Три недели назад мне посчастливилось поучаствовать в реальном квесте, организованном компанией "Нора Кролика" (Rabbit Hole), под названием "Подземелье вампира", впечатлениями о котором я поделюсь далее.
Итак, что же из себя представляет реальный квест?
Это некий набор головоломок на заданную тему, которые необходимо решить вам и вашей команде в некоем замкнутом пространстве.
Применительно к "Подземелью вампира" замкнутое пространство представляло собой три комнаты: одну большую, с установленным в центре массивным каменным гробом, наподобие тех, что размещают внутри склепов, одну поменьше – обставленную на манер гостиной старинного замка или особняка с камином у дальней стены, и еще одну – с открытым деревянным гробом, внутри которого находился непосредственно вампир-манекен, опутанный цепями.
Главной же задачей квеста было нахождение спрятанного в одной из комнат осинового кола и убийство вурдалака (с положенным в данных случаях протыканием его бутафорского сердца).
Скажу сразу, что с поставленными задачами мы справились, пусть и затратили на это чуть больше времени вместо отведенного на прохождение квеста часа, чему виной послужили разрядившиеся батарейки в одном из устройств, открывающих последний тайник.
Причем, самое печальное заключалось в том, что нам пришлось ждать окончания основного времени для того, чтобы девушка, наблюдавшая за нами с помощью видеокамер, смогла открыть основную дверь и передать нам запасные батарейки.
Кстати, именно благодаря этому мы стали свидетелями окончания квеста, предусмотренного в случае не обнаружения участниками спрятанного кола, которое состояло из краткого демонического смеха и сухого объявления о том, что квест провален, раздавшихся их динамиков установленных под потолком.
Данный факт также подпортил наши впечатления, потому как, пройдя все не такие уж и простые испытания, меньше всего мы ожидали увидеть абсолютно статичного кровососа в финале. Хотя бы глаза ему подсветили красным или вытянутыми вдоль иссохшего тела руками подвигали, в конце концов (в идеале, конечно, было бы, чтобы он сел в своем гробу, но видимо у организаторов не хватило средств (или фантазии) на подобную механику).
Но, несмотря на вышесказанное (и на то, что мы из-за своей невнимательности умудрились закрыть себя в комнате с камином, откуда выбирались минут десять, тщетно пытаясь в почти полной темноте найти спрятанную на стене кнопку, открывающую дверь) в подземелье вампира нам понравилось.
Ну а если конкретно, то понравились сами локации и размещенный в них реквизит (среди которого нашлось место и оторванной голове, и доске для спиритических сеансов, и музыкальной шкатулке, и таинственным кристаллам); музыкальное сопровождение, словно взятое из старых черно-белых фильмов про графа Дракулу; ну и, конечно же, сами загадки, отличавшиеся богатым разнообразием.
Лично я особого восторга не испытал, но остался доволен всем действом, заставившим меня ненароком вспомнить о романе Ричарда Лаймона "Кол", потому как именно в такой, отчасти серьезной, отчасти анекдотической атмосфере, я и моя команда провели почти полтора часа своей жизни.
А ведь именно данное сочетание смешного и ужасного так характерно для творчества упомянутого мной писателя, в котором тема вампиризма занимает далеко не последнее место.
В общем, квест получился интересным.
Если у вас появилось желание поучаствовать в нем (или любом другом) советую поискать ближайшую к вам "Нору Кролика" и спуститься туда.
Ведь только так можно узнать, какие мрачные тайны хранит ее чрево...
Создавая свои произведения, каждый писатель, как правило, преследует какую-то цель. Кто-то стремится просто удивить и развлечь читателя, кто-то пытается научить его чему-то, спрятав некий нравоучительный подтекст между строк своего произведения, а кто-то, не забывая про первую и вторую задачи, с удовольствием готов порассуждать о психологии человека и человеческих взаимоотношений.
Одним из таких писателей является Стивен Кинг, излюбленным приемом которого всегда было наблюдение за поведением персонажей в различных экстремальных ситуациях. Причем, очень часто среди них оказывались дети и подростки, в качестве либо главных, либо второстепенных героев.
Далеко ходить за примерами не придется, ведь уже в своем дебютном романе "Кэрри" Король Ужасов поместил в центр повествования одинокую и забитую всеми школьницу, вынужденную бороться не только с внешними, но и внутренними демонами, среди которых нашлось место неконтролируемому дару телекинеза.
