Марина и Сергей Дяченко «Электрик»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Жизнь после смерти
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Дизайнеры Лена и Нина приезжают в командировку в обычный провинциальный город Загоровск. В тот же день Лена получает сообщение о задолженности за электроэнергию и предложение оплатить счет в течение суток. Буквально сразу шутка перерастает в серьезные проблемы, связанные с несчастным случаем двухлетней давности...
Входит в:
— журнал «Если 2010'8», 2010 г.
— антологию «Книга тьмы», 2012 г.
— антологию «Страшні казки для своїх», 2024 г.
Номинации на премии:
номинант |
РосКон, 2011 // Повесть, рассказ | |
номинант |
Филигрань, 2011 // Малая Филигрань (повесть) | |
номинант |
Бронзовая Улитка, 2011 // Средняя форма | |
номинант |
Интерпресскон, 2011 // Средняя форма (повесть) |
- /языки:
- русский (4), украинский (3)
- /тип:
- книги (6), периодика (1)
- /перевод:
- Я. Житин (1), О. Негребецкий (2)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
drogozin, 17 августа 2010 г.
Честно говоря, от новой повести Дяченко я ждал большего.
Нельзя сказать, что она неинтересная или что авторы схалтурили. Нет. Идея «Электрика», то самое фантдопущение вполне вписывается в общую канву украинского (впрочем теперь уже московского) дуэта. В центре его лежит неведомая сила, сверхъестественными возможностями которой в отдельно взятом социуме разворачивается неоднозначный социальный эксперимент. Знакомая и интригующая завязка. Авторам как и прежде удалось выявить и раскрыть противоречия этой силы, которая добивается добра недобрыми методами.
Однако, меня лично происходящее не тронуло.
Во-первых на меня совершенно не снизошло никакого сопереживания героям повести. Мелкие людишки с мелкими грешками, свою подлую природу в общем сознают и с наказанием согласны. Перевоспитываться не хотят, серьёзно противостоять — тоже не желают, максимум убегают. Какого-то значимого конфликта я не почувствовал. Все всё понимают, общую концепцию принимают за верную. Единственно — наказываться не хотят и сматываются.
Сюжет «Электрика» показался нарочито искусственным и напоминает хороший литературный сценарий полуторачасового фильма. Боюсь предполагать, но, возможно, повесть этим и является. Учитывая последние опыты авторов на кинематографическом поле. Такой лёгкий Стивен Кинг, чьи произведения прекрасно подходят для киноадаптации.
Особенно на это намекает концовка. Чисто киношный голливудский ход в духе «Кошмара на улице вязов» и других молодёжных ужастиков.
Конечно, я не имею представления о том, какие мотивы двигали авторами при написании повести, но получилось интересно и живо, но несколько легковесно и совсем необязательно для чтения.
Синяя выдра, 13 апреля 2012 г.
Чем больше читаю послед... сори, крайние произведения Дяченок, тем больше убеждаюсь, что с ребятами что-то не так. Да, они не растеряли мастерства. Наверное, даже развили его за последние годы, но из их текстов улетучилось что-то гораздо более важное, чем литературное мастерство. Пропал волшебный порошок. «Электрик» лишний раз доказывает этот факт.
С одной стороны, мы имеем любопытное фантдопущение, приводящее к хорошему такому морально-этическому замесу. Бог, живущий в электоросети. Бог, который карает за любой проступок, при этом остается справедливым. Отличный ход с разными именами этого бога. Одни считают его покойным священником, другие — сумасшедшим, третьи — мстителем... Очень глубоко. Респект авторам.
С другой стороны, разочаровывает полное отсутствие значимого конфликта. Ну приехали две девушки в Загорск, ну наорала одна на гостиничного администратора, ну получила по заслугам. И чо? Ну захотелось другой почувствовать себя королевой, ну начала она переписываться с богом из сети. И чо? Почему читатель должен переживать за этих героев?
Вот если бы ГГ терзала бы какая-то проблема (безответная любовь, попытки наладить отношение с ребенком, желание искупить перед кем-то вину, например, родителями), и в ходе произведения ГГ бы эту проблему попыталась решить, то произведение производило бы совсем иное впечатление. А так мы имеем нечто увлекательное, но не пробуждающее сильных чувств.
Ametrila, 4 февраля 2013 г.
