Представляю перечень самых интересных фантастических новинок англоязычного книгоиздания за июнь 2024. Месяц получился не такой яркий как предыдущие: часто самые громкие новинки ставят на осень, а летом мы, наоборот, наблюдаем затишье. Особенно "горячим" должен получиться сентябрь. Коротко о переносах. Существенных я отметил всего два. Роман Мерседес Лэки и Ларри Диксона «Gryphon's Valor», продолжение масштабного цикла «Валдемар» был перенесен на следующий год. В очередной раз был перенесен роман «Herald» Роберта Хейса. В этот раз всего на пару недель. В остальном же всё без изменений.
1. Адриан Чайковски «Service Model». Второй фантастический роман от Адриана Чайковски, опубликованный в этом году, посвященный роботам, которые постепенно сменяют человечество в качестве доминирующего вида на планете.
Издательство: London: Tor Books, 2024 год, твёрдая обложка + супер, 384 стр. ISBN: 1-035-04566-4, 978-1-035-04566-2
Аннотация: Чтобы исправить мир нужно сначала разрушить его до основания.
Человечество — вымирающий вид, полностью зависящий от машин и искусственного интеллекта.
Когда домашний робот получает небольшой патч, загруженный в его основную программу, он убивает своего владельца. Робот обнаруживает, что они также могут делать кое-что еще, чего никогда раньше не делали: они могут убегать.
Сбежав из дома, он попадает в более широкий мир, о существовании которого и не подозревал, где вековая иерархия людей на самом верху превращается в руины, а целой экосистеме роботов, заботящейся о благополучии людей, приходится искать новую цель.
Иногда все, что требуется, — это толчок, чтобы преодолеть ограничения программы.
2. Тим Пратт «The Knife and the Serpent». Классическая космоопера от известного британского фантаста. Издатель советует ее всем поклонникам творчества Рейнольдса и Гамильтона. Правда, скорее Эдмонда, а не Питера.
Аннотация: После того, как ее бабушка была убита при ограблении дома, Тэмсин Калвер оставляет свою непыльную работу программиста в Сан-Франциско и возвращается в свой родной город на Среднем Западе, чтобы уладить дела с наследством. Но неожиданно она узнает судьбоносный секрет своей бабушки: она не уроженка Земли, а изгнанница из соседней реальности, где технологии намного более развиты, чем у нас. Более того, ее бабушка правила там как олигарх, а это означает, что Тэмсин — наследница огромного состояния, доступного только кому-то из ее родословной... но враги, которые пытались уничтожить ее семью, не будут рады ее возвращению.
Вернувшись в район залива, аспирант Гленн делает поразительное открытие о своей девушке Виви. Она секретный агент интервенционистов: межпространственной организации, занимающейся защитой обитателей Ближнего космоса от тех, кто пытается воспользоваться незащищенностью менее развитых миров. Когда она попадает в беду, Гленн оказывается на разумном звездолете на отдаленном уровне континуума и мчится спасать ее. Когда планы Гленна и Виви сталкиваются с планами Тэмсин и раскрываются тайные связи между ними, их положение катастрофически осложняется.
3. Юмэ Китасэи «The Stardust Grail». Авантюрная космоопера о погоне за космическими артефактами. Эдакий Индиана Джонс в юбке и в космосе (да и название, возможно, к нему отсылает).
Издательство: New York: Flatiron Books, 2024 год, твёрдая обложка, 320 стр. ISBN: 1-2508-7537-4, 978-1-2508-7537-2
Аннотация: Майя Хошимото когда-то была лучшей воровкой артефактов в галактике. В течение десяти лет она возвращала украденные артефакты инопланетным цивилизациям, пока последнее неудачное дело не вынудило ее бросить ремесло. Теперь она просто хочет наслаждаться спокойной жизнью аспирантки факультета антропологии, но ее преследуют постоянные и тревожные видения будущего.
Однажды к ней приходит старый друг с заданием, от которого она не может отказаться: найти артефакт, который мог бы спасти инопланетный вид от вымирания. Вот только никто из ныне живущих не видел этого артефакта, а они не единственные, кто охотится за ним.
4. Преми Мохамед «We Speak Through the Mountain». Климатическая и постапокалиптическая повесть от титулованной канадской писательницы.
Аннотация: Путешествуя в одиночку по разрушенным климатическим кризисом дебрям Скалистых гор Альберты, 19-летняя Рид Грэм борется со стихией и хронической болезнью, от которой страдает всю жизнь, чтобы достичь утопии — университета Хоус. Но жизнь в одном из легендарных “куполов” — последних остатков общества, существовавшего до распада, — совсем не такая, как она ожидала. Рид пытается преуспеть в своих занятиях и наладить связи с другими учениками, но все еще испытывает чувство вины за то, что произошло незадолго до того, как она покинула свою общину. Чем больше она узнает о жизни в Хоусе, тем сильнее понимает, что не может сидеть сложа руки, наблюдая, как обитатели купола лишают остальную часть человечества необходимых ресурсов. Когда из дома приходят самые ужасные новости, Рид должна сделать выбор.
Издательство: New York: Tor.com, 2024 год, твёрдая обложка, 304 стр. ISBN: 1-250-84768-0, 978-1-250-84768-3
Аннотация: Для того, чтобы рассказать некоторые истории уходит не одна жизнь. Есть обиды, которые проходят сквозь века, дружба, которая преодолевает когти смерти, любовь, которая оставляет свой след в истории цивилизации, и обещания, которые ничто не может нарушить. Это одна из таких историй.
Аннелида и Леверет встретились детьми в разгар гражданской войны в Шри-Ланке. Они нашли друг друга в раздираемой на части стране, пытаясь проникнуть в глубь правды, несмотря на пропаганду. И в лесу, населенном демонами, еще один акт насилия связал их и отправил их души в путешествие сквозь века. Ни один мир не сможет удержать их, ни одна жизнь не сможет связать их, и они никогда не оставят друг друга.
6. Меган О'Киф «The Bound Worlds». Третий том популярной приключенческой космооперы.
Издательство: New York: Orbit, 2024 год, мягкая обложка, 496 стр. ISBN: 0-316-29157-9, 978-0-316-29157-6
Аннотация: Найра и Тарквин нашли новый дом на Седьмой колыбели. Но их спокойствие недолговечно, поскольку таинственные злоумышленники устраивают нападение на поселение, а Найру преследуют чудовищные видения. Катастрофа разразилась, когда Тарквин раскрыл заговор, который может привести к концу Вселенной. Пока человечество бежит наперегонки со временем, чтобы предотвратить свое вымирание, старые секреты всплывают на поверхность, а лояльность рушится, и Найра понимает, что она может быть ключом к спасению мира — или к его концу.
Издательство: New York: Orbit, 2024 год, мягкая обложка, 496 стр. ISBN: 0-316-50469-6, 978-0-316-50469-0
Аннотация: Две могущественные империи находятся в состоянии войны — и обе проиграют, тысячи планет погибнут в результате вымирания, называемого Зачисткой. По крайней мере, так считает искусственный интеллект, известный как Рупше. Но где-то в мультивселенной существует сила — Материнская Масса, — которая может положить конец войне в одно мгновение, и Рупше собрал команду, чтобы найти ее. Эссьен Нканика, солдат, отчаянно пытающийся искупить прошлые грехи; женщина-кошка Мун, беспринципная убийца; записанный в цифровом формате разум физика Хадиза Тамбувала; Пас, ребенок-идеалист и робот-шпион-ренегат Дульсимер Корональ. Их миссия перенесет их из адского тюремного мира Цаком на отравленные останки постапокалиптической Земли и, наконец, сведет лицом к лицу с самой Матерью Массой. Но смогут ли они убедить ее помочь им? И не слишком ли поздно что-то изменить? Потому что машины судного дня Пандоминиона вот-вот будут запущены — и даже их создатели не знают, как ими управлять.
8. Антология «The Year's Top Hard Science Fiction Stories 8». Антология лучших рассказов в жанре твёрдой научной фантастики, впервые опубликованных в 2023 году.
Аннотация: Сборник лучших научно-фантастических рассказов и повестей, опубликованных в 2023 году состоявшимися и начинающими мастерами жанра, под редакцией Алана Кастера.
Комментарий: The best hard science fiction stories of 2023. Cover art by Maurizio Manzieri.
9. Шарон Ли, Стив Миллер «Ribbon Dance». Двадцать шестой роман известного цикла «Лиаден», опубликованный после смерти одного из соавторов.
