| |
| Статья написана 19 марта 2018 г. 15:49 |
Сегодня я дочитываю последний том этой замечательной книжной серии. Серии, которая охватила какое-то невероятное разнообразие жанров, тем и авторов, которая стала для меня настоящим калейдоскопом фантастики, богатым по-настоящему сильными авторами, неожиданными открытиями и горькими разочарованиями. «Сны разума», или, если угодно, «Фантастика!» — самая значимая для меня серия фантастических книг за последние 10 лет. И мне бы хотелось почтить ее память, рассказав о книгах, которые в ней выходили. Очень коротко, без спойлеров, сквозь призму личных впечатлений. Книги я для удобства разделю на несколько условных жанровых групп.
Твердая научная фантастика
[/subtitle] Сюда, прежде всего стоит отнести Питера Уоттса, книги которого не нуждаются в представлении    "Ложная слепота" для многих открыла целый жанр, HARD-SF. Авторы, работающие в этом жанре, не держат своего читателя за дурака, разрабатывают новейшие научные теории и не боятся в конце книги приводить несколько десятков научных статей, идеи которых были творчески переработаны на страницах романа. При этом, я не могу сказать, что в романе нет недостатков. Здесь и то, что в погоне за научностью иногда страдает художественность, и то, что автор настолько увлекся идеями трансгуманизма, что мотивация персонажей для меня иногда не находила никаких логических объяснений.Да и мрачный фатализм автора понравится далеко не каждому. На фоне "Ложной слепоты" трилогия "Рифтеры" склоняется, скорее, к технотриллеру и роману-катастрофе. Вместо глубокого космоса-глубины океана, вместо пришельцев — реликтовый вирус. И только мрачная атмосфера, свойственная автору не делась никуда. По сравнению с Уоттсом трилогия "Спин" Роберт Ч. Уилсона кажется куда более человечной. Этот автор тоже не чурается смелых и масштабных фантастических идей. Но для его творчества характерно восприятие изменений через призму восприятия простого человека, далекого от масштабных событий, причастных к ним лишь волею случая.    Это хорошо заметно и в более раннем романе автора, "Хронолиты", который был издан сравнительно недавно. К сожалению, продолжения цикла оказались значительно слабее первого тома, и не смотря на крайне оригинальное и в чем-то циничное объяснение событий, произошедших в томе первом, оставили по себе куда более слабое впечатление.   "Бытие" Дэвида Брина. масштабная картина контакта с инопланетными цивилизациями и того, что случилось после. Взгляд свежий, под неожиданным и весьма (опять использую это слово) циничным углом. Множество персонажей, мест действия, точек зрения. Кому-то это может здорово усложнить чтение. Меня — поразило до глубины души. "Корпус-3" Грега Бира классический сюжет, в котором главный герой просыпается с амнезией и ему нифига не понятно. Действие происходит в замкнутом мире космического корабля-ковчега, функционирующего по странным законам, которые читателю придется постигать вместе с главным героям. К сожалению, такую благодатную почву автор, на мой скромный взгляд, не смог развить как следует, да и ответы, данные им, меня не удовлетворили. «Счет по головам» Дэвида Марусека, стал для меня книгой, в которой автор начал за здравие, а закончил за упокой. По жанру это классический киберпанк с глобальными корпорациями и их грызней за власть, вирусами, клонами, виртуальной реальностью и прочим. Но положив крепкий фундамент из глубоко личной, драматичной истории главного героя, автор не смог построить здание, навводив кучу лишних персонажей, с которыми он, такое чувство, так и не придумал, что делать. В итоге роман прогибается под собственным весом и тонет под грудой ненужных деталей и мусорных сюжетных линий, похоронив потенциально интересную историю. Кроме того, роман сюжетно не самостоятелен, а продолжение мы вряд ли увидим на русском языке.  Ну и, говоря о HARD-SF, нельзя не упомянуть имя автора, который для меня стал синонимом этого жанра. Каждая книга цикла "Субъективная космология" Грега Игана представляет независимый взгляд на картину известного нам мира. Красивая теория, которая обрамляется сюжетом и персонажами. Стоит отметить, что это наиболее легкий в прочтении цикл автора, поэтому начинать знакомство лучше именно с него. Социальная фантастика
[/subtitle] В эту условную группу я определю книги, авторов которых больше волнуют не научные теории, а развитие общества как в ближайшем будущем, так и в различных фантастических условиях и обстоятельствах.    