Странный дуэт Кирилл Еськов и Михаил Харитонов (странный, поскольку они, оба мастера "шпионского триллера", но люди, как мне казалось, из разных тусовок, а лояльность своим и боязнь зашквара почти всегда оказывается важней собственно литературы), так вот этот странный дуэт создал нечто невообразимое. Предавшись разнузданному постъмодєрнізьму, авторы написали роман, который очень трудно классифицировать. Тут и альтернативная история, и литРПГ, и шпионский роман, и политический памфлет, и вампиры, и зомби, и ... в общем то ещё ирландское рагу. Сами же авторы определяют своё произведение так: «Историческое повествование в жанре контрреализма в пяти частях, сорока главах и одиннадцати документах (негарантированной подлинности), с Прологом (он же Опенинг) и Эпилогом (он же Эндинг), а также «учетными карточками» стран и героев, долженствующими пробить читателя на ностальгию по культовой игре «Empire: Total War» достославной компании Sega, каковая компания уклонилась от оплаты сего продакт-плейсмента, но зато и не рискует теперь стать соответчиком авторов по искам к ним за срывание всех и всяческих масок и оскорбление всех и всяческих чувств».
О сюжете. Действие начинается 16 ноября 1552 года в альтернативноисторической Риге. Царь Иван Грозный, который в нашей версии истории возглавлял в это время поход на Казань, в альтернативной отправился в Ливонию и был смертельно ранен во время штурма Риги. Всем ясно, что царь не жилец, в Москве уже присягнули новому царю Владимиру Старицкому, но тут к умирающему Ивану является некто, называющий себя архангелом и предлагает царю жизнь в обмен на соблюдение неких условий. Царь соглашается и Россия разделяется на две — старую со столицой в Москве и новым царём Владимиром, и новую — со столицей в Ивангороде и царём Иваном. Причём эта новая развивается по пути заметно б_о_льшей свободы...
Написано, как я уже сказал, весьма живо, читается, как и положено шпионскому триллеру, а многочисленные явные и скрытые цитаты, понятные людям авторского и близких к нему поколений превращает чтение в пир души, именины сердца. А на претензии "железячников" авторы имеют железную отговорку — действие происходит в рамках компьютерной игры (какой — см. выше).
В общем, всячески рекомендую любителям интеллектуальной+развлекательной+сатирической литературы. Гражданам сильно идеологизированным, возможно, стоит воздержаться от чтения, поскольку авторы, таки срывают покровы и обижают не по детски.
P.S. Хотел настричь цитат, но их выходит слишком много — там полкниги можно растащить на цитаты. Так что обойдусь без них.
Сегодня отмечается столетие со дня рождения Станислава Лема. Вчера, размышляя о Леме я понял, что если бы мне надо было составить ранжированный список фантастов, которые произвели на меня наибольшее влияние/впечатление, то Лем стоял бы в нём на первом месте. Такие дела.
В качестве подарка любителям Лема и других фантастов перевёл шутливый материал Гжегожа Узданского (Grzegorz Uzdański) "Как выглядела бы фабула «Соляриса» Станислава Лема, если бы его написали другие известные авторы НФ и фэнтези" (одного автора я пропустил, поскольку не читал).
? Урсула Ле Гуин
Учёный Крис не может спать, потому что его мучают кошмары, насылаемые зловещим космическим океаном. Измученный Крис идёт на берег и произносит имя океана. Оказывается, что того тоже зовут Крис.
? Филип К. Дик
Женщина по имени Хари просыпается на чужой планете рядом со своим любовником Крисом. Вскоре она начинает подозревать, что не является той, кем думает. В её голове возникают цитаты из каббалистических книг и зашифрованные приказы таинственных руководителей. В миг прозрения она осознаёт, что является лишь галлюцинацией Криса, которую внедрил ему в голову утомлённый океан, который уже много лет жаждет смерти.