Аннотация: Прибывший недавно в покрытый пылью Колемено, торговец Пади йос'Галан играет важную роль в плане Мастера-торговца Шана йос'Галана вернуть состояние клану Корвал, установив новые маршруты для торговли клана. Целитель Шан настаивает, чтобы Пади смирилась со своими пока еще нераскрытыми экстрасенсорными способностями, которые могли бы вывести ее на высший уровень драмлиза, если она сможет научиться контролировать себя. Пади стремится сконцентрироваться на торговле, но причудливая атмосфера Колемено и смертоносные политические интриги сводят ее лицом к лицу с таинственной и неприкасаемой Текелией, а торговая миссия Корвал тянет за собой след жестокости, убийств и обмана. Среди опасностей Пади неожиданно обнаруживает, что с нетерпением изучает свои драмлиз-способности, в частности, невероятную энергию танца с лентой.
Аннотация: Грядёт Буря времён. После того, как промышленный корабль, перевозивший усовершенствованные самовоспроизводящиеся машины, взорвался на пути к Меркурию, анализ обломков показал, что ему было на сорок лет больше, чем должно быть. Райберт Камински, главный агент подразделения "Гордиан", и его команда на транстемпоральном транспортном средстве "Клео" вскоре обнаруживают, что корабль был перенесен в неизведанную вселенную с ускоренным временем. Для промышленных машин корабля прошло сорок лет, в то время как для всех остальных — всего несколько дней. Райберт уверен, что в неизведанных уголках Мультивселенной было создано некое мощное оружие, но где и кем остается неизвестным. Поиски продолжаются, и Гордианская дивизия собирает свой парк машин времени на Провиденсе, огромной межпространственной станции. Они обращаются к своим союзникам из милитаристской Администрации за помощью в поисках, но прежде чем планы могут быть официально оформлены, во время посещения Провиденса убивают руководителя Отдела темпоральных расследований Администрации, а совместная операция находится под угрозо. Посыпались обвинения, и между двумя организациями возникло напряжение. Детективы Айзек Чо и Сьюзан Кантрелл — эксперты в области межпространственных преступлений — отправляются в Провиденс, чтобы попытаться разобраться в ситуации.
Издательство: New York: Tor Books, 2024 год, твёрдая обложка + супер, 416 стр. ISBN: 1-250-88767-4, 978-1-250-88767-2
Аннотация: Галва ― Галвича для своих трех братьев, двоих из которых гоблины убьют, ― бросила вызов желаниям своей семьи и присоединилась к новому, неиспытанному вв бою отряду, рыцарям-воронам. Они маршируют к некогда прекрасному городу, захваченному ордой гоблинов, в сопровождении десятков гигантских боевых врангелей. Созданные с помощью самой темной магии, эти устрашающие черные птицы могут стать ключом к тому, чтобы остановить гоблинов в их войне за превращение человечества в скот.
Путь к победе кровавый, а гоблины умны и беспощадны. Рыцари―вороны ничего не могут принимать на веру — ни семейные узы, ни мудрость своих лидеров, ни собственную безопасность от боевых птиц на их стороне. Но надежда стоит любого риска.
12. Геновева Димова «Foul Days». Дебютный роман болгарской писательницы, которая в данный момент живет в Шотландии, основанный на славянской мифологии. Издательство описывает книги как Наоми Новик встречается с Ведьмаком.
Издательство: New York: Tor Books, 2024 год, мягкая обложка, 368 стр. ISBN: 1-250-87731-8, 978-1-250-87731-4
Аннотация: Будучи ведьмой в городе-крепости Черноград, Косара много практиковалась в укрощении русалок, борьбе с кикиморами и приготовлении средства, отпугивающего ликантропов. Есть только одно чудовище, которого Косара не может победить: Змей, известный как Царь монстров. Она слишком часто бросала ему вызов, и теперь он охотится на нее. Кто-то из близких предал её и единственная надежда Косары ― обменять свою тень — источник ее силы — на незаконный переход через Стену в Белоград, куда монстры не могут последовать за ней.
Жизнь в Белограде должна быть легкой, но вскоре у Косары развивается быстродействующая версия смертельной истощающей болезни, которая преследует ведьм без тени — и только восстановление ее магии может вылечить ее. Чтобы отыскать свою тень, ей придется объединиться с подозрительно благородным сыщиком, расследующим смерть контрабандиста, который переправил ее через Стену.
Все улики ведут в одном направлении: один из монстров Змея нашел трещину в стене, и магия Косары теперь в руках Змея.
Издательство: New York: Orbit, 2024 год, мягкая обложка, 416 стр. ISBN: 0-316-44053-1, 978-0-316-44053-0
Аннотация: Сольвейг и ее дева щита наконец—то добрались до легендарного святилища старейшин в Уотерстоуне — города целительной, умиротворяющей красоты, скрытого от глаз Врага. Тем не менее, по залам дворца ходят слухи, что у тех, кому они решились довериться, есть тайные намерения. Ведь город является не только убежищем для элементалистки, ее защитника и смертного принца, но и хранилищем великого оружия, которым могут владеть только такие, как Сольвейг. И все же вера Сол в собственную магию опасно подорвана. Она может полагаться только на свой ум и умение вести переговоры, чтобы быть услышанной, иначе она станет пешкой в темной игре, которую ведут как Старейшины, так и враги. Повелитель Черных Земель могущественен; среди многих чудес Уотерстоуна таится предательство, а времени остается все меньше.
Аннотация: Демону Ласло 800 лет, и он самый ленивый Хранитель адских проклятий. Объект его опеки, проклятие семьи Дрейкфордов, берёт начало ещё с колониальных времён, в нём задействованы загадочный чёрный камень и мутирующие жертвы. Инициативному демону есть где развернуться — но Ласло не заинтересован в том, чтобы потенциал проклятия раскрылся на максимум. Он предпочитает загорать на пляже с бокалом мартини. К сожалению, в Аду новый босс, который даёт Ласло шесть дней на то, чтобы улучшить показатели. Иначе… Вот так и пересекаются пути Ласло и нынешней носительницы проклятия Мэгги Дрейкфорд. Ушлый демон делает девушке предложение, от которого та не может отказаться…
15. Сара Брукс «The Cautious Traveller's Guide to The Wastelands». Странное фэнтези, основанное на впечатлениях автора о путешествии по Транссибирской магистрали. Роман был опубликован одновременно на русском и на английском языке.
Аннотация: Преодолеть гигантское одичалое пространство между Москвой и Пекином можно лишь одним способом — по железной дороге, на прославленном Транссибирском экспрессе. Вот только славится он теперь не роскошью и комфортом, а опасностями, которым подвергается на всем пути. Но как бы ни были велики и многолики эти опасности, нет недостатка в путешественниках, желающих увидеть Запустенье — страну сверхъестественных, граничащих с мистикой природных явлений. В этом рейсе среди пассажиров убитая горем женщина, зачем-то взявшая себе чужое имя. Затравленный коллегами естествоиспытатель, готовый любой ценой восстановить свою научную репутацию. Юная безбилетница, которая выглядит и ведет себя чрезвычайно странно, а временами так и вовсе пугающе. А вместе с ними путешествует память поездной обслуги о предыдущем рейсе — память недобрая, сумбурная, изобилующая загадочными провалами.
Комментарий: Cover artist is not credited.
16. Мэттью Уорд «The Fire Within Them». Второй том цикла, который представляет собой смесь классического эпического и городского фэтези.
Издательство: New York: Orbit, 2024 год, твёрдая обложка + супер, 592 стр. ISBN: 0-316-47680-3, 978-0-316-47680-5
Аннотация: Впервые за тысячелетие королевство Халад разделилось. Битва при Атенохе разожгла искру восстания Башара Валланта в бушующее пламя. Тизанта, жемчужина Востока, выступила в его поддержку, и другие города последовали ее примеру. Валлант, народный герой, возможно, скоро станет достаточно могущественным, чтобы бросить вызов Карадану Диару, бессмертному королю Халада. Но власть требует жертв. Пораженная Гнилью Предзнаменования, Кэт ищет способ остановить болезнь, убившую ее мать, а теперь убивающую ее. Ее путешествие раскроет давно похороненные секреты — секреты, касающиеся ее прошлого, ее семьи и самого королевства.
17. Ребекка Роанхорс «Mirrored Heavens». Завершение эпической трилогии американской писательницы, вдохновленной мифологией коренных народов Америки, первый том которой выходил на русском языке.
Издательство: New York: Saga Press, 2024 год, твёрдая обложка, 608 стр. ISBN: 1-534-43770-3, 978-1-534-43770-8
Аннотация: Серапио, аватар Возрожденного Бога Ворона и недавно коронованный король-падальщик, правит Товой. Но его враги собираются как на далеких берегах, так и в пределах его собственного города, поскольку матроны кланов замышляют убить его. И глубоко в переулках Утробы шепотом произносится новое пророчество, на этот раз от Бога Койотов. Оно предрекает Серапио верную гибель, если ужасные предписания не будут выполнены.
