Вот и наступил новый 2015-й год и как всегда, по-традиции, я представляю вашему вниманию творческие планы Стивена Кинга и экранизаторов его произведений на следующие двенадцать месяцев.
Надеюсь, данный материал вам пригодится.
***
Произведения на английском языке:
1. Роман "Finders Keepers".
Дата выхода: 2 июня 2015 г.
Детали: Продолжение неоднозначно принятого читателями романа "Мистер Мерседес" (Mr. Mercedes) выходящее через год после оригинала. Во второй части задуманной Кингом трилогии "Бойня в центре города" (City Center Massacre) мы вновь встретимся с детективом-пенсионером Биллом Ходжесом, его смышленым другом-подростком Джеромом Робинсоном и сумасбродной Холли Гибни.
Судя по появившейся на официальном сайте писателя аннотации нас ждет некое переосмысление романа "Мизери" (Misery) в рамках детективного жанра каким его представляет себе Король Ужасов.
2. Сборник рассказов "The Bazaar of Bad Dreams".
Дата выхода: 30 ноября 2015 г.
Детали: Сборник из ранее публиковавшихся, но ставших редкостью, рассказов Кинга, написанных им за 7 лет прошедших с момента публикации последнего собрания его малой прозы "После заката" (Just After Sunset) в 2008-м году.
***
Произведения на русском языке:
1. Повесть "Парень из Колорадо" (The Colorado Kid) в переводе В. Вебера.
3. Переиздание романа "Воспламеняющая взглядом" (Firestarter) в новом переводе Н. Красникова.
Никита Красников о работе над переводом романа: Это, наверное, мой лучший перевод, если судить по драйву. Пока вычитывал, пару раз ловил себя на сакраментальном "ай да сукин сын". То ли я теперешний и тогдашний мистер Кинг эстетически совпадаем, то ли у меня планка с годами проседает, и уже, как Пертушка, радуюсь тому, что буквы складываются в слова.
По части сравнения со старым (весьма достойным, понятно) переводом гг. Таска и Васильева — ну, что тут говорить? И без меня, думаю, наговорят довольно. Скажу только, что в старом обнаружились здоровущие пропуски, как оправданные временем (кровь, хлюпанье низом, упоминания России, Солженицын, т.п.), так и ничем не оправданные (большая сцена в первой половине, практически весь финал). Поэтому новый получился объемнее.
Дата выхода: 2015 г.
4. Переиздание романа "Кристина" (Christine) в новом переводе.
Дата выхода: 2015 г.
5. Переиздание романа "Кладбище домашних животных" (Pet Sematary) в новом переводе Т. Покидаевой.
Дата выхода: 2015 г.
6. Переиздание романа "Томминокеры" (The Tommyknockers) в новом переводе Ю. Моисеенко и М. Казанской.
Юлия Моисеенко о работе над переводом романа: "Томминокеры" – самая сложная книга в моей карьере. Будучи воспитана на куцых анонимных переводах из лихих девяностых, я совершенно не ожидала встретить у Короля такую бездну поэзии, такой изумительно чистый, щедрый, искромётный, во многих отношениях элитарный язык. И опять же, такую насыщенную игру с реалиями, что, будь у меня возможность написать предисловие, я бы озаглавила его так: "Томминокеры" Стивена Кинга – энциклопедия американской жизни". Спасибо, кстати, эпохе интернета, позволившей мне найти записи каждой цитируемой в тексте песни, чтобы перевести её в точном соответствии с настроением и ритмом исполнения.
Дата выхода: 2015 г.
7. Переиздание романа "Темная половина" (The Dark Half) в новом переводе.
Дата выхода: 2015 г.
8. Продолжения комикс-циклов "Темная Башня" (The Dark Tower) и "Противостояние" (The Stand).
На очереди пятая часть цикла "Темная Башня" под названием "The Dark Tower: Battle of Jericho Hill" и третья часть "The Stand: Soul Survivors" графической версии романа "Противостояние".
Дата выхода: 2015 г.
9. Цикл комиксов "American Vampire".
Дата выхода: ориентировочно 2015 г. (24-го декабря 2014 г. сообщалось, что выпуск первого тома комиксов временно отложен).
