fantlab ru

О. Генри «Фараон и хорал»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.64
Оценок:
376
Моя оценка:
-

подробнее

Фараон и хорал

The Cop and the Anthem

Другие названия: Полицейский и антифон; Тюремный хорал; Фараон и церковь; Мечты и действительность; Фараон и церковное пение; The Quest of Soapy

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 83
Аннотация:

Бездомный Сопи обычно пережидал зиму на Острове. В тюрьме. Вот и в этот раз он решает совершить небольшое преступление, чтобы получить срок на три месяца.

© GPX
Примечание:

На русском языке под названием «Полицейский и антифон» в книге: О. Генри. Рассказы. Пг.-М., 1923, пер. О. Поддячей.

Рассказ также экранизирован в фильме «Не буду гангстером, дорогая» (1978, СССР, реж: Альгимантас Пуйпа).


Экранизации:

«Джентльмены, которым не повезло» 1977, СССР, реж: Василий Давидчук


Входит в:

— сборник «Четыре миллиона», 1906 г.

— журнал «The Strand Magazine #284, August 1914», 1914 г.

— антологию «Ellery Queen’s Anthology Mid-Year 1964», 1964 г.

— журнал «Ellery Queen’s Mystery Magazine, April 1970 (Vol. 55, No. 4. Whole No. 317)», 1970 г.

— антологию «Angels and Awakenings: Stories of the Miraculous by Great Modern Writers», 1980 г.

— антологию «Manhattan Mysteries», 1987 г.

— антологию «Гэбриэл Конрой. Рассказы», 1988 г.

— антологию «Рассказы», 1988 г.


Экранизации:

«Вождь краснокожих и другие» / «Full House» 1952, США, реж. Генри Хэтэуэй, Ховард Хоукс, Генри Кинг, ...



Похожие произведения:

 

 


Нью-Йоркские рассказы
1923 г.
Рассказы
1923 г.
Благородный жулик и другие рассказы
1924 г.
Рассказы
1926 г.
4 рассказа
1928 г.
Избранные новеллы
1932 г.
Новеллы
1938 г.
Дары волхвов
1946 г.
Рассказы
1948 г.
Рассказы
1951 г.
Рассказы
1953 г.
Том 1
1954 г.
Избранные рассказы
1955 г.
Рассказы
1955 г.
Из любви к искусству
1957 г.
Рассказы
1957 г.
Том 1
1959 г.
Избранные произведения в двух томах. Том 1
1960 г.
Сочинения в трёх томах. Том 1
1975 г.
Сочинения в трёх томах. Том 1
1975 г.
Избранные произведения
1976 г.
Короли и капуста. Рассказы
1977 г.
Избранные новеллы
1978 г.
Избранные новеллы
1978 г.
Голос большого города
1980 г.
Фараон и хорал
1980 г.
Город без происшествий
1981 г.
Рассказы
1981 г.
Короли и капуста. Рассказы
1982 г.
Новеллы
1984 г.
Из любви к искусству
1985 г.
Избранные новеллы
1985 г.
Принцесса и пума
1985 г.
Город без происшествий
1986 г.
Короли и капуста. Новеллы
1986 г.
Город без происшествий
1987 г.
Рассказы
1987 г.
Рассказы
1988 г.
Гэбриел Конрой. Рассказы
1988 г.
Избранные новеллы
1989 г.
Короли и капуста. Новеллы
1990 г.
Избранные произведения
1991 г.
Сердце Запада
1991 г.
Благородный жулик и другие
1993 г.
Короли и капуста
1993 г.
Сердце и крест
1993 г.
Избранное. Том I
1994 г.
Поросячья этика
1994 г.
Собрание сочинений в трех томах. Том первый
1994 г.
Собрание сочинений в трех томах. Том первый
1996 г.
Деловые люди
1999 г.
Деловые люди
1999 г.
Избранное
1999 г.
Младенцы в джунглях
1999 г.
Вождь краснокожих
2000 г.
Короли и капуста. Рассказы
2000 г.
Вождь краснокожих
2002 г.
Деловые люди
2002 г.
Короли и капуста. Новеллы
2002 г.
Вождь Краснокожих
2003 г.
Рассказы
2003 г.
Собрание сочинений в 5 томах. Том 1
2005 г.
Короли и капуста. Рассказы
2006 г.
Рассказы
2006 г.
Собрание сочинений в трех томах. Том 1
2007 г.
Супружество как точная наука
2007 г.
В Америке все возможно
2008 г.
Деловые люди
2008 г.
Деловые люди
2008 г.
Избранные рассказы
2008 г.
Полное собрание рассказов. Том 1
2008 г.
Поросячья этика
2008 г.
Собрание сочинений в пяти томах. Том 1
2008 г.
Собрание сочинений в 3 томах. Том 1
2009 г.
Поросячья этика
2010 г.
Рассказы
2010 г.
Собрание сочинений в двух томах. Том 1
2010 г.
Короли и капуста. Новеллы
2011 г.
Собрание сочинений. I том
2011 г.
Избранные произведения
2012 г.
Собрание лучших рассказов в одном томе
2012 г.
Вождь краснокожих
2013 г.
Вождь краснокожих
2013 г.
Боливар не выдержит двоих
2014 г.
Дары волхвов
2015 г.
Смех на все случаи жизни. Американская комическая проза XVIII-XX веков
2016 г.
Новеллы
2018 г.
Фараон и хорал
2018 г.
Дороги, которые мы выбираем
2019 г.
Короли и капуста. Рассказы
2019 г.
Вождь краснокожих
2020 г.
Дары волхвов
2022 г.
Трест, который лопнул
2022 г.
Дороги, которые мы выбираем. 50 лучших рассказов с иллюстрациями Михаила Бычкова
2023 г.

