почему?» — как бильярдный шар выбивающий из эгоцентричного «птолемеевского» мирка: не то что мир, а один «мирок» никак не хочется «прогибаться» во спасение тебя.... Ад местного значения, как настигшая неотвратимость наказания, и «глас вопиющего в пустыне», бьющийся о слепую и глухую стену брандмауэра.
Формула Щеголева — неумолимая динамика сюжета с неоднозначностью ситуации, плюс великолепный стиль и слог.
Последняя глава — «Город на песке» — «Град обреченный»? Снова отсылка к братьям Стругацким. Питер рулит:)
drogozin, 25 июля 2010 г.
Начиналась повесть ни шатко ни валко и я, надо признаться, думал что передо мной очередной «Полуденный» бесконструктивный плач неустроившегося интеллигента. Однако примитивная на первый взгляд история вылилась в интересное и глубокое размышление в первую очередь об ответственности за свои дела и мысли. А конец повести, сводящий все линии воедино, вызывает однозначное одобрение. Особенно на фоне окружающей массы неизобретательных сюжетов, заполняющих редакционный портфель Полдня.
VAI, 18 мая 2011 г.
Мистика. Городское фэнтези, исчезающие люди, призраки. Да, внешне это — так. Но не самоцель это, не для того, чтобы страху нагнать, вводит автор эти потусторонние элементы, хотя поначалу — да, страшно. Но страх сменяется попыткой понять, осознать, найти причину. «Ты будешь жить, пока для чего-то нужен». Для чего? Что предстоит сделать, чтобы не просто жить дальше, а и понять, зачем. Странно глубокий и непростой рассказ, трогающий за душу и заставляющий задуматься.