| |
| Статья написана 22 января 2019 г. 12:53 |
Отсмотрел псевдоисторический боевик "Меч дракона" (天将雄狮), КНР, 2015 г., в главной роли Джеки Чан. Действие фильма происходит за полвека до нашей эры на западной границе Империи Хань. Главный герой Хо Ань (Джеки Чан) возглавляет отряд, который должен следить за порядком на Великом шёлковом пути. Хо Ань стремится решать вопросы миром и дружить со всеми народами, обитающими вдоль пути (что не очень нравится местным коррупционерам и сепаратистам). И вдруг однажды из-за холмов появляется римский легион во главе с трибуном (упорно именуемым генералом) Луцием... Сюжет фильма прост как мычание и не имеет значения — главное в фильме красивые картинки и поединки. Ну и посыл — Великий шёлковый путь connecting people. Собственно, думаю, именно ради этого посыла партия выделила немалые деньги на столь богато костюмированный фильм. Из актёров, кроме старины Чана, можно выделить исполнителя роли главного негодяя Эдриена Броуди, негативная харизма которого просто зашкаливает. Можно рекомендовать любителям красивых картинок и фанатам Джеки Чана. Железячникам и историкам стоит смотреть только при наличии под рукой сердечных капель. Хотя создатели фильма прямо назвали его сказкой, так что...
|
| | |
| | |
| | |
| | |
| Статья написана 11 декабря 2018 г. 18:26 |
Валерий Алексеев "Проект АЦ" Небольшая повесть. Главный герой попадает в школу для одарённых переростков, расположенную где-то в сибирской тайге. Учеников там немного, но все обладают особыми способностями (левитация, телепатия и пр.). Всё идёт великолепно, но постепенно герой, да и другие учащиеся, замечают некоторые странности. Естественно, юные дарования не могут продолжать спокойно развивать свои способности, а должны вложить персты... Результат оказывается весьма неожиданным (особенно для современного читателя).
Если бы эта повесть попалась мне в советское время, то, наверно, вызвала бы бурный восторг. А сейчас, после многочисленных фильмов/книг про особые школы и детишек с суперспособностями, уже просто понравилась.
Нил Стивенсон, Николь Галланд "Взлёт и падение ДОДО". По мере развития науки магия становилась всё слабей, пока, наконец, окончательно не исчезла в 1851 году. И вот уже в наше время, точнее в ближайшем будущем, группа учёных (естественно, по заказу военных) ищет способ возродить магию, дабы использовать в политических целях. Подстёгивает ищущих вечный стимул "они уже вовсю ведут разработки". И вот, наконец, последние достижения квантовой механики дают последней из ныне живущих точно известных ведьм возможность вспомнить молодость и колдануть. Правда, развернуться пока особо негде, но ведь лиха беда начало...
Роман, похоже, писался Стивенсоном на основе неиспользованных материалов к "Барочному циклу" и "Криптономикону". Точнее, судя по стилистике текста, писался роман в основном Николь Галланд под чутким руководством Стивенсона. Во всяком случае, начинается он точно в стиле дамских "иронических" романов (Хмелевская и последовательницы). Главная героиня, специалистка по древним языкам Мелисанда Стоукс получает от симпатичного военного разведчика Тристана Лайонса предложение, от которого сложно отказаться — изучать, как и в родном институте, древние документы, но за существенно большие деньги. И завертелось... Потом начинаются путешествия во времени в места, знакомые нам по "Барочному циклу", постепенно усиливаются элементы боевика, триллера и производственного романа, затем книга начинает напоминать антибюрократический памфлет, и, наконец, ... но тут я, всё же остановлюсь.
Написано явно "по приколу". Роман изобилует шуточками и пропитан иронией. Даже трагические, в общем-то, сцены выдержаны в несерьёзной тональности. Однако, при всём при том, во второй половине становится скучновато. Да и к чему всё идёт, авторы не скрывают.
В целом можно рекомендовать любителям "несерьёзного" Стивенсона.
