Нил Стивенсон «Барочный цикл»
- Жанры/поджанры: Историческая проза | Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Авантюрно-плутовское | С множеством интриг | Социальное | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ) | Америка (Северная Америка | Латинская Америка ) | Азия (Южная Азия | Восточная Азия ) | Мировой океан, моря (В открытом океане ) | Африка (Северная Африка ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования | Становление/взросление героя | Путешествие к особой цели | Бессмертие
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
Действие книг происходит в конце семнадцатого — начале восемнадцатого века, герои — исторические персонажи, такие, например, как Ньютон и Лейбниц, и выдуманные — предки тех, кого мы знаем из романа «Криптономикон».
Содержание цикла:
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Входит в:
— цикл «Енох Роот»
FantLab рекомендует:
— Нил Стивенсон «Барочный цикл» / «Baroque Cycle»
- /языки:
- русский (9), английский (5)
- /тип:
- книги (13), самиздат (1)
- /перевод:
- Е. Доброхотова-Майкова (8)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Auqian, 26 марта 2020 г.
Если честно, немножко страшно писать какую-либо рецензию на это произведение, попросту сложно подобрать слова. Это монументальный цикл, который состоит из 3х томов, которые суммарно содержат в себе 8 книг. Не стоит обманываться, книги могут отличаться стилистически, но это одно целостное произведение.
Можно назвать «Барочный цикл» альтернативной историей, с пристальным взглядом на становление современной науки и культуры и с маленькой щепоткой мистики. Ньютон, Лейбниц, Людовик IV, Вильгельм Оранский, Королевское научное общество, Монетный двор, алхимики, работорговцы, герцоги и самозванцы.. Автор умело играет, сочетая реальных исторических персонажей и выдуманных, реальные исторические факты и фантастику. После прочтения складывается впечатление, что если чего-то из этого не было в реальности, то это точно стоило выдумать. Это просто что-то невероятное, что-то монументальное и всеобъемлющее!
Но пусть это никого не отпугивает. Первая часть первой книги может показаться достаточно медленной и даже скучной, поскольку на правах экскурсовода вводит читателя в этот мир, но далее цикл преображается в приключенческий роман в высочайшем ритме. Интриги, погони, сражения, обманы — всё это можно найти на страницах «Барочного цикла». А также невероятное представление об эпохе, которая началась во второй половине XVII века и ознаменовала преображение общества, развитие машинерии, коммерции и многих других составляющих, без которых сложно представить себе современный мир. Внимательный читатель может найти много отсылок и реальных исторических цитат. Признаюсь, я не мало гуглил, чтобы войти в контекст истории, жизнеописания персонажей, и каким же было моё удивление, когда я осознавал, что в книге персонажи говорят настоящими цитатами, а их мировоззрение передано максимально достоверно.
Это просто нужно прочитать. Великолепное, целостное, динамическое, интеллектуальное приключение с проработанным миром и персонажами. Пожалуй, это лучшее, что я когда-либо читал.
MadRIB, 15 января 2015 г.
Как понятно из названия цикла, его действие развивается в эпоху барокко, в XVII-XVIII веках, а книги охватывают практически все значимые события того периода. Первый роман трилогии, «Ртуть», начинается как история зарождения Королевского общества – одного из старейших научных сообществ, основанных в Лондоне. Главный герой (насколько вообще могут быть главные герои в романе где регулярно появляющихся действующих лиц под сотню), Даниель Уотерхауз, обучался в Тринити-колледж, и его соседом по комнате был сам Исаак Ньютон. Молодые люди подружились благодаря общему интересу к науке, однако потом, спустя много лет их пути... скажем так, разошлись. Но именно к нему обращается за помощью Каролина, принцесса Бранденбург-Ансбахская, когда спор Ньютона и Лейбница о приоритете открытия интегрального счисления приводит к настоящему расколу в научном обществе Европы. Почти одновременно с Уотерхаузом в Лондон прибывает Джек Шафто, Король бродяг, искатель приключений и легендарный преступник. И у него тоже есть своя миссия, связанная с деятельностью Ньютона...