***
Фильмы и сериалы:
В наступившем году поклонников Мастера ожидают:
1. Третий сезон сериала "Под Куполом" (Under the Dome, 2013-).
2. Вторая половина пятого сезона сериала "Тайны Хейвена" (Haven, 2010-).
3. "Мобильник" (Cell).
Экранизация одноименного романа 2006-го года от режиссера Тода "Кипа" Уильямса ("Паранормальное явление 2" (Paranormal Activity 2, 2010)) с Сэмюэл Л. Джексоном и Джоном Кьюсаком в главных ролях. Ранее актеры уже встречались на одной съемочной площадке в кино-адаптации рассказа Мастера "1408" из сборника "Все предельно" (Everything's Eventual).
Компанию Джексону и Кьюсаку составят Изабель Фурман ("Дитя тьмы" (Orphan, 2009), "Дети кукурузы" (Children of the Corn, ТВ, озвучка, 2009), "Голодные игры" (The Hunger Games, 2012)) и Стейси Кич ("Побег из Лос-Анджелеса" (Escape from L.A., 1996), "Дети кукурузы 666: Айзек вернулся" (Children of the Corn 666: Isaac's Return, 1999), "Эволюция Борна" (The Bourne Legacy, 2012)).
Сценарием фильма занимался сам Кинг в соавторстве с Адамом Аллекой, причастным к созданию скрипта римейка "Последнего дома слева" Уэса Крэйвена (The Last House on the Left, 2009).
На данный момент "Мобильник" имеет статус "пост-продакшн", так что мы вполне можем надеяться увидеть его на экранах кинотеатров в наступившем году.
Все-таки глобализация — удивительный процесс, затрагивающий множество сфер мировой жизни, начиная с экономики и политики и заканчивая религией и культурой.
Причем, в рамках последнего направления порой возникают самые неожиданные явления.
Взять хотя бы кинематограф.
Теперь уже всем известный режиссер Гарет Эванс, родом из деревни Хайрон (юго-запад Великобритании), по молодости лет переезжает в Индонезию и снимает там брутальный, до предела напичканный восточными единоборствами, боевик "Рейд" (Serbuan maut, 2011). Причем, делает это настолько удачно, что Голливуд сразу же приобретает права на историю для выпуска собственного ремейка (кстати, одну из главных ролей в нем исполнит Фрэнк Грилло, снявшийся в недавнем триллере "Судная ночь 2" (The Purge: Anarchy, 2014)).
А можно вспомнить случай Джеймса Вана — американского режиссера, в жилах которого течет малайзийская кровь, и с именем которого связано большинство успешных хоррор-проектов последних десяти лет.
Конечно, есть в его фильмографии и скромно показавшие себя, но все равно качественные, картины, такие как "Мертвая тишина" (Dead Silence, 2006) и "Смертный приговор" (Death Sentence, 2007), но отрицать высокий уровень исполнения "Пилы" (Saw, 2004), "Астрала" (Insidious, 2010) и "Заклятия" (The Conjuring, 2013) было бы просто бессмысленно.
Как раз о впечатлениях от последней ленты и ее спин-оффа под названием "Проклятие Аннабель" (Annabelle, 2014) я и хочу поговорить далее.
Итак, чем же хорош "Заклятие"?
Ну, прежде всего тем, что не пытается казаться сложнее, чем он есть на самом деле, потому как зачастую современные хорроры хотят выделиться на фоне себе подобных за счет лишних философствований и чрезмерного усложнения исходного сюжета, за которыми порой теряется его суть.
Фильм просто пересказывает якобы случившуюся на самом деле историю из практики супругов Эда и Лоррейн Уоррен — известных исследователей паранормальных явлений, основавших в 1952-м году "Общество психических исследований Новой Англии" (The New England Society For Psychic Research).
При этом повествование в "Заклятии" строиться с использованием довольно-таки стандартных приемов, известных еще с тех далеких времен, когда на экраны вышла первая картина, основанная на материалах Уорренов — "Ужас Амитивилля" (The Amityville Horror, 1979).
Однако, как и в любой подобной ленте, важно не "что снято", а "как снято".
