Кристофер Бьюлман «Вор с чёрным языком»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези | Тёмное фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | Авантюрно-плутовское
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Только для взрослых
У Кинча На Шаннака, как и у любого представителя народа гальтов, черный язык. Еще подростком Кинч, чтобы его не отправили на войну, поступил в школу Гильдии Берущих, иначе говоря — воров, в которой постиг хитрые преступные ремесла и даже приобрел кое-какие магические навыки. Но за обучение необходимо расплатиться, поэтому Кинч сидит в засаде, чтобы ограбить первого же человека, который покажется на лесной дороге. Вот только вовсе не безобидного путника предстоит ему встретить.
Гальва — женщина-рыцарь, ветеран Гоблинских войн, превосходный боец. И у нее есть тайное оружие — корвид, огромная боевая птица, спрятанная в магической татуировке.
Победить эту женщину в схватке Кинчу не удастся. Зато у него появится шанс рассчитаться с Гильдией, выполнив очень странное поручение. Гальва держит путь в далекое королевство Аустрим, на которое недавно напала армия великанов. Кинч должен будет сопровождать ее, постаравшись втереться в доверие, — и ждать дальнейших распоряжений.
Входит в:
— цикл «Черноязыкий»
— журнал «Lightspeed. Issue 132, May 2021», 2021 г.
Номинации на премии:
номинант |
Список рекомендованного чтения от Американской библиотечной ассоциации / Reference & User Services Association - The Reading List, 2022 // Фэнтези |
- /языки:
- русский (1), английский (3)
- /тип:
- книги (3), цифровое (1)
- /перевод:
- С. Удалин (1)
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Deusuum, 8 сентября 2021 г.
Недурное фэнтези с яркими живыми персонажами и хорошо прописанным миром. Главный герой молод, и это чувствуется в его порывистости, поступках, чувствах — его влюблённость искренне-молодая и не знающая преград. Особенно хочется отметить отличный язык автора — он использует множество устаревших и редких слов, но всегда к месту, создаёт живой диалект для своего мира, его герои поют живые песни. Тёмным фэнтези в полной мере я бы роман не назвал, автор не перебарщивает с насилием, жестокостью и «серой моралью», но это и не эпическое возвышенное приключение. Если и искать «Черноязыкому вору» жанровую полочку, то пусть он находится рядом с надписью «авантюрное фэнтези». Хороший дебют, буду ждать продолжение.
olga.sb, 7 марта 2023 г.
Прежде, чем читать книгу, тест: отличите, какое из слов реально существующее, а какое выдуманное? Глефа, хауберк, умбон, спадин, корвид, рондель. Если отличили, то молодцы, читайте смело. Если нет, готовьтесь гуглить через каждые несколько строчек – сносок там нет.
Далее, предупреждение, это фэнтези на полпути между эпиком и дарком. Между эпиком в духе Мартина и Аберкромби и дарком в духе Кука и Имса (то есть не прям дарк, дарк, а такое сниженное фэнтези с черным юмором). Недаром поставили на переднюю часть обложки отзыв Кука (кстати, верная примета: какого автора выносят, к такому стилю ближе всего и книга). Кстати, в благодарностях сам Бьюлман ссылается на всех вышеупомянутых писателей как на источник вдохновения (кроме Имса и за плюсом Толкина с Ротфуссом – но на них он точно ни капли не похож).
А вообще, это было очень неплохо. Конечно, не уровень названных мэтров, но примерно по планочке Имса. В том есть немалая заслуга переводчика, во многом благодаря которому я и дочитала совершенно не свой стиль. Во-первых, там переведены эквиритмически все стихи (а их много!), без потери смысла и каждый в своем стиле (на минуточку, только один стих может и день и два переводиться, и сейчас большинство на это забивает). Во-вторых, сленги, матюки и шуточки хоть и все на месте, но при этом не вызывают тошнотного омерзения и желания сразу закрыть книгу. Это мастерство! Спасибо Азбуке за качественный текст. Из всех издательств (за редкими исключениями) только она и МИФ пока поддерживает планку.
