Майк Гелприн «Валенок»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Антиутопия )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь ) | Виртуальная реальность
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Спецслужбы | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Он старается помогать ушедшим в виртуальную реальность и вернуть их в реальную жизнь, но виртуальная реальность грубо вмешивается в его жизнь в реальности.
Входит в:
— журнал «Полдень, ХХI век'07», 2010 г.
— антологию «Полдень, ХХI век. Альманах фантастики», 2011 г.
— антологию «Русская фантастика 2012», 2012 г.
Номинации на премии:
номинант |
Дни Фантастики в Киеве, 2010 // Рассказ |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
glaymore, 24 апреля 2023 г.
До абсурдности нелепая и злобная старперская агитка о вреде видеоигр.
В близком будущем человечество тотально увлеклось новой компьютерной игрой (по-умному, VR MMO RPG), которая оказалась настолько крута, что вытеснила все остальные видеоигр и в неё годами играют сотни миллионов человек. Убивают там свое время, зарабатывают виртуальные деньги, устраивают виртуальные приключения и войны, ну и виртуальный секс, конечно, как же без него. Особо эмоциональные — где-то один на миллион — так бурно переживают свои неудачи в игре, что кончают с собой в реале. Кого-то, наоборот, игра спасает от суицида. Короче, все примерно ожидаемо.
А дальше начинается необъяснимое — автор БЕШЕНО, как рехнувшаяся подъездная бабка, начинает костерить игру. Она чудовищна. Она аморальна. Она чума человечества. Она монстр, убивающий планету. Она паучья сеть, превратившая людей в рабов. Она настолько грязна и отвратительна, что словами не передать. Что? Почему? Откуда столько эмоций? Да что такого особенного в этой игре, ведь, судя по крохам описаний, это обычная рпг с квестами на получение магического меча? Никакого объяснения не будет, просто перестаньте думать и верьте Гелприну.
Но не все потеряно! В мире работает тайная организация борцов с компьютерной чумой. Что же они делают? Оооо! Они больше всех играют в неё, прокачиваются, свергают вождей кланов и империй, и занимают их место. И как это поможет борьбе с игрой? Никакого объяснения. Просто перестаньте думать и верьте.
Ну и так далее.
Исключительно глупый, злобный, манипуляторский, истероидный текст. Влепил бы 1,но написано складно и легко, так что повышу до 3, честности ради.
----
P.S. Оказывается, буквально передо мной еще один фантлабовец опубликовал свой — диаметрально противоположный — отзыв на тот же рассказ. Теперь все желающие могут ознакомиться с двумя точками зрения, сравнить, решить, какая лично для них ближе. Вот она, сила искусства! :)
Darth_Veter, 24 апреля 2023 г.
В мире недалекого будущего информационные сети превратились в особую вселенную, где люди не только работают, но и живут — в самом прямом смысле. Одна из ролевых игр под амбициозным названием Full Virtual (т.е. «полная виртуальность»), очень быстро захватила рынок, а вместе с ним — и души людей. Обычный бедняк мог стать в ней весьма могущественным лицом, повелевающим сотнями и даже тысячами подчиненных. Но, как и любая власть, подобный успех только развращал людей, делая их весьма опасными для остального общества. Вот почему все страны объединились в борьбе против «виртуальной заразы», которую кто-то назвал Чумой. В России была создана организация «Антивирт», получившие весьма широкие полномочия от самого министра внутренних дел. Капитан Соколов — один из ее представителей, обладающий богатым опытом «вытаскивания» людей из виртуальности и имеющий свой личный счет к Чуме. В этот раз ему выпадает редкий шанс разгадать тайну личности самого высокопоставленного лица в российском сегменте, чтобы с его помощью остановить победное шествие виртуального безумия...
