Зарекался заниматься переводами, но тут такой случай, что не смог пройти мимо: когда рассказ длинной всего в пять сотен слов номинируется сразу на ряд крупнейших премий — наверное, в нем есть что-то особенное. И, надо сказать, рассказ действительно получился: жестокий, хлесткий, наполненный мрачной иронией и красиво закольцованный.
Раз в десятилетие шаттл с титановым носом пробивается сквозь кольца планеты Тартар с новой партией заключенных, отправленных на фабрику "Орфей". Отбросы, из которых состоят кольца, настолько плотные, что градом ударяясь, отскакивая и царапая корпус гремят как гром, оглушая пассажиров. Заключенные зажмуривают глаза и умоляют пилота быть осторожнее.
— Ты что, пытаешься протаранить их все? — огрызается один из них, прикрывая уши от грохота.
Пилот тихо смеется. Иронично. Пренебрежительно:
— Всегда. Как можно больше.
Погружается в кольца, и грохот усиливается.
2.
На планете, в обветшалом особняке из мрамора цвета гнили, Суд Сивилл больше походит на фарс. Все предатели, которых отправили в Тартар, приговариваются к одному наказанию за измену: к вечной жизни.
Заключенные смиренно стоят, пока коммуникатор зачитывает имена. Дребезжащий десятирукий автосудья размеренно декламирует приговоры, не пропуская ни единого слова из традиционного обвинительного заключения, потому что Империя Сивилл верит в силу церемониала.
3.
Друг за другом заключенные направляются к темной, квадратной пасти, вырубленной в земле — фабрике "Орфей". Машины кромсают одежду и обрабатывают тела янтарным дезинфицирующим средством, которое пахнет смолой, обжигает кожу и заставляет волосы выпадать. Крошечные серебряные иглы впиваются в вены. Наноботы закачиваются в кровь, заполняя органы, удаляя бляшки в артериях, удлиняя теломеры, восстанавливая нейроны.
Последняя инъекция поражает двигательные нейронные пути, парализуя все, кроме глаз. Перед последним этапом заключенные на мгновение снова чувствуют себя молодыми.
4.
Последним даром планеты Тартар ее новорожденным обитателям становится совершенно новый скафандр, ярко-белый, с системой жизнеобеспечения высшего класса, работающей на солнечной энергии, которая может перерабатывать воздух и отходы жизнедеятельности организма до двухсот лет, если ничто не нарушит защитный барьер скафандра. Машины протягивают к телам заключенных трубки для кормления и удаления отходов. В конце новообращенных Орфеев сваливают в кучу снаружи, под темным небом, их испуганные глаза мерцают за лицевыми щитками, губы растянуты в сардонической улыбке.
Когда дело сделано, управлявший шаттлом пилот загружает их обратно в грузовой отсек, складывая тела будто дрова.
5.
На своем пути через планетарный пояс шаттл сбрасывает новых Орфеев в кольцо, вращающееся оборот за оборотом вокруг Тартара, будто исполняя бесконечную панихиду. Только тогда заключенные увидят миллиарды застывших белых скафандров, миллиарды внимательных глаз, мерцающих за лицевыми щитками, людей, чья наполненная механизмами кровь не дает им умереть, пока они бесконечно кружат на орбите.
Они будут вечно парить в невесомости, лишенные сна. Будут молить о случайно пролетающем астероиде, способном пробить их скафандр. Десять лет спустя, когда они увидят серебристый шаттл, приближающийся к измученной планете, они будут молить, чтобы выходя на орбиту корабль сокрушил их тела.
Пилоты всегда пытаются протаранить как можно больше.
Сегодня давайте посмотрим книги, которые вошли в шорт-лист премии «Хьюго 2025». Он довольно сильно отличается от Шортлиста премии «Небьюла 2025», который я обозревал ранее, и, как мне кажется, отличается в лучшую сторону: здесь больше и знакомых имен и достойных номинации кандидатов. По основным номинациям я сделаю прогноз, кто по моему мнению станет победителем этого года, а результаты мы узнаем ровно через 4 месяца, 16 августа.
За главную номинацию, лучший роман, сражаются шесть книг.
1. Начало нового цикла Роберта Джексона Беннетта, «The Tainted Cup», городское фэнтези и детектив с необычным миром и персонажами, что уже стало визитной карточкой автора.
2. Сразу два романа Адриана Чайковски. Первый — «Alien Clay», который уже претендует на Премию Филипа К. Дика и недавно был снят автором с номинации на Премию Британской Ассоциации Научной Фантастики, о чем я писал отдельно.
3. Второй роман Чайковски — «Service Model» о роботах в мире с выродившимся от излишней опеки и постепенно вымирающим человечеством.
4. Кэлиана Брэдли «The Ministry of Time» — пожалуй, самый спорный номинант, романтическая история о клерке из министерства времени, которая вынуждена делить кров с мужчиной из 19 века. Роман пользуется огромной популярностью, но на крупные фантастические премии такие книги, как правило, не претендуют.
