...по правде сказать, в результате получилось несколько не так, как задумывалось изначально: это не хоррор, а скорее, околохоррорные направления фантастики.
Круглый стол «Вскрытие Дракулы: вампирская проза в начале тысячелетия» (ведущая Ф. Морозова)
и круглый стол, посвящённый готическому роману
Кровососущие индивидуумы вот уж более двухсот лет не сходят с литературной сцены, тревожа читательское воображение и порождая толпы фанатов. Произведений о вампирах много... Но – сколько среди них по-настоящему качественных? Каковы признаки хорошей вампирской прозы? Есть ли ещё в этой области поле для открытий? Чего не знал о Дракуле Брэм Стокер? Вампир в России – чужеземный гость или парень из нашего города? Чего не стоит делать, если вы берётесь писать о вампирах, и куда обращаться, если вы всё-таки о них написали? Своими мнениями поделятся авторы и знатоки жанра.
Тезисы вампирской части...
Тезисы:
границы жанра (о соотношении с хоррором, фэнтези, фантастикой, готикой), субжанры вампирской прозы;
иллюзия легкости: мифы об "обязательном" в вампирской прозе, превращающие произведение в сборище клише;
эволюция тем и приемов вампирской прозы;
страх, смех и злободневность: юмор и социальные вопросы в вампирской прозе;
современный вампир: адреса, пароли, явки;
портрет героини вампирского романа
перспективы издания вампирской прозы в России и за рубежом.
Будет у этого объединённого мероприятия и вторая часть — предметом разговора там станет готической роман.
Тезисы готической части...
"Портрет Дориана Грея": происхождение и особенности жанра.
"Странная история доктора Джекила и мистера Хайда": готическая литература и литература ужасов: синонимы или антонимы?
"Семья вурдалака": искусство, создающееся под влиянием готической литературы: пьесы, опера, музыка, кино, живопись, фотография...
"Падение дома Ашеров": современные перспективы готической литературы, её востребованность.
"Поворот винта": возможные направления развития готической литературы. Что ожидает жанр: сохранение традиций или адаптация под современные реалии?
Дискуссия о жанре: мэш-ап (В. Владимирский, М. Гинзбург, С. Абовская)
Мэш-ап – жанр литературы (и не только), несколько лет назад буквально взорвавший американский рынок фантастики. В прямом переводе mash-up значит "смешение". Берется том классика (Джейн Остин, Льва Толстого, Аркадия Гайдара), клей, ножницы, шариковая ручка — и путем сокращения и дописывания отдельных эпизодов создается новое произведение, сохраняющее стилистические особенности первоисточника, но совершенно иное по духу: «Гордость и предубеждение и зомби», «Андроид Каренина», «Тимур и его команда и вампиры»... Казалось бы, чего тут сложного? Однако появление знаменитых мэш-ап-романов в России вызвало ожесточенные споры. Что это: глумление над классикой? Бессмысленные и беспощадные приколы, рассчитанные на малообразованную публику? – или наоборот, малопонятный массовому читателю интеллектуальный конструктор, как в «Сделай книгу сам» Станислава Лема? Можно ли вообще считать полноценным писателем автора, работающего в таком странном соавторстве? И куда, наконец, уходят корни жанра? Все эти темы — и многие другие — поднимут в разговоре о мэш-апе писательница Мария Гинзбург, издатель Светлана Абовская, журналист Василий Владимирский и приглашённые гости.
В грядущем году – беря за точку отсчета третьи выходные августа – оргкомитет Петербургской фантастической ассамблеи собирается учредить новую премию в области фантастики и смежных с нею направлений литературы. На вопрос «Зачем?» кое-кто другой бы легкомысленно заявил «Цацек много не бывает» или «Конвент без награждения – не конвент», но лично мы рассуждаем в другом ключе, поэтому такой ответ с нашей стороны был бы неискренним. Любая премия определяется принципами организации и тем, кто за ней стоит. Нам кажется, что мы можем привнести в круг околофантастических наград кое-что, чего – по крайней мере, сейчас – там нет.
В данный момент мы не готовы в подробностях обсуждать все тонкости будущей Премии Ассамблеи – потому что перед самими организаторами стоит еще довольно много незакрытых вопросов, которые будут решаться после 19 августа. Пока же мы можем заявить следующее: во-первых, новая премия не будет «демократической» (то есть вручаемой по результатам тайного голосования некой размытой группы людей); во-вторых, номинанты станут выдвигаться от крупных интернет-сообществ, посвященных фантастике и родственным жанрам (такие сообщества, по нашему убеждению, пришли на смену КЛФ-ам 80–90-х); наконец, это будут книги, впервые напечатанные не за прошедший год, а за более ранний и продолжительный отрезок времени.