Тем временем, Сиала вынуждена вернуться к своему народу, поскольку война приходит на остров Тик. Их образ жизни и магия оказывается под угрозой, и она — их последняя надежда. Но море не разговаривает с ней так, как раньше, а сомнения терзают ее разум. Ей придется пожертвовать самым важным, чтобы высвободить свои силы и стать королевой, как было обещано.
И в далеких северных пустошах Наранпа, аватар Бога Солнца, ищет способ спасти Тову от видений, которые поглощают ее сны. Но присутствие чего-то иного начало преследовать ее в ночных кошмарах, и Бог Ягуар вышел на охоту.
18. Шеннон Макгвайр «Tidal Creatures». Третий роман цикла «Alchemical Journeys» от известной американской писательницы. Первый роман в прошлом году был анонсирован на русском языке.
Издательство: New York: Tor.com, 2024 год, твёрдая обложка + супер, 464 стр. ISBN: 1-250-33355-5, 978-1-250-33355-1
Аннотация: Во всем мире люди смотрят на Луну и мечтают о богах. Богах знаний и мудрости, богах приливов и долголетия. Со временем некоторые из этих лунных богов воплотились в человеческом мире наряду с другими воплощениями природных концепций. Их работа — парить в небе над Невероятным городом — сердцем всего мироздания — чтобы поддерживать связь с реальностью. И кто-то их убивает. Их так много, что некоторые исчезновения легко проходят незамеченными. Но не все. Во имя луны, лунные божества должны раскрыть корни заговора и помешать достижению истинной цели тех, кто стоит за этими убийствами — установлению контроля над самим Невероятным городом.
19. Клэр Норт «The Last Song of Penelope». Завершение мифологической трилогии, о том, чем занималась Пенелопа в отсутствие Одиссея. Первые два романа уже доступны на русском языке.
Издательство: New York: Orbit, 2024 год, твёрдая обложка + супер, 400 стр. ISBN: 0-356-51611-3, 978-0-356-51611-0
Аннотация: Много лет назад Одиссей отправился на войну и не вернулся. В течение двадцати лет его жена Пенелопа и женщины Итаки охраняли остров от женихов и соперничающих царей. Но мир не может сохраняться вечно, и баланс сил вот-вот нарушится... Во дворец прибыл нищий. Покрытый коркой соли и побитый океаном, он вызывает презрение со стороны женихов, но Пенелопа узнает нечто ужасное: ее муж, Одиссей, наконец-то вернулся. И все же этот Одиссей не герой. Вернувшись на остров переодетым, он не просто замышляет месть женихам — месть, которая разожжет гражданскую войну, — но и проверяет верность своей королевы. Была ли она верна ему все эти годы? И сколько крови готов пролить Одиссей, чтобы добиться своей цели?
Издательство: New York: William Morrow, 2024 год, твёрдая обложка + супер, 288 стр. ISBN: 0-063-07001-4, 978-0-063-07001-1
Аннотация: В июне 1993 года группа молодых кинематографистов потратила четыре недели на создание печально известного артхаусного фильма ужасов.
Только три сцены из фильма были представлены широкой публике, но фильм ужасов, тем не менее, завоевал множество поклонников. Три десятилетия спустя Голливуд настаивает на крупнобюджетной перезагрузке.
Человек, сыгравший “Худого парня”, — единственный оставшийся в живых из актерского состава. Он слишком хорошо помнит секреты, сокрытые в оригинальном сценарии, странные события во время съемок, которые привели к трагедии. По мере того как воспоминания нахлынули снова, границы между реальностью и фильмом, прошлым и настоящим начинают стираться. Но он собирается помочь переделать фильм, даже если для этого придется ориентироваться в мире циничных продюсеров, самовлюбленных режиссеров и сюрреалистических фанатских теорий — и пусть будут прокляты демоны прошлого.
Но какой ценой?
21. Чери Прист «Cinderwich». Не менее классический сюжет, о чужаках приехавших в медвежий угол, и пытающихся раскопать его ужасные секреты.
Издательство: Lexington (KY): Apex Book Company, 2024 год, мягкая обложка, 184 стр. ISBN: 1-955-76520-0, 978-1-955-76520-6
Аннотация: “Кто затащил Эллен на камедное дерево?” Спустя десятилетия после того, как дети заметили высохший труп, застрявший на верхушке дерева, никто не знает ответа. Кейт Траш и ее бывший преподаватель, доктор Джудит Кейн, отправляются в Синдервич, штат Теннесси, в надежде, что, возможно, это была та Эллен, которую они когда-то знали: пропавшая тетя Кэти, давно умершая возлюбленная Джудит. Но они не единственные, кто приехал сюда в поисках примирения. Жители Синдервича, городка, который сам больше похож на высохший труп, упорно сопротивляются расспросам посторонних об Эллен и ее убийце. И чем глубже две женщины копают, тем больше гнили они откапывают … чем ближе они подходят к разоблачению зла, которое таится в корнях Синдервича.
22. Кевин Хирн «The Hermit Next Door». Смесь хоррора и фантастики от автора, известного циклом городского фэнтези «Хроники железного друида».
Аннотация: Недавно овдовевшая и пытающаяся справиться со своим горем Винни Мэй Чисхолм переезжает из Теннесси со своим сыном-подростком Паксом в Орегон, надеясь, что перемены позволят им обоим исцелиться и двигаться дальше. При покупке их нового дома ее предупредили, что сосед, мистер Фишер, — известный отшельник, и его никто не видел уже много лет, но ее это устраивает — она ищет покоя.
Однако она ее не получит, потому что, когда Пакс встречает соседа, он обнаруживает, что причина, по которой мистер Фишер прячется от мира, заключается в том, что на самом деле он не из этого мира. Он застрял в нашем мире уже на несколько десятилетий и пытается вернуться домой, и ему не помешала бы помощь.
23. Юн Ха Ли «Moonstorm». Новый роман от фантаста известного циклом «Механизмы Империи». В этот раз он написал подростковую фантастику про пилотов огромных боевых роботов.
Аннотация: Хва Ён было всего десять лет, когда имперские силы разрушили ее дом на мятежной Луне. Теперь, шесть лет спустя, она гражданка той самой империи, которая сделала ее сиротой.
Отчаянно пытаясь избавиться от своего мятежного прошлого, Хва Ён мечтает однажды стать пилотом "лансера", элитной группы воинов, которые отправляются в бой, используя самые передовые технологии империи — гигантских боевых роботов. Лансеры сильны, и Хва Ён сделала бы все, чтобы хоть раз в жизни стать сильной.
Когда в результате нападения на их школу-интернат Хва Ён и ее одноклассники оказываются на борту имперского космического флота, ее мечты быстро становятся реальностью. Как выясняется, флот остро нуждается в пилотах, и Хва Ен — вместе со своей умной лучшей подругой Гым, соперницей Бэ и классным шутником Сон Су — быстро становятся добровольцами.
24. Тара Сим «We Shall Be Monsters». Новый сольный фэнтези-роман писательницы, известной недавно начатым публиковаться на русском языке циклом «Тёмные боги».
Издательство: New York: Nancy Paulsen Books, 2024 год, твёрдая обложка + супер, 400 стр. ISBN: 0-593-40742-3, 978-0-593-40742-4
Аннотация: Каджал знает, что она плохой человек. Если бы это было так, она не стала бы эгоистично рисковать душой своей сестры в опасной попытке вернуть ее к жизни. Она бы позволила Ласье покоиться с миром, но Каджал не может вынести ужаса жизни без нее. Пока Каджал готовится к воскрешению, происходит худшее: душа ее сестры превращается в бхуту — смертоносного духа, похожего на призрака, — и Каджал приговаривают к смертной казни за превращение сестры в агрессивного духа. Кажется, надежды на спасение мало, пока двое незнакомцев не предлагают освободить ее. Загвоздка в том, что она должна воскресить павшего наследного принца королевства, чтобы помочь растущему восстанию против узурпатора. Отчаявшись, Каджал спешит выполнить свою часть сделки... только для того, чтобы обнаружить, что мальчик, которого она воскресила, Тав, не является наследным принцем. Теперь Каджал должна объединиться с Тавом, чтобы найти настоящего наследного принца. Имея при себе только скальпель и свою немертвую собаку Кутаа, Каджал должна действовать быстро, пока ее ошибка не раскрылась, или бхута Ласьи не обратила свою убийственную ярость на человека, несущего ответственность за ее смерть: на саму Каджал.
25. Томи Адейеми «Children of Anguish and Anarchy». Завершение трилогии подросткового фэнтези с африканскими мотивами, первый том которого, «Дети крови и костей» получил ряд крупных наград и был опубликован на русском языке.