5. Джон Уисвелл «Someone You Can Build a Nest In» — дебютный роман автора, который уже не раз удостаивался высших наград за малую форму. Тоже, в какой-то степени, романтическая история, но играющаяся с классическими штампами "любви девушки и монстра". Ведь монстр тут в процессе размножения должен отложить яйца в тело своей возлюбленной, с тем что бы у детишек было пропитание. И как героям выйти из этого положения — задача нетривиальная.
Хотя я отчаянно буду болеть за Чайковски и Беннетта, считаю, что у этих номинантов практически нет шансов на победу. Чайковски сильно подвело, что у него прошло в короткий список сразу две книги и голоса фанатов автора разделятся между ними, а для Беннетта уже номинация на Хьюго — большой успех. Основная борьба развенется между обласканной фандомом (премий уже больше чем у Ле Гуин) Т. Кингфишер и Джоном Уисвеллом и я ставлю на победу последнего. Все-таки дебютанты, как показала премия прошлого года, имеют определенные преимущества.
Повести. Здесь по прежнему доминируют отдельные публикации, ни журнальных, ни повестей из антологий нет.
1. Нги Во «The Brides of High Hill» — пятая часть известного цикла «Поющие холмы». Цикл также номинировался на Хьюго целиком, но был снят из-за недостаточного суммарного объема текстов.
2. Преми Мохамед «The Butcher of the Forest» — повесть о женщине, которая пытается спасти своего ребенка, похищенного повелителем зачарованного леса.
3. Урсула Вернон (под псевдонимом Т. Кингфишер) «What Feasts at Night» — второй том цикла повестей, вдохновленных творчеством Эдгара Алана По.
5. Рэй Нэйлер «The Tusks of Extinction» — история о выращивании мамонтов в тундрах крайнего севера России и перемещении сознания человека в тело мамонта.
6. Альетт де Бодар «Navigational Entanglements» — космическая фантастика с большой примесью восточно-азиатского колорита.
Здесь я, безусловно, болею за Нэйлера и оцениваю его шансы как достаточно высокие, но допускаю, что Вернон может обойти его на повороте.
Короткие повести. Основная тенденция сохраняется — четыре произведения из шести доступны для прочтения онлайн (для одной даже нет обложки), также есть одна книжная публикация и одна — в печатном журнале.
Пожалуй, самая непредсказуемая номинация, победить может кто угодно. Но если нужно делать ставку, я бы отдал голос за Наоми Критцер, хотя у других кандидатов шанс на победу ничуть не меньше.
Номинации за рассказы между собой разделили три самых популярных сетевых журнала: «Lightspeed», «Uncanny Magazine» и «Clarkesworld». Все шесть рассказов-претендентов можно прочесть онлайн.
А вот среди рассказов интриги никакой нет: Изабель Ким не оставила своим более именитым конкуренткам никаких шансов.
Циклы. Здесь я демонстрирую только обложку последнего на данный момент тома. Циклы очень разные: от законченных трилогий, до бесконечных историй.
1. Ребекка Роанхорс «Между землёй и небесами» (законченная трилогия) — остросюжетное фэнтези, основанное на мифологии южноамериканских индейцев. У нас вышел только первый том, но оценки выглядят довольно удручающе.
2. Таша Сури «The Burning Kingdoms» (законченная трилогия) — эпическое фэнтези на индийском материале, судя по отзывам, довольно "темное".
3. Шеннон Макгвайр «InCryptid» (в цикле 14 книг, не считая повестей и рассказов, но это точно не конец) — городское фэнтези о криптидах, живущих среди людей в современной Америке.
4. Джефф Вандермеер «Зона Икс» (законченная трилогия с приквелом, написанным десять лет спустя). Вендермеер вернулся в мир своей самой знаменитой трилогии с романом «Absolution», наполовину приквелом, наполовину вбоквелом и тем обеспечил попадание давно законченного цикла в шортлист.
5. Брендон Сандерсон «Архив Буресвета» (написано пять книг, всего планируется десять, не считая дополнительных повестей). Сандерсон написал первую половину своего Магнум Опуса и не смотря на концовку, которая многих оставила неудовлетворенными, фанаты смогли продвинуть его книгу на номинацию.
6. Адриан Чайковски «The Tyrant Philosophers» (написано три книги, всего планируется пять, не считая дополнительных повестей и рассказов). Масштабный цикл, каждый роман которого имеет достаточно большую самостоятельность. Как сами романы, так и произведения построены по мозаичному принципу: множество точек зрения и сюжетных линий идеально ложатся в общую картину.
Если бы все решала популярность, то, конечно, у Сандерсона не было бы конкурентов. Но я ставлю здесь на Адриана Чайковски, чей цикл, по моему скромному мнению, сильно превосходит конкурентов.
