Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Beksultan» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 14 июля 2013 г. 19:21

Последний на данный момент, из опубликованных на русском языке романов Нила Стивенсона, "Анафем", я еще не прочел. Впрочем как и два последних из трех романов трилогии "Барочный цикл". Вот не везут почему-то книгопродавцы Стивенсона в нашу Киргизию... Я еще посмотрел на тираж русского издания "Анафем" (как я понял — пока единственного) — опечалился еще больше. Дебютные вещи некоторых МТА и то большими тиражами издают.

Так что, может быть это неправильно (спойлеры там и все такое), но я рискнул прочесть на сайте Баканова выложенный там перевод статьи Стивенсона о всяких благодарностях и первоисточниках, которыми он вдохновлялся при написании "Анафема". Начал читать и застрял на одном месте. А так как в ходе разбирательства возникли кое-какие замечания, то решил поделиться ими.

Вот это место -

цитата
Другие источники вдохновения и идей.

Электродинамический фал, при помощи которого наши герои перемещаются в космосе, – вполне реальное изобретение, предложенное покойным доктором Робертом Форвардом и сейчас развиваемое доктором Робом Хойтом и его коллегами по Tethers Unlimited. Я признателен Хойту за обмен электронными письмами, в которых он ответил мне, что может и чего не может это устройство; впрочем, любые технические несуразицы на страницах романа объясняются исключительно художественной вольностью или моим непониманием; ни Хойт, ни Форвард в них не повинны.

Ну и ну, подумал я, что же это за фал такой? Неужто что-то новое изобрели в космонавтике? Пришлось заглянуть в оригинал, в котором значилось буквально — Electrodynamic tether. Это немного прояснило ситуацию, но все равно пришлось нагуглить в сети отрывки из "Анафема", в которых говорилось про этот самый "фал". Получилось вот что -

цитата
...electrodynamic tether, which was nothing more than a string with a weight on the end, with electricity running through it in one direction. The string was about five miles long. It was slender, but strong—similar to our chords. In order to keep it taut, we had to dangle a weight from the end.

...applied power to the tether. This was a simple matter of pumping electrical current down the wire to its far end. Of course, in order to make an electrical circuit, there had to be some way for those electrons to get back up to the nuke. Normally that would have been provided by a second wire, parallel to the first—as in a lamp cord. Here, though, that would have defeated our purposes. Fortunately we were in the ionosphere—the extreme upper atmosphere, permanently ionized by the radiation of the sun, so that it conducted electricity. We got the return path for free. Current only flowed in one direction along that wire. Consequently, it interacted with Arbre’s magnetic field in such a way as to generate thrust. Not a lot of it—not like a rocket engine—but, unlike a rocket engine, we could run it continuously for days, and gradually spiral in to the desired orbit...

После того, как я перевел эти отрывки гуглопереводчиком, мне стало как-то странно. Не знаю, что за изобретение такое сделали (и как выяснилось даже запатентовали в сентябре 1997 года) Роберт Хойт и Роберт Форвард (кстати, имеет довольно непосредственное отношение к тематике ФантЛаба, так как, помимо прочего известен и как автор произведений в жанре твердой НФ), но я совершенно точно знал, что описанное Стивенсоном устройство для перемещения по орбите, было известно задолго до этого.

Вот, например, научно-популярная книжка Анатолия Шибанова "Заботы космического архитектора" —

Совершенно крутейшая вещь — в детстве была моей настольной книгой. Издана, между прочим, в 1982 году. Я просто приведу из нее небольшой отрывок -

Мда, а ведь, пожалуй, некоторая часть русскоязычной аудитории "Анафема" действительно подумала бы, что описанный Стивенсоном двигатель — некое невероятное недавнее изобретение.

Ну и напоследок о самом главном. По отрывкам из "Анафема" я понял, что главная причина применения героями такого необычного движителя заключалась в необходимости скрытно приблизиться к некоему объекту на планетарной орбите. Поэтому, дескать, вместо традиционных реактивных двигателей был выбран такой экзотический способ перемещения. И вот тут меня гложут большие сомнения.