И это еще одна особенность творчества Кинга, который любит наделять своих молодых героев какой-либо сверхспособностью.
Взять хотя бы роман "Сияние", в котором юный Дэн Торранс мог видеть призраков и читать мысли других людей, или "Воспламеняющая взглядом", чья героиня Чарли Макги простым усилием мысли могла порождать огонь буквально из воздуха.
Интересно и то, что обычно Мастер почти никогда не возвращался к своим "детям", после того как их невероятные истории заканчивались.
Вплоть до 2013-го года, когда из под его пера вышло продолжение романа "Сияние" под названием "Доктор Сон", рассказывающее о жизни Дэна Торранса, после того как, не в последнюю очередь благодаря своему необычному дару, он вместе с матерью смог спастись из одержимого темными силами отеля "Оверлук" в горах Колорадо.
Еще до того как книга увидела свет Кинг часто шутил, что в центре новой истории окажется не только Дэн, но и Чарли Макги, якобы вышедшая за него замуж и нарожавшая ему чудесных детишек.
Но поскольку, как мне кажется, Король Ужасов хотел, чтобы продолжение было связано с оригиналом не только героями, но и схожими сюжетными ситуациями, то повзрослевший Дэн должен был выступить защитником некоего необычного ребенка, каким для него самого в "Сиянии" выступил Дик Холлоран — шеф-повар "Оверлука".
А так как Дэн и Чарли были примерно одного возраста, то ей на замену пришла юная Абра Рафаэлла Стоун.
Кстати, пришла она еще и по той причине, что члены Истинного Узла (или "Узла верных" согласно альтернативному переводу сайта notabenoid.com), выискивающие и убивающие людей с паранормальными способностями, просто не обратили бы на пирокинез Чарли столь пристальное внимание, какое они обратили на Абру, наделенную огромной внутренней силой, проявляющейся в телекинезе и телепатии (забавно, что как раз таки дара воспламенять все вокруг она оказалась лишена).
Но не только темой защитника ограничивается "Доктор Сон". Среди схожих с "Сиянием" мотивов он может похвастаться наличием проблем с алкоголем у Дэна (как и у Торранса-старшего), который справившись с ними, и это тоже неслучайно, устраивается на работу в "Дом Хелен Ривингтон" — хоспис, выступающий антиподом "Оверлука", потому как если последний не отпускал души своих умерших постояльцев в иной мир, то "Дом" напротив позволял им как можно безболезненнее отправиться туда (не без помощи Дэна, конечно). Кстати любопытно, что обитателей хосписа никогда не называли непосредственно "пациентами", а всегда либо "гостями", либо "постояльцами", словно они и правда поселились в стенах отеля.
Также интересен и тот факт, что одним из мест стоянки Истинного Узла оказалась территория, на которой раньше находился "Оверлук", таким образом, подтверждая для Дэна Торранса одну из жизненных аксиом, согласно которой "все дьяволы приходят из детства".
Хотя если честно, глядя на все эти переклички "Доктора сна" с книгой 1977-го года, вспоминается другая аксиома, высказанная Кингом в романе "Противостояние": "Жизнь — это карусель, на которой никому не дано удержаться надолго. И она всегда в конце концов возвращается на то же самое место, замыкая круг…".
По ходу книги Мастер так и говорит: "Все возвращается на круги своя. Назови это фортуной или судьбой, но, так или иначе, прошлое возвращается" и "Воистину жизнь — колесо, и оно всегда возвращается к исходной точке".
Именно это и произошло с Дэном Торрансом, чье жизненное колесо, совершив очередной оборот, подвело его к новой встрече с демонами детства, как своего, так и его юной подруги Абры.
Ну а нам досталась пусть и весьма неровная, но не лишенная оригинальности, история их дружбы и борьбы с этими исчадиями ада.
Оценка: 6/10.
P.S. Говоря о неровности романа, стоит остановиться на нескольких пунктах.
Во-первых, это практически полная несостоятельность Истинного Узла как зловещей организации, способной запугать, подчинить или убить кого угодно в поисках жизненно необходимого им "пара". Кинг так много времени посвящает описанию того, насколько жестокими и бескомпромиссными являются члены Узла (особенно Роза-в-Шляпе), что наблюдать после этого за тем, как они практически без особого сопротивления проигрывают положительным героям, в какой-то момент становится почти физически больно.