Премия "Путеводная звезда" за книгу для подростков: с одной стороны выбор большой, с другой его практически нет: все книги или от людей цвета или квир-персон. А по крайней мере пара номинантов совмещают в себе оба преимущества. Других подростковых книг у меня для вас нет.
1. Ханна Эбигейл Кларк «The Feast Makers» — ведьмы-лесбиянки в современной школе.
Во-первых попадание в список Моник Пуарье (под псевдонимом Moniquill Blackgoose) я нахожу возмутительным просчетом организаторов. Это что же теперь, можно брать псевдоним и выдавать себя за начинающего писателя? Ну и ну.
Победителя предсказать очень сложно, но я бы болел за Тиа Таширо — очень уж мне нравятся ее рассказы, немного наивные, но душевные. Всегда, когда они попадаются мне в журналах, читаю с интересом.
По остальным номинациям выскажусь выборочно и тезисно.
Второй огромнейший просчет, скорее даже факап организаторов — это свежезапущенная премия, за лучшее стихотворение: и там, среди пяти номинантов, представляющих собой короткие стихи, опубликованные в онлайн-журнлах затесался целый роман в стихах! Ну вы только посмотрите:
Какие у других претендентов шансы? Это вообще законно?
Хьюго как редактор малой формы почти бескомпромиссно возьмет Нил Кларк — потому что а кто еще? Его анализы рынка малой формы не имеют аналогов в мире, а открытость с аудиторией заслуживает уважения, с другой стороны лучшим журналом скорее всего станет «Uncanny Magazine» — лидер по количеству номинаций на Хьюго в этом году.
По остальным позициям списка мне сказать практически нечего. Как вам шортлист Хьюго на этот год? Что-нибудь заинтересовало, прочли или планируете прочесть?
Лично у меня в планах четыре книги из списка романов, а так же все претенденты в номинации мало формы. Ну и продемонстрированный в колонке роман в стихах я тоже уже заказал.
Ждем номинантов "Локуса" — самой демократичной премии англоязычного фандома — сразу 10 имен в каждой номинации, разделение на жанры и отдельная номинация для дебютантов, это будет самый широкий срез англоязычной фантастики за прошлый год.
За два прошедших месяца накопилось немало книжных новостей: издательства поделились обложками давно ожидаемых новинок, а авторы делали подчас неожиданные анонсы. Самые интересные из них я раз в два месяца собираю в данной рубрике. Далеко не один, например обложку первой сегодняшней книги мне прислали в личку и, можно сказать, это наш эксклюзив, поэтому давайте традиционно поблагодарим всех причастных и будет начинать. Апрельский выпуск дайджеста коротким не будет, достаточно взглянуть на список имён в шапке.
1. Издательство Bantam наконец-то продемонстрировало обложку грядущего романа Стивена Эриксона, который должен быть опубликован этой осенью. «No Life Forsaken» — прямое продолжение вышедшего несколько недель назад на русском языке романа «Бог не желает», первого тома нового цикла, который продолжает события «Малазанской «Книги Павших»». Изначально автор хотел написать трилогию, но объемы второй книги разрастались и ее было решено разделить на две «No Life Forsaken» и «Legacies of Betrayal». Дата выхода последней еще не известна.
Аннотация: Богиня пробуждается в новом мире только для того, чтобы обнаружить, что некоторые вещи никогда не меняются.
Среди пепла неудавшегося восстания в Семи городах разгораются новые угли.
В осажденной штаб-квартире Малазанского легиона в Г'Данисбане зреет беспокойство, поскольку, похоже, близится очередное кровавое столкновение с возрожденным культом Апокалипсиса.
Стремясь подавить восстание до того, как оно охватит весь субконтинент, Кулак Аренфолл имеет в своем распоряжении всего несколько десятков отделений морской пехоты, и многие из них уже рассредоточены, пытаясь подавить многочисленные очаги инакомыслия. Но его солдаты измотаны, измучены борьбой с назревающим восстанием, и последнее, что нужно Аренфоллу, — это прибытие нового адъюнкта.
Миссия этого человека может заключаться в том, чтобы поддержать усилия Аренфолла... или воткнуть нож ему в спину. Конечно, так было всегда. Популярный командир неизбежно должен рассматриваться как угроза императору — такова фатальная природа имперской политики малазанцев.
А что же боги? Что ж, как показала недавняя история, их решение любой проблемы смертных — сделать ее еще более запутанной. Другими словами, это всего лишь еще один бурный день в пестрой истории Малазанской империи.
Также Стивен Эриксон продолжает работать над повестью «Time's Cursed Cartwheel» из цикла о Бошелен и Корбале Броше, да и «Walk in Shadow» тоже рано или поздно должен выйти.
2. Новый роман Кена Лю, открывающий трилогию о приключениях молодой хакерши Юлии Зет выходит в октябре. Автор резко сменил жанр, уйдя от эпического фэнтези в сторону киберпанка и технотриллера (но то, что он не профан в этом направлении подтверждает сериал «Пантеон», снятый по мотивам его рассказов), и не смотря на весьма обыденную аннотацию, надежды на его новое детище весьма высоки.
Издательство: New York: Saga Press, 2025 год, твёрдая обложка + супер, 416 стр. ISBN: 1-6680-8317-5, 978-1-6680-8317-8
Аннотация: Джулия Зет, молодая женщина, получившая известность в четырнадцать лет как “хакер-сирота”, пытается скрыться в цифровой безвестности в тихом пригороде Бостона.
Но когда опасные преступники похищают Элли, жену её знакомого, адвоката по имени Пирс, Джулия решает подвергнуть риску уединенную жизнь, которую она с таким трудом создавала, поскольку она не может ни отказаться от помощи Пирсу и Элли. Элли — онейрофекс, художник снов, которая может воплотить мечты аудитории в едином виртуальном пространстве, вживую, как на концерте, используя воспоминания каждого посетителя и создавая эмоционально насыщенный рассказ. Хотя эти коллективные мечты остаются анонимными, Джулия обнаруживает, что Элли провела сеанс тет-а-тет с главой международной преступной организации, и он требует вернуть свои мечты в обмен на Элли.
Разгадка реального и нереального приводит Джулию в приключение, которое ведет ее через всю страну и вглубь ее души.
Издательство: New York: St. Martin's Press, 2025 год, твёрдая обложка + супер, 800 стр. ISBN: 1-250-24537-0, 978-1-250-24537-3
Аннотация: Габриэль де Леон потерял свою семью, веру и последнюю надежду покончить с этой бесконечной ночью ― Святой Грааль, Диор. Не испытывая иного желания, кроме мести, он и группа верных братьев отправляются в охваченное войной сердце империи Августинов, чтобы забрать жизнь Вечного короля.
Последний Серебряный Рыцарь не знает, что Грааль все еще жив и мчится к осажденной столице Августина в хрупкой надежде навсегда покончить со Смертью. Но в залах власти поджидает смертельное предательство, а легионы Вечного Короля подступают все ближе. Габриэль и Диор будут втянуты в финальную битву, которая определит судьбу Империи, но когда солнце зайдет, возможно, в последний раз, у них не останется никого, кому они могли бы доверять.
Издательство: London: Head of Zeus, 2025 год, твёрдая обложка + супер, 144 стр. ISBN: 1-0359-1144-2, 978-1-0359-1144-8
Аннотация: Пропаганда — это та часть машины Палов, которая отвечает за дипломатию: превращение врагов в друзей, достижение с помощью слов того, чего не смогла бы добиться пятитысячная армия, сеющая призывы угнетенным свергнуть священников с окровавленными руками, злобных некромантов и жадных деспотов-поработителей.
Двенадцатилетняя Энджилли, дочь полка армии Палов, расквартированных в оккупированном Джарокире, еще не знает об этом, но череда несчастных случаев и сомнительных жизненных решений приведут ее в Пропаганду. Путешествуя из Джаррокира в Брацинту, Казарканд, Лемас, Священный округ Стоук и, наконец, в Усмаи, она узнает, что цена успеха ее страны — компромиссы и упущенные шансы, что проливной дождь всегда будет горьким.
5. Второй том цикла приключенческих псевдо викторианских детективов с щедрой примесью городского и научного фэтези, «The Hexologists», будет опубликован в сентябре. Русскоязычному читателю автор прекрасно известен так и не вышедшей полностью тетралогией «Вавилонские книги».
Издательство: New York: Orbit, 2025 год, мягкая обложка, 368 стр. ISBN: 0-316-44350-6, 978-0-316-44350-0
Аннотация: Как ведущие исследователи паранормальных явлений в стране, Изольда и Уоррен Уилби привыкли сталкиваться с тем, что происходит по ночам. Они сделали себе имя как гексологи: детективы, исследующие сверхъестественное, чудовищное и непонятное. После десятилетия супружеского счастья и десятков фантастических приключений в мире мало что еще может их удивить.
Но когда при подозрительных обстоятельствах умирает известный художник, Изольда оказывается в ситуации, когда она расследует убийство, которого, возможно, и не было, и место преступления, кажется, уходит у нее из-под ног. Изольда не из тех, кому легко помешать, и она вынуждена идти на все больший риск в поисках ускользающих ответов. Тем временем законы, управляющие магией, похоже, нарушаются, и эти трещины распространяются на повседневный мир.
Разгадка тайны приведет влюбленную парочку в мрачные подземные миры, заколдованные сады и подземные зоопарки. Старые друзья придут на помощь Уилби, когда они проникнут в тайные общества, сразятся со злобными бесами и спасутся от стаи ядовитых волков. Вооруженным заклятиями Изольды, силой Уоррена и заколдованной сумкой, полной магических реликвий, гексологам придется рискнуть жизнью и здоровьем, чтобы разгадать загадку, лежащую в сердце Клубка Времен.
6. Клэр Норт, известная русскоязычному читателю такими фантастическими романами как «Пятнадцать жизней Гарри Огаста» и «Прикосновение», а так же циклом античного фэнтези «Песни Пенелопы» пробует себя в жанре космической оперы. Аннотация обещает нечто весьма небанальное, с необычными способами странствия между мирами и ненадежным рассказчиком.
Издательство: New York: Orbit, 2025 год, мягкая обложка, 480 стр. ISBN: 0-316-58630-7, 978-0-316-58630-6
Аннотация: Рассказывая свою историю, я, возможно, должен солгать о некоторых вещах. Я должен изобразить из себя героя. Притвориться, что меня не использовали незнакомцы и боги, что я не предавал людей. Вот одна правда: там, в глубоком космосе, в кресле пилота, я умер. А потом я переродился. Я стал чем-то не совсем человеческим, чем-то, что могло говорить с бесконечной тьмой. И я поклялся стать бичом мира, который причинил мне зло. Это история о вспышке сверхновой, которая сожгла планеты и уничтожила цивилизации. Это также история многих жизней, которые я прожил с тех пор, как умер в первый раз.
7. Кристофер Руоккио завершает свой Магнум Опус «Пожиратель солнца» — семь романов и несколько десятков рассказов и повестей (впрочем, он уже оговорился, что малая форма в цикле уже будет, а там, глядишь, и до сиквела дойдет). Аннотация же обещает нечто грандиозное.
Издательство: New York: DAW Books, 2025 год, твёрдая обложка + супер, 864 стр. ISBN: 0-756-42000-8, 978-0-756-42000-0
Аннотация: Наконец-то наступил финал. После победы при Форгоссе Адриан Марлоу оказывается в бегах, скрываясь не только от Внеземных цивилизаций, но и от своего собственного народа, от Солланской империи, которую он предал — и которая предала его. Надежно спрятавшись за границами обитаемого космоса, Адриан ожидает прибытия единственного оставшегося у него союзника: принца джаддианцев Каима-Олорина дю Отранто.
Более того, нелюди сьельсины исчезли, их не видели более ста лет. Армии людей успокоились, но Адриан знает правду: сьельсины собирает свои силы, готовясь к последнему нападению на сердце всего человечества.
Только Адриан обладает силой, способной остановить этот поток: древняя военная машина, созданная даймонами на заре времен. Великий Демиург. С его помощью Адриану придется столкнуться не только с ордой сьельсинов, но и с их королем-пророком и темными богами, которым они служат — теми самыми богами, которые сформировали саму вселенную.
8. Второй том нового цикла Джеймса Айлингтона планируется к выходу в конце года. «Иерархия» по популярности уже оставила далеко позади «Трилогию Ликаниуса», первую работу автора, а новая книга обещает три копии главного героя, разделенные между тремя параллельными мирами.
Издательство: New York: Saga Press, 2025 год, твёрдая обложка + супер, 720 стр. ISBN: 1-982-14123-9, 978-1-982-14123-3
Аннотация: Иерархия по-прежнему называет меня Вис Телимус. По-прежнему величает меня Катеникусом. Они по-прежнему, как один, верят, что знают, кто я такой.
Но после всего, что произошло — и того, чего как я опасаюсь грядёт, — я не уверен, что это имеет значение.
Я больше не один из них. Я выиграл Людициум и потерял все — и теперь, каким-то невероятным образом, древнее устройство за пределами Лабиринта воссоздало меня в трех разных мирах. Разные версии меня в каждом из них: Обитеуме, Люцеуме и Ресе. Три разных тела, три разные жизни. Я вынужден скрываться, сражаться, играть в политику. Я должен тренироваться, доверять, лгать. Я должен убивать, лечить, доказывать свою правоту снова, и снова, и снова.
Меня любят и ненавидят, и я совершенно одинок.
Но прежде всего, мне нужно найти ответы, пока не стало слишком поздно. Понять природу того, что со мной произошло, и почему.
Мне нужно найти способ остановить надвигающийся катаклизм, потому что, если все, что я узнал, правда, я, возможно, единственный, кто может это сделать.
9. Много новостей от Аластера Рейнольдса. Во-первых, этим летом издательство Gollancz готовит полное двухтомное издание повестей и рассказов, относящихся к циклу «Пространство Откровения», при этом рассказы будут расположены по дате написания, а не по внутренней хронологии.
Во-вторых готовится отдельное издание новой повести автора. Рейнольдс отходит от жанра космооперы в сторону технофэнтези: человечество пережило апокалипсис и вернулось к средневековью, немногие оставшиеся технологии воспринимаются как магия, а искуственные интеллекты — как демоны.