Поскольку сюжет «Барочного цикла» затрагивает Королевское общество, его персонажами становится не только Ньютон и Лейбниц, но и другие известные ученые светила тех времён – Джон Уилкинс, Кристофер Рен, Роберт Гук, Христиан Гюйгенс и другие. А поскольку помимо учёных бесед на страницах плетутся и политические интриги, кроме учёных, персонажами становятся известные политики тех времён – Джон Черчилль, Яков II Стюарт, Вильгельм Оранский, Людовик XIV, Джеймс Скотт, Пётр I, и так далее, и так далее, и так далее. Следя за этими людьми и их похождениями сюжет трилогии мечется по всему миру – события развиваются не только в Англии, но и во Франции, Германии, Японии, Азии, Америке, Голландии, автор затрагивает Английскую революцию, Славную революцию, противостояние в английском парламенте между тори и вигами, версальские интриги, детерминизм, пиратские набеги, англо-франко-испанские войны, «думающие машины», путешественников, алхимиков, фальшивомонетчиков, астрономов, банкиров, придворных, учёных...
Помимо всего этого текст трилогии (а это больше двух с половиной тысяч страниц мелким шрифтом) наполнен многочисленными деталями быта тех времён, подробным описанием географии Лондона, восстановленного после Великого пожара. Стиль написания весьма разнообразен – то это описание от третьего лица, то официальные протоколы тех или иных мероприятий, то воспоминания, то переписка главных героев («Барочный цикл» вполне можно отнести к числу эпистолярных романов – письма занимают в нём немаловажную роль), то и вовсе пьесой, разыгрываемой главными героями.
В общем, чтение «Барочного цикла» – это нисколько не развлечение. Автор разбирается в истории тех лет, банковском деле и философских течениях намного лучше любого среднего читателя, поэтому для хотя бы общего понимания событий трилогии перед прочтением (а ещё лучше непосредственно в ходе чтения) следует ознакомиться со всем этим хотя бы на самом поверхностном уровне. Иначе несложно запутаться – история Европы эпохи барокко была на редкость непредсказуема, удивительна и запутана, а история науки поражает разнообразием идей, течений и направлений мысли. В свою очередь автор намеренно не акцентирует внимание читателя на тех или иных персонажах, даже если им придётся затем сыграть огромную роль в повествовании и мировой истории, и не указывает на «правых» или «виноватых». Но даже читатель, приготовленный надлежащим образом, всё равно найдёт в ней для себя много нового. Чёрт возьми, кто же знал, например, что Ньютон много лет увлекался алхимией?!
Ситуация осложняется тем, что несмотря на всю проработанность и детальность книг, Стивенсон не ставил себе цели написать твёрдоисторическое произведение – многие исторические фигуры в «Барочном цикле» заменены выдуманными автором персонажами, а некоторые события имеют совершенно иные предпосылки, нежели принято считать. То и дело в текст иронично вплетаются анахронизмы – некие идеи, которым ещё не время появляться, концепции, а то и прямые цитаты... Так что в этом плане «Барочный цикл» чем-то похож на книги Акунина или Дюма – в нём есть некая криптоисторичность. Да, всё могло бы быть и так, как описано, но мы уже об этом не узнаем...
Не совсем понятно, кстати, почему трилогию относят к фантастике. По большому счёту, в таком случае к фантастике нужно бы было отнести ещё и упомянутых выше Акунина и Дюма. Даже существование соломонова золота, погоня за которым начинается во втором томе, вполне можно бы было объяснить с научной точки зрения. Лишь один эпизод, ближе к концу третьего тома настолько выбивается из общей канвы повествования, что я даже немного был возмущён – зачем?! Зачем он был нужен?! Если бы его не было, трилогия нисколько бы не потеряла – упомянутый фантастический элемент прилеплен к книге как этакая барочная завитушка. В остальном трилогия предельно реалистична, а местами вовсе натуралистична настолько, что некоторые могут скривить носы.
