Художник — Вагрич Бахчанян
Родился: 23 мая 1938 г.
Умер: 12 ноября 2009 г.
Вагрич Акопович Бахчанян (23 мая 1938, Харьков, СССР — 12 ноября 2009, Нью-Йорк, США) — художник, литератор-концептуалист. В шутку называл себя армянином на 150 %, потому что даже мачеха была армянкой.
Художником был всегда, сколько себя помнил. Учился в художественной школе и в студии Алексея Михайловича Щеглова, поклонник искусства начала века, он дружил с Василием Дмитриевичем Ермиловым, известным авангардистом 1920-х годов. Творчество характерно изобретением новых техник и направлений, разработкой связи слова и имиджа.
Рассказывают, что однажды молодой художник Бахчанян откликнулся на объявление, размещенное во французской газете: художникам предлагалось присылать свои работы на выставку в Париж. И получил благоприятный ответ. Но отправленная следом посылка вернулась во вскрытом виде. Впрочем, наверняка он воспринял этот варварский жест действительности как художественный. Столкновения советской этики и авангардистской эстетики стали лейтмотивом его творчества. Литературовед и писатель Андрей Синявский называл Бахчаняна последним футуристом.
В середине 1960-х он переехал в Москву, и его остроумные коллажи и карикатуры оценили читатели литгазетовского «Клуба 12 стульев». То, что не могло тогда появиться в прессе, позже публиковалось в Нью-Йорке, куда он через Италию эмигрировал в 1974 году. В США уже расцвел его персональный тамиздат, включавший и пародийные книги, и стихи, и прозу.
В 2003 году Вагрич Бахчанян первый раз приехал в Москву. Его работы экспонировались в «ЭРА Фаундейшн», в галерее «Поп-Офф Арт», в Русском музее, в «Стелла Арт Фаундейшн», на выставке в музее им. А.Д. Сахарова; его коллаж стал одной из причин возбуждения уголовного дела против директора музея им. Сахарова Юрия Самодурова и искусствоведа Андрея Ерофеева.
Казалось бы, когда его альбом «Мух уйма. Художества» был издан в 2003 году в России, его должны были воспринять как коллекцию шуток, обыгрывающих ушедшие в прошлое советские реалии. Но все эти переделанные лозунги — «Бей баклуши — спасай Россию», «Всеми правдами и неправдами жить не по лжи», «Бумажник — оружие пролетариата» — почему-то опять пришлись впору. А некоторые работы Бахчаняна, выдержав 30-летнюю закалку, по-прежнему застают врасплох публику без чувства юмора.
Юрий Милославский: «Вагрич Бахчанян, — прежде всего прочего и всего очевидного, — был создателем направлений в искусстве, то есть главным конструктором. Он, таким образом, создавал эссенции, или, если угодно — многомерные рабочие модели того, что — освоенное и усвоенное, а значит — несколько «разжиженное» получившими эту модель (эту эссенцию) мастерами-поварами разных способностей — передается затем в распоряжение потребителей».
©borch для fantlab.ru (компиляция по материалам сети)