Издательство: New York: Henry Holt and Company, 2024 год, твёрдая обложка, 368 стр. ISBN: 1-250-17101-6, 978-1-250-17101-6
Аннотация: Когда Зели захватила королевский дворец в ту роковую ночь, она думала, что ее битвы подошли к концу. Монархия наконец пала. Маджи снова восстали. Зели никогда не думала, что окажется запертой в клетке на иностранном корабле. Теперь воины с железными черепами переправляют ее и ее народ через моря, далеко от их родины.
Все меняется, когда Зели встречает короля Балдира, своего похитителя, повелителя Черепов и человека, который разрушал целые цивилизации, чтобы найти ее. Стремление Балдира использовать силу Зели заставляет её искать союзников в неизведанных землях.
Поскольку новый роман Ларри Нивена и Грегори Бенфорда «Корабль-звезда» только что занял первое место в моей стопке книг, отложенных для прочтения, и поскольку на прошлой неделе я писал о двигателях Шкадова, я попросил Грегори Бенфорда подробнее объяснить, как могут работать эти огромные сооружения. Грег уже отвечал в электронном письме, что двигатель Шкадова по своей сути нестабилен, и более ранние обсуждения этой идеи на Centauri Dreams сводились к сомнениям о возможном движении с помощью такого устройства. Однако я упомянул о том, что Грегори Бенфорд и Ларри Нивен описали в своем романе модифицированный двигатель Шкадова, и мне не терпелось услышать их мнение о том, как подобное может быть возможным. Грег, отмеченный наградами автор научной фантастики и физик, делится здесь своими соображениями — и оговорками — по поводу двигательной схемы, способной перемещать звезды.
Физик Леонид Шкадов впервые описал в 1987 году звездную двигательную установку, созданную путем установки огромного зеркала в статичном, фиксированном положении вблизи звезды. Чтобы добиться подобного эффекта требовалось точно уравновесить гравитационное притяжение зеркала к звезде и световое давление от нее, иначе оно либо упадёт на звезду, либо улетит от нее. Зеркало, отражая излучение Солнца, создавало бы небольшое постоянное ускорение, из-за которого оно начало бы постепенно ускоряться: через миллион лет Солнце будет двигаться со скоростью 20 м/с и переместится на 0,03 световых года — намного меньше, чем его орбитальная скорость вокруг центра галактики, ~100 км/сек.
В начале 2000-х я думал, что, технологию можно усовершенствовать. Я поделился некоторыми идеями с Ларри Нивеном, и в итоге мы написали два романа о звездных двигателях подобного типа — «Чаша небес» и «Корабль-звезда». Вот объяснение из послесловия к «Кораблю-звезде»:
цитата
Мы считаем такие двигатели умными объектами – статически неустойчивыми, но динамически стабильными, подобно нам самим, когда мы ходим. Мы падаем вперед на одну ногу, затем поднимаемся на другую. Это требует очень быстрой обработки сигналов и координации. (Мы — единственные крупные бесхвостые животные, которые справились с этим. Две ноги опасны без большого мозга или стабилизирующего хвоста.) В научной фантастике было немало больших тупых объектов, но, насколько я знаю, ни одного умного. Наш большой умный объект больше, чем Мир-Кольцо, и он движется куда-то, используя целую звезду в качестве двигателя.
Наша Чаша представляет собой оболочку диаметром более ста миллионов миль, удерживаемую на звезде гравитацией и электродинамическими силами. Звезда испускает длинную струю горячего газа, которая настолько хорошо удерживается магнитом, что выходит через отверстие в верхней части чашеобразной оболочки. Эта струя движет всю систему вперед – звезда в буквальном смысле слова превращена в двигатель «корабля». На внутренней поверхности Чаши находится обширная цивилизация. Структура романа не слишком напоминает "Мир-кольцо" Ларри, потому что главная проблема заключается в установлении контакта с туземцами.
Преимуществами любого большого объекта, будь то Тупой или Умный, является энергия и пространство. Накопленная солнечная энергия огромна, а жизненное пространство находится за пределами осознания, его можно выразить разве что численно. Пока мы планировали роман, мой друг Фримен Дайсон заметил: “Мне нравится обозначать качество среды обитания через коэффициент R, равный отношению общей массы к запасу доступной энергии. Чем больше R, тем беднее среда обитания. Если мы рассчитаем R для Земли, используя общее количество падающего солнечного света в качестве доступной энергии, то результат составит около 12 000 тонн на Ватт. Если мы рассчитаем R для кометного объекта с оптическими концентраторами, движущегося в любой точке галактики, где видна звезда нулевой звездной величины, то результат составит 100 тонн на Ватт. Кометный объект, расположенный практически в любой точке галактики, в 120 раз лучше планеты Земля в качестве дома для жизни. Основная проблема планет заключается в том, что они имеют слишком малую площадь и слишком большую массу. Жизнь нуждается в пространстве не только для сбора падающей энергии, но и для утилизации отработанного тепла. В долгосрочной перспективе жизнь распространится в тех местах, где масса может быть использована наиболее эффективно, вдали от планет, в кометных облаках или в пылевых облаках недалеко от подходящей звезды. Если такой звездой окажется наше Солнце, у нас есть шанс обнаружить странствующую форму жизни, которая, возможно, обосновалась неподалёку”.
Понимание этого помогло мне продумать Чашу, R которой составляет около 10¹⁰!
Стабильность
Двигатели Шкадова нестабильны. Они не являются стационарными ( это изобретение Боба Форварда), потому что они не находятся на орбите. Толкните их, как это делает реальная фотонная тяга, и они будут обречены упасть наружу. Итак, как создать что-то, что использует энергию звезды для ее перемещения и может быть иметь стабильное положение относительно неё?
Меня волновал этот вопрос, и я вспомнил о работе, которую мы с моим братом Джимом проделали над повышением качества парусов путем десорбции краски, которую мы могли нанести на поверхность паруса, чтобы она сдувалась при попадании на нее луча микроволновой энергии, придавая кораблю ускорение. Это срабатывало в экспериментах, которые мы проводили в Лаборатории реактивного движения в рамках гранта НАСА. В принципе, выбрасывать массу в сторону лучше, чем отражать солнечный свет, потому что фотоны обладают очень малым импульсом. Отношение импульса фотона к импульсу частицы, движущейся со скоростью V, равно
(V/c)(2Ep )/EM
где Ep — энергия фотона, а EM — кинетическая энергия массы M. Таким образом, если эти две энергии одинаковы, то фотон обладает небольшой долей импульса массы, V/c.
Поэтому Мы решили не использовать фотоны, а вместо этого взять струю частиц, исходящих от звезды, заставляя ее вырываться в космос прямо через центр чаши. Струя должна быть ограничена магнитными полями, иначе она будет болтаться во все стороны, как незакреплённый пожарный шланг. Магнитные поля с ближайшей части звезды фокусирует отражающая полоса зеркал на Чаше. Таким образом струя из отраженной энергии постоянно отталкивает звезду, а управление магнитными полями, встроенными в саму структуру Чаши, позволяет сохранять импульс и стабильность.
Локальная центробежная сила полностью исключает необходимость накопления массы для удержания предметов, используя для этого только силу вращения. Естественно, это подводит нас к необходимости вырабоки требований к конструкции Чаши.
Крупные объекты, построенные человеком, будь то пирамиды, соборы или небоскребы, всегда можно критиковать как преступное расточительство ресурсов цивилизации, особенно если они кажутся безвкусными. Но только не в том случае, если они расширяют жилые пространства и создают полунатуральную среду обитания. Эта идея восходит к книге Олафа Стэплдона «Создатель звёзд»: "Мало того, что каждая солнечная система оказалась окружена плотной сетью световых ловушек, накапливавших «убегающую» солнечную энергию с целью разумного ее использования (Галактика теперь светилась не так ярко), многие звезды, не подходившие на роль солнц, были разрушены, а их обширные запасы внутриатомной энергии пущены в дело..”
Наш корабль, Умная Чаша, тоже куда–то летит, а не просто стоит на месте, ожидая посетителей, таких как Мир-Кольцо, — и его экипаж живёт на борту.
Мы начали с очевидного: куда они направляются и зачем?
Ответ на этот вопрос лег в основу двух романов. В этом и заключается прелесть умных объектов – они не просто вызывают восхищение, они интригуют.
Мой дедушка часто говорил, когда мы отправлялись в Мексиканский залив за креветками, что лодка просто ищет место, где бы затонуть.
Итак, приступая к разработке нового большого умного объекта, я сказал: "Искусственный мир просто ищет, где бы лопнуть".