Ах, да. Ещё же есть Енох Роот. Персонаж «Криптономикона», фактическим приквелом к которому является «Барочный цикл». Из текста всех четырёх книг становится ясно, что Енох Роот бессмертен (или почти бессмертен), но это долгожительство тоже нисколько не влияет на сюжет, так что Енох Роот – ещё одна завитушка, налепленная автором к тексту. Тем более, что он – далеко не самый главный герой книги. Появляясь то тут то там, он лишь подталкивает главных героев, а они все как на подбор – многогранные личности.
Исаак Ньютон – гениальный учёный, загадочный алхимик, директор Монетного двора, иногда капризный до жестокости, идущий напролом к своей цели, готовый отстаивать свои интересы любым способом. Типичный учёный не от мира сего, «активный социопат» из числа тех, про кого сейчас модно снимать телесериалы.
Даниель Уотерхауз – воспитанный в пуританских традициях друг детства Ньютона, в силу воспитания пытающий отвращения к королям и королевской власти, постоянно укоряющий себя за трусость, но поступающий так, как не поступали иные герои. Например, он в открытую говорит о том, что является материалистом и не верит в душу и бога – в XVIII веке-то, в присутствии глубоко верующих Ньютона, Лейбница и особо королевской крови! Противоречивый, но восхитительный персонаж.
Джек Шафто – Король бродяг, Джек Куцый хер, Эммердёр... как ни назови, легендарная личность среди маргинального люда всей Европы. Бродяга, ловец удачи, который десятки раз держал её за хвост, но каждый раз упускал её, спасаемый от смерти исключительно благодаря своему везению... Его характер по ходу действия трилогии, пожалуй, изменяется больше всего, и, на удивление, к лучшему.
Элиза – рабыня из гарема, спасённая Джеком, обладающая редкой красотой и недюжинным талантом к коммерции, благодаря которым она не только сколотила огромное состояние, но и превратилась из рабыни в светскую даму, аристократку, допущенную к английскому и французскому королевским дворам... Её присутствие вносит немного сентиментальные нотки, а её линия – это нечто среднее между «Анжеликой» Голона и «Роксаной» Дэфо.
Это основные герои, а второстепенных, как я уже говорил, в романе почти под сотню, всех сословий, всех профессий, десятка национальностей, и почти все они одинаково интересны, у всех есть своя история, и будьте спокойны, Стивенсон обязательно её поведает. А между делом перескажет половину учебника физики, затронет кое-что из курса химии, биологии, и философии Причём сделает это всё так гармонично, что всех этих отступлений вовсе не замечаешь, а если и заметишь, то буквально на следующей странице отвлечёшься на какую-нибудь тонкую постмодернистскую шуточку, на изысканный образчик британского юмора, или типично американскую жопно-сортиную комедию положений. В общем, заскучать точно не удастся.
Как вердикт. «Барочный цикл» – великолепнейшее, но в то же время сложное произведение не для всех (кто-то сочтёт его нудным, перегруженным и затянутым), посвящённое зарождению и развитию науки, банков и капиталистической системы в целом, а также созданию новой «системы мира», в рамках которой мы с вами живём до сих пор. Глубокое, проработанное, опирающееся на исторические события, но не без элемента криптоистории, в котором угадывается то «Остров сокровищ», то «Три мушкетёра», то «Остров накануне», то приключения Робина Гуда, то романы Диккенса и Дэфо. Целая эпоха лежит на этих тысячах страниц, и она описана настолько живо, что прочитав трилогию читатель вполне может сказать, что знает, чем жили и дышали люди всех сословий в XVII-XVIII веках. Роман идей, роман, воспевающий познание и науку.
Ну просто праздник какой-то!
P.S.: Нижайший поклон переводчику трилогии – Екатерине Доброхотова-Майковой, которая смогла (не иначе, как каким-то чудом) адаптировать столь могущественный текст на русский язык, не растеряв его внутренней красоты, поэзии и разобравшись в сложностях исторических перипетий и научных терминов.
GrandDuchess, 13 февраля 2012 г.
