10 мая 2010 года в возрасте 82 лет скончался Фрэнк Фразетта, художник, оказавший колоссальное влияние на фантастическую иллюстрацию в целом и жанр "героического фэнтези" в особенности. Он умер от последствий очередного инфаркта в госпитале неподалеку от Бока Гранде, штат Флорида.
Фразетта родился 9 февраля 1928 года в Бруклине. В возрасте 16 лет он закончил Бруклинскую Академию изящных искусств и практически сразу начал карьеру профессионального иллюстратора, много работая для массовых журналов и комиксов. В начале 1960-х он начал делать по заказам издательств обложки для фантастических книг и вскоре приобрел небывалую популярность среди любителей фантастики. В 1963 году его впервые номинируют на премию Hugo Award, в 1966 году он становится её лауреатом. Впоследствии он соберет букет из почти всех премий, которыми награждаются художники-фантасты, в том числе тех, которые вручаются за безусловный вклад в развитие фантастической живописи и иллюстрации. Его работы давно уже приобрели культовый статус, аукционные цены на них поднялись до сотен тысяч долларов, а в 2009 году "Конан-Завоеватель" был приобретен частным коллекционером за 1 миллион долларов. Определяющее влияние творчества Фразетты на работы таких художников, как Борис Вальехо, Луис Ройо и многих других, очевидно и несомненно.
Ввели новую нобелевскую номинацию — за клоунаду. Первым лауреатом становится знаменитый клоун Паллиачи. Получает он премию от шведского короля и говорит:
— Ваше Величество, я чувствую себя как-то неловко. Если бы публика ржала, всё было бы нормально, но у них у всех буквально каменные лица. Я нервничаю.
— Господин Паллиачи, — отвечает король, — право же, вы волнуетесь из-за сущей ерунды. Скажите, если выступая на детском утреннике вы вдруг обнаружите, что у вас не застегнуты штаны, вы будете нервничать из-за реакции публики?
— Нет, конечно.
— Ну, вот и хорошо. Тогда перестаньте волноваться и просто застегните штаны.
Двенадцать месяцев в году, двенадцать, так и знай,
Но веселее всех в году веселый месяц май.
Именно май традиционно считается в США первым месяцем летнего киносезона и "расписывается" крупными студиями под блокбастеры. Зритель после зимней спячки и весеннего гона пока ещё свеж, полон зелени и жаден до попкорна. И хотя за прошедшие с начала года месяцы уже успели появиться первые успешные фильмы, именно в мае вступают в соревнование за кассу настоящие тяжеловесы.
Первым среди них на экраны выезжает "Железный человек 2", которому не без оснований прочат лавры побивателя рекордов. Обаятельный и органичный первый фильм купил симпатии зрителей, и продолжение призвано эти симпатии эффективно монетизировать. Практически вся ключевая творческая команда первого фильма осталась и во втором — и постановщик Джон Фавро, и исполнители главных партий Роберт Дауни-младший и Гвинет Пэлтроу (разве что Терренса Ховарда на роли полупервого плана заменил Дон Чидл), так что облома ожидать, вроде бы, неоткуда (хотя для пессимистов это, конечно, не аргумент). Дополнения в актерском составе тоже разочарований не обещают: роли злыдней достались Микки Рурку, Скарлетт Йоханссон и Сэму Рокуэллу. В России фильм стартует даже на неделю раньше, чем в США, и его ожидаемый громкий (и несколько непатриотичный) успех должен подогреть американские кассовые страсти.
14 мая обойдется в США без новой кинофантастики, хотя легендарный сюжет о Робин Гуде традиционно относят к "пограничному" с фантастикой жанру исторической авентюры. Можно надеяться, что и "Робин Гуд" живого классика Ридли Скотта, автора "Чужого" и "Блэйдраннера", не слишком выпадает из этой схемы — однако ради сохранения формального жанрового единства обзора пока ограничимся лишь его упоминанием. В России фильм выходит практически одновременно с американской премьерой.
21 мая станет днём явления на экраны "Шрэка навсегда" — четвертого (и, как обещают, последнего) фильма цикла. Первые две серии трехмерной мультипликационной комедии, выдержанные в тоне лихого постмодернистского издевательства над всяческим масскультом, практически мгновенно стали классикой, а третий фильм заслужил достойную кассу, но, возможно, по инерции — смена режиссеров привела к тому, что "людоедский" юмор как-то резко сдулся и офальшивел. Характерно, что ни одного из постановщиков третьего фильма в четвертый не пригласили, заменив новобранцем Майком Митчеллом. Это делает прогнозы на премьеру делом неблагодарным, однако за его кассу лично я бы не беспокоился — хотя бы потому, что "Шрэк навсегда" выходит в полном 3-D, которое зрителю пока приесться не успело. В России премьера состоится в тот же уик-энд, что и в Америке.
Завершит майский кассовый разгул явление на экраны "арабского" фэнтези "Принц Персии: Пески Времени" режиссера Майка Ньюэлла. Этот проект продюсера Джерри Брукхаймера явно нацелен на повторение успеха "Пиратов Карибского моря". Фильм снят по мотивам одноименной компьютерной игры с традициями, корни которых уходят в эпоху пятидюймовых дисководов и CGA-экранов (ностальгия так и дымится). Можно только гадать, сбудутся надежды Брукхаймера или нет, и если сбудутся, то на какую сумму. Рекламные ролики внушают надежды, что фильм окажется как минимум забавным, и что он сделан достаточно профессионально, чтобы достойно подержать устойчивую популярность жанра "очаровательной лабуды", но примерно те же надежды были и на оказавшуюся безнадежно скучной третью "Мумию". В главной роли в "Принце Персии" снялся Джейк Джилленхол, которому в тотальном бурлении спецэффектов доступно многое, но который вряд ли сможет повторить успех Джонни Деппа — популярность Джека Воробья, как все помнят, возросла вовсе не благодаря безумию экранных чудес. Российская премьера фильма, демонстрируя приятную тенденцию, также не отстает от мировой.
Таков будет в этом году месяц май в смысле крупнобюджетной кинофантастики. Приятных вам просмотров.
Наглядная иллюстрация того, как невнимательность и пофигизм сценариста и режиссера уничтожают осмысленность сюжета. Фильм — "Деревня проклятых" Джона Карпентера ("Village of the Damned", 1995).
Согласно дорожному указателю, который легко обнаруживается в правой части кадра, население Мидвича составляет 2000 человек. Я не против, в общем, авторов фильма никто за эту цифру не тянул.
По сюжету фильма, через некоторое время после таинственной потери сознания городским населением, все способные к деторождению женщины города обнаружили, что беременны.
Допустим, женщины составляют половину населения города — это 1000 (прописью: одна тысяча) особей. Допустим, только четверть из них способны к деторождению. Это дает нам 250 (прописью: двести пятьдесят) беременностей. Ладно, пусть в Мидвиче может рожать только одна из десяти особ женского пола, это все равно дает нам сто беременностей.
Далее, в фильме совершенно ясно сказано, что все беременные без исключения решили не прерывать беременность и намерены рожать.
В итоге в Мидвиче появляются 10 (прописью: десять) новорожденных. Даже меньше, потому что один образец зверски похищается, но это уже детали.
Объяснить это противоречие авторы фильма совершенно не пытаются, потому что они его, похоже, не замечают. А если замечают, то игнорируют.
Вот что делает со вполне осмысленным сюжетом перенос действия из английской деревни в американский городок.
"А не надо было водку трогать" (с) Мих. Мих. Жванецкий.