| |
| Статья написана 15 января 2013 г. 14:04 |
Вчера ЖЖ-лента пестрела ссылками и репостами. И мнениями по поводу. У многих вызвал ажиотаж пост писателя Афанасьева, в котором он наглядно объяснял, что значит для писателя заработок и почему оному писателю надо платить за написанные книги. Также прозвучало два тезиса: 1) «Настоящий писатель всегда хочет денег». 2) Под деньгами (реальными и материальными – курсив мой) подразумевается оценка труда автора (субъективное мнение), его ПРИЗНАНИЕ как писателя. В пример ставился сапожник и сделанные им сапоги, каковые сапожник, скрепя сердце, обменял на книгу упомянутого автора. Т.е. отдал свой труд за чужой, подтвердив тем самым его ценность. Однако наглядные объяснения свелись лишь к презренному металлу как единственной мере признания настоящего писателя. В каментах, где ломались копья, возросло количество банов, а употребление слова "мудак" и зачисление несогласных в те самые мудаки происходило сплошь и рядом. Сдается мне, что Афанасьев банально перепутал признание с востребованностью. Хотя может, и не перепутал, а сознательно передёрнул. Это была преамбула. Начнем.
Безусловно, писательский труд, как и любой интеллектуальный труд, должен быть оплачен, в случае если автор передает право на использование своего произведения издателю, заключив с тем договор на определенный срок. Либо автор самостоятельно распространяет текст в эл. форме через а) посредника – специальную торговую площадку, или б) делает всё сам. Почему-то при этом "забывают" о другом виде распространения, когда текст изначально выкладывается в свободный доступ. Автор предоставляет текст читателям просто так, наряду с этим возможна donate-система: прочел-понравилось-поблагодарил автора. Из чего вовсе не следует, что данный человек, скажем так, графоман. Он не зарабатывает на текстах, у него иной доход. Или не считает нужным на них зарабатывать. Третий вид – пиратский, когда текст качается на халяву с торрентов и пиратских библиотек, пока рассматривать не будем. Ибо защиту от нарушения авторских прав должен обеспечивать тот, кому автор права передал, то бишь издатель. И собственных прав, кстати, тоже. Ну а если издатель не очень-то и чешется, какой прок автору сотрясать воздух, обличая халявщиков и пиратов? Прок, впрочем, есть, т.к. бумажные тиражи неуклонно падают, а электронные не спешат теми же темпами расти. Но. Раз не дело автора заниматься продажами своих книг, то не дело и гоняться за нарушителями. Разъяснять, конечно, можно и нужно. И бога ради не надо сводить всё деньгам. "Мои книги покупают – я признан". Не совсем так. Величина тиражей не есть мерило писательского признания и, тем более, таланта. А чего же – коммерческого успеха? грамотного маркетинга? удачного стечения обстоятельств? Да чего угодно. По отдельности, в комплексе, как хотите. Наличие маломальского таланта в этом комплексе отрицать глупо, просто держите в уме, именно "в комплексе". Давайте лучше поговорим о востребованности и признании. Востребованным может являться кто/что угодно в какой угодно временной период, а затем перестать быть таковым. Подобные товар/услугу люди стараются приобрести по мере возможности – купить, обменять, достать законным или незаконным путем. При этом насущной необходимости в товаре/услуге может не быть, а нужны они: 1) для подтверждения статуса, 2) как атрибуты чего-либо (в первых двух случаях востребованность частично пересекается с понятием дефицитного товара), 3) наконец, в обществе существуют определенные тренды, и востребованность просто-напросто обуславливается модой. Вспомните книжные полки советских квартир, где стояли сочинения классиков в строгих обложках с золотым тиснением, радуя глаз владельца. Увы, их редко (или вообще не) читали. Любопытно, что востребованность товара/услуги не связана напрямую с их качеством. Т.о., покупатель, желающий приобрести нечто и приобретший, вполне может остаться неудовлетворенным. В случае с покупкой книги читатель не будет признателен автору. Допустим, читатель купит еще одну-две-три книги писателя, пока окончательно не поймет – зря. У меня так, например, было с Головачевым, который до середины 90-х писал очень прилично. Когда же человек будет признателен? Что такое признание? Заглянем в словарь. Признавать – оценивать кого-либо, что-либо по достоинству, считать кого-либо, что-либо отвечающим каким-либо требованиям. Итак, признание товара/услуги – это аналог некой постоплаты, когда товаром/услугой уже воспользовались и оценили качество. Поэтому, кстати, нельзя адекватно оценить весь товар по его части. Т.