Признаться, после «Одержимой» промелькнула мысль, что Дяченко сменили целевую аудиторию и начали писать для московских дамочек за тридцать. Знаете, для тех, которые не прочь почитать в метро мелодраматичный детектив про любовь и кровь.
Но после «Электрика» эта мысль показалась несостоятельной.
С одной стороны, это очередная история про несчастливую женщину из категории «второстепенных» персонажей, ничем особо не выделяющуюся, но порядочную и достойную. С другой стороны, уже использовавшийся Дяченко сюжет про любовь некоего существа к человеку. Подобное было, например, в «Скруте», когда такого героя правильнее было бы называть скорее «оно», чем «он».
Собственно, и электричество здесь – метафора. Это и любовь, которая при всей своей яркости может быть убийственной (неслучайно написана уже процитированная аннотация «Не играйте с электричеством! И даже не заигрывайте с ним»), и справедливое возмездие, не оставляющее места теням и темным поступкам.
Это завораживает, особенно если учитывать, что повесть уже совсем не городское фэнтези, и не фэнтези, а скорее хоррор. И именно это противоречие между обыденным и абсолютно, чудовищно нечеловеческим, естественным и противоестественным
Yazewa, 29 октября 2013 г.
Очень убедительный хоррор. Огромное количество мелочей, реалий, точно создающих обстановку страха, при этом всё это — на фоне провинциальной обыденности. МАстерская работа. Получилось интересно и жизненно. Не воспринимается как хоррор ради хоррора...
kkk72, 3 апреля 2011 г.
Последнее время Дяченко все чаще пишут произведения, балансирующие на грани мистики и хоррора. Вот и эта повесть на первый взгляд написана в духе классического ужастика с поправкой на постосоветские реалии. Две подруги приезжают в командировку в небольшой городок и вскоре сталкиваются со странным и пугающим явлением. Некая мистическая сила, обитающая в электрической сети пытается поддерживать в городке определенный порядок, руководствуясь своими понятиями о справедливости. Тех, кто не воспринимает всерьез указания, приходящие на бланках не существующей энергетической компании, ждут очень, очень серьезные неприятности. Ситуация усложняется тем, что эта загадочная сила явно уделяет повышенное внимание одной из приезжих. Удастся ли героине вырваться из-под этого неусыпного контроля?
Собственно, в самой идее нетривиальных отношений человека и некоего предмета/явления, а то и чудовища, обладающего вполне человеческими чувствами, написано множество произведений, от «Аленького цветочка» до «Кристины». Внести в тему что-то принципиально новое Дяченко не удалось. Однако интерес вызывают именно наши реалии, переплетающиеся со стандартным кошмаром. Например, только у нашего человека такие страх и ненависть может вызвать квитанция с требованием оплатить счета за коммуналку.:wink: Достаточно спорной получилась идея о том, что за различные прегрешения можно просто откупиться, вопрос только в сумме. Как и в большинстве произведений авторов, очень чувствуется женская точка зрения на происходящее. В целом, история получилась достаточно эффектная, но как-то она меня не зацепила. Поэтому оценка — только 7.
ivan2543, 16 июня 2011 г.
Не смотря на то, что «Электрик», как и «Одержимая» — вполне предсказуемое и шаблонное произведение, положительных эмоций он вызывает больше. Может быть, из-за убедительной атмосферы скованного ужасом городка, а может быть, потому, что в этой повести нашлось место не только приключениям, но и философии.
В «Электрике» все же присутствует настоящий вопрос – как получается, что непостижимое существо с его жесткими представлениями о справедливости, не сделало город счастливее, а только запугало и озлобило людей? К сожалению, авторы дали слишком простой и однозначный ответ, представив Электрика неким маньяком, не слишком логичным и весьма неуравновешенным – чего стоят только его попытки преследовать главную героиню и навязывать ей общение. Мол, нормальный человек (в широком смысле «разумное существо») на такое не способен, наводить порядок – удел маньяков. А ведь если бы Электрик был чуть более адекватен (такой более жестокий вариант Пандема с моралью Карателя из комиксов Marvel) – пожалуй, из этого можно было бы сделать хороший философский роман. Вот Олег Дивов не побоялся в «Выбраковке» показать «фашизм с человеческим лицом», да так, что некоторые, не разобравшись, все приняли за чистую монету и начали возмущаться. А Дяченко, ранее не боявшиеся неоднозначных с моральной точки зрения ситуаций в своих произведениях – вспомнить хотя бы «Скрут» и «Ведьмин век» — здесь почему-то отказались от диалектического подхода, и, решив сыграть на страхе и отвращении, не пожалели черной краски, превратив «антигероя» в полновесного «монстра».
