28-го февраля 1993-го года недалеко от города Уэйко в штате Техас силами ФБР и местных правоохранительных органов была инициирована осада жилого дома, принадлежавшего членам религиозной секты "Ветвь Давидова".
В ходе инцидента, продолжавшегося почти два месяца, погибло 82 члена секты, среди которых было более 20 детей, и 4 агента "Бюро алкоголя, табака, огнестрельного оружия и взрывчатых веществ".
Блокада ранчо Маунт Кармел легла в основу нескольких документальных фильмов, а также мини-сериала "Трагедия в Уэйко" (Waco, 2018), речь о котором пойдет далее.
Первое, за что хочется похвалить создателей проекта, так это за вдумчивый подход к освещению печальных событий 25-летней давности.
Обе стороны конфликта были показаны с практически документальной точностью, без попыток кого-либо обелить или, наоборот, демонизировать.
Правда, очень часто мои симпатии оказывались на стороне сектантов.
Но только лишь потому, что на фоне агентов ФБР они выглядели менее отталкивающе.
Наблюдая за действиями представителей власти, не редко хотелось кричать в голос от их вопиющей тупости и некомпетентности.
Хотя стоит отметить, что и члены "Ветви Давидовой" периодически вели себя неадекватно и несколько раз без серьезных на то причин провоцировали нервных силовиков, постоянно испытывавших на себе давление правительства, требовавшего как можно скорее разобраться с ситуацией.
Следить за развитием которой чертовски интересно, потому как видно, что актеры по-настоящему прониклись предложенным им сценарием.
И если Майкл Шеннон как всегда отлично справился со своей ролью и достоверно воплотил на экране образ переговорщика ФБР Гари Неснера, то Тейлор Китч, примеривший на себя личину лидера секты Дэвида Кóреша, отыграл просто блестяще.
Глядя на него, я на самом деле видел увлеченного своим религиозным учением человека.
Причем, далеко не глупого человека, способного как на жестокость, так и на доброту, а не одномерного злобного фанатика.
Пожалуй, это лучшая работа Китча на сегодняшний день.
С картинкой и саундтреком у "Трагедии в Уэйко" тоже всё в общем-то в порядке.
Конечно, можно было бы поругать творение братьев Даудл за относительно неспешное повествование.
Однако лично мне скучно не было и каждый из шести эпизодов я посмотрел с большим удовольствием, ни разу не отвлекшись на посторонние дела (чем я иногда грешу, знакомясь с современными фильмами или сериалами).
История осады ранчо Маунт Кармел вышла весьма пронзительной и цепляющей и я уверен, что она совершенно точно никого не оставит равнодушным.
"Библиотека на Обугленной горе" — дебютный роман американского писателя Скотта Хокинса.
До того как взяться за перо он трудился в нескольких IT-компаниях, работая с операционной системой Linux и периодически участвуя в разработке Windows (в 1991-м году Хокинс получил степень Бакалавра компьютерных наук Университета Южной Каролины, а два года спустя — Магистра компьютерных наук).
Согласно информации на официальном сайте автора, он любит читать, смотреть кино, готовить, столярничать, а также заниматься созданием аудиокниг.
Приняв во внимание все вышеперечисленное, можно предположить, что Скотт — не глупый и разносторонний человек, имеющий тягу к творчеству.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что его первая книга получилась очень яркой и разнообразной.
Но обо всем по порядку.
Начать, пожалуй, стоит с краткого содержания романа, хотя сделать это будет не просто из-за его весьма нестандартного сюжета.
Дабы не спойлерить (чем грешит издательская аннотация, которую я советовал бы не читать) скажу лишь следующее:
"Библиотека на Обугленной горе" рассказывает о группе из двенадцати человек, живущих в одном доме в глуши под опекой некоего Отца, строго следящего за тем, чтобы каждый из дюжины изучал определенный каталог знаний.
Эти знания, собранные вместе, дают ключ к управлению всем миром.
Дают возможность изменять его в соответствии с собственными желаниями.
И только Отцу доступны все каталоги.
Правда, однажды он внезапно исчезает, а вход в дом оказывается заблокирован невидимым силовым полем.
Данное происшествие запускает целую цепь разрушительных событий, охватывающих не только США, но и всю планету.
А все потому, что могущественные Библиотекари не остановятся ни перед чем, чтобы найти своего наставника, попутно защищая его наследие, хранящееся в тысячах старых изъеденных временем книг.
Собственно, такова завязка романа, который очень сложно отнести к какому-то одному жанру.
В нем смешались элементы и фэнтези, и хоррора, и научной фантастики.
Причем, Хокинсу почти идеально удалось увязать их между собой, создав произведение с отличной интригой, колоритными персонажами и бодрым кинематографичным экшеном.
Однако есть у книги и несколько минусов.
Первый заключается в том, что не все идеи, озвученные автором, получили внятное объяснение (сиквел напрашивается сам собой, тем более что финал романа это позволяет).
А второй — в том, что основная развязка истории происходит примерно за сотню страниц до ее фактического конца.
Поэтому приходится прилагать определенные усилия, чтобы дочитать слишком раздутый "эпилог".
Хотя все это не критично, ведь Скотт Хокинс написал по-настоящему необычную и запоминающуюся книгу.
И определенно одно из лучших дебютных произведений, которые когда-либо попадали мне в руки.
Если человек вырос в семье талантливого писателя и в какой-то момент решил посвятить свою жизнь литературе, то нет ничего удивительного в том, что его произведения могут быть похожи на работы его родителя.
Джо Хилл не стал исключением.
Все его романы так или иначе содержат в себе отголоски сюжетов, придуманных его отцом — Стивеном Кингом.
Правда, с книгой "Пожарный" Джо слегка перегнул палку по части отсылок к "Противостоянию" Короля Ужасов.
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Вот те, что удалось обнаружить:
1) Полное имя главной героини романа Хилла — Харпер Френсис Уиллоуз.
Сокращенный вариант имени "Френсис" — Френни.
Именно так звали одну из главных героинь "Противостояния" (Френни Голдсмит).
2) Харпер как и Френни беременеет накануне глобальной катастрофы.
После чего обеих девушек бросают их половинки (в случае Харпер — ее муж, в случае Френни — ее парень).
3) Монолиты для Мемориального парка были привезены в лагерь Уиндем из Оганквитской каменоломни.
Оганквит — родной город Френни Голдсмит.
4) Прибыв в лагерь Харпер узнает о печальной судьбе Гарольда Кросса (Harold Cross) — не самого симпатичного на свете парня, часто конфликтовавшего с другими людьми и ведшего в свободное время дневник, на чьи страницы он изливал свои злобные мысли.
Данное описание весьма подходит для Гарольда Лаудера (Harold Lauder) из "Противостояния".
Более того, в романе Кинга с Гарольдом дружила некая особа по имени Надин Кросс (Nadine Cross). Ближе к финалу книги они вместе перешли "на темную сторону силы".
Хилл просто объединил имена двух отрицательных героев Кинга, получив таким образом "Гарольда Кросса".
5) Кстати, о похожих персонажах.
Глухонемой мальчик Ник явно был придуман Хиллом с оглядкой на глухонемого Ника Андроса из "Противостояния".
А Рене Гилмонтон — добродушная и по-житейски мудрая чернокожая женщина — является "двойником" 108-летней негритянки Абагейл Фримантл (Матушки Абагейл).
Самое интересное, что Хилл даже дважды назвал Рене "пожилой" (older woman), хотя ранее писал, что ей сорок лет.
6) Рене Гилмонтон организовала в подвале столовой лагеря Уиндем читательский клуб для бывших заключенных, где познакомила их с романом "Обитатели холмов" Ричарда Адамса — любимой книгой Стюарта Редмана из "Противостояния".
7) В видеоролике на сайте Марты Куинн была показана фотография пожилой пары с сыном. Подпись под ней гласила: "Салли, Нил и Джордж Воннамейкеры явились в пункт приема в Макиасе и готовятся отбыть на остров Свободного волка".
В "Противостоянии" Томми Воннамейкер был одним из завсегдатаев заправки Хэпа, который впоследствии, как и миллионы других людей, умер от супергриппа.
В общем-то в этом нет ничего плохого.
Однако количество различных "пасхалок" говорит о том, что Джо пытался создать произведение, способное встать в один ряд с одним из лучших трудов Мастера.
И, на мой взгляд, потерпел практически полную неудачу.
А все потому, что взял за основу своего текста только одну составляющую "Противостояния".