Вы живете всего в нескольких метрах от космического вакуума, на быстро перемещающейся из-за вращения Чаши поверхности (для создания центробежной силы тяжести). Это упрощает запуск кораблей, поскольку они сразу же будут иметь высокую начальную скорость… но это также означает, что необходимо компенсировать высокие нагрузки, которые могут привести к разрыву швов. Представьте, что обитатели солнечной стороны захотят поработать, попробовать что-то новое…
“Знаешь, Фред, я думаю, что смогу провести санузел, просто просверлив вот здесь. Ой—ой-ой!”
И вакуум высасывает вас наружу. Внезапно вы начинаете двигаться по касательной со скоростью тысяча километров в секунду — гораздо большей, чем 50 км/с, необходимые для того, чтобы преодолеть силу притяжения звезды. Это упрощает исследование близлежащих звезд во время облета.
Но этот простой выход на самом деле опасен. Чтобы жить на Большом умном объекте, вам самим лучше быть достаточно сообразительными.
Разработка механики
Оказалось, что тут не обойтись без хитростей.
Как мы объяснили в «Корабле-звезде»:
цитата
Мы предположили, что Строители Чаши сделали каркас из чего–то вроде скрита — термина, используемого в Мире-Кольце, — сероватого полупрозрачного материала, прочность которого примерно равна энергии ядерной связи, материала того же уровня физики, который удерживал Мир-Кольцо от распада. Этот материал — единственное физическое чудо, необходимое для того, чтобы Мир-Кольцо или Чаша работали механически. Стабилизировать Мир—Кольцо несложно — просто нейтрализуйте небольшое боковое биение. Заставить Чашу работать в динамическом режиме гораздо сложнее; главная проблема — звёздный двигатель и его магнитные поля. Это была зона ответственности Бенфорда, поскольку он опубликовал много научных статей в Astrophysical Journal, посвященных струям из аккреционных дисков вокруг черных дыр, некоторые из которых весят намного больше галактик. Но кто управляет струей? И как, ведь она больше планеты по размеру? Вот как вы получаете сюжетные ходы из лежащей в их основе физики.
Один из способов представить себе прочность конструкции, необходимую для того, чтобы удержать Чашу вместе, — это представить, что могло бы удержать башню высотой в сто тысяч километров на Земле. Самое высокое здание, которое у нас сейчас есть, — это небоскреб Бурдж-Халифа высотой 829,8 м (2722 фута) в Дубае, Объединенные Арабские Эмираты. Таким образом, для Мира-Кольца или Чаши мы используем материал, похожий на скрит, который в 100 000 раз прочнее, чем лучшие современные стали или углеродные композиты. Однако даже в статическом равновесии здания имеют тенденцию прогибаться под воздействием различных нагрузок, а очень плохая погода может обрушить очень прочные здания. Так что это действительно мегаструктура мастеров-инженеров. Мы знаем, что нейтронные звезды могут справляться с такими нагрузками, значит умные инопланетяне или даже обычные люди тоже могут с этим справиться. Итак, пусть инженеры из Калифорнийского технологического института (где Ларри был студентом), Технологического института Джорджии (куда Бенфорд чуть не поступил) или Массачусетского технологического института (где Бенфорд взял творческий отпуск) займутся этим вопросом, а затем подождём столетие или два — кто знает, что они могут изобрести? Это предпосылка и, что еще лучше, обещание — суть современной научной фантастики.
Внутренняя часть нашей Солнечной системы содержит достаточно материала для создания классической сферы Дайсона. Планеты и огромные скопления льда и камня, такие как Пояс Койпера и облака Оорта, — все, что вращается вокруг звезды, может дать массу, достаточную для создания Шара. Для инопланетных разумов это может стать заманчивым искушением. Соберите весь материал, движущийся по орбите и сожмите его, соединяя молекулярным клеем. Затем сделайте из полученного материала пластины, которые можно использовать для строительства. Это позволяет конструкторам соединить их в единую оболочку – например, из сферических треугольников. Работа многих поколений, даже для существ с очень долгой продолжительностью жизни. Но даже мы, люди, способны на это, что видно на примере Шартрского собора, Великой китайской стены и многого другого.
Происхождение
И все же: кто её построил? Возможно, чаша изначально была создана для того, чтобы жить под постоянным солнечным светом. Представьте себе, что это межзвездная Флорида, теплая и ласковая, с фантастическим ночным небом. Которое со временем меняется.
цитата
Поначалу строители, возможно, наслаждались сиянием своего маленького солнца, осваивая и колонизируя Чашу, мечтая о том, чтобы у нее была огромная площадь поверхности, на которой было бы место для необъятных природных просторов. Но затем аборигены Чаши начали мечтать о колонизации галактики. Им пришла в голову идея реактивного двигателя, и у них уже была возможность его создать, добавив сопло на поверхности сферы. Создание зеркальной зоны заняло некоторое время, но затем реактивный двигатель позволил им путешествовать. Это сработало не так хорошо, как они думали, и потребовало контроля, что они и сделали, используя мощные магнитные поля.
Система пригодилась и для космических полетов. Оказавшись в космосе, вы оказываетесь в свободном падении; масса Чаши довольно велика, но вы выходите за пределы корпуса на высокой скорости, так что слабое притяжение Чаши не является проблемой. Любой желающий может путешествовать по Солнечной системе, и она очищена от всех крупных частиц. (Атмосфера помогает уничтожить любые метаориты, которые могли бы представлять угрозу).
Ключевая идея заключается в том, что большая часть чаши является зеркальной, направляя отраженный солнечный свет на небольшое пятно на звезде, расположенное у подножия линии струи. В этом месте усиленный солнечный свет создает стоячую “вспышку”, которая образует струю. Эта струя толкает звезду вперед, увлекая за собой Чашу под действием силы тяжести.
Струя проходит через узловатое отверстие на “дне” чаши и выходит в космос в виде выхлопных газов. Магнитные поля, удерживаемые на поверхности звезды, обволакивают выходящую плазменную струю и удерживают ее, поэтому она не вспыхивает и не окрашивает внутреннюю поверхность Чаши, где процветает вся живая экология, площадь которой значительно превышает площадь Земли. Итак, это огромный движущийся объект, самый большой, какой мы могли себе представить, поскольку мы хотели написать роман о чем-то ещё более величественном, чем Мир-кольцо Нивена.
При вероятных параметрах звезды струя может переместить систему примерно на световой год за несколько столетий. Медленно, но неуклонно, решая деликатную проблему управления, Чаша скользит сквозь межзвездные просторы. Звезда действует как щит, останавливая случайные ледяные астероиды, которые могут оказаться на пути полусферы. Межзвездная плазма и плотность пыли оказывают трение на огромную солнечную магнитосферу Корабля-звезды, который, по сути, представляет собой сферу радиусом 100 астрономических единиц.
Таким образом, струей можно управлять, регулируя ускорение, если это необходимо. Если струя становится нестабильной, наиболее вероятным разрушающим фактором является излом – извивающийся узел в потоке, который движется наружу. Он может отразиться в сторону и заполнить зоны вблизи отверстия ядовитой плазмой, плотным солнечным ветром. Первый способ защиты, если кажется, что струя начинает изгибаться, — это отвернуть зеркала в сторону, не освещая основание струи. Но этого может оказаться недостаточно, чтобы предотвратить излом. Мы решили, что такое случалось в прошлом и продолжает жить в легендах Чаши.
Звезда спектрального класса K2, вокруг которой была построена Чаша, теперь имеет большую температуру, нагреваясь зеркалами, что приближает ее спектр к Солнечному. Это объясняет, почему спектральный класс звезды может несколько отличаться от предсказанного по ее массе. Она выглядит странно окрашенной, более желтой, чем можно было бы предположить по ее массе.
Если на то пошло, это маленькое солнце раньше было немного больше. На протяжении многих миллионов лет оно выбрасывало струю. Тем не менее, ее массы должно хватить надолго. Чаша могла бы несколько раз обогнуть саму галактику.
Атмосфера находится на довольно большой глубине, более 200 км. Она поглощает солнечный ветер и космические лучи и создает парниковый эффект. Кроме того, атмосферное давление выше земного примерно на 50%, в зависимости от местоположения в Чаше. Это также предохранитель, способный поглощать случайные, непреднамеренные удары по экологии. Если сжать всю атмосферу Земли до плотности воды, то ее глубина составит всего 30 футов. Чаша имеет гораздо большую глубину — более ста ярдов в эквивалентном объеме воды. Слишком много углекислого газа? Можно просто сделать атмосферу более разряженной.