Аннотация: В далеком средневековом будущем труппа актеров путешествует по Франции, чтобы разыграть все те же старые сказки в все тех же старых городах. Когда проходящие мимо солдаты вручают им таинственную шкатулку, которую, по их словам, необходимо доставить императору, старый мастер драматургии Гийом и молодой сбежавший вор Руфус ломают голову над тем, что может находиться в этой шкатулке.
Когда Руфус подслушивает странные разговоры между своим хозяином Гийомом и существом в шкатулке, ему приходится выбирать между преданностью человеку, который спас его от петли, и страхом перед древним разумом, угнездившимся среди них.
Секреты выплывают наружу по дороге в Авиньон, и никто из труппы не может быть в безопасности. Не Слепой Бенедикт, который однажды увидел безликого Рыцаря Пустоты, патрулирующего бессмертный Вальд, который подкрадывается все ближе к городам, и не мастер Бернард, чьи разумные планы не идут ни в какое сравнение с той жутью, которую теперь несет с собой труппа. Весь мир — театр, как и все предыдущие миры.
В-третьих продолжается коллекционное издание романов «Пространства Откровения». Третьим романом был выбран «Пропасть искупления», и цена за книгу возмутила фанатов настолько, что издательству даже пришлось писать оправдательный пост: за самое дешевое издание придется выложить 225 долларов, а самое дорогое обойдется в 1100 американских президентов.
Издательство: Burton (MI): Subterranean Press, 2025 год, 526 экз. твёрдая обложка + супер, 832 стр. коллекционное издание
Аннотация: Если во Вселенной появляется новая форма жизни и достигает определенного порога разумности, с ней беспощадно расправляются ингибиторы, древние чистильщики космоса. Сейчас под их ударом оказалось человечество.
Спасаясь от армады машин-убийц, тысячи беженцев, возглавляемые ветераном многих войн Клавэйном, основали колонию на планете-океане, которой дали имя Арарат. Но гибель подступила и сюда. И когда уже казалось, что все кончено, ангелом мщения с небес спустилась нежданная гостья — чтобы предать мученической смерти своего обидчика и подарить остальным призрачный шанс.
Оправдывает издательство Subterranean Press разве что выросшее количество цветных иллюстраций.
Также в этом году планируется выход нового, полновесного романа Аластера Рейнольдса «Halcyon Years», но его обложка до сих пор не появилась.
10. Шестая повесть цикла «Поющие холмы» американской писательницы вьетнамского происхождения Нги Во будет опубликована в октябре этого года. На русском языке вышли только первые две повести цикла.
Издательство: New York: Tor.com, 2025 год, твёрдая обложка + супер, 96 стр. ISBN: 1-250-38640-3, 978-1-250-38640-3
Аннотация: Странствующий жрец Чи с Поющих холмов и их спутник, удод Почти Блистательный, приезжают в приречный городок Баолинь в поисках историй о легендарном голоде. Среди рассказов о блюдах, которые подавали королевским особам, и десертах, приготовленных из пыли, они узнают секреты того, что происходит, когда страну охватывает голод, и на что идут сильные мира сего, чтобы скрыть свои преступления.
Запертые в особняке зловещего магистрата, Чи и Почти Блистательный должны узнать, что произошло в Баолине, когда начался голод, и сделать это нужно как можно скорее... потому что существа в тени становятся голоднее.
Аннотация: Валкерис – самый древний из городов и столица Павшей империи, которая некогда правила огромными просторами Пяти морей. Здесь воздвигнутся Врата Инфернуса и нашлют разрушение на мир, если носители мечей, проклятых демоном, не смогут это остановить.
Гайим, неумирающий носитель Безымянного меча, ведет свою группу героев-неудачников в темные, населенные призраками развалины под древним Валкерисом. Там они должны выжить, пройдя через смертельные ловушки, устроенные для них архидемоном Калтраксисом, в то время, пока он мчится открыть Врата Инфернуса и выпустить на свободу свои чудовищные легионы. Любовь, преданность и мужество подвергнутся испытанию чрезмерной и ужасной ценой, требуемой для спасения мира, но захочет ли Гайим ее заплатить?
12. Еще одно завершение цикла фэнтези от британского писателя, но в этот раз всего лишь трилогии. Кстати, первый роман трилогии «Forsaken», «Боги Вирдвуда», был анонсирован на русском языке. Также автор может быть известен циклом «Дитя приливов», который был переведен полностью.
Аннотация: Кахан-дю-Нахаре захвачен темным богом, чьи щупальца простираются по всему миру, намереваясь уничтожить его. Те, кто последовал за Каханом, разбросаны по всей стране, отчаявшиеся и потерянные, фортуна отвернулась от них. Возрожденные воины — игрушки для врага, воин Дассит, лесничий Аня и монах Онт стремятся на опасный север, но не знают почему. Удинни вынуждена находиться в компании женщины, которая ничего так сильно не желает, как своей смерти, а Рай Сорха возглавляет редеющую группу на миссии, которая, по ее мнению, обречена на провал. Только трион Венн сохраняет надежду, постепенно набирая силу и веря в путь своего бога.