Во-вторых, абсолютно искусственным в книге выглядит факт кровного родства Дэна и Абры. Возможно Мастер пошел на этот шаг, чтобы лишний раз шокировать читателя, но лично мне он показался совершенно лишним.
Ну и напоследок хочется отметить неожиданно поверхностную для писателя проработку характеров второстепенных персонажей. В этой связи опять-таки особое разочарование вызывает почти полное пренебрежение Короля рассказами о прошлом необычных членов Истинного Узла (Папаши Ворона, Грецкого Ореха, Дедушки Флика, Барри Китайца и прочих). Хотя с другой стороны, подробная история жизни Змеючки Энди (она же Андреа Штайнер) по-сути не сыграла в сюжете никакой важной роли, потому что никакой важной роли не сыграла сама Энди.
Таким образом, претензий к роману можно предъявить множество. Но это не значит, что он совсем безнадежен. В нем есть парочка харизматичных главных героев, несколько напряженных моментов и временами проглядывающая атмосфера того раннего творчества Стивена Кинга, которое мы все так любим и ценим. Но в целом, "Доктор Сон" получился каким-то вымученным романом, как и почти любое продолжение любого культового произведения, например такого как "Сияние", написанного почти сорок лет назад, но и по сей день не теряющего своей художественной ценности для поклонников хоррора по всему миру.
P.P.S. Задолго до выхода романа "Доктор Сон" Стивен Кинг уже однажды проливал свет на дальнейшую жизнь Дэна Торранса после ужасных событий в отеле "Оверлук". Случилось это в сериале "Сияние" (The Shining) 1997-го года, для которого Мастер лично написал сценарий и согласно которому, Дэн, оправившись от потрясений детства, смог, как и все обычные дети, не просто закончить школу, но и сделать это с отличием.
Примечательно, что в книге "Доктор Сон" этот факт нашел свое отражение в разговоре Дэна о его матери с его наставником по программе "АА" Кейси Кингсли:
– Она знала о твоих проблемах с алкоголем? – спросил его Кейси К. во время одной из встреч в "Санспоте". – Ты ведь начал достаточно рано, насколько я понимаю.
Дэну пришлось задуматься над ответом на этот вопрос.
– Вероятно, она знала гораздо больше, чем я догадывался, но мы с ней никогда не обсуждали эту тему. Мне кажется, она боялась говорить об этом. Кроме того, в то время у меня ни разу не возникало проблем с полицией, да и школу я закончил с отличием. – Он невесело улыбнулся, глядя на Кейси поверх своей чашки кофе. – И разумеется, я никогда не поднимал на нее руку. Наверное, это тоже сыграло свою роль.
Глядя на фильмографию актера Джейка Джилленхола, не перестаешь удивляться с какой легкостью у него получается совмещать съемки в больших студийных проектах, типа "Принц Персии: Пески времени" (Prince of Persia: The Sands of Time, 2010) и "Исходный код" (Source Code, 2011), с участием в скромных малобюджетных картинах, таких как "Враг" (Enemy, 2013) и "Стрингер" (Nightcrawler, 2013).
Как раз о последнем фильме я хотел бы сегодня рассказать подробнее.
В центре сюжета находится одиночка по имени Луи Блум, который отчаянно хочет найти работу в джунглях большого города, не брезгуя в отсутствии оной присваивать себе чужую собственность. Иными словами, воровать.
И вот однажды, он находит себе занятие по душе, за которое в скором времени начинает получать приличные деньги. А заключается оно в том, чтобы, вооружившись камерой, ездить по ночному городу и снимать на видео кадры тех или иных катастроф, а затем продавать свои эксклюзивные любительские репортажи в новостные телекомпании, из-за своей профессиональной медлительности (или лени) не успевающие прибыть на место происшествия "вовремя", пока еще льется кровь невинных жертв или полыхает адское пламя пожара.
Однако уже давно известно, что взгляд на мир через объектив любой видеокамеры превращает оператора в как бы отстраненного наблюдателя, каким и становится постепенно Луи, все с большим безразличием фиксирующий "на пленку" происходящие перед ним ужасные события повседневности.
Причем, в финале его равнодушие становиться настолько патологическим, что он отказывается от помощи другу, только бы не выпустить из рук камеру и не упустить потенциально прибыльный сюжет.
И в этом кроется одна из главных заслуг "Стрингера" как фильма обличающего моральную слепоту крупных медиакорпораций, готовых снять и показать любые мерзости по телеэкрану в погоне за высокими рейтингами, а значит и за большими деньгами, которые они потом смогут заработать на продаже эфирного времени для рекламы.