Более глубокая атмосфера объясняет, почему в зонах с низкой гравитацией могут летать удивительно крупные объекты — крупные инопланетяне и даже люди. Мы, люди на Земле, наслаждаемся парциальным давлением кислорода в 0,21 бара, и мы вполне можем работать в атмосфере с почти чистым кислородом при давлении в два бара (но будьте осторожны с огнем). Парциальное давление в Чаше немного меньше, чем нам хотелось бы: 0,18 бар, но это компенсируется более высоким давлением. Это снижает риск возгорания, как выяснится позже.
Для начала мы написали историю происхождения Строителей, которую не включили в роман. В ней излагается версия того, что заставило Строителей сделать все это.
Правдоподобна ли Чаша?
Не совсем. Например, для неё требуется скритч, который никто не знает как создать.
А сама Чаша — это огромная катастрофа, которая вот-вот произойдет. Кто-то должен постоянно управлять реактивной струёй. Нельзя просто сказать "Это нелинейная система, не вини меня" [цитата из романа "Корабль-звезда"]. Туземцы могут участвовать в медленных полетах к звездам, но они всегда в опасности. Их общество должно скрывать это от посторонних глаз, иначе они все сойдут с ума.
Нашей целью при написании этих двух романов и, возможно, следующего было показать, насколько странным может быть мышление инопланетян, придав ему реальное, физическое присутствие в Чаше. Кроме того, мы хотели понять, каково это — думать о том, куда могло бы пойти само человечество, если бы у него было время, цель и, самое главное, — воображение.
Издательство: М.: Искусство, 1985 год, 25000 экз. Формат: 84x108/32, мягкая обложка, 338 стр. ISBN: не указан
Аннотация: Режиссеры, литераторы, педагоги размышляют о том, насколько успешно, ярко, эффективно детское кино способствует воспитанию у подрастающего поколения благородных человеческих качеств, любви к Родине, к знаниям, к труду. В статьях этого издания, идет речь и о наиболее характерных процессах, происходящих в кинематографе для детей, и о причинах успехов и неудач конкретных фильмов, об отзывах, высказываниях и пожеланиях самых юных зрителей, об их отношении к киноискусству, о их кинолюбительских опытах. Для специалистов и для широкого читателя. На вклейках — десятки кадров из советских фильмов.
Издательство: М.: Современник, 1986 год, 200000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 464 стр. ISBN: не указан
Аннотация: Сборник объединяет произведения популярных авторов XIX века, активно печатавшихся в журналах: "Московский наблюдатель", "Библиотека для чтения", "Отечественные записки", "Современник". В книгу вошли "Сказание об Ольге" З.А. Волконской, "Угол" Н.А. Дуровой, "Суд света" Е.А. Ган, "Дача на Петергофской дороге" М.С. Жуковой, "Хозяйка" Е.В. Кологривовой, "Переписка" Ю.В. Жадовской, "Степная барышня" А.Я. Панаевой, "Из провинциальной галереи портретов" Н.С. Соханской. Произведения отмечены яркой творческой индивидуальностью, большинство из них в наше время не переиздавались.
Комментарий: Проза русских писательниц первой половины 19 века. Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации В. Низова.
Аннотация: В сборник включены фантастические произведения русских писателей, чьи имена известны всему миру, — А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя, Ф. Достоевского, И. Тургенева, а также менее известных или почти забытых — В. Одоевского, А. Погорельского, О. Сомова, Е. Кологривовой.
Комментарий: Литературные фантазии русских писателей 19 века. Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации В.С. Тер-Вартаняна.
Издательство: М.: Правда, 1989 год, 100000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 672 стр. ISBN: не указан
Аннотация: Сборник объединяет произведения писательниц прошлого века, активно печатавшихся в журналах «Московский наблюдатель», «Библиотека для чтения», «Отечественные записки», «Современник».
Комментарий: Проза русских писательниц 19 века. Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации Т. Костериной.
Аннотация: Вниманию читателей предлагается очередной сборник статей и комиксов, подготовленный сотрудниками Российской государственной библиотеки для молодёжи.
В юбилейный сборник вошли большие обзорные статьи, посвящённые истории международных российских фестивалей «КомМиссия» и «Бум-фест». А также впервые публикуемые на русском языке статьи об истории комиксов в бывших Чехословакии и Югославии — и об огромной роли выходцев из России и СССР в формировании национальных школ комикса в этих странах. В качестве бонуса опубликован многостраничный фрагмент комикса «Треугольник» Е. Грезиной.
Сборник адресован специалистам книжного дела, культурологам, профессиональным авторам-комиксистам, а также любителям рисованных историй и широкому кругу читателей, содержит материалы справочного и рекомендательного характера.
Аннотация: В сборник вошли материалы выступлений Третьей российской научной конференции (с международным участием), посвященной проблематике рисованных историй (в т.ч. комиксов, манги и т.п.) в контексте книжного дела и смежных областей знания. Конференция состоялась 4 апреля 2018 г. в Российской государственной библиотеке для молодежи в рамках Международного фестиваля рисованных историй «КомМиссия».
Сборник адресован специалистам книжного дела, культурологам, профессиональным авторам-комиксистам, а также любителям рисованных историй и широкому кругу читателей. Содержит материалы научно-методического, справочного и рекомендательного характера.
Издательство: Воронеж: Юпитер, 2019 год, Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 584 стр. Серия: Библиотека приключений и научной фантастики (продолжатели)
Комментарий: Произведения о Диком Западе. Художник не указан.
Издательство: Воронеж: Юпитер, 2019 год, Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 636 стр. Серия: Библиотека приключений и научной фантастики (продолжатели)
Комментарий: Произведения о Диком Западе. Художник не указан.
Издательство: Воронеж: Юпитер, 2019 год, Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 652 стр. Серия: Библиотека приключений и научной фантастики (продолжатели)
Комментарий: Произведения о Диком Западе. Художник не указан.
Издательство: Воронеж: Юпитер, 2019 год, Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 660 стр. Серия: Библиотека приключений и научной фантастики (продолжатели)
Комментарий: Произведения о Диком Западе. Художник не указан.
Издательство: Воронеж: Юпитер, 2019 год, Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 648 стр. Серия: Библиотека приключений и научной фантастики (продолжатели)
Комментарий: Произведения о Диком Западе. Художник не указан.
Издательство: Воронеж: Юпитер, 2019 год, Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 704 стр. Серия: Библиотека приключений и научной фантастики (продолжатели)
Издательство: Воронеж: Юпитер, 2019 год, Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 680 стр. ISBN: не указан Серия: Библиотека приключений и научной фантастики (продолжатели)
Издательство: Воронеж: Юпитер, 2019 год, Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 628 стр. Серия: Библиотека приключений и научной фантастики (продолжатели)
Аннотация: В сборник вошли материалы выступлений юбилейной Пятой научной конференции «Изотекст», посвященной проблематике рисованных историй (в т. ч. комиксов, манги и т. п.) в контексте книжного дела и смежных областей знания. Сборник адресован специалистам книжного дела, антропологам, культурологам, профессиональным авторам-комиксистам, а также любителям рисованных историй и широкому кругу читателей. Содержит материалы научного, научно-методического, справочного и рекомендательного характера.
Издательство: Воронеж: Юпитер, 2020 год, Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 592 стр. Серия: Библиотека приключений и научной фантастики (продолжатели)
Комментарий: Произведения о Диком Западе. Художник не указан.
Издательство: Воронеж: Юпитер, 2020 год, Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 640 стр. Серия: Библиотека приключений и научной фантастики (продолжатели)
Комментарий: Произведения о Диком Западе. Художник не указан.
Издательство: Воронеж: Юпитер, 2020 год, Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 640 стр. Серия: Библиотека приключений и научной фантастики (продолжатели)
Комментарий: Произведения о Диком Западе. Художник не указан.
Издательство: Воронеж: Юпитер, 2020 год, Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 620 стр. Серия: Библиотека приключений и научной фантастики (продолжатели)
Комментарий: Произведения о Диком Западе. Художник не указан.
Аннотация: В сборник вошли материалы выступлений Шестой научной конференции «Изотекст», посвящённой проблематике рисованных историй (в т.ч. комиксов, манги и т.п.) в контексте книжного дела и смежных областей знания. Конференция состоялась 11 — 13 ноября 2021 г. в Российской государственной библиотеке для молодёжи. Сборник адресован специалистам книжного дела, антропологам, культурологам, а также любителям рисованных историй и широкому кругу читателей. Содержит материалы научного, научно-методического, справочного и рекомендательного характера.
Комментарий: Материалы VI Международной конференции исследователей рисованных историй и визуальной культуры 11-13 ноября 2021 г. Иллюстрация на обложке К. Комардина.
Издательство: Воронеж: Юпитер, 2021 год, Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 604 стр. Серия: Библиотека приключений и научной фантастики (продолжатели)
Комментарий: Произведения разных авторов, объединённые именем главного героя — барона Карла Иеронима фон Мюнхгаузена. Художник не указан.