Но, возможно, еще не все потеряно. Великие Вирдвуды Круа, возможно, древние и медлительные, но они пробуждаются.
13. А вот Дэвид Вебер завершать свою Хонориаду явно не собирается, и продолжает расширять ее во всех направлениях. Новая, восьмая по счету, антология должна рассказать о первых днях Звездного Королевства и предках персонажей основного цикла. В конце этого года намечается перезапуск цикла на русском языке от издательства АСТ, но как далеко они продвинутся на этот раз — покажет время.
Аннотация: В дни Хонор Харрингтон, Звездное Королевство Мантикора является самой богатой звездной нацией во всей галактике. Она является домом для великолепных городов, океаны и моря ее планет, а также небеса открыты для ее жителей, но они сохранили красоту и великолепие своей естественной среды обитания.
Но это не всегда было так. Первопроходцы, особенно межзвездные, должны быть сильными, умными и самостоятельными, и люди, которые строили Звездное королевство, знали это. Они тщательно готовились к своему огромному путешествию, приняли все меры, какие только могли придумать, и, несмотря на это, их новые миры сделали все возможное, чтобы уничтожить их всех. Им это почти удалось, поскольку годы Чумы поставили людей на грань выживания, заставили их расти и меняться так, как они никогда не могли себе представить. В процессе они стали теми людьми, которые однажды смогли породить Хонор Харрингтон, Элизабет Уинтон и других замечательных людей, готовых встать на пути неуклонного продвижения Народной Республики Хевен... и вступить в союз с Республикой, когда они оба узнали, кто их истинный враг. Во многом такая позиция была неизбежным результатом того, что звездная нация рано осознала, что на самом деле важно то, как человек встречает вызовы, которые бросает ему Вселенная. Это истории людей, которые усвоили этот урок и одержали победу над всеми трудностями в своих новых домах.
14. Третий сборник рассказов известного британского фантаста Гарета Л. Пауэлла планируется к выходу в сентябре. У нас автор известен космооперой «Угли войны», которая, впрочем, не снискала особой любви у читателей.
Аннотация: 31 история, включающая в себя самые знаменитые рассказы автора наряду со всеми новыми материалами, — захватывающий опыт как для постоянных поклонников, так и для новых читателей.
В этих остросюжетных историях, действие которых разворачивается в самых разных местах — от мертвых песков Марса до захудалых закоулков Амстердама и Буэнос-Айреса, — рассматриваются захватывающие идеи глазами незабываемых и слишком человечных персонажей. Когда их жизни рушатся, воспользуются ли они моментом, чтобы спасти свои шкуры, или найдут способ искупить прошлые грехи?
Мир балансирует на грани уничтожения. Небесные и Дьявоские Лорды, враждующие веками, наконец-то нашли идеальное поле битвы для своего Великого апокалиптического крестового похода: царство смертных.
Кейд Омбра, бывший Глория Джастисиар, ставший наемником-чудотворцем, возглавляет группу спятивших магов в отчаянной попытке предотвратить надвигающееся столкновение божественных и дьявольских титанов. Неудача приведет к тому, что человечество будет втянуто в вечную войну в качестве пешек, обреченных на забвение.
Миссия кажется невыполнимой, но Кейд и Злобная семерка точно не пацифисты, поэтому они полны решимости принести мир, независимо от того, сколько людей им придется убить для этого. Обладая умом, острым, как клинок, и моральным ориентиром, который указывает только на выживание, они готовы уничтожить любого на своем пути, чтобы остановить войну до того, как она начнется.
16. Али Хейзелвуд, известная писательница, сделавшая свою карьеру на современных любовных романах, продолжает свой цикл фэнтези, до подозрительности напоминающий "Сумерки": вампиры, оборотни, люди и запретные страсти между ними.
Издательство: New York: Berkley Books, 2025 год, твёрдая обложка + супер, 432 стр. ISBN: 0-593-95501-3, 978-0-593-95501-7
Аннотация: Серена Пэрис осиротела, у нее нет стаи, и она единственная в своем роде. Она первый гибрид человека и оборотня и ее появление должно было залечить многовековой разлом между видами. Вместо этого, это сделало ее мишенью, жертвой безжалостных политических махинаций между оборотнями, вампирами и людьми. Враги окружают ее со всех сторон, и у нее остается только один выход — достаться ему.
Как альфа Северо-западной стаи, Коэн Александер требует повиновения. Его власть настолько абсолютна, что только дурак стал бы угрожать его паре. Неважно, если Серена не сможет ответить взаимностью на его чувства, это не помешает ему обеспечить ее безопасность.