Итак, само фэнтези. Повторюсь, стиль не мой, пошлого юмора я не оценила (и вообще чаще всего не замечала – ну не воспринимаю я его), как и кучи физиологических подробностей вроде вываленного дерьма, обмоченных порток, справление нужд и иже с ними. Но! Приключенческая составляющая была настолько бодрая, что я таки дочитала до самого конца и первую половину книги даже получала удовольствие, пока не выяснилось, что главный герой Кинч всё же такой трусоватый, жуликоватый, необязательный и необаятельный, какого и следовало ожидать от вора. Вначале он вызывал сочувствие и казался пусть и не мегаположительным, но хотя бы добрым и с зачатками совести. Дальнейшие приключения, особенно на китобойном судне и на корабле гоблинов показали, насколько я ошиблась.
Других персонажей не особенно раскрыли, а некоторых и вовсе слили. Это неудивительно, учитывая эгоизм повествователя, но сами по себе характеры получились колоритными для стандартного набора путников вор-воин-маг-убийца. Повальные женские герои объясняются тем, что в мире после войн с гоблинами повымерли почти все мужчины (и лошади), а тетки были вынуждены взяться за дело. Поэтому набор персов не считая молодого и глупого гг скорректировался как воительница-ведьмочка-убийца-адептка
Набор дорожных приключений-квеста тоже достаточно стандартен для фэнтези (или РПГ), как и заимствование наций из реальной жизни (Испанию, Ирландию и Скандинавию я узнала, даже не напрягаясь и не слишком хорошо разбираясь в истории). Зато авторская подача и дополнение истории мира магией в виде татуировок – удались на славу и украсили историю, явно выделив ее среди целого сонма похожих.
В итоге могу смело порекомендовать всем ценителям стиля и направления, увлекательное чтение гарантировано. Я продолжать цикл не буду, не мое это, но о потраченном времени не жалею!
Сергей755, 31 января 2023 г.
Не часто серия «Звёзды новой фэнтези» от «Азбуки» радует изданиями произведений новых для российских читателей авторов, расставляя приоритеты в пользу качественного переиздания проверенных временем циклов. Но, тем не менее, периодически новые имена всё же проскакивают. Ярким примером тому стало издание романа «Вор с чёрным языком» Кристофера Бьюлмана — первого тома неоконченного на данный момент цикла «Чёрноязыкий». Эта книга заинтересовал меня с первого анонса, поэтому не стал затягивать с прочтением и ознакомился почти сразу после её появления в продаже. Забегая вперёд, скажу, что книга мне понравилась, а чем именно, постараюсь рассказать поподробнее.
Итак, пройдусь по положительным моментам. Первым плюсом выделю симпатичного главного героя, не смотря на его род деятельности. Кинч на Шаннак — вор, с переменным успехом прошедший несколько лет обучения в воровской Гильдии. Теперь он вынужден в определённый срок выплатить Гильдии долг за это обучение. Кинч с лёгкостью берётся за любую грязную работёнку, а мелкую кражу и жульничество даже и преступлениями не считает. В юном возрасте он, завербовавшись в Гильдию воров, улизнул от призыва на очередную Гоблинскую войну, покинул свою родную деревню и бросил семью, правда иногда её вспоминает и переживает о родственниках. Имеет небольшие магические способности, как и многие его соотечественники, чем частенько пользуется в корыстных целях. Короче, в общих чертах неприятный вроде бы тип, но я быстро проникся к нему симпатией и сопереживал его приключениям на протяжении всей книги. Отмечу и второстепенных персонажей, которым уделено меньше времени, но в целом они достаточно неплохо прописаны. К слову, подача текста в книге «Вор с чёрным языком» идёт от первого лица (как раз от лица Кинча) и весь сюжет сосредоточен вокруг главного персонажа, но имеются и небольшие экскурсы в прошлое, раскрывающие общую картину мира. Отсюда перехожу ко второму плюсу, а именно к мироустройтву книги Бьюлмана.
