Благодаря роману Бентли Литтла "Университет" мы узнали о том, с какими опасностями иной раз сопряжено получение высшего образования в США.
Однако и предшествующие обучению в ВУЗе годы также могут оказаться для молодых людей далеко не простыми.
Именно об этом и рассказывает роман "Академия", а конкретно, о старшей школе имени Джона Тайлера, которая однажды обретает независимость от окружного управления образования, после чего в ее стенах начинают происходить различные странные и пугающие события.
Очень скоро среди учеников и преподавателей находится несколько человек, не желающих мириться со сложившейся ситуацией и стремящихся вернуть прежний порядок.
Причем, стремящихся не только на словах, но и на деле, что выгодно отличает "Академию" от "Университета", в котором герои только и делали, что обсуждали друг с другом план борьбы со злом, тем самым позволяя последнему укреплять свои позиции.
Кстати говоря, зло, захватившее школу, понравилось мне гораздо больше сущности, обитавшей в ВУЗе, поскольку оно имеет обоснованную природу, в то время как университет "прогнил" внезапно и практически сам по себе.
И даже традиционно простенький для произведений Бентли финал меня нисколько не смутил.
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
А что, всё логично.
Главный символ независимого учебного заведения и источник, подпитывающий творящуюся в нем чертовщину — его устав.
Если его уничтожить, то вслед за ним спадет и морок.
Конечно, можно посетовать на то, что в книге мало ужасов и что некоторые сюжетные моменты не были раскрыты в полной мере (например, богатой истории школы было уделено преступно мало внимания).
Но, на мой взгляд, все эти придирки не критичны.
Самое главное, что в "Академии" есть увлекательная история, живые персонажи и фирменный гротескный хоррор Литтла.
Пожалуй, этого вполне достаточно для приятного чтения.
Особенно если вам пришлись по душе роман "Университет" и фильм "Факультет" (The Faculty, 1998) Роберта Родригеса.
В 2013-м году состоялась премьера фильма ужасов Джеймса Вана "Заклятие" (The Conjuring), положившего начало новой франшизе, до недавнего времени включавшей в себя сиквел, рассказывающий о "британском Амитивилле", и спин-офф, повествующий о демонической кукле из оригинальной картины.
И пока другие ленты молодой киновселенной (о Монахине и о Скрюченном Человеке) находятся на стадии разработки, на большие экраны вышел второй фильм об Аннабель, получивший подзаголовок "Зарождение зла".
Его режиссером выступил Дэвид Ф. Сандберг, ранее снявший неплохой хоррор "И гаснет свет..." (Lights Out), а написанием сценария занимался Гари Доберман, ответственный за скрипт первой части (если верить сайту IMDb, то он также принял участие в разработке грядущей экранизации романа "Оно" (It) Стивена Кинга).
Поскольку синопсис картины с легкостью можно найти в сети, я не вижу смысла пересказывать его.
Вместо этого я лучше сразу перейду к освещению положительных и отрицательных сторон фильма.
Итак, что же можно отнести к плюсам "Зарождения зла"?
Во-первых, саму историю — простую (без лишних деталей и провисаний), пронзительную (заставляющую переживать за всех героев) и пугающую (с разнообразными и мастерски выполненными страшными сценами).
Во-вторых, отличные актерские работы. Причем, не только взрослые, но и детские.
И в-третьих, достоверные декорации, благодаря которым ты словно переносишься в стоящий на отшибе дом середины XX века.
На мой взгляд, как таковых минусов у "Зарождения зла" нет.
Некоторые зрители уже успели пожаловаться на неадекватное поведение персонажей, столкнувшихся со сверхъестественным, и на слабую компьютерную графику.
Однако, здесь стоит отметить, что если бы герои во всем подчинялись логике, то фильм закончился бы уже через полчаса после начала (поскольку обитатели дома просто сбежали бы от опасной куклы), а графика выполнена на вполне достойном уровне (во всяком случае не хуже, чем у предыдущих картин франшизы).
Поводя итог, хочется сказать, что сиквел (а вернее, приквел) "Проклятия Аннабель" — это весьма годный хоррор, который абсолютно точно не разочарует поклонников жанра.
И я настоятельно рекомендую его к просмотру.
Оценка: 9/10.
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
P.S. Кстати, когда в финале фильма супруги Хиггинс забирают одержимую Дженис из детского приюта, они дарят ей куклу "Тряпичная Энни" (Raggedy Ann) — именно так выглядит настоящая Аннабель, которая сейчас хранится в "Оккультном музее Уорренов".
В ожидании выхода второго романа цикла об Эндрю Томасе на русском языке я решил прочесть еще один триллер Блейка Крауча под названием "Западня. Занесенные снегом".
В центре его сюжета находится адвокат Уилл Иннис, жену которого однажды вечером похищают по пути с работы домой.
Оставшись вдвоем с дочерью и не находя себе места от горя, Уилл проживает следующие пять лет словно на автопилоте, пока с ним на связь не выходит агент ФБР по имени Кейлин Шарп, заявляющая, что она может помочь ему найти исчезнувшую супругу.
Не долго думая, Иннис соглашается на предложение, даже не подозревая каким опасностям подвергает себя и свою дочь.
И опасностей этих будет не мало!
Однако, несмотря на это, книгу нельзя назвать по-настоящему увлекательной.
Да, в ней хватает напряженных моментов и неожиданных поворотов, но при этом сама история выглядит достаточно серо и неубедительно.
Серо, потому что описываемые в романе приключения героев в том или ином виде уже встречались в десятках других произведений и Краучу не удалось как-то по-другому их обыграть (иными словами, "Западня" вышла не впечатляющая).
А неубедительно, потому что Блейк опять поленился продумать свои идеи до конца.
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Например, я так и не понял логику хозяина "Несуществующего коттеджа".
То он говорит, что гостям позволено делать с узницами абсолютно все, то заявляет, что в случае "порчи товара" они должны будут возместить ущерб.
***
Но каждый из вас заплатил два миллиона за пятидневное пребывание здесь, так что, я полагаю, вы все горите предвкушением грядущих развлечений.
...
Что касается вашего взаимодействия с женщинами, наша политика такова: если что-то сломал – покупай это. Если вы покалечите кого-то из них так, что придется перевести ее в северное крыло на излечение, мы выставим вам соответственный счет за ущерб. Прошу правильно понять меня: вы можете следовать своим желаниям, долбаные извращенцы, никто вам и слова не скажет. Серьезно, не сдерживайте себя. Просто не забывайте, что в последний день вашего пребывания здесь вам предъявят счет, в который все это будет включено. В каждую из этих женщин вложено примерно полтора миллиона долларов, и такова будет цена возмещения.
***
Т.е. получается, что богачей, жаждущих секса вперемешку с насилием и уже заплативших за поездку в коттедж кругленькую сумму, обязывают повторно раскошелиться... за секс вперемешку с насилием.
Как-то странно, не правда ли?
Спасают книгу только высокая динамика повествования и легкий слог автора, не перегружающий мозг и позволяющий очень живо представить перед глазами происходящие в романе события.
Если вам, как читателю, этого достаточно, то вполне можете уделить "Западне" несколько вечеров.
В противном случае, лучше потратить время на что-то другое.
Эта книга подобна наркотику, "нектару пустоты", который сначала вызывает у тебя ослепительную эйфорию, а затем погружает в беспросветную депрессию: постоянно интригует новыми поворотами запутанного сюжета, вместе с тем заставляя продираться через описания различных деталей и фактов из жизни главного героя, словно через бесконечные переплетения гниющих лиан, укрывающих собой умирающие миры.
Речь идет о романе Лэрда Баррона "Инициация", рассказывающем о престарелом геологе по имени Дональд Мельник (Миллер), которого начинают посещать подавленные воспоминания о неких загадочных происшествиях, случившихся с ним в прошлом и тесно связанных с ужасной тайной, уходящей корнями в глубину веков, когда люди были еще "сгустками протоплазмы, покачивающимися вдоль линии прибоя".
Собственно, книга представляет собой набор флешбэков, изредка прерываемых сценами из настоящего.
Причем, экскурсы в историю семьи Мельников получились настолько подробными, что иной раз приходилось приложить усилия, чтобы вспомнить, на чем же последний раз оборвалось повествование в "нашем времени".
С одной стороны подобная высокая детализация минувших событий делает текст более достоверным и атмосферным, но с другой стороны утомляет, распыляя внимание на миллион мелочей.
А поскольку заранее неизвестно, какая из этих мелочей будет важна для понимания сюжета, то приходится стараться запомнить их все, отчего голова в определенный момент начинает идти кругом.
"Инициация" — дебютный роман Баррона, при создании которого он совершил типичную ошибку многих авторов, впервые пробующих себя в крупной форме: решил показать все, на что он способен как писатель.
В итоге книга оказалась перегруженной и тяжеловесной.
Но при этом и очень интересной и разнообразной в плане локаций, персонажей и ужасов, творящихся с ними.
И хотя главный герой (как и его семейство) не вызвал у меня особых симпатий, в процессе чтения я весьма привык к нему и поэтому искренне переживал за него вплоть до самого финала, вызвавшего противоречивые чувства.
Меня порадовало, что он не дал четкого ответ на вопрос о том, какой же выбор сделал Дональд, стоя пред лицом Великой Тьмы, но и огорчило, что кульминация вышла не слишком впечатляющей, несмотря на то, что Баррон старательно подводил читателя именно к яркой и масштабной развязке.
В целом, "Инициация" — это очень крепкий хоррор-роман, который наверняка понравится большинству поклонников жанра.
Особенно тем, которые ценят мрачные тягучие тексты, проглатывающие с головой в свои темные червивые чрева.
В преддверии премьеры сериала "Мгла", снятого по мотивам повести Стивена Кинга "Туман", я решил освежить впечатления от первоисточника и его полнометражной экранизации.
