Ровно 35 лет назад, 16 декабря 1986 года, в ежемесячном журнале „Fantastyka” был опубликован рассказ Анджея Сапковского "Ведьмак", с которого и началась всемирно известная сага.
Роберт Шмидт, у которого я до сих пор читал только зомби-апоклалипсис "Крысы Вроцлава", написал альтернативно-исторический роман "Окончательное решение". Я вообще с интересом читаю альтернативки польских авторов, так что не мог пройти мимо. Начну традиционно с издательской аннотации.
цитата
Представьте себе мир, в котором Третий Рейх может выиграть войну.
8 ноября 1939 года бомба, сконструированная Георгом Ельсером, уничтожила большинство руководителей Третьего Рейха, необратимо изменив ход истории. В новой реальности не происходит завоевания Франции, эвакуации из Дюнкерка, Битвы за Англию, массового убийства польских заключённых в Катыни, строительства лагеря смерти в Освенциме, атаки на Перл Харбор и тысячи других отвратительных военных преступлений и захватов, о которых мы знаем из книг и рассказов очевидцев.
Гитлер умер, да здравствует Гиммлер! Добро пожаловать в прекрасный новый мир, в котором место надменного безумца заняли дьявольски умные архитекторы окончательного решения. Добро пожаловать в самый большой кошмар человечества, в котором, похоже, умерла даже надежда.
Суть альтернативности в предисловии изложена вполне ясно — в 1939 году Германию вместо склонного к мистицизму и иррациональным решениям Гитлера возглавляет холодный и расчётливый Гиммлер. Соответственно, ход начавшейся, как и в нашей версии истории, в сентябре 1939 года Второй Мировой войны меняется, и результаты тоже. Получается эдакий наци-апокалипсис. И выходит, что Гитлер был ещё не самым плохим вариантом...
Автор, похоже, не ставил цели в подробностях изобразить новый ход мировой истории, как обычно делают авторы альтернативок, и ограничился упоминанием ключевых изменений, не вдаваясь в детали. Вроде как: "Зубило" выиграло у "Долота" со счётом 5:0, голы забили Иванов, Петров и Сидоров, вместо подробного описания на какой минуте кто прорвался к чьим воротам и при каких обстоятельствах забил мяч. Многие события взяты из нашей версии истории, но изменены, соответственно новым обстоятельствам. Желающие узнать о сути изменений, читайте — и откроется вам. Но, боюсь, любители детальности в описании изменений останутся не удовлетворены.
Кроме апокалиптичности, в новом романе присутствует такая любимая авторская фишка, как пиплплейсмент, сиречь присвоение персонажам имён и черт живых людей. Но если в "Крысах Вроцлава" Шмидт покусал зомбями чуть ли не всех польских фантастов и многих фэнов (исключительно по согласию — жалающие умереть на страницах записывались в очередь), то в "Окончательном решении" я лично заметил только одного писателя и одного яркого представителя фэндома, причём оба, вроде, выжили.
Подробнее о сюжете. Через год после того, как фюрером стал Гиммлер, до министра внутренних дел польского правительства в изгнании дошла информация, что нацисты готовят геноцид евреев. Чтобы добыть доказательства и предоставить их мировой общественности, в оккупированную Варшаву нелегально отправляются лейтенант МИ-6 и поручик польской армии, который лично знаком с источником информации... Почему именно такая пара не скажу, поскольку это слишком большой спойлер. О дальнейшем ходе событий тоже умолчу, скажу лишь, что конец романа оправдал мои надежды (ожидал я другого, но надеялся на такой, как более реалистичный).
По понятным причинам мне лично не понравился момент, что все вахманы (охранники) в концлагерях исключительно украинцы. Упоминаются ещё латыши, но только упоминаются, а вот слово "украинец" автор постоянно употребляет как синоним вахмана. Так что от оценки романа воздержусь, ибо могу быть предвзят.
