Поскольку новый роман Ларри Нивена и Грегори Бенфорда «Корабль-звезда» только что занял первое место в моей стопке книг, отложенных для прочтения, и поскольку на прошлой неделе я писал о двигателях Шкадова, я попросил Грегори Бенфорда подробнее объяснить, как могут работать эти огромные сооружения. Грег уже отвечал в электронном письме, что двигатель Шкадова по своей сути нестабилен, и более ранние обсуждения этой идеи на Centauri Dreams сводились к сомнениям о возможном движении с помощью такого устройства. Однако я упомянул о том, что Грегори Бенфорд и Ларри Нивен описали в своем романе модифицированный двигатель Шкадова, и мне не терпелось услышать их мнение о том, как подобное может быть возможным. Грег, отмеченный наградами автор научной фантастики и физик, делится здесь своими соображениями — и оговорками — по поводу двигательной схемы, способной перемещать звезды.
Физик Леонид Шкадов впервые описал в 1987 году звездную двигательную установку, созданную путем установки огромного зеркала в статичном, фиксированном положении вблизи звезды. Чтобы добиться подобного эффекта требовалось точно уравновесить гравитационное притяжение зеркала к звезде и световое давление от нее, иначе оно либо упадёт на звезду, либо улетит от нее. Зеркало, отражая излучение Солнца, создавало бы небольшое постоянное ускорение, из-за которого оно начало бы постепенно ускоряться: через миллион лет Солнце будет двигаться со скоростью 20 м/с и переместится на 0,03 световых года — намного меньше, чем его орбитальная скорость вокруг центра галактики, ~100 км/сек.
В начале 2000-х я думал, что, технологию можно усовершенствовать. Я поделился некоторыми идеями с Ларри Нивеном, и в итоге мы написали два романа о звездных двигателях подобного типа — «Чаша небес» и «Корабль-звезда». Вот объяснение из послесловия к «Кораблю-звезде»:
цитата
Мы считаем такие двигатели умными объектами – статически неустойчивыми, но динамически стабильными, подобно нам самим, когда мы ходим. Мы падаем вперед на одну ногу, затем поднимаемся на другую. Это требует очень быстрой обработки сигналов и координации. (Мы — единственные крупные бесхвостые животные, которые справились с этим. Две ноги опасны без большого мозга или стабилизирующего хвоста.) В научной фантастике было немало больших тупых объектов, но, насколько я знаю, ни одного умного. Наш большой умный объект больше, чем Мир-Кольцо, и он движется куда-то, используя целую звезду в качестве двигателя.
Наша Чаша представляет собой оболочку диаметром более ста миллионов миль, удерживаемую на звезде гравитацией и электродинамическими силами. Звезда испускает длинную струю горячего газа, которая настолько хорошо удерживается магнитом, что выходит через отверстие в верхней части чашеобразной оболочки. Эта струя движет всю систему вперед – звезда в буквальном смысле слова превращена в двигатель «корабля». На внутренней поверхности Чаши находится обширная цивилизация. Структура романа не слишком напоминает "Мир-кольцо" Ларри, потому что главная проблема заключается в установлении контакта с туземцами.
Преимуществами любого большого объекта, будь то Тупой или Умный, является энергия и пространство. Накопленная солнечная энергия огромна, а жизненное пространство находится за пределами осознания, его можно выразить разве что численно. Пока мы планировали роман, мой друг Фримен Дайсон заметил: “Мне нравится обозначать качество среды обитания через коэффициент R, равный отношению общей массы к запасу доступной энергии. Чем больше R, тем беднее среда обитания. Если мы рассчитаем R для Земли, используя общее количество падающего солнечного света в качестве доступной энергии, то результат составит около 12 000 тонн на Ватт. Если мы рассчитаем R для кометного объекта с оптическими концентраторами, движущегося в любой точке галактики, где видна звезда нулевой звездной величины, то результат составит 100 тонн на Ватт. Кометный объект, расположенный практически в любой точке галактики, в 120 раз лучше планеты Земля в качестве дома для жизни. Основная проблема планет заключается в том, что они имеют слишком малую площадь и слишком большую массу. Жизнь нуждается в пространстве не только для сбора падающей энергии, но и для утилизации отработанного тепла. В долгосрочной перспективе жизнь распространится в тех местах, где масса может быть использована наиболее эффективно, вдали от планет, в кометных облаках или в пылевых облаках недалеко от подходящей звезды. Если такой звездой окажется наше Солнце, у нас есть шанс обнаружить странствующую форму жизни, которая, возможно, обосновалась неподалёку”.
Понимание этого помогло мне продумать Чашу, R которой составляет около 10¹⁰!
Стабильность
Двигатели Шкадова нестабильны. Они не являются стационарными ( это изобретение Боба Форварда), потому что они не находятся на орбите. Толкните их, как это делает реальная фотонная тяга, и они будут обречены упасть наружу. Итак, как создать что-то, что использует энергию звезды для ее перемещения и может быть иметь стабильное положение относительно неё?
Меня волновал этот вопрос, и я вспомнил о работе, которую мы с моим братом Джимом проделали над повышением качества парусов путем десорбции краски, которую мы могли нанести на поверхность паруса, чтобы она сдувалась при попадании на нее луча микроволновой энергии, придавая кораблю ускорение. Это срабатывало в экспериментах, которые мы проводили в Лаборатории реактивного движения в рамках гранта НАСА. В принципе, выбрасывать массу в сторону лучше, чем отражать солнечный свет, потому что фотоны обладают очень малым импульсом. Отношение импульса фотона к импульсу частицы, движущейся со скоростью V, равно
(V/c)(2Ep )/EM
где Ep — энергия фотона, а EM — кинетическая энергия массы M. Таким образом, если эти две энергии одинаковы, то фотон обладает небольшой долей импульса массы, V/c.
Поэтому Мы решили не использовать фотоны, а вместо этого взять струю частиц, исходящих от звезды, заставляя ее вырываться в космос прямо через центр чаши. Струя должна быть ограничена магнитными полями, иначе она будет болтаться во все стороны, как незакреплённый пожарный шланг. Магнитные поля с ближайшей части звезды фокусирует отражающая полоса зеркал на Чаше. Таким образом струя из отраженной энергии постоянно отталкивает звезду, а управление магнитными полями, встроенными в саму структуру Чаши, позволяет сохранять импульс и стабильность.
Локальная центробежная сила полностью исключает необходимость накопления массы для удержания предметов, используя для этого только силу вращения. Естественно, это подводит нас к необходимости вырабоки требований к конструкции Чаши.
Крупные объекты, построенные человеком, будь то пирамиды, соборы или небоскребы, всегда можно критиковать как преступное расточительство ресурсов цивилизации, особенно если они кажутся безвкусными. Но только не в том случае, если они расширяют жилые пространства и создают полунатуральную среду обитания. Эта идея восходит к книге Олафа Стэплдона «Создатель звёзд»: "Мало того, что каждая солнечная система оказалась окружена плотной сетью световых ловушек, накапливавших «убегающую» солнечную энергию с целью разумного ее использования (Галактика теперь светилась не так ярко), многие звезды, не подходившие на роль солнц, были разрушены, а их обширные запасы внутриатомной энергии пущены в дело..”
Наш корабль, Умная Чаша, тоже куда–то летит, а не просто стоит на месте, ожидая посетителей, таких как Мир-Кольцо, — и его экипаж живёт на борту.
Мы начали с очевидного: куда они направляются и зачем?
Ответ на этот вопрос лег в основу двух романов. В этом и заключается прелесть умных объектов – они не просто вызывают восхищение, они интригуют.
Мой дедушка часто говорил, когда мы отправлялись в Мексиканский залив за креветками, что лодка просто ищет место, где бы затонуть.
Итак, приступая к разработке нового большого умного объекта, я сказал: "Искусственный мир просто ищет, где бы лопнуть".
Вы живете всего в нескольких метрах от космического вакуума, на быстро перемещающейся из-за вращения Чаши поверхности (для создания центробежной силы тяжести). Это упрощает запуск кораблей, поскольку они сразу же будут иметь высокую начальную скорость… но это также означает, что необходимо компенсировать высокие нагрузки, которые могут привести к разрыву швов. Представьте, что обитатели солнечной стороны захотят поработать, попробовать что-то новое…
“Знаешь, Фред, я думаю, что смогу провести санузел, просто просверлив вот здесь. Ой—ой-ой!”
И вакуум высасывает вас наружу. Внезапно вы начинаете двигаться по касательной со скоростью тысяча километров в секунду — гораздо большей, чем 50 км/с, необходимые для того, чтобы преодолеть силу притяжения звезды. Это упрощает исследование близлежащих звезд во время облета.
Но этот простой выход на самом деле опасен. Чтобы жить на Большом умном объекте, вам самим лучше быть достаточно сообразительными.
Разработка механики
Оказалось, что тут не обойтись без хитростей.
Как мы объяснили в «Корабле-звезде»:
цитата
Мы предположили, что Строители Чаши сделали каркас из чего–то вроде скрита — термина, используемого в Мире-Кольце, — сероватого полупрозрачного материала, прочность которого примерно равна энергии ядерной связи, материала того же уровня физики, который удерживал Мир-Кольцо от распада. Этот материал — единственное физическое чудо, необходимое для того, чтобы Мир-Кольцо или Чаша работали механически. Стабилизировать Мир—Кольцо несложно — просто нейтрализуйте небольшое боковое биение. Заставить Чашу работать в динамическом режиме гораздо сложнее; главная проблема — звёздный двигатель и его магнитные поля. Это была зона ответственности Бенфорда, поскольку он опубликовал много научных статей в Astrophysical Journal, посвященных струям из аккреционных дисков вокруг черных дыр, некоторые из которых весят намного больше галактик. Но кто управляет струей? И как, ведь она больше планеты по размеру? Вот как вы получаете сюжетные ходы из лежащей в их основе физики.
Один из способов представить себе прочность конструкции, необходимую для того, чтобы удержать Чашу вместе, — это представить, что могло бы удержать башню высотой в сто тысяч километров на Земле. Самое высокое здание, которое у нас сейчас есть, — это небоскреб Бурдж-Халифа высотой 829,8 м (2722 фута) в Дубае, Объединенные Арабские Эмираты. Таким образом, для Мира-Кольца или Чаши мы используем материал, похожий на скрит, который в 100 000 раз прочнее, чем лучшие современные стали или углеродные композиты. Однако даже в статическом равновесии здания имеют тенденцию прогибаться под воздействием различных нагрузок, а очень плохая погода может обрушить очень прочные здания. Так что это действительно мегаструктура мастеров-инженеров. Мы знаем, что нейтронные звезды могут справляться с такими нагрузками, значит умные инопланетяне или даже обычные люди тоже могут с этим справиться. Итак, пусть инженеры из Калифорнийского технологического института (где Ларри был студентом), Технологического института Джорджии (куда Бенфорд чуть не поступил) или Массачусетского технологического института (где Бенфорд взял творческий отпуск) займутся этим вопросом, а затем подождём столетие или два — кто знает, что они могут изобрести? Это предпосылка и, что еще лучше, обещание — суть современной научной фантастики.
Внутренняя часть нашей Солнечной системы содержит достаточно материала для создания классической сферы Дайсона. Планеты и огромные скопления льда и камня, такие как Пояс Койпера и облака Оорта, — все, что вращается вокруг звезды, может дать массу, достаточную для создания Шара. Для инопланетных разумов это может стать заманчивым искушением. Соберите весь материал, движущийся по орбите и сожмите его, соединяя молекулярным клеем. Затем сделайте из полученного материала пластины, которые можно использовать для строительства. Это позволяет конструкторам соединить их в единую оболочку – например, из сферических треугольников. Работа многих поколений, даже для существ с очень долгой продолжительностью жизни. Но даже мы, люди, способны на это, что видно на примере Шартрского собора, Великой китайской стены и многого другого.
Происхождение
И все же: кто её построил? Возможно, чаша изначально была создана для того, чтобы жить под постоянным солнечным светом. Представьте себе, что это межзвездная Флорида, теплая и ласковая, с фантастическим ночным небом. Которое со временем меняется.
цитата
Поначалу строители, возможно, наслаждались сиянием своего маленького солнца, осваивая и колонизируя Чашу, мечтая о том, чтобы у нее была огромная площадь поверхности, на которой было бы место для необъятных природных просторов. Но затем аборигены Чаши начали мечтать о колонизации галактики. Им пришла в голову идея реактивного двигателя, и у них уже была возможность его создать, добавив сопло на поверхности сферы. Создание зеркальной зоны заняло некоторое время, но затем реактивный двигатель позволил им путешествовать. Это сработало не так хорошо, как они думали, и потребовало контроля, что они и сделали, используя мощные магнитные поля.
Система пригодилась и для космических полетов. Оказавшись в космосе, вы оказываетесь в свободном падении; масса Чаши довольно велика, но вы выходите за пределы корпуса на высокой скорости, так что слабое притяжение Чаши не является проблемой. Любой желающий может путешествовать по Солнечной системе, и она очищена от всех крупных частиц. (Атмосфера помогает уничтожить любые метаориты, которые могли бы представлять угрозу).
Ключевая идея заключается в том, что большая часть чаши является зеркальной, направляя отраженный солнечный свет на небольшое пятно на звезде, расположенное у подножия линии струи. В этом месте усиленный солнечный свет создает стоячую “вспышку”, которая образует струю. Эта струя толкает звезду вперед, увлекая за собой Чашу под действием силы тяжести.
Струя проходит через узловатое отверстие на “дне” чаши и выходит в космос в виде выхлопных газов. Магнитные поля, удерживаемые на поверхности звезды, обволакивают выходящую плазменную струю и удерживают ее, поэтому она не вспыхивает и не окрашивает внутреннюю поверхность Чаши, где процветает вся живая экология, площадь которой значительно превышает площадь Земли. Итак, это огромный движущийся объект, самый большой, какой мы могли себе представить, поскольку мы хотели написать роман о чем-то ещё более величественном, чем Мир-кольцо Нивена.
При вероятных параметрах звезды струя может переместить систему примерно на световой год за несколько столетий. Медленно, но неуклонно, решая деликатную проблему управления, Чаша скользит сквозь межзвездные просторы. Звезда действует как щит, останавливая случайные ледяные астероиды, которые могут оказаться на пути полусферы. Межзвездная плазма и плотность пыли оказывают трение на огромную солнечную магнитосферу Корабля-звезды, который, по сути, представляет собой сферу радиусом 100 астрономических единиц.
Таким образом, струей можно управлять, регулируя ускорение, если это необходимо. Если струя становится нестабильной, наиболее вероятным разрушающим фактором является излом – извивающийся узел в потоке, который движется наружу. Он может отразиться в сторону и заполнить зоны вблизи отверстия ядовитой плазмой, плотным солнечным ветром. Первый способ защиты, если кажется, что струя начинает изгибаться, — это отвернуть зеркала в сторону, не освещая основание струи. Но этого может оказаться недостаточно, чтобы предотвратить излом. Мы решили, что такое случалось в прошлом и продолжает жить в легендах Чаши.
Звезда спектрального класса K2, вокруг которой была построена Чаша, теперь имеет большую температуру, нагреваясь зеркалами, что приближает ее спектр к Солнечному. Это объясняет, почему спектральный класс звезды может несколько отличаться от предсказанного по ее массе. Она выглядит странно окрашенной, более желтой, чем можно было бы предположить по ее массе.
Если на то пошло, это маленькое солнце раньше было немного больше. На протяжении многих миллионов лет оно выбрасывало струю. Тем не менее, ее массы должно хватить надолго. Чаша могла бы несколько раз обогнуть саму галактику.
Атмосфера находится на довольно большой глубине, более 200 км. Она поглощает солнечный ветер и космические лучи и создает парниковый эффект. Кроме того, атмосферное давление выше земного примерно на 50%, в зависимости от местоположения в Чаше. Это также предохранитель, способный поглощать случайные, непреднамеренные удары по экологии. Если сжать всю атмосферу Земли до плотности воды, то ее глубина составит всего 30 футов. Чаша имеет гораздо большую глубину — более ста ярдов в эквивалентном объеме воды. Слишком много углекислого газа? Можно просто сделать атмосферу более разряженной.
Более глубокая атмосфера объясняет, почему в зонах с низкой гравитацией могут летать удивительно крупные объекты — крупные инопланетяне и даже люди. Мы, люди на Земле, наслаждаемся парциальным давлением кислорода в 0,21 бара, и мы вполне можем работать в атмосфере с почти чистым кислородом при давлении в два бара (но будьте осторожны с огнем). Парциальное давление в Чаше немного меньше, чем нам хотелось бы: 0,18 бар, но это компенсируется более высоким давлением. Это снижает риск возгорания, как выяснится позже.
Для начала мы написали историю происхождения Строителей, которую не включили в роман. В ней излагается версия того, что заставило Строителей сделать все это.
Правдоподобна ли Чаша?
Не совсем. Например, для неё требуется скритч, который никто не знает как создать.
А сама Чаша — это огромная катастрофа, которая вот-вот произойдет. Кто-то должен постоянно управлять реактивной струёй. Нельзя просто сказать "Это нелинейная система, не вини меня" [цитата из романа "Корабль-звезда"]. Туземцы могут участвовать в медленных полетах к звездам, но они всегда в опасности. Их общество должно скрывать это от посторонних глаз, иначе они все сойдут с ума.
Нашей целью при написании этих двух романов и, возможно, следующего было показать, насколько странным может быть мышление инопланетян, придав ему реальное, физическое присутствие в Чаше. Кроме того, мы хотели понять, каково это — думать о том, куда могло бы пойти само человечество, если бы у него было время, цель и, самое главное, — воображение.
Издательство: М.: Искусство, 1985 год, 25000 экз. Формат: 84x108/32, мягкая обложка, 338 стр. ISBN: не указан
Аннотация: Режиссеры, литераторы, педагоги размышляют о том, насколько успешно, ярко, эффективно детское кино способствует воспитанию у подрастающего поколения благородных человеческих качеств, любви к Родине, к знаниям, к труду. В статьях этого издания, идет речь и о наиболее характерных процессах, происходящих в кинематографе для детей, и о причинах успехов и неудач конкретных фильмов, об отзывах, высказываниях и пожеланиях самых юных зрителей, об их отношении к киноискусству, о их кинолюбительских опытах. Для специалистов и для широкого читателя. На вклейках — десятки кадров из советских фильмов.
Издательство: М.: Современник, 1986 год, 200000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 464 стр. ISBN: не указан
Аннотация: Сборник объединяет произведения популярных авторов XIX века, активно печатавшихся в журналах: "Московский наблюдатель", "Библиотека для чтения", "Отечественные записки", "Современник". В книгу вошли "Сказание об Ольге" З.А. Волконской, "Угол" Н.А. Дуровой, "Суд света" Е.А. Ган, "Дача на Петергофской дороге" М.С. Жуковой, "Хозяйка" Е.В. Кологривовой, "Переписка" Ю.В. Жадовской, "Степная барышня" А.Я. Панаевой, "Из провинциальной галереи портретов" Н.С. Соханской. Произведения отмечены яркой творческой индивидуальностью, большинство из них в наше время не переиздавались.
Комментарий: Проза русских писательниц первой половины 19 века. Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации В. Низова.
Аннотация: В сборник включены фантастические произведения русских писателей, чьи имена известны всему миру, — А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя, Ф. Достоевского, И. Тургенева, а также менее известных или почти забытых — В. Одоевского, А. Погорельского, О. Сомова, Е. Кологривовой.
Комментарий: Литературные фантазии русских писателей 19 века. Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации В.С. Тер-Вартаняна.
Издательство: М.: Правда, 1989 год, 100000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 672 стр. ISBN: не указан
Аннотация: Сборник объединяет произведения писательниц прошлого века, активно печатавшихся в журналах «Московский наблюдатель», «Библиотека для чтения», «Отечественные записки», «Современник».
Комментарий: Проза русских писательниц 19 века. Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации Т. Костериной.
Аннотация: Вниманию читателей предлагается очередной сборник статей и комиксов, подготовленный сотрудниками Российской государственной библиотеки для молодёжи.
В юбилейный сборник вошли большие обзорные статьи, посвящённые истории международных российских фестивалей «КомМиссия» и «Бум-фест». А также впервые публикуемые на русском языке статьи об истории комиксов в бывших Чехословакии и Югославии — и об огромной роли выходцев из России и СССР в формировании национальных школ комикса в этих странах. В качестве бонуса опубликован многостраничный фрагмент комикса «Треугольник» Е. Грезиной.
Сборник адресован специалистам книжного дела, культурологам, профессиональным авторам-комиксистам, а также любителям рисованных историй и широкому кругу читателей, содержит материалы справочного и рекомендательного характера.
Аннотация: В сборник вошли материалы выступлений Третьей российской научной конференции (с международным участием), посвященной проблематике рисованных историй (в т.ч. комиксов, манги и т.п.) в контексте книжного дела и смежных областей знания. Конференция состоялась 4 апреля 2018 г. в Российской государственной библиотеке для молодежи в рамках Международного фестиваля рисованных историй «КомМиссия».
Сборник адресован специалистам книжного дела, культурологам, профессиональным авторам-комиксистам, а также любителям рисованных историй и широкому кругу читателей. Содержит материалы научно-методического, справочного и рекомендательного характера.
Издательство: Воронеж: Юпитер, 2019 год, Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 584 стр. Серия: Библиотека приключений и научной фантастики (продолжатели)
Комментарий: Произведения о Диком Западе. Художник не указан.
Издательство: Воронеж: Юпитер, 2019 год, Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 636 стр. Серия: Библиотека приключений и научной фантастики (продолжатели)
Комментарий: Произведения о Диком Западе. Художник не указан.
Издательство: Воронеж: Юпитер, 2019 год, Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 652 стр. Серия: Библиотека приключений и научной фантастики (продолжатели)
Комментарий: Произведения о Диком Западе. Художник не указан.
Издательство: Воронеж: Юпитер, 2019 год, Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 660 стр. Серия: Библиотека приключений и научной фантастики (продолжатели)
Комментарий: Произведения о Диком Западе. Художник не указан.
Издательство: Воронеж: Юпитер, 2019 год, Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 648 стр. Серия: Библиотека приключений и научной фантастики (продолжатели)
Комментарий: Произведения о Диком Западе. Художник не указан.
Издательство: Воронеж: Юпитер, 2019 год, Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 704 стр. Серия: Библиотека приключений и научной фантастики (продолжатели)
Издательство: Воронеж: Юпитер, 2019 год, Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 680 стр. ISBN: не указан Серия: Библиотека приключений и научной фантастики (продолжатели)
Издательство: Воронеж: Юпитер, 2019 год, Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 628 стр. Серия: Библиотека приключений и научной фантастики (продолжатели)
Аннотация: В сборник вошли материалы выступлений юбилейной Пятой научной конференции «Изотекст», посвященной проблематике рисованных историй (в т. ч. комиксов, манги и т. п.) в контексте книжного дела и смежных областей знания. Сборник адресован специалистам книжного дела, антропологам, культурологам, профессиональным авторам-комиксистам, а также любителям рисованных историй и широкому кругу читателей. Содержит материалы научного, научно-методического, справочного и рекомендательного характера.
Издательство: Воронеж: Юпитер, 2020 год, Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 592 стр. Серия: Библиотека приключений и научной фантастики (продолжатели)
Комментарий: Произведения о Диком Западе. Художник не указан.
Издательство: Воронеж: Юпитер, 2020 год, Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 640 стр. Серия: Библиотека приключений и научной фантастики (продолжатели)
Комментарий: Произведения о Диком Западе. Художник не указан.
Издательство: Воронеж: Юпитер, 2020 год, Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 640 стр. Серия: Библиотека приключений и научной фантастики (продолжатели)
Комментарий: Произведения о Диком Западе. Художник не указан.
Издательство: Воронеж: Юпитер, 2020 год, Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 620 стр. Серия: Библиотека приключений и научной фантастики (продолжатели)
Комментарий: Произведения о Диком Западе. Художник не указан.
Аннотация: В сборник вошли материалы выступлений Шестой научной конференции «Изотекст», посвящённой проблематике рисованных историй (в т.ч. комиксов, манги и т.п.) в контексте книжного дела и смежных областей знания. Конференция состоялась 11 — 13 ноября 2021 г. в Российской государственной библиотеке для молодёжи. Сборник адресован специалистам книжного дела, антропологам, культурологам, а также любителям рисованных историй и широкому кругу читателей. Содержит материалы научного, научно-методического, справочного и рекомендательного характера.
Комментарий: Материалы VI Международной конференции исследователей рисованных историй и визуальной культуры 11-13 ноября 2021 г. Иллюстрация на обложке К. Комардина.
Издательство: Воронеж: Юпитер, 2021 год, Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 604 стр. Серия: Библиотека приключений и научной фантастики (продолжатели)
Комментарий: Произведения разных авторов, объединённые именем главного героя — барона Карла Иеронима фон Мюнхгаузена. Художник не указан.
Аннотация: Это сборник лучших рассказов конкурса попаданческой фантастики в стиле хоррор (ужасы про попаданцев). Попаданцы — это герои одной временной эпохи, волей фантастического случая оказавшиеся в другой. Хоррор — это когда всем страшно: героям, читателям, критикам, а иногда и даже самим авторам. Твист — это когда обе эти вещи встречаются в произведении одновременно. Конкурс проводился по системе «прорыв», значит события увлекут вас с первых же строк.
Комментарий: В сборник вошли рассказы финала конкурса "Твист". Художник не указан.
Издательство: Воронеж: Юпитер, 2022 год, Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 644 стр. Серия: Библиотека приключений и научной фантастики (продолжатели)
Издательство: Воронеж: Юпитер, 2022 год, Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 512 стр. Серия: Библиотека приключений и научной фантастики (продолжатели)
Аннотация: В сборник конференции вошли статьи участников VII Международной научной конференции исследователей рисованных историй и визуальной культуры «Изотекст», посвящённой проблематике последовательного визуального нарратива (в т.ч. комиксов, манги и т.п.) в контексте книжного дела и смежных областей знания. Конференция состоялась 11 — 13 ноября 2022 г. в Российской государственной библиотеке для молодёжи. Сборник адресован специалистам книжного дела, антропологам, культурологам, а также любителям рисованных историй и широкому кругу читателей.
Комментарий: Материалы VII Международной конференции исследователей рисованных историй и визуальной культуры, Москва, 11-13 ноября 2022 г.
Аннотация: Сборник лучших рассказов финала конкурса супрематической фантастики "Малевич". В этой уникальной книге собраны лучшие рассказы конкурса супрематической фантастики «Малевич». Художники-супрематисты стремились передать окружающую действительность с помощью цвета и геометрических форм, авторы рассказов этого сборника использовали предложения, слова и буквы. Сложнейшая задача. Удивительный, невероятный результат.
Комментарий: Лучшие рассказы конкурса супрематической фантастики «Малевич». Художник не указан.
Издательство: б. м.: Издательские решения, 2022 год, мягкая обложка, 272 стр. ISBN: 978-5-0056-3752-9
Аннотация: Хоррорку (хоррор + хайку) — это давно уже устоявшийся поджанр хоррора, но только это разновидность не прозы, а поэзии. Хоррорку — как и японское хайку — традиционно состоит из 17 слогов. Каждое стихотворение записывается в три строки и состоит из трёх ритмических частей по 5-7-5 слогов. В книге собраны 1111 хайку — 1111 фотоснимков ада, кошмаров и безумия.
Комментарий: Антология тёмной поэзии. Иллюстрация на обложке А. Бусе.
Аннотация: В сборник конференции вошли статьи участников VIII Международной научной конференции исследователей рисованных историй и визуальной культуры «Изотекст», посвящённой проблематике последовательного визуального нарратива (в т.ч. комиксов, манги и т.п.) в контексте книжного дела и смежных областей знания. Конференция состоялась 10 — 12 ноября 2023 г. в Российской государственной библиотеке для молодёжи. Сборник адресован специалистам книжного дела, антропологам, культурологам, а также любителям рисованных историй и широкому кругу читателей.
Комментарий: Материалы VIII Международной конференции исследователей рисованных историй и визуальной культуры, Москва, 10 — 12 ноября 2023 г.
Аннотация: Альманах «Полдень» продолжает традиции журнала "Полдень. XXI век", главным редактором которого был мэтр отечественной фантастики Борис Стругацкий. В альманахе печатаются повести и рассказы, а также статьи, посвященные вероятному будущему, а также историческому анализу и современной ситуации в отечественной фантастической литературе.
Издательство: М.: Эксмо, 2023 год, 3500 экз. Формат: 70x90/32, мягкая обложка, 288 стр. ISBN: 978-5-04-185100-2 Серия: Великолепные детективные истории
Аннотация: Поклонники остросюжетной литературы получат огромное удовольствие, читая короткие криминальные истории, вошедшие в сборник «Жаркий детектив»! Любимые писатели — Татьяна Устинова, Людмила Мартова, Галина Романова и другие популярные авторы — по-прежнему удивляют своим остроумием и литературным талантом. Буквально на нескольких страницах разворачивается увлекательное действие с неожиданной развязкой в пленительном антураже жарких летних дней! В сборнике «Жаркий детектив» есть все, что вы так любите: хитроумно закрученный сюжет, стремительное расследование и головокружительный финал. Попробуйте разгадать захватывающую загадку раньше всех!
Издательство: М.: Эксмо, 2023 год, 3500 экз. Формат: 70x90/32, мягкая обложка, 320 стр. ISBN: 978-5-04-187907-5 Серия: Великолепные детективные истории
Аннотация: В дни рождественских каникул все взрослые словно возвращаются в детство! Кому не хочется испытать радостное предвкушение чуда и вновь поверить, что оно непременно сбудется? А кто откажется от удовольствия морозным утром обнаружить под сверкающей елкой таинственный сверток в подарочной упаковке? Издательство «Эксмо» предлагает вам и вашим близким отличный презент: сборник остросюжетных рассказов «Детективное Рождество»! Татьяна Устинова, Анна и Сергей Литвиновы, Евгения Михайлова и другие известные писатели поздравляют вас с этим радостным и светлым праздником! Детективный рассказ требует от автора высшего мастерства, ведь закрутить интригу, расследовать преступление и разоблачить преступника надо всего на нескольких страницах. Этим даром блестяще владеют популярные писатели, чьи рассказы входят в сборники из серии «Великолепные детективные истории». Наслаждайтесь новыми гранями их таланта!
Издательство: Воронеж: Юпитер, 2023 год, Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 564 стр. Серия: Библиотека приключений и научной фантастики (продолжатели)
Издательство: Воронеж: Юпитер, 2023 год, Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 608 стр. Серия: Библиотека приключений и научной фантастики (продолжатели)
Издательство: Воронеж: Юпитер, 2023 год, Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 596 стр. Серия: Библиотека приключений и научной фантастики (продолжатели)
Издательство: Воронеж: Юпитер, 2023 год, Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 564 стр. Серия: Библиотека приключений и научной фантастики (продолжатели)
Издательство: Воронеж: Юпитер, 2024 год, Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 616 стр. Серия: Библиотека приключений и научной фантастики (продолжатели)
Издательство: Н.Новгород: Дежавю, 2024 год, Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 516 стр. Серия: Библиотека приключений и научной фантастики (продолжатели)
Комментарий: Приключенческие произведения о подростках. Художник не указан.
Издательство: Кирово-Чепецк, Новосибирск: Книжный клуб "Спутник", 2024 год, 5 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 676 стр. Серия: Библиотека приключений и научной фантастики (продолжатели)
Аннотация: Двадцать восьмой том антологии "горной фантастики и приключений".
Комментарий: Двадцать восьмой том из многотомника «горной» фантастики. Переиздание под другим названием.
Издательство: Кирово-Чепецк, Новосибирск: Книжный клуб "Спутник", 2024 год, 12 экз. твёрдая обложка, 732 стр. Серия: Библиотека приключений и научной фантастики (продолжатели)
Аннотация: Тридцать второй том антологии «горной фантастики и приключений».
Издательство: Подмосковье: Детлитиздат, 2024 год, Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 496 стр. Серия: Библиотека приключений и научной фантастики (продолжатели)
Аннотация: В данном томе собраны как рассказы Честера Гейера, так и произведения, приписываемые ему под разными коллективными и общими псевдонимами, поэтому настоящее авторство текстов выяснить однозначно крайне затруднительно. Сборник дает представление об общем литературном ландшафте журнальной эпохи 1940-50-х гг. в США.
Комментарий: Произведения литераторов круга журнала "Fantastic Adventures" и друзей Ч. Гейера, публиковавшихся под общими псевдонимами. Художник обложки не указан. Внутренние иллюстрации Р. Фука, Р. Нейлора, Р.Г. Джонса, Э. Валигурски и Ф. Наварро.
Издательство: М.: Bubble, 2024 год, 1000 экз. мягкая обложка, 60 стр. ISBN: 978-5-907726-85-7 Серия: ГАМ
Аннотация: Приготовьтесь к фантастическим межзвёздным перелётам и встречам с пришельцами прямо здесь, прямо сейчас, прямо вот на этих чудесных страницах апрельского номера альманаха «BUBBLE ГАМ»! И чего же новенького мы приготовили вам в этот раз? Кроссовер всех подряд Чумных Докторов, которые примерили АБСОЛЮТНО неожиданные амплуа, очередная глава саги о «Новой Эре», вторая история про неповторимого сыщика Захарию Шиипа и инопланетное цирковое представление и совершенно внезапный комикс-палиндром, действие в котором происходит около неизведанной кротовой норы в далёкой галактике! А ещё статьи, интервью, портфолио — это всё вы и так знаете, ведь они — уже неотъемлемая часть нашего альманаха.
Комментарий: Книга комиксов. Иллюстрация на обложке Т. Макаревич.
Аннотация: В данном томе собраны как рассказы Честера Гейера, так и произведения, приписываемые ему под разными коллективными и общими псевдонимами, поэтому настоящее авторство текстов выяснить однозначно крайне затруднительно. Сборник дает представление об общем литературном ландшафте журнальной эпохи 1940-50-х гг. в США.
Комментарий: Произведения литераторов круга журнала "Fantastic Adventures" и друзей Ч. Гейера, публиковавшихся под общими псевдонимами. Художник обложки не указан. Внутренние иллюстрации Р. Фука, Р. Нейлора, Р.Г. Джонса, Э. Валигурски и Ф. Наварро.
Издательство: М.: Эксмо, 2024 год, 5000 экз. Формат: 76x100/32, твёрдая обложка, 416 стр. ISBN: 978-5-04-186774-4 Серия: Мистический Петербург
Аннотация: Петербург! Какой таинственной славой овеян этот город! На протяжении сотен лет он пленяет писателей своими туманами и ветрами, дворами-колодцами и гранитными берегами. «Город туманов и снов», место обитания призраков и теней, скрывающихся в арках, город неверных огней и тяжелого, пасмурного неба: странная и вдохновляющая северная столица. В сборник «Мистический Петербург» включены лучшие образцы рассказов о загадочном городе на Неве — от широко известных отечественному читателю до тех, что по сей день оставались полузабытыми. Какие тайны хранит Невский проспект? Где состоится странный бал и каким дурманом навеяны петербургские сновидения в стихах и прозе? Прикоснитесь к загадкам мистического Петербурга и вместе с русскими классиками пройдитесь по его удивительным улицам — страница за страницей.
Комментарий: Рассказы русских писателей о Петербурге.
Издательство: СПб.: Издательство Сидорович, ИП Олексенко А.А., 2024 год, 3000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 384 стр. ISBN: 978-5-907465-33-6 Серия: Звезды над Донбассом, Библиотека приключений и научной фантастики (подражатели)
Комментарий: Сборник фантастических рассказов. Иллюстрация на обложке А. Дербенёвой.
Аннотация: В мире нет ничего важнее информации, и с каждым годом её цена растет. В далеком будущем раскопать истину под слоем лжи, ухищрений и ошибок можно или случайно, или обнаружив себя марионеткой в чужой игре.
Киборгизация, проекции утопической реальности, неостановимый технологический прогресс... и, конечно, столкновение интересов людей с разными взглядами и мотивами.
Перед вами сборник рассказов, сочетающий жанры научной фантастики и детектива.
Комментарий: Выпуск 32. Рассказы, сочетающие жанры научной фантастики и детектива. Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации Елена Скиталец.
Издательство: М.: АСТ, СПб.: Астрель-СПб, 2024 год, 2000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 448 стр. ISBN: 978-5-17-164020-0 Серия: Самая страшная книга
Аннотация: Это не просто "Самая страшная книга".
Это – "Самая ЗАПРЕТНАЯ книга".
ЗАПРЕЩЕНО читать детям и подросткам.
ЗАПРЕЩЕНО читать беременным и особо впечатлительным натурам.
ЗАПРЕЩЕНО читать психически неуравновешенным.
Потому что это – антология экстремального хоррора и сплаттерпанка, самого маргинального и запретного направления в литературе ужасов, а то и во всей современной литературе. Кровь, секс, насилие, мат – это точно не та книга, которую вы посоветуете вашей бабушке.
Запретный плод сладок, но это…
Это – полный "БЕСПРЕДЕЛ".
Комментарий: Антология экстремального хоррора. Художник не указан.
Издательство: М.: Alpaca, Vicious Membrane, 2024 год, 250 экз. мягкая обложка, 44 стр. ISBN: 978-5-00242-004-9 Серия: Древние комиксы
Аннотация: Куча наносит ответный удар по вашим мозгам! Вторая и заключительная часть похождений монструозной кучи! Болотная Тварь и Леший нервно курят в сторонке — злоключения болотных монстров ещё никогда не были настолько зубодробительными и хулиганскими! Перед вами чистокровный представитель аутло-комиксов (другие яркие примеры жанра — «Ворон» (The Crow), «Фауст» (Faust), «Ред Рум» (Red Room)) – сначала будет мерзковато, потом странновато, а затем безумие поглотит вас целиком и выплюнет то, что осталось!
Комментарий: Окончание приключений Кучи, материалы из журнала "Psycho" №6, 7, 10, 12, 13. Иллюстрация на обложке Б. Эверетта.
Издательство: М.: Bubble, 2024 год, мягкая обложка, 138 стр. ISBN: 978-5-907726-76-5
Аннотация: Целый год прошёл после громкого дела Чумного Доктора. Майор Игорь Гром стал знаменит на весь город, журналистка Юля Пчёлкина продолжает вести расследования, а Дима Дубин становится всё опытнее и самостоятельнее. Тем временем размеренная жизнь Петербурга, кажется, будет длиться недолго: в город скоро прибудет оружейный магнат Август ван дер Хольт, при помощи которого генерал-лейтенант Мария Архипова собирается провести реформу полиции. И не будем забывать о Сергее Разумовском, который томится в заключении Чумного форта, проходя лечение у загадочного доктора Рубинштейна...
Каждый из них готов на всё ради воплощения своей главной мечты. Но о чём они грезят на самом деле?
Комментарий: Сборник комиксов с предысторией к фильму "Майор Гром: Игра".
Аннотация: Сборник лучших научно-фантастических рассказов и повестей, опубликованных в 2023 году состоявшимися и начинающими мастерами жанра, под редакцией Алана Кастера.
Комментарий: The best hard science fiction stories of 2023. Cover art by Maurizio Manzieri.
Презентация книги Вадима Волобуева «Станислав Лем — свидетель катастрофы» пройдет 13 июня в 19:00 в книжном магазине «Порядок слов» в Центре Гиляровского, Москва.
Личность знаменитого польского фантаста остается не до конца разгаданной: в биографии писателя слишком много противоречий. В своей книге Вадим Волобуев прослеживает судьбу Лема как историю интеллигента, ставшего не только свидетелем, но во многом и жертвой жестокого XX столетия.
Почему Лем одновременно ненавидел и любил Россию? Зачем творил в жанре научной фантастики, если не выносил ее как читатель? Каким образом он пережил нацистскую оккупацию и как этот опыт повлиял на его мировоззрение?
Июньское голосование подкинуло нашему книжному клубу сюрпризов и далеко не все оказались довольны результатами. Фаворит голосования менялся несколько раз (достаточно сказать, что в первые часы голосования «Костяной» Алексея Провоторова вырвался вперед с серьезной форой), затем долгое время лидировал «Демон Максвелла» Холла, да так уверенно, что многие участники даже успели купить и начать читать книгу... чтобы в финале узнать, что их фаворит уступил лидерство совершенно другой книге.
Общие результаты, начиная со второго места получились такие:
А победителем голосования во второй раз подряд стал роман в жанре твердой космической фантастики. Часто его даже называют "инженерной" фантастикой, не зря же послесловие переводчика к российскому изданию романа состоит из математических формул чуть менее чем полностью.
Итак, встречайте победителя голосования и книгу июня: роман от двух грандмастеров американской фантастики Ларри Нивена и Грегори Бенфорда «Чаша небес», получивший суммарно 49 голосов читателей.
По сюжету романа космический корабль, летящий на субсветовой скорости к пригодной для жизни планете, сталкивается с поразительно огромной структурой: чашеобразной конструкцией, похожей на полусферу Дайсона, с пригодной для жизни внутренней поверхностью, площадь которой превышает миллионы земных планет, который использует целую звезду в качестве двигателя. Очевидно, команда корабля не может упустить такой возможности и решает исследовать мегаструктуру.
Переводов романа удалось найти не так много. Кроме нескольких англоязычных изданий, можно отметить переводы на немецкий и болгарский языки.
С другой стороны, есть не малое количество дополнительных материалов и статей о романе. В первую очередь стоит отметить статью Грегори Бенфорда "Конструируя Чашу Небес" с описанием фантастических идей, лежащих в основе романа и сопровождаемую большим количеством схем и иллюстраций, перевод которой обязательно будет опубликован в рамках работы книжного клуба.
А на страницах самого романа можно найти схему Чаши Небес (которая так же представлена в статье Бенфорда).
Есть и фанарт, который обязательно будет опубликован на страницах книжного клуба.
В мае мы читали роман Роберта Сойера «Старплекс». Пришло время обсудить результаты работы, и я счастлив признать, что первое заседание Книжного Клуба Фантлаба завершилось оглушительным успехом!
Мы оставили дюжину отзывов, поставили десятки оценок, сделав роман самым оцененным в творчестве автора с существенным отрывом, написали сотни комментариев, в которых обсудили природу красоты вселенной, кризис среднего возраста и способность существ разных видов эффективно взаимодействовать друг с другом. Были опубликованы следующие дополнительные материалы о книге:
Огромное спасибо всем, кто принял участие в работе Книжного Клуба. Остальных приглашаю принять участие в новом заседании.
Его регламент:
01.06. — 04.06 — открытое голосование за книгу для прочтения.
05.06 — 30.06 — чтение, обсуждение, публикация дополнительных материалов по книге.
01.07 — Подведение итогов, начало голосования за следующую книгу для совместного прочтения.
Кроме того, по итогам обсуждения с участниками книжного клуба была сформулирована первая редакция правил работы книжного клуба, которую можно увидеть в шапке темы. Там же вы можете увидеть обновленный список книг. Обратите внимание, что теперь для каждого романа указан текущий средний балл оценок как фантлаба, так и других популярных ресурсов (Goodreads для переводной литературы, Livelib для написанной на русском языке) и месяц официальной публикации книги на русском.