Генри Лайон Олди «Аз воздам»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа )
- Время действия: Позднее Средневековье/эпоха Возрождения
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
В Яблонце живут Сторцы и Сторицы. Их обычно трое, если появляется четвертый, значит один из них скоро исчезнет, если останется двое, значит скоро родится третий. Если человек сделает Сторцу-Сторице хорошо, значит ему будет хорошо ещё больше...
Входит в:
— цикл «Хёнингский цикл» > роман «Песни Петера Сьлядека», 2004 г.
— антологию «Украинская фэнтези - 2006», 2005 г.
— сборник «Песни Петера Сьлядека», 2008 г.
Награды и премии:
лауреат |
Портал, 2005 // Средняя и малая форма |
- /языки:
- русский (6), английский (1)
- /тип:
- книги (6), цифровое (1)
- /перевод:
- А. Каннингэм (1), Е. Кимаева (1), И. Певзнер (1), М. Певзнер (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Тимолеонт, 7 августа 2015 г.
Тот частый у Олди случай, когда центральная тема, приносящие удачу и несчастья Сторицы, является всего лишь фантастическим допущением, прикрытием и поводом для исследования человеческой морали, психики и поведения.
Получилось по-Олдевски изящно и философски. Приносящие счастье, по превратностям человеческой психики, оказываются на самом деле дико ненавидимыми всеми окружающими. Хотя по-моему, в реальности из Сторцев получились бы просто избалованные, изнеженные создания. Видимо, отрезвляющие жизненные уроки были у них невероятно жестоки и мозговправительны.
Yazewa, 13 марта 2015 г.
Осталось ощущение, что в этой истории неприятны — все. Потому что она полна обмана, неискренности, нечестности. Если этого и добивались авторы — то удалось полностью.
Но, с другой стороны, какой вывод хотели они подсказать читателю? На поверхности он явно не лежит...
Helix, 7 июня 2011 г.
Впечатляющий рассказ, но примерить описанную ситуацию на себя немного не получается, и потому хочется спорить с авторами. Люди, приносящие удачу, существуют и реальной жизни. Про таких говорят «рука легкая». Вот, допустим, не получается что-нибудь, хоть плачь, а такой «счастливчик» обратил внимание — и дело сдвинулось с мертвой точки. Так за что же его ненавидеть? Откуда возьмется чувство всепоглощающей страстной неприязни? Да, конечно, этим людям будут угождать не ради них самих, а чисто потребительски, и им самим это может быть очень даже неприятно, особенно когда дело касается неразделенной любви. Я могу понять неприязнь тех, кто ради выгоды вынужден врать и подличать, но всеобщая ненависть — это все-таки слишком!
benommen, 1 августа 2010 г.
Самый лучший рассказ в книге, невероятно понравилось! Действительно лицемерие, обман и т.п. есть наверное самыми ужасными чертами человека. А ведь все они хотят лишь одного — счастья, но при этом ненавидят, не любят, лицемерят и снова же, ради собственного счастья. Ведь в начале романа так хочется стать на сторону селян и засудить сторцев-сториц, а под конец романа перебегаешь в противоположный лагерь и понимаешь, что даже одного такого сплошь счастливого поселения слишком много для нашей планеты. И как все это написано, и какой конец. В общем действительно могу только аплодировать стоя:appl: Буду перечитывать этот рассказ как никакой другой.
amak2508, 23 февраля 2012 г.
Можно только еще раз восхититься способностью Олдей смотреть на вещи под необычным углом. «Аз воздам» (или в простонародии «Ты мне — я тебе» :smile:) — ну казалось бы, что об этом можно сказать нового? Однако предложенная авторами идея существования Сторцев и Сториц выглядит (и оказалась) такой оригинальной и глубокой, что разрисовать в повести несколько увлекательных психологических этюдов оказалось для талантливых авторов уже просто делом техники.
Вещь умна, интересна, заставляет все время думать, примеривая ситуацию на себя, а, закончив читать, еще долго остаешься под впечатлением прочитанного. И, конечно же, опять восхищает язык Олдей — им наслаждаешься даже вне зависимости от того, какую смысловую нагрузку он несет...
tess86, 25 января 2011 г.
Тяжело любить благодетеля, почти невозможно любить того от кого зависишь. Это все равно, что взять денег в неоплатный долг, никто с тебя не требует расчета, но ты обязан быть благодарным и эта «обязанность» с каждым днем все сильнее давит, и ситуация все невыносимей, и даритель уже вызывает глухую злобу, и рад бы уже освободится, но собственная корысть держит сильнее цепей. Да и даритель рад бы дарить безвозмездно не требуя ничего в замен, так не верит никто в бескорыстие.
И кому из них хуже дарителю – окруженному лицемерной любовью, или должнику вынужденному лицемерить? Может потому и «У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая. Чтобы милостыня твоя была втайне» Евангелии от Матфея (гл. 6, ст. 2-4) ?
Mierin, 30 сентября 2011 г.
Счастье и благополучие — одинаковые ли вещи? Счастливы ли жители Яблонца, или за видимым благополучием скрывается что-то другое? Невозможность подлинных чувств, отсутствие настоящей любви, жалости, милосердия — люди ли они вообще? Или просто вместилища сытой жизни, когда все можно купить за улыбку Сторца? Незаметно за этой сытостью благодарность оборачивается ненавистью, а лицо — маской. Да к черту такое благополучие, ради которого надо расстаться с душой.
sanchezzzz, 7 августа 2009 г.