Если вам кажется, что автор слишком сильно преувеличил проблему виртуальной зависимости, то вы сами явно никогда не играли по-серьезному. Речь тут не идет о тривиальных карточных пасьянсах, которые сотрудники бухгалтерии увлеченно раскладывают в свободное от работы время. Речь идет о настоящих ролевых играх типа Newerwinter nights или Dungeon siege, воздействие которых усилено посредством имитирующих ощущения виртуальных шлемов. В определенных условиях эти ощущения нельзя отличить от настоящих. Даже в простых играх очень легко стать «игроманом», живущем в вымышленном мире. Я сам в свое время был большим поклонником симулятора World of tanks (WoT), в котором успел достичь 9-го уровня, прежде чем в мой ПК попала молния. Бывало, засиживался «до первых петухов», совсем не ощущая течения времени. Естественно, не высыпался и не был готов к продуктивной работе. Хотите верьте, хотите — нет, но после гибели компьютера я всерьез задумался о своей зависимости. Потому что молния попала ИМЕННО в мой компьютер, не повредив НИ ОДНО другое устройство в нашем городе! Словно бы сам Бог прислал мне свое последнее предупреждение. И я проникся им: вот уже 4 года, как я не играю ни во что круче «Солитера». И не особо от этого страдаю — перегорело. Но четко осознаю, что мой подвиг способен повторить далеко не каждый, учитывая, насколько облегчился сегодня доступ к подобным ресурсам со стороны детей. Родители, похоже, даже рады такому положению дел: дети не беспокоят их своими капризами, тупо уткнувшись в маленькие экраны своих смартфонов. Им проще заплатить за Интернет, чем заниматься проблемами воспитания. В итоге детей воспитывает та самая виртуальность, которая хорошо показана в фильме Бретта Леонарда «Виртуозность» (1995). Правда, там компьютерный злодей пытался выбраться в реальный мир, а в рассказе Гелприна, наоборот, — люди полностью уходят в виртуальность. Но результат будет один и тот же: тотальное умопомешательство и отрыв от реальности. Думаю, нынешнее поколение детей полностью испытает на себе все симптомы подобной болезни. Первые ее проявления уже состоялись de facto: несколько подростков вышли на улицы, чтобы убивать проникших в наш мир монстров. Эти новоявленные «герои нашего времени» упоролись настолько, что начали применять правила игры к реальному миру! Не думаю, что вылечить их удастся: то, к чему ты привык с самого детства, довольно быстро становится твоей «второй натурой». Как и в случае с наркоманией, тут поможет только сила воли или же полная изоляция в особых заведениях. Не хочется быть пророком, но мне кажется, что уже скоро такая проблема может стать государственной. Только вот много ли жертв потребуется для подобного изменения ее статуса?
Все в рассказе хорошо, только вот, на мой взгляд, автор несколько «перебрал» с эмоциональностью. В речах и мыслях главгероя слишком много пафоса и чрезмерной экзальтированности. Всё это заставило меня вспомнить похожее по стилю произведение Лукьяненко «Лабиринт отражений» (и его продолжения). Когда автор слишком часто начинает давить на эмоции, получается обратный эффект — читатель начинает не переживать за главного персонажа, а смеяться над ним. Тут самое главное — соблюдать меру во всём. А в концовке следовало бы сделать иной ход, усилив контрасты: убийство должен был совершить именно Соколов, а не его пациент, а само убийство нужно было бы так завуалировать, чтобы читатель не мог понять, где оно произошло — в реальном или виртуальном мире. Тогда было бы над чем подумать на досуге...
---------------
РЕЗЮМЕ: рассказ-предупреждение о том вреде, что могут нанести нашему миру виртуальные игры. Рекомендуется тем родителям, которые бездумно покупают своим детям смартфоны, передавая тем часть своих воспитательных функций.
mputnik, 20 ноября 2023 г.
Странное впечатление, уважаемый потенциальный читатель. Вроде и фантДопущение — имеется, вроде и динамика текста — вполне приличная, вроде и антураж — вполне себе выдержан, НО… ничего, кроме раздражения — текст не вызывает.
И дело — не в «картонности» персонажей, что — обычно — приводят в качестве аргумента при анализе отрицательных впечатлений. Вся особенность ситуации как раз в том, что до анализа «картонный — НЕ картонный» — дело-то, как раз, и не доходит. Вся картинка — интегрально — нереалистичная по природе своей. Это какая-то — не моя планета, не мой народ, не моя страна. Что-то из области какого-то люто кривого зеркала.
