Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Pouce» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 28 января 2019 г. 13:54


      

   Леви Тидхар "Центральная станция"


Весьма своеобразный роман в рассказах. Действие происходит в окрестностях расположенной на границе Тель-Авива и Яффы Центральной станции. Чтобы не забыть ничего из многочисленных переплетающихся сюжетных линий, приведу издательскую аннотацию:

      250 000 мигрантов остались жить у подножия гигантского космического вокзала. Культуры сплавились вместе, как реальность и виртуальность. Город вокруг продолжает расти, словно сорняк.
      Жизнь дешева, а инфа ничего не стоит.
      Борис Чонг возвращается домой с Марса. Многое изменилось. У него появился ауг — марсианский симбионт, меняющий восприятие. Бывшая любовница воспитывает странного ребенка, способного «касаться» сознанием потоков данных. Двоюродная сестра влюблена в роботника — поврежденного киборга, ветерана войн, о которых уже никто не помнит. Отец неизлечимо болен раком памяти. А следом за Борисом тайно прилетает инфо-вампир.
      Над ними всеми возвышается Центральная станция, межпланетный узел между Землей и космическими колониями, куда человечество во всем своем многообразии ушло, чтобы избежать войн и бедствий. Все связано с Иными, могущественными сущностями, которые через Разговор, глобальную сеть потока сознания, вызывают безвозвратные изменения.
      Люди и машины Центральной станции продолжают приспосабливаться, процветать и эволюционировать...


Из аннотации видно, что в небольшом, в общем, объёме "Центральной станции" перемешаны киберпанк, биопанк и множество прочих -панков и не идентифицированных пока плодов воображения автора. А воображение это очень и очень богатое, и мир получился странный, но смачный и живой. Возможно это связано с тем, что и сам Леви Тидхар личность весьма необычная. Коренной израильтянин, родившийся в киббуце, побывавший во множестве стран, включая Вануату, и осевший на данный момент в Лондоне. Пишет по английски и пользуется огромной популярностью у англоязычных любителей фантастики. Один только этот роман номинирован штук на пять премий и получил престижную Мемориальную премию Джона Кэмпбелла.


Так получилось, что я бывал на нескольких мероприятиях, в которых участвовал Леви Тидхар, но до сих пор не читал его произведений. Теперь, наконец, прочёл и намерен и далее читать всё что у него выйдет на русском/украинском/польском языке. Чего и вам желаю.


Пара цитат:


      "В жизни всегда наступает момент, когда понимаешь: истории лгут. Хороших концов не бывает. Искусственный нарратив, навязанный хаотической кутерьме, именуемой жизнью, всегда оборачивается табличкой, за которой пусто; он как кукурузная шелуха, что в летние месяцы вылетает из адаптоцветных жилищ и замусоривает улицы".


      "Стройными рядами на полках – книги. Бумажные, с характерным странным запахом. Полки на полках, книги на рассыпающихся книгах. Где ее брат все это нашел? В его одержимости есть что-то нездоровое. Что-то нечистое. Печальное отражение его существования, думала она: появление вампира – лучшее, что случилось с ним в жизни".


      "Они проехали Уровень Два. Почему лифт такой медленный? Ачимвене ненавидел болтливые устройства. Лифты – хуже всех, они берут тебя в заложники, они тебя монополизируют. Все они – как в обожаемых им дешевых книгах – грошовые философы. Ачимвене слышал о великих лифтах Тунъюнь-Сити на Марсе, которые бесконечно движутся между подземными уровнями от поверхности и вниз до самого Солвота блонг Доти, океана Утешения, и обратно. Их философия инопланетна и подземна. Лифты Центральной – особое племя, они «взлетают, но не падают». Что бы это ни значило".


      

   Феликс Гилман "Расколотый мир"