Аннотация: Это сборник лучших рассказов конкурса попаданческой фантастики в стиле хоррор (ужасы про попаданцев). Попаданцы — это герои одной временной эпохи, волей фантастического случая оказавшиеся в другой. Хоррор — это когда всем страшно: героям, читателям, критикам, а иногда и даже самим авторам. Твист — это когда обе эти вещи встречаются в произведении одновременно. Конкурс проводился по системе «прорыв», значит события увлекут вас с первых же строк.
Комментарий: В сборник вошли рассказы финала конкурса "Твист". Художник не указан.
Издательство: Воронеж: Юпитер, 2022 год, Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 644 стр. Серия: Библиотека приключений и научной фантастики (продолжатели)
Издательство: Воронеж: Юпитер, 2022 год, Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 512 стр. Серия: Библиотека приключений и научной фантастики (продолжатели)
Аннотация: В сборник конференции вошли статьи участников VII Международной научной конференции исследователей рисованных историй и визуальной культуры «Изотекст», посвящённой проблематике последовательного визуального нарратива (в т.ч. комиксов, манги и т.п.) в контексте книжного дела и смежных областей знания. Конференция состоялась 11 — 13 ноября 2022 г. в Российской государственной библиотеке для молодёжи. Сборник адресован специалистам книжного дела, антропологам, культурологам, а также любителям рисованных историй и широкому кругу читателей.
Комментарий: Материалы VII Международной конференции исследователей рисованных историй и визуальной культуры, Москва, 11-13 ноября 2022 г.
Аннотация: Сборник лучших рассказов финала конкурса супрематической фантастики "Малевич". В этой уникальной книге собраны лучшие рассказы конкурса супрематической фантастики «Малевич». Художники-супрематисты стремились передать окружающую действительность с помощью цвета и геометрических форм, авторы рассказов этого сборника использовали предложения, слова и буквы. Сложнейшая задача. Удивительный, невероятный результат.
Комментарий: Лучшие рассказы конкурса супрематической фантастики «Малевич». Художник не указан.
Издательство: б. м.: Издательские решения, 2022 год, мягкая обложка, 272 стр. ISBN: 978-5-0056-3752-9
Аннотация: Хоррорку (хоррор + хайку) — это давно уже устоявшийся поджанр хоррора, но только это разновидность не прозы, а поэзии. Хоррорку — как и японское хайку — традиционно состоит из 17 слогов. Каждое стихотворение записывается в три строки и состоит из трёх ритмических частей по 5-7-5 слогов. В книге собраны 1111 хайку — 1111 фотоснимков ада, кошмаров и безумия.
Комментарий: Антология тёмной поэзии. Иллюстрация на обложке А. Бусе.
Аннотация: В сборник конференции вошли статьи участников VIII Международной научной конференции исследователей рисованных историй и визуальной культуры «Изотекст», посвящённой проблематике последовательного визуального нарратива (в т.ч. комиксов, манги и т.п.) в контексте книжного дела и смежных областей знания. Конференция состоялась 10 — 12 ноября 2023 г. в Российской государственной библиотеке для молодёжи. Сборник адресован специалистам книжного дела, антропологам, культурологам, а также любителям рисованных историй и широкому кругу читателей.
Комментарий: Материалы VIII Международной конференции исследователей рисованных историй и визуальной культуры, Москва, 10 — 12 ноября 2023 г.
Аннотация: Альманах «Полдень» продолжает традиции журнала "Полдень. XXI век", главным редактором которого был мэтр отечественной фантастики Борис Стругацкий. В альманахе печатаются повести и рассказы, а также статьи, посвященные вероятному будущему, а также историческому анализу и современной ситуации в отечественной фантастической литературе.
Издательство: М.: Эксмо, 2023 год, 3500 экз. Формат: 70x90/32, мягкая обложка, 288 стр. ISBN: 978-5-04-185100-2 Серия: Великолепные детективные истории
Аннотация: Поклонники остросюжетной литературы получат огромное удовольствие, читая короткие криминальные истории, вошедшие в сборник «Жаркий детектив»! Любимые писатели — Татьяна Устинова, Людмила Мартова, Галина Романова и другие популярные авторы — по-прежнему удивляют своим остроумием и литературным талантом. Буквально на нескольких страницах разворачивается увлекательное действие с неожиданной развязкой в пленительном антураже жарких летних дней! В сборнике «Жаркий детектив» есть все, что вы так любите: хитроумно закрученный сюжет, стремительное расследование и головокружительный финал. Попробуйте разгадать захватывающую загадку раньше всех!
Издательство: М.: Эксмо, 2023 год, 3500 экз. Формат: 70x90/32, мягкая обложка, 320 стр. ISBN: 978-5-04-187907-5 Серия: Великолепные детективные истории
Аннотация: В дни рождественских каникул все взрослые словно возвращаются в детство! Кому не хочется испытать радостное предвкушение чуда и вновь поверить, что оно непременно сбудется? А кто откажется от удовольствия морозным утром обнаружить под сверкающей елкой таинственный сверток в подарочной упаковке? Издательство «Эксмо» предлагает вам и вашим близким отличный презент: сборник остросюжетных рассказов «Детективное Рождество»! Татьяна Устинова, Анна и Сергей Литвиновы, Евгения Михайлова и другие известные писатели поздравляют вас с этим радостным и светлым праздником! Детективный рассказ требует от автора высшего мастерства, ведь закрутить интригу, расследовать преступление и разоблачить преступника надо всего на нескольких страницах. Этим даром блестяще владеют популярные писатели, чьи рассказы входят в сборники из серии «Великолепные детективные истории». Наслаждайтесь новыми гранями их таланта!
Издательство: Воронеж: Юпитер, 2023 год, Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 564 стр. Серия: Библиотека приключений и научной фантастики (продолжатели)
Издательство: Воронеж: Юпитер, 2023 год, Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 608 стр. Серия: Библиотека приключений и научной фантастики (продолжатели)
Издательство: Воронеж: Юпитер, 2023 год, Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 596 стр. Серия: Библиотека приключений и научной фантастики (продолжатели)
Издательство: Воронеж: Юпитер, 2023 год, Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 564 стр. Серия: Библиотека приключений и научной фантастики (продолжатели)
Издательство: Воронеж: Юпитер, 2024 год, Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 616 стр. Серия: Библиотека приключений и научной фантастики (продолжатели)
Издательство: Н.Новгород: Дежавю, 2024 год, Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 516 стр. Серия: Библиотека приключений и научной фантастики (продолжатели)
Комментарий: Приключенческие произведения о подростках. Художник не указан.
Издательство: Кирово-Чепецк, Новосибирск: Книжный клуб "Спутник", 2024 год, 5 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 676 стр. Серия: Библиотека приключений и научной фантастики (продолжатели)
Аннотация: Двадцать восьмой том антологии "горной фантастики и приключений".
Комментарий: Двадцать восьмой том из многотомника «горной» фантастики. Переиздание под другим названием.
Издательство: Кирово-Чепецк, Новосибирск: Книжный клуб "Спутник", 2024 год, 12 экз. твёрдая обложка, 732 стр. Серия: Библиотека приключений и научной фантастики (продолжатели)
Аннотация: Тридцать второй том антологии «горной фантастики и приключений».
Издательство: Подмосковье: Детлитиздат, 2024 год, Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 496 стр. Серия: Библиотека приключений и научной фантастики (продолжатели)
Аннотация: В данном томе собраны как рассказы Честера Гейера, так и произведения, приписываемые ему под разными коллективными и общими псевдонимами, поэтому настоящее авторство текстов выяснить однозначно крайне затруднительно. Сборник дает представление об общем литературном ландшафте журнальной эпохи 1940-50-х гг. в США.
Комментарий: Произведения литераторов круга журнала "Fantastic Adventures" и друзей Ч. Гейера, публиковавшихся под общими псевдонимами. Художник обложки не указан. Внутренние иллюстрации Р. Фука, Р. Нейлора, Р.Г. Джонса, Э. Валигурски и Ф. Наварро.
Издательство: М.: Bubble, 2024 год, 1000 экз. мягкая обложка, 60 стр. ISBN: 978-5-907726-85-7 Серия: ГАМ
Аннотация: Приготовьтесь к фантастическим межзвёздным перелётам и встречам с пришельцами прямо здесь, прямо сейчас, прямо вот на этих чудесных страницах апрельского номера альманаха «BUBBLE ГАМ»! И чего же новенького мы приготовили вам в этот раз? Кроссовер всех подряд Чумных Докторов, которые примерили АБСОЛЮТНО неожиданные амплуа, очередная глава саги о «Новой Эре», вторая история про неповторимого сыщика Захарию Шиипа и инопланетное цирковое представление и совершенно внезапный комикс-палиндром, действие в котором происходит около неизведанной кротовой норы в далёкой галактике! А ещё статьи, интервью, портфолио — это всё вы и так знаете, ведь они — уже неотъемлемая часть нашего альманаха.