Все повествование — какое-то удрученно — навзрыдное. Типа «страдание исключительно заради страдания». Все характеристики всех действующих лиц — без всякого исключения — с приставкой «недо» или «без»: недо-профессионал, недо-интеллектуал, недо-герой, без-вольный, без(с)-системный, без-инициативный и т.п. Что-то типа Вселенной неудачников (хотя одноименный роман — 100 очков форы даст сему тексту, не напрягаясь).
Но факт — остаётся фактом: ни одного дела до конца довести не могут, спланировать простейшую операцию — не способны, тупо проявить силу воли или даже просто банальную предусмотрительность — и то не получается. Размазня на размазне.
Это где такое есть?
Это про что вообще?
Это все — зачем — в конце-то концов?
muravied, 6 мая 2015 г.
Честно говоря, название рассказа настраивало на деревню, колодцы, пашню, собаки лают, куры квохчут — АН НЕТ! Тут у нас киберпанк про зловещую сетевую игру, которая затягивает все больше игроков, а они несчастные, готовы променять реальную жизнь на этот пиксельный суррогат. И вот главный герой по кличке Валенок борется с этой злобной заразой. Рассказ вполне себе неплохой хотя бы потому что, дочитав его, я взял да удалил свой аккаунт из одной онлайн игры. К чертям собачим.
По этому прочитать рассказ стоит.
god54, 29 мая 2014 г.
Не знаю, возможно я человек не азартный, возможно не рисковый, возможно скорее рассудительный прагматик. Поэтому особо не верю в возможность получить зависимость от компьютера и виртуальных игр. Хотя провожу много времени в интернете, но время лимитировано, а цели скорее практические, чем развлекательные. Хотя в своей жизни однажды встретил сотрудника, который сутками гонял тетрис, была такая игра, и даже не ходил домой. Все мои разговоры с ним не давали никого эффекта, он в этот период даже не пил, алкоголь мешал играть. Так что думаю, подсядут единицы, остальные выживут. Тем более сколько лет уже используем компьютеры, а пока реальной угрозы нет. Что касается рассказа, то это скорее завязка вполне интересного романа или по крайней мере повести. Здесь есть все для начала, но нет середины и эффектной концовки, как то умеет автор. А в итоге вместо сопереживания главному герою скорее легкое разочарование. Ожидалось большего, и скорее неординарного, чем стандартно вторичного.
MaxEd, 17 декабря 2013 г.
И опять борьба с виртуальной реальностью! Как ответственный читатель, я призываю объявлять бойкот авторам, в очередной раз берущим эту тему. Потому что ставить знак равенства между VR/играми и наркотиками и после этого с копьём наголо кидаться в атаку — глупо и не интересно. Причём альтернативных точек зрения в нашей фантастике я как-то ещё не видел... Почитайте лучше «For The Win» Кори Доктороу, или «Ready Player One». В играх и VR надо искать ответы, интересные моменты, полезные применения, наконец.
Этот же рассказ — очередная бредятина на тему «люди играют в компьютерные игры до смерти». Плюс какие-то невнятные клановые разборки, списанные с современных ММО и раздутые до ужаса и пародии. Плюс Корпорация Зла (совершенно не понятно, как зарабатывающаяся на творящемся ужасе, но оч-ч-ч-чень могущественная).
Что обидно — написано он неплохо. Только это останавливает меня от постановки более низкой оценки за плохо выбранную тему и многочисленные проблемы с логикой мира рассказа.
А ещё мне таки очень интересно, как мужик, работающий «ненормированный рабочий день» в «Антивирте» мог одновременно потом быть Императором в игре, если по тексту несколько раз упоминается, что достижение высоких позиций в игре требует постоянного участия, и чуть ли не постоянного подключения. А если он им не был — почему такое простое размышление не пришло в голову главному герою, хорошо знакомому со спецификой?
strannik102, 27 ноября 2014 г.
И опять компьютерная супереигра стала настолько всеобъемлющей, что попросту
VAI, 19 августа 2010 г.
Идея — не новая, в последнее время все чаще описываемая фантастами, начиная с Лукьяненко: виртуальный мир, который поглощает человека, истощает его и, в конечном счете — убивает. И некая команда, с переменным успехом борящаяся с этим.