цитата Наблюдала, как Эржебет пытается объяснить Фрэнку, что делает ее цамологеп. Сколько лет я редактировала его статьи и участвовала в нелепых факультетских посиделках (на которых изначально антиобщественные существа – физики – должны имитировать общение), а все равно не могла уследить за разговором. Трудность не в математике и не в физике, поскольку Эржебет абсолютно не знает ни того ни другого. Трудность в том, чтобы постоянно переключаться между двумя языками, на что Фрэнк с большой охотой идет. Она говорит на своем немыслимом жаргоне, а Фрэнк находит способ отвечать ей простейшими физическими понятиями. «Когда вы говорите XYZ, значит ли это АВС?» Она задумывается, вздыхает и говорит, что, наверное, да, если кто-то по тупости не понимает просто XYZ
цитата Принято считать, что писатель творит контрфактуальное повествование силой своего воображения. В свете того, что мы в ДОДО узнали про Нити, можно предложить другую гипотезу, а именно, что литература – род низкоуровневой магии. «Суперспособность» писателя не в том, что он воображает контрфактуальную историю, а в том, что он видит параллельные Нити и воспринимает альтернативные версии реальности, как реализованные, так и потенциальные.
цитата Как тебе известно, в данном случае мы пытаемся отобрать Крым у России и вернуть в полную и неоспоримую собственность Украины без единого выстрела и без военных действий в обычном понимании. Если операция удалась, наша современная реальность изменится: завтра мы проснемся и Крым будет украинским. Мало того, изменится сама история. У нас не будет ни воспоминаний, ни письменных свидетельств, что в 2014-м русские вошли в Крым.
цитата Она [внутренняя сеть] работает в чем-то под названием даркнет, не к ночи будь помянут. Мне уже позвонили из компании – провайдера кабельного телевидения сказали, что мы соединяемся с подозрительными серверами, и пригрозили отключением. Я изобразила бестолковую старушенцию и запросила техподдержку – по моему опыту, теперь они замолчат надолго.
Эдвард Осборн Уилсон "Хозяева Земли" Аннотация: "Новая книга известного биолога и социолога Эдварда Уилсона, ведущего ученого Гарвардского университета и лауреата Пулитцеровской премии, которого часто называют наследником великого Дарвина, суммирует предыдущие работы и исследования автора. Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем? Эдвард Уилсон создал удивительно сильную, ясную и страстную работу, которая отвечает на эти три фундаментальных вопроса религии, философии и науки, одновременно кардинальным образом переосмысливая теорию эволюции и ставя в качестве главной движущей эволюционной силы семью и групповой отбор. Уилсон доказывает, что история не имеет никакого смысла без предыстории, а предыстория не имеет смысла без биологии. Демонстрируя, что источники морали, религии и творчества носят принципиально биологический характер, Уилсон дает нам наиболее ясное и понятное объяснение о происхождении человека и причинах, приведших к нашему господству в биосфере Земли".
В аннотации не указано, что Уилсон специалист по социальным насекомым, в первую очередь про муравьям, и это позволяет ему со знанием дела проводить параллели с общественными млекопитающими и вскрывать биологические корни устройства человеческого общества. В целом, книга понравилась, так что рекомендую всем интересующимся вопросами эволюции, применительно к социальному устройству.
цитата Современное человечество похоже на лунатика, балансирующего на грани между иллюзиями сновидений и хаосом реального мира. Сознание пытается, но не может нащупать точное место и время. Мы создали цивилизацию «Звездных войн» — с эмоциями каменного века, общественными институтами Средневековья и технологиями, достойными богов. Мы мечемся. Нас страшно сбивает с толку сам факт нашего существования; мы опасны как для себя самих, так и для всего живого.
цитата [...] наши эмоции не уникальны. Так же как и на наших анатомии и мимике, на них лежит то, что Дарвин называл нестираемой печатью нашего животного происхождения. Мы — эволюционная химера: нашими действиями правит разум, а его контролируют требования животного инстинкта.
цитата С психологической точки зрения современные группы — аналоги исторических и доисторических племен. Это значит, что они уходят корнями к коллективам предшественников людей. Связующий группу инстинкт — биологический продукт группового отбора. Человеку нужно племя. Это дает ему дополнительную возможность самоидентификации и социальный статус в хаотическом мире. Мир становится понятнее и безопаснее. Общественное окружение современного человека — уже не единое племя, а система взаимодействующих племен, и сориентироваться в ней бывает непросто. Людям нравится быть в компании единомышленников, и они не жалеют сил, чтобы попасть в самую лучшую группу, будь то полк морской пехоты, элитный колледж, правление компании, религиозная секта, студенческое братство или клуб садоводов-любителей. Главное, чтобы эта группа выгодно выделялась на фоне остальных групп той же категории.
цитата Многолетние эксперименты социальных психологов показали, насколько быстро и решительно люди делятся на группы — и тут же начинают отдавать предпочтение той, в которой оказались. Предвзятое мнение в пользу «своих» мгновенно возникало даже в тех случаях, когда экспериментаторы распределяли людей по командам случайным образом (и потом давали им названия, чтобы участники могли себя отождествлять), а команды взаимодействовали по самым заурядным поводам. Чем бы ни занимались подопытные — играли в карты с грошовыми ставками или выбирали, какие абстрактные художники им больше нравятся, — они неизменно ставили свою группу выше чужой. Они были склонны считать оппонентов менее симпатичными, менее честными, менее достойными доверия и менее компетентными. Участники не избавлялись от предубеждений даже после того, как узнавали, что группы были сформированы случайным образом.
цитата В репертуаре человеческих навыков яркими примерами подготовленного научения служат также овладение языком, избегание инцеста и приобретение фобий.
цитата Обособившись и утратив представления о гуманности, конкретная группа может оправдать любые зверства в отношении другой группы любого размера, вплоть до уровня расы и нации.
цитата Гуманитарии и общественники упорно настаивали на том, что сознание индивидуума целиком и полностью определяется окружающей средой и историей его развития. Существует свобода воли, и она сильна, говорили они; над сознанием безраздельно властвуют воля и судьба. И наконец: все проявления сознания относятся исключительно к духовной сфере; у человеческой природы нет и не может быть генетической основы. На самом деле уже тогда существовали убедительные свидетельства обратного. Сегодня же наука располагает массой неопровержимых доводов в пользу того, что инстинкты и человеческая природа имеют генетическую основу, и каждое новое исследование лишь подтверждает это положение. К изучению биологических начал инстинктов и человеческой природы все чаще обращаются не только генетика, нейробиология, антропология, но даже общественные и гуманитарные науки.
цитата Человеческая природа — это совокупность наследуемых закономерностей ментального развития, общих для нашего вида. Они представлены «эпигенетическими правилами», возникавшими в результате переплетения генетической и культурной эволюции на протяжении долгого периода человеческой предыстории. Эпигенетические правила — это генетически обусловленные предрасположенности к определенному восприятию мира нашими органами чувств, символические коды, при помощи которых мы представляем себе мир, варианты действий, которые мы автоматически рассматриваем как возможные, решения, которые даются нам легче всего и приносят наибольшее внутреннее удовлетворение. Например, эпигенетические правила обусловливают наше восприятие и лингвистическую классификацию цвета. Как именно это происходит, ученые уже начинают понимать не только на физиологическом, но иногда и на генетическом уровне. Мы руководствуемся эпигенетическими правилами при эстетической оценке художественных форм, выделяя элементарные абстрактные фигуры и степени сложности. С ними связаны наши представления о сексуальной привлекательности. Они лежат в основе самых разнообразных поведенческих и мыслительных особенностей — избирательного приобретения страхов и фобий (таких, как боязнь змей или страх высоты), интерпретации определенных видов мимики и жестов, привязанности к детям, образования тесных брачных связей и так далее. Большинство эпигенетических правил, очевидно, очень древние — они восходят к нашим древнейшим млекопитающим предкам, жившим миллионы лет назад. Другие, например стадии овладения языком, относительно молоды, им всего лишь сотни тысяч лет. Известно по меньшей мере одно совсем юное, не старше нескольких тысяч лет, эпигенетическое правило — переносимость лактозы во взрослом возрасте, открывшее путь к «молочной» культуре некоторых народов.
