В преддверии премьеры сериала «Мгла», снятого по мотивам повести Стивена Кинга «Туман», я решил освежить впечатления от первоисточника и его полнометражной экранизации.
Я очень трепетно отношусь к данному произведению, поскольку именно с него началась моя любовь к творчеству Короля Ужасов.
Приступая к повторному чтению, я опасался, что история о людях, прячущихся за ненадежными стенами супермаркета от скрывающихся в тумане монстров, может не произвести на меня того «эффекта разорвавшейся бомбы», который я испытал почти 16 лет назад.
К счастью, все мои опасения оказались напрасными, так как повесть за прошедшие годы нисколько не устарела (если не брать в расчет отсутствие у персонажей мобильных телефонов с беспроводным интернетом).
Она все также увлекает, держит в постоянном напряжении и заставляет задуматься о ничтожности человека перед лицом любой стихии и опасности заигрываний с природой.
Единственное, что не делает «Туман» — он не развлекает. И это правильно, потому что в ситуации, в которую попали герои, нет ничего веселого. Это самая настоящая безнадега и Кингу блестяще удалось отразить ее на бумаге.
Конечно, можно придраться к тому как персонажи пытались наладить быт в своем убежище и разработать план побега из него.
Вернее к тому, как они не пытались это сделать (в тексте даже звучит замечание по этому поводу: «мы сидели в осаде уже двадцать шесть часов и не смогли сделать абсолютно ничего»).
Однако мне не хочется излишне цепляться к повести, в остальном выполненной на отлично.
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Хотя внезапная интимная близость Дэвида и Аманды выглядела все же нелепо.
Я еще понимаю, если бы они просидели в изоляции несколько дней без какой-либо надежды на спасение.
А так получается, что еще днем Дэвид постоянно думал о своей жене и переживал за нее, а уже ночью спокойно отправился сношаться с посторонней женщиной.
Кстати, в экранизацию рассказа «Грузовики», который весьма похож на «Туман», Кинг также вставил интимную сцену с участием незнакомых людей.
Кроме того можно вспомнить роман «Оно» и описанный там эпизод секса между находящимися в стрессовой ситуации подростками.
Лично мне понятны причины подобного поведения, но это не отменяет того факта, что Кинг зачастую неумело сводит своих персонажей друг с другом.
Также мне пришлась по душе и экранизация Фрэнка Дарабонта 2007-го года.
На мой взгляд, в некоторых моментах она вышла даже ярче и выразительнее оригинала.
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Например, когда в повести главный герой вытаскивает из тумана веревку, ранее привязанную к поясу смельчака, решившего покинуть супермаркет, то видит только ее оборванный и окровавленный конец. Тогда как в фильме на веревке продолжает болтаться половина человеческого тела, что приводит в ужас оставшихся в магазине людей.
Согласитесь, что второй вариант впечатляет больше, чем первый.
Или можно вспомнить об одной из причин, побудивших героев совершить экспедицию в аптеку, расположенную рядом с супермаркетом. Если у Кинга была необходимость раздобыть болеутоляющие препараты для пожилой женщины, пострадавшей в давке, то у Дарабонта лекарства понадобились для сильно обгоревшего мужчины, что выглядело убедительнее, так как старушка вполне могла бы обойтись без медикаментов в отличие от парня, который без них мог бы попросту умереть.
Стоит заметить, что атака монстров, предшествовавшая вылазке в аптеку, в фильме получилась более напряженной и динамичной, нежели в повести.
Также радует, что Дарабонт решился добавить в экранизацию сцену с жертвоприношением одного из военных, поскольку это наглядно доказало высокую степень безумия миссис Кармоди и ее последователей. Жалко, что в произведении Мастера не было ничего подобного.
Если же говорить конкретно о финале истории, то, несмотря на то, что мне нравятся оба существующих варианта, версия Кинга мне все-таки ближе, так как она позволяет читателю самому поразмышлять о дальнейшей судьбе персонажей, вырвавшихся из супермаркета.
В примечаниях к сборнику рассказов «Команда скелетов» Стивен так высказался о своей повести: «Вы словно смотрите ее, обняв за плечо подругу (друга). И без труда можете представить себе вторую серию».
И здесь я согласен с писателем, ведь сюжет «Тумана» обладает огромным постапокалиптическим потенциалом.
Сколько еще ужасных трагедий и невероятных спасений осталось за кадром!
Поэтому я надеюсь, что сериал «Мгла», стартующий 22-го июня, в этом плане не разочарует.
Судя по опубликованным видеороликам, нас ждет мрачное кровавое зрелище, разворачивающееся в различных локациях.
Конечно, успех проекта во многом зависит от того как справились актеры с образами людей, попавших в крайне экстремальные условия.
Но уже сейчас я уверен, что к Фрэнсис Конрой, которой досталась роль ярой защитницы окружающей среды Натали Рэйвен, у меня вряд ли будут какие-либо претензии.
Что ж, осталось дождаться премьеры сериала, чтобы убедиться в этом.
Оценки:
«Туман» Стивена Кинга – 10/10.
«Мгла» Фрэнка Дарабонта – 9/10.
P.S. Тизер и трейлеры грядущего детища телеканала «Spike TV»: