| |
| Статья написана 27 августа 2016 г. 08:50 |
http://ic.pics.livejournal.com/e_bath/120..." alt="Мартин Хенгель, Анна Мария Швемер. Иисус и иудаизм" title="Мартин Хенгель, Анна Мария Швемер. Иисус и иудаизм"> Самый исторический детектив об Иисусе Христе Если речь заходит о исторических детективах, обыгрывающих христианские мотивы, большинству на ум сразу приходит роман «Код Да Винчи» Дэна Брауна; читатели более искушённые назовут «Евангелие от Пилата» Эрика-Эмманюэля Шмитта или «Имя розы» Умберто Эко; но вряд ли кто-то упомянет Мартина Хенгеля и Анну Марию Швемер, авторов книги «Иисус и иудаизм» (дальше по тексту – ИИИ). Что и не удивительно, ведь это произведение – документальное исследование раннего христианства, а не художественный роман детективного жанра. Но поставил в один ряд с жанровыми книгами данный историко-библеистский труд я не напрасно, поскольку исследование немецких учёных (Хенгель – историк раннего иудаизма, христолог, богослов; Швемер – профессор Тюбингского университета, специалист по Новому завету и иудео-эллинистической литературе) не менее увлекательно, чем какое-либо расследование выдуманного сыщика-детектива. При условии, что вам не лень продираться через дебри специализированной терминологии, а также бесчисленное количество ссылок, цитат, гипотез, предположений и догадок – словом, сквозь всё то, чем существенно отличается научная историческая литература от художественной.
Я читал эту книгу долго. Научно-исследовательская дотошность авторов иногда серьёзно усложняла процесс: на каждую страницу издания приходится в среднем с десяток ссылок, с которыми мне приходилось разбираться, выясняя, что это за труды, что за люди их написали и т.д. Учитывая, что в религиоведении я, говоря мягко, не очень сведущ (иными словами – полный профан), и теоретическую базу имею мизерную, то отвлекаться приходилось постоянно, чтобы понять, о чём вообще идёт речь. Потому книга и показалась мне чтивом, закрученным похлеще детектива, ибо разгадывать, особенно поначалу, приходилось практически каждую строчку. Да и авторы вели себя подобно экспертам-криминалистам. В своём труде (664 страницы, книга увеличенного формата 175 х 245 мм) германские библеисты попытались по фрагментарным «уликам», насколько это возможно, восстановить картину всей жизни Христа – от рождения до воскрешения. Проделана колоссальная аналитическая работа, особенно, если учесть, что полноценного документально исторического свидетельства по данному вопросу не существует, и историки используют самые разные источники: евангельские тексты, старо и новозаветные апокрифы, кумранские документы, раввинистическую и античную литературу, египетские папирусы, прочие письменные свидетельства, вплоть до сохранившихся настенных и наскальных надписей. При этом – что существенно отличает учёных от священнослужителей – исследователи не рассматривают фигуру Иисуса отдельно от исторического контекста: большое внимание уделяется политическим, экономическим, социальным и демографическим особенностям того времени, с учётом географической специфики. Также подробно рассматривается история развития учения Христа после окончания его земного существования. Основная тема исследования вынесена в заголовок книги – это связь раннего христианства с иудаизмом. Христианам-антисемитам (уверен, что таких на свете имеется предостаточно), кстати, читать данную книгу строго противопоказано, поскольку авторы в ИИИ наглядно доказывают, что христианство не переняло у иудейства, насчитывающего к тому моменту уже множество веков истории, какие-то фрагменты, а целиком вышло из него и сформировалось под его влиянием. Несмотря на огромную работу, проделанную исследователями, ИИИ не способно полностью удовлетворить историческое любопытство читателя, это невозможно (что признают и сами авторы), поскольку информационные источники, дошедшие до нас, либо сохранились лишь фрагментарно, либо настолько избирательны и необъективны по сути своей (например, те же апостольские Евангелия), что являются уже не столько историческими, сколько документами веры в Иисуса. Но всё равно, ИИИ – это книга, открывающая читателю Христа в качестве реально существовавшего исторического персонажа. Мартин Хенгель и Анна Мария Швемер провели тщательное «расследование», итогом которого стал самый исторический и самый документальный детектив об Иисусе Христе.
|
| | |
| Статья написана 22 августа 2016 г. 14:47 |
О германской экранизации романа «Чапаев и Пустота» известно на данный момент следующее: фильм снят, в сентябре прошлого года прошёл премьерный его показ в Германии, после которого картину отправили на перемонтаж. Дата новой премьеры пока не объявлена. В сети доступен небольшой отрывок из ленты, который я уже выкладывал в http://e-bath.livejournal.com/992701.html">журнале, и с десяток фотографий со съёмок: http://ic.pics.livejournal.com/e_bath/120..." title="Про «Мизинец Будды»" /> Пётр в декадентском поэтическом клубе двигает «нашу линию».