Комментарий: Книга комиксов. Иллюстрация на обложке Т. Макаревич.
Аннотация: В данном томе собраны как рассказы Честера Гейера, так и произведения, приписываемые ему под разными коллективными и общими псевдонимами, поэтому настоящее авторство текстов выяснить однозначно крайне затруднительно. Сборник дает представление об общем литературном ландшафте журнальной эпохи 1940-50-х гг. в США.
Комментарий: Произведения литераторов круга журнала "Fantastic Adventures" и друзей Ч. Гейера, публиковавшихся под общими псевдонимами. Художник обложки не указан. Внутренние иллюстрации Р. Фука, Р. Нейлора, Р.Г. Джонса, Э. Валигурски и Ф. Наварро.
Издательство: М.: Эксмо, 2024 год, 5000 экз. Формат: 76x100/32, твёрдая обложка, 416 стр. ISBN: 978-5-04-186774-4 Серия: Мистический Петербург
Аннотация: Петербург! Какой таинственной славой овеян этот город! На протяжении сотен лет он пленяет писателей своими туманами и ветрами, дворами-колодцами и гранитными берегами. «Город туманов и снов», место обитания призраков и теней, скрывающихся в арках, город неверных огней и тяжелого, пасмурного неба: странная и вдохновляющая северная столица. В сборник «Мистический Петербург» включены лучшие образцы рассказов о загадочном городе на Неве — от широко известных отечественному читателю до тех, что по сей день оставались полузабытыми. Какие тайны хранит Невский проспект? Где состоится странный бал и каким дурманом навеяны петербургские сновидения в стихах и прозе? Прикоснитесь к загадкам мистического Петербурга и вместе с русскими классиками пройдитесь по его удивительным улицам — страница за страницей.
Комментарий: Рассказы русских писателей о Петербурге.
Издательство: СПб.: Издательство Сидорович, ИП Олексенко А.А., 2024 год, 3000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 384 стр. ISBN: 978-5-907465-33-6 Серия: Звезды над Донбассом, Библиотека приключений и научной фантастики (подражатели)
Комментарий: Сборник фантастических рассказов. Иллюстрация на обложке А. Дербенёвой.
Аннотация: В мире нет ничего важнее информации, и с каждым годом её цена растет. В далеком будущем раскопать истину под слоем лжи, ухищрений и ошибок можно или случайно, или обнаружив себя марионеткой в чужой игре.
Киборгизация, проекции утопической реальности, неостановимый технологический прогресс... и, конечно, столкновение интересов людей с разными взглядами и мотивами.
Перед вами сборник рассказов, сочетающий жанры научной фантастики и детектива.
Комментарий: Выпуск 32. Рассказы, сочетающие жанры научной фантастики и детектива. Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации Елена Скиталец.
Издательство: М.: АСТ, СПб.: Астрель-СПб, 2024 год, 2000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 448 стр. ISBN: 978-5-17-164020-0 Серия: Самая страшная книга
Аннотация: Это не просто "Самая страшная книга".
Это – "Самая ЗАПРЕТНАЯ книга".
ЗАПРЕЩЕНО читать детям и подросткам.
ЗАПРЕЩЕНО читать беременным и особо впечатлительным натурам.
ЗАПРЕЩЕНО читать психически неуравновешенным.
Потому что это – антология экстремального хоррора и сплаттерпанка, самого маргинального и запретного направления в литературе ужасов, а то и во всей современной литературе. Кровь, секс, насилие, мат – это точно не та книга, которую вы посоветуете вашей бабушке.
Запретный плод сладок, но это…
Это – полный "БЕСПРЕДЕЛ".
Комментарий: Антология экстремального хоррора. Художник не указан.
Издательство: М.: Alpaca, Vicious Membrane, 2024 год, 250 экз. мягкая обложка, 44 стр. ISBN: 978-5-00242-004-9 Серия: Древние комиксы
Аннотация: Куча наносит ответный удар по вашим мозгам! Вторая и заключительная часть похождений монструозной кучи! Болотная Тварь и Леший нервно курят в сторонке — злоключения болотных монстров ещё никогда не были настолько зубодробительными и хулиганскими! Перед вами чистокровный представитель аутло-комиксов (другие яркие примеры жанра — «Ворон» (The Crow), «Фауст» (Faust), «Ред Рум» (Red Room)) – сначала будет мерзковато, потом странновато, а затем безумие поглотит вас целиком и выплюнет то, что осталось!
Комментарий: Окончание приключений Кучи, материалы из журнала "Psycho" №6, 7, 10, 12, 13. Иллюстрация на обложке Б. Эверетта.
Издательство: М.: Bubble, 2024 год, мягкая обложка, 138 стр. ISBN: 978-5-907726-76-5
Аннотация: Целый год прошёл после громкого дела Чумного Доктора. Майор Игорь Гром стал знаменит на весь город, журналистка Юля Пчёлкина продолжает вести расследования, а Дима Дубин становится всё опытнее и самостоятельнее. Тем временем размеренная жизнь Петербурга, кажется, будет длиться недолго: в город скоро прибудет оружейный магнат Август ван дер Хольт, при помощи которого генерал-лейтенант Мария Архипова собирается провести реформу полиции. И не будем забывать о Сергее Разумовском, который томится в заключении Чумного форта, проходя лечение у загадочного доктора Рубинштейна...
Каждый из них готов на всё ради воплощения своей главной мечты. Но о чём они грезят на самом деле?
Комментарий: Сборник комиксов с предысторией к фильму "Майор Гром: Игра".
Аннотация: Сборник лучших научно-фантастических рассказов и повестей, опубликованных в 2023 году состоявшимися и начинающими мастерами жанра, под редакцией Алана Кастера.
Комментарий: The best hard science fiction stories of 2023. Cover art by Maurizio Manzieri.
Презентация книги Вадима Волобуева «Станислав Лем — свидетель катастрофы» пройдет 13 июня в 19:00 в книжном магазине «Порядок слов» в Центре Гиляровского, Москва.
Личность знаменитого польского фантаста остается не до конца разгаданной: в биографии писателя слишком много противоречий. В своей книге Вадим Волобуев прослеживает судьбу Лема как историю интеллигента, ставшего не только свидетелем, но во многом и жертвой жестокого XX столетия.
Почему Лем одновременно ненавидел и любил Россию? Зачем творил в жанре научной фантастики, если не выносил ее как читатель? Каким образом он пережил нацистскую оккупацию и как этот опыт повлиял на его мировоззрение?
Июньское голосование подкинуло нашему книжному клубу сюрпризов и далеко не все оказались довольны результатами. Фаворит голосования менялся несколько раз (достаточно сказать, что в первые часы голосования «Костяной» Алексея Провоторова вырвался вперед с серьезной форой), затем долгое время лидировал «Демон Максвелла» Холла, да так уверенно, что многие участники даже успели купить и начать читать книгу... чтобы в финале узнать, что их фаворит уступил лидерство совершенно другой книге.
Общие результаты, начиная со второго места получились такие:
А победителем голосования во второй раз подряд стал роман в жанре твердой космической фантастики. Часто его даже называют "инженерной" фантастикой, не зря же послесловие переводчика к российскому изданию романа состоит из математических формул чуть менее чем полностью.
Итак, встречайте победителя голосования и книгу июня: роман от двух грандмастеров американской фантастики Ларри Нивена и Грегори Бенфорда «Чаша небес», получивший суммарно 49 голосов читателей.
По сюжету романа космический корабль, летящий на субсветовой скорости к пригодной для жизни планете, сталкивается с поразительно огромной структурой: чашеобразной конструкцией, похожей на полусферу Дайсона, с пригодной для жизни внутренней поверхностью, площадь которой превышает миллионы земных планет, который использует целую звезду в качестве двигателя. Очевидно, команда корабля не может упустить такой возможности и решает исследовать мегаструктуру.
Переводов романа удалось найти не так много. Кроме нескольких англоязычных изданий, можно отметить переводы на немецкий и болгарский языки.
С другой стороны, есть не малое количество дополнительных материалов и статей о романе. В первую очередь стоит отметить статью Грегори Бенфорда "Конструируя Чашу Небес" с описанием фантастических идей, лежащих в основе романа и сопровождаемую большим количеством схем и иллюстраций, перевод которой обязательно будет опубликован в рамках работы книжного клуба.
А на страницах самого романа можно найти схему Чаши Небес (которая так же представлена в статье Бенфорда).
Есть и фанарт, который обязательно будет опубликован на страницах книжного клуба.