Чтобы начать движение, трос должен начать захватывать свободные электроны у положительно заряженного конца (анода, или коллектора), при этом испуская их у отрицательно заряженного (катода, или эмиттера), имеющего заряд. Ионосфера, проводящая электричество, замыкает цепь. Но разве этот процесс не будет сопровождаться свечением? Даже если не по всей длине троса, то хотя бы у его катода, где будет происходить явление эмиссии электронов?

Насколько я помню, во время миссии STS-75, когда была попытка развернуть на шатле "Колумбия" подобный трос длиной в 19 километров (кстати, в феврале-марте 1996 года, то есть почти за год до патента Форварда и Хойта), произошла авария. При этом трос несколько недель находился на орбите и очень хорошо визуально наблюдался с Земли -

цитата
It remained in orbit for a number of weeks and was easily visible from the ground, appearing something like a small but surprisingly bright fluorescent light traveling through the sky.

Кстати, учитывая довольно серьезные параметры постоянного тока, который надо пропускать через этот трос, кажется диким способ, с помощью которого герои "Анафема" останавливали его действие — перерезая трос ножом. А человека, который бы это проделал — не поджарило бы как сардельку?


Статья написана 9 июля 2013 г. 08:50

Интересно порой как человек, не бывавший никогда где-нибудь, оказывается совершенно не в курсе каких-либо местных тонкостей или подробностей. Не потому что сообразительности не хватает, а просто потому что, со стороны очень многое совершенно упускается из виду. Причем это касается не просто географической местности, а вообще целых сфер человеческой жизнедеятельности — деревни, города и проч.

Недавно, например, мы с коллегой были в командировке, объезжали районные офисы. Надо сказать, что коллега мой — горожанин, родился и вырос в столичном городе. В одном селе, мы остановились и вышли из машины — кто-то хотел что-то купить в магазине. Возле магазина росло одинокое абрикосовое дерево, усыпанное плодами. Абрикосы только-только начали поспевать и мы с коллегой потянулись к низко свисающим веткам, в поисках созревших. Тут же под сенью дерева сидел старик, видимо сторожил корову, которая паслась неподалеку, привязанная ко вбитому в землю железному колу. Мы с некоторой опаской с ним поздоровались — вдруг начнет ругаться, что без спросу полезли за плодами. Но он довольно благожелательно ответил на наше приветствие и, обращаясь ко мне, сказал:

— Абрикосы у нас замечательные. Твой приятель в городе, наверное, и не пробовал таких?

Мы с коллегой нестройно ответили, что, да, не пробовал. Полакомились еще абрикосами, вернулись к машине. Тут наши спутники вернулись из магазина, мы сели в машину и поехали. Вижу, что коллега мой пребывает в некотором замешательстве. Наконец, он не выдержал и спросил у меня:

— А этот старик тебя знает, что ли?

На что я ответил — нет, в первый раз его вижу. Это еще больше усилило удивление моего коллеги. После некоторых раздумий он воскликнул:

— А как это он тогда сразу определил, что я из города, а ты нет?! Внешне это не видно, одеты мы вроде одинаково, не произнесли ни слова... Поздоровался я вроде так же, как ты. Или у вас тут принято какое-то секретное рукопожатие?

Я какое-то время не мог взять в толк, чему он удивляется и как не видит очевидных вещей — ибо я на месте старика тоже бы это сразу определил. Потом сообразил, рассмеялся и объяснил ему:

— Да никакого секретного пожатия нету... Просто когда мы полезли рвать абрикосы, а они созрели не все, нужно было искать спелые, то я сразу подошел с солнечной стороны дерева, что естественно и очевидно, а ты же принялся искать на северной стороне кроны.


Тэги: заметки
Статья написана 24 июня 2013 г. 18:23

Эх, давненько не постил я примечательных фотографий, связанных с космонавтикой...

Зато сегодня у нас мега-примечательнейшая фотография, которая будет мила сердцу каждого любителя фантастики.

Ее можно назвать просто и без затей — "Три Нила". :-D


Статья написана 13 июня 2013 г. 12:39

По результатам последней недели, когда я свое свободное время, по несколько часов в день, проводил за просмотром разных кинофильмов, мне пришло в голову выстроить следующий список из 2 кинофильмов (чтобы проиллюстрировать свою мысль, я название каждого фильма снабдил аннотацией с Кинопоиска) в хронологическом порядке, поместив на соответствующее место роман Барри Лонгиера "Враг мой".

1) Сорок первый, 1956, СССР, режиссер Григорий Чухрай

Годы гражданской войны. По белым пескам Средней Азии к морю движется отряд красноармейцев. На боевом счету у лучшего стрелка отряда Марютки сорок убитых белогвардейцев. В последней перестрелке взят в плен поручик Говоруха-Отрок. Он станет сорок первым в ее послужном списке, когда они один на один останутся в пространстве песка, неба, моря и сложных чувств…

2) Ад в Тихом океане (Hell in the Pacific), 1968, США, режиссер Джон Бурмен

Действие фильма происходит во время Второй мировой войны. На необитаемом острове в Тихом океане оказываются 2 военных с противоборствующих сторон — американский пилот и японский военнослужащий в должности капитана.

Сперва они ненавидят друг друга и пытаются уничтожить друг друга. Затем каждый из них пытается спастись, обманув другого. Затем они понимают, что по одному им не спастись, а для того чтобы покинуть остров они начинают строить плот.

3) Барри Лонгиер "Враг мой" (Enemy Mine), роман, 1979

Один из не слишком значительных боев космической войны закончился для пилота Уиллиса Дэвиджа явно неудачно. Подбив истребитель противника в стратосфере Файрина IV, он и сам получил попадание, и теперь его корабль готовится затонуть в океане этой совершенно безлюдной планеты. Вряд ли его станут искать, и возможно, что ему предстоит прожить всю оставшуюся жизнь на берегу этого океана. Но не одному, а — о, ужас! — в обществе сбитого им противника — омерзительного трехпалого дракона с планеты Драко...

Я не знаток, предысторию появления этих фильмов и лонгиеровского романа не знаю (знаю только, что фильм Чухрая — экранизация одноимённой повести Бориса Лавренёва 1924-го года), поэтому просто сообщу о своем недоумении, авось, кто-нибудь сведущий расставит все точки над i.


Тэги: кино
Статья написана 1 июня 2013 г. 21:44
Вроде бы пустяковый повод, чтобы расчехлять свою авторскую колонку, но не нашел куда бы можно было написать про это. Тема про ляпы как бы есть, но так ведь источник не имеет отношения к фантастике. Да и по итогам написанного, вышло "многабукаф", так что уж выложу здесь. По субъективным причинам на комментарии в полной мере отвечать не получится, прошу иметь это в виду.
В-общем, отнесемся к данному посту просто как к очередному узелку на память.
В последнее время, учитывая, что непрочитанные книги громоздятся уже не на одной полке, я как-то совсем перестал покупать книг для себя. Вместо этого мне, оказывается, достаточно во время очередного захода в книжный магазин (купить, например, книжек своим детям) поторчать возле заветных полок, просто пролистывая томики. При очередной такой прогулке попалась мне на стеллажах книжка Петра Вайля "Стихи про меня". Книжка, кажется, довольно интересная и познавательная. И вот прочитав выборочно пару-тройку мест из нее, я столкнулся с загадкой, которая надолго засела в голове.
Суть вайлевской книжки вот в чем — он, как я понял, берет стихи поэтов (к сожалению, не знаком со всей книгой и не знаю, поэты только русские или есть еще и переводные), которые нравятся ему и цитирует их, расписывая к каждому стихотворению довольно объемистые эссе по нему.
Зацепивший меня отрывок оказался из главки про стихотворение Цветаевой (с творчеством которой я совершенно не знаком). Далее цитата (курсив — отрывок из Цветаевой, остальные строки — собственно текст самого Вайля) -
цитата

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И все — равно, и все — едино.
Но если по дороге — куст
Встает, особенно — рябина...