Периодика:

The Strand Magazine #284, August 1914
1914 г.
(английский)
Ellery Queen’s Mystery Magazine, April 1970 (Vol. 55, No. 4. Whole No. 317)
1970 г.
(английский)

Самиздат и фэнзины:

Короли и капуста
2021 г.

Аудиокниги:

Новеллы Выпуск II
2003 г.
Пути, которые мы избираем
2003 г.
Волшебный профиль
2006 г.
Четыре миллиона
2008 г.
Родственные души и другие рассказы
2009 г.
Новеллы. Выпуск 1
2012 г.
Юмор и сатира. Выпуск 2. Проза зарубежных писателей
2013 г.

Прочие издания:

Легендарное. Благородный жулик
2011 г.

Издания на иностранных языках:

Short stories
1949 г.
(английский)
Short stories
1952 г.
(английский)
Ellery Queen’s Anthology Mid-Year 1964
1964 г.
(английский)
Selected Stories
1977 г.
(английский)
Angels and Awakenings: Stories of the Miraculous by Great Modern Writers
1980 г.
(английский)
Manhattan Mysteries
1987 г.
(английский)
Manhattan Mysteries
1997 г.
(английский)
Вождь червоношкірих. Оповідання
2005 г.
(украинский)
Рассказы / Short Stories
2006 г.
(английский)
The Four Million
2007 г.
(английский)
마지막 잎새
2007 г.
(корейский)
The Four Million
2015 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

В преддверии наступающей зимы перед нью-йоркским бездомным по имени Сопи во всей своей глубине и широте встала проблема, где бы пережить грядущие холода. Принятый им вариант покажется вам очень экстравагантным — на казенном довольствии. А в просторечии — в городской тюрьме, расположенной на Острове (Свободы?). Нет-нет, речь не идет о каком-то серьезном преступлении — «спрятаться» нужно всего лишь на три месяца! Значит, можно ограничиться какой-то мелкой кражей — к примеру, поужинать в ресторане и не заплатить. Только вот сегодня Сопи отчего-то не везет и все его попытки намеренно попасть в лапы полисмену терпят сплошной крах... Конечно же, автор просто решил посмеяться над социальной системой своей страны, чтобы выставить ее в неприглядном свете. Подумать только: сесть в «каталажку» только для того, чтобы пережить холодный сезон! Впрочем, чего тут смеяться? У меня самого был один знакомый бомжара, делавший ровно то же самое: он намеренно подставлялся под камеры наблюдения, воруя в магазине консервы. В отличие от американского визави, его сажали только на 15 суток, после чего он опять был вынужден повторять описанный выше трюк. Когда подобное действо стало регулярным, кто-то из начальства «сверху» обратил внимание на то, что фамилия одного нарушителя встречается в протоколах через каждые две недели. Настоящего американца такое вряд ли бы смутило, и он продолжал бы по-прежнему исполнять свой долг (т.е. сажать вора в тюрьму). Но у нас не Америка! Несчастного бомжа в итоге просто запретили трогать, ограничиваясь чисто моральным порицанием его поступков. Выходит, что бездомный нищий в России живет получше своего американского собрата?