Что непонятно. Во-первых, этот виртуальный мир представлен компьютерной игрой, в которую каким-то образом можно войти так, что ощущения становятся реальнее, чем реальный мир. Ладно, технические вопросы в рассказе не затронуты, но истощает и убивает не само участие в игре! Просто, если в игре человек потерпел поражение, или был предан, или его разлюбили, он может умереть от сердечного приступа или может попытаться покончить с собой. Но ведь не все же проигрывают, кому-то в этой виртуальной жизни и везет — иначе в нее бы не играли! Да и не у всех такое слабое сердце или психика, не всех неприятности убивают. Тогда зачем же с этой игрой бороться? И как, если человеку там хорошо и он не хочет оттуда уходить?
Во-вторых, как и с чем борется эта самая команда «Антивирт»? По сути — не с игрой, а с лидерами этой игры, стремясь совершить переворот в выдуманном государстве и установить в нем более мягкий режим правления. Может, это и достойная цель, но зачем же это называть борьбой с виртуальной реальностью?
Вот такие, мягко говоря, некорректные обстоятельства, в которых развивается сюжет этого действительно сильного и интересного рассказа. Взаимоотношения героев, их психология написаны вполне достойно. Комментировать не буду — рассказ невелик и любой комментарий раскроет содержание и рассказ станет не так интересно читать. Читайте с интересом!
vovun, 11 апреля 2012 г.
Очень хороший рассказ, хотя попадались у автора и более сильные вещи в смысле первичности идеи. Правда, концовку так до конца и не понял: был ли тот этим или все-таки не был и убили не того? (кто прочтет, тот поймет о чем речь), видимо, так задумано у автора — концовка с выдернутыми из письма словами... Прошу простить за этот сумбур, я все еще пребываю в нем после прочтения, под впечатлением...
Shipoopi, 24 апреля 2013 г.
Рассказ неплохой и был прочитан с интересом. Живенькие персонажи, хороший темп повествования. Парочка моментов «вот это поворот!» (с) во второй половине произведения. Но оценка умеренная потому будет, что Автор вообще никак не смог убедить меня как читателя в том, что Чума это плохо. Ни-ка-пель-ки! Ну виртуалы, ну зависимые, кто-то умер от этого, кто-то истончился, все так. Но чем опасен главгад, вершащий судьбы зазеркалья непонятно вообще. Или просто принять на веру, что он «страшный душегуб»? Зачем заговорщики-чумные вообще так рьяно скрывают свои секреты? Вопросов еще немало осталось, потому хватит, чтобы без спойлеров. Вот за эту непродуманность киберпанковской составляющей всего лишь 6.
drogozin, 9 августа 2010 г.
Отличный рассказ. Психологически достоверный, с крепким сюжетом и интересной идеей. Мне вообще близка данная актуальная тематика ухода людей от реальности в виртуал, где обитатели выстраивают искусственную иерархию и собственные ничем не подкреплённые (кроме их собственной веры) системы ценностей. И автор прекрасно справился с непростой задачей.
Вообще Майк Гелприн заметно вырос, как писатель, за эти 2-3 года, став постоянным автором «Полдня», который, зачастую, просто вытаскивает отдельные выпуски журнала.
Alex Andr, 5 декабря 2010 г.
Зависимость человека от алкоголя, наркотиков, виртуальной реальности, азартных игр и тд вполне достойный сюжет. Но, вся соль в том, как прорисовать зависимость и обстановку/ситуации вокруг неё, что-бы персонажи не были манекенами. На мой взгляд у Майка Гелприна почти получилось. Две трети повествования проходят вполне предсказуемо и накатано, что не мешает восприятию. Но ближе к концу начинаю вылезать лишние персонажи/ситуации от которых сюжет должен сделать новый поворот и ........... Повесть заканчивается, ну что ж, такова идея автора.
Зная уровень Гелприна от повести можно было ожидать большего.
Джо Блэк, 11 января 2011 г.
Рассказ хорош, только ему не хватает объемности. Как будто у рассказчика нет периферийного зрения, и он видит только то, что прямо по курсу. То ли автор не до конца продумал описываемый мир, то ли так и было задумано. Но в принципе – хороший рассказ. Хотя тема захватана до невозможности.