Как многие наверняка знают, роман Кинга можно условно разделить на две части.
В первой нам рассказывают о начале эпидемии смертоносного вируса и ее плачевных последствиях, а также представляют основных персонажей эпопеи.
Во второй — показывают процесс образования новых крупных поселений переживших апокалипсис людей.
Именно этот процесс, пускай и в несколько измененном виде, и изобразил Джо Хилл в "Пожарном", уделив ему почти 80% объема книги.
Я ничего не имею против "бытовухи" в художественной литературе, но, честное слово, во всем надо знать меру.
Повествование в романе настолько вялотекущее, а разговоров так много, что иной раз приходилось заставлять себя продираться через мелко исписанные страницы в надежде на хоть какие-то интересные действия со стороны героев.
Бесконечная болтовня в "Пожарном" чем-то напомнила аналогичное словоблудие персонажей в сериале "Мгла" (The Mist, 2017), снятом по повести "Туман", принадлежащей перу все того же Стивена Кинга.
Кстати, в книге Хилла присутствуют мотивы и из этого произведения Короля.
Возможно, о лагере Уиндем было бы не так скучно читать, если бы автор подробно проработал принципы его функционирования.
Но похоже, что писателя они не очень-то волновали.
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
До сих пор не понимаю, почему защиту лагеря доверили неопытным подросткам с оружием в руках.
Т.е. неопытные взрослые с оружием в руках справились бы хуже?...
А ситуация с продуктами питания — так вообще какая-то нелепая.
Вместо того, чтобы с наступлением ночи отправлять небольшие группы вооруженных людей на поиски пищи, было решено ничего не делать и тупо экономить еду.
Самое забавное, что в какой-то момент Хилл сам же забыл про то, что продуктов в лагере стало не хватать.
Только что они заканчивались, а потом проходит несколько месяцев и все по-прежнему здоровы и никто не умер от голода.
Отдельно хочется отметить странный образ главной героини романа, от лица который ведется рассказ.
По-хорошему, Харпер должна быть женщиной с крепкими нервами, поскольку будучи медсестрой "навидалась смертей в Портсмутской больнице".
К тому же "она обретала спокойствие, когда большинство впадали в истерику; хладнокровно наблюдала, когда остальные даже смотреть не могли на происходящее".
Но если это так, то откуда тогда взялись тошнота и оцепенение, когда в одном из эпизодов она была вынуждена защищать свою жизнь?
Куда подевались ее стойкость и бесстрашие?...
Короче говоря, я думаю, вы уже поняли, что "Пожарный" меня совсем не впечатлил.
Крушение цивилизации в нем свелось к описанию разборок в одном отдельно взятом лагере беженцев, а сами разборки — к унылой мелодраме.
Ближе к финалу темп событий начинает ускоряться, но печальное положение дел это уже не меняет.
Вот если бы вся книга была как последние главы — яркой, динамичной, атмосферной...
К сожалению, "Пожарный" совсем не такой.
В качестве заключения могу посоветовать только одно: не стоит ждать от романа какого-то мощного и сурового постапокалипсиса, а иначе рискуете обжечься так же как и я.
Оценка: 5/10.
P.S. Интересно, когда же Хиллу надоест писать с оглядкой на творчество своего отца.
Даже посвящение в "Пожарном" копирует посвящение в "Сиянии".
Просто сравните:
"Итану Джону Кингу, который пылает ярко. Папа любит тебя"
и
"Посвящается Джо Хиллу Кингу, чье сияние неугасимо"
Что-то насчет сияния Джо я стал уже сомневаться...
В 2016-м году на кабельном канале Syfy состоялась премьера сериала "Нулевой канал", снятого на основе интернет-страшилки "Бухта Кэндл" Криса Страуба, рассказывающей о детской телепередаче, выходившей в эфир в конце 1980-х и связанной с исчезновениями подростков в городке Айрон Хилл.
Год спустя на экраны вышел второй сезон шоу, являющийся экранизацией другой крипипасты и получивший название "Дом без конца" (The No-End House).
В центре его сюжета — девушка по имени Марго, не так давно лишившаяся отца в результате несчастного случая.
Однажды вместе с друзьями она отправляется в таинственный особняк, словно из ниоткуда появившийся на одной из городских улиц.
