Ричард Матесон «Я — легенда»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Постапокалиптика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Фантастические существа (Вампиры ) | Последний человек/люди на Земле
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
Одно из культовых произведений о вампирах. Роберт Нэвилль — последний человек на земле. Из-за вируса все жители превратились в вампиров, и только Роберт неуязвим для новой болезни. Он продолжает сражаться с остальным человечеством — охотится на вампиров. Книга трижды экранизирована — под названиями «Последний человек на Земле», «Омега-Человек» и «Я — легенда».
Входит в:
— сборник «I Am Legend», 1995 г.
Награды и премии:
лауреат |
Хоррор: 100 лучших книг / Horror: 100 Best Books, 1988 | |
лауреат |
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, 2008 // Переводная книга НФ (США) | |
лауреат |
Финская премия "Блуждающая звезда" / Tähtivaeltaja-palkinto, 2008 // Научно-фантастическая книга (США) | |
лауреат |
Премия Брэма Стокера / Bram Stoker Awards, 2011 // Вампирский роман столетия |
Экранизации:
— «Последний человек на Земле» / «The Last Man on Earth» 1964, США, Италия, реж. Убальдо Рагона, Сидней Сэлкоу
— «Человек Омега» / «The Omega Man» 1971, США, реж. Борис Сагал
— «Я — легенда» / «I Am Legend» 2007, США, реж. Френсис Лоуренс
- /языки:
- русский (13), английский (8), итальянский (1), украинский (1)
- /тип:
- книги (20), аудиокниги (3)
- /перевод:
- Е. Гирин (1), Л. Милани (1), М. Панкратов (7), С. Силакова (4)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
drenay, 17 июля 2013 г.
Если бы меня спросили еще неделю назад, как я отношусь к фильму «Я-Легенда» снятому в 2007 году с Уиллом Смитом в главной роли, я бы ответил: «Класс! Супер!». Если же Вы спросите меня об этом сейчас, я долго буду плеваться. Так испоганить прекрасные идеи, которые были заложены в книге могли только в Голливуде! Да, режиссер Френсис Лоуренс снял фильм о вампирах. Но по книге ли Ричарда Матесона он это сделал? Сильно сомневаюсь. Меня больше всего задело даже не то, что на роль рыжеволосого и белокожего (по книге) Роберта Невиля пригласили сниматься чернокожего Уилла Смита, а то как своевольно и без всяких зазрений совести экранизировали книгу «Я-Легенда» на 90% изменив сюжет!
В книге мы видим трагическую историю жизни единственного оставшегося на Земле ЧЕЛОВЕКА. Автор прекрасно прописал всю боль и трагедию, которую переживает персонаж Роберта Невиля. Его внутренние терзания, воспоминания о своей любимой жене Вирджинии, крошке Кэтти, сопровождающиеся уходами в запой и постоянными нервными срывами. Но несгибаемая воля и железный характер позволяют Роберту справиться со своими пороками и продолжить борьбу, беспощадную борьбу в одиночку с вампирами-бывшими людьми, которых поразил смертоносный вирус «vampiris». Читая книгу, ты еле сдерживаешь наворачивающиеся на глаза слезы. Настолько «цепляет» эта история. Снятая же экранизация-это бездумный и бездушный экшн, который позволяет лицезреть только прекрасно накаченное тело Уилла Смита, да его хладнокровие и спокойствие при уничтожении нелюдей. Кто-то может сказать: «В фильме ведь трагическая концовка». Да трагическая! Но...во-первых она снята абсолютно не по книге, а во-вторых- лично я за время просмотра фильма к персонажу сыгранному Уиллом Смитом так и не прикипел, чтобы сильно за него переживать. В отличие от книги. И еще. В фильме не смогли даже внятно объяснить историю возникновения микроба «vampiris», откуда он взялся. Оказывается первое его появление было замечено еще в 15 веке во время очага бубонной чумы. Сейчас же этот вирус настолько мутировал, что смог поглотить всю планету.