http://ic.pics.livejournal.com/e_bath/120..." title="Про «Мизинец Будды»" /> В психушке. http://ic.pics.livejournal.com/e_bath/120..." title="Про «Мизинец Будды»" /> Красно-чёрные кадры из сцен с бронепоездом радуют глаз, но картузы вызывают эстетическое недоумение. http://ic.pics.livejournal.com/e_bath/120..." title="Про «Мизинец Будды»" /> http://ic.pics.livejournal.com/e_bath/120..." title="Про «Мизинец Будды»" /> http://ic.pics.livejournal.com/e_bath/120..." title="Про «Мизинец Будды»" /> Пустота и Володин. http://ic.pics.livejournal.com/e_bath/120..." title="Про «Мизинец Будды»" /> http://ic.pics.livejournal.com/e_bath/120..." title="Про «Мизинец Будды»" /> Петька со шрамом — остался после битвы на станции Лозовой. http://ic.pics.livejournal.com/e_bath/120..." title="Про «Мизинец Будды»" /> Это я что-то не припомню, но, так понимаю, один из психиатрических приходов. http://ic.pics.livejournal.com/e_bath/120..." title="Про «Мизинец Будды»" /> http://ic.pics.livejournal.com/e_bath/120..." title="Про «Мизинец Будды»" /> И этого персонажа я тоже не опознал. http://ic.pics.livejournal.com/e_bath/120..." title="Про «Мизинец Будды»" /> Это, полагаю, Сердюк со своим японским другом. http://ic.pics.livejournal.com/e_bath/120..." title="Про «Мизинец Будды»" /> Володин перед потреблением? http://ic.pics.livejournal.com/e_bath/120..." title="Про «Мизинец Будды»" /> А это как будто кадр из «Generation "П"»: Татарский в гостях у Гиреева. http://ic.pics.livejournal.com/e_bath/120..." title="Про «Мизинец Будды»" /> Анна http://ic.pics.livejournal.com/e_bath/120..." title="Про «Мизинец Будды»" /> Чапаев http://ic.pics.livejournal.com/e_bath/120..." title="Про «Мизинец Будды»" /> Анна и Пётр http://ic.pics.livejournal.com/e_bath/120..." title="Про «Мизинец Будды»" /> Анна и Пётр, судя по плащам, в нашей реальности. http://ic.pics.livejournal.com/e_bath/120..." title="Про «Мизинец Будды»" /> Реквизит или питание для съёмочной группы?
В общем, пока выглядит всё не так страшно, как можно было предположить, хотя и совсем не так, как я себе это представлял. Дождёмся — посмотрим, что там в итоге получилось.
|
| | |
| Статья написана 20 августа 2016 г. 20:47 |
|
| | |
| Статья написана 13 августа 2016 г. 16:50 |
В фантастике Конец света так же обычен, как коварный соблазнитель в мыльной опере. Разнообразные Апокалипсисы кочуют из книги в книгу, становясь настолько избитыми клише, что в некоторых случаях, отличия одного опуса от другого заключаются только в обложках. Внутри же всё одинаково неинтересно. Но, слава богу, встречаются и такие книги, которые настолько необычны и интересны, что забыть их невозможно, как невозможно и спутать с чем-либо. Со временем эти произведения не стареют и всё так же интересны, как раньше, несмотря на то, что некоторые из них уже не раз пытались скопировать. Я подобрал десять таких книг на тему конца человеческой цивилизации, которые смог вспомнить из прочитанного. Кратенько, стараясь не заспойлерить, о них и расскажу. Десятка не ранжированная, я не сравниваю книги по качеству, расположение — по году издания, от поздних к более ранним. Единственный критерий — читать это произведения мне было интересно, какие-то из-за идеи, какие-то из-за сюжета, а некоторые даже исключительно из-за стилистики. О каждой из них как-нибудь, если хватит терпения и найдётся желание, было бы неплохо написать по отдельной большой рецензии, но это из разряда возможного. То, что уже накарябано — читайте ниже. Майк Кэри. Дары Пандоры (2014) http://ic.pics.livejournal.com/e_bath/120..." alt="Десять необычных книг о «Конце Человечества»" title="Десять необычных книг о «Конце Человечества»"> Роман о девочке Мелани, детёныше расы Голодных, в представителей которой обращаются заражённые грибковым вирусом люди. Голодные по описанию похожи на классических зомби: мозговая деятельность практически отсутствует, тело разлагается, при этом они испытывают неимоверный голод, чтобы утолить его едят живую плоть, не только людей, зверей и птиц тоже. В процессе поиска противоядия, оставшиеся незаражёнными люди находят детей, у которых функции организма, в том числе мозга, не нарушены, хотя потребность в поедании живой пищи тоже присутствует. Было отловлено два десятка детёнышей, разработана специальная программа их исследования и оборудована военная база, на которой оно проводится… Книга в жанре психологического экшна, в нужных дозах сдобренная научными гипотезами и терминологией.