Если верить слухам, то мрачное строение — это своеобразный "дом ужасов" — аттракцион, который способен обнажить самые глубинные страхи человека, изменив его жизнь раз и навсегда.
Но только в том случае, если гостю удастся покинуть его жуткие комнаты и коридоры...
Согласитесь, завязка звучит очень даже интригующе.
Но только в пересказе, потому как "Дом без конца" — крайне унылое зрелище.
Во-первых, блуждания Марго по особняку (за исключением одной сцены с зеркалом) выглядят нелепо и не особо пугающе (даже по лицу девушки видно, что она в лучшем случае сбита с толку, но никак не шокирована до дрожи в коленках).
К тому же, злоключения ее друзей в доме и вовсе остаются за кадром, что не может не вызвать недоумение.
Во-вторых, когда молодые люди попадают в последнюю "комнату" повествование замедляется настолько, что надо очень постараться, дабы не уснуть во время дальнейшего просмотра.
В-третьих, в сериале присутствуют странные обескураживающие моменты, которые в финале не получают никакого объяснения.
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Например, не очень понятно откуда в бесконечной "комнате" взялась обычная на вид американская школа с классами, перекочевавшими из Советского Союза (или имелась в виду современная Россия?).
Или что представляет собой белая сфера, выкачивавшая воспоминания из подруги Марго.
И почему она преследовала именно Джулс, а не всех персонажей.
Загадки ради загадок, ага...
В общем, если первый сезон шоу, хоть и с оговорками, еще можно было назвать удачным, то новая история вышла непозволительно скучной и бедной на по-настоящему интересные события.
Поэтому тратить на нее время я не советую.
Оценка: 5/10.
P.S. Следующая глава сериала с подзаголовком "Отдел мясника" (Butcher's Block) ожидается уже 7-го февраля.
Трейлер выглядит любопытно, да и участие в проекте замечательного актера Рутгера Хауэра подкупает, но... не думаю, что я продолжу знакомство с "Нулевым каналом".
Если же данная антология вам по душе, то ждать "продолжения банкета" осталось совсем недолго.
После шикарного романа "Судные дни" в моем списке любимых хоррор-писателей появилось еще одно имя — Адам Нэвилл.
Поэтому я никак не мог пройти мимо другой книги этого талантливого англичанина, получившей название "Ритуал" и не так давно выпущенной на русском языке в полной версии (если я ничего не путаю, то ранее по сети гулял перевод только первой половины романа).
И раз уж я коснулся структуры произведения, то стоит отметить, что оно разбито на две практически равные по объему части.
Первая повествует о компании четырех друзей, отправившихся в поход на севере Швеции и решивших отклониться от туристической тропы, дабы срезать путь через чащу темного труднопроходимого леса (по вполне благовидной причине, а не прихоти ради).
Излишняя самонадеянность героев приводит к печальным последствиям, которые в свою очередь "открывают" вторую главу истории, посвященную выживанию одного из членов группы.
Как я уже отметил, обе части романа вышли почти одинаковыми по количеству страниц, но вот по качеству исполнения — все же разными.
Поначалу было весьма любопытно читать о злоключениях горстки людей, вынужденных скитаться по необъятным дремучим просторам.
Особенно когда их стала преследовать неведомая тварь, чье незримое присутствие изматывало персонажей не хуже окружавшей их непогоды.
Однако когда внимание переключилось на, скажем так, последователей культа монстра, интерес к происходящему слегка уменьшился.
Вроде бы и событий меньше не стало, и атмосфера отчаяния никуда не делась, и градус насилия не снизился... но сюжет перестал цеплять так же сильно как раньше.
И это при том, что вторая половина книги абсолютно органично "вытекает" из первой.
Ну, т.е. лично у меня при чтении вопроса об ее уместности ни разу не возникло.
Тем не менее, под конец я успел устать от романа, который в целом оказался очень даже хорош.
В нем есть все элементы, необходимые для того, чтобы увлекательно провести несколько вечеров с книгой в руках: интригующая история, живые персонажи, натуралистичный экшен и зубодробительный саспенс.
А если вы являетесь поклонником таких фильмов как "Ведьма из Блэр" (The Blair Witch Project, 1999) и "Спуск" (The Descent, 2005), то "Ритуал" доставит вам еще больше удовольствия.