Мир «Чёрноязыкого» не блещет оригинальностью (сеттинг достаточно простой и классический для фэнтези), но в то же время он неплохо проработанный и можно сказать живой. Здесь поют свои песни, играют в свои карточные игры (одна партия местной игры в «Башни» расписана подробно ближе к концу книги). Есть оригинальная денежная система — в разных государствах свои монеты, и у Кинча есть даже свои фавориты, с которыми он неохотно расстаётся. Имеется свой пантеон богов, воплощённых в различных животных. Разбивка года на сезоны, месяцы и недели тоже немного отличается от привычной. Магия в мире имеется, но в небольших количествах. Есть несколько сильных колдунов и ведьм, а также у некоторых людей есть небольшие задатки к лёгким заклинаниям. В основном у черноязыких соотечественников Кинча, якобы наследников эльфов, которые сгинули много лет назад. Ещё магия заключена в различных волшебных артефактах, что привычно для фэнтези, а также в магических татуировках, что встречается реже.
Не так давно в мире отгремела череда Гоблинских войн, небольшие экскурсы в которые разбросаны по роману. Войны эти по описанию представляли собой настоящие кровавые бойни, и если на первые войны призывали только взрослых мужчин, то на следующие стали вербовать и женщин, и подростков, так как с полей сражений возвращался домой примерно только каждый десятый мужчина (девять из десяти погибали). Ещё в одну из Гоблинских войн была выведена зараза, уничтожившая практически всех лошадей, так что никакой кавалерии к моменту событий книги в мире нет. Сам Кинч не попал на войну, так как улизнул от призыва, но некоторые его спутники являются ветеранами Гоблинских войн и порой ловят «вьетнамские флэшбэки».
В мире заправляет воровская Гильдия со своей строгой иерархией, которая пустила сети почти во все государства, и пытается всё держать под контролем. Кинч провёл несколько лет обучения в этой Гильдии и, являясь не самым успешным её выпускником, должен заплатить долг за обучение в строго указанные сроки. С этого и начинается история, а в дальнейшем, как я понимаю, конфликт с Гильдией будет выходить на новый уровень и становится масштабнее в следующих томах. То есть, понятно направление магистрального сюжета цикла. А вот локальный сюжет первого тома отнесу к очередному плюсу книги.
Сюжет «Вора» Бьюльмана насыщен различными приключениями. Тут автор решил по-максимуму наполнить небольшую по объёму книгу приключениями, используя проверенные тропы. Будут и странствия в сказочном лесу, в духе сказок братьев Гримм, и морское путешествие на китобойном судне, и робинзонада на необитаемом острове, и брождение по развалинам города, разрушенного великанами, и много чего ещё. В общем, по сюжету это насыщенный интересный квест группы неплохо прописанных живых персонажей.
Отдельным пунктом отмечу неплохой юмор, хоть и простоватый, в основном на приземлённые и пошловатые темы. На обложке книги написано, что Бьюлман не только писатель, но ещё и стендап-комик, так что качественно строить шутки он умеют и понимает как писать текстовой юмор. Так получилось, что книгу Бьюлмана я прочитал сразу после «16 способов защиты при осаде» Паркера, и, конечно, на контрастах, юмор «Вора с чёрным языком» показался простеньким. В книге Паркера самоирония главного героя (Орхана) на каком-то близком к эталонному уровне для меня, и там именно тот тип английского юмора, который нравится мне больше всего. Но и у Бьюлмана с чувством юмора полный порядок, и не раз забавные эпизоды и фразы при чтении его книги вызывали у меня улыбку.
Конечно, имеются в книге и недостатки. Некоторые моменты лично мне не очень понравились. Например, как буднично автор слил одного из персонажей. Еще ближе к концу книги наметились лёгкие нотки лгбт-повестки (без этого сейчас никак по ходу), но, справедливости ради, в одном из двух таких эпизодов, автор неплохо простебал этот порок. Можно, конечно, нарыть ещё минусов в книге, но не хочется этого делать, так как для меня в данном случае увлекательный сюжет и положительные моменты сильно перевешивают недостатки.