Я очень трепетно отношусь к данному произведению, поскольку именно с него началась моя любовь к творчеству Короля Ужасов.
Приступая к повторному чтению, я опасался, что история о людях, прячущихся за ненадежными стенами супермаркета от скрывающихся в тумане монстров, может не произвести на меня того "эффекта разорвавшейся бомбы", который я испытал почти 16 лет назад.
К счастью, все мои опасения оказались напрасными, так как повесть за прошедшие годы нисколько не устарела (если не брать в расчет отсутствие у персонажей мобильных телефонов с беспроводным интернетом).
Она все также увлекает, держит в постоянном напряжении и заставляет задуматься о ничтожности человека перед лицом любой стихии и опасности заигрываний с природой.
Единственное, что не делает "Туман" — он не развлекает. И это правильно, потому что в ситуации, в которую попали герои, нет ничего веселого. Это самая настоящая безнадега и Кингу блестяще удалось отразить ее на бумаге.
Конечно, можно придраться к тому как персонажи пытались наладить быт в своем убежище и разработать план побега из него.
Вернее к тому, как они не пытались это сделать (в тексте даже звучит замечание по этому поводу: "мы сидели в осаде уже двадцать шесть часов и не смогли сделать абсолютно ничего").
Однако мне не хочется излишне цепляться к повести, в остальном выполненной на отлично.
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Хотя внезапная интимная близость Дэвида и Аманды выглядела все же нелепо.
Я еще понимаю, если бы они просидели в изоляции несколько дней без какой-либо надежды на спасение.
А так получается, что еще днем Дэвид постоянно думал о своей жене и переживал за нее, а уже ночью спокойно отправился сношаться с посторонней женщиной.
Кстати, в экранизацию рассказа "Грузовики", который весьма похож на "Туман", Кинг также вставил интимную сцену с участием незнакомых людей.
Кроме того можно вспомнить роман "Оно" и описанный там эпизод секса между находящимися в стрессовой ситуации подростками.
Лично мне понятны причины подобного поведения, но это не отменяет того факта, что Кинг зачастую неумело сводит своих персонажей друг с другом.
Также мне пришлась по душе и экранизация Фрэнка Дарабонта 2007-го года.
На мой взгляд, в некоторых моментах она вышла даже ярче и выразительнее оригинала.
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Например, когда в повести главный герой вытаскивает из тумана веревку, ранее привязанную к поясу смельчака, решившего покинуть супермаркет, то видит только ее оборванный и окровавленный конец. Тогда как в фильме на веревке продолжает болтаться половина человеческого тела, что приводит в ужас оставшихся в магазине людей.
Согласитесь, что второй вариант впечатляет больше, чем первый.
Или можно вспомнить об одной из причин, побудивших героев совершить экспедицию в аптеку, расположенную рядом с супермаркетом. Если у Кинга была необходимость раздобыть болеутоляющие препараты для пожилой женщины, пострадавшей в давке, то у Дарабонта лекарства понадобились для сильно обгоревшего мужчины, что выглядело убедительнее, так как старушка вполне могла бы обойтись без медикаментов в отличие от парня, который без них мог бы попросту умереть.
Стоит заметить, что атака монстров, предшествовавшая вылазке в аптеку, в фильме получилась более напряженной и динамичной, нежели в повести.
Также радует, что Дарабонт решился добавить в экранизацию сцену с жертвоприношением одного из военных, поскольку это наглядно доказало высокую степень безумия миссис Кармоди и ее последователей. Жалко, что в произведении Мастера не было ничего подобного.
Если же говорить конкретно о финале истории, то, несмотря на то, что мне нравятся оба существующих варианта, версия Кинга мне все-таки ближе, так как она позволяет читателю самому поразмышлять о дальнейшей судьбе персонажей, вырвавшихся из супермаркета.
В примечаниях к сборнику рассказов "Команда скелетов" Стивен так высказался о своей повести: "Вы словно смотрите ее, обняв за плечо подругу (друга). И без труда можете представить себе вторую серию".
И здесь я согласен с писателем, ведь сюжет "Тумана" обладает огромным постапокалиптическим потенциалом.
Сколько еще ужасных трагедий и невероятных спасений осталось за кадром!
Поэтому я надеюсь, что сериал "Мгла", стартующий 22-го июня, в этом плане не разочарует.
Судя по опубликованным видеороликам, нас ждет мрачное кровавое зрелище, разворачивающееся в различных локациях.
Конечно, успех проекта во многом зависит от того как справились актеры с образами людей, попавших в крайне экстремальные условия.
Но уже сейчас я уверен, что к Фрэнсис Конрой, которой досталась роль ярой защитницы окружающей среды Натали Рэйвен, у меня вряд ли будут какие-либо претензии.
Что ж, осталось дождаться премьеры сериала, чтобы убедиться в этом.
Оценки:
"Туман" Стивена Кинга – 10/10.
"Мгла" Фрэнка Дарабонта – 9/10.
P.S. Тизер и трейлеры грядущего детища телеканала "Spike TV":