Ну вот, сделав перерыв на 7-й роман Кука о Гаррете, вновь приступил к поглощению взятой на прочтение литературы. Книжка необычна по своему замысла, и как всё у автора фантастично настолько, что не веришь. Сюжет заворачивается вокруг конструктора космических кораблей, который при финансирвоании эксцентричного и смертельно больного миллиардера разрабатывает ковчег "Звездная бабочка", на котором люди должны будут покинуть Землю и улететь на другую планету. Что удивительно в этом космическом корабле — принцип его работы... Это 32-х-километровый в длину гигант, который движется на огромных парусах (площадью в десятки тысяч квадратных километров), толкающих корабль подобно яхте, но не ветром, как в море, а с помощью света, которого в космосе — очень много... Так как корабль по расчетам автора проекта будет лететь 1000 лет, то соотвественно необходимо куча народу, чтобы их отпрыски таки добрались до новой планеты. И этой кучей становится 144000 человек, запертых в этом мегаковчеге... Внутри корабль имеет собственную гравитацию, там почва, озера, дома, горы, деревья и животные, т.е. целый мир внитри космического корабля.
Роман носит характерный для научно-фантастического повествования стиль, где автор подробно описывает и пытается нам (читателям) доказать, что такой корабль возможен. Несмотря на это, даже мои мягко говоря скупые познания в физике позволяют сомневаться в несказочности данного проекта. Поэтому критиковать данный корабль можно долго и успешно.
Также Вербер не был бы самим собой, если бы в его романе он не прошелся по неблагодарному матушке-земле человечеству, которое губит себя в войнах, загрязняет окружающую среду и т.д. Здесь мы видим далекое несветлое будущее человечества, т.е. в романе также прослеживаются антиутопические тенденции: страны воююют, новая форма птичьего гриппа, террориризм, религия, средства массовой информации... Именно поэтому ученые разрабатывают этот проект, который они называют "Последней мечтой". И эти 144 тысячи людей — это беглецы в поисках другой планеты. Вербер очень много уделяет внимания понятию "идеальный человек будущего", описывает каким он должен быть, как он должен жить в новом мире.
В целом роман трудно отнести к любимым. Сюжет безусловно любопытный, но как всегда реализация подкачала. Вербера заносит. Так концовка в стиле Библии — это конечно перебор, хотя идея с постоянным бегством человека с планеты на планету мне понравилась. Главным для меня недостатком в романе стало — это неравномерность изложения. Так в 350-страничной книге: 150 страниц — подготовка полета, около 100 страниц полет первого поколения и 70 страниц — высадке на новой планете и житие-бытие на ней. Остальным 1000 годам полета посвящеено не более 20-30 страниц. Описание очень беглое и схематичное. Лично мне хотелось бы видеть более детально прописанный полет звёздного ковчега, их быт, жизнь и т.д. (7 из 10).
Случайно в гостях обнаружил целую полку книг автора, трудами которого буквально завалены магазины. Обычно Бернар Вербер стоит где-то между Мураками и Коэльо, поэтому я косился на него с подозрением. Но вот решился попробывать и сразу же за этот цикл. Впечатления пока самые положительные.
Цикл "Учёные авантюристы" состоит из двух романов и рассказа о похождениях невозмутимого Исидора Катценберга, бывшего полицейского и журналиста, которого прозвали «научный Шерлок Холмс». В романах ему помогает Лукреция Немро, привлекательная журналистка, которая не прочь продемонстрировать владение восточными единоборствами.
Отец наших отцов
Сюжет у романа необычный и ни на что непохожий. Мне очень понравилось. Все очень динамично, нет ничего лишнего и есть над чем задуматься. Книгу просто проглатываешь за пару дней. Роман оказался очень насыщен теориями о происхождении человека: от классических, религиозных до совсем новых. Автор разбирается в вопросе и доносит до нас всё довольно подробно.
В романе три основных сюжетных линии:
1. Расследование убийства знаменитого палеонтолога, которым занимаются два журналиста. Дететктивная составляющая книги не очень на высоком уровне. Хоть Вербер своего сыщика и называет Научный Шерлок Холмс, далеко ему до классика, что говорить. Детективная линия мне показалась вымученной, а финал совсем смазанный. За всё это в общем-то оценку и снизил, так как основная цель детектива была выбрать самый невероятный вариант как убийства, так и расследования.
2. Как следствие предыдущего, попутно осущетвляется поиск прародителя человека, так как именно из-за этого и убит учёный. История предка человека — заглядение. Автор расписал просто все замечательно. Не читал подобного со времен Ж. Рони-старшего!
3. История жизни этого прародителя 4 миллиона лет назад. Теория Вербера происхождения человека тоже слегка предсказуема, я уже где-то в середине романа понял куда он ведет, но не поверил, ибо такое невозможно. Но автор доказал, что все может быть. Вербер доказал, что главное в его книге — удивить читателя.
PS В данной книге мы встречаем почти полностью рассказ Вербера "Древо возможного", посвященный проблеме, которая очень волнует автора. Это даже не рассказ, а размышление автора на давно интересующую его тему. Автором разработан Путь Наименьшего Насилия. Вербер предлагает многим ученым мира заняться предсказанием будущего. Для этого он предлагает разработать дерево, с помощью которого можно спрогнозировать, как поведет человечество, если пойдет по одной из веток развития. Все возможные варинты и последствия образуют сложное дерево, и политики, принимая решения, могут на него смотреть и понимать, к чему может привести их поступок. Вот такой вот любопытный утопический прозгноз будущего.
+ Молчаливый друг. Небольшой рассказик из жизни научного Шерлок Холмса. Три девушки-грабительницы не могут поделить брилианты, и как результат — смерть двоих. Полиции необходимо доказать, что убийца — третья девушка. И для этого приглашают специалиста по растениям (Исидор Каценберг), чтобы он смог допросить ... дерево, под которым было совершенно убийство. Сюжет неожиданный и построен на реальной теории, которой придерживаются ряд ученых. Суть которой в том, что растения — живые, они умеют общаться запахами, они реагируют на внешние раздражители и т.д. Как написанно в предисловии, эту теорию Верберу поведал один из европейских профессоров, занимающихся различными формами жизни. И вот Вербер решил это переварить и создать рассказик, белыми нитками притянутый к дететивной линии. Мне рассказ не понравился, несмотря даже на то, что в нем фигурирует столь колоритный главный персонаж.
Последний секрет
Роман является зеркальным отражением первого. Они построенны по одной схеме, в смысле развития сюжета. И если в первом романе для меня это было достоинством, то во втором как-то я уже подумал от параллельного сюжета.
Здесь также три основные сюжетные линии:
1. Расследование убийства знаменитого шахматиста, чемпиона мира, доктора психиатрии, который скончался от удовольствия, занимаясь сексом с шведской супермоделью. Здесь Вербер грешит тем же, что и в Отце. Финал романа уже аббсолютно точно предсказуем любым читателем. И кто убийца догадываешься сразу, единственное непонятны мотивы. Финал как всегда безумно-неправдоподобный: в первом романе — сцена на свинном заводе; здесь — в психбольнице. Всё настолько фантастично, что даже морщишься.
2. И здесь, чтобы найти убийцу требуется узнать, что такое Последний секрет и разобраться в загадках человеческого мозга. И автор нам выдает: фантастическую теорию, об областях мозга человека, о связи их с космосом и т.д.
3. История человека, которого сбила машина и он перестал двигаться, из организма у него функционировало только ухо и глаз. Мы видим мучения этого человека и его эволюцию. Как из недвижимого "овоща" он, благодаря компьютеру, стал Разумом. О жизни мозга без тела мы уже встречались у Вербера в его рассказе "Абсолютный отшельник".
Роман в общем-то понравился. Необычный, фантастический сюжет, славные главные герои, много различных любопытных фактов о современном мире и т.д. Критиковать книгу тоже есть за что: детализованное описание ВСЕХ физиологических процессов в организме человека в начале любопытны, а потом уже надоедают. Автора частенько заносит, например, он предлагает в психбольнице сумасшедшим заниматься любимыми делами. Так, параноики делают системы безопасноти, а нимфоманы без устали снимают порнографические фильмы... Также в качестве минуса можно выделить отсутствия динамики как в первой книги: сюжет очень плавно течет, автор с удовольствием отвлекается и размышляет о всем подряд. В результате: несколько затянуто, чем бы хотелось!