Большое количество персонажей в этом произведении Вы не увидите. Несчастный пес, загадочная девушка Руфь, да бывшие соседи Роберта превратившиеся в вампиров-вот и все окружение главного героя. Апофеозом этого произведения становится появление в конце книги высшей касты вампиров, которых практически невозможно уничтожить (они не боятся ни солнечного света, ни церковных атрибутов, да и осиновым колом их не убить). Для этого Нового Общества не нужны вампиры низшей касты (идет полнейшее их истребление) как не нужен им и последний ЧЕЛОВЕК на Земле. Этот мир теперь принадлежит им. А Роберт Невиль в нашей памяти навсегда останется Легендой и последним Человеком жившем на Земле!
Повторюсь-это произведение берет прежде всего психологизмом, которое прописано на высшем уровне.
Прошло уже почти шесть десятков лет со времени написания романа «Я-Легенда», а он не стареет! Именно поэтому наверное такие произведения и являются Шедеврами!
Рекомендация: Шедевр на все времена!
zvezdochet2009, 9 мая 2020 г.
Добро пожаловать в персональный ад доктора Роберта Нэвилла, последнего человека на Земле, вынужденного жить на апокалиптических руинах старого мира – такого, каким мы его знаем. Ученый и исследователь, он отчаянно, в промежутках между приступами апатии и запоев, пытается найти причину страшной пандемии, охватившей все человечество, которое превратилось в вампиров, движимых жаждой и страхом перед солнечным светом.
Роман Матесона был написан в середине XX века и на тот момент оказался очень оригинальным произведением, где по иному рассматривался феномен вампиризма – как инфекционной болезни, от которой можно найти антидот/вакцину и вернуть больного к нормальному существованию. Кроме того, в произведении впервые был детально прописан хрестоматийный сюжет постапокалиптического жанра: мир разрушен, большинство людей погибло, или превратилось в чудовищ, и лишь немногие несчастные смогли пережить эту страшную трагедию, чтобы посвятить остаток жизни жесточайшей борьбе за существование, и возможному спасению остатков расы.
Неудивительно, что впоследствии сюжет был массово растиражирован в литературе и кино, стал каркасом для множества историй про конец света, про зомби-апокалипсис или нашествие инфицированных чудовищ, потерявших разум.
Но при всех этих плюсах, основным, центральным нервом романа все же остается другая тема – человеческое одиночество. Идеальное, если можно так сказать, совершенное одиночество, полнейшая изоляция. Когда готов бежать за бродячей собакой, лишь бы кто-то был под боком, кто-то понимающий тебя. Когда ходишь по опустевшим улицам, можешь зайти в любой магазин и взять что угодно, притом бесплатно, но тебе этого не нужно. Когда весь мир как бы принадлежит тебе, но тебе одному он не нужен. И ты плачешь от отчаяния, ругаешься, злишься, но ничего изменить нельзя. Ты бессилен.
Матесон прекрасно описал тотальное одиночество человека, который месяцами, годами играл роль Робинзона, единственного нормального человека в мире больных, единственного представителя своего вида среди модифицированных существ, которые перестали считаться людьми. Межвидовая пропасть не оставила ему никаких шансов: остается или уничтожать монстров, или пытаться принудительно остановить болезнь. Но в какой-то момент возникает резонный вопрос: а действительно ли вампиризм воспринимать как болезнь? Может быть, это новая форма приспособления к окружающей среде, новый инструмент эволюции, и прежний человек оказался среди вымирающих видов. Тогда получается, что лишний в этом мире сам Нэвилл, а нормой является как раз эта новая форма жизни, не исключающая разумности.
А вот при осознании этой истины становится по-настоящему страшно. Это страх не за себя, а свою человечность, свою суть, которая оказывается под угрозой. Это странная, издевательская насмешка природы – ты был венцом всего живого, но в новом мире вдруг стал архаичным, очень опасным чудовищем, уродом, не вписывающимся в норму. Норма относительна. Мы с сочувствием смотрим на карликов. Это потому что нас много. Но ведь среди карликов нормальный человек вдруг станет чудовищем-переростком. Все дело в ракурсе, в точке зрения.