Достоинства произведения:
убедительная зловещая атмосфера Загоровска;
достоверный психологизм;
Недостатки:
шаблонный сюжет;
потенциал конфликта в основе произведения не использован полностью, идея потянет на целый роман;
образ Электрика слишком негативен.
Итог: не шедевр, но вполне качественный и убедительный мистический триллер, что является редким явлением для русской литературы. Жалко, что авторы вряд ли когда-нибудь перепишут эту вещь в объеме полноценного романа – она этого более чем достойна.
vestra, 4 апреля 2011 г.
При прочтении данной повести мне вспомнилась «Пещера» Дяченко, а заодно и «Пандем», и «Армагед-дом». Опять соцэксперимент — можно ли сделать жизнь человечества лучше, справедливее, безопаснее, если поставить его в какие-то рамки. В «Пещере» в живом мире совсем не было насилия, т.к. агрессию люди реализовали во сне: ты можешь не беспокоиться, что тебе или твоим близким кто-то причинит вред в живой жизни — разве не об этом можно мечтать, когда ты переживаешь, что ты и твои близкие пострадают от теракта или вас просто прирежут в лифте собственного дома из-за 100 р. Но за эту безопасность ты должен заплатить тем, что во сне ты или твои близкие могут погибнуть, и что самое страшное вы можете сами убить друг друга во сне, т.к. во сне вы не знаете кто вы. В «Армагед-доме» несмотря на тот ужас, что происходил, не было войн в мире — на это просто не оставалось времени. Прочитав «Пещеру» и «Армагед-дом», я так и не пришла для себя к однозначному ответу, какой же мир лучше — наш или их. В «Электрике» же, казалось бы, реализуется социальная справедливость — совсех бедных не будет, а главное, можно сказать, решается проблема всеобщего воровства, да и вообще преступность должна свестись к минимуму, т.к. за преступление неминуемомо наступит расплата, причем за некоторые преступления не получится откупиться деньгами, а придется расплачиваться жизнью, и того, кто выносит приговор, подкупить невозможно, и он все всегда знает. В отличие от «Армагед-дома» и «Пещеры» после прочтения «Электрика». я поняла, что в таком мире жить не хотела бы — это мир, построенный на постоянном страхе, лучше от этого человек не станет. Проще и лучше уж тогда, как у Замятина в «мы» извилину одну вырезать у человека, и будет у всех всеобщее счастие, равенство. браство и любовь.
stewra darkness, 27 июля 2010 г.
Сначала тема рассказа показалась обычной: пусть и оригинальный, но полтергейст. К концу стала ясна многоплановость рассказа. Электрик является «увеличительным стеклом», позволяющим рассмотреть все достоинства и недостатки общества (в одном конкретно взятом городе) и отдельных людей. А также это «оценщик» каждого человека по шкале «добро — зло». Сначала он представляется некоей высшей загадочной силой, ставшей «предохранителем» для человеческой души и общества: излишнее уклонение в любую сторону вызывает сбой в сети. В общении с Электриком каждый человек обнаруживает свое истинное лицо. Причем,у всех есть выбор: стать лучше или не меняться.
В дальнейшем авторы очеловечивают образ неведомой силы. Электрик как бы попадает под собственное «увеличительное стекло». И оказывается человеком: обычным человеком, одиноким, мечтающим о справедливости, ищущим родственную душу, не названным по имени. Обычным человеком, совершающим ошибки. Самой большой ошибкой оказывается Нина. Единственная душа, в которой за долгое время нашел отклик. А дальше «неведомая сила» совершает типично человеческие ошибки: излишне доверяет, привязывается, пытается насильно удержать дорогого человека. Как следствие — бегство Нины,которое воспринимается предательством. И чисто человеческая реакция на предательство — обида — новый «желтый конверт».
Второй относительно положительный герой — Нина. Относительно потому, что в итоге становиться выше и лучше не хочет: устраивает то, что есть, несмотря на огромный нравственный потенциал. На этом фоне импульсивный и капризный Электрик остается единственным положительным героем, одиноким и разочаровавшимся.