PS Если подводить итог циклу. Он безусловно оригинален. Читать его будет любопытно. Причем всем: и любителям фантастики и поклонникам детективов. Главный недостаток цикла (похоже как и всего творчества Вербера) — желание удивить читателя, что приводит к немыслимым сюжетным ходам, частенько неправдоподобным. Несмотря на минусы, которые бросаются в глаза при чтении, с удовольствием почитаю продолжение цикла, если автор решит писать дальше о похождениях пары странных журналистов (8 из 10 баллов).
Недавно побывав в библиотеке, наткнулся на данную книгу и решил попробывать.Серия популярная, я в ней ничего не читал, автор неизвестный. А вдруг? Подумал я. Скажу честно ожидания оправдались. Книга — отличная. Я понимаю, что покушусь на святое, но если меня спросят, на что похоже данная книга, то не задумываюсь отвечу: Нил Гейман "Американские боги". Я нисколько не претендую на роль литературного эксперта, но романы на самом деле схожи мрачным и жестким настроем и витиеватым сюжетом, кидающим нас в разные эпохи.
В романе есть всё:
1. Начная фантастика. В оригинале книга называется "Gene" ("Ген"). У сюжета довольно хорошая научно-фантастическая составляющая в данной области. В частности очень много уделено вниманию ДНК и информации, которую несет ген.
2. Фэнтези. Из уже российского названия ясно, что сюжет строится также вокруг античной мифологии вообще, и вокруг осады Трои в частности.
3. Исторический роман. В романе некоторые главы дают нам представлении о различных исторических аспектах: Рим времен Нерона; Византия; империя Карла Великого; средневековая Прага.
4. Детектив. Главная сюжетная линия завязанна вокруг убийства полицейского и расследования обстоятельств его смерти.
5. Мистика. Весь сюжет романа закручен на реинкарнации — жизни после смерти.
На первый взгляд возникает мысль, что это невозможно всё это объединить в одной 400-страничной книге. Оказывается можно (см. рисунок из классификатора внизу). Мрачный сюжет о извечном противостоянии двух героев, колдуна Атанатоса и греческого воина Киклада, завораживает с первых страниц. Хаотичное построение романа открывает огромное количество сюжетов в разных временах, которых автор потом мастерски сводит к концу романа. Буквально не мог есть и пить пока не дочитал до конца. И надо сказать автор славно справился с поставленной задачей.
Стэл Павлоу, известный в Великобритании писатель, родился в графстве Кент в семье греков кипрского происхождения, автор двух романов, которые вышли в России в серии «Книга-загадка, книга-бестселлер». «Код Атлантиды» и «Троянский конь» стали бестселлерами на родине автора и активно переиздаются в США, Италии, Германии, России. Также Стэл – автор нескольких рассказов, увидевших свет в антологиях «Monster Noir» и «Elemental», а также в сборниках межавторского цикла «Доктор Who».
Сюжет книги не просто пересказать, особенно, чтобы не спойлерить. История уходит корнями к осаде великой Трои, когда колдун Атанатос, совершив страшное преступление, навлек на себя гнев греческого воина Киклада, положившего всю свою жизнь, чтобы отомстить врагу. Каждый из двух героев получают бессмертие, но у первого она колдовская, а у второго — генетическая. Они оба возрождаются в своих потомках, но по разному. В течение книги мы видим их противостояние в разных эпохах: битва длинной три тысячи лет!
ИТОГ: В романе понравилось абсолютно всё: язык; хитросплетения сюжета; динамика; мрачность и жестокость, от которой иногда идет мороз по коже. Обязательно постараюсь найти книгу автора "Код Атлантиды".
PS Так как книга и автор не столь популярны здесь, на Фантлабе, приведу некоторые отзывы из Интернета:
1. Книга понравилась страшно! Сюжет немного сильно запутан и к этому добавляется сильное углубление в историю и генетику, но события развиваются со скоростью звука и захватывают от начала до конца!
Те, кто прочтут эту книгу, никогда не пожалеют об этом.
2. Соглашусь, что сначала все запутанно, но этим то книга и интересна, когда все встает на свои места. Создается впечатление, что от этого и проходит азарт прочтения книги у читателей, поэтому они дочитывают ее без особого энтузиазма. Глубокий, вдумчивый роман. После прочтения осталась какая-то безысходность, непреодолимая грусть.
3. Насколько мне понравился «Код Атлантиды» этого автора, настолько же не понравился этот роман. Честно говоря, осилила с трудом. Полромана вообще не понять, кто за кем гоняется и для чего. Переплетается это все с довольно нудными и тошнотворными воспоминаниями из прошлого. Причем совершенно не понять, кому они принадлежат, пока не прочтешь до конца. Вся эта катовасия происходит из-за женщины, что выясняется ближе к концу. В конце вообще не понять, кто кого убил. В общем, слишком все запутано. Если читать роман за один вечер, то может еще ничего, а так… Наверное, я ничего не понимаю в генетике и в вопросах реинкарнации. И вообще слишком много читаю.
4. Книга замечательная! Чтобы ее понять, нужно мыслить иначе, смотреть на события через призму полного восприятия и понимания того, что, где и когда происходит, а чтобы этого добиться, нужно владеть элементарным набором знаний в истории и науке. Сюжет увлекателен, нет в нем никакой неразберихи! Это мнение тех, кто просто не хочет ничего понять, кому подавай доступное, примитивное чтиво и кто не желает более обычного углубиться в понимание нестандартных вещей! В книге говориться о многом, и говорится достоверно, без лишних на то фантазий автора, читать стоит прежде всего тем, кто любит интересные и глубокие романы.
5. Очень хорошая книга! Ярость, месть, любовь пронизывает каждую страницу, каждое слово книги. Печальный, стремительный сюжет, от которого невозможно оторваться, оставляет глубокое впечатление. После прочтения задумываешься — "что ты знаешь о своей жизни?"…
6. Исключительный роман. Необыкновенное переплетение истории, науки и мистицизма. Стэл Павлоу взял за основу подлинный, научно обоснованный феномен генов... и смог прекрасно и доступно изложить его. Твердая четверка.
7. Очень тяжело читается. Настолько запутано, нудно и тягомотно, что дочитал только потому, что уже начал читать. Если остальные книги этой серии читаю за 3-4 дня, то эту еле преодолел за месяц. Абсолютная противоположность"Коду Атлантиды". Создается такое впечатление, что писавший эту книгу автор находился под героиновым кайфом и лишь изредка выныривал оттуда. Наверное книга или для очень избранных, или для очень странных...не от мира сего.
В предверии выхода полного собрания сочинений Филиппа Дика решил почитать автора, чтобы понять нужон ли оно мне или нет. Взял указанную книгу в библиотеке, в ней 3 романа. Первый уже прочитан. О нем и хотелось бы рассказать, тем более выходил он у нас один раз именно в этой книге. Отзывов и оценок на него маловато, из чего я делаю вывод, что роман не самый популярный.
Итак "Мир, который простоил Джонс".
Сюжетных линий несколько, они сумбурны и не совсем, и на мой взгляд, удачно связанны; некоторые даже лишни и присутствуют здесь для объема (складывается такое впечатление).
Вот они эти линии, которым автор уделяет столь разное внимание:
1. Атомная война, полуразрушенная Земля: на планете много различных мутантов, один из них — Джонс, он видит будущее на год вперед!
2. В Америке победил Релятивизм — что-то типа тоталитарной системы, построенной на основе полиции, армии и лагерей; Джонс поднимает (возглавляет) восстание против них. И естественно, так как он знает будущее его не могут ни подстрелить, ни поймать...
3. Люди решили осваивать планету Венеру и для этого вывели мутантов, которые хорошо будут себя чувствовать на этой планете.
4. Шлынды — непонятные одноклеточные огромные космические пришельцы, которые падают на Землю.
5. Детектив Кассик, занимающийся делом Джонса и его тяжелая семейная жизнь.