Барочный цикл это длиннейшее произведение, состоящее из 3 томов, каждый из которых содержит более восьмиста страниц. Действие книг происходит в семнадцатом, начало восемнадцатого века (1640-1715 года). Станицы цикла составляют огромнейшую мозаику того времени, с акцентом на вознокновение нового мышления, когда великий Галилей только умер, и научная революция только начинается. Ясно вырисовывается возникновение новых экономических структур (капитализма) и зависимостей из них проистекающих.
Барочный цикл охватывает также немалую часть земного шара, автор заботливо переносит события из европы в америку, индию, и японию, немалая из часть происходит на морях и океанах.
Цикл также стал отдалённым приквелом к Криптономикону, начинает историю Еноха Роота и семьи Уотерхаусов, события разворачиваются вокруг молодого и талантливого Дэниеля, который взрослеет на протяжении всей книги под влиянием учёных и политических икон того времени. Автор не постеснялся и задействовал в героях Ньютона и Лейбница, Фрэнклина, придворных и королей европы, и даже Петра Великого
История Дэниеля начинается в «Ртути» (1 том) и состоит из флэшбэков — из «настоящего» в котором Дэниел основав Массачуссетский Технологический институт, путешествует из Бостона в европу чтобы уладить конфликт между Ньютоном и Лейбницом, в прошлое где молодой пуританец становится учеником Джона Уилкинса, участвует в основании Ло́ндонского короле́вского о́бщества, перживает чуму, знакомится и сближается с Ньютоном, Ро́бертом Гуком, Лейбницом и другими влиятельными умами того времени. Научные и философсие идеи тома представлены достаточно занимающе, происходяще преремеживает их с политическими и военными интригами того времени. Первый том скорее всего самый «сухой» и мудрый из всего цикла, несмотря на сюжетные линии Джека-наёмника и Елизы-наложницы гарема, наверное потому что автор ставил перед собой задачу связать 1640 и 1715 между собой и расставить по местам главных действующих лиц, поэтому ко всему происходящему стоит отнестись с долей внимания, автор не только задал тон «смешению», но и мастерски расставил все точки опоры для «системы мира»
По словам самого самого автора, «Смешенье»(2 том) он писал для себя, а точнее для мальчишки в себе, включив все свое любимые элементы в книгах- приключения, пиратов, мистические сокровища, алхимию (и лже-алхимию), итересные научные открытия и бесконечные интриги. Так как автор получал при написании удовольствие и считает эту книгу самой любимой, соглашусь с ним что «Смешение» это самый лакомый том в цикле и не стану подробно описывать происходящее, скажу только содержание напомнило мне смешенные прикючения капитана Блада и Анжелики под обильным политически-научным соусом и таинственной алхимической приправой (НЕ АММОНИЕВОЙ!)
Заключающий том — «система мира», самый плотный по содержанию, включают элементы триллера и детектива, сюжетные линии тесно переплетаются, паранойя завладевает Ньютоном, который пытается сопротивлятся Джеку, ставшему фальшивомонетчиком, Дэниел и Лейбниц работают над криптографией, калькулятор становится думающей машиной.
Несмотря на подробные исторические детали, цикл не читается как реалистичная хроника того периода. Персонажи думают и ведут себя достоверно и самосознательно, ясно определяя роль которую они играют не только на страницах книги, но и в истории в целом. С одной стороны может показаться невероятным что Лейбниц и Уотерхаус в 17м веке взялись строить вычислительную «логическую» машину способную следовать инструкциям на перфокартах, с другой стороны ясно что Стивенсон даёт нам самим понять что переворот в мышлении произошедший в науке 17-18 веке, научная революция, кульминируется информационной в 19. история как она представленна в барочном цикле не такая как она была на самом деле, а такая как должна была быть, легко отретушированна. это не только развлекает, но и просветляет.
Благодаря таланту автора я подчерпнула больше интересной информации чем из документальных произведений о том периоде. Стивенсон упростил историческую реальность ради того чтобы донести до нас свою мысль.
Petro Gulak, 18 февраля 2012 г.