цитата После упадка эпохи Просвещения на рубеже XVIII—XIX вв. попытки достичь гармонии и согласия между гуманитарными и естественными науками практически прекратились. Один из способов устранить возникший затор — сопоставить творческие процессы в этих двух областях, сравнить литературный и научный стили письма. Это не так сложно, как кажется. Первопроходцы обеих областей — это, по сути дела, мечтатели и рассказчики. На ранних этапах любого творческого процесса в сознании есть лишь одно — фабула. Есть воображаемая развязка, а возможно, и завязка, а также разрозненные обрывки, которые могут пригодиться в середине. Как в романе, так и в научной статье внезапно потребовавшаяся замена одной части может сказаться на всех остальных, и тогда некоторые из них придется убрать, а некоторые новые — добавить. По мере того как складывается история, уцелевшие части сходятся, расходятся, меняются местами. Возникает один вариант, потом другой. Такие варианты, будь они литературными сюжетами или планами научного текста, имеют свойство соперничать друг с другом. Слова и предложения (или формулы, или эксперименты) проходят проверку, принимаются или отвергаются. Довольно рано в сознании возникает представление о том, чем все закончится. Тогда кажется, что найдена прекрасная развязка, сделан правильный вывод. Но так ли это? Найти верную концовку — вот задача творческого ума. Какой бы она ни была, к какой бы области ни относилась, какими бы средствами ни была выражена, концовка до последнего остается призраком, который может растаять и смениться другим. На периферии сознания маячат, не даваясь в руки, неуловимые мысли. Наконец появляются и постепенно встают на свои места окончательные куски текста, и все подходит к вдохновенному финалу.
цитата Человеческие метания, порожденные многоуровневым естественным отбором, — вотчина гуманитарных и общественных наук. Для людей нет более завораживающего зрелища, чем другие люди, и в этом мы похожи на других приматов. Нам не только интересно, но и приятно наблюдать за родственниками, друзьями и врагами и анализировать их поступки. Посплетничать любят во всех обществах — от племен охотников-собирателей до королевских дворов. Взвешивать намерения тех, с кем рядом живешь, пытаться оценить, насколько им можно доверять, — очень по-человечески и очень полезно с точки зрения приспособленности. Адаптивное значение имеет и оценка последствий поведения других для благополучия группы в целом. Мы гениально угадываем намерения: пока сосед еще только мучается выбором, борясь со своими собственными ангелами и демонами, мы уже знаем, что он сделает. Впрочем, ошибки неизбежны, и гражданское право — средство смягчить ущерб от них. Эту путаницу только усугубляет тот факт, что человечество живет по большей части в мифическом, населенном призраками мире.
цитата Нашим предкам был необходим рассказ обо всем важном, что происходило с ними, потому что сознающий разум не может существовать без рассказов и объяснений собственного существования. Лучшим, а вернее, единственным способом объяснить собственное существование был миф о сотворении мира. Каждый такой миф утверждал, что придумавшее его племя гораздо лучше прочих. Поэтому каждый верующий в него мог считать себя избранным. К сожалению, религии и боги, придуманные в неведении реального мира, вошли в плоть и кровь человечества. Сейчас, как и раньше, они повсеместно выражают племенную суть человека, дают возможность самоотождествления и ощущения особой связи со сверхъестественным миром. Религиозные догматы предписывают правила поведения, и верующим остается принять их как данность. Усомниться в священных писаниях означает поставить под вопрос основы существования тех, кто верует в них. Вот почему люди так не любят скептиков, в том числе тех, кто верит в столь же абсурдные, но другие мифы. В некоторых странах им грозит тюрьма или смерть.
Александр Розов "Xirtam. Забыть Агренду" "Тут кодла зайцев привалила И Льву [censored] ввалила, Что Лев забыл..." Авторская аннотация: "Матрица современного TV и вообще масс-медиа, дана нам, что называется "в непосредственных ощущениях". Точнее, эта Матрица подменяет собой реальность — в частности, политическую, экономическую и военную реальность. Это может показаться какой-то заумной философией, или теорией заговора, но на самом деле, это очень простая штука. Мы давно уже видим в "телеящике" нечто, очень далекое от того, что наблюдают очевидцы событий. Страны и народы, их стиль и уровень жизни, их войны и революции — все это мы видим ежедневно на экранах. Мы наблюдаем (например) события в Ливии в TV-варианте — а потом оказывается, что нам показывают некое шоу, снятое даже в другой стране. Продюсеров этого шоу ловят за руку на вранье — и что дальше? А ничего... Но, в какой-то момент ситуация может измениться, поскольку (по крайней мере, теоретически) кроме "MATRIX" может существовать "XIRTAM" — и для кого-то это окажется сюрпризом..."