Т.е. атмосфера фильма, его способность напугать, ну или хотя бы вызвать легкую дрожь.
В основном это достигается за счет грамотной актерской игры, мрачного саундтрека и искусной операторской работы.
И с этими тремя пунктами в "Заклятии" все в порядке.
Вера Фармига и Патрик Уилсон убедительны в ролях супругов Уоррен, саундтрек Джозефа Бишары исправно нагнетает саспенс, а плавная манера съемки оператора Джона Р. Леонетти позволяет сполна насладиться мистическими событиями в декорациях провинциального городка Харрисвилль, штат Род-Айленд, начала 1970-х годов. И да, сами декорации (одежда и прически героев, внутренние интерьеры помещений, автомобили) получились просто на загляденье.
"Заклятие" собрал почти 320 млн. $ в мировом прокате, в шестнадцать окупив затраты на свое производство, и тем самым простимулировал продюсеров создать спин-офф, или, проще говоря, фильм-ответвление от истории семьи Пэррон, который рассказал бы о кукле по имени Аннабель, появлявшейся в начале и во второй половине картины Джеймса Вана.
Собственно Ван выступил одним из продюсеров нового фильма, а в качестве режиссера позвал Джона Р. Леонетти, с которым, помимо "Заклятия" успел поработать над всеми своими проектами кроме "Пилы".
В целом, можно сказать, что Леонетти не ударил в грязь лицом. У него получилась очень стройно рассказанная история с несколькими интересно снятыми пугающими сценами.
Единственное, в чем можно его (или скорее сценариста) упрекнуть, так это в слабом финале. Безусловно, интересном с точки зрения идеи, но исполненном как-то слишком быстро и без должной достоверности.
Также лично меня не порадовало решение показать в "Проклятии Аннабель" не ее "реальную" историю (которую можно прочесть на официальном сайте Уорренов — www.warrens.net/Annabelle.html ), а вымышленную, пусть даже она и подводит нас к той, что мы мельком увидели вначале "Заклятия".
В остальном, "Проклятие Аннабель" — выполненный по всем стандартам жанра хоррор, который вас вряд ли удивит, но уж точно не разочарует.
Оценки:
"Заклятие" — 10/10.
"Проклятие Аннабель" — 8/10.
P.S. Теперь на очереди "Заклятие 2: Полтергейст в Энфильде" (The Conjuring 2: The Enfield Poltergeist), выход которого намечен на 22-е октября следующего года. Кандидатура режиссера пока не известна, а вот имена сценаристов вполне — это братья Кэри и Чад Хэйес, ответственные за скрипт "Заклятия", что не может не радовать.
В недавнем интервью американскому еженедельному журналу "Entertainment Weekly" Стивен Кинг признался, что "видел достаточно экранизаций своих книг, чтобы прийти к выводу, что самыми удачными являются те, в основу которых легли не слишком длинные, но и не слишком короткие, произведения", потому как "короткие истории часто уходят в неправильном направлении, а в экранизации длинных невозможно уместить все".
Пожалуй последнее утверждение, но немного в измененном виде, можно с легкостью применить и к самому творчеству Короля Ужасов.
Нет, безусловно на его счету числится множество замечательных больших произведений, насчитывающих сотни страниц, да и ни один десяток не менее замечательных рассказов, но именно повести занимают в литературном наследии Мастера особое место.
Почему так?
Да потому, что они достаточно длинны для того, чтобы в полной мере показать придуманный автором мир книги и раскрыть характеры ее главных героев, но при этом и достаточно коротки и лишены "пустых" и повторяющихся эпизодов, из-за чего произведение попросту не успевает надоесть своему читателю.
Таким образом, повесть — это отличный пример гармонии содержания и формы.
И именно таким примером я склонен считать "Страну радости", пусть даже официально она и относится к категории романов.
Это история, полная интриги и душевного тепла. Это история, свободная от скучных описаний и сюжетных провисаний. Это история, которая подарит вам несколько приятных вечеров в своей компании, а в финале непременно тронет ваше сердце, если конечно оно еще не превратилось в камень под воздействием неприглядной окружающей действительности XXI века.