Вот и получается, что в какой-то момент ты становишься легендой, преданием, которое будут рассказывать на ночь в качестве страшной сказки.
«Я — легенда» — один из лучших представителей «темной» фантастической литературы, полностью лишенной иллюзий относительно нашего будущего и настоящего. Не просто интересен, не просто пугает, но и полезен своим художественным эффектом, заставляет думать.
Mr. Batercho, 11 июля 2023 г.
Роман очень известный, впрочем, как и одноименный фильм 2007-го года, и считается визитной карточкой Мэтисона.
Сюжет простой, после эпидемии неизвестной болезни все люди (кроме главного героя) превращаются в вампиров. Вампирам по традиции нужно пить кровь, чем они, собственно, и заняты. Главный герой не собирается становиться жертвой вампирского засоса и всячески сопротивляется: заколачивает окна, развешивает чеснок и все такое прочее. Днем вурдалаки засыпают, при чем напрочь, и их легко можно добить. И он добивает. Пачками.
В произведении автор затрагивает несколько тем. Например, вампиры. Мэтисон не просто показывает нам вампироапокалипсис, как в фильме «Земля вампиров», он проводит исследование этих вурдалаков и пытается оправдать с научной точки зрения. По итогу за вампиризмом стоит бактерия, кол в сердце открывает бактериям доступ к кислороду в результате чего те погибают, крест оказывает психологический эффект и т.д., то есть всё объяснено и рационализировано.
Дальше – тема одиночества. Главный герой оказался один среди враждебного окружения, и вся его деятельность направлена на то, чтобы поскорей разобраться в природе вируса, найти лекарство и сделать вампиров обратно человеками. Но, если по началу они представлялись нам как одержимые бесчеловечные бестии, то со временем автор проделал весьма любопытный финт – он их очеловечил. Толи вирус мутировал, толи еще что-то, но факт в том, что вампиры разделились на 2 группы: безумные дикие звери, беснующиеся у Невиля под окнами, и вполне разумные вампиры – хомо новусы, которые уже как раз вполне человечны, способны к самоорганизации, даже собираются отстраивать цивилизацию. А что Роберт Невиль? А он нежелательный элемент, убийца, судьба которого умереть и стать легендой (в плохом смысле легендой) в новом обществе. Вот такую вот злую шутку сыграл с главным героем автор. Тема одиночества здесь доводится до логического конца: жить одному плохо, еще хуже быть последним человеком, а быть последним человеком в обществе «нечеловеков» – невыносимо.
А идея в чем? А в том, что нормальность и инаковость — относительны. Нельзя считать общество вампиров плохим и заслуживающим уничтожения, ибо они разумны. Гг считает их выродками, но объективно выродками можно назвать только «старых» вампиров, а «новые» – те же самые люди. Жестокость свойственна не только вампирам, но и Роберту, в этом они друг от друга не отличаются. А нормальность… Нормальность относительна, ее определяет большинство.
Роман напоминает робинзонаду. Подробности быта человека, в одиночку выживающего после конца света, вызывают интерес, по крайней мере мне было интересно. С другой стороны, в некоторых местах темп повествования проседает, были моменты, которые не вызывали никакого интереса (множественные ретроспекции, моменты размышлений, когда ничего не происходит), много раз ловил себя на мысли, что минут пять смотрю на одну и туже страницу, но это похоже связано с тем, что читал книгу 2-й раз, да еще и не в самой спокойной обстановке. В первый раз – очень затянуло.