Весьма необычная вещь — магический реализм плюс стимпанк в антураже вестерна. Перевод названия, на мой взгляд, неудачен. В оригинале роман (и соответствующий цикл) называется "The Half-Made World", то есть "недоделанный", "незаконченный", а не "разорванный" мир, что соответствует описанному в тексте, где западный край обитаемого мира только формируется, кристаллизуется из хаоса. За контроль же над уже устоявшейся, обитаемой частью мира сражаются две силы: Линия, олицетворяемая железными дорогами и движущимся по ним Локомотивами, и Стволы, олицетворяемые оружием, которое многократно усиливает возможности обладающих им негодяев. И Локомотивы и Стволы суть манифестации в реальном мире неких демонов, первые из которых вроде как сторонники тотального порядка, а вторые — хаоса. Ни Линия, ни Стволы не пользуются любовью обычных людей, но противостоять им практически невозможно. Единственная человеческая сила, которая смогла при помощи Людей Холмов — бессмертных существ, связанных с силами земли — в течение двух десятков лет противостоять демонам, это Республика Красной Долины. Один из её последних защитников, Генерал, возможно знает секрет, как избавится от демонов, но в ходе последнего сражения его разум пострадал от разрушающего психику оружия, а следы затерялись. Линия и Стволы отправляют посланцев, которые должны найти Генерала, а одновременно доктор психологии Лив Альверхайзен едет на дальний запад в клинику для жертв войны, надеясь найти там достойное применение своим знаниям...


Как я уже написал, роман весьма своеобразен. Всё в нём напоминает что-то знакомое по нашей земной истории, но оказывается совершенно другим. Возможно это обманчивое узнавания приводит к тому, что при чтении возникает множество мыслей на разные необычные и странные темы. Что хорошо для мозгов, да.


Рекомендую любителям необычной фантастики.


Цитата:


      "Колонисты расселились на юг и на запад. На юге возникла Линия — колонисты обнаружили нефть и построили первые Локомотивы, чтобы путешествовать между городами, разбросанными по засушливым равнинам. Люди быстро поняли, что создали нечто ужасное, нечто выше человеческого понимания, нечто, обладающее собственным разумом и волей к завоеваниям. Первые Стволы появились на диком Западе среди изгоев, бродяг и преступников, бежавших от правосудия. Они сразу же возненавидели друг друга. Взаимная ненависть стала смыслом их существования. Линия неуклонно расширялась при помощи Локомотивов, механизмов, скорости и людской массы. Стволы плели интриги, жульничали, травили, шантажировали и устраивали засады, собирали армии наемников и толпы обманутых крестьян... И все-таки — Бонд был прав — Стволы всегда проигрывали. Триста лет горьких поражений. Почему же они продолжают сопротивляться?
      «История Запада» клеймила Линию как тиранию, а Стволов — как анархию, и торжественно восхваляла добродетели Республики Красной Долины (чьим департаментом всеобщего образования она и была издана). К добродетелям относились: Демократия, Здравомыслие, Самоуправление, Право собственности и Упорядоченная свобода. Каждой из них посвящалась краткая назидательная глава.
      Республика возникла как новая идея там, где некогда был Край Мира. Непрочный альянс свободных городов и приграничных стран превратился в Союз, потом в Федерацию, а потом, после подписания Хартии на берегу Реки Красной Долины около сорока лет назад, в Республику. Была в книге и картинка: несколько дюжин солидных пожилых мужчин, стоя на берегу, размахивают бумагами, перьями и произносят речи. Сама Хартия представляла собой нечто среднее между гражданским кодексом и священным текстом; на картинке ее озарял столп света, падавший с небес.
      Затем следовал, рассказ об истории войн Республики — славных и победоносных, как против армий Линии, так и против пиратов и слуг Стволов. Республика не признавала ни богов, ни хозяев".


      

   Андрей Мартьянов, Елена Хаецкая "Проект «Германия»"


Альтернативная история. Вторая книга романа-эпопеи "Der Architekt". О первой книге "Без иллюзий" я писал раньше. Поскольку вторая книга — непосредственное продолжение первой, лучше сначала прочитать отзыв о "Без иллюзий". Собственно, в конце первой книги и происходит событие, ставшее развилкой, после которой история должна пойти по другому пути — осенью 1942 года над белорусскими болотами взорвался самолёт, на борту которого летел Адольф Гитлер. Устроившие взрыв заговорщики тут же взялись за дело и в Германии произошёл переворот, в результате которого все крупные партийные бонзы (кроме Геббельса) были арестованы и по большей части уничтожены, а канцлером Рейха стал Альберт Шпеер. Ещё в первой книге главный герой приходит к выводу, что война Германией уже фактически проиграна, и, став канцлером пытается войну прекратить. На Восточном фронте всё идёт, в основном, как и в нашей истории, но во Франции и Иране события начинают развиваться по другому пути...


Написано хорошо, читается с интересом. Насчёт реальной возможности описанных изменений судить не могу, но выглядит достаточно правдоподобно.


Вторая книга, как и первая хороша не только, как литературное произведение, но и как материальный объект. Только первая была выдержана в чёрной тональности, а вторая — в белой.