е., ознакомившись с несколькими главами книги (в нашем случае) и купив ее, можно опять-таки остаться неудовлетворенным. Способ предварительного ознакомления, разумеется, отсекает неподходящее нам, но и не указывает явно на подходящее. Это как покупать стул, увидев лишь его ножку, – ах, изогнутая! ах, с резьбой! А будет ли мягким сидение и высокой спинка? – да черт его знает. В чём же заключается признание? Признание может выражаться как в материальной, так и нематериальной форме. Материальная сторона и есть то самое "мои книги покупают" и в известной мере соответствует востребованности. Хорошие продажи дают хорошие гонорары в виде аванса или роялти. И автор, как следствие, обеспечивает себе неплохую жизнь, как и любой другой специалист, занятый в отличие от писателя физическим трудом. В силу ряда причин (снижение покупательской способности, падение интереса к чтению, смена бумажного носителя на электронный, использование пиратских ресурсов и т.д.) продажи, а с ними и гонорары могут упасть. Значит ли это, что данный писатель (а скорее, сам вид такой деятельности) стал менее востребованным? В принципе, если мерить по прибыли – да. А менее признанным? Отнюдь нет. Ведь еще есть признание в нематериальной форме. Это известность/популярность/слава. Это авторитет, влияние на умы и общественное уважение. Это благодарность и даже любовь. Сюда же относятся премии и награды, которые порой могут быть и материальными. Не берусь судить, насколько соизмеримы хвалебная критическая статья, очередной гонорар, искреннее человеческое спасибо или стихи, которые в порыве от прочитанного пишут поклонники, но выделять среди множества форм читательского признания исключительно денежную, представляется мне весьма однобоким подходом. Давайте оценивать в комплексе. Теперь о том – признанный писатель или востребованный. Я всё же считаю, что признанным является именно тот писатель, чьи книги читают и перечитывают (если повезет, из поколения в поколение). Чьи новые романы ждут. Обсуждают. Спорят о том, что хотел донести автор. А не тот, кто хорошо продается. Книги нужны для того, чтобы их читали. Если автор на этом хорошо зарабатывает – молодец вдвойне.
|
| | |
| Статья написана 29 декабря 2012 г. 12:48 |
|
| | |
| Статья написана 21 декабря 2012 г. 13:29 |
Сегодня, в день конца света вышел – и скоро ожидается в магазинах – сборник "Русская фантастика — 2013". В сборнике опубликован мой рассказ «Ехал Грека». Если даже до вечера и бахнет, то всё равно успели! :)
|
| | |
| Статья написана 7 декабря 2012 г. 13:15 |
Ходил намедни в редакцию Астрели, что недалеко от метро Алексеевская. По делам, разумеется. Из метро нырнул в подземный переход и, уже поднимаясь по лестнице на другую сторону Проспекта Мира, вдруг услышал из-за спины. – Я же большевик. Меньше одной алки не пишу. Я насторожился. Алка, если кто не в курсе, – это авторский лист. – А им такие большие рассказы на хрен не нужны, – продолжали сзади. – Им нужны рассказы тыщ на десять-двенадцать знаков. Я чуть повернул голову и скосил глаза. Позади шли два слегка помятых типа лет около сорока. По небритой роже одного и патлам другого я понял – наши ребята, фоннтасты. Волосатый и длинный смахивал на Диму Казакова. Но, конечно, это был вовсе не Казаков. Второй чем-то напоминал Палия, но слабо. – А я пишу рассказ как минимум на алку, – распинался волосатый. – Мне же надо всё объяснить: зачем так, почему. ПсевдоПалий согласно кивал. Мол, что за рассказ на десять тысяч знаков? Тьфу! Ерунда, а не рассказ. Надо сразу на двести. Они обогнали меня, и я пристроился в кильватере. Из-за шума машин разобрать дальнейший разговор стало затруднительно. Прошагав метров сто, фоннтасты свернули на улицу Бочкова. Я тоже свернул: нам было по пути. Блин, подумал я, они что, тоже в редакцию намылились? (Естественно, кроме Астрели в здании, куда я шел, имелись и другие редакции.) Но мои ожидания не оправдались – фоннтасты завалились в какое-то кафе побухать отужинать и культурно провести вечер. А я направился в редакцию в одиночестве.
|
| | |
| Статья написана 16 ноября 2012 г. 10:56 |
|
|
|