Агренда это название маленькой вымышленной островной страны в Карибском бассейне, которая стала слишком независимо себя вести и должна за это ответить. Шансов у неё заведомо нет, но, по мысли автора, множество подобных мелких стран, объединившись и противопоставив Матрице Антиматрицу, могут отбить аппетит у желающих ими поживиться. Как — читайте сами — пишет Розов живо и увлекательно, хотя особыми литературными достоинствами его романы не обладают. Что, в общем, совершенно не важно, поскольку пишет он с целью продвижения своих идей. Роман не относится к циклу "Конфедерация Меганезия", но является очевидным его предшественником во всех смыслах.
Рекомендую любителям альтернативной истории и моделей устройства общества.
цитата — Совесть, — ответил Юл, — для тележурналиста, это нонсенс. Это признак абсолютной профессиональной непригодности. Он просто не сможет работать с таким дефектом. — Долбанная TV-империя, — пробурчала Маргарита, — везде, блин, сплошное вранье. — Почему везде? – возразил эколог, — Вот, «National geographic» почти никогда не врет, потому что нет смысла. Но когда речь идет не о флоре и фауне, а о чем-то серьезном в политике, можно не сомневаться: нам врут. Тут важно понять: о чем именно нам врут? Почему нам врут так, а не иначе? И как сегодняшнее вранье соотносится с враньем, загруженным вчера, и с враньем, поступившим из других источников? Если мы верно ответим на эти три вопроса, то сможем прогнозировать завтрашнее вранье.
цитата — Да. Кави Айви в заметке «Сверхновая демонология» применила удлиненный термин «кибюрархат». В этом есть резон, ведь бюрархия достигает предела некомпетентности только за счет кибернетики. Появление компьютеров с интуитивным интерфейсом, в котором можно что-то делать, щелкая «мышкой» по картинкам, открыло продвижение полных дебилов на вершину социальной пирамиды.
цитата — Вы не понимаете. Если научно-технический прогресс не регулировать, то он начнет слишком быстро и незаслуженно давать людям материальное благополучие, не требуя взамен дисциплины, подчинения и уважения к ценностям и рангам, и к выдающимся персонам, заслуженно имеющим высокий социальный статус. Последствия могут быть катастрофическими. Прекрасное и гармоничное общественное здание, построенное на чувстве долга, на обязанностях, и на общих устремлениях, как в материальной, так и в нематериальной сфере, может рухнуть.
цитата Если вы хотите искусственно связать друг с другом события, которые, вероятно, никак не связаны, то вам помогут цифры. Цифр всего 10, поэтому, всегда можно найти такую цифру в описании одного события, которая точно совпадет с цифрой в описании второго. При правильной подготовке аудитории, такое случайное совпадение превращается в доказательство содержательной связи событий.
цитата — Нет. Клаус. Это очень важный разговор о понимании того, чем мы занимаемся. Если смотреть на это по-философски, то, согласно Чжуан Цзы, все то, чем занимаются люди, одинаково бессмысленно, так что совершенно все равно, чем заниматься. А если на это смотреть практически, то каждый выбирает занятие по себе, и находит свой смысл.
цитата — [...] Растения методом фотосинтеза перерабатывают воду, углекислый газ и минералы в биомассу, которую едят травоядные, которых едят хищники. В итоге, все дохнут, и перерабатываются бактериями обратно в воду, углекислый газ и минералы, а экологи вымогают из человечества деньги, пугая, что это колесо может остановиться. — Вы считаете всех экологов жуликами? – уточнила Беата. — Нет, не всех. Тут, как в любом подобном бизнесе: есть сколько-то идеалистов для PR, чтобы показывать по TV, как они спасают птичек и бабочек. А есть серьезные экологи, которые на этом PR проводят аферы с фреонами и озоновыми дырами, с парниковыми газами и глобальным потеплением, с атомной энергетикой и радиационной угрозой, с генетически-модифицированными растениями и мутагенной угрозой, с планктонными фермами и угрозой зарастания мирового океана. Есть закон экологии: что хорошо для доминирующих транснациональных концернов, то хорошо для биосферы.
|
|
|