Уверен, что некоторым захочется чего-то большего от этой истории, например, больше сюжетных линий, больше экшена, более жесткого выживания (тут он просто заперся в доме и сидит себе попивает кофеёк), ну и какого-то другого конца. Я понимаю, что при выбранной автором стратегии ничего подобного соорудить не получится. Мэтисон взялся исследовать и философски размышлять над легендами о вампирах, над темой одиночества и в итоге получилось нечто более идейное и философское, чем «Ходячие мертвецы» или «The Last of Us». Автор не задавался вопросом, как сделать наиболее интересное для широких масс чтиво с высоким накалом страстей, поэтому там нет групп или общин людей, нет мироспасательных миссий (почти нет), нет любовных линий, путешествий длиною в жизнь и прочего. В смысловом плане он всё сделал как надо и произведение можно считать законченным.
Ctixia, 11 июня 2022 г.
Странно, что я так долго не читала эту книгу. Не то чтобы не хотела, просто случая не было. А тут взялась и — залпом.
По сюжету весь мир охватил некая странная болезнь, проявляющаяся как вампиризм. Люди хотят крови, люди умирают и восстают, лишаются разума и пугаются чеснока. И среди всего этого существует один человек, которого болезнь не тронула по неизвестным причинам — последний человек на Земле, Роберт Невилл. Книга описывает нам несколько периодов его жизни в условиях жертвы, на которого ночью охотится чуть ли не весь город, а днем охотником становится он сам.
Я склонна рассматривать произведение даже не как постапокалипческое рассуждение на тему «Планета вампиров», а деконструкцию предрассудков. Невилл, будучи после сумерек запертым в своем доме, но при этом при свете солнца имеющий возможность свободно пользоваться всеми ресурсами города, начинает учиться и изучать болезнь. При этом он внимательно рассматривает все суеверия, пришедшие к нам со Средневековья, включая боязнь вампиров чеснока, крестов, отсутствие отражений в зеркалах и прочее. Конечно, конечной целью этих исследований является вакцина, средство излечить человечество — ведь умерли не все, среди бродящих по улицам вампиров есть и живые зараженные люди, пусть тоже жаждущие крови.
Финал романа оказался для меня неожиданным, но если подумать, вполне увязывается в общую концепцию. Ведь это тоже философский подход к нормальности, уникальности и продолжению жизни на земле.
Ну а фильм я не смотрела, поэтому сравнительного анализа не будет. :-)
gramlin, 1 октября 2024 г.
Увлекательная книга. Понравилось что автор уделяет довольно много места рефлексии ГГ, неизбежной в его положении (полное одиночество). То, что смотрел фильм, несколько портит чтение, но только первые несколько глав (по задумке автора читателю должно постепенно раскрываться что же происходит в мире), потом совсем не влияет — фильм совершенно отличается. Концовка не вполне удалась — я понял идею автора, но красиво завернуть ее у него не получилось.
Rin1106, 22 сентября 2024 г.
Небольшой роман, по которому сняли замечательное кино. Сюжет и персонажей перекорили, изменили атмосферу и смысл книги. На самом деле, роман очень мрачен, что необычно для литературы той эпохи. Идея, что он подает, очень проста и удивительна до жути. Но полно минусов в логичности действий персонажа и структуре мира. Опять же, слишком много трагичных и жестоких моментов. Литература не для всех и на любителей.
Chim, 4 января 2023 г.
На мой взгляд книга очень переоценена.
Во-первых 1954 год издания, значит писалась она примерно в 52-53 годах. Естественно на момент выхода это было прям ВАУ. Американская глубинка, американский работяга, американская семья, американский виллис, в общем Мэтисон очень чётко попал в свою аудиторию.
Во-вторых сама атмосфера, религия смешанная с наукой, вампиры и микроскопы, бактерии и крестики. Ну ещё бы тогда это не выстрелило.
Но вот читая книгу меня всегда многое удивляло. Темп повествования очень рваный. Принято что темп волнообразный (хотя от жанра к жанру, но суть в том, что темп меняется не обрывисто), чего в книге нет. Логика же просто вышла из чата.
1) Уехать подальше от этого чувака.
2) Установить с ним контакт.