На втором плане оказывается влияние Электрика на общество провинциального городка: стремление насильно сломать негативные тенденции в управлении и социальной политике. Искренняя попытка сделать, как лучше. Учитывая количество жертв, хочется добавить — «а получилось как всегда». Что еще больше говорит о большей человечности загадочного героя.
Неопределенный финал напоминает Стивена Кинга и звучит как предупреждение: теперь следи за собой!
Аннотация (или эпиграф), опубликованный в журнале «Если», немного не соответствует сюжету рассказа:
«Не играйте с электричеством!И даже не заигрывайте с ним.»
В рассказе получается, что не Нина заигрывает с Электриком, а он с ней. У героини просто не остается выбора, как подчиниться. Или нажить себе неприятности.
god54, 18 мая 2011 г.
Очень даже неплохое, динамичное, напряженное и интересное произведение. Полностью в стиле «секретных файлов». Написано интересно, читается с удовольствием. Хотя проблема неотвратимости наказания решается так просто, а ведь даже настоящий бог не берет на себя право выбирать и наказывать виновных. Черное и белое, добро и зло… А я над этим, я истина, истина в последней инстанции… Мне кажется, что вот это самое страшное, тот кто определил, что именно он последняя инстанция…
Sk0rp, 20 марта 2011 г.
Не могу сказать, что я ожидал чего-то очень сильного и очень впечатляющего, поэтому и остался доволен.
Повесть «Электрик» — такая разовая и простая, что её прочитал, запомнилось и всё. Чего-то сильного — нету. Хорошо или нет это? Наверное хорошо, ведь вся книга «Одержимая», в которую добавили эту повесть, оказалось простой для понимания и явно направленной на массового читателя.
В плюсе — несмотря на простоту, история почему-то запомнилась.
В минусе — абсолютное равнодушие по ходу повести к персонажам.
Это как информационная сводка или новостная лента. В ней прочитал о ситуации — остался равнодушен — в голове что-то запоминающееся осталось. Без имён или подробных описаний. Но осталось.
VAI, 13 февраля 2011 г.
В маленьком городке происходят странные и страшные вещи: в электросетях городка завелся некий искусственный разум, который взялся наказывать жителей городка за аморальные поступки, а то и предотвращать оные. Причем наказание бывает всего двух видов – штраф и смерть. Жутковато. Особенно для главной героини – молодой женщины, приехавшей сюда в командировку. Она и симпатизирует этому странному благодетелю и до дрожи его боится. У Дяченок получился неплохой ужастик, достаточно глубокий психологически. Жаль, рамки повести не дали развернуться авторам в полную силу, все как-то поверхностно. Но читать страшновато. Вот дочитал и хожу по квартире, косо поглядывая на «свиные рыла розеток» и избегая проводов. Может, пробки выкрутить…
sham, 25 апреля 2011 г.
Повесть очень хороша. Авторы мастерски закручивают сюжет и держат в напряжении до самого финала. Такая вот несвойственная авторам мистика, еще буквально шаг и окажется — хоррор, лично мне очень импонирует. А вообще наверно именно вот такие вот Дяченко, пишущие о современных городских «реалиях» мне явно ближе, чем их фэнтезийные вещи.
Очень понравилась миссия Электрика и история ему подвластного города! Из этой повести мог бы получиться новый «Пандем», наверни они побольше, но повестью «Электрик» смотрится тоже замечательно!
alex1970, 6 мая 2011 г.
Командировка в провинциальный городок Загоровск навсегда изменит жизнь главных героинь.
В городе есть загадка – в провинции нет нищих, пенсионеры неплохо живут, хорошая больница. С другой стороны – это Город великого страха.
Интересное произведение с жуткой загадкой, напряженной атмосферой и мистикой.
видфара, 6 ноября 2010 г.
Люди легко и с удовольствием дают объяснения всем чудесам, окружающим их. Особенно — жестоким чудесам, которые властно вторгаются в их жизнь. И чем невероятнее это Нечто, тем шире спектр его объяснений! А если чудеса происходят именно с вами, и ни одно из объяснений вас не устраивает? Бежать? Сражаться? Договариваться? Авторы выбрали за героиню первое. И от этого повесть, увы, не выиграла.
«Глухие окольные тропы» — не решение конфликта, тем более такого, когда не ясно, что именно вам противостоит. А если ни одно из объяснений вас не устраивает, дайте своё собственное объяснение и действуйте соответственно...