Помимо Джилленхола, прекрасно воплотившего образ Блума, в картине заняты еще две голливудские звезды Рене Руссо и Билл Пэкстон, также хорошо справившиеся со своими ролями.
Музыкальное сопровождение фильма также получилось приятным и ненавязчивым, но вот что действительно удалось так это атмосфера, или я бы даже сказал, магия ночного мегаполиса, утопающего в свете многочисленных фонарей и неоновых вывесок, которые, тем не менее, не способны разогнать мрак на его улицах и в душах людей, населяющих его.
Одним словом, если вам нравятся неспешные напряженные психологические триллеры, то "Стрингер" наверняка придется вам по вкусу.
И не забывайте вечерами поглядывать в окно. Вдруг "крадущийся в ночи" уже рядом с вами…
Оценка: 9/10.
P.S. В случае, если фильм вам понравится, советую также посмотреть 8-й эпизод 3-го сезона сериала "Байки из склепа" (Tales from the Crypt, 1989–1996) под названием "Мольберт тебя погубит" (Easel Kill Ya) с Тимом Ротом в роли художника, который также как и Блум в погоне за большими деньгами постепенно теряет связь с реальностью и пускается, так сказать, "во все тяжкие". Данная история — одна из моих любимых. И я также настоятельно рекомендую ее к просмотру.
Кинокомпания "Blumhouse Productions" была основана около десяти лет назад, но уже успела зарекомендовать себя как создатель успешных жанровых картин (преимущественно фильмов-ужасов и триллеров), таких как "Паранормальное явление" (Paranormal Activity, 2007), "Астрал" (Insidious, 2010), "Синистер" (Sinister, 2012) и "Судная ночь" (The Purge, 2013).
Поэтому я очень удивился, увидев ее логотип перед вступительными титрами фильма "Одержимость" (Whiplash, 2013), не имеющего никакого отношения к теме одержимости кого-либо или чего-либо злыми духами или демонами (как могло бы показаться из ее названия), а к одержимости одного молодого человека по имени Эндрю Ниман музыкой, появившейся у него еще в раннем детстве.
Одержимости, заставившей его в более зрелом возрасте поступить в престижную нью-йоркскую "Консерваторию Шеффера" и добиваться зачисления в класс к не менее одержимому чистотой звучания дирижеру-преподавателю Теренсу Флетчеру, известному своим строгим и зачастую вспыльчивым нравом.
Собственно, на данном стремлении Эндрю стать новой иконой в мире джаза, в первую очередь, заслужив признание, как он считает, одного из лучших его представителей (Флетчера), и строится весь сюжет фильма.
Сказать, что картина хороша, значит не сказать ничего.
Просто поразительно как режиссеру-дебютанту Дэмьену Шазеллу удалось раскрыть характеры своих главных персонажей, не пускаясь в скучные рассказы об их прошлом, а используя лишь краткие сцены-фрагменты, очень точно характеризующие каждого из них.
Показывающие, что помимо музыки ничто человеческое им не чуждо. И даже несмотря на то, что их сотрудничество на грани противостояния — это история крови, боли и пота, в ней всегда есть место для улыбки и душевного разговора двух сильных духом личностей.
А в том, что Ниман, в отличном исполнении Майлза Теллера ("Дивергент" (Divergent, 2014)), и Флетчер, блистательно сыгранный Дж. К. Симмонсом ("Человек-паук 1-3" (Spider-Man 1-3, 2002-2007)), — действительно сильные духом личности – не приходится сомневаться ни на минуту во время просмотра картины.
Но есть в фильме и третий, не менее замечательный персонаж, объединяющий нашу пару. Это приятная слуху джазовая музыка, которая звучит на протяжении всего фильма, спокойная вначале, набирающая силу в середине и выдающая в конце такое оглушительное крещендо (в основном благодаря барабанам Нимана), после которого ты сразу даже не понимаешь, что все закончилось.
И пусть финал получился отчасти открытым, лично для себя я решил, что Эндрю добился своего. Он доказал и своему учителю, и своей семье, и себе самому, что ничуть не хуже их. Что он настоящий профессионал своего дела, с талантом которого придется считаться всем без исключения, хотят они того или нет. И что ради победы иногда просто необходимо пожертвовать самим собой без остатка.
