| |
| Статья написана 6 февраля 2011 г. 16:53 |
Пожалуй, самый неудачный роман Жюля Верна. Обидно бывает читать, когда в конце вдруг оказывается, что все приключения — это чей-то умелый розыгрыш, и всё было не всерьёз; вдвойне обидно и неинтересно читать, когда знаешь о розыгрыше с самого начала. Эксцентричный миллионер хочет устроить своему племяннику, двадцатидвухлетнему балбесу романтику, грезящему кругосветными путешествиями и необитаемыми островами, приключение — так, чтобы тому хватило на всю оставшуюся жизнь. А после женить его спокойно, зная, что парень не пустится уже ни в какие адвентюры. Миллионер покупает остров в трёх днях пути от Сан-Франциско, совершенно безопасный, без ядовитых змей и хищных животных, достаточно большой, на котором вдоволь дичи — а после отправляет племянника якобы в морское путешествие, наказав капитану парохода инсценировать в окрестностях острова кораблекрушение. Так молодой Годфрей Кольдеруп и сопровождающий его в плавании профессор танцев Тартелетт оказываются на острове Спенсер. Дальше без спойлеров не могу, поэтому если интересно — пожалуйте под кат. ...
Книга практически целиком состоит из счастливых случайностей, или, как принято это называть нынче, "роялей". Такое ощущение, что богатый дядюшка Вилль щедро заплатил не только капитану Тюркотту, но и сочинителю Жюлю Верну, чтобы всё гарантированно было хорошо, сонно и предсказуемо. Остров оказывется будто создан для безоблачной жизни, все нужные вещи в кратчайшие сроки оказываются найдены, а Годфрей вдруг обнаруживает в себе полный набор качеств и навыков, необходимых для выживания в диких условиях. Дальше вразброс по отдельным нелепостям. ..."Дрим", очевидно наскочивший на риф, заметно погружался в воду. Вода доходила почти до мостика, и, без сомнения, огонь в машинной топке был ею уже потушен... (...) Годфрей колебался ещё некоторое время, но вода стала достигать уже палубы "Дрима". Зная, что Годфрей плавает как рыба, капитан Тюркотт схватил его за плечи и выкинул в море. И было уже вовремя! Если бы не такая темнота, то можно было бы заметить, как около "Дрима" начинала образовываться водяная бездна..." Можно ли притопить пароход так, чтобы вода плескалась около мостика, выбросить пассажира, а потом как ни в чём не бывало уйти восвояси? Не верю. Герои обнаруживают, что кроме них "не спасся" ни один человек, зато в целости выплыла на берег пароходная живность: стадо овец, коз, агути и кур. Ладно, что они не удивляются, как все животные вот так счастливо остались живы — можно списать на шок и растерянность. Но не надо было лишать читателя удовольствия понаблюдать, как они эту живность будут по острову ловить! Однако нет, стадо устремляется за героями и сопровождает их везде, пока они слоняются по окрестностям и ищут, где бы им притулиться. Слабо верю. На острове совершенно нет хищников, зато встречаются олени, косули, множество пернатой дичи. Не верю совершенно: со школы мы все помним, что если перебить в округе волков, то разный лесной скот размножится в изобилии, сначала выест весь корм, потом начнёт падать. Пищевые цепочки, биогеоценозы и всё такое прочее. Ну да, во времена Жюля Верна таких слов не знали. Но всё равно не верю. Сцена с людоедами, единственный, пожалуй, момент в книге, когда я усомнился, что всё идёт так, как запланировано. "Годфрей испустил крик и выстрелил. Пуля просвистела в воздухе, и, казалось, поразила насмерть начальника (дикарей), так как последний упал навзничь. (...) В то же время раздался второй выстрел, сделанный Тартелеттом: он стрелял с крепко закрытыми глазами, и прикладом ружья его сильно ударило по правой щеке, но такова сила случая — после выстрела ещё один дикарь упал рядом со своим начальником". В конце дядюшка Вилль объясняет Годфрею, что это были "не настоящие дикари, из которых ты, к счастью, никого не убил". Нанять пусть даже нищих полинезийцев, чтобы те разыграли на острове людоедскую сцену, при этом чтобы они знали, что там, на острове, будут два изрядно одичалых мужика с ружьями и ножами, и наверняка станут стрелять... нет, не верю, не согласятся полинезийцы туда плыть. Китаец — самый странный персонаж книги. Он пришёл как бы ниоткуда, жил на острове одновременно с робинзонами — один, без инструментов, без домашних животных, без всего — Годфрей несколько раз издалека видел дым его костра, но никогда — самого китайца. В конце молча отбыл в неизвестном направлении. Зачем приходил? — непонятно. Тигр и медведь, которых Годфрей встречает в лесу в конце своей робинзонады. Дядюшка говорит, это были специально завезённые на остров чучела с пружинами, которых по ночам тайно расставлял и заводил подставной Пятница. Может ли человек, который полгода живёт в лесу и не видит вокруг себя ничего, кроме дикой природы, принять чучела за живых зверей? Слабо верится. Кстати, странно, что Годфрей и Тартелетт не заметили, как на остров периодически что-то завозили пароходы. Должны были, остров не так велик, а пароход — да даже паровой катер — весьма заметен. С крокодилом, которого Тартелетт везёт в Сан-Франциско, чтобы изготовить чучело, тоже не всё ясно. Крокодила убивают, потом проходит изрядно времени, наступает зима, при этом нигде не сказано, что с крокодилом что-то сделали, сняли шкуру, съели, что-нибудь ещё. И потом читаем: Тартелетт привёз с собой крокодила, то есть целого — не шкуру, не отдельные его части. Значит, он везёт с собой здоровенную, изрядно тронутую тушу рептилии. Не странно. Но неприятно. Вот, вроде, и всё, что я хотел сказать относительно "Школы робинзонов".