Наиболее интересной и новой показалась линия шлындов. Вся интрига романа — кто они и откуда и для чего взялись. Здесь Дик проявил недюжую фантазию, и только за это роман стОит дочитать. Любопытны описания Джонса, как он манипулировал настоящим, уже зная свое будущее. Даже жизнь мутантов-венериан вызывает некоторый интерес. Сама постапокалиптика получилась какая-то вялая. В "Бегущем по лезвию бритвы" мир был куда более удачно прорисован. Хотя автор ставил разные цели при написании: там он рисовал мир после войны, а здесь — общество в рамках тоталитарной системы. Абсолютно не понравилась линия Кассика, его метания, уходы его жены и пр.
В общем при неоспоримых плюсах, роман не смотрится, как цельное произведение. В результате по окончании романа, кстати не очень большого по размеру (180 страниц), складывается четкое впечатление, что из этой мешанины мог бы получиться замечательные рассказы (один или несколько), а в виде романа — не смотрится абсолютно. Думается дело не в переводе. Поэтому считать, что в СС роман будет выглядеть более удачно, как например Человек в высоком замке, не приходится (6 из 10...).
Итог: Коллекция это хорошо; понятно, что СС — это подарок для фанатов Дика, но я начинаю склоняться, что не отношу себя к ним, и мне будет достаточно пары томов с лучшим в ШФ, а также — с рассказами из СС.
Недавно увидел за символические деньги (35 рублей) на озоне книжку — авторский сборник рассказов одного из современных авторов, библиография которого у нас открыта... Рассказы люблю в принципе, серию Альтернативу тоже. Читаем издательскую аннотацию: "Экстравагантная мини-антиутопия… Абсурдистский черный юмор… Реализм, замешенный на классической «культуре комиксов»… Точеный ироничный сюр, изощренно пародирующий современную психологическую прозу… Это — сборник рассказов Джонатана Летема, который критики единодушно признали шедевром автора!" В общем всё это слилось и вот результат чтения здесь...
Призрак. Однажды Джоэл Поруш встретил своего бывшего одноклассника, носившего в прошлом кличку Призрак, и получил от него приглашение на вечеринку. На празднике все решили скоротать время за странной игрой «Я никогда», в которой выступающий должен произнести правдивое сообщение, начинающееся с этих слов. Те из участвующих, которым приходилось делать то, чего никогда не совершал докладчик, должны сообщить о своем опыте, отхлебнув пива. Рассказ довольно интересно начался. Позабавили все игры, в которые играют американцы на вечеринках. Не то что у нас: тостующий пьет до дна! Потом как-то стало все мутно и не совсем понятно. Привязка клички главного героя к комиксам, рассуждения о значимости комиксов для их семьи и т.д. Дважды перечитал финал, так и не понял к чему была эта история...
Доступ к фантазии. Любопытная антиутопия. Город, в котором живут люди, разделенные Прозрачным Барьером. С одной стороны гигантская пробка из автомобилей, протяженность которой 1500 улиц, в которой люди стоят годами, живут и размножаются. И На другой стороне люди, живущие в квартирах, высокотехнологичное общество, в котором активно эксплуатируется робототехника. Причем люди из разных частей почему-то не могут самостоятельно преодолевать Барьер. И вот главный герой рассказа, сидя в пробке и смотря рекламный ролик о продаваемой квартире, замечает убийство, заснятое на пленку: мужчина душит женщину. Герой естевенно хочет раскрыть дело и отправляется за Барьер. Рассказ необычный и даже где-то понравился. Автор интересно описал рекламу будущего: когда человеку клеют на голову наклейку и отпускают в толпу, и он ничего другого не может делать: только рекламировать этот товар. В общем в этом маленьком рассказе есть всё: и несветлое будущее, и детектив, и роботы, и мрачный финал. Но хотелось бы большего: о мире, о городе, о людях и т.д. Пока же это смотрится как схематичная зарисовка романа, очень насыщенная действием.
Аэрозоль. Вернувшись вечером домой, супруги обнаружили, что их квартиру обворовали. Они вызвали полцию и те, чтобы опись похищенного была точной, воспользовались специальным аэрозолем, после нанесения которого пропавшие предметы видны и светятся. После проведения описи, полицейские естественно забыли новинку, и, естественно, новым обладателям данной занимательной штуковины захотелось побрызгать друг на друга. Побрызгали. Получилось смешно. Искренне повеселился сложившейся ситуации. Это даже не рассказ, а анекдот...