Ведь в отличие от него "Страна радости" повествует о временах, когда люди были намного добрее, чем сейчас, когда добро совершалось не ради обретения известности, и когда еще существовали такие светлые и уютные места, куда человек мог без труда отправиться по золотистому песчаному пляжу и обрести там счастье...
Думаю, что мало кто возьмется утверждать обратное, но вышедший на большие экраны в 1973-м году фильм "Изгоняющий дьявола" (The Exorcist) является поистине культовым кино-произведением в жанре ужасов, ведь его популярность не ослабевает до сих пор.
Картина не только почти в 37 раз окупила собственный бюджет и породила два сиквела и два приквела, но и на долгие годы ввела в кинематограф тему изгнания демона из одержимого им человека.
За примерами далеко ходить не надо, ведь за последние 4 года было снято сразу 10 кинолент либо прямо, либо косвенно использующих наработки Уильяма Фридкина и Уильяма Питера Блэтти, режиссера и сценариста "Изгоняющего дьявола": "Последнее изгнание дьявола" (The Last Exorcism, 2010), "Обряд" (The Rite, 2011), "Одержимая" (The Devil Inside, 2012), "Шкатулка проклятия" (The Possession, 2012), "Последнее изгнание дьявола: Второе пришествие" (The Last Exorcism Part II, 2013), "Заклятие" (The Conjuring, 2013), "Пришествие Дьявола" (Devil's Due, 2014), "Эксперимент: Зло" (The Quiet Ones, 2014), "Избави нас от лукавого" (Deliver Us from Evil, 2014) и "Одержимость Майкла Кинга" (The Possession of Michael King, 2014). И наверняка я упустил еще несколько...
Но далее речь пойдет о предпоследнем фильме из списка — "Избави нас от лукавого".
Режиссером и одним из сценаристов ленты выступил Скотт Дерриксон, известный по таким отличным картинам как "Синистер" (Sinister, 2012) и "Шесть демонов Эмили Роуз" (The Exorcism of Emily Rose, 2005), тоже, кстати говоря, эксплуатирующей тему одержимости.
Во избежание спойлеров мне не хотелось бы пересказывать сюжет фильма, поэтому я ограничусь только своими впечатлениями после его просмотра.
И впечатления эти получились сугубо положительными. И вот почему.
Во-первых, "Избави нас от лукавого" — это не ужасы в прямом смысле слова, а некий сплав детектива, триллера и фильма об одержимости, которая способна распространяться среди людей подобно вирусу (конечно, не через укус зараженного, а посредством неких манипуляций). Отсюда вытекает главный плюс картины — это ее разнообразие. Сюжет не зацикливается на чем-то одном, а плавно меняет тональность от темного к мрачному и от мрачного — к совсем уж непроглядной тьме и безнадеге.
Переходы в свою очередь подкрепляются грамотным нагнетанием напряженной атмосферы, которую по-хорошему уже с самого начала нельзя назвать светлой и жизнерадостной, создаваемой во многом благодаря грамотному саундтреку Кристофера Янга — известного в хоррор-среде композитора, работавшего над музыкой к фильмам "Кошмар на улице Вязов 2: Месть Фредди" (A Nightmare on Elm Street Part 2: Freddy's Revenge, 1985), "Восставший из ада 1-2" (Hellraiser, Hellbound: Hellraiser II, 1987-1988), "Темная половина" (The Dark Half, 1992, снят по роману С. Кинга), "Затащи меня в Ад" (Drag Me to Hell, 2009) и многим другим "ужасным" кинолентам.
Также нельзя не отметить отличную актерскую игру Эрика Баны и Эдгара Рамиреса. Их персонажам реально веришь, отчего градус сопереживания остается высоким на протяжении всего повествования. Да и чисто внешне на них всегда было приятно смотреть.
И пускай тема фильма была уже заезжена вдоль и поперек. Пускай у него есть проблемы с динамикой происходящего, отчего местами становилось скучновато. Пускай даже набор бу-эффектов в нем довольно стандартный, а потому не пугающий до мурашек по коже.
Ведь главное в любом хорроре — это его неуютная атмосфера, постоянное ощущение надвигающейся беды.
И как раз с этим в "Избави нас от лукавого" полный порядок.