Александр Архангельский, известный телеведущий, публицист ("Страшные фОшЫсты и жуткие жЫды"), автор историко-документального романа "Александр 1", (выходил в престижной серии ЖЗЛ), выпустил свое первое художественное произведение — роман "Цена отсечения". Роман уже получил вполне приличную прессу, номинировался на «Национальный Бестселлер» и вошел в лонг-лист "Русского Букера-2008".
Формально "Цена отсечения" представляет собой самый настоящий семейный роман, или, вернее, семейную драму. Завязка напоминает зачин многочисленных произведений, проходящих под лейблом "женская проза": Жанне, жене крупного инвестора Степана Мелькисарова, попадает в руки конверт с фотографией, присланный анонимным «доброжелателем». На фото — машина мужа, которой управляет неизвестная девица восточного типа. Супруг же вольготно откинулся по соседству с барышней, на пассажирском сиденье. Все бы ничего — и эту измену можно было бы молча проглотить, не обращать внимания на новое увлечение супруга, если бы не одно обстоятельство. Судя по дате, зафиксированной электронным счетчиком, фото сделано в очередную годовщину свадьбы. Это обстоятельство особенно сильно задевает обманутую жену, и Жанна предпринимает самостоятельное расследование...
Сам «миллионщик» Мелькисаров оказывается скорее обобщенным образом. Совершенно невозможно понять, в чем все-таки состоит его бизнес. В лучшем случае, он переводит деньги со счета на счет, рисует непонятные финансовые схемы или просто перекладывает бумажки из одной папки в другую. От этого создается впечатление, что Мелькисарову просто нечем себя занять, и именно от безделия он вступает в рискованную игру с собственной женой.
В определенный момент автор переключает регистры и роман, начинавшийся как типичная мелодрама, переходит в иную плоскость. Через частную семейную историю Архангельский пытается дать обобщенный портрет современной эпохи; ухватить дух времени, получившего с легкой руки Дм. Быкова наименование "нулевые"; создать свою версию "энциклопедии русской жизни" рубежа веков.
В «Цене отсечения» Архангельский представил максимально репрезентативный срез современной России. Среди героев «Цены...»: менты, адвокаты, олигархи, кремлевские чиновники, молдавские гастарбайтеры, рублевские жены, отставные чекисты, актуальные писатели, бывшие диссиденты, священнослужители, российские пейзане... В сюжетной канве романа сплетаются детективная линия, «производственный роман» (история первоначального накопления капитала Мелькисаровым, начавшаяся еще в советские времена), социальная сатира, написанная «под Пелевина», криминальная линия... И, наконец, психологические нюансы и интеллектуальные заморочки, правда, строго дозированные автором.
Чего в романе Архангельского нет? Как ни парадоксально, нет в нем только любви. Есть семейная драма, есть супружеские отношения, есть привязанность, есть отцовские чувства. Любви нет...Ибо любовь (равно как и дружба) оказываются той самой «ценой отсечения», что обеспечивает главному герою материальное преуспеяние и успех в игре под названием «жизнь»..
Главная проблема «Цены отсечения» – безусловная вторичность этого романа. Вспоминаются то «Большая пайка» Ю. Дубова, то «Наследство» В. Кормера (пасхальная сцена в женевском храме – едва ли не точная калька с аналогичной сцены в кормеровском романе), то пелевинские «Числа» (сцена с любителем соц-артовского искусства фармацевтическим магнатом Колокольниковым), то недавний роман А. Таболова «Водяра»...
А в эпилоге автор совершает совсем уж непростительную ошибку, пытаясь вывести роман на иной, метафорический уровень, придать реалистическому роману высшее, метафизическое измерение. Попытка эта кажется умозрительной, искусственной, резко диссонирующей со всем предыдущим текстом книги. Уж больно хотелось Архангельскому войти в не очень-то стройные ряды летописцев новой русской жизни. Но, увы, не в этот раз.