Помимо основной Премии Ассамблеи мы собираемся – так сказать, для полноты картины – вручать Специальную премию оргкомитета Ассамблеи, отмечая чей-либо вклад в развитие фантастики и фэндома, не связанный с непосредственным написанием книг. По этой номинации никаких голосований, выдвижений и шорт/лонг-листов не планируется – она будет вручаться сугубо от лица организаторов конвента. Таким образом, поскольку ничто этому не мешает, первое награждение Специальной премией случится не в следующем, а уже в этом году – на закрытии Петербургской фантастической ассамблеи-2013, 18 августа, вечером.
Премия "Новые горизонты"
С целью отметить тексты и поощрить авторов, расширяющих границы жанра, инициативная группа критиков и фантастиковедов при поддержке онлайн-журнала «Питерbook» учреждает литературную премию «Новые Горизонты». Премия призвана поддержать писателей, творящих без оглядки на привычные шаблоны и ограничения, указывающих пути развития отечественной фантастики, ее выхода из добровольного гетто. Литературная премия «Новые Горизонты» вручается ежегодно за художественное произведение фантастического жанра, новаторское по тематике, образам и стилю.
Литературная премия «Петраэдр» учреждена в 2010 году поэтом и издателем Александром Смиром и является единственной в нашей стране, присуждаемой исключительно за произведения малой и сверхмалой формы — отдельные стихотворения, короткие рассказы, критические мини-эссе и афоризмы. Кроме того, предусмотрена специальная премия жюри, которая может быть присуждена либо автору, произведение которого не подпадает под вышеперечисленные категории, но является во всех отношениях достойным награды, либо как дополнение к существующим категориям.
Читать далее...
Награда включает в себя лауреатский диплом, разработанный художником Анатолием Кудрявцевым, к которому прилагается некоторое денежное наполнение, и вручается от имени оргкомитета премии «Петраэдр». В 2011 году к традиционному диплому добавился серебряный знак премии, сделанный по оригинальному рисунку художницы Любови Бурлаковой.
На соискание премии может быть выдвинуто произведение любого автора, пишущего на русском языке, проживающего в России или за ее пределами, изданное в год, предшествующий вручению.
Правом выдвижения соискателей на премию обладают авторы серии «Петраэдр» и лауреаты «Петраэдра» предшествующих лет. Состав жюри формируется оргкомитетом премии. Численный состав жюри может меняться год от года, колеблясь от пяти до девяти человек. Жюри рассматривает все выдвигаемые номинационные произведения, шорт-лист не обнародуется, номинационные списки являются тайной жюри и оглашению не подлежат.
В разные годы лауреатами премии «Петраэдр» были Андрей Балабуха, Василий Владимирский, Елена Хаецкая, Вячеслав Лейкин, Генри Лайон Олди и другие литераторы.
1. Внезапный сюрприз от фирмы — изготовителя футболок: крайний срок заказа продлили до 2 августа, так что если вы пока не надумали, нужна ли вам футболка с логотипом Ассамблеи и симпатичным драконом на спине, или жалеете, что всё пропустили и не успели заказать её вовремя, — теперь у вас есть время ещё немножко поразмыслить и написать нам.
2. Напоминаю, что работы на мастер-классы А. Зорича (по рассказам), А. Кубатиева (по фантастическим повестям) и Д. Вересова (по сценариям) принимаются до конца июля, то есть если вы планируете там участвовать — у вас осталась неделя. Впрочем, я с сожалением вынужден признать, что если на традиционный рассказный мастер-класс тексты присылают более-менее, то на два других — как-то чрезвычайно вяло. Спасайте ситуацию, что ли: мы, конечно, можем продлить приём ещё чуть-чуть, но если там в итоге будет по паре работ — что это получатся за мастер-классы? Придётся отменять. (Крепко задумался о сокращении числа такого рода мероприятий на следующий год до одного.)
3. И тем не менее, невзирая на: программа на Ассамблее-2013 будет очень большой и интересной. Я вчера начал потихоньку верстать почасовой график и подвёл предварительные итоги по общей продолжительности мероприятий (некоторые из них ещё досогласовываются с участниками, по другим пока не прислали анонсы, так что вам о них ещё ничего не известно — но вся информация будет выложена до Ассамблеи). Нуивот, в прошлом году про нас говорили, что у нас была одна из самых насыщенных программ среди российских фантастических конвентов (вот, например), — и та программа была общей продолжительностью 54 часа. А в этом году пока получается от 62,5 до 73 часов (не считая мастер-классов).
Доклад «Синдром поиска глубинного смысла: баг или фича?» (Рассел Д. Джонс)
Влияние японской анимации на современную культуру неоспоримо, достаточно вспомнить такие фильмы, как «Матрица» Вачовски или «Начало» Нолана. Первыми идеи и эстетику аниме восприняли, конечно, фантасты. При этом неподготовленному зрителю используемые в аниме приемы зачастую непонятны, требуется расшифровка. Доклад посвящен цитатам и заимствованиям, которые стали одной из особенностей аниме.
Тезисы...
Тезисы:
синкретизм как основа японского мироощущения;
эволюция: от оммажа классикам до «пасхальных яиц»;
Как известно, японская анимация – это традиционный ареал обитания гигантских роботов, которые похожи на людей и пилотируются также людьми. Кажется, огромные стальные создания созданы лишь для того, чтобы убивать врагов, но на деле за ними, как и за другими представителями анимешной фауны, кроется глубинная психологическая и философская традиция. Какая именно – мы расскажем вам в докладе.
Тезисы...
Тезисы:
причуды эволюции: от «Мазингера Зет» до «Евангелиона»;
крестовый поход против врагов человечества;
Ева есть Ева есть Ева: кто вы, гигантский робот-сан?
Круглый стол «Сладость запретной манги» (ведущий Н. Караев)
Прошедшей весной общественность Екатеринбурга обвинила в гибели 15-летней школьницы мангу «Тетрадь смерти», после чего по центральным каналам прошли сюжеты о том, как вредны комиксы про Лайта Ягами в частности и японская манга вообще. Как далеко может зайти демонизация манги? Правильно ли поступает Роскомнадзор, запрещая хэнтай? Не случится ли так, что в России запретят львиную долю манги и аниме за отсутствие духовных скреп?
Тезисы...
Тезисы:
дело о «Тетради смерти»: трагедия в Екатеринбурге;
Дискуссия «Автор, продай себя сам!» (ведущий Н. Аверин)
В последние годы продажи фантастики в России неуклонно снижаются – это, как говорил Остап Бендер, медицинский факт. В такой ситуации всё больше писателей, не сомневающихся в востребованности своего творчества, берёт судьбу своих произведений в собственные руки. «Если издатели не умеют как следует продать наши книги, мы сделаем это сами!» – таков их девиз. Благо современные технологии позволяют каждому попробовать себя в роли маркетолога и книготорговца. Так какие же способы распространения собственных текстов существуют сегодня в России? Какие из них наиболее эффективны? Что должен сделать среднестатистический писатель-фантаст без серьёзного стартового капитала, чтобы успешно продавать свои тексты, минуя издательские книготорговые структуры? Существуют ли приёмы, позволяющие повысить рентабельность литературного труда?.. В ходе дискуссии на эту тему, которая пройдет на Петербургской фантастической ассамблее, своим опытом поделятся Юлия Зонис и Никита Аверин, экспериментировавшие с различными онлайн-площадками, Яна Боцман и Дмитрий Гордевский (А. Зорич), создавшие собственный интернет-магазин, и другие писатели-фантасты.
Дискуссия «Рвать или не рвать: о пользе и вреде тематических литературных конкурсов» (ведущий А. Петров)
Конкурсов нынче много. На конкурсах нынче весело. После каждого конкурса творческий багаж человечества становится тяжелее на несколько десятков, а то и сотен рассказов – как посредственных, так и гениальных. С рассказами – вернее, с возможностью их опубликовать – у нас сегодня не очень, но это уже совсем другая история. Конкурс – это повод перестать фрустрировать и наконец что-то написать. Конкурс – это возможность получить десятки отзывов и узнать истинную цену своим способностям. Это неизбежный творческий рост. Это общение с единомышленниками, это, чёрт побери, социализация. Это добрая традиция.
Это похеренный талант. Это привычка писать быстро, ярко, но грязно. И привычка читать по диагонали. Склонность творить не для вечности и не по зову души, а на тему и для топа. Это тусовка и ориентация только на мнение тусовки. Не литература, а упражнение. Масса никуда не принимаемых квазипревосходных текстов. «Электросталин не нужен, спасибо».
Итак, что же это за явление: полезное оно или вредное? Об этом на Петербургской фантастической ассамблее организатор ряда конкурсов Александр Петров будет беседовать с авторами, участвующими – а также с принципиально не участвующими – в такого рода мероприятиях.
Доклад-показ «Во что поиграть, на кого поработать, или Жив ли русский геймдев?» (М. Кочакова)
Многие писатели с интересом посматривают в сторону компьютерных игр, в то время как многие игроки жаждут увлекательных сюжетов и историй. Могут ли сторителлеры и геймеры найти друг друга? Анализ состояния русского геймдева (индустрии разработки компьютерных игр) поможет нам разобраться, найдётся ли в нем место захватывающему нарративу, есть ли потребность у индустрии в авторах, и имеют ли они возможность воплотить свои идеи на экранах мониторов, планшетов и мобильников.
В докладе, который на Ассамблее-2013 сделает сценарист Mail.Ru Games Мария Кочакова, будет рассмотрено, чем именно сегодня представлена игровая индустрия, с целью разобраться в тенденциях рынка, понять, что актуально для разработчиков, что предпочитают игроки и где есть свобода для творчества.