Доклад «Фантастика в непрофильных журналах» (В. Владимирский)
В 2012 году отечественная фантастика понесла ряд тяжелых утрат. В этот список входят и два наших старейших литературных журнала: «Если» и «Полдень. XXI век». Однако есть подозрение, что кое в чём фэндом склонен преувеличивать значимость этой потери. За год два журнала печатали не более 240 повестей и рассказов отечественных авторов – между тем в номинационном списке премии «Роскон» 942 повести и рассказа. Где же публиковались остальные произведения? Ответ прост: в антологиях – и в не брезгающих фантастикой непрофильных журналах, количество которых на просторах СНГ измеряется десятками, если не сотнями. Беда в том, что многие авторы, причем не только молодые, но и вполне маститые, не представляют, что творится за стенами «фантастического гетто». Развеять страхи и сориентироваться в море прессы поможет редактор и журналист Василий Владимирский, который выступит на Петербургской фантастической ассамблее с кратким обзором «нефантастических» изданий, публикующих фантастику.
Круглый стол о фэнзинах (ведущий А. Ермолаев)
Задолго до того как в России начали выходит первые официальные журналы фантастики, у поклонников жанра появились свои издания: фэнзины, печатавшиеся иногда тиражом в несколько десятков, иногда – в несколько сотен экземпляров. Первые из самодеятельных журналов возникли в СССР еще в 1960-х, однако расцвета это движение достигло двадцать лет спустя. На страницах фэнзинов «Гея», «Измерение-Ф», «Сизиф» и многих других публиковались ведущие фантасты-«малеевцы», члены семинара Б. Н. Стругацкого, представители «четвертой волны». Ньюслеттеры «Оверсан» и «Двести» доносили информацию о фантастике до самых удаленных концов страны. Самодеятельные журналы продолжали появляться и в девяностых, и в нулевых – постепенно перемещаясь на просторы Всемирной Паутины. Возможно, сейчас, когда ведущие российские журналы «Если» и «Полдень. XXI век» прекратили существование, настало время для триумфального возвращения фэнзинов?..
На Ассамблее-2013 редакторы фэнзинов разных эпох расскажут, как формировались портфели журналов, по какому принципу строились взаимоотношения с авторами, каким журналистским жанрам отдавалось предпочтение, и попробуют ответить на вопрос, есть ли фэнзинам место в эпоху Интернета. Ведет круглый стол один из авторитетнейших представителей отечественного фэн-движения Андрей Ермолаев.
Дискуссия «Фанткритика: кому он нужен, этот Васька?» (Н. Караев, В. Владимирский)
Что такое литературная критика? Какие цели перед собой она ставит? По каким законам живет? Правда ли, что «в критики» идут только те, кто не умеет писать сам – чтобы дать волю черной зависти к Настоящим Творцам? Все эти вопросы не один год обсуждают литературоведы и читатели, писатели и завсегдатаи интернет-форумов. Если же говорить о критике фантастической литературы, то можно подкинуть еще пару бочек пороха в топку дискуссии – например, какова специфика фанткритики, отличается ли она от «критики вообще»?
Дать ответы на эти вопросы попытаются два представителя современной журналистики: Николай Караев — редактор таллиннской газеты «День за днем», обозреватель журнала «АнимеГид», постоянный автор журнала «Мир фантастики», и Василий Владимирский — книжный обозреватель газеты «Санкт-Петербургские ведомости», колумнист «Мира фантастики» и РИА «Новости», редактор журнала «Питерbook», автор сборника биографических очерков и эссе «Драконы и звездолёты».