3) Забаррикадировать его.
4) Самим выстроить защиту.
Что они делают ? Правильно — ничего! И только спустя 3 года решают отправить ШПИОНА. Зачем блин ? Положите ему письмо под дверь, вроде «мил человече, что тебе от нас надобно? Не убий нас, мы не такие как те, что ночью по улице ходят с душой мёртвой».
В общем книга пытается вывернуть легенду о вампирах в обратную сторону, где легендой становится человек. Но логику-то на зачем слать лесом ? В общем книгой я сильно разочарован, хотя и понимаю почему она стала популярной в то время. Сегодня она уже не выдерживает критики.
Moloh-Vasilisk, 19 апреля 2024 г.
19.04.2024. Я-легенда. Ричард Матесон. 1954 год.
Жители земли обратились в кровожадных монстров. Лишь Роберт Нэвилль оказался не подвержен вампиризму. Один человек против мира, населенного кровососами. Сможет ли он справиться с одиночеством и продолжить бессмысленную охоту?
Когда-то давно, еще до выхода одноименного фильма с Уиллом Смитом, я впервые познакомился с данным романом. Тогда эта книга произвела очень сильное впечатление и атмосферой обреченности последнего человек, и концовкой, заставляющей взглянуть на историю под другим углом.
Прошли годы, и несмотря на семидесятилетний юбилей произведения, оно по-прежнему заставляет задуматься. Да, книга не слишком подробно описывает все аспекты выживания и страницы не насыщены экшеном, но в романе отлично переплетены древние легенды о вампирах и попытки современного объяснения этого мифического феномена. А также же на первое место здесь выходят тема психологии человеческого одиночества и относительность понятия «нормальности».
Если любите истории про вампиров, в более классическом варианте, а не современных готических красавчиков, то обязательно стоит ознакомится с данным произведением.
7 из 10.
reverenge, 23 марта 2024 г.
Люблю фильмы с Уиллом Смитом — харизматичные и интересные у него получаются персонажи!
Поэтому решил прочитать книгу и был удивлён тем, как книга и фильм отличаются! По сути — у них общее только начало: вирус, монстры, выживший человек.
Всё — далее идут расхождения
В книге идёт шикарная концовка, которая переворачивает с ног на голову всю ситуацию! Ведь кто из них больший монстр? Я думаю — это был один из главных вопросов автора книги. Важна точка зрения и много факторов, чтобы делать оценивающие суждения.
Но если смотреть на фильм в отрыве от книги, то получился типичный боевичок с интересной задумкой и атмосферой на 1 вечер.
Книга же меня приятно удивила и показала, что бывает, когда мы делаем суждения и выносим решения при недостающей информации!
Как Альберт Эйнштейн заметил: «Те важные проблемы, с которыми мы сталкиваемся, не могут быть решены на том же уровне мышления, на котором мы находились, когда их создавали».
r9snick, 28 апреля 2021 г.
«Я — Легенда» — произведение-веха, столп жанра, чьё подлинное величие с годами конечно же, слегка забронзовело или даже покрылось ржавчиной, но тем ярче проступают из прошлого его неоспоримые достоинства.
Для начала Матесон одним из первых попытался посмотреть на вампиризм\андедов с позиции научной, а не мифологической картины мира. Почему вампиров убивают колья? Почему им так плохо от чеснока? Что такого в солнце? Автор и главный герой в меру научных знаний пытается найти ответ на вопрос: откуда начался вампирский апокалипсис и как его остановить.
Уйдя от готического хоррора старого формата, Матесон своим приземлённым подходом открыл дорогу для нынешних и будущих творцов жанра ужасов. В первую очередь, конечно же, великого Стивена Кинга. Тот сам неоднократно признавался в тёплых чувствах к творчеству Ричарда Матесона и он явно оказал на Короля Ужасов заметное влияние. Без I Am Legend у нас бы не было «Удела Салема» и не совсем понятно что бы у нас было вместо Resident Evil или «Ходячих Мертвецов».
Наконец, что не ново, но сделано хорошо — продемонстрировано одиночество последнего живого настоящего человека Америки. Многие считают Роберта Невилла героем истеричным, неприятным и озабоченным — но попробуйте поставить себя на его место и подумать, что бы случилось с вашей психикой после таких испытаний.
Наконец, по поводу финала (подробнее — на всякий случай, всё же в спойлер)
Он -неоднозначный. Общий итог он не портит, но финальная треть романа явно выпестована менее тщательно и безоговорочно, как его начало.
Ну и да, на фоне многих произведений, которым стукнуло 60+ лет, «Я — Легенда» сохранился весьма недурно.
Крепкая твёрдая оценка.
Sergio Blanc, 8 августа 2021 г.
Абсолютная классика. Легендарный текст легендарного автора.
Что-то добавлять к этим определениям я не считаю нужным, и не потому что я литературный сноб или из нежелания «париться» над отзывом, а потому что это ТАК.
Постоянно перечитываю. И целиком, и отдельными «кусками». Выдающийся гуманитарный текст о сути человека и человечества.
Читать ВСЕМ обязательно. Посмотрите вокруг и вы поймёте, что мысли и посылы автора актуальны как никогда!
februus, 3 мая 2022 г.
Классическое произведение, которое не принято ругать, в силу своего культового статуса. Да, скорей всего для 1954 года — это свежее и новаторское произведение. Прошло ли произведение проверку временем ? В нем есть как и нестареющие мысли, так и непонимаемые нынешним поколением. Текст написан легко, он вовлекает, но действия и алгоритмы поведения главного героя вызывают сомнения. В нынешнем прагматичном, если не более жестоком мире, это смотрится нелепо. Вроде все поверхностно описывается, будь то исследования или уничтожение вампиров, но произведение ставит перед вами основополагающую мысль — если в каком то обществе безумие это норма, то это вы лишний элемент новой системы.
Фильм 2007 года по моему не имеет ничего общего с произведением, и более рассчитан на экшн, чем на глубокий смысл.
god54, 5 октября 2021 г.
Обычно я на дух не переношу произведения про вампиров, ибо они просто ужасны с литературной точки зрения, сценами крови, мерзости и тому подобных классических атрибутов. В данном случае я получил нечто иное. Это классическое литературное произведение, которое можно читать и перечитывать, и получать удовольствие. Есть сильный психологический подтекст, яркие эмоции, очень серьезные социальные элементы, а в целом очень даже неплохой сюжет. В итоге неординарное произведение, которое заслуживает своего место на полке лучшей фантастики, это не хоррор, это настоящая добротная фантастика, в которой я получил все ответы на тему вампиризма.
Гриф Рифт, 21 мая 2020 г.
Перечитывал книгу второй раз спустя 10 лет, и как не странно, в первый раз она произвела совершенно иное впечатление, нежели когда читаешь это произведение сидя 2 месяца дома, в условиях пандемии нового вируса, атаковавшего весь мир! 10 лет назад сюжет романа казался фантастикой, сейчас же это реальность! Всё-таки существует правильное мнение, что фантасты иной раз в своих произведениях предсказывают будущее. Добро пожаловать во внутренний мир доктора Роберта Невиля! В его персональный ад!!! Такой ад может существовать внутри каждого из нас!!!