Кормак Маккарти. Дорога (2006) http://ic.pics.livejournal.com/e_bath/120..." alt="Десять необычных книг о «Конце Человечества»" title="Десять необычных книг о «Конце Человечества»"> В этой книге постапокалиптический антураж – фон для исследования автором человеческой природы, чем он, в принципе, в каждой своей книге и занимается. Жёсткий, местами даже жестокий анализ Человека, о котором в изложении Маккарти как-то даже стыдно писать с большой буквы. Мир рухнул – почему именно неважно, главное, что это произошло. Во что после превратились люди, живя (а точнее, выживая) в диких условиях, среди осколков былой цивилизации. Вместе с цивилизацией рухнула и культура, и моральные нормы, остался только инстинкт самосохранения. Но у героя книги есть ребёнок – и это тот якорь, который не даёт ему сойти с ума, а также не скатиться к окончательной дикости. Проза великолепной вязкости, красоты и лаконичности. Жозе Сарамаго. Слепота (1995) http://ic.pics.livejournal.com/e_bath/120..." alt="Десять необычных книг о «Конце Человечества»" title="Десять необычных книг о «Конце Человечества»"> Для Сарамаго неожиданная эпидемия слепоты – не только (и не столько) отличный сюжетный ход (однажды уже использованный Джоном Уиндемом, о его романе чуть позже), чтобы показать, как люди деградируют, внезапно оказавшись вне привычных рамок цивилизации. Запертые в карантине слепцы, брошенные на произвол, не судьбы, но самих себя, резво превращаются в готовых убить ближнего своего, лишь бы самим выжить. Но только на этом уровне «раскрытия» названия своего романа писатель не останавливается. Слепота – это ожидаемая метафора всеобщей людской слепоты, которая может привести к жутчайшим последствиям, даже к концу цивилизации. Филлис Дороти Джеймс. Дитя человеческое (1992) http://ic.pics.livejournal.com/e_bath/120..." alt="Десять необычных книг о «Конце Человечества»" title="Десять необычных книг о «Конце Человечества»"> В 1995 году люди вдруг потеряли возможность размножаться. Женщины больше не беременели. Действие романа происходит через четверть века после этого, в 2021-м, автор исследует, каким образом могло отразиться отсутствие возможности продолжать потомство на человечестве. Цивилизация ещё существует (работают заводы, открыты офисы, выпускается продукция, не вся разумеется – детские товары уже не нужны), но все понимают, что это медленный процесс умирания. Бессмертия, которое возможно в потомках, больше нет… Джордж Мартин и компания. Дикие карты (1987) http://ic.pics.livejournal.com/e_bath/120..." alt="Десять необычных книг о «Конце Человечества»" title="Десять необычных книг о «Конце Человечества»"> Задолго до «Игры престолов» Джордж Мартин уже стал легендой, придумав «Дикие карты». Это антология, над которой вместе с её создателем работала команда писателей, среди которых – Роджер Желязны, Пэт Кэдиган, Льюис Шайнер, Уолтер Йон Уильямс. Суть «Диких карт» в следующем: на Земле происходит (не без помощи инопланетян) испытание генного вируса, который поражает всех людей, и человечество в привычном понимании этого слова, исчезает. Большинство земного населения умирает, выжившая его часть – мутирует. Мутация делит экс-человеков на два враждующих лагеря: тузов (тех, кто приобрёл сверхспособности, при этом сохранил человеческий вид) и джокеров (супермутантов, потерявших прежний облик). . Майкл Муркок. Танцоры на Краю Времени (1972) http://ic.pics.livejournal.com/e_bath/120..." alt="Десять необычных книг о «Конце Человечества»" title="Десять необычных книг о «Конце Человечества»"> Самый интересный конец цивилизации придумал Муркок. По его версии человечество закончится от скуки и пресыщения. Где-то в необозримо далёком будущем из всего человечества останется особей пятьдесят, не больше. Все они будут могущественными демиургами, которые обладают неограниченными возможностями и могут жить неограниченное количество лет. Но вседозволенность и искушённость приводят к потере желания продолжать свой род. Главный герой – последний из родившихся людей, Джерек Карнеллиан, который, по меркам обитателей Края Времени, слишком юн, потому он испытывает неподдельный интерес к жизни и ищет её смысл, в то время, как все остальные давно уже перестали это делать. Постмодернистское произведение, великолепное в своей красочности и нарочитой вычурности. Томас Диш. Геноцид (1965) http://ic.pics.livejournal.com/e_bath/120..." alt="Десять необычных книг