? Дж.Р.Р. Толкин
Чтобы победить тёмный разумный океан, Крис должен уничтожить его самое совершенное создание – тёмного гуманоида – бросив его в волны этого же океана. Спасаясь от этого, хитрый гуманоид принимает облик старой любви Криса, а по его следу идёт уродливый Снаут…
? Дж.К.Роулинг
Маленький мальчик по имени Крис не знает, что в младенчестве упал в кровожадный океан на планете Солярис и оказался единственным человеком в истории, который не утонул. В память об этой встрече его волосы укладываются на лбу в характерную волну. Когда Крису исполняется 11 лет, бионическая сова Хари приносит ему приглашение в Школу Исследователей на Солярисе…
? Дж.Р.Р. Мартин
Благородный учёный Крис прибывает на планету Солярис, чтобы решить загадку космического океана. Он обнаруживает, что на исследовательской станции идёт свирепая борьба за власть и влияние. Крис пробует принять в ней участие и гибнет. Затем погибает ещё множество людей (океан оживляет часть из них, чтобы они убили оставшихся исследователей) и прилетает дракон.
? Фрэнк Герберт
Крис Кельвин выпивает глоток воды из таинственного океана на планете Солярис. Он обретает видение, в котором видит прошлое, настоящее и будущее Вселенной. Затем он превращается в огромного морского окуня и завоёвывает космос.
? Анджей Сапковский
Космический охотник на чудовищ Крис получает заказ на океан, насылающий галлюцинации на жителей планеты Солярис. Когда Крис уже должен поразить того адронным постмечом, оказывается, что на самом деле разумный океан жертва людей, которые тысячи лет ради выгоды проектируют новые и новые мутации солярийских говорящих озёр.
? Аркадий и Борис Стругацкие
Озлобленный Крис – газлайтер – он нелегально погружается во мрачный океан на планете Солярис. В его глубине скрыты таинственные могучие артефакты, которые Крис вылавливает, а потом продаёт. Но за частые контакты с космической стихией надо платить…
? К.С. Льис
Четверо детей – Крис, Хари, Снаут и Сарториус – проходят сквозь шкаф на планету Солярис, где их приветствует дружелюбный говорящий океан.
Отсмотрел научно-фантастический фильм "Продавец воздуха", СССР, 1967 г.
Фильм снят по одноимённому роману Александра Беляева. Этот роман я читал очень давно, так что оценить экранизацию в плане соответствия оригиналу, увы, не могу. Но по ощущению, при втискивании сюжета романа в полуторачасовый фильм (две серии) многое было утрачено.
О сюжете. Два советских метеоролога изучают странные ветры, отличающиеся завидной регулярностью: пять дней дуют, два — нет. Во время вылазки за продуктами у лодки глохнет мотор и море приносит метеорологов к какому-то острову, в стороу которого, как выясняется и дуют эти ветры. Оказывается, некий Бейли организовал на острове предприятие по сжатию атмосферного воздуха до твёрдого состояния и намерен хорошенько нажиться на уже ощутимой людьми нехватке воздуха...
В общем, сюжет закручен достаточно лихо и, возможно, при теперешнем уровне съёмок и спецэффектов можно было бы снять весьма впечатляющий фильм. Возможно, и этот в своё время впечатлял, но сейчас, увы, нет. При том, что в ролях сплошь звёзды или будущие звёзды: Глеб Стриженов, Валентина Титова, Евгений Жариков, Геннадий Нилов и даже суперзвезда того времени Павел Кадочников.
Но даже сейчас фильм может научить тому, каких ошибок не должен совершать суперзлодей.
Любители фантастических фильмов могут посмотреть для расширения эрудиции.
Отсмотрел полнометражный мультфильм "Ловушка для кошек-2: Кот Апокалипсиса" (Macskafogó 2: A sátán macskája), Венгрия, 2007 г.
О существовании продолжения потрясающей "Ловушки для кошек" я узнал пару месяцев назад из чьего-то поста в ленте. Причём многие комментаторы всячески фильм ругали и называли неорошими словами. Тем не менее, не посмотреть его я не мог. И негативные отклики сослужили хорошую службу — я не ждал от фильма ничего хорошего, смотрел только из чувства долга перед первым фильмом, а "Ловушка для кошек — 2" оказалась вполне себе неплоха. До первого фильма явно не дотягивает, но делеко не "Ужас-ужас".