Рекомендую любителям альтернативной истории (без попаданцев). Сам же жду третьей книги.


Цитата:


      "— Не забудьте, эта нация [французы] подарила миру Бонапарта, Генриха IV, Жанну д'Арк и Ричарда Львиное Сердце!
      — Ричарда? — удивился я. — Английского короля?
      — Львиное Сердце, к вашему сведению, никогда не говорил на английском языке, предпочитая родной французский, а его родителями были коренная аквитанка Элеонора де Пуату и граф Анри Анжуйский, ставший монархом Англии под именем Генриха II. Он гораздо более француз, чем корсиканец Бонапарт".


Статья написана 28 января 2019 г. 13:46


      

   Марек Хуберат (Marek S. Huberath) "Второй портрет в алебастре (Druga podobizna w alabastrze)"


Повесть получила награду им. Зайделя за 1997 г. Альтернативная история плюс религиозная фантастика. В описываемом мире Римская империя не рухнула под натиском варваров, а благополучно просуществовала ещё как минимум тысячу лет, дотянув до начала эпохи пара. Почему так случилось? Потому что в ней не возникло христианство. Христос должен был родиться у Марии из Назарета, но в последний момент Бог отвернулся от мира и этого не произошло. И теперь место христиан занимает немногочисленная запрещённая секта Новых Иудеев, которая чтит последнюю пророчицу Израиля Марию Безумную и Иоанна Обезглавленного. Дела в империи, вроде бы обстоят благополучно, но разве может быть истинным благополучие в мире, оставленном Богом? Главный герой, Адальгирк, молодой карьерист, приезжает в дальнюю северную провинцию Ультум, чтобы разобраться почему постоянно снижается поступающий из неё доход. Адельгирку в провинции не нравится всё: холодный климат, тетрарх Теодорих, его слишком независимая, по столичным меркам, жена прекрасная Ирмена, в общем всё и все. К тому же он подозревает, что в провинции действует секта Новых Иудеев, и решает использовать это для того, чтобы сделать быструю карьеру...


Повесть весьма необычная, полная размышлений о богах, людях и правильном устройстве жизни. Я, например, впервые столкнулся с языческой аргументацией против единобожия. К сожалению, некоторые детали, которые автор вводит поначалу, например, паровые машины, не играют, так и оставшись необязательными деталями. Но атмосферу оставленного Богом мира автору создать удалось.


Рекомендую любителям религиозной фантастики, владеющим польским языком.


Пара цитат:


цитата
      Как на провинциальном пиру из анекдота подали яйца, чтобы почтить Овуса, бога начала. Он едва удержался от вопроса, как в конце почтят Ануса, бога конца.


цитата
      — Собственно. Но если бог один, а значит добр, то он определяет шкалу доброты, стаёт её концом, бесконечностью. По крайней мере так считают иудеи [...]
      — [...] так почему он позволяет нам так страдать? Почему допускает всё то, что происходило и происходит на свете, почему там мучит своё творение, если сам есть добро? [...]
      — [...] если он бесконечно добр, то почему лишает нас свободы? [...]
      — [...] если бог один, то он являет собой конец шкалы, или бесконечность, бесконечность не только доброты, но также и мудрости, и красоты. Понимаешь? Он знает всё, он вне времени. Но если это так, то зачем он создал весь этот несовершенный мир? Ведь все эти наши радости, мучения, симметрия или строения для него совершенно излишни. Ведь создавая мир, он изменил и себя, а значит или до или после того был несовершенен [...] Монотеизм внутренне противоречив. А иудеи вдобавок рассказывают, что он дал им такие суровые законы, словно хотел их чему-то научить. Зачем, собственно?.


Статья написана 26 января 2019 г. 16:21

Отсмотрел комедийный фантастический боевик "Стражи Галактики. Часть 2" (Guardians of the Galaxy Vol. 2), США, 2017 г.

Первая часть, "Стражи Галактики", мне в своё время понравилась. Динамичный сюжет, красивый видеоряд, говорящий енот-юморист, что ещё надо, чтобы расслабиться? Тем более, что фильм детский, что избавляет от избыточной чернухи и зауми.

Во второй части создатели явно решили закрепить и развить успех первой. Герои те же: Питер Квилл, Гамора, Дракс, енот Ракета и малыш Грут. Образовав команду, они подрабатывают, выполняя разные рискованные задания. Однажды, удирая после неудовлетворительного расчёта с заказчиком от флота беспилотников, герои получают неожиданную помощь от некоего благообразного старца (крепкого и ещё хоть куда), который внезапно заявляет, что он неизвестный доселе отец Питера Квилла. Далее следует единение семьи, непременное спасение Галактики и множество других приключений.

Удалось ли создателям сделать столь же удачный фильм, как первый? В целом получилось неплохо, но, на мой взгляд, есть два "но". Первое — в исходном фильме было много удачных шуток. Во втором создатели решили насыпать побольше, и, как по мне, переборщили. Когда герои пол-фильма наперебой стараются пошутить по любому поводу и без повода, это, в конечном итоге, начинает раздражать. Второе — авторы, похоже, решили, что в первой части маловато психологии и вторая половина нового фильма это сплошной психоанализ. Проблемы детских травм, взаимоотношений отцов и детей, братьев и сестёр, парней и девушек... наверняка, я что-то упустил, но и так хватает. Возможно, это интересно профессиональным психотерапевтам, или подросткам 12-17 лет, но мне лично, интересно не было. Таким образом получился фильм, в первой части которого перебор с юмором, а во второй — с психологией. Может стоило тщательней перемешать?

Из известных артистов в фильме появился Курт Рассел, играющий отца Питера Квилла, и Сильвестр Сталлоне в эпизодической роли главаря опустошителей.

Если вам понравились первые "Стражи Галактики" стоит посмотреть и вторых. Если же вы вообще не видели первой части, начните с неё. В целом, можно рекомендовать любителям детских боевиков.


Тэги: Кино, Отзыв
Статья написана 24 января 2019 г. 11:28

Пересмотрел приключенческий фильм "Индиана Джонс и Храм судьбы" (Indiana Jones and the Temple of Doom), США, 1984 г., режиссёр Стивен Спилберг, в главной роли Харрисон Форд.

Так получилось, что первый и единственный до этого раз я смотрел "Индиану Джонса и Храм судьбы" ровно тридцать лет назад — зимой 1989 г. на Всесоюзной конференции, посвящённой 150-летию фотографии. Так что нынешний просмотр можно считать юбилейным и предаваться воспоминаниям и сравнению.

Однако, сначала пара слов о сюжете для тех, кто по каким-то причинам не видел фильма. Индиана Джонс, как бы археолог, после небольшого вступительного приключения в Шанхае оказывается в глубине Индии, в сопровождении ресторанной певички Уилли и мелкого босяка китайчонка Коротышки. Местные жители просят Индиану найти похищенный у них нехорошими людьми деревенский тотем. Индиана со спутниками направляются в замок, где окопались злодеи и постепенно выясняется, что те не просто воры, а возрождённая секта тугов-душителей...

Тридцать лет назад я смотрел фильм на одном дыхании — такого непрерывного каскада приключений до того мне просто не попадалось. Но и сейчас фильм вновь увлёк, хотя, вроде бы основные моменты в памяти ещё остались. Кстати, любопытно, что я запомнил много чисто декоративных деталей, вроде блюд на ужине в замке, но совершенно забыл одного из трёх основных персонажей — Коротышку.

В общем, несмотря на 35-летний возраст фильм по-прежнему впечатляет. Рекомендую всем любителям классических приключенческих фильмов.


Тэги: Кино, Отзыв
Статья написана 22 января 2019 г. 12:56

Отсмотрел псевдоисторический боевик «Последний легион» (The Last Legion), Франция-Великобритания-Италия-Тунис, 2007 г.

Похоже, успех сериала "Рим", о котором я недавно писал, сделал римскую тему настолько модной, что вновь возродилась подзабытая уже традиция хоть как-нибудь пытаться привязать свою историю к истории Рима. Даже китайцы отметились (фильм "Меч дракона", о котором я тоже писал), хотя казалось бы. В фильме "Последний легион" такую попытку делают англичане (какой всем известный английский герой происходит из рода Юлиев попробуйте угадать сами).

Действие фильма происходит в 460 г. н.э. Варвар Одоакр захватывает Рим и наследника императора запирают на острове Капри. Пользуясь уверенностью варваров в неприступности крепости мальчик шляется где хочет и находит меч предназначения. А потом во главе отряда немногочисленных верных людей начинает приключаться в сторону Британских островов...

Если забыть, что фильм претендует на историчность и смотреть на него просто, как на сказку, то вполне можно посмотреть. Красивые картинки, боевые сцены, состав персонажей соответствует линии партии, в общем вполне нормальный боевичок.


Тэги: Кино, Отзыв



  Подписка

Количество подписчиков: 88

⇑ Наверх