о «Конце Человечества»" title="Десять необычных книг о «Конце Человечества»"> Жестокий роман об уничтожении человечества пришельцами. Уничтожаются люди не потому, что инопланетяне видят в них соперников, а только лишь – вредителей, помеху для выращивания необходимой им растительной культуры. Вся планета превращается в огромное поле, усеянное «кукурузой чужих», а оставшиеся в живых «царей природы» истребляют, как зловредных насекомых. Тяжёлое, безысходное и угнетающее чтиво. Джон Кристофер. Смерть травы (1956) http://ic.pics.livejournal.com/e_bath/120..." alt="Десять необычных книг о «Конце Человечества»" title="Десять необычных книг о «Конце Человечества»"> Книга о самоубийстве человеческой цивилизации. Смертоносный для риса вирус вырвался из секретной научной лаборатории и уничтожил все посевы данной культуры. Оставшись без пищи, вирус мутировал и уничтожил вообще всю траву на планете. Понятно, что это привело к исчезновению животных, а следовательно и мяса. Правительство приняло решение сократить население путём бомбёжки крупных городов – так человечество само убилось… Ричард Мэтсон. Я – легенда (1954) http://ic.pics.livejournal.com/e_bath/120..." alt="Десять необычных книг о «Конце Человечества»" title="Десять необычных книг о «Конце Человечества»"> Лучший роман «о вампирах», который я читал (в кавычках потому, что вампиры там, конечно, есть, но книга совсем о другом). Все видели фильм с Уиллом Смитом, но забудьте о нём – книга гораздо круче и интереснее, а также намного глубже. Действие происходит в мире вампиров. Мира людей больше нет, человек остался на Земле один, все остальные – кровососы. У вампиров своя цивилизация, ночная, новое общество, похожее на людское, с присущими ему чертами: семья, институт брака, дети, научное сообщество и т.д. А ещё у них есть своя легенда: о страшном монстре, который приходит к ним днём, когда они спят и убивает… Главный герой романа и есть этот «монстр». Джон Уиндем. День Триффидов (1951) http://ic.pics.livejournal.com/e_bath/120..." alt="Десять необычных книг о «Конце Человечества»" title="Десять необычных книг о «Конце Человечества»"> Роман в жанре социальной фантастики, признанный классическим. Изобретательный сюжет является идеальной упаковкой для критики современного автору общества. И несмотря на прошедшие 65 лет с момента выхода романа в свет, многие из поднимаемых им вопросов не стали менее актуальными. По понятным причинам, не охвачена Уиндемом проблема интернета и соцсетей, всё остальное присутствует: триффиды, потенциально опасные двигающиеся растения, разводятся ради наживы; ослепившие из-за природного явления люди скатываются к первобытному поведению (именно этот аспект подробно исследовал позднее Сарамаго); мародёрство, обман, алчность, чёрствость и эгоизм – человечество знает своих демонов давно, и вполне мирно с ними существует до тех пор, пока не разразится большая беда.
Вот вам моя десятка книг о конце цивилизации, если есть кому что добавить к списку – делитесь, буду раз узнать о новых интересных книгах. ПС. Половина этого списка экранизирована, некоторые из романов – не один раз (как, например, роман «Я – легенда»). Интересный факт: в экранизациях романов «Слепота» и «Дитя человеческое» главную женскую роль исполнила одна и та же актриса, Джулианна Мур.
|
| | |
| Статья написана 5 августа 2016 г. 22:52 |
М.: http://phantom-press.ru">phantom press, 2016 http://ic.pics.livejournal.com/e_bath/120..." title="Лола Лафон. Маленькая коммунистка, которая никогда не улыбалась" /> Если вы ищете слово, чтобы описать нечто прекрасное настолько, что и не выскажешь, настолько оно прекрасно, скажите: это было надически прекрасно В июле 1976-го года на Олимпийских играх в Монреале пятнадцатилетняя спортсменка из Румынии, Надя Команечи, стала первой гимнасткой в истории мирового спорта, которая на международных соревнованиях получила высшую оценку в 10 баллов (из-за этого даже случился технический конфуз: табло, которое не было предназначено для показа такой высокой оценки продемонстрировало «1.00»). Она взорвала трибуны, очаровала судей и журналистов, а вместе с ними и весь мир, став в глазах капиталистической общественности «Феей коммунизма», символом строя Чаушеску, воспитавшего идеальную гимнастку. Об этой спортсменке и рассказывает книга «Маленькая коммунистка, которая никогда не улыбалась», написанная французской писательницей Лолой Лафон.