|
| | |
| Статья написана 27 января 2011 г. 14:59 |
Если вы пишете рассказ на внеконкурс, то я напомню: приём работ заканчивается сегодня в 23:59. То есть на дописывание, вычитку, правку и пр. у вас осталось ровно девять часов. Какой-то специальной отмашки, объявления, что-де всё, с этого момента приём закончен — не будет; вот это объявление — последнее. 31 января мы выложим тексты внеконкурсных рассказов. Порог в 20% участники прошли, и теперь рассказ — победитель внеконкурса будет участвовать в финале основного конкурса и судиться на равных условиях с остальными 10-ю финалистами. Хочу напомнить правила внеконкурсного состязания. Так же, как во 2-м туре основного конкурса, здесь на каждый рассказ будет заведена страница-карточка, где можно будет ставить оценки и писать отзывы, причём (уже в отличие от 2-го тура) — авторы могут оценивать и писать отзывы наравне с простыми читателями. А могут не писать и не оценивать — то есть никаких требований к количеству здесь нет. Авторы также могут — для конспирации — оценивать и писать отзывы на свои собственные рассказы; при подсчёте итогового балла эта "самокритика" учитываться не будет, но она позволит авторам избежать подозрений со-участников и деанонимизации. И ещё: не забывайте, что в отношении внеконкурса у нас нынче действует принцип "щадящей критики": если вы пишете отзыв негативного содержания — он должен быть обоснован и сформулирован так, чтобы не обидеть автора. Отзывы с фразами вроде "мой 12-тилетний племянник и то написал бы лучше", "лично мне этот рассказ почему-то не понравился", "автор, не пиши больше" и т.п., оставленные в карточках или во внеконкурсной теме форума — будут удаляться; в личных колонках и в пивнушке "Цианид" (кстати, если кто-то не заметил: да, она снова работает ) — пожалуйста. Удачи в соревновании
|
| | |
| Статья написана 25 января 2011 г. 00:08 |
Итак, работы на конкурс больше не принимаются. (Если кто-то не успел — напоминаю, что есть ещё внеконкурсное состязание, рассказы туда мы будем принимать ещё три дня.) Теперь организаторы займутся составлением конкурсных групп, и 28-го января, ровно в полночь, группы (и тексты) будут представлены на суд общественности. Начнётся 1-й тур. Пока же вот вам общий список поданных на конкурс рассказов, всего 95 работ: ...дли-и-и-инный спи-и-и-исок...
100 днейАптекарь Астронавт Благословение небес Братья по-разному В ожидании В поисках работы Важнейшее звено Василий Самоедов — литературный гений Вдали от всех Вежливость как точная наука Верхнее "Си" Вечность над головой Возвращение судьбы Всё будет хорошо Грехи наши Грим Грязный поток Губители сфер Да будет… Дальнобойщик Дверь Диплом Дорогая А.! Единорог из Лестер Хиллз Живые и мёртвые Звериный лог И бегемоты умеют делать реверансы Именем Твоим Индивидуальность на поток Иной Исчезновение Михи Ширяева Йота Колумбарий Комиссар Тулз Коулрофобия Кровать для больного корью Крошка Вилли-Винки Куда же они подевались-то? Купите билетик счастья! Лекарство ЛЖ-2099 Лучший рождественский подарок Любовник Маленькой Елочке… Машина счастья Мечта одного человека Необычная специализация Новый контракт Обыденное дело, или Фото на память Один день Окончательное решение Особое поручение Парис Парни в алых кафтанах Первый Перевод По числу Святых Апостолов… Повесть о трёх фиаско Позиция гражданина Климова по смертной казни Пока горит свеча Пора отдыхать После дождичка Последний парад Предупреждение Кассини Прекрасный день дипломированного специалиста Принцип росянки Профессиональный патриот Свеча горела Семь нот нейропрограммирования Сияющая Вершина Слава королю! Да здравствует король! Смерть и что случается после Специалист по разоблачениям Судьба одного воина Творческая профессия Те, кто нас берегут Тень Только длонхо Три стула Трое в ковчеге У подножья Арсии Уборщик Узкий простофиля Укрощение строптивой Упырь из Дукоры Фотография трёх друзей Химическая реакция с математическим финалом Цари Цвета гноя и гнили Часовой мастер Человек с алой меткой Человек-в-словах Человеческий фактор Широкий профиль, узкий профиль
Пожалуйста, проверьте, есть ли в списке название вашего рассказа. Вдруг я по невнимательности пропустил чьё-то сообщение. Внимание! Если вы хотите сообщить что-нибудь, касающееся вашего рассказа, — напишите мне приватным сообщением, а не в комментариях.
|
| | |
| Статья написана 23 января 2011 г. 02:49 |
12 С. Логинов: Этот самый товарищ у нас не появился, Е*** К***? Е.К.: Это я. С. Логинов: А я уже хотел сказать: всё, все тогда свободны... (...) Так, вот кого мы сейчас будем... выдирать волосы и зубы, выбивать у него почки, состругивать мясо... А. Кубатиев: Ногти, ногти не забудь. С. Логинов: Нет, ногтей тут нет. Два рассказа. Первый рассказ попроще, называется ***. Как нетрудно догадаться, человек поймал рыбку, только не золотую, а угря. Никогда не ловил рыбу, а здесь, судя по тому, что в двух рассказах герои — рыбаки-любители, по-видимому, автор рыбу умеет ловить, он знает даже какие-то слова, которые я тут не знаю, но уже по тому, как они определены, я чувствую, что да, здесь перед нами профессионал. Поэтому сразу предупреждаю, что моменты, связанные с рыбной ловлей, буду обходить стороной. А вот, к сожалению, во всём остальном автор не очень профессионал. Итак, помните такой роман — "Зона справедливости"? А помните, по-моему, у Ярославцева... а, нет, ещё у Стругацких, такой роман как "Отягощённые злом"? Один моментик, когда предлагает Демиургу: "А вот пусть..."... Е.К.: Да... эксперимент... ...
С. Логинов: Эксперимент по... практической реморализации. И вот перед нами ещё один эксперимент по реморализации, только поставленной в столь чудовищных условиях... Впрямую понятое пожелание, или там максима, чтобы воздавалось сторицей. Сидит товарищ — кстати, совершенно непонятно, почему он столь злобен именно в этот момент — и говорит: "Я бы их, гадов, всех..." Там случается такое. "Вот ненавижу, которые гады, которые сволочи, мстить им надо за их сволочизм. Вот украл копейку — пусть у ворюги все волосы и зубы выпадут, у взяточника руки отсохнут, почки отвалятся, грабителю отрубить пальцы, затем конечности, того, кто покалечил, — вернуть сторицей, и вдобавок ещё, помимо сторицей, глаза чтоб вытекли, насильнику отрезать то, чем насиловал, с убийцы снимать лоскутами кожу, мясо, пока одни кости не останутся". Вот сидит и о таком мечтает. Почему? С чего? Человек на рыбалку приехал. Ну должно быть какое-то... А. Кубатиев: ...умиротворение. С. Логинов: ...