Три очень разные книги об одной эпохе: «Эгипет» Краули, «Остров накануне» Эко, «Барочный цикл» Стивенсона. Все три — о том, как причуливо сплетаются на сломе эпох старое и новое видение мира. Маг Джордано Бруно, запутавшийся в новой физике и метафизике Роберт де ла Грив, алхимик Исаак Ньютон... Книги большие, избыточные, многообразные — словом, барочные. Краули прав: прошлая грань эпох лучше всего видна, когда мы подходим к новой. Неудивительно, что «Барочный цикл» вырос из «Криптономикона», который сам по себе соединяет прошлое и настоящее (с заделом на будущее).
Стивенсон попытался охватить весь мир и всю эпоху — и ему это удалось, на трех-то тысячах страниц. Всё связано со всем — политика с наукой, экономика с метафизикой: так складывается «система мира», и ее основания в XVII-XVIII веках определяют то, чем она станет через триста лет. Поэтому абстрактные, казалось бы, рассуждения Лейбница о монадах через несколько строк приводят к теории мыслящих машин. Поэтому выбор одного человека оказывается не менее важен, чем пресловутая «равнодействующая миллионов воль». Предопределение или свобода, холодный механический закон или воля Божия управляют миром? Принцесса Каролина, которой в видениях является пылающий глобус — образ грядущих мировых войн, — лучше многих понимает, что нерешенные противоречия, заложенные в основу «системы мира», — метафизические, а не политические! — могут привести к гибели самого мира. Полемика Ньютона и Лейбница не завершена — она лишь отложена на триста лет, до нашего времени. Стивенсон — удивляя, развлекая, информируя и шокируя, — возлагает на читателей большую ответственность. Те, кто стоят на плечах гигантов, должны увидеть то, что не смогли увидеть они.
K3K, 25 августа 2018 г.
Отлично, просто отлично. Современный Умберто Эко. Надо много знать, чтобы с удовольствием читать этот цикл. По-моему, главная мысль в этом цикле — все физики верят в Бога. Иначе не было бы такого продвижения в науке в века Посвящения. Есть о чем подумать после прочтения. Например — как можно было без веры в Бога придумать дифференциальное исчисление? Все эти бесконечности, стремления к нулю... Написано все живо и интересно, читается взахлеб.
Кунгурцев, 29 октября 2014 г.
На мой взгляд, точнее всё же не трилогией это произведение считать, а одним большим романом. С жанром тоже непросто. Обычно записывают в фантастику, раз автор фантаст (то есть писал до этого фантастические произведения и потому занял определённую нишу в сознании критиков и читателей), и некоторые фантастические элементы имеются. Но я бы всё же отнёс к историко-приключенческим романам. Не случайно автор вспоминает в послесловии Александра Дюма. Да, наверное, примерно так мог бы писать в наше время знаменитый француз. Кроме того мне напомнило трилогию Владимира Неффа о Петре Кукане, хотя вряд ли автор читал этого чешского писателя.
Хотя у автора похоже была куда более амбициозная цель, чем просто поразвлечь читателей. Тут предпринята попытка показать важный период в развитии западной цивилизации: переход от средневековой «системы мира» к новой, как в экономике, так и в науке. Говоря языком истмата, «от феодализма к капитализму». Автор использует другие слова, но суть от этого не меняется.
Размахнулся автор, конечно, сильно. Действие занимает несколько десятков лет и охватывает множество стран (хотя основные события в Англии происходят). Один из главных героев даже кругосветное путешествие совершает. Такого размаха и у Дюма не было. А так всё, что «положено» авантюрно-приключенческим романам имеется: политические интриги, любовные многоугольники, «шпионские страсти», биржевые махинации, пиратские нападения, побеги из тюрем и прочие «трактиры, стычки, шпаги, кони». Ряд читателей ругают книги за неестественное временами поведение героев, за «рояли в кустах» и прочее. В общем всё это действительно есть, но минусом считать не могу. Для подобного жанра это вещи вполне естественные и можно даже сказать необходимые. К тому же изложено всё большей частью в иронической манере, почти на грани пародии. Всё же не XIX век на дворе, а XXI.