В романе "Эйфельхайм: город-призрак" Майкл Флинн рассказывает про средневековое общество, переживающее сразу два потрясения: чуму и контакт с внеземной цивилизацией, показано столкновение двух культур, попытки диалога, раскрываются многие религиозные и мировоззренческие вопросы. Кроме того, весьма достоверно, без свойственных литературе штампов, описывается быт небольшого средневекового городка. Темп повествования размеренный, неспешный, но здесь это даже в плюс. Присутствует современная линия, правда намеченная лишь пунктиром. В противовес ему "Заводная" Бачигалупи — Таиланд, недалекое будущее, мир, в котором закончилась нефть, а ряд биологических катастроф очень сильно затруднил жизнь человечества. Роман получит просто дикое количество премий, но оставил после себя смешанное впечатление, объяснить которое я смогу только прибегнув к спойлерам. Однако стоит отдать роману должное, автору удалось совместить экзотический антураж, проработку мира и персонажей. Этот успех, на мой скромный взгляд, автору так и не удалось повторить. Рядом с Бачигалупи стоит роман "Дом дервиша" Иэна Макдональда. Тоже экзотический для фантастики антураж (на сей раз — Стамбул), недалекое будущее, полифония персонажей и точек зрения, впечатляющая проработка мира. Вот только посыл у романа оптимистический и откровенной чернухи он старается избегать.    С другой стороны в "Птицах Марса", чернухи, вроде как, тоже нет, однако в каждой главе чувствуется разочарованность автора человеческой цивилизацией. Нет, человечество выживет, не помрет, и даже в далекий космос прорвется, вот только без стыда на него не взглянешь. "2312" Кима Стэнли Робинсона тоже рассказывает о человечестве космической эпохи. На этот раз, покорившем ближнее космическое пространство. Изменяются социальные институты и многие привычные вещи выглядят совершенно иначе. Но видение будущего у автора лишено мрачных красок, фатализма и попытки осуждения. На полном серьезе автор предлагает порассуждать, как будут выглядеть привычные социальные институты 300 лет спустя и дает свою собственную, весьма убедительную картину. Баллард в "Высотке", напротив, ограничил действие одним домом, создал замкнутую экосистему, которую человеческая распущенность и борьба за социальные привилегии доводит до катастрофы. Метафора понятная, читаемая чуть ли не прямым текстом. Но как же сухо, топорно все это описано. Книга для ума, не для сердца. Приключенческая фантастика
[/subtitle] Сюда я отнес книги, в которых описываются, в первую очередь, приключения героев в фантастических мирах и обстоятельствах. Это не значит, что авторов данных книг не интересуют социальные процессы, или что в их книгах нет фантастических теорий, просто главное в них, на мой взгляд, добротная приключенческая, либо детективная история.     Начну с книги, появление которой в серии вызвало больше всего пересудов. Это "Пустошь" Андрея Теплякова своеобразная вариация на тему "Пикника на обочине". Аномальная зона, сталкеры, повышенное внимание военных, главный герой, преследующий личные цели — черты знакомые. Единственный русский роман в серии переводной фантастики смотрится белой вороной. Но в отрыве от принадлежности к серии роман, на удивление, не плох, легко читается и оставляет приятное послевкусие. Из многочисленных вариаций на данную тему эта книга — одна из лучших. Всяко лучше невнятной "Твари неизвестной природы" Жарковского. Остальные романы более традиционны. "Не считая собаки" — ироначная хроноопера с английским колоритом. Я очень неоднозначно отношусь к ее произведениям, разные книги вызывают то восторг, то неприятие. Это — тот случай, когда автору удалось меня захватить. А вот Виндж мне неприятен во всех проявлениях. И Роман " Дети неба" не стал исключением. На него я большой, подробный отзыв оставил, если что. Здесь же скажу, что совершенно не представляю, как автор будет выбираться из тупика, в который он загнал цикл этим романом. Любое описание противостояния с Погибелью в сложившихся обстоятельствах будет отдавать фарсом. Думаю, следующего романа цикла мы так и не увидим. Кен Маклеод «Ночные проповеди» — единственный в серии ярко выраженный фантастический детектив. Роман я нашел проходным чуть менее, чем полностью, но когда я высказал свое мнение в соответствующей теме многие со мной не согласились. Так что, для поклонников жанра он может представлять определенный интерес. Боевая фантастика
[/subtitle] В этот раздел я отнес книги, в которых главное — это описание боевых действий в фантастической обстановке.   Их всего две. Это переиздание классического представителя жанра, романа "Бесконечная война" Джо Холдемана и проходной боевик про космодесандников "Псы войны" Бира, продолжение которого мы вряд ли увидим. Обе книги мне крайне тяжело рекомендовать. Первую — из-за крайне неудачного перевода, который вынудил меня в итоге плюнуть и дочитать книгу в электронке — перевод Корзуна после Судакевича был как бальзам для глаз. Вторую — из-за вторичности и отсутствия продолжений. Не удивительно, что обе книги были опубликованы на закате серии. Фантастический неформат
[/subtitle] Сюда я отнес книги, авторы которых экспериментировали с жанрами, размывая границы фантастики.    В первую очередь, конечно, "Иные песни" Дукая — одна из самых значимых книг, выходивших в серии. Автор, подобно Стивенсону в "Анафеме" предлагает взглянуть на мир через призму античной философии, а по атмосфере и сюжетным ходам берет очень многое у «Вирикониума» М. Джона Харрисона. Но увлекшись литературной игрой и миротворчеством автор напрочь забывает о читателе. К чему нужен интересный сюжет, проработанные персонажи и прочие литературные атрибуты, когда есть такой прекрасный мир, детали которого там занимательно описывать. Поэтому книга оставила после себя чувство легкой неудовлетворенности. Но автор, безусловно, достоин внимания. С "Пандемонием" Дэрил Грегори все проще. Роман представляет из себя кашу из отсылок к Филипу Дику, комиксовой масс-культуре и модной психологии. Комиксы, кстати, какие-то странные. Я так и не узнал ни одного персонажа, хотя вроде как стараюсь быть в курсе. То ли альтернативная реальность, то ли совсем уж гиковская книжка — понять трудно. Для меня это — один из самых слабых романов с серии. Но есть и положительные отзывы, так что не все так однозначно. Роман "Город в конце времен" Грега Бира, скорее, разочаровывает. Я сравню его, пожалуй, с "Бытием". Тоже масштабная, проработанная картина, но не контакта с внеземной цивилизацией, а метафизического апокалипсиса. Но то ли автор не справился с таким масштабом повествования, то ли я не разобрался и заскучал, но к середине повествование чудовищно провисает. А вообще эта третья книга в данной серии, о которой я рассказываю, и каждая максимально не похожа на предыдущую. Это автору, определенно, в плюс. Янг-эдалт
[/subtitle] Сюда я отнес книги главные особенности которых: антагонист-подросток, быстро развивающийся сюжет с большим количеством поворотов и коллизий, сконцентрированность на теме борьбы с несправедливостью. Короче, типичный янг-эдалт.   К этому жанру на фантлабе принято относится с пренебрежением. Но обе книги в нем представленные мне понравились. "Младшего брата" Доктороу я и вовсе начал читать в полночь (думал, прочту пару глав и все), а закончил под утро. Книга захватила и не отпускала. Теперь я с нетерпением жду продолжения и издания других книг автора на русском. Вроде обещали. "Стены вселенной" понравились в меньшей мере, прежде всего первой частью, которая ранее публиковалась как законченная повесть и собрала ряд престижных наград и номинаций. Автор решил развить идею... и удалось это у него не сказать, что слишком блестяще. Динамика идет на спад, как и читательский интерес, а яркий конфликт основной повести обрастает кучей ненужных подробностей и меркнет. Впрочем, я в принципе не знаю примеров удачного развития романов из рассказов и повестей. Фентези
[/subtitle] Да, в фантастической серии нашлось место и для книг совершенно другого жанра.    Прекрасная дилогия "Поднебесная" Гая Гэвриела Кея. Масштабное альтернативно-историческое полотно с вкраплением мистических и мифологических мотивов. Атмосферно, стильно, многопланово. Кей выходит за жанровые рамки обычных фентези-романов и пишет по-настоящему большую литературу для взрослого в вдумчивого читателя. А вот появление в серии романа "Лакомые кусочки" Марго Ланаган иначе как курьезом не назвать. Феминистическое фентези, в котором бедную девушку обижало злое мужичье, но у нее выросла дочка, стала ведьмой и отомстила всем обидчикам мамки скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть) натравив на них големов с раскаленными стальными членами. Воспринимать это серьезно я ну никак не могу. Сборники рассказов
[/subtitle] Так как рассказы в сборниках характерны большим разнообразием тем и сюжетов я выделил их в отдельный блок.    Тед Чан, я так думаю, в представлении не нуждается. Это мастер короткой прозы, который пишет редко, но метко. Сборник "Купец и волшебные врата" — содержит в себе 9 совершенно разных рассказов, каждый из которых открывает фантастический талант автора с другой стороны. Практически эталонный авторский сборник и одна из самых сильных книг серии. "Вихри мраморной арки" Уиллис я так однозначно положительно охарактеризовать не могу. Как я уже говорил выше, автор у меня вызывает либо восторг, либо отторжение. И в этом сборнике хватало рассказов и тех и других. Тем не менее, сборник я отношу к разряду сильных и оцениваю достаточно высоко. В отличие от сборника "Десять сигм" Пола Мелкоу, который мне показался блеклым и невыразительным. Лучшая его часть — это повесть "Стены вселенной", которая в последствии легла в основу одноименного романа. Практически треть объема. Все остальное было слабо. Очень слабо.    А вот тут начинается треш и угар. Эти три сборника далеки от серии настолько, насколько возможно. Такое чувство, что опубликовали их здесь просто потому что их просто некуда приткнуть. Например, сборник "Туннель к центру Земли" не смотря на обложку а-ля "Затерянный мир" не имеет ничего общего с фантастикой. Странная, очень атмосферная проза, может, в стиле позднего Брэдбери, только более контркультурная что ли... Место этому сборнику — в серии "Альтернатива" того же издательства. Сборник, кстати, мне безоговорочно понравился. Но в серии ему не место. "Черный сок" Марго Ланаган и "Вляпалась!" Келли Линк. Тут мне особо сказать нечего. Это сборники фантастических, полуфантастических, а то и фентезийных историй, написанные женщинами для женщин. Я в целевую аудиторию этих книг не вхожу, а потому они пришлись мне не по уму и не по сердцу.
На этом я заканчиваю разбор. Книги серии "Сны разума" оставили значительный след в моей читательской жизни, помогли сформировать читательские вкусы и предпочтения. Поэтому я благодарю всех причастных к ее выходу за проделанный труд.
|
| | |
| Статья написана 23 января 2018 г. 12:06 |
Итак, ради единственного человека, который меня об этом просил, подведу итоги года. Это был тяжелый год, связанный с большим количеством разочарований. Здесь и закрытие многих интересных мне циклов издательством "АСТ", и откровенно мусорная дамская фантастика от "Фанзона" и малое количество фантастики от "Азбуки". Есть и позитивные стороны, например издание практически всего Сандерсона той же "Азбукой". В прошлом году я сетовал, что наши издательства игнорируют прекрасные романы Лю Цысиня, и вот "Фанзон" их издает. Вышло несколько очень интересных книг, к сожалению, не все я успел прочесть. Еще больше было анонсов. Поэтому, 2017 читательский год был для меня, во многом, проходным. Надеюсь, наступивший 2018-й год будет по-настоящему звездным. Теперь ближе к делу. Зарубежная фантастика: Грег Иган «Диаспора» В очередной раз не смог найти ничего лучше романа Игана. Монументальный, колоссальный в своих масштабах роман, поражающий размахом идей, при этом остающийся метафоричным и красивым. Так же хочу отметить роман «Выбор оружия» Иэна Бэнкса и «Марсианскую трилогию» Кима Стэнли Робинсона. Последняя лишь слегка не дотянула до первого места, огорчив меня откровенно затянутым и, по большому счету, не нужным финальным романом. Российская фантастика: Андрей Столяров «Монахи под луной». В отечественной фантастике выбор был невелик, поэтому с легким сердцем отдаю первое место этому выдающемуся роману. К сожалению, большинство современных авторов такую фантастику писать даже не пытаются. Кишка тонка. Так же хочу отметить новый роман Пелевина и «Свет мой, зеркальце…» Олди. «Бык из машины», кстати, меня разочаровал. Зарубежное фэнтези: Дэвид Геммел «Царь Каменных Врат». Ничего не могу с собой поделать. Он великолепен. Российское фэнтези Ник Перумов «Дилогия про Охотников» И прежде чем меня закидали тапками, скажу, что в принципе практически ничего из нашего фентези не читал. Новая книжка Пехова — проходняк, Корнев меня, мягко говоря, не впечатлил, а отдавать первое место седьмому роману цикла как-то не комильфо. На их фоне Перумов создал вполне крепкий, легко читающийся и интересный, пусть и не лишенный присущих автору недостатков роман. Среди наших фентезеров и на таком уровне мало кто может работать. Мистика/Хоррор. Зарубежное: Грэм Мастертон «Жертвоприношение» *Скучающим тоном* да-да, я знаю, что это просто пересказ «Снов в ведьмином доме» на современный лад. Ну и что с того? Это единственный по-настоящему страшный роман во всей серии «Мастера ужасов». Песни мертвого сновидца выйти не успели, а Брома я еще не читал. Так что, пока так. Мистика/Хоррор. Отечественное: Антология «Самая страшная книга» в этом году на редкость удачная. Да и вообще, могут наши хоррормейкеры в короткую форму, ох могут. Что ж в фантастике такое днище-то, а? Малая форма. Зарубежное: отметить хочу многое, но первое место отдам наиболее запомнившейся мне повести «Космоботические сказания Доминика Видмара. 13 статей из Словаря персонажей неизвестной литературы» Филипа Хака, который взял за основу «Звёздные дневники Ийона Тихого» и сотворил с ними такое, что теперь он обязан на них жениться. Так же упоминания достойны рассказ «Остановка на Земле» Майкла Суэнвика, «Красная оса» Теда Косматки и Майкла Пура, классическая повесть «Памятник» Ллойда Биггла-младшего, а так же многочисленные рассказы Г. Ф. Лавкрафта с которым я обстоятельно познакомился только в этом году. Малая форма. Отечественное: а вот здесь я отмечу только один рассказ, который меня поразил. Это «Висельник и ведьма» Богдана Гонтаря, атмосферное, написанное по всем канонам черное фентези. Редкий зверь. Графический роман: Алехандро Ходоровский, Хуан Хименес «Метабароны», тут двух мнений быть не может. Даже не верится, что я увидел на русском эту эпохальную космическую сагу. Даже хорошо, что третий «Жуй» в этом году не вышел. В тени такого исполина он бы потерялся. Книга года: Всегда очень сложно отдавать свой голос в этой номинации. В прошлый раз решил этого вообще не делать. Но в этом году есть книга, которая достойна быть первой. Это «Грядущая буря», которую за Джордана дописал Брендон Сандерсон. Я безмерно благодарен Сандерсону за то, что он нашел в себе силы закончить этот легендарный цикл. При чем он не просто дописал в той же манере, он подарил циклу новую жизнь, без многочисленных описаний платьев, титек, вываливающихся из вырезов в них, телесных наказаний и прочего, чем очень грешил Джордан в последние годы своей жизни. Некоторые назвали это изменением атмосферы цикла и отступлением от традиций. А как по мне, и слава богу. Разочарование года: Сергей Жарковский «Эта тварь неизвестной природы». Облом века. Насмотревшись на ЧСВ автора и то, как превозносят его верные почитатели я ждал чего-то по-настоящему особенного, а получил довольно безыскусную вариацию на тему «Пикника на обочине». Уже в 1990 году такое смотрелось весьма вторично. А уж в 2017, после многочисленных новеллизаций известной компьютерной пострелушки писать о Зоне и сталкерах, ах, пардон, трекерах, — полнейшее дурновкусие. Что уж говорить, даже иностранные коллеги справились куда лучше, на милю обойдя нашего великого фантаста и в оригинальности и в постмодернистском видении темы. Автор, который удивил: Рик Янси со своим «Монстрологом». Ожидал классический янг эдалт, а получил настоящую деконструкцию целого жанра. Даже странно, что до автора никто не додумался до такого простого и вместе с тем неожиданного решения. Издательство года: Нет такого. «АСТ» забрасывает циклы, «Азбука» новинки фантастики практически не издает, разве что несколькими переизданиями отметилась, «Фанзон» издает каких-то непонятных теток, «Фантастика» активизировалась только к концу года, а «Эксмо»... что вообще в этом году можно сказать про «Эксмо»?
|
| | |
| Статья написана 4 января 2017 г. 17:37 |
Новый год уже прошел, салаты доедены, пора подводить итоги. К сожалению, читал я в прошлом году удручающе мало, очень много интересных новинок пришлось положить на дальнюю полку. Но свой топ составить могу. Зарубежная фантастика: Грег Иган «Карантин» — одно из самых оригинальных трактований парадоксов квантовой физики, помноженное на действительно интригующий сюжет. Прочитанный на исходе года "Город перестановок" зацепил куда меньше. Российская фантастика: Роберт Ибатуллин «Роза и Червь» — в этом году без конкурентов. Редкий случай, когда отечественный фантаст смог написать роман, ничем не уступающий переднему краю западной НФ. Можно много его критиковать, и он действительно не идеален, но в этом году до его уровня не смог допрыгнуть никто. "Драйвер заката" "В режиме бога" Прошкина мне кажется гораздо более слабым романом. Пусть и занимает второе место. Зарубежное фэнтези: Роберт Джордан «Властелин хаоса» — после этой книги я полюбил цикл "Колесо времени", а Джордан стал для меня одним из лучших авторов фэнтези. Масштаб и проработанность мира поражают, а самое главное, Джордан не боится менять правила игры и вносить в цикл глобальные изменения, которых в этом томе просто невероятное количество. Российское фэнтези Генри Лайон Олди «Сильные» — как и с фантастикой, определиться было очень просто. На мой взгляд, это в принципе лучший роман Олдей за последние лет десять-пятнадцать. Мистика/Хоррор. Зарубежное: Лорен Бьюкес «Сияющие» — тот случай, когда на безрыбье и рак рыба. Не скажу, что роман мне особенно понравился, но остальное было еще хуже. Мистика/Хоррор. Отечественное: Константин Образцов «Красные цепи» — в очередной раз, выбрать победителя среди наших писателей было очень просто. Роман далеко не идеален, но захватывает и цепляет. А это главное. Да и лучшего все-равно ничего не было. Малая форма. Зарубежное: Наоми Критцер «Cat Pictures Please» — не могу отказать себе в удовольствии вывести в топ этот замечательный рассказ. Тем более он и правда очень забавный. Несерьезный, громких премий не достойный (пусть и отхватил Хьюго с Локусом), но какой же он клевый! Малая форма. Отечественное: Андрей Сенников «Прямо в темноту» — история пусть и довольно банальная, но очень сильно зацепившая меня в свое время. Книга года: В этом году не нашел я книги, которая была бы на голову сильнее прочих. Каждая сильна в чем-то своем. А эта номинация останется без победителя. Разочарование года: Кэтрин М. Валенте «Сказки сироты. В ночном саду» — все, что я бы мог сказать об этом романе, уже высказал Sri Babaji в своем отзыве. Если коротко, ожидания, мягко говоря, не оправдались. Автор, который удивил: Лю Цысинь — и то что наши издательства оставили его романы без внимания — позор! Книжное событие года: огромное число любительских переводов Грега Игана. Очень хорошо, что поклонники автора и любители настоящей фантастики взяли это дело в свои руки. Издательство года: АСТ с серией «Звезды научной фантастики». Фантастика Книжный Клуб ушло в штамповку вахи, серия «Звёзды новой фантастики» от Азбуки постепенно загибается, испытывая острый недостаток в новых авторах и книгах, а у АСТ в новой серии одна книга интереснее другой. Сможет ли эксмовский "Фанзон" в новом году перехватить лидерство? Покажет время.
|
| | |
| Статья написана 6 января 2016 г. 13:43 |
Новогодние каникулы подходят к концу, пора бы и итоги года подвести. Итак, лучше из прочитанного за 2015 год: Зарубежная фантастика: Дэвид Брин «Бытие» — один из самых реалистичных и монументальных романов о контакте. Просто блестяще. Российская фантастика: Анна Старобинец «Живущий» — великолепный по своей смелости и самобытности роман-антиутопия. Зарубежное фэнтези: Дэвид Геммел «Дренайский цикл» — Геммел для меня — настоящее открытие. Патриарх героического фэнтези, ставящий для других авторов просто-таки недостижимую планку. Российское фэнтези Сергей Малицкий «Провидение зла» — вот чего-чего, а качественного эпического дарк-фэнтези я от наших авторов не ждал. Был приятно удивлен. Обидно, что в последующих томах автор "скатился", а концовка так и вовсе оставляется в недоумении. Мистика/Хоррор. Зарубежное: Джордж Р. Р. Мартин «Грёзы Февра» — качественных хоррор, сочетающий в себе речную романтику и классическую вампирскую историю. Мистика/Хоррор. Отечественное: Антология «Темная сторона сети» — очень качественный сборник рассказов, открывший для меня проект "Самая страшная книга". Малая форма. Зарубежное: Ларри Нивен «Четвёртая профессия» — великолепный образец умной приключенческой фантастики, которая держит читателя на крючке от первой и до последней строчки. Малая форма. Отечественное: Антон Первушин «Вертячки, помадки, чушики» — оказывается, и современная русская фантастика способна выдавать рассказы высочайшего уровня. Книга года: Филип Дик «Валис» — гениальный роман, который я, определенно, буду не раз перечитывать. Разочарование года: Джон Лав «Вера» — то, что начиналось как великолепная боевая фантастика с поединками звездолетов и прочими вкусностями, выродилось в неудобоваримую муть. Автор решил накормить читателя метафизической чушью, вдобавок, жутко заштампованной. "Иммунная система вселенной" — ба, ну что за свежая мысль. Яркий пример выражения "Не умеешь — не берись". Ну и все эти копрометафоры отвратительны. Автор, который удивил: Дмитрий Глуховский — я понимаю, хвалить этого автора не принято, но не могу не сказать, что в «Метро 2035» он превзошел сам себя. Долго разглагольствовать не буду, уже давно все свои мысли в отзыве написал. Одна из лучших книг, прочитанных мною в этом году.
|
| | |
| Статья написана 11 декабря 2015 г. 14:14 |
Список ноября выглядит довольно коротким, но это лишь на первый взгляд: три трилогии и 4 тома цикла из семи книг в итоге дают уже 13 романов. А ведь это далеко не все, что я успел прочесть за ноябрь. Один из самых удачных книжных месяцев, на самом деле. ---
Список книг, прочитанных за ноябрь 2015 года: 1. Дэвид Геммел «Нездешний» (трилогия) 2. Брендон Сандерсон «Герой веков» 3. Джек Макдевит «Око Дьявола» 4. Фрэнк Герберт «Дети Дюны» 5. Мария Артемьева «Темная сторона сети» 6. Скотт Вестерфельд «Левиафан» (трилогия) 7. Кит Педлер, Джерри Дэвис «Мутант-59» 8. Труди Канаван «Черный маг» (трилогия) 9. Терри Пратчетт «Вещие сестрички» 10. М. Джон Харрисон «Нова Свинг» 11. Дмитрий Рус «Играть, чтобы жить» (романы 1-4 из 7)
 | цикл Когда-то этого человека звали Дакейрас, и был он любящим мужем и счастливым отцом. Но пришло зло, и все, что любил Дакейрас было уничтожено. И тогда он стал Нездешним — искуснейшим убийцей, от которого не могли спасти ни телохранители, ни деньги, ни боги. Но даже у убийцы есть свой кодекс чести, и когда в мир приходит большая война, Нездешний делает неожиданный для наемника и убийцы выбор. Он становится на сторону тех, кто сражается за свободу. |
|
Формат: бумажная книга. Жанр: героическое фэнтези. Мнение: Геммел по прежнему пишет великолепную героику. Ставить слепо десятки ему не дает только чувство здравого смысла. К тому же цикл про Нездешнего, на мой взгляд, немного уступает Друссу. Не настолько Дакейрас харизматичный персонаж, да и сами его похождения бледнеют перед Друссовыми. Кстати, удивительно как автору удается на последних страницах, буквально в считанные абзацы, разрешить сложный сюжетный клубок. Концовка всегда наступает очень неожиданно. Вот только ногу занесли, чтоб шаг сделать, а все, пришли уже. Это не недостаток, просто интересное наблюдение. А в целом книга, как и весь цикл очень и очень достойна. Оценка: 9/10
 | 2008, роман Древнее пророчество истолковано ошибочно — и на свободу выпущен Разрушитель, воплощение распада. Уже не только Последняя империя, но и весь измученный мир с каждым днем все глубже погружается во тьму и хаос. Рожденные туманом Вин и Эленд Венчер должны остановить вездесущее и всеведущее божество, которое управляет ордами безумных монстров и вызывает извержения вулканов. Ключом к победе или поражению может стать атиум Вседержителя, самый ценный из алломантических металлов. Но каково же истинное предназначение этого металла и почему он спрятан так надежно, что даже Разрушителю не удается его найти? Кто поможет могущественным, но не всесильным алломантам в их нелегкой борьбе? И осталась ли хоть малейшая надежда, что мифический спаситель, Герой Веков, все-таки придет? |
|
Формат: бумажная книга. Жанр: эпическое фэнтези. Мнение: достойное завершение трилогии, которое по началу успело меня здорово разочаровать, но концовка искупила все. Дело в том, что после развязки "Источника вознесения" ждешь начала эпических событий, противостояния сил, грандиозных сражений и всего прочего. А там ничего этого нет. Мир сдвинулся с места, конец света не за горами, а герои решают какие-то глубоко локальные проблемы, не торопятся вступать в финальное противостояние с Разрушителем и ведут многословные философские диспуты. Вдобавок, многие главы жутко растянуты, например все главы Тен-Суна в первой части вполне можно было уложить в одну-две, вместо размазывания их на пол десятка. Но в финале Сандерсон, как обычно, грандиозен и велик. Все ружья выстреливают, все вопросы получают ответы, да и сама развязка получилась абсолютно неожиданна и закономерна. Хочется только выразить благодарность издательству "Азбука" за то, что дало возможность прочесть этот замечательный цикл на русском языке. Пожалуй, если бы не Геммел, это было бы лучшее фэнтези этого года. Оценка: 9/10
 | 2008, роман Алекс Бенедикт получает банковский перевод с огромной суммой денег. Знаменитость просит о помощи, после чего проходит полную корректировку мозга (стирание памяти). Единственный способ провести расследование — повторить путь, проделанный знаменитостью. Путь полон загадок, интриг и опасностей галактического масштаба. |
|
Формат: бумажная книга. Жанр: космический детектив. Мнение: Начиная с первого тома мое мнение о приключениях Алекса Бенедикта изменилось самым кардинальным образом. Сейчас для меня это одна из главных находок уходящего года. Великолепный детектив в космических декорациях, который со второй половины постепенно превращается в что-то куда более масштабное и интересное. Великолепно прописаны отношения землян с инопланетчиками-иными. Отличная интрига, удачно ведущая читателя по ложному следу. Старые-добрые традиции в виде очередного падения в океан. У цикла определенно есть свое лицо и свой колорит. Надеюсь, дальше будет в том же духе. Оценка: 9/10
 | 1976, роман «Дети Дюны» — третья книга культовой эпопеи Герберта. На политическом ландшафте Арракиса появляются новые игроки — наделенные сверхспособностями и даром предвидения дети Пола Атрейдеса, близнецы Лето и Гханима. Дети, лишенные детства. Дети, которым придется проявить мудрость и стойкость, чтобы выжить самим и спасти Вселенную… |
|
Формат: бумажная книга. Жанр: социально-религиозная фантастика. Мнение: Когда говорят о цикле "Дюна", то обычно имеют ввиду, что каждый последующий том хуже предыдущего. Мне же третий том понравился, пожалуй, больше второго: события масштабнее, лучше прописаны персонажи и конфликты, действие динамичней и интересней. Разочаровала, пожалуй, только последняя треть романа, полная наркоманских трипов Лето-2 и его занудных хождений по пустыне. Да и закончилось все слишком уж скомкано и слишком в стиле "что случится дальше — узнаете в следующем томе". Я, конечно, понимаю, "Сага Дюны далека от завершенья", но хотелось бы большей определенности. Оценка: 8/10
 | 2015, антология Перед вами сборник рассказов в жанре хоррора и мистики о страшных тайнах Интернета, мрачных загадках социальных сетей и цифровом мире… Вы уверены, что никакое сверхъестественное зло не скрывается в строчках программного кода ваших любимых форумов и сайтов, в файлах, присланных вам по e-mail? Но демоны виртуального мира убивают по-настоящему. И, может быть, они даже способны привести к краху современное человечество… |
|
Формат: бумажная книга. Жанр: сборник хоррора. Мнение: неожиданно приятный сборник хоррора. Много действительно стильных и классно написанных историй. Пожалуй, у руссокого хоррора дела сейчас идут куда лучше, чем у фантастики, погребенной под чередой копеечных межавторских проектов и преклоняющиеся перед идолами на глинянных ногах. Единственное что огорчает: некоторые рассказы пришиты к интернет-тематике белыми нитками. На уровне "Главная героиня ищет способ похудеть и читает рекламу нового средства в интернете, начинает его принимать и тут...". Точно так же эту рекламу главная героиня могла увидеть в газете, по телевизору, да хоть на двери подъезда. Ничего бы в сюжете не изменилось. Впрочем, это мелочи, которые на общую оценку никак не влияют. Пожалуй, стоит присмотреться к авторам проекта "Самая страшная книга" пристальнее. Оценка: 7/10
 | цикл Во вселенной Скотта Вестерфельда мир поделился на "дарвинистов" и "жестянщиков". Британцы, благодаря открытиям великого Дарвина, научились создавать живых существ, заменяющих машины. Немцы-"жестянщики" научились строить боевые шагоходы, аэропланы и гигантских роботов. Противоречия между великими державами к 1914 году переросли в Первую мировую войну.
Главные герои — Алек, сын австрийского эрцгерцога Франца-Фердинанда, и Дэрин Шарп, мичман с живого дирижабля "Левиафан", вынужденная притворяться юношей по имени Дилан. Поневоле представители враждующих наций оказываются друзьями и союзниками. Они пытаются разобраться в паутине политических и дипломатических интриг и найти способ остановить кровопролитие. |
|
Формат: аудиокнига. Жанр: биостимпанк. Мнение: Если изобразить мои впечатления от книги графически — получится кардиограмма. Великолепный мир — график растет вверх, состоящий из штампов сюжет — резко ухает вниз, харизматичные персонажи — вверх, неспособность автора их раскрыть — вниз. Наиболее явный фейл — раскрытие Дэрин перед Алеком. Все обставлено буднично и как бы между делом. Хотя это ключевой эпизод, очень многое меняющий в отношениях главных героев. Получилась стандратная подростково-приключенческая история в крайне необычных биостимпанковских декорациях. Очень неплохо проиллюстрированная к тому же. Оценка: 7/10
 | 1971, роман При возвращении на Землю из-за отказа простейшего переключателя гибнет космический корабль. У пассажирского самолета при заходе на посадку внезапно взрывается двигатель, и самолет падает на жилой дом. Где-то в океане во время очередного похода без вести пропадает атомная подводная лодка. В центре Лондона выходит из строя самообучающаяся система управления дорожным движением. Череда аварий и катастроф продолжается, охватывая все новые и новые места.
Над расследованиями всех этих случаев напряженно работают разные и не знакомые друг с другом люди, но все они рано или поздно приходят к сходным выводам. И вскоре у двоих из них во время случайной встречи появляется мысль: возможно, во всех случаях, несмотря на их внешнюю несхожесть, первопричина одна и та же... |
|
Формат: аудиокнига. Жанр: роман-катастрофа. Мнение: роман не оправдывает своего названия. Мутант-59 это не монстрогодзилла, разрушающая города и плюющая лучами добра, а всего лишь маленькая бактерия, питающаяся пластмассой. Которая, на самом деле, вызывает куда более страшные разрушения. И из ракетницы ее не застрелить. На выходе мы имеем довольно неплохой производственный роман, плавно переходящий в роман-катастрофу, который портят крайне схематичные персонажи и скомканная развязка. Оценка: 7/10
Формат: аудиокнига. Жанр: роман про обучение в МагАкадемии. Мнение: а этот, сравнительно неплохой приключенческий цикл, портят абсолютно тупорылые, имбецильные, слабоумные персонажи. Мы не можем помочь всем — поэтому не будем помогать никому. Над страной нависла страшная угроза, скоро придут враги и всех замочат — давайте не будем никому говорить об этом. Борешься в одиночку со злом — настрой против себя всех друзей, пусть они считают злом тебя. Только один единственный человек способен защитить страну от врагов — в ссылку его. Ну и так далее. Выверты здешней логики поражают воображение. Хуже того, характеры персонажей меняются в угоду сюжета, так Сонеа, всю жизнь прожившая на улице, презирающая магов и аристократов, совершенно неожиданно превращается в школьную терпилу, которую не пнул только ленивый. За исключением этих недостатков роман оставляет от себя вполне приятное впечатление. Оценка: 7/10
 | 1988, роман Три ведьмы (нянюшка Ягг, матушка Ветровоск и Маграт Чесногк) спокойно живут в лесу каждая в своем доме. Изредка они собираются на шабаш, чтобы попить чай (и никаких танцев нагишом). Они предпочитают не вмешиваться в дела людей, даже когда убивают короля Ланкра. Но когда на престол взошел злой герцог и установил свои жестокие законы, сама природа попросила ведьм о помощи. |
|
Формат: бумажная книга. Жанр: юмористическое фентези. Мнение: поздние романы Пратчетта напоминают мозаику: яркие, на первый взгляд не связанные фрагменты, соединяющиеся в необычную и увлекательную картину. Здесь мы можем видеть, если так можно выразится, зарождение этого стиля. Первый блин, так сказать: всего два фрагмента пазла, разделенные таймскипом и отчаянно не желающие состыковаться друг с другом. Когда на сцене появился театр еще можно было насторожиться, но когда сюжетное действо вырождается в пародию-инсценировку Шекспира хочется приложить ладонь к лицу. Не самый лучший роман автора, определенно. Оценка: 7/10
 | 2006, роман Прошло довольно много времени после путешествия Эда Читайца в тракт Кефахучи. Важной индустрией Гало теперь является туризм. Тракт начал расширяться и изменяться, но, что более проблематично, его части начали кусками падать на планеты Пляжа. Мы в городе, возможно на Новом Венеропорте или Мотеле Сплендидо. Рядом с городом зона, место, откуда потоком льются новые, необъяснимые артефакты, организмы и утечки живых алгоритмов — неправильная физика на свободе во Вселенной. Они могут вызывать чуму и изменения. Целый департамент местной полиции существует, чтобы предотвращать их ввоз в город искателями приключений и людьми, которых называют "агентами турагентств", дельцами, которые могут управлять — или думают, что могут управлять — плохой физикой, искаженной географией и психическими нападениями зоны.... |
|
Формат: бумажная книга. Жанр: постмодерновая космоопера. Мнение: увы, роман не потянул взятую первым томом планку. Вместо эпического замаха — камерные декорации, вместо оригинальных идей — прямые заимствования у Стругацких. Их слишком, слишком много, чтобы роман можно было признать хоть в чем-то уникальным. И даже фирменный стиль автора не спасает: редкие прекрасно прописанные картины, пусть и являются украшением книги, вытащить ее не способны. Оценка: 6.5/10
 | цикл Что делать если болезнь не оставляет тебе шанса, а жить хочется как никогда ранее? Застыть в анабиозе и ждать когда человечество найдет лекарство от рака? А может быть, лучше уйти в срыв и начать жизнь заново в мире виртуальной реальности? Глеб выбирает игру, вечную игру под сводами Другого мира. Новая жизнь, новые друзья, новые враги и приключения, приключения nonstop. |
|
Формат: аудиокнига. Жанр: литРПГ. Мнение: Первые два романа были откровенно слабы: тупое описание прокачки главного героя. Дмитрий Рус выступает в них как писатель-дилетант. Демонстрирует полную неспособность в создании интересных персонажей и сюжетных коллизий. Каждая трудность, возникающая на пути героя — всего лишь повод вручить ему очередную плюшку, благодаря которой он сможет выпутаться из трудностей. Приключенческо-развлекательная литература худшего пошиба. Вторые два романа: неплохое би-муви от фантастики. По прежнему очень вторично и плоско, но приключения стали масштабнее и занимательнее, появились зачатки глобального конфликта, который может вылиться во что-то интересное и пара вопросов, на которые было бы любопытно получить ответ. Оценку в 6 из 10 поставил, во многом, авансом, ожидая развития автора в последующих томах цикла. И, надо сказать, автор мои ожидания полностью не оправдал. Но об этом я расскажу в следующий раз. Оценка: 6/10
|
|
|