С месяц назад прочитал, что Уилбур Смит умер. И вспомнил, что у меня лежит в очереди пара его книжек. Решил, что из уважения к памяти автора, надо прочитать хоть одну, и начал с "Тех, кто в опасности" — первого романа цикла "Гектор Кросс". Издательская аннотация:
цитата
Нефть. Черное золото. За него борются. За него убивают и умирают. Похищена дочь Хейзел Бэннок — женщины, управляющей гигантской нефтяной корпорацией. Преступники требуют в качестве выкупа передать им контрольный пакет акций. А есть ли уверенность, что, получив желаемое, бандиты отпустят девушку? Полиция не в силах помочь. Спецслужбы — тоже. И тогда Хейзел решает обратиться за помощью к очень опасным людям. Официально они — сотрудники охранной фирмы, а в действительности — настоящие «солдаты удачи», лихие, бесстрашные и беспощадные. Им не привыкать бросать вызов судьбе. Они умеют играть со смертью на равных…
Как видим, перед нами чистый беспримесный боевик, который так и просится на экран. Крутой главный герой, крутая главная героиня, злодеи тоже достаточно круты, плюс элементы шикарной жизни, стрельба, погони и прочие необходимые атрибуты, типа пиратов, исламских террористов и страстного секса. Как и положено хорошему боевику, читается на одном дыхании. Точнее на двух — между первым и вторым периодам экшена вставлен довольно длинный участок спокойной шикарной жизни. Если бы не этот участок, я, возможно, читал бы роман до самого утра, но благодаря ему удалось остановиться.
Писать о боевиках смысла нет — их надо читать/смотреть. Отмечу лишь парочку бросившихся в глаза деталей. Во-первых, одна из героинь второго плана — русская, что, в общем-то встречается в западных боевиках, которые появляются в краткие периоды оттепелей и разрядок (хотя не исключено, что здесь влияние комиксов о Чёрной Вдове). Но, во-вторых, в тексте несколько раз упоминается водка "Довгань", которую главные герои предпочитают прочим спиртным напиткам. Продакт-плейсмент? Почему не виски "Крутой лейбл"?
Как я уже написал, текст так и просится на экран. Будь я режиссёром, снял бы сезон сериала (учитывая, что это часть цикла) — но только на HBO и с приличным бюджетом.
Рекомендую любителям боевиков. Сам тем временем собираюсь почитать внецикловый роман "В джунглях чёрной Африки", а продолжение цикла оставить как лекарство на времена более депрессивной погоды.
Трилогия, в которую входят романы "Гоминиды", "Люди", и "Гибриды". Твёрдая научная фантастика. Фактически трилогию можно считать одним большим романом в трёх томах, но общей издательской аннотации я не нашёл, так что приведу три отдельных к оригинальным изданиям (с незначительными коррекциями при переводе и моими комментариями).
цитата
Неандертальцы на параллельной Земле создали цивилизацию, радикально отличающуюся от нашей. Неандертальский физик Понтер Боддет случайно попадает из своей вселенной в подземную исследовательскую лабораторию, расположенную в Канаде. К счастью группа людей-учёных, включая специалистку по неандертальцам Мэри Воган, быстро распознаёт с кем имеет дело и окружает его теплом и заботой. Решению языковой и многих других проблем помогает называемый "компаньоном" миникомпьютер, имплантированный в мозг каждого неандертальца [на самом деле он имплантирован в руку и связан с нервной системой (я)]. Компьютерный ангел-хранитель не может, однако, устранить недоразумения, связанные с различием культур: постоянные сексуальные отношения между мужчинами и женщинами, сексуальное насилие и перенаселённость — чужды Понтеру. Не может компаньон помочь и сожителю и коллеге Понтера Боддета Адекору Халду, обвинённому в параллельном мире в убийстве Понтера. ("Гоминиды")
цитата
Роберт Сойер, лауреат премий и автор бестселлеров, достиг творческих вершин в романе "Люди", второй книге "Неандертальского параллакса", трилогии о нашем мире и мире параллельном, в котором Гомо сапиенсы вымерли, а неандертальцы стали господствующим разумным видом. Эта плодотворная идея позволяет Сойеру эффектно исследовать самые основы человеческой цивилизации, сравнивая нас с другой цивилизацией, столь же морально обоснованной, но сделавшей другой выбор. В "Людях" физик-неандерталец Понтер Боддет, персонаж, которого вы никогда не забудете, возвращается в наш мир и к своим отношениям с генетиком Мэри Воган, в то время как между двумя версиями Земли начинается культурный обмен.
Наблюдая по ходу быстро развивающегося сюжета за повседневной жизнью другого современного мира, радикально отличающегося от нашего, мы переживаем ощущение чуда и просветление — наибольшие удовольствия, которые может доставить научная фантастика. "Люди" это один из наилучших научно-фантастических романов этого года, а "Неандертальский параллакс" это классика НФ, создающаяся на наших глазах" ("Люди")
цитата
В "Гибридах" Понтер Боддет и его возлюбленная из Гомо сапиенсов Мэри Воган, разрываются между двумя мирами, пытаясь наладить свои родившиеся под несчастливой звездой отношения. С помощью запрещённой неандертальской технологии они намерены зачать первого гибридного ребёнка, символ надежды на объединение их двух версий реальности.