-----------

РЕЗЮМЕ: один из вариантов пережить холодную зиму для бездомного нищего. Наверное, рассказ был написан еще до того времени, когда в Нью-Йорке появились бесплатные приюты для бедноты.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этот рассказ идёт первым в Иркутском издании 1980 г. Поэтому именно здесь хочется выразить сожаление, что редакция издательства сочла возможным переделать псевдоним Уильяма Сидни Портера на ирландский манер — О'Генри. И многие в нашей стране действительно считают, что так и должно быть. Ведь печатное слово на обложке книги прочно западает в зрительную память — увы, художник не пожалел места для вырисовывания злосчастной запятой.

Кстати, рассказы в этой книге печатались по другому изданию — уже московскому («Правда»), где тоже псевдоним писателя был написан с апострофом.

Что касается самого рассказа, то его содержание и интонация достаточно традиционны для О. Генри. Герой — нищий, но гордый; юмор — печальный, с нотой трагизма; ситуации абсурдны, но предсказуемы.

Финал многоплановый. Он демонстрирует и недолговечность наших мечтаний, и невозможность духовного перерождения, и то, что всё всегда возвращается на круги своя, а наши желания, как правило, исполняются, только не вовремя и не так, как мы ожидали.

И немного о переводе названия. Мне кажется, что «фараон» в значении «полицейский» уже мало понятен современной аудитории. В год перевода (1932) это, очевидно, было актуально. Но американские фильмы давно уже приучили нас к слову «коп».

Оценка: 7
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Все дано, в конце концов, в час когда уже не просим». Не помню, кто это сказал, но рассказ именно об этом. Герой очень старался получить желаемое, а оно ускользало. И лишь в момент, когда в душе человека появилось новое желание — изменить свою жизнь, попытаться начать все с начала и вновь встать на ноги — неисполнимое ранее первое желание внезапно исполнилось. Показательно, грустно, жестоко и милосердно.

Жестоко, потому что человек готов был к решительному поступку, способному переменить судьбу, а его сбили на взлете. Милосердно, потому что не факт, что попытка героя удалась бы. Вероятнее всего, она бы как раз не удалась, и человек пережил бы еще одно разочарование, утвердившись в своей ненужности социуму.

Рассказ улыбнул. Но, как всегда у О.Генри, это грустная улыбка. События происходят забавные. Интеллигентность героя совершенно не соответствует его положению и действиям. Вполне возможно, что именно поэтому все его акции были проигнорированы полицией. Что называется — не тот типаж. Однако, жизнь у героя грустная, и чувство остается грустное — вот так сбываются мечты, не вовремя, не к месту, как снег на голову.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Лёгкий и забавный рассказ об иронии судьбы. Не понятно, конечно, за что конкретно главный герой был задержан полицией, но сам факт того, что судьба таки «сжалилась» над беднягой именно в том момент, когда он решил поменять жизнь — весьма показателен. В том плане, что истинное намерение всегда проходит проверку испытаниями. В данном случае история бродяги остаётся незавершённой. Есть минимум два варианта продолжения истории: после трёх месяцев в тюрьме Сопи таки выполнит данное себе обещание изменить жизнь, либо оставит всё как есть.

Символично, что на светлый путь мысли бездомного направила музыка. Кажется, автор верил, что музыка (и вообще, искусство) способно воодушевлять заблудшие души и является инструментом, с помощью которой такие личности, как Сопи, не только способны увидеть свет в конце тоннеля беспросветной жизни, но и добраться до него.

Оценка: 7
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Самый первый рассказ О.Генри, прочитанный мной лет двадцать пять назад в одном из томов «огоньковского» собрания сочинений с иллюстрациями Ивана Семенова . Может быть, именно поэтому так сильно он запал в душу. После этого была мечта приобрести именно те самые томики, были сотни других прочитанных рассказов О.Генри. Но именно этот рассказ с тех пор я не перечитывал ( итак слишком хорошо его помнил). И вот перечитал. И удивился насколько сильно изменилось восприятие этого произведения.

Если бы меня раньше спросили о чем писал О.Генри, я бы сказал как и уважаемый лаборант в отзыве до меня, что рассказ о том как Судьба играет человеком и о том что надо торопиться реализовывать «души прекрасные порывы». Сейчас же появились совсем другие мысли...