И так, что мы видим? Внутренний мир Роберта Невиля, который вынужден практически не покидать собственного дома, за редким исключением, в основном окунается в его прошлое: любовь к дочери Кэтрин и любимой жене Вирджинии, которых поглатила эпидемия, приносит невыносимые страдания самому Роберту Невилю. Как итог он заливает воспоминания алкоголем, и иной раз уже не способен трезвот мыслить. Да, он пытается выжить среди жителей города, обращенных эпидемией в вампиров, найти вакцину от существующей заразы, но все попытки оказываются тщетными, так как он не может понять природу нового вируса. Знакомо? Нечего не напоминает? Всё-таки сюжет перекликается с реальностью! Вот почему я вспомнил про этот роман, именно сейчас!!! Добрая лполовина романа посвещена именно воспоминаниям Роберта! Его шофёр Бен Кортман, Вирджиния, Кэтти... Как только Роберт не свихнулся, удивительно?! Да с экономической точки зрения ему было куда проще... ведь магазины, библиотеки, вообще любые заведения были в его полном доступе, не нужно платить за необходимый товар, главное вернуться в свой дом до захода солнца! Роберт предоставлен сам себе, 3 года он оторван от социума! А мы сейчас жалуемся что на пару месяцев нас в домах заперли! Надежда на изменение к лучшему держала Роберта на плаву. Это отчётливо видно в линии с псом, который приходил к нему. Вот только по фильму помнится, пёс всюду его сопровождал, и Роберту удалось его вылечить, вроде как?! Возможно я ошибаюсь. И самое интересное, что зная характер главного героя, его склонность к алкогольной депрессии, что не удивительно в данной ситуации, потеря пса его не вогнала в уныние, а наоборот замотивировала на дальнейшие действия, что конечно же хорошо. Но с другой стороны, получается смерть жены его вогнала в депрессию на три года как минимум, в результате чего Роберт отказался искать выход, а только заливал горе алкоголем, а тут вдруг четвероногий друг сподвиг его к переменам?! Последняя часть романа, где каким-то образом в безлюдном зараженном городе появляетя девушка , вообще более чем странная ситуация, то вдруг нет никого, и на тебе- Дратути, появилась неоткуда.
astnik82, 29 апреля 2020 г.
Внимательно просмотрев отзывы, обратил внимание, что никто из рецензентов не уточнял, какой именно перевод кто читал. Разве что у OldBones есть указание на издание 1993 года (второй роман в книге называется «Путь вниз»), и косвенно можно судить, например, о «скучном и невыразительном языке, просто ужасных диалогах» (Задумчивая кошка). А ведь если переводов больше одного (как раз наш случай), то можно сравнить и задуматься, а так ли плохо произведение на самом деле, и так ли уж «нечитаемо» пишет собственно АВТОР. Если совсем коротко, моё мнение — лучше оригинала пока не перевели. Ниже — детали.
Даже в хронологически последнем переводе Силаковой (изначально вышел в 1995, но вроде как «отредактирован» в 2017), который доступен на ЛитРесе, есть с десяток шероховатостей и достаточно грубых неточностей в одной только первой главе. Ну, например, почти сразу мы узнаём, что герой живёт в КОТТЕДЖЕ, а соседние ДОМА он спалил. У кого как, а у меня со словом «коттедж» достаточно ясные ассоциации, тогда как «дом» всё же предоставляет некоторую свободу выбора от пещерки два на два на полтора до галактики. Мы наверняка не знаем, сколько этажей в доме Роберта, но скорее всего их примерно один, плюс-минус подвал. Хоть автор и писал о событиях «20 лет тому вперёд» относительно своей эпохи, но вряд ли можно каменный трёхэтажный дом просто взять и СЖЕЧЬ (даже от одноэтажного «коттеджа» останется как минимум остов). Зато деревянную постройку, типичную для «одноэтажной Америки», — вполне. Ну и когда я прочитал там же, в самом начале, как потомок англичан и немцев говорит на чистейшем рязанском «чудеса в решете», для меня перевод стал этакой «RазWесистоY фоRт-RоссоWскоY клOOкWоY». Может кому и не режет, но меня просто выворачивает от таких попыток не в меру «ославянить» сугубо американскую атмосферу. Я бы ещё мог понять, если бы надо было показать просторечие или сленг, но здесь совершенно не тот случай! Согласен, что «средний читатель» такие «мелочи» даже не заметит, однако для «продвинутых» такие славянизмы в «неславянском» контексте — уже достаточный показатель, чтобы не читать дальше. Ну разве что поискать другие, более явные ляпы, дабы поржать и почелодланить.