Рябины кругом было полно, но всегда и только — деревья, а не кусты. Я уже читал у Лермонтова про львицу с гри­вой, понимал, что с поэта научный спрос невелик, но все-таки. Спросил про куст у взрослого образованного знакомого, тот протер очки старым носком и завел о поэти­ческом мире, который возможно судить лишь по его собственным законам, стало скучно. Так и ре­шил — ошиблась, с кем не бывает.
Однако Цветаева, как выясняется — знала. В 35-м она пишет знакомой, что к ней пристают: "А разве есть кусты рябины? Я: — Знаю. Дерево".
Если знала, зачем породила заведомо небы­валого ботанического монстра? Сразу отмахнем­ся от подгонки под рифму: не тот калибр стихо­творца

Надо сказать, что замечание Вайля поэтессе я вообще не понял. За вычетом классического лермонтовского ляпа, мне осталась совершенно непонятной суть возражений эссеиста. Насколько я помню, выражение "куст рябины" встречается в русскоязычной литературе довольно часто. Что и подтвердилось проверкой по корпусу русского языка. Вот, например:
цитата
На Крайнем Севере, на стыке тайги и тундры, среди карликовых берёз, низкорослых кустов рябины с неожиданно крупными светло-жёлтыми водянистыми ягодами, среди шестисотлетних лиственниц, что достигают зрелости в триста лет, живёт особенное дерево ― стланик.
В. Т. Шаламов. Колымские рассказы

цитата
Вокруг среди родных березок и сосен, кустов рябины и черемухи лежали оголенные, обезображенные могилы, горбатясь поросшими травой бугорками, чуть ли не в каждой второй из них покоилась родня: братья, сестра, дядья, тетки, деды, прадеды и дальше, дальше…
Валентин Распутин. Прощание с Матёрой

цитата
Машина, мерно клокоча двигателем, работающим вхолостую, стояла на месте и все шарила и шарила своими тремя прожекторами по заросшим запущенным могилам, по покосившимся ржавым крестам и плитам, по неряшливо разросшимся кустам рябины, по гребню трехметровой стены, обрывавшейся слева.
Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий. Пикник на обочине

цитата
Действовал все тот же «эффект узнавания», который заставляет слабонервного путника, однажды принявшего в сумерках куст рябины за человека в плаще, шарахаться от все новых порождений собственного воображения.
Дмитрий Биленкин. Десант на Меркурий

цитата
Никогда нельзя думать, что вот этот куст рябины или вот этот седой барабанщик в оркестре понадобятся мне когда-нибудь для рассказа и потому я должен особенно пристально, даже несколько искусственно, их наблюдать.
К. Г. Паустовский. Золотая роза

цитата
В стороне от дороги рос тощий еловый лесок, жидкий березняк и кусты рябины.
Д. Н. Мамин-Сибиряк. Под землей

Но может быть это все издержки фактологической небрежности гуманитариев? Может ботаники согласятся с Вайлем? Знакомых ботаников у меня нет, так что пришлось посмотреть в вики. В википедии в статье о рябине обыкновенной написано так — "Рябина обыкновенная (лат. Sorbus aucuparia) — дерево или кустарник, вид рода Рябина семейства Розовые (Rosaceae)". Аналогично в англоязычной вики — "Sorbus aucuparia, commonly called rowan and mountain-ash, is a species of deciduous tree or shrub in the rose family" (tree — дерево, shrub — куст). Также на сайте департамента сельского хозяйства США в базе растений указано для обыкновенной рябины — Growth Habit: Tree, Shrub (форма, габитус растения: дерево, куст).
Получается даже с научной точки зрения ничего предосудительного у Цветаевой нет? И претензии Вайля беспочвенны?
А теперь о втором отрывке из этой же книги Вайля, привлекшем мое внимание. Который, с учетом вышесказанного, выглядит довольно пикантно. Оказывается, Вайль, так строго обходящийся с точностью фактов из области естествознания у других, сам допускает изрядные вольности в письменной речи:
цитата
Через двадцать лет после своих поле­тов космонавт Гречко рассказал, как проносили коньяк на корабли "Союз", как прятали бутылки на орбитальных станциях "Салют", как в вакуу­ме содержимое не хотело выливаться до конца, но законы физики были посрамлены знанием и смекалкой.

Знаете, с моей скромной точки зрения, представившееся внутреннему взору читателя зрелище киряющих в ВАКУУМЕ космонавтов будет всяко похлеще, чем безобидный цветаевский рябиновый куст.
Такие дела.




  Подписка

Количество подписчиков: 109

⇑ Наверх