Подводя итог, «Вор с чёрным языком» Бьюлмана — хорошее фэнтезийное приключалово в неплохо прописанном мире с симпатичным, не смотря на его род деятельности, главным героем и насыщенным приключениями сюжетом. В концовке имеется большой задел на интересное продолжение и развитие масштабного конфликта, но и первый том интересен сам по себе и насыщен действиями. В общем, добротное героическое фэнтези, на мой взгляд. Прочитал с удовольствием. По моей системе оценивая, это крепкая «девятка» по десятибалльной шкале.
P.S.: Почему-то при чтении книги думал, что «Вор с чёрным языком» — это авторский дебют Кристофера Бьюлмана, но уже после прочтения выяснил, что автор до этого написал несколько романов в других жанрах. Что во многом объясняет достаточно уверенное владение пером и качественный авторский слог.
SeverianX, 1 декабря 2024 г.
«Вор с черным языком» относится к темному фэнтези. Отличает его от классики жанра то, что в нем присутствует немалая доля юмора. Однако причислять роман к юмористическому фэнтези было бы вовсе не правильно. Юмор здесь выражается в словах и отношении рассказчика к различным ситуациям, а не в происходящих событиях. В основе своей это типичное темное фэнтези с множеством кровавых смертей. Да и веселого в этом мире мало.
Раз уж пошел разговор о мире, нужно поведать о нем поподробнее – он у автора действительно хорош. Совсем недавно отгремела война с гоблинами, и между двумя расами установился хрупкий мир. Точнее сказать, войны было три. Первая, Война рыцарей, завершилась победой людей. Благодаря сильной коннице они смогли взять верх. После этого гоблины при помощи яда и магии смогли истребить всех лошадей в мире. Наступила Война молотильщиков, в которой погибло большинство мужчин. Казалось, что люди будут полностью истреблены. Однако магам удалось создать огромных боевых птиц, корвидов, и с их помощью ценой немалых жертв люди смогли остановить гоблинов. Правда мужчин, которые могли бы идти в бой, почти не осталось, поэтому воевали в основном женщины. Эта последняя война получила название Война дочерей. Люди понесли колоссальные потери, остались без лошадей, и теперь всеми силами держатся за шаткий мир, понимая, что следующую войну им не выиграть. Гоблины тут довольно типичные для фэнтези: невысокого роста, с длинным серповидным когтем и полным ртом акульих зубов, за что и получили прозвище «кусачие». В бою этими зубами они вырывали куски плоти, а людей рассматривали исключительно как еду.
Главный герой, Кинч На Шаннак, – молодой вор из расы гальтов, которая отличаются языком чёрного цвета. Да, поначалу можно подумать, что название метафорично, но оно просто описывает особенность расы главного героя. Чтобы избежать призыва на войну с гоблинами, Кинч сбегает из родного дома и поступает на обучение в школу воров Гильдии Берущих. Стоило это недешево, и теперь юноша должен кругленькую сумму Гильдии. В знак этого на его щеке при свете огня проявляется татуировка раскрытой ладони, и пока Кинч не выплатит долг, любой, встретивший его в таверне, может дать ему пощечину и получить бесплатную выпивку. Внезапно у него появляется шанс расплатиться с Гильдией. Всего то и нужно отправиться вместе с воительницей Гальвой в далёкое королевство. Путь этот не обещает быть простым, но есть ли у Кинча выбор? Главный герой получился удачным. Вопреки стереотипам, это не беспринципный мошенник, а довольно порядочный юноша, саркастичный, самоироничный, чуткий, отзывчивый и со своим представлением о чести. То, что мы видим происходящее его глазами, делает роман особенно интересным. Но не обошлось и без минусов. На протяжении всего романа Кинч совершенно не меняется. Опасные приключения и открывшиеся тайны ничего не поменяли в его мировоззрении.