умиротворение, а он сидит в лодчонке и сам себя накручивает. Потом поймал угря, а тот ему голосом не человечьим, а очень телепатически: "Отпусти, желание исполню". Одно. Ну вот, не выдержал, значит, щекотки в мозгу — отпустил угря. Тем более, по-видимому, насколько я понимаю, угря ловить нельзя. Е.К.: Ну, он не попадается. С. Логинов: Просто не попадается? Не бывает? Е.К.: Бывает, но... не попадается. С. Логинов: Ну, хорошо, замечательно. Отпустил. Значит, желание должно исполняться, а желание — на лодке товарищ мечтал — об этом. А потом вдруг смотрит, как рыбнадзор едущий... разваливается инспектор на куски, другой катер врезается, что-то там разваливается. Девушка с ребёнком уже на культяпках каких-то бежит по мосткам, и тоже, так сказать, сходу у неё уши отваливаются, ноги сначала по колени, она там ещё на чём-то пытается ребёнка... единственный, кто ещё остаётся неизменным... пытается его всё-таки удержать, но потом разваливается полностью, а ребёнок булькает с этих мостков туда вниз... Лайнер — взжж-бумс! — падает, всё хорошо, всё сбылось, ни одного живого человека, включая самого пожелателя, ибо он вспомнил, как мальчишкой во время мальчишеской драки кому-то напильником ногу просадил, ну и ещё, ещё, ещё что-то. Да, об этом можно было уже догадаться на первой странице. "Украл копейку — так пусть у тебя...". А я вот двадцать копеек в своей жизни украл, да, был случай. В школьной раздевалке залез в карман пальто и спёр двугривенный. Это для меня была очень мощная прививка, потому что спустя дня два, когда уже этот двугривенный был прожран на мороженом, я вдруг представил, как хозяйка — это было женское пальто, я девушку обокрал — приходит за своим двугривенным и обнаруживает, что его нет. Как мне было стыдно, как мне стыдно до сих пор! Всё, это был последний раз, когда я что-либо украл. Как раз наоборот, вот это называется: "благодетельный грех", прививка. Я думаю, вот если сейчас вот этой самой бабушке сказать, что да, украденный у вас двугривенный на добро пошёл — она скажет: "Бог с ним! Раз он после этого не украл миллиона и не..." Из аудитории: А если это вот такая сердитая бабушка? До сих пор помнит этот... С. Логинов: Ну, значит, выпадут зубы. Из аудитории: ...ещё с детства двугривенный, а вот теперь миллионы, и газ крадут, и электричество крадут... А. Кубатиев: Господь с ней, как говорится, тогда, она за своё в ответе. С. Логинов: Да, тогда она тоже пусть отвечает за свои двугривенные. Всё хорошо. То есть сюжет как бы ясен, очевиден, однозначен... и неглубок. То есть обсуждать здесь, собственно говоря, нечего. Да, понятно, что принцип "воздастся сторицей" не годен, особенно если его столь максимально применять. Любую идею можно довести до абсурда. Что автор и сделал, и показал: смотрите, да, абсурд. А. Кубатиев: Хуже всего, что десять миллионов вариаций уже есть. Многие из них куда как интереснее и остроумней. С. Логинов: Так, а вот как это сделано. Время от времени появляются очень странные фразы. "Работая инкассатором, Андрей постоянно принимал от клиентов чаевые". Кто такой "инкассатор", можно вопрос? Е.К.: Инкассатор — человек, который забирает деньги в магазинах всяких там, и так далее, и перевозит в банк. С. Логинов: Как, где и когда от кого он может принимать чаевые? Е.К.: Рассказываю. В столовых, в магазинах — это чаевые, они дают. Ты приезжаешь в столовую, ты приносишь им деньги или забираешь у них деньги, они тебе дают пятьдесят копеек, например. Это чаевые, как вот в гардеробе, да, там, кто бинокль тебе даёт — иногда ты ему даёшь копейку, там, иногда не даёшь. И то же самое инкассаторы. Это то же самое. С. Логинов: Вот те на! Первый раз я о таком слышу. (В аудитории шум, все спорят.) Е.К.: Я работал инкассатором. И... товарищи! За смену, за вечер инкассатор по копейкам, по пятьдесят копеек, по тридцать и так далее, собирал порядка восьми-тире-десяти рублей. Это чаевые, это так оно и есть. А. Кубатиев: Сын моей подруги возит деньги и телефонные карточки по интернет-салонам — денег они ему не дают. Карточку дают обязательно. Е.