Вивьен Рельф. Молодой человек и девушка встретились на вечеринке, и в течение всего времени не празднывали, а пытались вспомнить, где они виделись до этого. Ничего не получилось. Они ушли разочарованные собой. Это встреча стала началом их встреч по жизни, у них оказалась куча общих знакомых. Менялись люди, текло время, а они все встречались, с каждой встречей, понимая, как много они упустили, не распознав в друг друге именно то, что у нас называется "второй половинкой". Классный рассказ. Прочитал и получил буквально гору удовльствия. Хоть и нефантастический, и действия как такового в нем мало. Лучший рассказ этого сборника!
Планета Большой Ноль. Рассказ-воспоминание. Преуспевающий автор комиксов вспоминает детство и своего лучшего друга. Нам показаны их две жизни: целеустремленного молодого человека, поступившего в университет, и его друга, который бросил колледж. В детстве всё всегда проще. С каждым годом мы видим, как отдаляются близкие люди, у которых в зрелом возрасте становятся разные интересы и ценности. В рассказе в общем все правильно подмеченно, но в отличие от предыдущего лично меня он как-то не очень зацепил.
Очки. Это опять не рассказ, а анекдот. Причем, как и предыдущий у Летема, очень веселый. По крайней мере я смеялся. Покупатель пришел в Оптику, чтобы сдать купленные им очки, так как на них, странным образом, опять появляются старые царапины. Продавцы решили разыграть схему: "хороший продавец" — "плохой продавец". Покупателя так просто с места не сдвинуть, в результате: куча забавных диалогов и колоритные фигуры продавцов и покупателя безусловно повышают настроение после прочтения рассказа.
Размышления Мизантропа о сопернике прерваны стуком в дверь. Странный, сюрреалистичный рассказ. В нем повествуется о дружбе двух писателей, которые с детства не видились. Они пишут в разных жанрах, давно не видились и являются как бы соперниками в литературном ремесле. Повествование идет от Мизантропа; он всё в общем то и вспоминает. Тут же описываются сюжеты его крышесносящих фантастических рассказов, которые чем то напомнили творчество знаменитого Килгора Траута. В общем вся нереальность происходящего, конечно, происходит после стука в дверь, о котором нам заявленно в названии, поэтому спойлерить нет смысла, но автор удивил — это точно! Летем опять возвращается к теме коммиксов и их роли в развитии детей Америки. Мне это не понятно и далеко, поэтому рассказ, скажем так, не зацепил.
Сверхкозёл. Мутный затянутый рассказ о забытом всеми супергерое. Наверно всё-таки по аналогии не Сверхкозел, А Супер Человек-Козёл. Так звучало бы как в комиксах. Рассказ абсолютно не понравился, ибо опять здесь всплывает тема комиксов вообще, и невнятный сюжет в частности. Один из самых неудачных рассказов сборника.
Национальный гимн. Рассказ построен в виде письма другу детства, которого автор уже давно не видел. Автор изливает на бумагу душу о причинах разрыва со своей любовницей, которая была замужем за кем-то. Вот в общем-то и всё: внутренний мир, измена, расставание. Всё это изложенно довольно заковыристо и не совсем удобоваримо. Вместе со Сверхкозлом они образуют минорную, неудачную (на мой взгляд) концовку для столь любопытного сборника.
Подводим итог: Сборник получился своеобразный. Фантастики немного, много реализма, несколько странных вещей. Наряду с анекдотами встречаются интересные вещи, заставляющие задуматься. Есть проходные рассказы, прочитав которые, пожимаешь плечами и вскоре их уже забываешь, ибо не трогают абсолютно. Отдельного упоминания заслуживает линия комиксов, о которых здесь много рассказов. Не знаю, станут ли у нас в России комиксы таким же важным явлением? хорошо это или плохо? Меня эта тема не цепляет, и как бы автор не старался, отклика по данному вопросу с моей стороны ожидать не пришлось (7 из 10)...