Помимо самого Кинча в романе масса интересных персонажей. Начнем, пожалуй, с его спутников. Гальва – воительница, ветеран Гоблинских войн, носит на своей груди оживающие татуировки корвидов. Она смелая, прямолинейная, поклоняется богине смерти и ни перед чем не остановится ради достижения своей цели. Кого добавить к компании война и плута по классике ДнД? Конечно же, мага, представленного тут ведьмочкой Норригаль, к которой Кинч воспылал самыми нежными чувствами. Особо мне запал в душу мохнатый спутник главного героя – слепой кот Обормот. Кристофер Бьюлман в интервью рассказывает, что создал этого героя в память о своем слепом коте. Чтобы контролировать действия Кинча, Гильдия послала за ним ассасина Сесту, тело которой черно от магических татуировок. Порой кажется, что автор любит создавать крайне колоритных персонажей, но не знает, как их использовать. Так, совсем небольшой эпизод посвящен ведьме Мертвоножке. Персонаж получился очень ярким, запоминающимся и глубоким, но нельзя же всех взять с собой в путешествие.
А вот само путешествие напоминает типичный квест– попасть из точки А в точку Б. Да, он довольно прост, но на этом пути герои повстречает много интересных персонажей, посетят красочные локации и не раз будут на волосок от гибели. Гоблины, великаны, кракен, морское путешествие и могущественные маги – это лишь часть того, через что предстоит пройти Кинчу. Однако эти приключения мало связаны между собой и никак не влияют на основную миссию. Из-за этого роман напомнил мне сборник рассказов.
Кристофер Бьюлман отлично поработал над деталями своего мира. Много внимания уделено географии, народам и их культуре. Например, часто в романе упоминаются особенности того или иного языка. У Кинча есть особый талант – он может прочитать любую надпись, даже если не знает языка. Магия тут довольно своеобразная. Автор не раскрывает полностью ее механик, но мы видим, как главный герой использует в воровском ремесле некоторые ее хитрости. Маги часто экспериментируют с плотью, создавая монстров себе в услужение. Наиболее интересны магические татуировки. На примере Сесты мы видим, как они повышают ей силу, скорость, выносливость и прочее, делая практически непобедимой в бою. Татуировки Гальвы превращаются в гигантскую боевую птицу. Да и раскрытая ладонь на щеке Кинча несёт в себе магию. Правда, мы так и не увидели пределов могущества подобных тату.
Итог: «Вор с черным языком» – нестандартное и интересное темное фэнтези, расширяющее границы жанра. Детально проработанный мир и яркие харизматичные персонажи позволяют забыть о простоватой основной сюжетной линии. Качественный экшен и выверенная динамика не дадут заскучать.
Doraner22, 1 марта 2023 г.
Кристофер Бьюлман.
Вор с черным языком.
Я редко читаю новинки сразу, обычно до них руки доходят тогда, когда ажиотаж по ним прошел, но тут очень заинтересовала книжка.
Аннотация сразу и интригует, и раскрывает часть сюжета.
Изначально я надеялся, что это будет одиночный роман, но, дочитав до конца, выяснилось, что это все-таки цикл. Пока неизвестно сколько книг будет, но сюжет первой книги более-менее законченный.
Мир книги очень красочный и это чувствуется почти в каждой главе, так как автор, в лице главного героя, подкидывает всё новые и новые детали. Это одновременно и плюс, и минус. Плюс в том, что наблюдать и узнавать что-то новое, действительно интересно, а минус в том, что эффект «чеховского ружья» становится очень редким явлением.
Мы имеем почти классический фентези-мир. По сюжету были две разрушительных войны с гоблинами, которые унесли большую часть мужского населения (в первую войну) и часть женского (во вторую, где на войну пошли уже женщины). Поэтому, в этом мире распространено, в большинстве своем, именно женское воинство в отдельных государствах. У некоторых представителей народов есть маги, а также магия присутствует в артефактах и магических тату.