Перевод Панкратова... Это шедевр. Наверное. Если сравнивать с тем же текстом, переведённым Гуглом или Гуди. Выполнен «в лучших традициях» 1990-х, слепленных исходя из предпосылки «пипл и такое схавает». Самое печальное, что изголодавшийся по чтиву пипл ведь и правда хавал, даже и не такое... Простите, отвлёкся, но мысль, надеюсь, ясна. В общем, возможно, отзывы о плохом языке основываются на прочтении именно этого «улучшенного подстрочника». Читать, безусловно, можно, но слишком много «неуклюжестей», гораздо больше, чем может перенести взыскательный к языку читатель. Поэтому, если есть выбор, но не владеете английским — лучше уж «клюквица» Силаковой.
В оригинале же действительно создаётся тягостное ощущение. А какое, блин, простите, оно ещё может быть, если человек оказался один против бечисленных орд вампиров?! Так что всё по делу, и психологизм истории — на 10 из 10. Но высший балл всё же не могу поставить, т.к. некоторые элементы сюжета (в частности, «приручение» пса и научные искания) всё же несколько натужны. Это простительно для 1954 года, но не для современности.
О чём ещё, пожалуй, не писали достаточно, так это обо всех экранизациях, коих на самом деле четыре, а не три. Тут мы имеем по сути то же, что с переводами — везде что-то да потерялось...
(I) «Последний человек на Земле» (1964). Потерялось: много от психологии и внешнего образа ГГ, монстры. Осталось: общая линия сюжета и место действия, некое жалкое подобие атмосферы (как верно заметил vic507, книжной атмосферы тут нет). Резюме: прочитав книгу, смотреть не имеет смысла, разве что фанатам старого кино для галочки. Стоит ещё отметить, что сам Матесон сокрушался по поводу фильма: «Я разочарован «Последним человеком на Земле», хотя он рассказывает в целом ту же самую историю... Ещё мне казалось, что режиссура слабовата, но я не придавал этому значения».
(II) «Человек Омега» (1971). В начальных титрах честно указано «основано на», и этим всё сказано. Потерялось: почти всё. Осталось: самые общие черты (пандемия, выживание ГГ, место действия). Резюме: смотреть можно, если не воспринимать как полноценную экранизацию. Мнение самого Матесона: «Мой роман и этот фильм слишком непохожи, так что я даже не заморачиваюсь».
(III) «Я — легенда» (2007). Потерялось: ГГ, элементы сюжета и место действия. Осталось: значительные части психологической составляющей и атмосферы, также монстры, пожалуй, лучшие из всех. Резюме: на мой взгляд, лучшая по психологизму экранизация, адаптированная к современности. Цитата Матесона из интервью 2002 года, когда фильм ещё только «зачинался»: «Они говорят об экранизации, но по факту это ещё меньше похоже на мою книгу».
(IV) «Я воин» (вообще «Я — Омега», 2007) — малобюджетный фильмец, не являющийся официальной экранизацией, но попытавшийся паразитировать на волне ожиданий «Я — легенда» (вышел на DVD чуть раньше своего широкоэкранного и более высококачественного аналога). Потерялось: 99,9%. Осталось: 0,1%. Резюме: любителям B-movie не возбраняется. Мнения Матесона по понятным причинам нет.
Общее резюме: смотрибельно 2 (условно 3) фильма из 4, и везде, к сожалению, герой даже наполовину не тот, что был в книге. Мнение Матесона (из того же интервью 2002 года): «В разные годы люди пытались показать мою книгу на экране такой, какой она воспринималась на бумаге, но у них ничего не вышло. Из того, что я видел, ближе всех получилась «Ночь живых мертвецов» Джорджа Ромеро. Я часто слышал, что образы мертвецов вдохновлены «моими» вампирами, но лично мне это «вдохновение» не принесло ни доллара».