А вот не понравились две вещи – многословие и натурализм. Последнее, конечно, дело вкуса, может кого-то и порадует подробное описание опытов на собаках, отхожих мест и всякого такого прочего, но я не любитель.
Ну а затянутость, по-моему, явная. То ли автору, как Дюма, за каждое слово платят, то ли это бескорыстная графомания. А может сказалось стремление вывалить на читателя как можно больше сведений о разных сторонах жизни в той эпохе. Сами по себе они и небезынтересны, но вот чувства меры, на мой взгляд, автору явно не хватило. Не стоило бы забывать, что пишет всё же художественное произведение, а не научно-популярное. Из-за этого действие временами начинает сильно буксовать. Мне особенно сложно было продраться через первую часть первой книги. Дальше всё пошло поживее. Но не исключено, что кто-то и бросил, не дочитав.
Нельзя, конечно, не упомянуть о том, как автор затронул российскую тему. С одной стороны вроде бы нельзя обвинить в русофобии. Все три героя русской национальности – Пётр I, его противник Евгений-раскольник (да, такое вот чисто раскольничье имя, ну хорошо хоть фамилию Онегин ему автор не дал) и Кикин, в общем, положительные. С другой стороны автор не может обойтись без непременной русской жестокости. А ведь то же упоминаемое им колесование «дикие русские» не где-то, а в «цивилизованной Европе» позаимствовали. А уж серьёзное изучение хронологии русской истории автор явно счёл излишней роскошью, потому как ни упомянет что-то к этому относящееся, так впросак попадёт. В январе 1700 у него уже основан Петербург и Россия воюет со Швецией, в 1714 Пётр уже император и существует российская Академия Наук и т.д. Конечно, некоторые анахронизмы у него и в европейской части имеются, но там часть их возможно и сознательно допущена, для сюжета. А вот России автору лучше было не касаться, эта линия была совсем необязательна.
GomerX, 8 января 2014 г.
Дочитал этот трехтомник только из принципа, чтобы в итоге можно было обоснованно сказать, что мне он совсем не понравился. Да, здесь мелькают несколько интересных авторских задумок, идей, которые стоило бы развивать дальше, как то смена эпох (рабский труд заменяется машинным), революция во взглядах на природу, переход от религиозно-филосовской концепции восприятия мира к натурально-филосовской, сопровождавшийся появлением таких дисциплин как натурфилософия, дифференциальное исчисление, Ньютоновская динамика. Безусловно, самым запомнившимся моментом остался диалог Ньютона с Лейбницем в третьем томе романа, написанный весьма неплохо.
Но все эти замечательные моменты богато разбавлены водой излишнее детализированных описаний, бессмысленной болтовней персонажей, второстепенными приключенческими и детективными сюжетными линиями, которые заканчиваются, как правило, ничем и не имеют ничего общего с темой данного произведения. Такое чувство, что автор слишком часто отвлекается от своей темы и его, как говориться, несет... Проблема не в том, что прочитав всю эту гору страниц я не могу сказать в двух предложениях о чем эта книга, а в том, что я не могу понять зачем городить столько отсебятины, столько действия ради действия, такое количество притянутых за уши сюжетных поворотов, что приходилось напоминать себе, что это написал не школьник, а человек в зрелом возрасте.
История Короля бродяг, Джека Шафто, интересна, но не в тему. Её можно охарактеризовать как классический английский приключенческий роман с присутствием духа наивного романтизма. История про Элизу — из тех скучных и затянутых вещей, которые в бесчисленном количестве писал А.Дюма в свое время, — абсолютно не в моем вкусе. Истории членов английского Королевского общества естествоиспытателей: Гука, Уилкинса, Уотерхауза, Ньютона, а также немецкого ученого Лейбница, мне показались наиболее интересными и наиболее приближенной к основному идейному посылу книги. Сюжетная линия Еноха Роота и Соломонова золота просто похоронена в финале. Остается только один большой вопрос ЗАЧЕМ?
Безусловно, такого рода литература найдет свой круг читателей, но я в него явно не вхож.
Elessar, 14 сентября 2012 г.
Теперь, подобрав, наконец, челюсть с пола и малость отдышавшись, я имею сообщить следующее: Стивенсон ошеломительно крут. Вы можете быть сколько угодно эрудитом, математиком, физиком, философом и знатоком истории, но автор всё равно найдёт, чем вас удивить. Когда понимаешь, какой титанической работы стоила проработка всех, вплоть до самых мельчайших, деталей романа, натурально, бросает в священный трепет. Сквозь страницы трилогии мы видим Лондон и Париж, Ганновер и Лион так, словно волшебник Нил во плоти перенёс нас в восемнадцатый век. Автор поведает нам и о хитроумных комбинациях биржевых аферистов, и о тонкостях международного экономического процесса, и о сложнейших математических штудиях, предпринятых величайшими умами того времени, и о философских спорах, на века предопределивших направление развития науки. Ньютон и интегральное исчисление, Лейбниц и теория монад, Гуковы маятники и математически выверенное великолепие строений Кристофера Рена, великое противостояние детерминизма и принципов свободной воли, предтечи компьютеров и искусственного интеллекта. Умение Нила объяснять грандиозно. Не впадая в частности, не низводя сложные проблемы до детсадовского уровня, не скучно и не в ущерб сюжетным линиям Стивенсон поведает вам о таких вещах, которые вы точно не найдёте в школьных учебниках. Наблюдая за возникновением ниловой системы мира, мы получаете грандиозный шанс упорядочить и привести к аккуратной системе собственные отрывочные факты и воззрения о том времени и истоках большинства нынешних научных дисциплин.
Затрагивая невероятное количество вопросов сугубо технического и философского толка, Нил остаётся верен себе и ни на секунду не упускает из рук сюжетных линий. Его трилогия — авантюрно-плутовской роман самого высшего разбора, изобилующий сложнейшими многоходовыми интригами и захватывающими приключениями. Вместе с вымышленными автором героями нам предстоит не только полюбоваться на деятелей исторического масштаба вроде великих учёных, королей и полководцев, но и поучаствовать в захвате испанского галеона, почувствовать себя в шкуре туземного царька и лондонского монетчика, заглянуть в темницы Тауэра и Ньюгейта и потом, разумеется, чудесным образом спастись от верной смерти на виселице. Слегка упустив в первой книге верный баланс между содержательностью и развлекательностью, уже ко второму тому Нил полностью себя реабилитирует, очень быстро выбравшись на уровень собственного великолепного «Криптономикона» а потом и превзойдя его.
Трилогия строго рекомендуется всем технарям, любителям сложных, многоплановых и содержательных книг и просто интересующимся философией науки. Отчасти спор Лейбница с Ньютоном разрешился, и идеи первого нашли самое широкое практическое применение в информатике, но универсальная теория всего и по сей день волнует умы физиков-теоретиков и им сочувствующих. Как знать, может, именно нам предстоит доподлинно выяснить, чей же вклад в основы системы мира оказался верным и решающим.
Lipka, 18 февраля 2012 г.
Три тома счастья. Не бойтесь объемов, если это не ваше — вы бросите уже на сотой странице, а если вы из тех «слегка гиков», для который пишет Нил Стивенсон, то вас будет не оторвать. Заранее завидую тем, кто берется за трилогию, когда уже все тома переведены, вашим коллегам пришлось туже в мучительном ожидании.
Больше всего экшна пришлось на второй том, который многие держат в фаворитах, но мне понравился «меньше всего», если можно так говорить о книге, которая лишила сна в самом прямом смысле до самого своего финала.
Надо ли вам читать эту трилогию? Да, если вы любите историю науки. Да, если вам нравится видеть реальных (если так можно говорить о фантастике) людей за страницами истории. Да, если вам нравится история философии (и ее взаимодействие с наукой). Да, если вы нумизмат. Да, если вас интересует история становления современной экономики. Да, если вы любите вглядываться в детали, смаковать книжки, перечитывать страницы. Мне трудно было порой различить где кончаются исторические детали и начинается вымысел. Да, если вы любите детально проработанных персонажей, настоящих личностей (как обычно у Стивенсона, не распространяется на женский пол, который все еще плосковат). Строго говоря, мне трудно придумать «нет», которые вам бы помешали насладиться этими книгами, но я видела людей для которых это было «не их». В любом случае, оно стоит того, чтобы попробовать. Терпение и любопытство окупятся с лихвой. Покормите своего внутреннего гика.
opty, 24 июня 2013 г.
Барочный цикл одно из лучших произведений мировой литературы последних лет . Отдельные линии повествования изящно переплетаются и сплетаются в сложный узор , мозаика где каждый элемент самодостаточен сам по себе , а вместе они создают систему мира
Язык великолепный , перевод отличный
Прочтение книги подвигло на изучение исторической литературы относящейся к описываемому периоду
Нельзя сказать что читать легко , это труд , но такой что по завершении его имеется чувство глубокого удовлетворения :)
Послевкусие от чтение напоминает изучение исходного кода какого-нибудь выдающегося программиста — разобрался , и как же классно сделано
Serg50, 1 мая 2012 г.
Прочитал по рекомендации fantlab-а. Не совсем мое, все же элементов фантастики маловато, но тем не менее не жалею. Цикл при прочтении напоминал мне Дюма и Сабатини, но написанные в более реалистичной современной манере, местами даже натуралистической. Узнал много интересного о истории 17-18 веков, и временами пришлось даже наводить справки о том, что было реально, а что придумал автор. На все это накладывается история зарождения современной науки, и вследствие этого наиболее интересной мне показалась первая часть — «Ртуть». Безумные, иногда жестокие эксперименты в неистовом поиске истины — построение «Системы Мира». Заставляет задуматься о той смелости, которая потребовалась, что-бы придти к тому, что нам представляется само-собой разумеющимся. Сильно подозреваю, что такая же линия идет по части экономики, но это совсем не мое.
Если рассматривать только приключенческий аспект цикла, то и он заставляет восхищатся автором — насыщенность событиями, неожиданными поворотами очень велика и не дает оторваться от чтения. Теперь посмотрим во что это вылилось в «Криптономиконе»...
DN, 1 апреля 2013 г.
Скорее не понравилось, чем понравилось. Однако местами читал просто с удовольствием. Дочитать, увы, уже не смог — «Ртуть» была неплоха, «Смешенье» хуже и начало напрягать, а к «Системе мира» уровень бреда повысился до невыносимого (лично для меня). Но не могу не признать «Барочный цикл» вполне достойным произведением талантливого писателя.
k2007, 27 марта 2012 г.
Грандиозная картина мира второй половины XVII — начала XVIII века. Основное внимание отведено науке того времени, показано, как рождались методы тогдашних ученых, и знания, полученные с помощью этих методов. Но мы увидели не только университеты и лаборатории. Корабли, армейские соединения, городское дно, княжеские и королевские дворы тоже будут нам показаны. Перед нами пройдет грандиозная панорама тогдашней Европы, и не только ее. Мы увидим разных людей, которые сделали ту Европу, которая на триста лет стала владычицей мира. Среди них и взем известные лица из учебников (Ньютон, Лейбниц, Петр I), и вымышленные, но такие, которые обязательно стояли рядом с гигантами и которые тоже были нужны для осуществления новой Системы мира.
Великолепное полотно, написанное великолепным языком. Живая, увлекательная и умная книга.
Объем большой, персонажей и сюжетных линий великое множество. Читать безумно интересно.
gorvzavodru, 5 ноября 2012 г.
Довольно интересная трилогия исторических романов, помимо собственно исторической линии содержащих ряд размышлений философского и науковедческого характера.
Весьма интересная смесь научно-популярной и приключенческой литературы.
Думаю, мне понравилось бы больше, если бы я мог разделить часть обсуждаемых философских концепций.
oma2010, 10 января 2012 г.
алмазный век лавиной в зодиак,
живого серебра смешенье —
система мира?