Ну, конечно! Румыны торговали коммунизмом. Зато французские или американские спортсмены сегодня никакую систему, никакую марку не представляют, так да?.. Уже по названию видно, что книга субъективна, предвзята и претенциозна, чтобы убедиться в этом достаточно нагуглить фотографий Нади – она очень даже улыбается. Улыбалась в 1976-м, когда победила на Олимпиаде, в 1989-м, когда сбежала из страны (в лучших традициях плохих шпионских детективов, перейдя государственную границу между Румынией и Венгрией под покровом ночи, в компании незнакомцев готовых на всё, чтобы покинуть родину), и, получив статус политической беженки, отвечала на вопросы журналистов, улыбается и в наше время, когда в качестве гостя на различных шоу рассказывает о своей жизни. Но писательнице Лафон нужна иная Команечи – машина, созданная для того, чтобы побеждать; не улыбающаяся упорная девочка, нацеленная только на результат, смысл жизни которой лишь в победе. Биография спортсменки авторизирована, и автора здесь гораздо больше, чем Нади Команечи. Противопоставляя Западный и Восточный блоки, коммунизм и капитализм, аскетизм и роскошь, дефицит и изобилие, Лола Лафон (которая, кстати, сама часть детства провела в Бухаресте, и пришлись эти годы как раз на времена правления Чаушеску) рассказывает о своей Наде. Запад, тосковавший по светскому ангелу, склонился перед чистой страстью Нади к труду Выдающаяся спортсменка, великолепная гимнастка, олимпийская чемпионка, дитя советской Румынии, символ эпохи, любимая игрушка обоих Чаушеску (и старшего, и младшего). Всё это можно узнать и без помощи Лолы Лафон, достаточно покопаться в интернете. Что же нам подарит прочтение книги француженки? Размышления о том, что все вокруг использовали Надю в своих целях: тренер Бела Кароли хотел добиться своей собственной славы, как создателя гениальной спортсменки (но ведь так оно и было, что же дурного в его желании?), Чаушеску старший требовал восхваления режима (Команечи исправно с этим справлялась вплоть до самого побега), Чаушеску младший – удовлетворения собственнических амбиций самца (похотливый и ревнивый, он преследовал Надю на протяжении многих лет), загадочный Мистер П., тот самый «доброжелатель», что помог ей сбежать из страны – обогащения (назвавшись её импресарио, он требовал от СМИ деньги за каждое интервью спортсменки, оставляя их себе). Не без греха и сама писательница, которая использует Надю для достижения собственных целей. Здесь необходимо небольшое пояснение: госпожа Лафон – известная во Франции феминистка и активный участник движения антифа. Эти идеи она продвигает, как писательница (до «Маленькой коммунистки…» у неё вышло три романа, но только биография Команечи стала бестселлером), а также как автор и исполнительница песен (на данный момент ею выпущено два полноценных альбома). Надю же Лола подняла на щит как символ угнетения женщин, выстраивая книгу как «хождение одной девочки по бесконечным мукам, устроенным её её окружением». Такой мы её и видим в книге: лишённой детства, свободы, любви, независимости, преданной родителями, тренером, строем, народом и даже собственным телом, которое не захотело оставаться детским и выросло, превратив прекрасного лебедёнка в гадкую неуклюжую утку.
Фактологически книга достоверна, она основана на общеизвестных сведениях, но психологический портрет Нади Команечи, предстающий перед читателем произведения – целиком на совести писательницы. Несмотря на то, что в книге Лафон постоянно беседует со своей героиней, обсуждая с ней каждую главу, в реальности они никогда не встречались. Команечи даже не удостоила ответом француженку, когда та выслала ей экземпляр книги. Потому «Маленькая коммунистка...» – не столько биография, сколько жизнеописание любимого персонажа, той жизни, какой её представляет Лола Лафон. И, надо признать, что писательница одарила свою героиню очень нелёгкой судьбой. Не ищите меня, потому что я нигде ПС: сдаётся мне, что в этой книге настоящей Команечи тоже нет.
|
|
|