Оценка: 10/10.
P.S. На прошедшей 22-го февраля этого года 87-ой церемонии вручения премий "Оскар" фильм "Одержимость" получил сразу три статуэтки за "Лучший монтаж", "Лучший звук" и "Лучшую мужскую роль второго плана" (Дж. К. Симмонс), чему я очень сильно рад! Браво!
В последние несколько лет в творчестве Стивена Кинга наметился легкий уклон в сторону детективного жанра.
Легкий он потому, что назвать "серьезными детективами" такие последние произведения Короля Ужасов как "Парень из Колорадо", "Страна радости" и "Мистер Мерседес" просто невозможно.
По-большому счету, все перечисленные книги являются обычной прозой, которую всегда и писал Кинг, умело привнося туда элементы хоррора, триллера и фантастики.
Именно триллером и является роман "Мистер Мерседес", о котором пойдет речь далее.
И ругать писателя за якобы слабое расследование дерзкого преступления, совершенного на городской ярмарке вакансий, показанное в книге, на мой взгляд, просто бессмысленно. В данном случае скорее следует адресовать все претензии к маркетологам издательств (в том числе и издательства "АСТ") позиционирующих книгу чуть ли не как величайший детективный роман 21-го века, потому как главное в ней не установление личности психопата, протаранившего на угнанном мерседесе очередь из безработных людей, пришедших на ярмарку, а то, каким образом он и детектив, идущий по его следу, встретятся в решающей схватке. Поэтому в данном случае вполне можно сделать скидку на то, что в романе отсутствует многоуровневая интрига, обычно свойственная для любого крепкого детективного романа.
Вдохновением к упомянутому выше событию, являющемуся отправной точкой для сюжета книги, послужил случай, взятый писателем из реальной жизни, когда в городе Кливленд в штате Огайо женщина, повздорившая со своим другом-пассажиром во время управления автомобилем, въехала в очередь людей у ресторана Макдоналдс, пришедших туда с целью устроиться на работу, ранив шестерых из них.
Данная история поначалу должна была лечь в основу небольшого рассказа на несколько страниц, но затем, получив логическое продолжение в виде детективного расследования случившейся трагедии, переродилась в полноценный роман, в котором почти в равной степени перемешались как положительные, так и отрицательные стороны.
К первым, прежде всего, можно отнести персонажей. Характеры и положительных героев (детектива в отставке Билла Ходжеса, его друга-подростка Джерома Робинсона, и их странной во всех отношениях подруги Холли Гибни), и отрицательных (точнее одного отрицательного "героя" по имени Брейди Хартсфилд) получились, как всегда у Мастера, просто на отлично. Особенно порадовала двойственность личностей Ходжеса и Хартсфилда. Только если антогонист вне своей зачастую жестокой работы детективом (или скорее любимого дела) превращался в добродушного пенсионера, то протагонист вне своей вполне себе мирной работы продавцом-консультантом (которую терпеть не мог) превращался в одержимого насилием субъекта, испытывавшего явные проблемы эмоционального развития (хотя не могу не отметить, что причины этих проблем, оказались довольно предсказуемыми, ведь Мастер уже давно научил нас искать корень большинства бед взрослой жизни в детстве человека).
Также к явным плюсам "Мистера Мерседеса" можно отнести его мрачную атмосферу (правда только в первой половине книги) и динамичное напряженное повествование (правда только ближе к финалу).
Собственно, говоря о слабостях романа, стоит выделить провисающий в его середине сюжет, слабость проработки некоторых второстепенных персонажей, а также легкость его детективной составляющей. Хотя лично для меня последний факт не явился решающим в оценке произведения, которое в целом мне понравилось.
И если вы, как и я, не имеете ничего против триллера, в котором заранее известна расстановка фигур на шахматной доске и весь вопрос только в том, кто из двух сил одержит победу, тогда вполне возможно "Мистер Мерседес" понравится и вам.
Оценка: 8/10.
P.S. Интересный факт: в упомянутом в романе комедийном сериале "Машина 54, где вы?" (Car 54, Where Are You?, 1961-1963) роль офицера Фрэнсиса Малдуна, разъезжающего со своим напарником Гюнтером Туди на пресловутой полицейской машине №54, исполнил актер Фред Гуинн, в 1989-м году сыгравший Джуда Крэндалла в фильме "Кладбище домашних животных" (Pet Sematary) — экранизации одноименного романа Короля Ужасов.