Миром, по сути, правят гильдии. Одна из них гильдия берущих (воры), на которую и работает наш Главный герой Кинч На Шаннак, веселый парень и уже достаточно умелый вор. Он умеет немножко колдовать, верит в бога воров, который частенько его надувает и чувствует, когда ему может повезти, а когда нет. Причем самоирония Кинча достаточно забавляет все повествование книги. Героев тут всего два — это наш бравый вор и воительница Гальва, женщина-рыцарь и отличный боец, она достаточно прямолинейна, плюс служит культу Смерти.
Сюжет интересен: все начинается классически, все куда-то идут, в данном случае, с одной стороны карты в другую, в далекий город Аустрим, на который напали великаны. У каждого из персонажей есть свои мотивы, однако истинная цель похода будет раскрыта только в середине книги. По ходу путешествия к героям присоединяется еще пара персонажей (будет интересно читать, как про знакомство с ними, так и совместный поход).
Данное приключение читал с удовольствием: присутствует хороший юмор, иногда пошловатый, конечно, но впечатления это совсем не портит.
Как оказалось, это не дебют автора — до он этого написал уже несколько книг и стиль мне понравился. Буду ждать продолжение.
Если оценивать, то 8.5 из 10 или 4 из 5.
Спасибо, что дочитали.
Pavll, 11 января 2023 г.
До половины дотерпел, польстившись на 1-й отзыв и не смог дочитать... Постоянно вдруг проявляются спонтанные происшествия, то
Moloh-Vasilisk, 5 мая 2024 г.
05.05.2024. Вор с черным языком. Кристофер Бьюлман. 2021 год.
Кинч прошел обучение в Гильдии Берущих, теперь на нем висит долг, а щеку украшает татуировка, напоминающая об этом. Но плата необязательно должна быть деньгами, за полученные навыки можно расплатиться выполнением сложного задания. Нужно сопроводить Гальву, воительницу и хозяйку огромной боевой птицы корвида в путешествии в далекое королевство, захваченное великанами.
Роман представляет собой что-то похожее на фэнтези путешествие. Всю историю, описанную на страницах произведения, персонажи двигаются из точки А в точку Б. Этим обусловлен темп развития событий, они происходят очень быстро, динамично и статичных сцен практически нет. С одной стороны это и плюс, книга не дает заскучать, но с другой стороны уж больно это напоминает компьютерную игру, где герой бежит от квеста к квесту, от битвы к битве. Такое плохо сказывается на раскрытии персонажей и их дальнейшем развитии. За исключением Кинча остальные герои очень уж поверхностны, да и их взаимоотношения с протагонистом порой ничем не обусловлены. Кроме того, и достаточно сильно по продвижению истории начинают напрягать постоянные везучести преследующие основного персонажа. Но, возможно, данные ситуации объясняются талантом Кинча, о котором сказано в самом начале.
Но тем не менее книга занимательна. Мир романа увлекателен со своими особенностями, историческими событиями, повлиявшими на историю, а также со своеобразной системой магии. Это хорошо создает объемную атмосферу и полностью погружает в произведение.
Сюжет так же неплох, интерес к тому, что произойдет с действующими лицами сохраняется до конца книги и заскучать, опять же, не дает. И хоть история более-менее законченная, намек на продолжение присутствует.
И еще одна особенность произведения. Так как повествование ведется от лица юного плута, к тому же поклоняющегося местному богу-трикстеру в книги достаточно большое количество юмора. Проблема в том, что превалирующая часть — это туалетные шутки. От такого обилия уже к середине произведения начинает воротить.
По итогу достаточно неплохое фэнтези (с замашкой на темное) произведение с интересной системой мира и динамичным сюжетом. Скорее всего прочту продолжение, если появиться. 6 из 10.
garpiya, 1 июня 2023 г.
Читабельно, фентези мир, гоблины магия. Под настроение вполне.
Young adult. Бьет по глазам описание от лица главного героя — «баба так одета — ну значит всем дает», «у парня такой нос ну значит плох характер».
С умным видом главное рассуждать, будет дарк)
Промелькивают разумные мысли от автора.