Знакомство с Олди не вышло безоблачным. Мне не сильно понравилась эта история. Возможно, она глубока, но как по мне, тогда уж чересчур; возможно, она поэтична, но как по мне, так размер плавает и рифма слишком явственна; возможно, она поучительна, но в ней не нашлось лично для меня недосказанных интересностей, притчевых мыслей (не точно понятые моменты, кои имели место быть, чур, не в счёт, — о них мне ещё предстоит подумать).
Что мне не понравилось конкретно, так это, первое – стилистика повествования, витиеватое, кружевное исполнение которой показалось мне слишком витиеватым и кружевным, немного не в меру; насыщенные сложными оборотами изложение событий и описание происходящего, порой довольно ощутимо путали сознание, капелька раздражения немного свербила в голове, и читать было чуток сложновато (учтём, правда, тот факт непривычности к новому для меня автору, возможно, это проходящее…).
Второй негативный момент, наверное, также вызван некоторой неосведомлённостью о самом Петере Сьлядеке. Я встретил его впервые, и он мне не глянулся. Люди говорят, что первое впечатление обманчиво, это я знаю, но другие люди также ещё говорят, что встречают по одёжке… Петер предстал предо мной уставшим, голодным, разражённым человеком, а это, согласитесь, даёт мало поводов для приятия и симпатии. Скорее всего, мы встретились с ним в его не лучший период, и на самом деле он отличный парень, почитаем – увидим.
Что до самого сюжета, то ничего кардинально нового он мне не рассказал. Лишь древнее мудрое изречение о том, что «люди бояться того, чего они не понимают» разжилось ещё парочкой глаголов: рядом с чем-то неведомым, внутренне-сильным люди заискивают, лицемерят и лгут в угоду своему страху, алчности, корысти и зависти. Я не хотел бы быть ни Сторцем, ни жителем той деревни – каждый сам кузнец своего счастья, и лично я не согласился бы «покупать» у Сторцев дарами и подачками удачу, счастье и милость…
И хоть описано всё действительно классно, умело, но отклика во мне почти не нашлось…
newcomer, 24 июля 2009 г.
...Больше сотни отзывов написал уже, а здесь... не идут слова и хоть бы что!
Хочется аплодировать :appl:, но не только потому что книги Олди давно и прочно «прописались» на моей книжной полке, но и потому что «Аз воздам» — удивительно живой и эмоциональный рассказ. «От радости плакать хочется» — это про них, про Сториц... Хотя, казалось бы что здесь трудного: счастье людям приносить? Живи да радуйся, горя не знай! А оно, поди ж ты...
CHRONOMASTER, 14 мая 2008 г.
Хммм... может быть эта глава мне понравилась больше всех из всей книги. Сложно сказать чем, но понравилась, зацепила как говорится.
Лицемерие, наверное самое ненавистное для меня черта людей, но все мы в какой-то степени им страдаем. Стоит и нам посмотреть на себя со стороны, когда мы стараемся сделать лучше, прада ли лучше делаем?
Никто не хочет такой судьбы, как у Сторцев, только надо это осознать и понять. Не должно шествовать по миру счастье такой ценой.
zmey-uj, 18 июля 2008 г.
Место, где все люди счастливы, при этом отгороженное от мира преградой, незаметной для одних, но непреодолимой для других... Люди, обладающие необычным Даром — и в то же время являющиеся Даром для остальных... История настолько противоречивая, что при каждом новом прочтении смотришь на все по-новому.
Хорошо ли это или плохо, что люди стараются делать добро другим? Только ли бескорыстными должны быть эти порывы? Кому труднее — Сторцам и Сторицам, судьбу свою не выбиравшим, или окружающим? Кого больше развращает ситуация: тех, кому все достается просто так, или тех, кто знает, откуда можно получить благо?
Вопросов очень много, а ответ может быть у каждого свой. И каждый из Сторцев делает выбор. И решения их, такие разные, обычно все же показывают, что они являются людьми более смелыми и откровенными, чем их односельчане. Для меня это было самым удивительным во всей истории.
Konst, 21 августа 2008 г.
Один из лучших рассказов в книге. Грустная притча о человеческой природе. О многих вещах заставляет задуматься этот рассказ. В том числе и том, что не соит завидовать другим. Ведь то, что со стороны кажется великим даром, для его обладателя обрачивается сущим проклятием.
Nonconformist, 29 ноября 2007 г.
Невероятной тоской и горечью проникнута сия притча. Ну не может человек быть просто счастлив, обязательно от кого-то или чего-то счастье его зависеть должно... По делам да воздастся!
Еще классика русская вспомнилась. «Старуха Изергиль».
armitura, 29 ноября 2007 г.
Хороший рассказ.
Психология героев выписана настолько просто и вместе с тем четко и хорошо, что аж дух захватывает.
Мрачный взгляд на природу человека — да. Но, боюсь, во многом справедливый...
be_nt_all, 31 мая 2007 г.
Однозначный шедевр попытки извлечь из которого однозначную мораль — бессмысленны.