Я уверен, Вы часто видите их. Они проходят мимо Вас, бедно ( а часто) и неопрятно одетые, и Вы даже можете почувствовать запах перегара и давно немытого тела. Запах Краха и Неудачи. Они и есть неудачники. Никчемные люди. Лузеры. Я не буду останавливаться на причинах того, почему они таком состоянии ( О.Генри, кстати в своем рассказе тоже даже не дает намека на прошлую жизнь Сопи, главного героя «Фараона и хорала»). Кто-то из них не воспользовался единственным шансом в жизни, а кто-то сознательно убил сотни таких шансов. Неважно. Просто как факт : есть Вы, и есть они. Те, кто самим своим существованием опровергает хорошо известный постулат, утверждающий, что человек создан для счастья. Вы живете с ними словно в параллельных вселенных, проходя мимо них и боясь встретиться с ними даже взглядом. Чтобы не заразиться их неудачей, наверное...Хотя, одно общее место у этих вселенных есть. Это мусорный контейнер в Вашем дворе, к которому Вы приходите каждый вечер, чтобы выбросить мусор, а они...Впрочем, Вы сами знаете, что они там делают...И Вам кажется, что, если их вообще не будет, то мир станет лучше. И в общем, Вы правы, конечно...Вы не верите, что они могут думать о чем-то, кроме как что-нибудь украсть...И опять, скорее всего, Вы будете правы. В 99 случаях из 100...Или даже, в 999 из 1000...

Хотя они нужны нам хотя бы по той причине, по какой комсомолец Женя Столетов в замечательном фильме «И это все о нем...» собирал и клеил на стену вырезки из журналов с фотографиями негров. Помните? Чтобы не быть беспричинно счастливым. Чтобы видя чужие нужду и горе, находить в себе силы, чтобы пытаться изменить этот мир.

Так в чему это я? А дело в том, что главный посыл рассказа, как мне кажется, не в том, чтобы воспользоваться вовремя своим шансом, а в том, чтобы давать этот самый шанс тому, кому он необходим. Иногда это совсем не трудно. Шанс же, как говорится, «не получка, не аванс». О.Генри прожил очень непростую насыщенную всевозможными событиями жизнь, и, возможно он, как никто другой, понимал как же это здорово, когда тебе дают возможность изменить жизнь. Хотя бы на чуть-чуть...

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Судьба бездомного бродяги в произведении такого ироничного и легкого автора, как О. Генри, явно преподнесет что-то светлое и забавное, это чувствуется с первых страниц. Язык автора весел и снисходителен к Нью-Йорку в столь поздний осенний час. И вот, Сопи хочет попасть на так называемый Остров, в тюрьму, дабы переждать зиму со всеми удобствами кормежки и температурного режима камеры.

Что же такое наказание по своей сути? То, чего следует опасаться преступнику, чтобы он не совершал противоправных действий. И в этом кроется первая проблема. Некоторым наоборот хочется быть обеспеченными питанием и кровом за счет государства. Это противоречит задумке исправительной системы, но ничего лучше предложить пока не получается. Во всяком случае для тех лиц, кто не может оплатить штраф.

Другой слой — психологический, он поглубже. Показательным здесь является эпизод с чужим зонтом. Сопи настолько уверенно и прямо требует позвать фараона, что собственник зонта приходит к единственному логичному выводу в цивилизованном правовом обществе: что он сам перепутал зонт, и теперь он вынужден извиниться за такую неловкость. Преступник — по поведению всегда жертва.

Вспомнился анекдот про садиста и мазохиста. Мазохист в предвкушении ударов, порки, боли, унижения говорит садисту: «Ну же, давай, бей меня». А садист с хитрой ухмылкой ему отвечает: «А я не буду...» :)

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Судьба и рок в тот день были не в настроении и очень зло пошутили над бездомным бродягой... Говорят, что человек сам хозяин своей судьбы, однако это не всегда так, во всяком случае в полной мере. В любом правиле есть исключения. Это история о том, как жизнь играет человеком, словно листом на ветру. Мораль и смысл рассказа — торопитесь реализовать и осуществить «души прекрасные порывы», совершить добрые дела, которые пришли вам на ум, потому что человек никогда на самом деле не знает, сколько у него Времени.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как всегда у О.Генри — немножко грустно, немножко смешко и, до боли обыденно... Действительно, судьба подчас шутит. Или же шутит автор, отправивший своего героя слушать хорал? Что это? Антирелигиозная пропаганда, или напротив? Есть о чем задуматься.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(Интересно, что когда писал отзыв, написал вместо имени О.Генри имя Марка Твена. Чем-то этот рассказ похож на рассказы Твена).

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот такие обидные подарки судьба и преподносит зачастую.

Мечты сбываются... стоит только расхотеть.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх