VI. На прошедшем в Стокгольме 18 июня 2011 года 33-ем европейском конвенте научной фантастики «Eurocon 2011» наш сайт получил приз… как лучший on-line журнал Европы! Таким образом, признание приобрело поистине международные масштабы.
VII. С 12 по 14 августа в Санкт-Петербурге прошла IV Всероссийская встреча Фантлаба. А 15-17 июля в Донецке прошел четвертый Всеукраинский съезд Фантлаба.
IX. С 1 октября стали открываться библиографии авторов, у которых пока нет ни одного произведения, переведённого на русский язык.
X. На исходе года было объявлено, что Лаборатория Фантастики готовит к выходу свою первую клубную книгу. Вся малая проза Стенли Вейнбаума собрана в одном томе под названием «Безумная луна» (а остальные произведения войдут во второй).
ТЕХНИЧЕСКИЕ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
I. Стараниями программистов продолжают развиваться функциональные возможности сайта.
II. В феврале предпросмотр изображений был «наконец-то доведён до ума». Тогда же «для любого оцененного произведения в базе Фантлаба появилась возможность взять «кнопку рейтинга» для размещения её в блоге, форуме или у себя дома под подушкой».
III. Поиск по сайту непрерывно совершенствовался в течение всего года. Появился расширенный поиск, поиск по изданиям, названиям и тегам в авторских колонках, а также возможность настраивать поиск индивидуально, лично для себя. Заодно улучшился поиск по жанру: можно отсеивать произведения по году выхода, указывать русскоязычное или переводное, оценённое или нет. Другие изменения в классификаторе были пока только анонсированы.
IV. В апреле запущен долгожданный сервис – «Книжные полки». Теперь у лаборантов появилась возможность вести собственные списки произведений и книжных изданий.
V. С июля месяца проще и удобнее выставлять оценки произведениям – теперь для этого не нужно перезагружать страницу.
VI. Начиная с августа, лаборантам уже не нужно открывать два окна, чтобы сравнить содержание сборников. Достаточно запустить новый сервис «Сравнение изданий» и указать интересующие книги.
VII. В первый день зимы открылся обновлённый и доработанный раздел «Планы издательств». Сведения поступают напрямую от издателей, изменения отслеживаются ежедневно. С его помощью можно узнать и о зарубежных новинках.
БИБЛИОГРАФИИ
За 2011 год на сайте открылись страницы ещё 319 писателей. Из них 87 женщин и 232 мужчины. География расселения выглядит так:
Россия — 116
США — 91 (в том числе один русскоязычный автор)
Великобритания — 34
Украина — 25
Франция — 7 (из них — одна русскоязычная писательница)
Канада — 6 (также одна русскоязычная)
Польша — 6
Норвегия — 4
Беларусь — 3
Чехия — 3
Германия — 2
Дания — 2
Ирландия — 2
Казахстан — 2
Швеция — 2
Австралия — 1
Бельгия — 1
Израиль — 1 (русскоязычный фантаст)
Индия — 1
Исландия — 1
Испания — 1
Италия — 1
Латвия — 1
Литва — 1
Нидерланды — 1
Новая Зеландия — 1
Узбекистан — 1
Финляндия — 1
Япония — 1
СЕРИИ
Открылось 137 серий — как профильных, так и не совсем. В том числе такие известные как: "Век дракона. Хроники", «Чёрная серия (танковая щель)», «Corpus», "New Fiction", "Миры Филипа Дика", "Стрела Времени", "Иные миры", "Альтернатива", «Клуб любителей фантастики», "Библиотека мировой фантастики", "Малая библиотека приключений". Не говоря уже о множестве собраний сочинений.
АНТОЛОГИИ
База пополнилась 119 антологиями. Среди них есть наши и зарубежные, жанровые, тематические и итоговые за год.
Как известно, с некоторых пор администрация проявляет особый интерес в области оформления книг. Для размещения живописных работ на сайте, разумеется, требуется разрешение самих иллюстраторов. Такие разрешения были получены от А. Аслямова, А. Белянина, А. Филипповa, А. Мягина, П.Э. Джонса, В. Ноздрина, Е. Иванова, Н. Гурковой, А. Лидина, К. Метлицкой, Д. Гордеева, А. Печенежского, Д. Куксова, А. Яцкевича, М. Олина, Ю. Меньшиковой, О. Иванова, А. Федоренко. Всего — 18 художников!
Отчет подготовил Славич, за что ему ОГРОМНОЕ СПАСИБО!
Давно уже не писал ничего в колонку о прочитанном, но вот книга случайно попала в руки? и решился собраться с мыслями, чтобы кратко подвести итоги прочитанному.
Для тех кто не знает суть антологии: современные отечественные авторы-фантасты собрались и стали писать произведения в стиле одного из авторов классиков-нефантастов. Идея мне показалась очень интересной и перспективной. Я подобных антологий не встречал. На мой взгляд, именно участие в таких проектах позволяет оценить мастерство писателя, ибо, как мы знаем рассказ, написать на заданную тему — этим уже никого не удивить. А вот стилизировать — это уже сложнее. В данном отзыве я не буду рассматривать каждый рассказ по отдельности. Постараюсь как-нибудь покороче обощить свои впечатления.
Любопытным моментом антологии являются фантастичные "биографии" классиков. Перед каждым рассказом на страницу-две представлены вымышленные биографии авторов класиков, путешествующих в космосе, покоряющих планеты и пр. Биографии по сути уже сами являются небольшими литературными произведениями, удачными и не очень.
Произведения в антологии можно классифицировать по некоторым признакам:
1. по форме. Большинство здесь, понятно, рассказов. Но есть авторы, которые не ищут легких путей, и чьи произведения выделяются из общего потока научно-фантастической прозы. Это Грин (сказка), Вампилов (пьеса), Маяковский (поэма), Гумилев и Бродский (стихи). Такое разнобразие приятно радует. И если к поэзии я вобщем-то отношусь с равнодушием, то стилизации под Вампилова и Грина мне показались удачными. Грин — так понравился совсем. Был удивлен, что автором является мужчина. Никогда бы не догадался, что это Володихин. Прямо возникло желание перечитать оригинал.
2. по содержанию (сюжет). У кого-то произведения получились интересные, у кого-то — скучные... в целом это нормально для любой антологии... эта — не исключение. Любопытными рассказами мне показались: Хэмингуэй, Уэллс, Набоков ("Жемчужные врата"), Бабель, Вампилов, Грин. Есть рассказы, сюжеты которых мне показались очень слабыми: Ремарк, По, Набоков "Марсианка...", Тэффи, Горький, Довлатов, Шукшин. Рассказов с интересным для меня сюжетом оказалось, к сожалению, меньше...
3. стиль. Антология заявлена, как стилизация под классиков, поэтому это, на мой взгляд, очень важная характеристика произведений. Здесь наблюдаются 3 варианта произведений:
Авторы, которые даже не пытались что-то сделать похожее. Это господин Первушин, который, не напрягаясь, переложил Лолиту на марсианский лад, немного повеселился и назвал это "Набоковым". Это Кудрявцев, который вообще сделал все просто — сделал Эдгара По героем своего рассказа и не напрягался более. Это, на мой взгляд, самые неудачные представители писателей, представленные в этой антологии. Они даже не пытались. По каким-то причинам...
Авторы, которые ОЧЕНЬ пытались, но у них ничего не получилось. Причем все силы были положены на стиль, который не удался. Сюжет тоже откровенно слабый. Это Гинзбург, которая сделала все, чтобы ее рассказ показался похожим на Ремарка, но когда читаешь Ремарка хочется плакать, а здесь только пожимаешь плечами. Это Дубинянская, которая очень неудачно попыталась сделать рассказ в стиле Довлатова. Лично я не улыбнулся ни разу... А у Довлатова же не только смешно, там и грустно... здесь ни первого, ни второго... вообще, на мой взгляд, ничего от Довлатова...
Авторы, которые, на мой взгляд, удачно справиились со стилизацией: Данихнов с Хэмингуэем, Лебединская с Лондоном (запомнилась тема севера), Скидневская с Набоковым (повесть очень выгодно смотрится сразу после Первушинских пособирушек. Хорошо просматривается русский период творчества Набокова, "Машенька" особенно), Володихин с Грином, Батхен с Бабелем.
Отдельного упоминания заслуживает группа авторов, оригиналов классиков которых я не читал. Сетон-Томпсон, Гиляровский и Тэффи. Их мне сложно оценить по стилю. Постараюсь наверстать упущенное.
Итог: хороших и запоминающихся произведений в антологии немного, которые отвечали бы, на мой вкус, и сюжету и стилю: Данихнов, Скидневская, Володихин, Батхен — вот они прямо молодцы! остальные: где-то — хуже, где-то — лучше, где-то — свосем никак... Составители придумали классную идею, а вот воплощение оказалось не всегда на уровне, а значит нужно привлекать более талантливых авторов, выбирать произведения более удачные по стилю и сюжету. Вобщем вести более тщательный отбор. Пока же оценка антологии в целом не велика — 5 из 10 баллов.
Доброго дня. С некоторым запозданием выкладываем очередной ежемесячный обзор.
Чувствуете близость зимы? Вот и Лаборатория Фантастики понемногу погружается в медвежью спячку. И так, похоже, будет до февраля. Ну а пока давайте посмотрим что же нам принёс ноябрь.
На первом месте открытие долгожданной библиографии американского классика НФ Джерри Пурнелла. Ну что тут добавить. Как-то специально представлять автора «Мошка в зенице Господней» мне кажется ненужно.
Очень приятно, что продолжает разрастаться раздел нефантастов с фантастическими произведениями. В ноябре были открыты странички: лауреата Букеровской премии Михаила Елизарова и известного советского писателя Константина Сергиенко.
Также в Лаборатории Фантастики пристальное внимание уделяется антологиям, база которых постоянно расрастается. За ноябрь на сайте открылись следующие антологии:
Лаборатория Фантастики продолжает по-прежнему проявляет интересы в области оформления книг. Очень часто, когда выходит новая книга, мы обращаем внимание на художника, который оформил обложку или сделал внутрениие иллюстрации. Так на Фантлабе появились художники, с которыми идет постоянная работа, связанная с получением у них разрешения на публикацию их работ на нашем сайте. В ноябре такое разрешение было полученно от Алексея Федоренко.
Итоги
За ноябрь на сайте открылись страницы ещё 22 писателей, 18 антологий и оформлены 1 страница художников. Как видите, работа не прекращается ни на один день. Кроме того уже открытые библиографии и серии регулярно (по мере сил) правятся и дополняются кураторами. Поверьте, объём выполняемой работы просто колоссален. Поэтому если Вы составите и пришлёте (в соответствующую ветку форума или кому-то из админов) библиографию или серию своего любимого писателя, Вы окажете серьёзную помощь сайту. Не забудьте только уточнить, не находится ли они уже в работе).
В США 16 ноября были объявлены лауреаты Национальной книжной премии. Награда в самой престижной номинации — "художественная литература" — ушла к писательнице Джесмин Уорд за роман "Salvage the Bones". В книге рассказывается о тяготах семьи, столкнувшейся с ураганом "Катрина". Повествование ведется от лица 15-летней афроамериканской девочки, которая ждет ребенка. Как отмечает "The Los Angeles Times", присуждение премии Уорд, которая написала всего два произведения, стало неожиданностью. Молодая писательница в благодарственной речи отметила, что начала писать книги в память о своем брате. После его смерти Уорд захотела сделать что-то действительно значимое в жизни.
За лучшее документальное произведение премию получил критик Стивен Гринбалт (Stephen Greenblatt). Его книга "The Swerve: How the World Became Modern" рассказывает о римском поэте Лукреции и о том, как его философская поэма «О природе вещей» повлияла на мировую культуру и историю.
В номинации «Лучшее поэтическое произведение» приз получила Никки Финни (Nikky Finney), а поэту Джон Эшбери (John Ashbery) был вручен приз за достижения в области литературы.
Премия в номинации «Лучший молодой автор» была присуждена американской писательнице вьетнамского происхождения Танхе Лаи (Thanhha Lai) за ее первую книгу «Inside Out & Back Again».
Национальная книжная премия США присуждается с 1950 года. В прозаической номинации ее лауреатами становились Уильям Фолкнер, Сол Беллоу, Джон Апдайк, Торнтон Уайлдер, Джон Ирвинг и Сьюзен Зонтаг. Победители получают денежные призы и бронзовые статуэтки в виде свернутой рукописи и книги.