Но жаждущие власти вампиры и оборотни — не единственные угрозы, преследующие Серену. Рано или поздно ее прошлое обязательно настигнет ее, и Коэн может оказаться единственным, кто стоит между ней и полным уничтожением…
Издательство: New York: Tor Books, 2025 год, твёрдая обложка + супер, 288 стр. ISBN: 1-250-81222-4, 978-1-250-81222-3
Аннотация: С Чарли Холл всегда было что-то не так. Она была непутёвой с самого рождения. Никогда не принимала неверных решений, от которых не хотела бы отказаться. Возможно, она достаточно хороша, чтобы украсть тень с башни, но будет ли она достаточно хороша, чтобы вернуть сердце?
Издательство: Burton (MI): Subterranean Press, 2025 год, твёрдая обложка + супер, 120 стр. коллекционное издание
Аннотация: Прошло три года с тех пор, как началась война между людьми и роботами, и ЕМИ, Единый мировой интеллект побеждает. Но человечество еще не готово спокойно уйти в ночь. Вместо этого они объединились со многими из последних оставшихся в живых фриботов в легендарном городе за пределами войны — Конфедерации.
Няня, безымянный робот—нянька, у которого нет ни дома, ни ребенка, которого можно было бы назвать своим, устало бродит по охваченным войной пустошам, думая только об одном: найти Конфедерацию. Потому что, если вы найдете Конфедерацию, вы обретете мир.
Конечно, Конфедерация — это в такой же степени сказка, как и реальность.
Хотя она и существует, она ни в коем случае не является местом мира и согласия. Хотя бот и человек живут вместе под одной крышей, это не значит, что они доверяют друг другу. Прибыла ли Няня вовремя, чтобы спасти Конфедерацию от гибели, скорее, просто стать свидетельницей ее последних дней?
19. Издательство Saga Press запустило новую серию «Saga Doubles», в формате "книг-перевертышей". Первой ласточкой должен стать сборник из двух коротких романов Стивена Грэма Джонса, затем выйдут одной книгой две оригинальные антологии под редакцией Эллен Датлоу, посвященные ужасам, которые поджидают в ночной тьме и при свете дня. Выглядит очень стильно:
Издательство: New York: Saga Press, 2025 год, мягкая обложка, 480 стр. ISBN: 1-9821-6767-X, 978-1-9821-6767-7 Серия: Saga Doubles
20. И, конечно, не могу не поделиться обложкой коллекционного издания нового романа Джо Аберкромби, которое выходит в издательстве The Broken Binding.
Кстати, издательство Tor Books в течение апреля планирует публиковать главы романа и первые три уже доступны по ссылке.
Там же можно найти и карту мира:
На этом очередной выпуск дайджеста закончен, всем спасибо за внимание. Еще увидимся. Возможно, следующим постом будет обзор номинантов премии Хьюго-2025.
При этом в предварительном голосовании «Alien Clay» набрал в 10 раз больше голосов, чем три остальные номинированные книги вместе взятые (их обложки можно увидеть ниже), что обеспечивало роману практически гарантированную победу, а самому Чайковски получение премии. На вопросы фанатов автор ответил, что уже не раз получал эту премию и пропустить один год, дав дорогу другим авторам — это то, что он считает правильным решением. Тем не менее, его повесть «Saturation Point» пока остаётся номинированной на эту премию.
Ранее Адриан Чайковски уже отказался от премии Хьюго за цикл «Дети времени» из-за вскрывшегося факта самоцензуры организаторов и дисквалификации нескольких номинантов по политическим соображениям.
Кстати, в этом году Адриан Чайковски номинируется на Хьюго трижды: на статуэтку претендуют два романа, уже упомянутый «Alien Clay» и «Service Model», а так же цикл «The Tyrant Philosophers». Пожелаем автору удачи и понадеемся, что он больше не будет отказываться от наград по надуманным причинам.
Поговорим о деятельности фантлаба с января по март 2025 года.
Месяц был, пожалуй, одним из самых продуктивных за последние десять лет: было открыто множество библиографий крупных авторов и не только. Проведены четыре тематические недели: неделя авторов, чьи произведения в этом году будут впервые опубликованы на русском языке в 2025 году, англо-американская неделя, восточно-азиатская неделя, франкофонская неделя. Проведено голосование за лучший фильм года и за лучшего лаборанта года, заканчивается голосование в Книге года и конкурс «ФантЛабораторная работа — 27.5 Блиц».
Готовится к запуску наш второй книжный клуб, посвящённый сетевой литературе.
А теперь подробнее об основных позициях.
Библиографии:
За отчетный период коллективом фантлаба были открыты библиографии 67 авторов: (17 русскоязычных 50 переводных). На 5 авторов больше, чем в 4 квартале 2024 года. Но сколько крупных имён!
Второй квартал я ожидаю далеко не настолько продуктивным (сложновато будет перебить сделанное в начале года), но, тем не менее, нас ждёт много интересного. Следите за новостями.