Но после того, как эксперимент показал, что религиозная вера Мэри — нечто совершенно отсутствующее у неандертальцев — это причудливая особенность нервной системы Гомо сапиенсов, Понтер и Мэри должны решить, будет их ребёнок предрасположен к атеизму, или к вере. А тем временем на нашей Земле приближается коллапс планетарного магнитного поля, и босс Мэри, загадочный Джок Кригер, обратил свой завистливый взор на неизгаженный рай неандертальского мира...
"Гибриды" наполнены фирменными рассуждениями Сойера об альтернативных способах быть людьми, разрушающими наши предубеждения, касающиеся морали и гендера, веры и любви. Его трилогия "Неандертальский параллакс" это классика, создающаяся на наших глазах, в которой он в итоге приходит к потрясающему и заставляющему задуматься выводу, который, несомненно, сделает "Гибриды" одной из самых противоречивых книг года. ("Гибриды")
Пара слов от себя. "Неандертальский параллакс", таки, твёрдая НФ, в которой автор затрагивает множество актуальных на момент написания (2002-2003 гг.), да и сейчас тоже, тем: квантовые компьютеры, нейтрино, искусственный интеллект и т.д. Причём пишет о них доходчиво и не скучно. Но в первую очередь его интересуют вопросы организации общества, причём, похоже, неандертальское общество с его точки зрения это некий идеал, на фоне которого особо отчётливо видны проблемы современного человечества.
К сожалению, в бочке мёда не обошлось без пары ложек дёгтя — автор слишком уж старательно, прям как советские фантасты тридцатых-начала пятидесятых годов, следует линии партии. Читаешь и вспоминаешь: ага, в том году начали раскручивать эту тему, а в следующем налегали на эту... Особенно ярко это проявилось в последнем романе трилогии, том самом, который снабжён особо восторженной аннотацией. Позволю себе спойлер: упомянутый в аннотации потрясающий вывод — "всё зло от мужчин". Странно, конечно, слышать такое от представителя мужского пола, но если партия требует... Может, он рассчитывает, что, когда начнётся, за ним не придут?
Однако, несмотря на "повесточку", трилогия, несомненно, хороша и первая книга не зря получила Хьюго. В общем, рекомендую всем любителям твёрдой НФ (третью книгу — опционально).
Официально цикл не переводился, но имеется в сети во вполне приличных переводах Владислава Слободяна, который заслуживает благодарности от всех ценителей НФ.
Пара цитат.
цитата
Мэри почувствовала, как у неё возбуждённо забилось сердце. Большим Скачком некоторые антропологи называли культурное пробуждение, случившееся примерно 40000 лет назад; его также называли верхнепалеолитической революцией. Как и сказала Луиза, люди современного типа к этому времени уже существовали около шестидесяти тысяч лет, но они не создавали никаких предметов искусства, не носили украшений и ничего не клали в могилы умерших. Но внезапно, 40000 лет назад, люди повсеместно начали рисовать на стенах пещер, начали носить ожерелья и браслеты, начали хоронить умерших вместе с едой, инструментами и прочими ценными вещами, которые могли им пригодиться только в предполагаемой загробной жизни. Искусство, мода и религия возникли одновременно; это был поистине большой скачок вперёд.
цитата
Рука Корнелиуса Раскина взметнулась вверх прежде, чем Кейсер закончила произносить «кому-нибудь». Мэри было жаль несчастного Корнелиуса. Ему было тридцать пять или тридцать шесть, он защитился восемь лет назад. Однако на факультете не было вакансий для белых мужчин. Десять лет назад он бы уже был на полпути к бессрочному контракту; сегодня же он получал 6000 долларов за семестровый курс и 12000 за годовой и жил в облупленной многоэтажке в Дрифтвуде, районе неподалёку, в который даже студенты предпочитали не заходить.
цитата
[...] И я ей ответил, что ничего страшного; я сказал: «Ваша потребность в убеждении других в своей правоте, я полагаю, тоже уходит корнями в религию; я же доволен уже тем, что сам знаю, что прав, даже если другие об этом не знают».
— О, — сказал Селган. — И вы в самом деле так чувствуете?
— Да. Для глексенов [людей] знание — это битва! Война за территорию! Знаете, у них, чтобы получить звание, эквивалентное нашему «учёный», нужно защитить диссертацию. Именно так это и называется: защитить! Но быть учёным — это не значит оборонять свою точку зрения от всех проходящих, это значит быть гибким и открытым и ценить истину независимо от того, кто её обнаружил.
цитата
Мэри задумалась. — А Хак [компаньон Понтера] на самом деле… ну, мыслит?
— В каком смысле? — не понял Понтер.
— Ну, я знаю, что вы не верите в душу; я знаю, что вы считаете свой собственный разум абсолютно предсказуемой программой, выполняемой аппаратным обеспечением вашего мозга. Но, всё-таки — мыслит ли Хак по-настоящему? Осознаёт ли себя?
— Интересный вопрос, — сказал Понтер. — Хак, что скажешь?
— Я знаю о факте своего существования.<br> Мэри пожала плечами.
— Но… но, я не знаю, скажем, есть ли у тебя собственные желания или стремления?
— Я желаю быть полезным Понтеру.
— И всё?
— И всё
цитата
— Она улыбнулась. — Мы всё время ждали появления пришельцев с большими мозгами, и вот они появились. Только не с Альфы Центавра, а из мира по соседству.
Джок задумался.
— Большой мозг не обязательно означает более развитый разум.
— Нет, не обязательно.
— И всё же IQ среднего Homo sapiens равен 100 — в силу самого определения IQ. И его значения распределены по Гауссу: для каждого с IQ 130 обязательно найдётся кто-то с IQ 70. Но представьте себе, что у них средний IQ был 110 вместо наших 100 — ещё до того, как они начали чистить свой генетический пул. Эта разница может вылиться в огромные различия.
Научно-популярная книга, посвящённая методам и применению ДНК-идентификации. Авторское предисловие:
цитата
Книга адресована тем, кто хочет понять, как связаны наша ДНК и наша индивидуальность. Не в высшем философском смысле, а в прикладном, в том самом, который интересует ученых и криминалистов: кому принадлежит образец биоматериала и что еще мы можем сказать об этом человеке, имея только его ДНК? Надо ли для точной идентификации читать весь геном (“но это очень дорого!”). Может ли ошибаться тест на отцовство и чем он отличается от поиска предков человека по Y-хромосоме. Почему биологи уверены, что под Екатеринбургом найдены останки Николая II и его семьи и почему сомневаются представители церкви. Почему многих американцев обеспокоил арест “убийцы из Золотого штата” — это же хорошо, что его арестовали, разве нет?
Тем, кто хочет разобраться в этом, придется вникнуть в устройство ДНК и, главное, понять, как с ней работают. Но я постаралась рассказать об этом как можно проще и с минимумом формул. Идея книги в том, чтобы любой читатель, даже с подготовкой по биологии на уровне школы, мог заглянуть в настоящие научные публикации и разобраться в сути. Зайти чуть дальше новостного “ученые выделили ДНК и установили”.
В конце концов, это интересно само по себе. Истории открытий, которые сделали возможным анализ ДНК на современном уровне, не менее занимательны, чем детективные сюжеты, и не все же мне писать о бандитах, террористах и насильниках — в книге должны быть и положительные герои. А наука о ДНК — это прежде всего люди. Харизматичные, практичные, немного (или без “немного”?) сумасшедшие, упрямые, невыносимые, благородные, уверенно планирующие невозможное — самые разные, но скучно не будет в любом случае.
Книга, на мой взгляд, ближе к научной, чем к популярной — один список литературы из 164 названий чего стоит! Однако мобилизовав остаточные знания по химии и биологии я её успешно прочитал и даже многое понял. Во всяком случае мне впервые(!) попалось описание методик изучения ДНК, из которого можно, таки, понять, как это делается. Плюс чётко обрисована область применения ДНК-идентификации.
Те, кто боится научных терминов и не хочет разбираться в методиках (даже с картинками!), могут пропустить первую треть книги и ограничиться примерами — их много из самых разных областей применения. О некоторых я тоже узнал впервые.
В общем книга не такая простая и доступная, как "Занимательная физика" Перельмана, но очень полезная для тех, кто хочет более-менее разбираться в сути магических операций, показываемых в детективных сериалах, и не боится при этом напрячь мозги. Огромное спасибо Елене Клещенко — не часто мне попадаются книги, помогающие понять новые для меня вещи.
Мелкое замечание. В большинстве примеров указано, какая именно ДНК изучалась в том или ином случае — ядерная или митохондриальная, но в паре мест написано просто ДНК, без уточнения.
В общем, всячески рекомендую всем интересующимся ДНК-анализом и его применением. Хотя бы для того, чтобы различать, где в журналистских публикациях качественный продукт, а где макаронные изделия.
P.S. Книгу можно бесплатно и легально скачать благодаря проекту "Дигитека" на сайте научно-просветительской программы "Всенаука".
Цитатка для любителей детективов:
цитата
Не следует считать ДНК-анализ магическим артефактом, который освобождает детективов и присяжных заседателей от обязанности думать.