К.: Это было. Два слова ещё, если можно. Четвертинки ещё давали. Приезжаешь в магазин, ничего не делаешь, ты просто делаешь свою работу. Тебе раз — за то, что ты пришёл, тебе дают четвертинку. А по пятницам — ребята, ещё раз хочу сказать — вот ты приезжаешь в магазин... У нас было три магазина в Тушино, мы обслуживали тушинские магазины — и три магазина давали по рублю. И если рубль она... Да, ты взял, расписался, взял сумку с деньгами, где в этой сумке там... пятьдесят тысяч рублей... и если она забывает, ты говоришь: "Сегодня пятница?" — она раз: "Да, пятница, пятница", — достаёт рубль и даёт рубль. Причём представляете, в какие годы. Извините, что я... Это было, это было, я работал. С. Логинов: Хорошо, так. Тогда вот такой момент: многие ли знают, что инкассатору за то, что он выручку забирает, накидывался этот самый полтинник? А. Кубатиев: Я не раз работал с инкассаторами. Нашим ни разу не давали нигде... Е.К.: Значит, не в то время... С. Логинов: Понимаете, я работал в магазине грузчиком, инкассатор приходил — это было, так сказать, некое божество, это действо, это снимается выручка, в кармане ствол, один с сумкой, второй сзади тэ-тэ-тэ, и к этому просто представить, что здесь фигурирует ещё пятьдесят копеек... Вот я, будучи грузчиком, я знаю: вот "сочная женщина" — она торгует, ну, знаете, сок в розлив — ей надо... вывести её сначала, её надо увести обратно. Это не относится к работе грузчиков, она просит грузчика. Вот грузчику она полтинник за это дело даёт. При этом грузчик гарантирует, что он её банки не побьёт, что будет аккуратно везти. Как-то новая появилась: "Свезёте так!" Не дала. Всё. "Что ещё?" "Ах, ах, а кто меня будет вывозить?" "Никто не будет". "Как — никто?" "А мы не обязаны, вези сама". "А как это я одна сама свезу?" "Это нас не волнует". "Ну ладно, я дам пятьдесят копеек". "Так, и за вчерашний день тоже". Вот так вот. Это было. Но это, простите, — это грузчик, а тут инкассатор. Вот когда вы вносите такого рода деталь, деталь малоизвестную, то она должна либо особо играть в этом рассказе, либо она должна быть... в другой рассказ. Это вот то, что я вчера говорил по поводу четырёх этих самых... месяцев разницы... между... (Продолжение следует.)
|
| | |
| Статья написана 17 января 2011 г. 23:18 |
Хочу напомнить участникам конкурса, кто ещё что-то пишет или только собирается, — вот с этого самого момента, с этого объявления у вас осталась одна неделя. В следующий понедельник, 24-го января, в 23 часа 59 минут вместо "спасибо, ваша работа принята" мне придётся говорить "извините, работы больше не принимаются". Не то чтобы я тороплю, знающие люди говорят — неделя это целая прорва времени, но... На всякий случай, предупреждая... предупреждая этот самый случай, хочу сказать вот что: у меня дома такие часы, которые то убегают, то отстают, то вообще ведут себя неприлично. Но я им верю, какие-никакие, а часы. И если они мне говорят: "Пора вставать!" — я отвечаю: "Хорошо, хорошо, уже", — даже если за окном очевидный вечер. Это я вот к чему: пожалуйста, не откладывайте до последних минут, мало ли какой казус произойдёт — свет отключат, проспите, забудете — опоздаете, и будет обидно. Но если вы всё-таки опоздали, или если вы чувствуете, что не успеваете — не забывайте, что есть внеконкурс. Работы на внеконкурс принимаются на три дня дольше, до 27-го января, тех же 23:59. И — коль скоро первый тур не за горами — позвольте напомнить вам, в чём его, первого тура, суть. ...
Все поданные на конкурс рассказы мы разделим на более-менее равные группы, по 10-15 рассказов в каждой. Списки рассказов по группам будут опубликованы в колонке конкурса (обратите внимание: только названия рассказов, а не имена авторов, так что ищите свою группу по названию вашего рассказа). Группы будут пронумерованы и как бы расположены по кругу: за первой — вторая, за второй — третья, за последней — первая. Каждый автор-участник должен прочесть все рассказы группы, следующей за той, в которой находится его рассказ. Далее он выбирает пять лучших, причём не абы как лучших, а по порядку убывания этой самой лучшести — и вот этот список отправляет куратору 1-го тура (обратите внимание: 1-й тур веду не я, а Мартин); чем выше позиция рассказа в списке — тем больше баллов он получит. На чтение и размышление отведена неделя. Ваши оценки принимаются до 3-го февраля. Автор, не выставивший оценки в первом туре, дисквалифицируется — вне зависимости от того, насколько хорош и высоко оценен его собственный рассказ. И ещё одна просьба у меня будет: пожалуйста, если какие-то рассказы показались вам интересными или, напротив, ужасными, или ещё почему-то заслуживающими внимания — напишите об этом на форуме.
|
|
|