Подозреваю, что не в пользу фильма сыграл эффект завышенных ожданий. после первой "Ловушки..." все ждали чего-то в том же роде и того же уровня, а получили нечто иное. Для себя я сформулировал такое объяснение: первый фильм явно пародировал боевики и шпионские фильмы времён холодной войны, когда к такого рода произведениям относились серьёзно. И вышло смешно и классно. Второй фильм тоже наполнен явными и скрытыми отсылками к известным фильмам, но во-первых фильмы уже не те, и отношение к ним тоже. В общем выходит нечто вроде пародии второго порядка. Однако эта пародия вполне неплоха, хоть и не шедевр. С другой стороны, мировые тенденции сейчас таковы, что киношедевров в ближайшее время не ожидается, во-первых от сверхвысокой концентрации линии партии, во-вторых шедевры явно оскорбляют своим существованием простые фильмы категорий В, С ... Z, а также блокбастеры.
О сюжете. Действие происходит через двадцать лет после первого фильма. Коты повержены и напоминают кота Леопольда до приёма озверина — мыши ими помыкают как хотят. Однако в пафриканской глуши ещё осталось кошачье племя, не испорченное цивилизацией, и эти коты вызывают демона, который должен вернуть естественный порядок вещей. Демон направляется в цивилизованную часть мира, но ведь там по-прежнему есть Грабовский...
Если вы не смотрели "Ловушку для кошек" — посмотрите её. Если смотрели, можно посмотреть "Ловушку для кошек — 2" с учётом высказанных выше предупреждений.
Есть такие приключения, которые остаются с человеком навсегда. Есть такие приключения, после которых от человека ничего не остаётся.
Если правда о прошлом вместо облегчения приносит только новую травму, трём девицам Штерн остаётся только бежать друг от друга. До тех пор, пока зов из преисподней не приводит к тому, что дороги старых друзей пересекаются вновь. Смогут ли таинственное исчезновение много лет назад и драматичный поход на помощь Элеоноре вновь сплотить семью? Или очередное путешествие во времени окажется для всех последним?
Драматичная история о восстании из пепла, разворачивающаяся на фоне полных тайн и ужасов пейзажей Совьих гор.
Действие романа происходит через полгода после событий "Глуби" и, как видно из аннотации, упомянутые события так повлияли на девиц Штерн (двух сестёр и их тётку, которая лишь ненамного старше), что те разбежались друг от друга, чтобы избежать травмирующих воспоминаний. Вследствие чего одна из них оказалась неподалёку от Вроцлава в небольшом посёлке в Совьих горах, поблизости от которого во время Второй мировой войны немцы построили огромную систему туннелей. Непосредственно строили, конечно, узники многочисленных концлагерей, созданных для этой цели. И естественно, такая концентрация страданий не могла не оставить следа... В общем, как и в "Глуби" ужасы последних лет войны отражаются на современности и вынуждают путешествовать во времени...
Роман несредственно продолжает "Глубь" и, как я полагаю, второй роман цикла "Nomen Omen". Последний я ещё не читал, но теперь уж постараюсь найти и прочитать. Возможно окажется, что его предварительное прочтение столь же необходимо для понимания "Плача", как и прочтение "Глуби". Последнее же совершенно необходимо, поскольку в романе идут постоянные отсылки к персонажам и событиям "Глуби", да и действующие лица в подавляющем большинстве тоже оттуда.
"Плач", как и "Глубь", достаточно мрачный фантастический (мистический) триллер, но Марта Кисель умело нагнетает, однако не вгоняет читателя в полную безнадёгу, давая расслабиться при помощи иронии и добрых шуток. Я уже неоднократно писал, что Марта, хоть и явно равняется на Иоанну Хмелевскую, обладает своим стилем и очень хорошо пишет в чисто литературном смысле. И хотя "Плач" не лучший её роман, но, как мне кажется, в нём она поднялась на новую ступень в плане стиля и языка. Так держать!
В общем, роман понравился — буду читать Марту Кисель и дальше. Кстати роман номинирован на премию имени Януша Зайделя.
P.S.Кстати, вскоре должны выйти на русском языке два романа Кисель из детского (или, как говорит один критик, мамского) цикла "Маленькое Лихо": "Божейка и его тайна" (мой отзыв) и "Божейка и каменный ангел" (мой отзыв). Не знаю как детям, а мамам детей детсадовско-младшешкольного возраста, должно понравиться. Спрашивайте в магазинах.